Научная статья на тему 'Историко-социологический аспект веры в оборотней в западноевропейском обществе позднего средневековья - раннего нового времени'

Историко-социологический аспект веры в оборотней в западноевропейском обществе позднего средневековья - раннего нового времени Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
448
118
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНКВИЗИЦИЯ / ОХОТА НА ВЕДЬМ / ЛИКАНТРОПИЯ / ОБОРОТЕНЬ / ВЕРА / ПОВСЕДНЕВНОСТЬ / INQUISITION / WITCH HUNT / LYCANTHROPY / WEREWOLF / FAITH / EVERYDAY LIFE

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Холина Ольга Ивановна, Сальников Алексей Викторович

В отечественной историографии в последние десятилетия наблюдается повышенный интерес к проблемам повседневной жизни человека в разные исторические периоды и эпохи. Относительно средневековья и нового времени, неотъемлемой частью повседневной жизни была вера в борьбу между Богом и дьяволом, а человек в этом противостоянии занимал одну из противоборствующих сторон. Начиная с XIII столетия святая инквизиция ведет борьбу с приверженцами темных сил ведьмами и вероотступниками-еретиками. Однако особое внимание следует уделить тому, что кроме уже вышеназванных жертвами церковного суда становятся и другие дьявольские слуги оборотни. Немаловажным моментом является то, что вера в существ, способных менять свое обличие, так или иначе присутствует у всех народов мира, но массового размаха, доходящего до истерии, она получает именно в Европе. По итогам проведенного исследования авторы отмечают, что теории и факты, формировавшие в сознании человека на рубеже двух исторических эпох средневековья и Нового времени под влиянием церковной идеологи и демонологических изысканий, а также умозаключений самого обывателя, складывавшихся через призму восприятия того времени, веру в оборотней, прочно заняли свою нишу в повседневной жизни на долгое время.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

HISTORICAL AND SOCIOLOGICAL ASPECTS OF BELIEF IN WEREWOLVES IN WESTERN EUROPEAN SOCIETY FROM THE LATE MIDDLE AGES-EARLY MODERN TIMES

Russian historiography in recent decades, there has been increased interest in the problems of everyday life in different historical periods and epochs. Regarding the middle ages and new time, an integral part of everyday life was the belief in the struggle between God and Devil, and Man in this confrontation was one of the conflicting parties. Holy Inquisition has been fighting with the followers of dark forces, witches and apostates heretics since the XIII century. However, special attention should be paid to the fact that in addition to the above-mentioned victims of the ecclesiastical court, become and other devil's servants are werewolves. An important point is that the belief in creatures that can change their appearance, one way or another is present in all peoples of the world, but the massive scale, amounting to hysteria, she gets in Europe. According to the results of the research, the authors note that theories and facts that shaped the consciousness of man at the crossroads of two historical epochs the middle ages and modern times, under the influence of Church ideologues and demonic studies, as well as reasoning of the average man which has been formed through the prism of perception of that time, belief in werewolves firmly occupies its own niche in daily life for a long time.

Текст научной работы на тему «Историко-социологический аспект веры в оборотней в западноевропейском обществе позднего средневековья - раннего нового времени»

УДК 93.398

ХОЛИНА Ольга Ивановна, Северо-Кавказский институт бизнеса, инженерных и информационных технологий, г. Армавир, Россия oholiha@mail.ru

САЛЬНИКОВ Алексей Викторович, Северо-Кавказский институт бизнеса, инженерных и информационных технологий, г. Армавир, Россия alexkat_salni kov@mail. ш

ИСТОРИКО-СОЦИОЛОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ ВЕРЫ В ОБОРОТНЕЙ В ЗАПАДНОЕВРОПЕЙСКОМ ОБЩЕСТВЕ ПОЗДНЕГО СРЕДНЕВЕКОВЬЯ - РАННЕГО НОВОГО ВРЕМЕНИ

