Научная статья на тему 'Историко-правовые аспекты становления международ- ного сотрудничества высшей школы России'

Историко-правовые аспекты становления международ- ного сотрудничества высшей школы России Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
126
28
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Юристъ - Правоведъ
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ВЫСШАЯ ШКОЛА / ИНОСТРАННЫЙ СТУДЕНТ / ГОСУДАРСТВЕННОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО / ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ / УЧЕБНЫЕ ЗАВЕДЕНИЯ / HIGH SCHOOL / FOREIGN STUDENT / STATE COOPERATION / HIGHER EDUCATION / EDUCATIONAL INSTITUTIONS

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Звягольский Андрей Юрьевич

Статья представляет собой научное исследование международного сотрудничества высшей школы нашего государства. В современном мире международный обмен студентами, подготовка специалистов для зарубежных стран, международное научное сотрудничество является одним из главных направлений реформы высшего образования в России. Так, в публикации рассмотрены историко-правовые аспекты становления международных связей в области высшего образования, а также основные направления их развития в бывшем СССР и России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Historico-legal aspects of international cooperation of the Russian Higher School

The Article presents itself scientific study international cooperation high school our state. In modern world international exchange student, preparation specialist for foreign countries, international scientific cooperation is one of the main of the directions of the reform of the higher education in Russia. So, in publications are considered historian a legal aspects of the formation of the international relationships in the field of higher education, as well as the main trends of their development in former USSR and Russia.

Текст научной работы на тему «Историко-правовые аспекты становления международ- ного сотрудничества высшей школы России»

А.Ю. Звягольский

ИСТОРИКО-ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ СТАНОВЛЕНИЯ МЕЖДУНАРОДНОГО СОТРУДНИЧЕСТВА ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ РОССИИ

Становление работы с иностранными студентами имело под собой различную историческую почву. У истоков обучения иностранцев лежала миссионерская деятельность.

Поэтому и сегодня все современные мировые религии имеют широко разветвленные системы учебных заведений, которые готовят высококвалифицированных служителей культа. В неразрывной связи с миссионерством была и деятельность стран Западной Европы по распространению своего влияния на сопредельные и удаленные государства и земли путем «языковой экспансии». Ей в значительной степени содействовала та же религия, поскольку настольными книгами были Ветхий и Новый заветы, другие письменные источники христианства.

Подготовка иностранных студентов также тесно связана с развитием светского высшего образования, они составляли основной контингент студентов первых западноевропейских университетов, возникших в XI в. в Верхней Италии (Болонья, Солерно) и в Париже. В Пруссии еще в 1158 году иностранцам, обучающимся в германских университетах, была гарантирована императорская защита.

Однако подлинное становление сотрудничества в данной области начинается с развитием капиталистического способа производства, осознанием того, что наука может служить накоплению капитала.

Иностранные студенты становятся активными пропагандистами капиталистического способа производства, интересов стран обучения, их отдельных монополий и фирм. В начале XIX века эпицентром иностранного студенчества была Европа, которая в период с 1780 по 1871 гг. переживала подъем буржуазно-демократических движений и ломку отживших феодально-абсолютистских учреждений. Многие иностранные студенты активно участвовали в революционных событиях. Студенты импортировали в свои страны новые понятия государства и культуры, навеянные идеями Великой французской революции, взлетом и крушением империи Наполеона Бонапарта. Многие революционеры тех времен вышли из среды иностранных студентов. Среди них виднейшие руководители декабристов, такие как Павел Пестель, братья Сергей и Матвей Муравьевы-Апостолы и некоторые другие, учившиеся во Франции и Германии. Из среды иностранных студентов вышли первые арабские марксисты.

К концу XIX в. определились два основных подхода к работе с иностранными студентами в развитых капиталистических странах.

Франция и Англия проводили здесь «классическую» колониальную политику. Ее основной принцип сформировал известный английский историк первой половины XIX в. Т.Б. Маколей, прослуживший несколько лет в колониальном аппарате Индии. Он писал: «Нечего пытаться просвещать народные массы. Но мы должны приложить все усилия, чтобы создать прослойку, которая могла бы служить посредником между англичанами и миллионами туземцев под их властью, прослойку - индийскую по крови и цвету кожи, но английскую по вкусам, взглядам, морали, складу ума» [1, с. 65].

