Научная статья на тему 'Историко-сравнительный анализ целей Службы занятости в СССР и российской Федерации'

Историко-сравнительный анализ целей Службы занятости в СССР и российской Федерации Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
1229
140
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Сирица Я. А.

Переход Российского государства от централизованной системы хозяйствования к рыночной экономике не мог не отразиться на сфере социально-трудовых отношений. Смена социально-экономического уклада обострила проблемы занятости, вернула безработицу в российское общество спустя 60 лет. Появилась необходимость в воссоздании Службы занятости, которая была создана и ликвидирована в СССР к 1930 г. за ненадобностью как исполнившая свою миссию безработица в СССР была полностью ликвидирована. Насколько цели российской Службы занятости совпадают с целями и задачами советской и совпадают ли они в принципе автору предстоит выяснить.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The historical comparative analysis of the purposes of Public employment service in the USSR and Russian Federation

The transition of the Russian state from the centralized system of management to a market economy should be reflected in the sphere of social-labor relations. Changing of social and economic structure has aggravated the problems of employment, has returned unemployment in the Russian society 60 years later. It was necessary to reconstruct Public employment service, which has been created in the USSR and liquidated by 1930 as superfluous it had made the business unemployment in the USSR has been completely liquidated. As far as the purposes of the Russian Service of employment coincide with the purposes of Soviet and whether they coincide basically the author should find out.

Текст научной работы на тему «Историко-сравнительный анализ целей Службы занятости в СССР и российской Федерации»

ИСТОРИЧЕСКИЕ НАУКИ ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК № 2 (66) 2008

%

ИСТОРИЧЕСКИЕ НАУКИ

УДК 3315 (09) Я. А. СИРИЦА

Омский государственный аграрный университет

ИСТОРИКО-СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ЦЕЛЕЙ СЛУЖБЫ ЗАНЯТОСТИ В СССР И РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Переход Российского государства от централизованной системы хозяйствования к рыночной экономике не мог не отразиться на сфере социально-трудовых отношений. Смена социально-экономического уклада обострила проблемы занятости, вернула безработицу в российское общество спустя 60 лет. Появилась необходимость в воссоздании Службы занятости, которая была создана и ликвидирована в СССР к 1930 г. за ненадобностью как исполнившая свою миссию — безработица в СССР была полностью ликвидирована. Насколько цели российской Службы занятости совпадают с целями и задачами советской и совпадают ли они в принципе — автору предстоит выяснить.

Период истории 90-х гг. ХХ в. — время сложное, противоречивое. Уже многое написано историками, политологами, социологами, экономистами о трансформации всех общественных систем в России в этот период и еще многое предстоит написать. Главный вектор направления трансформации — от советского социализма к капитализму. Если говорить об экономической сфере — это время изменения форм собственности и ее перераспределения; снятие с государственных структур функций прямого управления экономикой. Если говорить о социальной сфере — это время демонтажа институтов и гарантий, которые были созданы за годы советской власти. Это время, когда начались активные преобразования всей сис-

темы политических, экономических, социальных отношений.

В рамках данной работы нам предстоит решить ряд вопросов: определить проблемы, характерные для сферы занятости в период изменения социально-экономического уклада; выявить органы государственной власти, решающие проблемы занятости (на уровне субъекта федерации Омская область государственные органы власти представлены территориальными органами) и оценить степень и силу влияния территориальных органов государственной власти на процессы в сфере занятости на территории Омской области.

Начало трансформации социально-экономической системы связывают с радикальными экономи-

ческими реформами в России. Началом радикальных экономических реформ можно считать октябрь 1991 г., когда на пятом Съезде народных депутатов Б. Н. Ельцин объявил о проведении в стране радикальных экономических реформ. За годы экономического реформирования Россия в целом и каждый субъект РФ в частности, в том числе Омская область, подверглись испытанию на прочность и самовыживание. Основными задачами реформаторов были: рост экономики, подъем народного хозяйства, повышение уровня и качества жизни населения. Сегодня много спорят о результатах реформирования. Или, лучше сказать, промежуточных результатах, т. к. реформирование продолжается. По мнению А. Паршева, эксперимент по построению рыночного общества, предпринятый реформаторами при поддержке подавляющего большинства народов и бывшего СССР, и бывшего соцлагеря, закончился оглушительным крахом везде, во всех новых государствах; капиталистический эксперимент в нашей стране не увенчался успехом [1].

