Научная статья на тему 'Историографический аспект паломничества, как социокультурного феномена (постановка проблемы)'

Историографический аспект паломничества, как социокультурного феномена (постановка проблемы) Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
1030
155
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИСТОРИОГРАФИЯ / HISTORIOGRAPHY / ИСТОРИЧЕСКИЕ КОРНИ / HISTORICAL ROOTS / РЕЛИГИОЗНЫЙ ТУРИЗМ / RELIGIOUS TOURISM / ПАЛОМНИЧЕСТВО / PILGRIMAGE / ПАЛОМНИКИ / PILGRIMS / ЭКСКУРСАНТЫ / НИЖНЕВОЛЖСКИЙ РЕГИОН / LOWER VOLGA REGION / TOURISTS

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Тинина З. П.

Исторические корни паломничества уходят далеко вглубь веков. Его религиозная мозаика породила мозаику культур, специфику социокультурных составляющих общества и государства. Интерес народов к разнообразию друг друга обращает внимание теоретиков и менеджеров-практиков, осуществляющих организацию религиозного туризма в стране. Однако список исследовательских работ по проблематике желает быть более объёмным и исчерпывающим. Анализ доступной литературы по проблематике предполагает выявление исторических лакун и посильный вклад в развитие темы о паломничестве и его перспективах в современной России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

HISTORIOGRAPHICAL DIMENSION OF PILGRIMAGE AS A SOCIO-CULTURAL PHENOMENON

The historical roots of the pilgrimage go far back deep into the past. Its religious mosaic of cultures has specific socio-cultural components of society and the State. Interest for the diversity of other peoples drew the theoreticians and practitioners – managers, engaged in organizing religious tourism in the country. But the list of research papers on wants to be more extensive and exhaustive. Analysis of the available literature on the subject involves identifying gaps and historic contribution to the development of the theme of pilgrimage and its perspectives in modern Russia.

Текст научной работы на тему «Историографический аспект паломничества, как социокультурного феномена (постановка проблемы)»

УДК 902

З.П. Тинина

канд. ист. наук, профессор, кафедра общеобразовательных дисциплин, ГОБУК ВПО «Волгоградский государственный институт искусств и культуры»

ИСТОРИОГРАФИЧЕСКИЙ АСПЕКТ ПАЛОМНИЧЕСТВА КАК СОЦИОКУЛЬТУРНОГО ФЕНОМЕНА

Аннотация. Исторические корни паломничества уходят далеко вглубь веков. Его религиозная мозаика породила мозаику культур, специфику социокультурных составляющих общества и государства. Интерес народов к разнообразию друг друга обращает внимание теоретиков и менеджеров-практиков, осуществляющих организацию религиозного туризма в стране. Однако список исследовательских работ по проблематике желает быть более объёмным и исчерпывающим. Анализ доступной литературы по проблематике предполагает выявление исторических лакун и посильный вклад в развитие темы о паломничестве и его перспективах в современной России.

Ключевые слова: историография, исторические корни, религиозный туризм, паломничество, паломники, экскурсанты, Нижневолжский регион.

Z.P. Tinina, Volgograd State Institute of Arts and Culture

HISTORIOGRAPHICAL DIMENSION OF PILGRIMAGE AS A SOCIO-CULTURAL

PHENOMENON

Abstract.The historical roots of the pilgrimage go far back deep into the past. Its religious mosaic of cultures has specific socio-cultural components of society and the State. Interest for the diversity of other peoples drew the theoreticians and practitioners - managers, engaged in organizing religious tourism in the country. But the list of research papers on wants to be more extensive and exhaustive. Analysis of the available literature on the subject involves identifying gaps and historic contribution to the development of the theme of pilgrimage and its perspectives in modern Russia.

Keywords: historiography, historical roots, religious tourism, pilgrimage, pilgrims, tourists, the lower Volga region.

Забытое в нашей стране слово «паломничество» вернулось в российский лексикон в 90-е годы XX века. Одни организованно и спонтанно устремились к объектам духовного поклонения, другие, в лице работников туристских агентств, ориентируясь на пробуждение религиозного сознания в России, стали привлекать клиентов к турам с употреблением слов «паломничество» и «религиозный туризм», воспринимая их как синонимы. Третьи попытались вернуть традиционное право на паломничество духовенству, а четвёртые - теоретически осмыслить и обосновать стихийную практику поездок по святым местам.

Дискуссии представителей религиозных конфессий, законодателей и менеджеров индустрии туризма по проблемам паломничества не утихают до сих пор. Например, в Интернете отражено критическое отношение Межрелигиозного совета России к закону «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации». Советом был предложен ряд поправок, переданных на рассмотрение Государственной думы. В одной из поправок прозвучало требование о передаче организации паломничества от туристских агентств соответствующим религиозным организациям, способным регулировать паломническую деятельность без ущемления прав верующих. С помощью предложенных законодательных поправок ведущие духовные лидеры страны выразили на-

дежду повысить качество паломничества россиян и гостей из-за границы, приезжающих на поклон святыням России [13].

