Научная статья на тему 'Историографические этапы подготовки гражданских и военных авиационных специалистов в России'

Историографические этапы подготовки гражданских и военных авиационных специалистов в России Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
555
135
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РУССКАЯ АВИАЦИЯ / ЭТАПЫ АВИАЦИОННОГО ОБРАЗОВАНИЯ / АВИАЦИОННЫЕ ШКОЛЫ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА АВИАЦИОННЫХ КАДРОВ / RUSSIAN AVIATION / THE STAGES OF AVIATION EDUCATION / AVIATION ESTABLISHMENTS / VOCATIONAL TRAINING OF AVIATION STAFF

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Кузнецов Юрий Владимирович

Отечественный опыт организации обучения и подготовки офицерских авиационных кадров бесценен, несомненно, богат, интересен и полезен в современных условиях, опирается на историческую преемственность российской авиационной школы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

HISTORIOGRAPHIC STAGES OF PREPARATION OF THE CIVIL AND MILITARY AVIATION EXPERTS IN RUSSIA

Russian organization and training experience of the aviation staff is valuable, interesting and useful nowadays and uses historical continuity of Russian aviation establishment.

Текст научной работы на тему «Историографические этапы подготовки гражданских и военных авиационных специалистов в России»

[3. С. 40]. Материнский язык генетически запрограммирован в человеческом мозгу. Игнорирование его парализует интеллект и другие психические свойства, и человеку не суждено в полной мере реализовать себя. Естественным, истинно материнским является общение с детьми на родном языке.

Немаловажное значение для творческой и этнопедагогической компетентности учителя имеют духовная культура, уважение народных обычаев и традиций, социально-этнических норм, которые выступают важными факторами воспитания подрастающего поколения и оказывают огромное воздействие на формирование личности. Они аккумулируют такие нравственные категории, как толерантность, эмпатийность, милосердное отношение, сопереживание к ближнему, ответственность к созидательной и добротворческой деятельности.

Творческая и этнопедагогическая компетентность учителя чувашского языка предусматривает последовательную этнопедагогизацию учебно-воспитательной работы. Учитель должен отобрать то основное зерно, которое содержится в народной культуре, педагогике, и попытаться интегрировать это содержание этнопедагогики в современный учебно-воспитательный процесс. В итоге этнопедагогизация как процесс интеграции современной учебновоспитательной деятельности во всех её компонентах с содержанием, методами, факторами народной педагогики даст тот импульс, который поможет сформировать этнопедагогическое образовательное пространство.

Литература

1. Волков Г.Н. Вечность воспитания // Народное образование. 1994. № 4. С. 68-71.

2. Волков Г.Н. Этнопедагогика. М.: Академия, 1999. 168 с.

3. Волков Г.Н. Этнопедагогизация целостного учебно-воспитательного процесса. М.: ГосНИИ семьи и воспитания, 2001. 159 с.

ИГНАТЬЕВА АНИСИЯ ПАВЛОВНА - соискатель учёной степени кандидата педагогических наук кафедры педагогики и развития образования, Россия, Чувашский государственный университет, Чебоксары (chap-anisiya@yandex.ru).

IGNATYEVA ANISIYA PAVLOVNA - a competitor of scientific degree of Pedagogical Sciences candidate of Pedagogy and Education Development Chair, Chuvash State University, Russia, Cheboksary.

УДК 378.6 : 629.7 ББК 39.5р31 (2)6г(2)6

Ю.В. КУЗНЕЦОВ

ИСТОРИОГРАФИЧЕСКИЕ ЭТАПЫ ПОДГОТОВКИ ГРАЖДАНСКИХ И ВОЕННЫХ АВИАЦИОННЫХ СПЕЦИАЛИСТОВ В РОССИИ

Ключевые слова: русская авиация; этапы авиационного образования; авиационные школы; профессиональная подготовка авиационных кадров.

Отечественный опыт организации обучения и подготовки офицерских авиационных кадров бесценен, несомненно, богат, интересен и полезен в современных условиях, опирается на историческую преемственность российской авиационной школы.

Yu.V. KUZNETSOV HISTORIOGRAPHIC STAGES OF PREPARATION OF THE CIVIL AND MILITARY AVIATION EXPERTS IN RUSSIA

Key words: Russian aviation, the stages of aviation education, aviation establishments, vocational training of aviation staff.

Russian organization and training experience of the aviation staff is valuable, interesting and useful nowadays and uses historical continuity of Russian aviation establishment.