Кардинальному изменению в результате экономических реформ подверглась сфера занятости населения. Рыночный характер проводимых преобразований положил начало формированию ранка труда в России. С появлением рынка труда мы можем наблюдать следующее: снижение занятости населения; рост неполной занятости; расширение явной и скрытой безработицы, возникших из-за значительного сокращения объемов производства; массовое высвобождение работников производственной сферы. Важным моментом в законодательном регулировании сферы занятости стал 1991 г. 19 апреля 1991 г. вышло постановление Верховного Совета РСФСР о введении в действие Закона «О занятости населения в РСФСР» (закон вступил в действие с 01 июля 1991 г.), в соответствии с которым создана Федеральная государственная служба занятости населения (далее Служба занятости), независимая от Министерства труда РСФСР. В соответствии со ст. 15 закона, Служба занятости стала единой федеральной системой органов и учреждений, к компетенции которой были отнесены следующие вопросы:

— оценка состояния и прогноз развития занятости населения;

— предоставление информации о положении на рынке труда;

— разработка и реализация программ по содействию занятости населения на федеральном и региональном уровнях власти;

— содействие гражданам в поиске работы;

— содействие работодателям в подборе кадров;

— организация профессиональной ориентации, профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации безработных;

— осуществление выплат безработным.

Таким образом, новому государственному органу

было поручено оказание помощи будущим безработным и незанятым гражданам в поиске места работы. Теперь безработные имели право на получение пособия по безработице и участие в программах занятости за счет средств Государственного фонда занятости.

Для определения главного предназначения вновь созданной Службы занятости необходимо определиться с основными терминами, к числу которых относится понятие безработицы. Рассмотрим одно из определений: «Безработица — явление, присущее капиталистическому общественному строю, когда часть трудящихся не может найти себе работу, становясь «излишним» населением, резервной армией

труда» [2]. Более того, безработица для граждан — это не просто отсутствие работы, не только материальные и физические страдания, но и сильные моральные терзания, и лишения, и преждевременная старость.

В Конституции РФ, ст.7 сказано: «Российская Федерация — социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека» [3]. Одним из главных условий, обеспечивающих достойную жизнь, является наличие работы, оплачиваемого труда. «Труд — целесообразная деятельность человека, направленная на создание с помощью орудий производства материальных и духовных ценностей» [4]. Данное определение позволяет сделать вывод о том, что труд — это не только способ удовлетворения материальных потребностей человека (что естественно — человеку необходимо питаться, одеваться и т. д). Труд — это еще и способ удовлетворения культурных и духовных потребностей личности, заключающихся в творческом самовыражении и самоутверждении. Исходя из естественных природных потребностей граждан (в том числе потребности в труде), основываясь на положении Конституции РФ, логично было бы предположить, что главной целью службы занятости должна быть цель обеспечения работой всех желающих трудиться граждан, т.е. стремление к максимально возможной «полной занятости». В этом случае с точки зрения социально-трудовых отношений конституционное определение нашего государства «социальным» было бы оправдано.

Для понимания контекста исследуемой проблемы обратимся к истории вопроса. Служба занятости — система органов власти, которая существовала на протяжении многих лет: и в дореволюционной императорской России, и при Советской власти. Биржи труда, бюро по трудоустройству, центры занятости населения, отделы занятости — все это не однокоренные, но родственные термины. Просто в тот или иной период времени Служба занятости имела различные названия и функции. Первые Биржи труда, созданные городскими управами, возникли в России в начале ХХ века в крупнейших промышленных центрах (Москва, Петербург, Рига, Одесса). Наряду с ними получили распространение частные посреднические конторы, которые за предоставление работы взыскивали с безработных высокую плату. Профсоюзы в организации трудового посредничества через Биржи труда не участвовали. В СССР государственные бесплатные Биржи труда существовали в первые годы Советской власти. Они были орудием пролетарского государства по планомерной борьбе с безработицей, являвшейся наследием капитализма. На них возлагались учет и распределение рабочих во всех отраслях народного хозяйства, упорядочение спроса и предложения труда; организация общественных работ, выдача пособий безработным и т.п. В управлении Биржами труда активное участие принимали профсоюзы и комсомол. Советские Биржи труда сыграли важную роль в обеспечении всеобщей занятости населения. К концу 1930 г. в результате социалистических преобразований в СССР безработица была полностью ликвидирована, в связи с чем Биржи труда прекратили свое существование [5].

Таким образом, за 8 лет в результате деятельности советских Бирж труда безработицу в СССР ликвидировали. Каким образом этого удалось добиться? Обеспечение кадрами народного хозяйства СССР носило планомерно-организованный характер и про-

ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК № 2 (66) 2008 ИСТОРИЧЕСКИЕ НАУКИ

ИСТОРИЧЕСКИЕ НАУКИ ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК № 2 (66) 2008

водилось комитетами Советов министров союзных республик по использованию трудовых ресурсов с их органами на местах, которые осуществляли организованный набор рабочих и их переселение. Набором рабочей силы занимались и сами предприятия.