Этому требованию оппонирует директор паломнической службы «Радонеж» Ю. Минулин. Соглашаясь с тем, что религиозный и паломнический туризм - разные вещи, что второй вид путешествий является социальным служением, а не бизнесом, Ю. Минулин считает, что паломническая служба может успешно функционировать только в рамках турбизнеса. В качестве подтверждения своей точки зрения он приводит ряд доводов, а именно:

- невозможность Церкви получить туроператорскую лицензию на организацию паломнических туров;

- невозможность Ей заниматься оформлением виз при отсутствии аккредитации в консульствах;

- отсутствие у Церкви блоков мест на авиа- и железнодорожные рейсы, и прочее.

«Иными словами, - подытоживает оппонент, - у Церкви нет системы организации групповых туров». Поэтому отделение паломнических поездок от турбизнеса «будет означать конец паломничеству» [17].

Патриарх Московский и всея Руси Кирилл замечает оппонентам поправок Межрелигиозного совета России, что Церковь не претендует на решение финансовых проблем. Она лишь ратует за качество паломнических путешествий, которые на порядок отличаются от религиозных туров с познавательной и просветительской функциями. Паломничество, напоминает патриарх, непременно связано с поклонением религиозным святыням, постом, молитвами, своеобразным стилем жизни [5, 15]. Программы же, предлагаемые российскими турфирмами, никак с паломничеством не связаны, «что вызывает массу нареканий со стороны верующих. В частности, стиль жизни в 4-х-5-ти звездочных гостиницах разрушает дух паломничества. Атмосфера этих заведений совершенно ему не соответствует» [13, 26].

Подобные публичные дискуссии пробудили интерес научно-просветительского сообщества. С целью налаживания преемственности в изучении вопросов о паломничестве в России было переиздано научно-просветительское наследие XIX века, пополнившее современную российскую историографию авторскими работами, словарями, энциклопедиями позапрошлого столетия [1-3, 10-12, 18-22, 27-29]. В Российской Академии международного туризма открыта кафедра религиозного туризма. Аналогов этой кафедры в Европе нет. Её заведующая Инга Бранд в интервью так объяснила необходимость появления этой кафедры: «Религиозный туризм сегодня является новым направлением. Он совсем недавно был включен в список существующих видов туризма, принятый Всемирной туристской организацией. Но пока этим все и ограничилось. Ни один из европейских туристских вузов подготовкой специалистов по религиозному туризму не занимается. Необходимо налаживать деловые отношения с Церковью по подготовке и воспитанию будущих менеджеров паломничества, чем мы собственно и пытаемся заниматься... Была даже попытка разработать образовательный стандарт по специальности «Паломничество и религиозный туризм», но по объективным причинам от этой идеи пришлось отказаться» [7, 32].

Несмотря на слабую теоретическую разработку нужных понятий, определений, сущностной составляющей паломничества и религиозного туризма, практика путеше-

ствий по святым местам продолжает активно развиваться [8, 13, 14]. Почти триста миллионов человек в мире ежегодно принимают участие в религиозных турах [32].

Стихийность развития путешествий россиян по святым местам вызвала необходимость научного осмысления подобного феномена, изучение истории, персоналий и сущности паломничества, поиска определения искомого понятия и необходимость его адаптации к условиям современных социокультурных реалий.

Помимо переизданий работ XIX века историография сегодня располагает небольшим научно-методическим списком трудов по соответствующей теме, датированных концом XX-го и первой декадой XXI столетий.

Целью данной работы является выявление вклада современных исследователей в разработку проблематики по паломничеству в нашей стране и, в частности, на Нижней Волге. В процессе изучения историографии предполагается использовать системно-аналитический подход, историко-сравнительный метод и принцип историзма для подтверждения гипотезы о необходимости комплексного изучения паломничества как социокультурного феномена в современной России.

Паломническое движение имеет глубокие исторические корни. В словарях и энциклопедиях XIX века сказано, что Русь приняла участие в этом движении вместе с христианством ещё до официального крещения киевлян Владимиром Красное Солнышко. Так, в толковом словаре В. Даля написано: «паломничанье было встарь в общем обычае» [11, с. 13]. В энциклопедическом словаре Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона можно прочесть: «В России паломничество в Святую Землю началось уже в первые времена русского христианства». С формированием первой христианской общины в Киеве в конце IX - начале X веков в Древней Руси стал складываться тип паломников (пилигримов), называемых в русских былинах, песнях и сказках «каликами перехожими», которые «ходили в Царьград, на Афон, в Иерусалим, странствовали по отечественным святыням. Помимо Палестины, русские богомольцы направлялись в итальянский город Бари, где покоятся мощи Николая Чудотворца» [12, с. 449].