В отечественной системе профессионального образования специалистов Военно-воздушных сил (ВВС) к настоящему времени сложилось противоречие

между необходимостью готовить высококлассных специалистов для решения современных задач, стоящих перед ВВС, и несоответствием системы подготовки кадров социальным, политическим и экономическим условиям, сложившимся в стране и в мире. Очевидно, что в ходе проведения текущих реформ нужна опора на научные положения различных отраслей знаний, включая историю педагогики и образования, от которой требуется разработка концептуальных положений генезиса гражданской и военной авиационной школы.

Вместе с авиационной техникой и вооружением на протяжении ста лет совершенствовалась отечественная система подготовки авиационных кадров, взрастившая всемирно известных авиаторов. Эта система продолжает адаптироваться к современным геополитическим и социально-экономическим условиям, сложившимся в мире в начале 1990-х годов.

Считая основным критерием чередующихся историографических этапов подготовки гражданских и военных авиационных специалистов в России появление исследований, проведенных на основе определенных источников, правомерно предложить следующую их периодизацию:

1-й этап - с 1910 до середины 1950-х гг. - становление российской гражданской и военной авиационной школы (накопление и систематизация фактических данных в виде исторических очерков, мемуаров, статей);

2-й этап - с середины 1950-х - до начала 1960-х гг. - (издание первых монографий и учебных пособий по истории Военно-воздушных сил, включая вопросы подготовки кадров);

3-й этап - 1960-е гг. - (появление исследований по проблеме создания советских гражданских и военных кадров);

4-й этап -1970-1980-е гг. (появление диссертационных исследований по истории ВВС и подготовке летно-технических кадров);

5-й этап - начало 1990-х гг. - по настоящее время - (углубленное изучение многих частных вопросов в связи с открывшимися новыми информационными возможностями).

Раскроем основное содержание данных этапов.

1-й этап. Главным печатным «рупором» успехов и проблем зарождающейся авиации в дореволюционной России стали журналы «Воздухоплаватель», «Вестник воздухоплавания». На страницах этих изданий первые авиаторы рассказывали об опыте своего обучения за границей [11. С. 28-32], описывали свои полеты, достигнутые рекорды и т.п., здесь же подводились итоги деятельности школ авиации [6. С. 2-7]. На страницах «Севастопольского иллюстрированного журнала», наряду с известными ныне из документов фактами, была запечатлена атмосфера, царившая при открытии Севастопольской школы авиации [4. С. 5]. Эти статьи не имели какого-либо оттенка тенденциозности, всесторонне и объективно повествовали о событиях в мире авиации. При этом авторы публикаций при изложении фактов избегали политических подоплек, практически не допускали какой-либо критики в адрес царского правительства и не высказывали концептуальных идей по развитию авиации.

Советская периодика, например, журнал «Вестник воздушного флота», продолжила эту традицию, публикуя статьи описательного характера, касающиеся исторического пути отдельных военно-учебных заведений, например, Академии воздушного флота или школы авиатехников им. Ворошилова [12. С. 15], а также проблемные статьи, посвященные текущим вопросам подготовки кадров, например летчиков-наблюдателей [18. С. 27-32], или воспитательной работе с курсантами-летчиками [16] и др. Эти работы отличают высказывания об успехах в подготовке кадров в советской России, заслугах красных военлетов в годы Гражданской войны.

Первым историческим изданием, характеризующим работу системы подготовки авиационных кадров, стала опубликованная в 1926 г. работа А.В. Сергее-

ва, посвященная вкладу Красного Воздушного Флота в победу Красной Армии в Гражданской войне [14]. Автор проанализировал учебную базу школ, критически оценил размещение отдельных учебных заведений, которое позволило быстро захватить и эксплуатировать их учебную базу войскам интервентов и белогвардейцев. В то же время А.В. Сергеев, как один из организаторов и руководителей Рабоче-Крестьянского Красного Воздушного Флота, почти всегда резко, зачастую огульно, отрицательно отзывается о профессионально-деловых качествах летчиков-офицеров, воевавших на стороне белого движения. О том, что многие из них, невзирая на звания, доблестно и отважно сражались в воздухе с превосходящими силами врага в ходе Первой мировой войны, автор по идейным соображениям не упоминает. Не был детально рассмотрен учебный процесс в летных школах, соответственно, были выявлены далеко не все его недостатки.

