ИСТОРИЧЕСКИЕ НАУКИ ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК № 2 (66) 2008
%
ИСТОРИЧЕСКИЕ НАУКИ
УДК 3315 (09) Я. А. СИРИЦА
Омский государственный аграрный университет
ИСТОРИКО-СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ЦЕЛЕЙ СЛУЖБЫ ЗАНЯТОСТИ В СССР И РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Переход Российского государства от централизованной системы хозяйствования к рыночной экономике не мог не отразиться на сфере социально-трудовых отношений. Смена социально-экономического уклада обострила проблемы занятости, вернула безработицу в российское общество спустя 60 лет. Появилась необходимость в воссоздании Службы занятости, которая была создана и ликвидирована в СССР к 1930 г. за ненадобностью как исполнившая свою миссию — безработица в СССР была полностью ликвидирована. Насколько цели российской Службы занятости совпадают с целями и задачами советской и совпадают ли они в принципе — автору предстоит выяснить.
Период истории 90-х гг. ХХ в. — время сложное, противоречивое. Уже многое написано историками, политологами, социологами, экономистами о трансформации всех общественных систем в России в этот период и еще многое предстоит написать. Главный вектор направления трансформации — от советского социализма к капитализму. Если говорить об экономической сфере — это время изменения форм собственности и ее перераспределения; снятие с государственных структур функций прямого управления экономикой. Если говорить о социальной сфере — это время демонтажа институтов и гарантий, которые были созданы за годы советской власти. Это время, когда начались активные преобразования всей сис-
темы политических, экономических, социальных отношений.
В рамках данной работы нам предстоит решить ряд вопросов: определить проблемы, характерные для сферы занятости в период изменения социально-экономического уклада; выявить органы государственной власти, решающие проблемы занятости (на уровне субъекта федерации Омская область государственные органы власти представлены территориальными органами) и оценить степень и силу влияния территориальных органов государственной власти на процессы в сфере занятости на территории Омской области.
Начало трансформации социально-экономической системы связывают с радикальными экономи-
ческими реформами в России. Началом радикальных экономических реформ можно считать октябрь 1991 г., когда на пятом Съезде народных депутатов Б. Н. Ельцин объявил о проведении в стране радикальных экономических реформ. За годы экономического реформирования Россия в целом и каждый субъект РФ в частности, в том числе Омская область, подверглись испытанию на прочность и самовыживание. Основными задачами реформаторов были: рост экономики, подъем народного хозяйства, повышение уровня и качества жизни населения. Сегодня много спорят о результатах реформирования. Или, лучше сказать, промежуточных результатах, т. к. реформирование продолжается. По мнению А. Паршева, эксперимент по построению рыночного общества, предпринятый реформаторами при поддержке подавляющего большинства народов и бывшего СССР, и бывшего соцлагеря, закончился оглушительным крахом везде, во всех новых государствах; капиталистический эксперимент в нашей стране не увенчался успехом [1].
Кардинальному изменению в результате экономических реформ подверглась сфера занятости населения. Рыночный характер проводимых преобразований положил начало формированию ранка труда в России. С появлением рынка труда мы можем наблюдать следующее: снижение занятости населения; рост неполной занятости; расширение явной и скрытой безработицы, возникших из-за значительного сокращения объемов производства; массовое высвобождение работников производственной сферы. Важным моментом в законодательном регулировании сферы занятости стал 1991 г. 19 апреля 1991 г. вышло постановление Верховного Совета РСФСР о введении в действие Закона «О занятости населения в РСФСР» (закон вступил в действие с 01 июля 1991 г.), в соответствии с которым создана Федеральная государственная служба занятости населения (далее Служба занятости), независимая от Министерства труда РСФСР. В соответствии со ст. 15 закона, Служба занятости стала единой федеральной системой органов и учреждений, к компетенции которой были отнесены следующие вопросы:
— оценка состояния и прогноз развития занятости населения;
— предоставление информации о положении на рынке труда;
— разработка и реализация программ по содействию занятости населения на федеральном и региональном уровнях власти;
— содействие гражданам в поиске работы;
— содействие работодателям в подборе кадров;
— организация профессиональной ориентации, профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации безработных;
— осуществление выплат безработным.