В полном Церковно-славянском словаре, изданном в преддверии XX века, сказано, что «паломник - пилигрим, поклонник святых мест, называется так с древнего обычая приносить из Святой Земли пальмовую ветвь» [20, с. 405].

В современном энциклопедическом словаре по христианству конца 90-х годов XX века на основе работ авторов XIX века, например, академиков А.Н. Веселовского [9, с. 181-188], А.Н. Пыпина [22, с. 180-187] и других, помимо определения, идентичного предыдущим определениям, показано принципиальное отличие западноевропейского и русского паломничества. В европейской и ближневосточной истории паломничество существовало до христианского и, тем более, исламского типа культуры. Ещё древние греки и римляне устремлялись с молитвами к своим отдалённым храмам. «Германцы стекались к священным рощам, иудеи ежегодно странствовали в Иерусалим. ... В христианском мире паломничество вошло в обыкновение в IV веке». Принято считать, что положила начало христианскому паломничеству мать императора Константина Великого Елена. Её «путешествие к святым местам привело к воздвижению Креста Господня» [29, с. 278]. Католическая церковь различала паломничество по святым местам на большое (к Гробу Господнему и в Рим) и малое (посещение отечественных святынь). Оно налагалось церковью на своих прихожан как епитимия (наказание, врачевание ду-

ховным путешествием к святым местам с продолжительной молитвой, милостыней и усиленным постом). «С XIII века и светские суды Западной Европы, - сказано в Энциклопедическом словаре, - стали приговаривать к паломничеству убийц». В Х1У-ХУ веках европейские светские суды отказались от наложения на преступников большого паломничества и сохранили только малое. Позднее на Западе провинившимся знатным господам было разрешено вместо себя посылать отмаливать грехи к святым местам своих слуг или наёмников.

Постепенно наёмное паломничество в Европе превратилось в выгодный и прибыльный бизнес. Образовались светские цехи профессиональных наёмных паломников, в которых заключались договоры с грешниками, покупались разрешения на паломничество у папы Римского и осуществлялась подготовка к путешествию. Центром такой подготовки была Венеция, а позднее и Марсель. Здесь наёмники запасались путеводителем, отпускали себе бороду, облачались в калиги (плащи коричневого или серого цвета), надевали на голову греческую шляпу с широкими полями, украшенную ракушками, брали с собой клюку, суму и выдолбленную тыкву с водой. К плащу и шляпе прикрепляли красный крест. Перед путешествием паломник заключал контракт с патроном (хозяином судна), по которому «су-дохозяин» обязывался перевезти его в Святую Землю и обратно, а в странствиях «сопровождать по святым местам, доставлять пищу и обеспечивать защиту пилигриму, платить за него подати мусульманским властям» [29, с. 279].

В сравнении с западным паломничеством в России инициатива путешествия по святым местам изначально исходила от самих православных прихожан и монахов. Паломничество воспринималось ими не как епитимия, а как честь, дарованная Богом, приобщиться к святым местам для духовного спасения. Многие россияне считали своим долгом стать участниками паломнического движения, которое «из года в год так быстро распространялось, что церковная власть вынуждена была сдерживать не в меру ревностных паломников» [29, с. 280]. Более того, в «Хождении» игумена Даниила (XII век), одного из самых первых русских паломников, можно найти косвенное неодобрение массового паломничества [28, с. 462].

Тем не менее, движение пилигримов в стране становилось всё более популярным. Трудность и опасность пути к Гробу Господнему, в Константинополь и на Афон заставляли их объединяться в так называемые дружины. Амуниция дружинников была похожа на калиги западных пилигримов, но их паломничество даже не напоминало прибыльный бизнес.

В XV веке, в связи с завоеванием Византии турками-сельджуками, большое паломничество в России почти прекратилось из-за притеснений «сарацин» и «злых арапов». Стало развиваться малое паломничество. Пример ему подал преподобный Сергий Радонежский, ученик и биограф которого, Епифаний Премудрый, восхвалял своего учителя в житии за то, что он «не взыскал царствующего града, ни Святой Горы, ни Иерусалима, яко же аз окаянный», а воспитал своё благочестие в великой русской земле [29, с. 280].

Русское паломничество от западного отличалось также тем, что его участники старались записывать увиденное и прочувствованное ими во время путешествий по святым местам. В XVI веке этот древнерусский тип хождения паломников-писателей за

моря возобновился и сохранился до XVIII века. В XVIII-XIX веках во время таких путешествий стало развиваться научно-критическое изучение православного Востока. Появилось множество самых разных путевых записок и заметок [29, с. 281]. Таким образом, знания об определении, истории паломничества и его развитии до рокового 1917 года были общеизвестным достоянием для грамотной российской публики.