Англия и Франция вплоть до окончания второй мировой войны мало принимали на учебу студентов из своих колоний в Тропической Африке. В первой половине XIX в. их внимание было сосредоточено на районах, где шла открытая борьба за влияние. В Англии обучались индийцы, южноафриканцы (белые) и египтяне. Во Франции иностранные студенты были представлены в основном поляками, египтянами и румынами.

Студенты из колоний Тропической Африки, равно, как и из колоний Юго-Восточной Азии, начали прибывать в Англию, Францию, Бельгию, Голландию только после окончания Второй мировой войны. До этого момента их были единицы.

Другой подход к иностранным студентам олицетворяли Германия, Япония и Россия. Кайзеровская германия на рубеже XIX-XX вв. стала могущественной в экономическом отношении державой, однако вследствие того, что она запоздала к разделу мира между великими державами, ей почти не досталось ни колоний, ни сфер влияния. Поэтому Германия старалась привлекать иностранных студентов буквально отовсюду, но, главным образом, из европейских государств, где ей виделись будущие «жизненные пространства» [2, с. 47-52].

Япония сосредоточила свое основное внимание на Китае и прилегающих районах.

Высшая школа дореволюционной России создала свою, отечественную систему подготовки специалистов, многие из которых в дальнейшем стали крупными, а в ряде случаев прославленными учеными, труды которых обрели мировую известность. За 260 лет ее существования в России было

создано 105 высших учебных заведений, расположенных в 21 городе, главным образом в центральной части России, где обучались к 1914 году 127 тысяч человек [3, с. 4-19].

В процессе своей работы русская высшая школа накопила ценный педагогический опыт. Выработались совершенные системы обучения, получившие международное признание и применение. Например, в Московском высшем техническом училище на основе обобщения опыта работы различных высших технических учебных заведений образовалось новое направление в деятельности высшей школы. Его основная идея состояла в установлении тесной, органической связи теоретического обучения с производственным. После всемирных промышленных выставок в 1872 г. в Вене и в 1876 г. в Филадельфии эта система получила широкое распространение в высших учебных заведениях Европы и Америки.

Дореволюционная Россия оказывала странам Европы большую помощь в подготовке специалистов. Учитывая, что российские колонии находились внутри самого государства, царское правительство, как и Германия с Японией, таким образом пыталось расширить сферы своего влияния. В 1865 году на заседании Совета министров было признано необходимым обучение представителей зарубежных славянских народов в России. Во второй половине XIX века в Петербургском, Московском, Новороссийском (г. Одесса) университетах, в ряде других гражданских и духовных заведений обучались юноши и девушки Болгарии, Боснии, Герцеговины, Сербии и других государств. Студенты этих стран освобождались от платы за обучение. Русским правительством были выделены для них специальные государственные стипендии согласно договору, что отражало интересы России на Балканах в этот период.

В обучении иностранцев в России после Октябрьской революции происходят существенные изменения. Стал внедряться классовый характер международных связей в сфере подготовки кадров для зарубежных стран. С первых дней своего существования страна Советов отстаивала принципы пролетарского интернационализма; проводя, с одной стороны, «максимум осуществимого в одной стране для развития, поддержки, пробуждения революции во всех странах» [4, с. 304], а с другой стороны, оказывал реальную помощь в деле подготовки специалистов иностранным государствам.

Первыми же декретами Советского государства в области высшего образования были отменены все сословные и другие ограничения, существовавшие при приеме в высшие учебные заведения. Декретом СНК РСФСР от 2 августа 1918 года «О правилах приема в высшие учебные заведения» устанавливалось, что в число слушателей любого вуза можно вступать каждому лицу, независимо от гражданства и пола, достигшему 16-ти, а с 1925 года 17-летнего возраста [5, с. 632].

Исходя из того, что подавляющее большинство рабоче-крестьянской молодежи не имело среднего образования и не могло конкурировать на приемных экзаменах с выходцами из бывших привилегированных классов, отменялись все ранее существовавшие ограничения для поступления в вуз: плата за обучение, необходимость удостоверений, дипломов, аттестатов, свидетельств об окончании школы и т.п. Права иностранцев-трудящихся и их детей были во всех отношениях уравнены с правами советских граждан.