Таким образом, новому государственному органу
было поручено оказание помощи будущим безработным и незанятым гражданам в поиске места работы. Теперь безработные имели право на получение пособия по безработице и участие в программах занятости за счет средств Государственного фонда занятости.
Для определения главного предназначения вновь созданной Службы занятости необходимо определиться с основными терминами, к числу которых относится понятие безработицы. Рассмотрим одно из определений: «Безработица — явление, присущее капиталистическому общественному строю, когда часть трудящихся не может найти себе работу, становясь «излишним» населением, резервной армией
труда» [2]. Более того, безработица для граждан — это не просто отсутствие работы, не только материальные и физические страдания, но и сильные моральные терзания, и лишения, и преждевременная старость.
В Конституции РФ, ст.7 сказано: «Российская Федерация — социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека» [3]. Одним из главных условий, обеспечивающих достойную жизнь, является наличие работы, оплачиваемого труда. «Труд — целесообразная деятельность человека, направленная на создание с помощью орудий производства материальных и духовных ценностей» [4]. Данное определение позволяет сделать вывод о том, что труд — это не только способ удовлетворения материальных потребностей человека (что естественно — человеку необходимо питаться, одеваться и т. д). Труд — это еще и способ удовлетворения культурных и духовных потребностей личности, заключающихся в творческом самовыражении и самоутверждении. Исходя из естественных природных потребностей граждан (в том числе потребности в труде), основываясь на положении Конституции РФ, логично было бы предположить, что главной целью службы занятости должна быть цель обеспечения работой всех желающих трудиться граждан, т.е. стремление к максимально возможной «полной занятости». В этом случае с точки зрения социально-трудовых отношений конституционное определение нашего государства «социальным» было бы оправдано.
Для понимания контекста исследуемой проблемы обратимся к истории вопроса. Служба занятости — система органов власти, которая существовала на протяжении многих лет: и в дореволюционной императорской России, и при Советской власти. Биржи труда, бюро по трудоустройству, центры занятости населения, отделы занятости — все это не однокоренные, но родственные термины. Просто в тот или иной период времени Служба занятости имела различные названия и функции. Первые Биржи труда, созданные городскими управами, возникли в России в начале ХХ века в крупнейших промышленных центрах (Москва, Петербург, Рига, Одесса). Наряду с ними получили распространение частные посреднические конторы, которые за предоставление работы взыскивали с безработных высокую плату. Профсоюзы в организации трудового посредничества через Биржи труда не участвовали. В СССР государственные бесплатные Биржи труда существовали в первые годы Советской власти. Они были орудием пролетарского государства по планомерной борьбе с безработицей, являвшейся наследием капитализма. На них возлагались учет и распределение рабочих во всех отраслях народного хозяйства, упорядочение спроса и предложения труда; организация общественных работ, выдача пособий безработным и т.п. В управлении Биржами труда активное участие принимали профсоюзы и комсомол. Советские Биржи труда сыграли важную роль в обеспечении всеобщей занятости населения. К концу 1930 г. в результате социалистических преобразований в СССР безработица была полностью ликвидирована, в связи с чем Биржи труда прекратили свое существование [5].
Таким образом, за 8 лет в результате деятельности советских Бирж труда безработицу в СССР ликвидировали. Каким образом этого удалось добиться? Обеспечение кадрами народного хозяйства СССР носило планомерно-организованный характер и про-
ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК № 2 (66) 2008 ИСТОРИЧЕСКИЕ НАУКИ
ИСТОРИЧЕСКИЕ НАУКИ ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК № 2 (66) 2008
водилось комитетами Советов министров союзных республик по использованию трудовых ресурсов с их органами на местах, которые осуществляли организованный набор рабочих и их переселение. Набором рабочей силы занимались и сами предприятия.
Является ли опыт создания и функционирования советской Службы занятости образцом или примером для подражания — не это главное. Важнее отметить, что при Советской власти Служба занятости имела определенную цель — обеспечение полной или всеобщей занятости. Так или иначе, исторический опыт показал, что цель была реализована — безработицу в СССР ликвидировали.