К концу XX века интерес к этому социокультурному явлению резко возрос. Одним из первых современных российских авторов конца 90-х годов прошлого столетия, обративших внимание на этот феномен, стал В.С. Сенин. Анализируя вопросы экономики и менеджмента в сфере международного туризма, он косвенно подчеркнул массовое возвращение сограждан к вере через знакомство с некогда запретными для них местами культа, реанимировал забытое понятие «паломничество», дав ему определение, схожее с прошлыми: «Паломничество - это хождение или путешествие к святым местам с четко определенными культовыми целями» [24, с. 43].

Другой современный автор, М.Б. Биржаков, в те же девяностые годы XX века, а затем в конце первой декады XXI века в переизданной работе повторил определение сущности паломничества как «совокупность поездок представителей различных конфессий с паломническими целями, стремление верующих людей поклониться своим святым местам» [6, с. 306].

Историко-культурная практика верующих россиян подсказывает, что паломник может осуществлять неоднократное путешествие по одним и тем же святым местам, а может направиться к ним один раз, но с той же духовной, душевной мотивацией и культовыми целями. Отсюда допущенный автором количественный фактор в слове «совокупность», который не меняет сути паломничества.

Новое слово в развитии темы М.Б. Биржаков сказал, адаптируя современные словосочетания «индустрия туризма», «религиозный туризм» с прежним названием «путешествия по святым местам». Право применения светских словосочетаний дал ему подсчёт процентных составляющих потребительского спроса россиян на культовые места - более 90%. Он пишет, что «соборы, мечети, культовые музеи и духовные центры стали туристскими объектами, пользующимися всё возрастающим спросом у наших современников». Поэтому паломничество является важной частью религиозного туризма, а религиозный туризм - «важной частью всей индустрии туризма» [6, с. 216].

Представление о паломничестве, по М.Б. Биржакову, явно сближает традиционное российское хождение по святым местам с европейским паломническим бизнесом в той части, где речь идёт о получении прибыли туристическими фирмами, организующими паломничество. При этом автор искренне полагает, что паломнические цели путешественников в новых социокультурных условиях не изменились. «В настоящее время, - пишет он, - паломники широко пользуются услугами туристской индустрии, создаются специальные туристские фирмы, организующие такие туры. Паломнические туры, в отличие от религиозно-познавательных или культурно-исторических туров, отличаются верованием, несут определенный смысл совершения обряда. В них существенно сокращен развлекательный раздел программы, хотя оздоровительный и познавательный отдых, как таковой позволителен». Далее автор перечисляет безусловные желания паломника:

• «исцелиться от душевных и физических недугов;

• помолиться за родных и близких;

• обрести благодать;

• выполнить богоугодную работу;

• отмолить грехи;

• выразить благодарность за блага, посланные свыше;

• проявить преданность вере;

• показать стремление к подвижничеству во имя веры;

• обрести смысл жизни» [6, с. 306].

Желания «питают» мотивацию паломников к совершению религиозных обрядов в особо намоленном месте, духовного очищения, к получению благодати, к религиозному просвещению, поклонению святому месту, храму, мощам [6, с. 306].

В журнале «Русский паломник» к сказанному добавлен психологический аспект, по которому паломничество является определенным отношением человека к действительности. Психологические особенности паломников очень разноплановые. «В большинстве случаев, - сказано в журнале, - паломник - это глубоко религиозный человек с уже сложившейся системой ценностей. Он для достижения своих духовных и нравственных целей готов на время поступиться привычным образом жизни, который состоит из круга общения, светских удовольствий, привычного питания» [23]. Обратим внимание на словосочетание «готов на время». Оно фиксирует идею о сохранившейся традиции путешествия по святым местам не только монахов, навсегда отрекшихся от светского образа жизни, но и любого прихожанина, на время поступившегося привычными условиями своего существования.

Другой современный автор многих научных трудов и учебников по туризму, Т.Т. Христов, продолжая развивать эту тему, в своей работе под названием «Религиозный туризм» определил ему статус в туристической индустрии как «самостоятельный вид туризма». По теории Т.Т. Христова, религиозный туризм состоит из паломнического туризма и религиозного туризма экскурсионной направленности. Участников паломнического туризма автор назвал паломниками, а религиозного туризма экскурсионной направленности - экскурсантами. К третьей направленности религиозного туризма он отнёс «специализированные туры, объединяющие паломников и экскурсантов», рассчитанные, «как минимум, на три дня с посещением религиозных святынь и архитектурных памятников прошлого» [30, с. 15].