Второй работой, освещающей проблему строительства новых и модернизации существующих авиашкол за первое десятилетие советской власти, стала статья К. Капустина, опубликованная в феврале 1928 г. в журнале «Вестник Воздушного Флота» [10. С. 40-47]. В ней автор делает акцент на содержание и методику летного обучения, говорит о перспективах обновления материальнотехнической базы школ, поднимает злободневные вопросы подготовки кадров.

С начала 1930-х гг. над военными вопросами создается завеса «секретности». Информация о деятельности летно-технических школ предназначается для внутриведомственного использования, даже несекретная методическая литература, типа: «О методах выявления и отбора курсантов-пилотов», - выходила за стены школ, как правило, только в целях обмена опытом среди подобных учебных заведений [1].

К концу Великой Отечественной войны учебные заведения ВВС накопили богатый опыт подготовки кадров в условиях войны, который постарались увековечить. В 1944 г. на правах рукописи небольшим тиражом выходит подарочная книга, посвященная 25-летию Ленинградских авиационно-технических курсов усовершенствования ВВС [20]. В ней подробно и объективно изложен боевой путь учебного заведения, отмечены те трудности, с которыми пришлось столкнуться постоянному и переменному составу на этапе его становления и развития, в ходе эвакуации и дальнейшей работы с 1941 по 1944 г. Вместе с тем явно не вся информация о школе вошла в эту работу, а лишь та, которая могла считаться позитивной для юбилейной книги. В 1944 г. военным издательством «Обо-ронгиз» впервые была выпущена книга П.Д. Дузя, написанная на базе богатых архивных сведений и материалов периодической печати, посвященных истории воздухоплавания и авиации в России до августа 1914 г. В ней приведены краткие сведения о создании первых летных школ, освещен процесс комплектования авиационных отрядов кадрами, в том числе выпускниками французских школ.

В 1949 г. Политуправлением ВВС была издана брошюра, обобщавшая опыт идеологической работы комсомольских организаций по подготовке летчиков в одном из старейших военно-учебных заведений ВВС - Качинском училище летчиков [5]. Данная работа была выпущена в целях пропаганды передового опыта старейшего училища ВВС, из стен которого вышли знаменитые на весь мир летчики. Однако кроме общих сведений об истории этой школы, заслугах некоторых ее выпускников и общем характере деятельности комсомольской организации иной информации в книге нет. В 1952 г. в «Вестнике воздушного флота» была опубликована статья инженера-подполковника И. Серебрякова, посвященная анализу состояния и развития Красного Воздушного Флота в период 1921-1925 гг. В ней было уделено внимание вопросу подготовки авиационных кадров, созданию авиационных школ, становлению академии имени Н.Е. Жуковского [15. С. 68-77]. Данная работа, написанная на закате «сталинской» эпохи, лишь в общих чертах освещает вопросы строи-

тельства и совершенствования системы подготовки авиационных кадров в стране после Гражданской войны, не затрагивая глубоко содержательную часть учебно-воспитательного процесса. В 1953 г. «Вестник воздушного флота» опубликовал краткие сведения об истории Качинского училища, которые впервые стали доступны широкому кругу читателей. Однако о дореволюционном периоде истории школы, как и о том, что школа в годы Гражданской войны работала при белогвардейцах, информация не приводится.

Как уже отмечалось, второй этап (с середины 1950-х - до начала 1960-х гг.) характерен изданием первых монографий и учебных пособий по истории Военно-Воздушных Сил (ВВС), включая вопросы подготовки кадров. Глубина и угол зрения исследования во многом определялись изменением политической системы в стране при сохранении низкой степени доступности источников. На этом этапе продолжилось накопление исторических знаний и одновременно развернулись широкие научные исследования генезиса Военно-Воздушных Сил и процесса развития системы подготовки авиационных кадров [9]. В работах этого периода в числе широкого круга вопросов поэтапно приводится краткая информация о подготовке авиационных кадров: освещаются в общих чертах проблемы обучения, воспитания, комплектования ВВС летно-техническим составом, раскрывалась роль комсомола в развитии ВВС, показывается вклад авиаторов в победу в Великой Отечественной войне. Однако, несмотря на разоблачение культа личности Сталина, о репрессиях в комсоставе ВВС накануне Великой Отечественной войны авторы не упоминают. Работы носят обзорно-поверхностный характер ввиду того, что все кадровые вопросы в армии в тот период имели гриф «секретно».