В отечественной историографии в последние десятилетия наблюдается повышенный интерес к проблемам повседневной жизни человека в разные исторические периоды и эпохи. Относительно средневековья и нового времени, неотъемлемой частью повседневной жизни была вера в борьбу между Богом и дьяволом, а человек в этом противостоянии занимал одну из противоборствующих сторон. Начиная с XIII столетия святая инквизиция ведет борьбу с приверженцами темных сил - ведьмами и вероотступниками-еретиками. Однако особое внимание следует уделить тому, что кроме уже вышеназванных жертвами церковного суда становятся и другие дьявольские слуги - оборотни. Немаловажным моментом является то, что вера в существ, способных менять свое обличие, так или иначе присутствует у всех народов мира, но массового размаха, доходящего до истерии, она получает именно в Европе. По итогам проведенного исследования авторы отмечают, что теории и факты, формировавшие в сознании человека на рубеже двух исторических эпох - средневековья и Нового времени - под влиянием церковной идеологи и демонологических изысканий, а также умозаключений самого обывателя, складывавшихся через призму восприятия того времени, веру в оборотней, прочно заняли свою нишу в повседневной жизни на долгое время.

Ключевые слова: инквизиция, охота на ведьм, ликан-тропия, оборотень, вера, повседневность.

DOI: 10.17748/2075-9908-2015-7-7/2-92-95

KHOLINA Olga I.,

North-Caucasian Institute of Business, Engineering and Information Technology, Armavir, Russia oholiha@mail.ru

SALNIKOV Aleksey V., North-Caucasian Institute of Business, Engineering and Information Technology, Armavir, Russia alexkat_salni kov@mail. ru

HISTORICAL AND SOCIOLOGICAL ASPECTS OF BELIEF IN WEREWOLVES IN WESTERN EUROPEAN SOCIETY FROM THE LATE MIDDLE AGES-EARLY MODERN TIMES

Russian historiography in recent decades, there has been increased interest in the problems of everyday life in different historical periods and epochs. Regarding the middle ages and new time, an integral part of everyday life was the belief in the struggle between God and Devil, and Man in this confrontation was one of the conflicting parties. Holy Inquisition has been fighting with the followers of dark forces, witches and apostates - heretics since the XIII century. However, special attention should be paid to the fact that in addition to the above-mentioned victims of the ecclesiastical court, become and other devil's servants are werewolves. An important point is that the belief in creatures that can change their appearance, one way or another is present in all peoples of the world, but the massive scale, amounting to hysteria, she gets in Europe. According to the results of the research, the authors note that theories and facts that shaped the consciousness of man at the crossroads of two historical epochs - the middle ages and modern times, under the influence of Church ideologues and demonic studies, as well as reasoning of the average man which has been formed through the prism of perception of that time, belief in werewolves firmly occupies its own niche in daily life for a long time.

Keywords: inquisition, witch hunt, lycanthropy, werewolf, faith, everyday life

Общеизвестным фактом является то, что к XVI столетию в сознании европейского общества укореняется представление о массовом присутствии в обществе ведьм, заключивших договор с нечистой силой. Но в наши дни в «тени» вышеназванного процесса остается вопрос о том, что параллельно с массовой верой в ведьм и охотой на них в сознании современников присутствовала вера и в оборотней как помощников темных сил.

Важно упомянуть о том, что упоминания об оборотнях в европейской историко-культурной ойкумене встречаются и до обозначенного нами хронологического периода.

Так, например, Геродот описал в V столетии до н.э. племя, живущее к северу от Черного моря, которое могло превращать себя в волков в течение нескольких дней каждый год [1, с. 426-440]. А римский поэт Вергилий упоминает о волшебнике, который принял смертельные травы, чтобы превратить себя в зверя [2, а 85-88]. Даже в своих путешествиях М. Поло упоминает о народе с волчьими головами: «Как увидят кого непохожего на себя, так сразу пожрут» [3, а 118].

Исходя из сказанного выше, можно предположить, что подобные убеждения в западноевропейском христианском мире являлись пережитком некоторых языческих верований, об одном из которых упомянем ниже.

Первая массовая истерия, связанная с преследованием оборотней, прокатилась по Европе в первой половине XIV в. Главным объектом этих нападок становится кошка, как животное-посредник в земных делах ведьм с потусторонним миром [4, p. 52-71].