Работа Т.Т. Христова, наиболее полно анализирующая сложившуюся практику организации религиозного туризма в нашей стране, довольно быстро стала историографической редкостью и уже через два года была переиздана. Во втором издании, с исправлениями и дополнениями, автор подробно рассмотрел историю возникновения и основы вероучения мировых религий, территорию их распространения, туристскую инфраструктуру, а также описал главные мировые религиозные центры и особенности практической организации паломнических поездок по культовым местам в России и за рубежом. Кроме того, он проанализировал особенности мотивации экскурсантов и паломников, посещавших одни и те же святые места. Т.Т. Христов по этому поводу пишет, что «туристов интересуют главным образом экскурсии с посещением монастырей, храмов, музеев и выставок. Причем они могут быть, а могут и не быть приверженцами той религии, объекты которой посещают, а также могут быть вообще людьми нерели-

гиозными... Паломники же едут поклоняться святым местам только своей религии. Экскурсии, посещение музеев, выставок для них - вторичная, сопутствующая задача или вообще малоинтересная им» [31, с. 6].

По числу участников и их семейному положению Т.Т. Христов выделил три вида паломничества:

• индивидуальное;

• семейное;

• групповое, состоящее из нескольких семей и индивидов.

По временной продолжительности прежние свои слова «большое» и «малое» в определении паломничества автор заменил словами «длительное» и «короткое». При этом он добавил, что самой короткой, «по русским православным канонам, считалась поездка продолжительностью не менее 10 дней». По пространственному охвату он осуществил классификацию паломничества с привязкой к территории той или иной страны, на которой находятся объекты религиозного поклонения. Так, Т.Т. Христов пишет, что если объекты поклонения страны посещаются её же гражданами, то их паломничество классифицируется как внутреннее. Если паломники посещают святые места за пределами территории своей страны, то их путешествие классифицируется как зарубежное [30, с. 203].

После данной работы Т.Т. Христова уже казалось, что теоретическая разработка проблематики паломничества в отечественной историографии более или менее состоялась. И в качестве продолжения в изучении этой темы можно было уже начать исследовать региональную историю и современную практику паломничества. Однако в 2008 году вышла работа А.В. Бабкина под названием «Специальные виды туризма», в которой о паломничестве вовсе не упоминается, а под религиозным туризмом предлагается понимать «виды деятельности, связанные с предоставлением услуг и удовлетворением потребностей туристов, направляющихся к святым местам и религиозным центрам, находящимся за пределами обычной для них среды» [4, с. 23].

Здесь особенно смущает фраза «виды деятельности, связанные с предоставлением услуг и удовлетворением потребностей туристов», которая имеет непосредственное отношение к менеджменту. Автор предлагает под религиозным туризмом понимать не путешествие или совокупность таковых по святым местам, а деятельность менеджеров, организующих этот специфический турпродукт. Разрушая прежний, традиционный стереотип понимания религиозного туризма, А.В. Бабкин вновь обостряет проблему и пытается вызвать новый виток дискуссий на эту тему. Однако российская общественность пока никак не реагирует на этот вызов автора.

В специальных журналах по туризму: «Вояж», «Туризм и отдых», «Иностранец» - продолжают публиковаться просветительские, информационно-рекламные статьи по религиозному туризму. Они вполне могут классифицироваться как информационные источники, фиксирующие современное практическое развитие религиозного и прочего туризма в нашей стране и за рубежом [7, 19, 32]. Ещё косвенно сегодня упоминаются вопросы религиозного туризма в специальных научно-просветительских сборниках, например, в межвузовском сборнике «Туризм и культурное наследие». В одном из таких сборников особенно привлекает внимание единственное в своём роде сообщение Н.А. Малова под названием «Этнический туризм: проблемы, тенденции, перспективы».

Заявленная автором тема в нём раскрывается на эмпирическом историческом материале Нижневолжского региона. Других же подобных работ по Нижнему Поволжью сегодня пока не найдено.

При подробном знакомстве с указанной работой становится очевидным, что название сообщения оказалось намного шире, чем его содержание, поскольку оно посвящено исключительно немецкому историко-культурному наследию Саратовской и Волгоградской областей [16]. Относительно историко-культурного наследия других народов Поволжья автор ограничился лишь одной фразой: «В течение многих веков здесь проживали десятки народов, которые создали неповторимый колорит нашего края» [16].

Бесспорно, тематика о немцах Поволжья, их истории и культуре является интересной и достойной изучения. Она всегда была и остаётся привлекательной для авторов, написавших по этой теме диссертации, немало статей и монографий в 80 - 90-е годы XX века. Трудно не согласиться с Н.А. Маловым и в том, что судьбы и наследие поволжских немцев особенно стали интересовать в перестроечное и постсоветское время иностранных туристов Европы и США, проявлявших ностальгию по российским корням поволжских немцев. Немецкое наследие на Волге неплохо сохранилось со времён правления Екатерины Великой и до наших дней. Сегодня можно показать гостям Поволжья немецкие города и сёла, их архитектуру, а также выставки и витрины экспонатов, документов, фрагментов производственной и культурной жизни немцев Поволжья, имеющиеся в краеведческих музеях Нижневолжского региона. Нижневолжские туристические агентства действительно упускают хорошую возможность активного участия в менеджменте данного вида туризма.