Третий этап начинается с появлением исследований по проблеме создания советских военных кадров. К числу первых исследователей в этой области следует отнести А.М. Иовлева [8]. В его труде содержится обстоятельный анализ основных направлений деятельности по подготовке командных и инженернотехнических кадров армии и флота. Однако проблема подготовки и воспитания авиационных кадров еще не получила всестороннего изучения и освещения, автором, по сути, были заложены лишь основы для ее глубокого исследования.

Период «хрущевской оттепели» подстегнул интерес ученых к исследованию дореволюционного этапа истории отечественной авиации. В 1960 г. вышла вторая часть монографии П.Д. Дузя, посвященная истории русской авиации с августа 1914 г. до окончания Первой мировой войны в 1918 г. [7]. В ней автор уделил внимание вопросу подготовки летчиков, показав первоначальный всплеск интереса офицеров к летному делу и переход с началом Первой мировой войны к подготовке летчиков из числа солдат и охотников-добровольцев, а также изменение программ обучения пилотов, рост материального вознаграждения летчиков из числа привилегированного сословия. Несмотря на стремление оставаться беспристрастным, объективно освещать события, автор часто акцентирует внимание на классовом расслоении авиационных кадров и проблемах, связанных с этим явлением. Показывая негативные факты поведения летчиков из привилегированных слоев общества, П.Д. Дузь ничего не говорит о проблемах воспитания летчиков из числа солдат. Кроме того, недостаточно детально анализируется сеть авиационных учебных заведений, программы подготовки специалистов, не описаны условия обучения и воспитания в школах. В это же время (1960) бывшим царским генералом В.М. Ткачевым была предпринята попытка издания книги «Крылья России». Работа, построенная на архивных источниках и личных воспоминаниях, в том числе затрагивала вопрос становления системы подготовки авиационных кадров в России до октябрьской революции. Однако «Русские крылья» вышли в свет только в 2007 г., спустя 42 года после смерти автора.

Научную разработку проблем подготовки советских военных кадров на уровне докторской диссертации впервые осуществил А.М. Иовлев [8]. В его работе содержится обстоятельный анализ деятельности партийных и государственных органов в период с 1918 до 1936 г. по созданию и совершенствованию системы подготовки военных кадров. Новым в этих работах является обращение внимания на систему подготовки и поддержания квалификации начальствующего состава запаса.

В целом исследованиям этого периода был присущ ряд недостатков: все они были написаны под влиянием идеологии, господствовавшей в обществе, зачастую не показывались проблемы комплектования строевых частей авиационными кадрами и должностей высшего командного состава ВВС, процесс обучения слушателей и курсантов либо не показывался, либо изображался упрощенно, узкой была документальная база исследования, недостаточно глубокими были теоретические обобщения. Несмотря на это, следует отметить, что в развитии историографии подготовки кадров для ВВС был сделан серьезный шаг вперед: вышли в свет первые обобщающие труды, подготовившие появление в последующем фундаментальных исследований.

На рубеже 1960-1970-х годов начинается четвертый этап развития историографии темы, характерный появлением диссертационных исследований по истории ВВС и подготовке летно-технических кадров. В исследованиях П.Г. Авдеенко, В.С. Шумихина был существенно расширен круг источников, введены в научный оборот новые архивные документы, освещавшие деятельность партийных, государственных и военных органов по созданию сети авиационных училищ и школ, организации системы обучения и воспитания слушателей и курсантов [2, 19]. Опираясь на архивные материалы Центрального государственного архива Советской Армии (ныне - РГВА), Архива Министерства обороны СССР (ныне - ЦАМО РФ), авторы уделили внимание вопросам обучения и воспитания авиационных кадров, осветив создание и развитие учебных заведений, подбор и расстановку кадров. Вместе с тем ими еще не ставилась задача всестороннего исследования истории подготовки военных авиаторов.

Работы, посвященные непосредственно подготовке кадров для ВВС, начинают появляться с середины 1970-х гг. В.М. Пинчук рассмотрел вопрос подготовки инженерно-технических кадров ВВС в период 1929-1941 гг. Автор впервые ввел в научный оборот ряд документов, отражающих развитие сети авиационно-технических училищ и школ, создание и развитие их учебно-материальной базы, организацию учебно-воспитательного процесса, его перестройку в связи с первым опытом Второй мировой войны и поступлением на вооружение ВВС новой авиационной техники [13]. Как и другие авторы тех лет, исследователь находился в жестких рамках цензуры, не позволявшей говорить о репрессиях в военно-учебных заведениях, критиковать руководство страны за просчеты в вопросах подготовки кадров для ВВС, правдиво показывать социально-бытовую картину в училищах и школах и т.п. Тот же период в истории подготовки летных кадров стал предметом исследования кандидатской диссертации Н.И. Федоренко, защищенной в 1975 г. Наиболее существенным вкладом в исследуемую проблему следует считать докторскую работу Н.И. Федоренко (1989), обобщившую предыдущие исследования автора [17]. В своей диссертации, разработанной в новых социально-политических условиях, автор проанализировал создание и особенности развития системы авиационных учебных заведений, рассмотрел особенности их комплектования постоянным и переменным составом, организацию и основные тенденции совершенствования образовательного процесса. Впервые была проанализирована деятельность руководства страны по подготовке авиационных кадров запаса в гражданских учебных заведениях, организациях ОСОАВИАХИМа.