Марцева Л. М. говорит, что данные о безработице в России не только смущают, но и возмущают [6]. Автор выяснила, что к 1999 г. численность постоянного населения страны составляла 146,3 млн человек, из которых 30,3 млн моложе трудоспособного, а 30,4 млн человек старше трудоспособного возраста. Трудоспособное население России составляло к 2000 г. 85,6 млн человек, из них 63,6 млн человек представляли среднегодовую численность занятого в экономике населения. Из оставшихся после вычета 22 млн человек — обучались в средних и высших учебных заведениях 5,5 млн студентов. Из оставшихся 16,5 млн людей трудоспособного возраста только 8,9 млн указывались как общая численность безработных в стране, куда входили и 1,9 млн человек, зарегистрированных в органах государственной службы занятости. Где же еще 7,6 млн человек? Кто они, на что и где живут? Бомжи, беспризорные? По мнению Марцевой Л. М., 17 млн человек — официальные статистические данные людей без трудовых источников существования к 2000 г., а неофициальные данные составляли более 20 млн человек.
Это много, если учесть, что в СССР из 278,7 млн человек свободные трудовые ресурсы в 1989 г. составили 6 млн человек (по официальным данным Госкомстата). Даже если сравнивать с пессимистическими оценками в 15,7 млн безработных в СССР [7], цифра 20 млн человек в масштабах России представляется катастрофической.
Проанализировав советский опыт Службы занятости, сравнив его с целями и задачами вновь созданной в 1991 г. российской Службы занятости, можно сделать вывод о том, что конечные цели Служб занятости в указанные исторические периоды времени разные в принципе. Обеспечение полной занятости не является главной целью современной Службы занятости, а термины «оценка состояния сферы заня-
тости», «содействие гражданам в занятости», «информирование населения о ситуации на рынке труда» — вовсе не гарантируют в обозримой перспективе обеспечение максимально возможной полной занятости. Вероятно, это закономерно. Диалектика капиталистического способа производства такова, что «избыточное» трудящееся население — продукт капиталистического накопления, становится рычагом этого накопления и даже условием существования и развития капитализма. Избыточное население составляет необходимую принадлежность капиталистического хозяйства, без которой оно не могло бы ни существовать, ни развиваться [8]. Тем не менее государство, назвавшее себя «социальным», в соответствии с Конституцией РФ, должно обеспечить право на труд и охрану этого права для каждого экономически активного человека. Возникает вопрос, может ли государство называть себя «социальным», не соблюдая конституционных норм и не предпринимая эффективных мер для исполнения собственной Конституции?
Библиографический список
1. Паршев А. Почему Россия не Америка. Книга для тех, кто остается здесь. - М.: АСТ, Астрель, 2006. — С. 5, 30.
2. Большая советская энциклопедия [Электронный ресурс]. -Режим доступа: http://bse.chemport.ru/bezrabotitsa.shtml.
3. Конституция РФ. — Новосибирск: Сиб. унив. изд-во, 2004. -С. 5.
4. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка.- М.: Азбуковник, 1999.- С. 814.
5. Трудовое право: энциклопедический словарь / под ред. А. Иванова.- М.: Советская энциклопедия, 1979. — С. 367.
6. Марцева Л.М. Социокультурные формы народохозяйственных систем // Омский научный вестник. - 2006. - март. -С. 12-16.
7. Марцева Л.М. Проблемы труда в утопическом, научном и реальном социализме: монография.- Красноярск: Изд-во Краснояр. ун-та, 1993.- С.71-74.
8. Ленин В.И. Полное собрание сочинений. - М., 1965. Т.2. -С. 173 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www. marxists.org/russkij/lenin/cw_zip/.
СИРИЦА Яна Анатольевна, аспирант кафедры истории и регионального развития.
Статья поступила в редакцию 15.01.08 г.
© Я. А. Сирица
Книжная полка
Хроменкова, Н. И. Всеобщая история архивов [Текст] : конспект лекций / Н. И. Хроменкова. — Омск : Изд-во ОмГТУ, 2008. — 51 с.
Издание содержит конспекты лекций по всем разделам дисциплины «Всеобщая история архивов», контрольные вопросы по каждой теме и библиографический список. Структура и содержание лекций соответствуют государственному стандарту высшего профессионального образования специальности «Историко-архиво-ведение».
Для студентов специальности «Историко-архивоведение» дистанционной и заочной форм обучения.
По вопросам приобретения — (3812) 65-23-69 E mail: libdirector@ omgtu.ru.