Итак, в современной отечественной историографии, пополнившейся переизданными русскими словарями и энциклопедиями XIX века, дано исконное определение паломничества с небольшими вариациями, не искажающими сущность понятия, представлен понятийный аппарат по теме и кратко по хронологии изложена история развития этого движения. Традиционное представление о паломничестве на Руси свидетельствует, что оно всегда было основано на вере в особую силу духа отдалённых от общих поселений святых мест и проявлялось, как специальное путешествие к религиозным святыням для поклонения, духовного очищения, общения, благодарения и - параллельно - для получения знаний о мире, созданном Всевышним. В сравнении с Западом, оно исключало возможность развития паломнического бизнеса, но, вплоть до конца XIX века, способствовало в России развитию такого литературного жанра, как «Хождение», и позднее «Путевые записки» и «Путевые заметки».

В XX веке в нашей стране по известным политическим и идеологическим причинам любая религиозная проблематика была отодвинута на периферию отечественной науки и просвещения. В 90-е годы в связи с пробуждением религиозного сознания в России и фривольного использования турагентствами соответствующей традиционной терминологии в стране начались дискуссии на тему о паломничестве. Оппонирование светских и духовных лиц по данной проблематике обратило на себя внимание авторов, занимающихся вопросами индустрии туризма. Многие из них продемонстрировали солидарность с традиционной точкой зрения на сущность определения паломничества, на хронологию его развития в России как социокультурного феномена. Этим, вероятно,

и объясняется отсутствие собственно научных исследований паломнического движения на современном этапе. Авторы ограничиваются лишь работами общеобразовательного характера (учебниками, учебными пособиями, публицистикой), посвященными проблемам паломничества, внедрению новой терминологии в традиционную канву понимания данного явления и структурированию этапов развития этого религиозного движения. В современной историографии также более чётко, чем прежде, определены желания и мотивации паломников. Однако краеведческих научных исследований паломничества, как социокультурного феномена, в частности по Нижневолжскому региону, всё ещё недостаточно.

Вместе с тем, сегодня накоплен значительный эмпирический материал, ждущий своих исследователей. Многоконфессиональный Нижневолжский регион в постсоветское время стал довольно богатым самыми разными объектами для поклонения верующих, описанными авторами в религиозной литературе, как издательским способом, так и в электронном ресурсе. Религиозная литература, традиционно не тяготеющая к научным подходам, представляет собой историко-культурное бытоописание странниками своих путешествий по паломническим святым местам [1, 19, 21, 25, 27]. Немаловажным источником изучения проблематики паломничества могут служить также публицистические работы и рекламно-информационные материалы турагентств региона. Привлекают к себе внимание в качестве источников и выступления представителей российских конфессий на общецерковных конференциях, опубликованные в соответствующих сборниках, а также документы специально сформированных организаций по вопросам религиозного туризма и паломничества, мнения граждан России, совершающих путешествия по святым местам, отражённые в социальных сетях Интернета.

Список литературы:

1. Августин (Никитин), архимандрит. Русские паломники у христианских святынь Египта. - СПб., 2003. - 150 с.

2. Аман А. Г. Повседневная жизнь первых христиан / пер. с фр. В.Д. Балакина. -М., 2003. - 102 с.

3. Архиепископ Аверкий (Таушев). Четвероевангелие. La Canada; California [USA], 20.11.2002. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.holytrinitymission.org/books/russian/chetveroevangelie_averky.htm (дата обращения: 30.06.2013).

4. Бабкин А.В. Специальные виды туризма. - Ростов на/Д: Феникс, 2008. - 218 с.

5. Бакалова Е. Реликвии у истока культа святых // Восточно-христианские реликвии / под ред. А.М. Лидова. - М., 2003. - 180 с.

6. Биржаков М.Б. Введение в туризм. - СПб.: Невский фонд, 2008. - 381 с.

7. Бранд И. Интервью о религиозном туризме [Электронный ресурс] // Портал «Интерфакс-Религия». - Режим доступа: http://www.interfax-religion.ru(дата обращения: 26.06.2013).

8. Буревестник М. Некоторые саратовские мусульмане отправятся в хадж «заочно» // Взгляд. Саратов, 14.12.2006 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.vzsar.rU/news/2006/12/14/(дата обращения: 30.06.2013).

9. Веселовский А.Н. Славянские сказания о Соломоне и Китоврасе // Вестник Европы. - 1872. - № 4.

10. Главная туристская выставка [Электронный ресурс]. - Режим доступа: ИНр://Ктехро.ш(дата обращения: 29.06.2013).

11. Даль В. Толковый словарь живого великорусского языка: в 4 т. - Изд. 2-е. -М., СПб.: Тип. М.О. Вольфа, 1882. - Т. 3: П. - 555 с.