Благодаря расширившимся в конце 1980-х гг. возможностям ЦАМО и ЦГАСА вопросы воспитательной работы со слушателями и курсантами авиационных военно-учебных заведений частично были рассмотрены в диссертационных работах В.В. Черепанова, В.Г. Зиновьева, И.Ф. Тимкина, В.И. Великоречина. Предметом исследования этих работ, в первую очередь, был личный состав строевых частей, поэтому архивные фонды авиационных школ и училищ были использованы слабо.

Пятый этап (начало 1990-х гг. - по настоящее время) характерен углубленным изучением частных вопросов в связи с открывшимися новыми информационными возможностями.

В докторской диссертации В.М. Зарецкого была решена проблема анализа строительства и боевого применения Воздушного Флота России в Первой мировой войне. Периоду Первой мировой войны также посвящена кандидатская диссертация В.Л. Герасимова, в которой среди прочих вопросов автор показал основы подготовки авиационных кадров для российского флота, глубоко не раскрывая этот предмет. Исчезновение «непопулярных» тем позволило Ю.П. Доронину подготовить и защитить диссертацию по воздушному флоту белых армий в Гражданской войне. Используя фонды РГВИА и РГВА, воспоминания (мемуары) очевидцев, автор раскрыл проблемы комплектования воздушного флота добровольческой армии летным составом, проблемы в организации работы школ в условиях Гражданской войны. Вместе с тем все три автора не ставили перед собой задачу детального исследования учебно-воспитательного процесса в авиационных гражданских и военных учебных заведениях в рассматриваемые годы.

В 1994 г. вышла в свет энциклопедия «Авиация» [3]. В ней в рамках информации об истории ВВС приводятся сведения о подготовке кадров для военной авиации с 1910 г.

Доступность архивных материалов в перестроечный и постсоветский период позволила синтезировать работы, опирающиеся на региональные и местные источники информации. В.Н. Майсак, исследуя подготовку авиационных кадров в предвоенный период (1936-1941), ограничил предметную область географическими рамками Урала и Поволжья. Особой заслугой автора является показ на местном уровне вопросов взаимодействия и преемственности в подготовке защитников воздушных рубежей в аэроклубах и школах ВВС. Исследуя подготовку летных кадров с 1910 по 1945 г., В.Г. Аллахвердянц рассмотрел ее на примере Качинской авиационной школы. Автор с новых методологических позиций подошел к изучению истории этого военно-учебного заведения. В основу работы были положены директивные и статистические документы, служебная переписка из фондов Качинского училища в РГВИА, РГВА и ЦАМО РФ, а также сборники опубликованных архивных документов, изданные в 1994-2007 гг. Занимаясь углубленным изучением предмета в узких географических и временных рамках, названные авторы не ставили перед собой научных задач на уровне всей системы авиационного образования.

Объем открывшихся источников позволил детально изучить отдельные элементы системы подготовки авиационных кадров накануне и в годы Великой Отечественной войны (В.Н. Ковердюк, В.И. Набоков, О.Ю. Симаков). К сожалению, пометка «Для служебного пользования» ограничивает доступ к работам широкого круга читателей.

Обобщающий характер исследования истории подготовки летных кадров в нашей стране имели труды военных историков Военно-воздушной академии имени Ю.А. Гагарина, широко использующиеся при обучении слушателей и адъюнктов (учебное пособие «Развитие системы подготовки летных кадров в отечественных ВВС (1910-1994)», монография Е.А. Носкова «Развитие системы подготовки летных кадров в России (СССР) в 1910-2000 гг.»). Однако за рамками данных исследований остались проблемы подготовки авиаторов других специальностей -

штурманов, офицеров боевого управления, авиационных инженеров, техников и других специалистов. Это не позволило авторам получить более глубокие выводы и оценки ситуации в подготовке кадров для авиации в те или иные периоды истории.