Два столетия спустя подобное явление достигает новой прогрессирующей стадии, которая сопровождалась небывалой теоретической дискуссией в богословской среде и громкими судебными делами, которые нашли свое отражение в живописи и литературной среде описываемой эпохи.

Так, образ оборотня как существа, связанного с темным миром, окончательно формируется в период раннего Нового времени, да и то не повсеместно в Европе. Например, в Ливонии и северной Италии их образ воспринимался как армия борцов за урожай с ведьмами. Обладая способностью менять свое обличие и превращаться в животных, они были лишены способности убивать людей.

Однако деятельность святой инквизиции и ряд судебных процессов над ЬепапбапИ (ит. отправляющиеся на благое дело,) свели этот языческий культ защитников урожая на нет. Важно отметить то, что приговоры над лицами, «уличенными» в оборотничестве, были относительно мягкими, хотя и носили репрессивный характер, но без смертных приговоров. Это можно объяснить отсутствием фактов страшных преступлений, за исключением якобы способности менять свое обличие [5].

Таким образом, в вышеназванных регионах Европы оборотни не воспринимались как нечто, творящее преступления против рода человеческого.

Однако в остальных областях Европы, прежде всего в германских землях и во Франции, ситуация была совсем иной и для этого были весьма веские причины.

Немалый вклад в складывание массовой веры в оборотней внесла бурно развивающаяся демонология, пищу которой давала идущая в то время «охота на ведьм», а также явления, объяснявшиеся сознанием человека того времени как происки нечистой силы [6, с. 56-62].

Этот момент имел свое воплощение в «настольной книге» инквизитора - «Молот ведьм», где авторы утверждали, что при помощи дьявольской иллюзии, насланной при помощи колдовства, окружающие могут видеть превращение человека в животное [7, с. 412-434].

Таким образом, их существование являлось неоспоримым. Ведь, по утверждению Я. Шпренгера и Г. Инститориса, само неверие в существование ведьм и колдовства - преступление. Своего рода логическим продолжением «Молота ведьм» является работа французского философа и экономиста Ж. Бодена «О демоновании колдунов (ведьм)», где автор высказывает полную уверенность в существовании оборотней, действующих совместно против рода людского совместно с ведьмами [8].

Зачастую преступления, связанные с каннибализмом, жестокими убийствами, приписывались именно ведьмам и их помощникам волкам-оборотням. Во многом этому способствовали судебные процессы, на которых свою вину признавали обвиняемые и звучали якобы «свидетельства» очевидцев [9, с. 57-82]. Такие личности как Гранье, Штуббе, Гренье и др. с современной точки зрения могут рассматриваться как серийные убийцы-людоеды. Менталитет же того времени не мог или не хотел признать то, что ужаснейшие преступления совершены людьми по их воле, без вмешательства извне [10, с. 58-80].

Немаловажно отметить и то, что ассоциация оборотня с волком-убийцей всего живого происходила от теологической догматики, когда именно это животное являлось одним из олицетворений дьявола, наряду с собакой и козлом [11, с. 37-40].

Хотя, несмотря на такой негативный образ волка, в лоне западной христианской церкви есть несколько культов святых, образы которых имеют волчью (собачью) натуру (св. Христофор, Гинефорд, Рош, неотъемлемым спутником которого является пес) [12, с. 17-22].

Это свидетельствует о двойственном отношении церкви к вопросу превращения одной материи в другую. За благочестивые дела животное может быть одарено Богом человеческим обликом и, наоборот, грешник перевоплотится в зверя при помощи дьявольских сил. Кроме того, одним из факторов, усугубляющих веру в оборотней, являлись физические аномалии, вызванные генетическими заболеваниями (например, порфирия), и психические заболевания, именуемые в современной медицине различными формами ликантропии, в том числе и с крайне агрессивными формами поведения [13]. Нельзя исключать и частые случаи отравления пораженного спорыньей зерна, что вело к массовым галлюцинациям, которым в большей степени были подвержены регионы Центральной и Западной Европы [14, с. 89-94].