12. Иллюстрированный энциклопедический словарь: современная версия / Брокгауз Ф.А., Ефрон И.А. - М.: Эксмо, 2012. - 960 с.: ил. - (Российская императорская библиотека).

13. Кирилл, патриарх Московский и всея Руси. Выступление // Материалы Первой общецерковной конференции «Православное паломничество: традиции и современность», 27.10.2004 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.mospat.ru/archive/7967-1 .Мт1(дата обращения: 15.11.2004).

14. Ислам: духовное единство в культурном многообразии (этноконфессиональ-ные группы в Поволжье) / Лазарева И.Н. [и др.] // Выставки. Конфессии [Электронный ресурс]. - Самара, 2006. - Режим доступа:

http://www.alabin.ru/alabina/exposure/exhibitions/religion(дата обращения: 29.06.2013).

15. Евангелие от Луки. 2: 41, 42, 46.

16. Малов Н.А. Этнический туризм: проблемы, тенденции, перспективы // Туризм и культурное наследие [Электронный ресурс]: межвузовский сборник научных трудов. Вып. 1. - Режим доступа: http://www.sgu.ru(дата обращения: 08.03.2013)

17. Минулин Ю. Интервью // Паломническая служба «Радонеж»: [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.radonez.ru(дата обращения: 28.06.2013).

18. Подвижники благочестия, процветавшие на Синайской горе и в ее окрестностях. К источнику воды живой: письма паломницы IV века. - М., 1994. - 130 с.

19. Подвижники благочестия, процветавшие на Синайской горе и в ее окрестностях. К источнику воды живой: письма паломницы IV века / переизд. кн. (СПб., 1860), составленной по Четьям-Минеям, месяцесловам, богослужебным книгам и др. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.radonez.ru(дата обращения: 19.07.2013).

20. Полный церковно-славянский словарь / сост. протоиерей Г. Дьяченко. - Репринт. воспр. издания 1900 г. по благословению патриарха Московского и Всея Руси Алексия II. - М.: Изд. Отдел Моск. патриархии, 1993. - 1120 с.

21. Порфирий Успенский, архимандрит. Путешествие по Египту и в монастыри св. Антония Великого и преп. Павла Фивейского, в 1850 г. - СПб.,1856. - 294с.

22. Пыпин А.Н. Паломничество и путешествия в старой письменности // Вестник Европы. - 1896. - № 8.

23. Русский паломник. Периодическое издание - М.: Московская патриархия. -№ 5/106, 05.03.08.

24. Сенин В.С. Организация международного туризма. - М.: Финансы и статистика, 1999. - 358 с.

25. Сидоров В.С. О странниках русской земли // Записки священника Сергея Сидорова, с приложением его жизнеописания, составленного его дочерью, В.С.Бобринской. - М., 1999. - 186 с.

26. Туризм и гостиничное хозяйство / под ред. А.Д. Чудновского. - М.: ИНФРА, 2001. - 315 с.

27. Филарет (Гумилевский), архиепископ. Черниговский. Жития святых подвижниц Восточной Церкви. СПб., 1885. - Репринт изд. - М., 1994. - 300 с.

28. Христианство: энциклопедический словарь: в 3 т. / редкол.: С.С. Аверинцев (гл. ред.) [и др.]. - Т. 1: А-К. - М.: Бол. Рос. энцикл., 1993. - 863 с.

29. Христианство: энциклопедический словарь: в 3 т. / редкол.: С.С. Аверинцев (гл. ред.) [и др.] - М.: Бол. Рос. энцикл., 1995. - 671 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

30. Христов Т.Т. Религиозный туризм. - М.: Академия, 2003. - 398 с.

31. Христов Т.Т. Религиозный туризм: учебное пособие. - 2-е изд., испр. - М.: Академия, 2005. - 420 с.

32. Центр международного туризма [Электронный ресурс] // Паломничество и религиозный туризм. - Режим доступа: ИНр:/^ог1<^<Зе1оиг.ги/соп1еп1(дата обращения: 20.03.2013).

List of references:

1. Augustine (Nikitin), Archimandrite. Russian pilgrims at Christian shrines of Egypt. - SPb., 2003. - 150 p.

2. Aman A.G. The daily life of the first Christians / Translated from French V.D.Balakin. - M., 2003. - 102 p.

3. The Archbishop Averky (Taushev). The four Gospels. La Canada.; California [USA], 20.11.2002 [Electronic resource]. - Mode of access:

http://www.holytrinitymission.org/books/russian/chetveroevangelie_averky.htm (date of circulation: 30.06.2013).

4. Babkin A.V. Special forms of tourism. - Rostov on/D: Phoenix, 2008. - 218 p.

5. Bakalova E. Relics at the worship of Saints // East Christian relics / Red. A.M. Lidova. - M., 2003. - 180 p.

6. Birgakov M.B. Introduction to tourism. - SPb.: Nevsky Fund, 2008. - 381 p.

7. Brand I. Interview on religious tourism // Portal «Interfax-Religion» [Electronic resource]. - Mode of access: http://www.interfax-religion.ru(date of circulation: 26.06.2013).