Значительную часть литературы представляют исторические очерки об учебных заведениях авиационного профиля, подготовленные, как правило, к юбилейным датам их деятельности. В них с разной степенью научности, художественности и всесторонности охвата приводятся сведения, касающиеся этапов становления и развития учебных заведений, организации учебного процесса и воспитательной работы.

Таким образом, в отечественной исторической и педагогической науке накоплен положительный опыт проведения ретроспективных исследований в области истории становления и развития авиационного образования, имеются определенные достижения и традиции. Однако целостного представления о всех аспектах функционирования системы подготовки гражданских и военных авиационных кадров в России они не составляют. Слабо изученными периодами истории проблемы являются послевоенные годы и этап заключительной трансформации советского общества.

Литература

1. Абрамычев С.И. О методах выявления и отбора курсантов-пилотов. Издание штаба Н-ской военной школы пилотов им. т. Мясникова, 1932.

2. Авдеенко П.Г. Военно-воздушные силы Красной Армии накануне и в начале Великой Отечественной войны (январь 1938 года - 10 июля 1941 года): дис. ... канд. ист. наук. М., 1970.

3. Авиация: энциклопедия / гл. ред. Г.П. Свищев. М.: Большая рос. энцикл., 1994.

4. Воскресенье 14 ноября // Севастопольский иллюстрированный журнал. 1910. № 1.

5. Воспитание комсомольцев-курсантов (Из опыта работы комсомольских организаций Ка-чинского авиационного училища летчиков им. Мясникова). М., 1949.

6. Год деятельности Офицерской школы летчиков Отдела Воздушного Флота в Севастополе // Вестник воздухоплавания. 1911. № 18.

7. Дузь П.Д. История воздухоплавания и авиации в СССР: Период первой мировой войны (1914-1918 гг.). М.: Оборонгиз, 1960. 302 с.

8. Иовлев А.М. Борьба Коммунистической партии за создание и укрепление военных кадров советского государства в период строительства социализма. 1918-1936: дис. ... докт. ист. наук. М., 1968.

9. История Военно-Воздушных Сил Советской Армии: учеб. пособие для вузов вВс. М.: Воен-издат, 1954.

10. Капустин К. Школы Воздушного Флота за 10 лет // Вестник Воздушного Флота. 1928. № 2.

11. Раевский А.Е. Мое обучение пилотажу на «Блерио» в По и Этампе // Вестник воздухоплавания. 1911. № 17.

12. 15 лет школы авиатехников им. Ворошилова // Вестник Воздушного Флота. 1934. № 8.

13. ПинчукВ.М. Деятельность коммунистической партии по подготовке и воспитанию инженернотехнических кадров ВВС в годы довоенных пятилеток (1929-1941 гг.): дис. ... канд. ист. наук. М., 1974.

14. Сергеев A.B. 5 лет строительства и борьбы Воздушного Флота. 1917-1922. М.: Авиаиздательство, 1926. Кн. 1, 2.

15. Серебряков И. Советская авиация в восстановительный период (1921-1925 гг.) // Вестник воздушного флота. 1952. № 8.

16. Смирнов Б. Заметки о воспитании летчика // Сталинский сокол. 1948. 28, 30 окт.

17. Федоренко Н.И. Коммунистическая партия - организатор подготовки авиационных кадров для Советских Вооруженных Сил в период построения и упрочения социалистического общества в СССР (1918-1961): дис. ... докт. ист. наук. Монино, 1989.

18. Хорьков С.И. Наблюдательный вопрос и боевая подготовка Воздушного флота // Вестник воздушного флота. 1923. № 1.

19. Шумихин В.С. Деятельность Коммунистической партии по укреплению советских Военно-воздушных сил в период Великой Отечественной войны: дис. ... канд. ист. наук. М., 1970.

20. Юбилейный сборник, посвященный 25-летию Ленинградских авиационно-технических курсов усовершенствования ВВС Красной Армии имени К.Е. Ворошилова. Л.: ЛАТКУ ВВС КА им. К.Е. Ворошилова, 1944.

КУЗНЕЦОВ ЮРИЙ ВЛАДИМИРОВИЧ - пилот, ОАО «Аэрофлот - Российские авиакомпании», Россия, Москва (yakuznec@yandex.ru).

KUZNETSOV YURIY VLADIMIROVICH - pilot, JSC Aeroflot-Rossiyskiye aviakompanii, Russia, Moscow.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.