Так, в европейском сознании феномен оборотничества стал наделяться двойственной природой: «вызванных фантазией и галлюцинациями» и на «настоящих», которые действительно превращаются в волков, что вполне соответствовало уверенности подавляющего большинства народных масс в возможности физического превращения человека в животное. Немаловажное значение имело также засилье волков в отдельных регионах Европы, особенно в землях Германии и Франции, а также нападение этих хищников на людей. Примечательно отметить тот факт, что в тех районах, где популяция волков была незначительной, например в

Англии, вера в оборотней хоть и присутствовала, но не в такой степени. Но человек той эпохи трактовал все происходящее вокруг через призму религиозного мировоззрения, где религия и суеверия отвечали на те вопросы, которые разум понять не мог.

Таким образом, теории и факты, формировавшие в сознании человека на рубеже двух исторических эпох - средневековья и Нового времени - под влиянием церковной идеологи и демонологических изысканий, а также умозаключений самого обывателя, складывавшихся через призму восприятия того времени, веру в оборотней, прочно заняли свою нишу в повседневной жизни на долгое время.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЕ ССЫЛКИ

1. Геродот. История. - М.: АСТ, 2007. - 612 c.

2. Немировский А.И. Мифы и легенды народов мира. Ранняя Италия и Рим. - М.: Мир книги, 2006. - 314 c.

3. Книга Марко Поло / Пер. с итал. И. Минаева. - М.: География, 1955. - 219 c.

4. Kieckhefer R. European witch trials: their foundations in popular and learned culture, 1300-1500. - London, 1976. - 356 p.

5. Ginzburg C. The Night Battles: Witchcraft and Agrarian Cults in the Sixteenth and Seventeenth Centuries. Translated by Anne and John Tedeschi. Baltimore: Johns Hopkins University Press, 1983 (original edition Giulio Einaudi, 1966). [Электронный ресурс] URL: http://werewolfbook.com (дата обращения 04.12.2015).

6. Сальников А.В. Эпизоды западноевропейской повседневной жизни позднего средневековья - раннего Нового времени, способствовавшие распространению веры в оборотней как приверженцев темных сил (религиозно-научный аспект) // Science time. - 2014. - № 2. - С. 56-62.

7. ШпренгерЯ., Инститорис Г. Молот ведьм. - М.: Интербук, 1990. - 715 c.

8. Bodin J. Demonomanie des Borders. - Paris, 1580. (Jean Bodin. On the demon-mania of witches. Centre for Reformation and Renaissance Studies, 1995). [Электронный ресурс] URL:http://worldofmystery.com

9. Саловьев А.П. Самые громкие судебные процессы. Преступления и наказания со времен инквизиции до наших дней. - М.: Эксмо, 2010. - 368 с.

10. Бэринг-Гулд С. Книга оборотней. - М.: Азбука, 2010. - 154 с.

11. Роббинс Р.Х. Энциклопедия колдовства и демонологии. - М.: Локид-Миф, 1996. - 258 с.

12. Браун П. Культ святых. Его становление и роль в латинском христианстве. - М.: Российская политическая энциклопедия, 2004. - 208 с.

13. Otten C.A Lycanthropy Reader: Werewolves in Western Culture. Syracuse: Syracuse University Press, 1986. [Электронный ресурс] URL: http://www.phenomenon-werewolf.com (дата обращения 14 .10.2015).

14. Риос М. Растительные галлюциногены. - М.: КСП, 1997. - 158 с.

REFERENCES

1. Herodotus. History. [Istorija]. Moscow: AST, 2007. 612 p.

2. Nemirovsky A.I. Myths and legends of the peoples of the world. Early Italy and Rome. [Mify i legendy narodov mira. Rannjaja Italija i Rim]. Moscow: World of books, 2006. 314 p.

3. The Book of Marco Polo. Trans. from the Italian. Minaev I. Moscow: Geography, 1955. 219 p.

4. Kieckhefer R. European witch trials: their foundations in popular and learned culture, 1300-1500. London, 1976. 356 p.

5. Ginzburg C. The Night Battles: Witchcraft and Agrarian Cults in the Sixteenth and the seventeenth Centuries. Translated by Anne and John Tedeschi. Baltimore: Johns Hopkins University Press, 1983 (original edition Giulio Einaudi, 1966). Available at: http://werewolfbook.com (accessed 04.12.2015).