8. Burevestnik M. Some saratovskie Muslims will go to Hadj «in absentia» // Look. Saratov, 14.12.2006 [Electronic resource]. - Mode of access: http://www.vzsar.ru/news/2006/12/14/(date of circulation: 30.06.2013).

9. Veselovsky A.N. Slavic legends about Solomon and Kitovrase // Bulletin of Europe. - 1872. - № 4.

10. Chief exhibition of Tourism [Electronic resource]. - Mode of access: http://itmexpo.ru(date of circulation: 29.06.2013).

11. Dal V. Dictionary of the live great Russian language: In 4 t.: Izd. 2-e. T. 3: P-M; SPb.: Typography M.O. Wolf, 1882. - 555 p.

12. Illustrated encyclopedic dictionary: Modern version / Brockhaus F.A., Efron I.O. - M.: Eksmo, 2012. - 960 p.: ill. - (Russian Imperial library).

13. Kirill, Patriarch of Moscow and all Russia. Statement/materials First General Church Conference «Orthodox pilgrimage: Traditions and modernity», 27.10.2004 [Electronic resource]. - Mode of access: http://www.mospat.ru/archive/7967-1.html(date of circulation: 11.15.2004).

14. Islam: Spiritual unity in cultural of variety (Ethnic religious groups in the Volga region) / Laza-reva I.N. [et al.] // Exhibitions: Denominations [Electronic resource]. - Samara, 2006. - Mode of access: http://www.alabin.ru/alabina/exposure/exhibitio ns/religion(date of circulation: 29.06.2013).

15. Evangelie ot Luki. 2: 41, 42, 46.

16. Malov N.A. Ethnic tourism: issues, trends, perspectives [Electronic resource] // Tourism and cultural heritage. Intercollegiate scientific papers. Issue 1. - Mode of access: http://www.sgu.ru(date of circulation: 08.03.2013)

17. Minulin Yu. Interview // Pilgrimage service of Radonezh [Electronic resource]. - Mode of access: http://www.radonez.ru(date of circulation: 28.06.2013).

18. Devotees of piety, which flourished at Mount Sinai and its environs. To the source of living water: letters from visitors of the 4th century. - M., 1994. - 130 p.

19. Devotees of piety, which flourished at Mount Sinai and its environs. To the source of living water: letters from visitors of the 4th century // Released. books (1860), following the lives of the Baptism, mesâceslovam-bogosluzebnym, books, etc. [Electronic resource]. - Mode of access: http://www.radonez.ru(date of circulation: 19.07.2013).

20. Full Church Slavonic dictionary / Composition.Archpriest d. Dyachenko. Reprint.play. Edition of

1900, with the blessing of Patriarch of Moscow and all Russia Alexy II. - M.: Izd. Department of the Moscow Patriarchate, 1993. - 1120 p.

21. Porfiry Uspensky, Archimandrite. Journey to Egypt and to the monasteries of St. Anthony the great and Prep. Paul of Thebes, in 1850 - SPb., 1856. -294 p.

22. Pypin A.N. Pilgrimage and is traveling to the old script // Herald of Europe. - 1896. - № 8.

23. Russian Pilgrim. Periodical. - M.: The Moscow Patriarchate. - № 5/106, 05.03.08.

24. Senin V.S. Organization of international tourism. - IV.: The finance and statistics, 1999. - 358 p.

25. Sidorov V.S. On Russian land served // Note the priest Sergei Sidorov, with his biography, compiled by his daughter, V.S. Bobrinskaia. - IV., 1999. - 186 p.

26. Tourism and hospitality management. A.D. Chudnovsky. - IV.: Infra, 2001. - 315 p.

27. Filaret (Gumilevsky), Archbishop. Chernihiv. Lives of Saints podviznic of the Eastern Church. SPb., 1885. - Repr. - M., 1994. - 300 p.

28. Christianity: Encyclopedic dictionary: In 3 t. T. 1: A-K. Red. koll.: S.S. Averintsev (eds.), etc. -M.: The great Russian encyclopedia, 1993. - 863 p.

29. Christianity: Encyclopedic dictionary: In 3 t. T. 2: L-S. Red. koll.: S.S. Averintsev (eds.), etc. -M.: The great Russian encyclopedia, 1995. - 671 p.

30. Hristov T.T. Religious tourism. - M.: Academy, 2003. - 398 p.

31. Hristov T.T. Religious tourism. - 2-ed. IDMS. - M.: Academy, 2005. - 420 p.

32. Center of international tourism // The pilgrimage and religious tourism [Electronic resource]. -Mode of access: http://worldwidetour.ru/content(date of circulation: 20.03.2013).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.