Является ли опыт создания и функционирования советской Службы занятости образцом или примером для подражания — не это главное. Важнее отметить, что при Советской власти Служба занятости имела определенную цель — обеспечение полной или всеобщей занятости. Так или иначе, исторический опыт показал, что цель была реализована — безработицу в СССР ликвидировали.

Марцева Л. М. говорит, что данные о безработице в России не только смущают, но и возмущают [6]. Автор выяснила, что к 1999 г. численность постоянного населения страны составляла 146,3 млн человек, из которых 30,3 млн моложе трудоспособного, а 30,4 млн человек старше трудоспособного возраста. Трудоспособное население России составляло к 2000 г. 85,6 млн человек, из них 63,6 млн человек представляли среднегодовую численность занятого в экономике населения. Из оставшихся после вычета 22 млн человек — обучались в средних и высших учебных заведениях 5,5 млн студентов. Из оставшихся 16,5 млн людей трудоспособного возраста только 8,9 млн указывались как общая численность безработных в стране, куда входили и 1,9 млн человек, зарегистрированных в органах государственной службы занятости. Где же еще 7,6 млн человек? Кто они, на что и где живут? Бомжи, беспризорные? По мнению Марцевой Л. М., 17 млн человек — официальные статистические данные людей без трудовых источников существования к 2000 г., а неофициальные данные составляли более 20 млн человек.

Это много, если учесть, что в СССР из 278,7 млн человек свободные трудовые ресурсы в 1989 г. составили 6 млн человек (по официальным данным Госкомстата). Даже если сравнивать с пессимистическими оценками в 15,7 млн безработных в СССР [7], цифра 20 млн человек в масштабах России представляется катастрофической.

Проанализировав советский опыт Службы занятости, сравнив его с целями и задачами вновь созданной в 1991 г. российской Службы занятости, можно сделать вывод о том, что конечные цели Служб занятости в указанные исторические периоды времени разные в принципе. Обеспечение полной занятости не является главной целью современной Службы занятости, а термины «оценка состояния сферы заня-

тости», «содействие гражданам в занятости», «информирование населения о ситуации на рынке труда» — вовсе не гарантируют в обозримой перспективе обеспечение максимально возможной полной занятости. Вероятно, это закономерно. Диалектика капиталистического способа производства такова, что «избыточное» трудящееся население — продукт капиталистического накопления, становится рычагом этого накопления и даже условием существования и развития капитализма. Избыточное население составляет необходимую принадлежность капиталистического хозяйства, без которой оно не могло бы ни существовать, ни развиваться [8]. Тем не менее государство, назвавшее себя «социальным», в соответствии с Конституцией РФ, должно обеспечить право на труд и охрану этого права для каждого экономически активного человека. Возникает вопрос, может ли государство называть себя «социальным», не соблюдая конституционных норм и не предпринимая эффективных мер для исполнения собственной Конституции?

Библиографический список

1. Паршев А. Почему Россия не Америка. Книга для тех, кто остается здесь. - М.: АСТ, Астрель, 2006. — С. 5, 30.

2. Большая советская энциклопедия [Электронный ресурс]. -Режим доступа: http://bse.chemport.ru/bezrabotitsa.shtml.

3. Конституция РФ. — Новосибирск: Сиб. унив. изд-во, 2004. -С. 5.

4. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка.- М.: Азбуковник, 1999.- С. 814.

5. Трудовое право: энциклопедический словарь / под ред. А. Иванова.- М.: Советская энциклопедия, 1979. — С. 367.

6. Марцева Л.М. Социокультурные формы народохозяйственных систем // Омский научный вестник. - 2006. - март. -С. 12-16.

7. Марцева Л.М. Проблемы труда в утопическом, научном и реальном социализме: монография.- Красноярск: Изд-во Краснояр. ун-та, 1993.- С.71-74.

8. Ленин В.И. Полное собрание сочинений. - М., 1965. Т.2. -С. 173 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www. marxists.org/russkij/lenin/cw_zip/.

СИРИЦА Яна Анатольевна, аспирант кафедры истории и регионального развития.

Статья поступила в редакцию 15.01.08 г.

© Я. А. Сирица

Книжная полка

Хроменкова, Н. И. Всеобщая история архивов [Текст] : конспект лекций / Н. И. Хроменкова. — Омск : Изд-во ОмГТУ, 2008. — 51 с.

Издание содержит конспекты лекций по всем разделам дисциплины «Всеобщая история архивов», контрольные вопросы по каждой теме и библиографический список. Структура и содержание лекций соответствуют государственному стандарту высшего профессионального образования специальности «Историко-архиво-ведение».

Для студентов специальности «Историко-архивоведение» дистанционной и заочной форм обучения.

По вопросам приобретения — (3812) 65-23-69 E mail: libdirector@ omgtu.ru.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.