6. Salnikov V.A. Episodes of Western European daily life from the late middle ages-early modern times, contributed to the spread of the belief in werewolves as followers of the dark forces (religious-scientific aspect). [Jepizody zapadnoevrope-jskoj povsednevnoj zhizni pozdnego srednevekov'ja-rannego Novogo vremeni, sposobstvovavshie rasprostraneniju very v oborotnej kak priverzhencev temnyh sil (religiozno-nauchnyj aspekt)]. Science time. 2014. No. 2. P. 56-62.

7. Sprenger J. Institoris, Hammer of the witches. [Molot ved'm]. Moscow: Interbook, 1990. 715 p.

8. Bodin J. Demonomanie des Borders. Paris, 1580. (Jean Bodin. On the demon-mania of witches. Centre for Reformation and Renaissance Studies, 1995). Available at: URL:http://worldofmystery.com

9. Soloviev A.P. The Most famous trials. Crime and punishment from the Inquisition to the present day. [Samye gromkie sudebnye processy. Prestuplenija i nakazanija so vremen inkvizicii do nashih dnej]. Moscow: Eksmo, 2010. 368 p.

10. Baring-Gould S. The Book of werewolves. [Kniga oborotnej]. Moscow: Azbuka, 2010. 154 p.

11. Robbins R.H. The encyclopedia of witchcraft and demonology. [Jenciklopedija koldovstva i demonologii]. Moscow: Lokid-Myth, 1996. 258 PP.

12. Brown P. The Cult of saints. Its formation and role in Latin Christianity. [Kul't svjatyh. Ego stanovlenie i rol' v latinskom hristianstve]. Moscow: Russian political encyclopedia, 2004. 208 p.

13. Otten C.A Lycanthropy Reader: Werewolves in Western Culture. Syracuse: Syracuse University Press, 1986. Available at: http://www.phenomenon-werewolf.com (accessed 14 .10.2015).

14. Rios M. Hallucinogens of Plant [Rastitel'nye galljucinogeny]. Moscow: CEC, 1997. 158 p.

Information about the author

Холина Ольга Ивановна, кандидат социологических наук, доцент, заведующая кафедрой гражданско-правовых дисциплин, СевероКавказский институт бизнеса, инженерных и информационных технологий, Армавир, Россия

oholiha@mail.ru

Сальников Алексей Викторович, кандидат исторических наук, доцент, заведующий аспирантурой, Северо-Кавказский институт бизнеса, инженерных и информационных технологий, Армавир, Россия alexkat salnikov@mail.ru

Получена: 13.12.2015

Для цитирования статьи: Холина О.И., Сальников А.В., Историко-социологический аспект веры в оборотней в западноевропейском обществе позднего средневековья - раннего нового времени. Краснодар: Историческая и социально-образовательная мысль. 2015. Том 7. № 7. Часть 2. с. 92-95. doi: 10.17748/2075-9908-2015-7-7/2-92-95

Информация об авторе

Kholina Olga I., Candidate of Social SCIENCES, Associate Professor, Head of Department of CIVIL Law Disciplines, North-Caucasian Institute of Business, Engineering and Information Technology, Armavir, Russia

oholiha@mail.ru

Salnikov Aleksey V., Candidate of Historical Sciences, Associate Professor, Head of Postgraduate Center, North-Caucasian Institute of Business, Engineering and Information Technology, Armavir, Russia alexkat salnikov@mail.ru

Received: 13.12.2015

For article citation: KHolina O.I, Salnikov A.V. Historical and sociological aspects of belief in werewolves in western european society from the late middle ages-early modern times. [Istori-ko-sotsiologicheskiy aspekt very v oborotney v zapadnoevropeyskom obshchestve pozdnego srednevekov'ya-rannego novogo vremeni]. Krasnodar. Istoricheskaya i sotsial'no-obrazovatel'naya mysl'= Historical and social educational ideas. 2015. Tom 7. № 7. Vol. 2. Pp. 92-95.

doi: 10.17748/2075-9908-2015-7-7/2-92-95

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.