В области образования также проводился принцип уравнения иностранцев с советскими гражданами: иностранцам, проживающим в РСФСР, предоставлялось право на общих основаниях поступать в учебные заведения. Они пользовались материальным обеспечением наравне с советскими гражданами. Положение студентов-иностранцев фактически приравнивалось к советским студентам не только в части материального обеспечения, но и их трудовых обязанностей после окончания высших учебных заведений, что нашло отражение в Декрете СНК от 06.07.21 «О студентах-иностранцах высших технических учебных заведений» [6, с. 273].

Издание Декрета было обусловлено ситуацией, сложившейся тогда в России. По подсчетам историков, на территории РСФСР в 1918-1921 годах находилось свыше 4 млн иностранцев [7, с. 14] (некоторые даже указывают цифру - 7 млн). Новые законы Советской власти дали возможность иностранным гражданам учиться без каких-либо документов и ограничений и получать определенную материальную помощь. Это привело к тому, что число иностранцев в некоторых вузах значительно возросло. Испытывая материальные затруднения, а главное - острую нехватку кадров, Советское правительство было вынуждено издать Декрет, который обязывал по окончании учебного заведения отработать средства, затраченные на обучение как иностранных, так и советских специалистов. То есть по окончании высших технических учебных заведений выпускники поступали в распоряжение хозяйственных органов РСФСР на общих основаниях, с обязательством отслужить по своей специальности срок, равный сроку пребывания в высшем учебном заведении на материальном обеспечении РСФСР.

Никаких других ограничений для иностранцев на получение специальности в учебных заведениях СССР затем не вводилось. Многие из них остались жить в нашей стране, другие выехали на родину.

Большинство иностранных граждан, находившихся в России в первые годы после победы революции, составляли эмигранты из Китая, Кореи, Монголии, Ирана, Турции, Афганистана и

некоторых других стран Востока, на которые Октябрьская революция оказала большое влияние. Об огромном интересе, с которым В.И. Ленин относился к каждому шагу нашей восточной политики, вспоминал в 1924 году видный советский дипломат Г.В. Чичерин [8, с. 14].

В.И. Ленин считал, что Советское государство не должно ограничиваться политической поддержкой национально-освободительного движения на Востоке, что необходимо оказывать помощь молодым национальным государствам в развитии экономики, подготовке кадров [9, с. 28, 564]. Это мнение нашло свое отражение в практических шагах Советского государства. Из среды представителей стран Востока были набраны первые зарубежные учащиеся образованного 21 апреля 1921 года Коммунистического университета трудящихся Востока (КУТВ). Эту дату вполне можно считать началом истории подготовки в Советском Союзе национальных кадров для зарубежных стран.

В конце 1922 года в КУТВе была создана специальная группа для зарубежных студентов. Преподавали отдельные дисциплины в этой группе видные деятели Коминтерна. Перед студентами выступали Д.З. Мануильский, Н.К. Крупская, В. Пик, П. Тольятти, Г. Поллит и др. В начале 1927 года в КУТВе была организована Научно-исследовательская ассоциация, и в ней в конце этого же года открылась аспирантура, в которой учились и представители колониальных и полуколониальных стран. В это время в КУТВе обучались студенты 80 национальностей, а в 1929 году - уже более 100 [10, с. 13— 17]. Из стран зарубежного Востока прибывало немало революционеров, огромное значение придавал университет приему на учебу женщин Востока. Само это учебное заведение с точки зрения его целей и задач, направленности научной деятельности способствовало подготовке марксистских кадров, распространению национально-освободительных и коммунистических идей. Опыт КУТВа стал важным источником совершенствования учебно-воспитательной работы с иностранными студентами на последующие десятилетия.

Но не только в этом университете готовили специалистов для зарубежных стран. В 1921 году в Ташкенте были подготовлены первые специалисты для Афганистана — персонал переданной ему радиостанции.

В 1922 году Советское правительство предоставило в распоряжение правительства Великого Национального Собрания Турции 100 мест в русских высших учебных заведениях.

С этого же года в СССР начинается регулярная подготовка специалистов для Монголии. В 1924 году в Верхне-Удинске (ныне Улан-Удэ) открывается первый монгольский рабфак. С 1926 года монголы — постоянные студенты учебных заведений Иркутска.

В 1923/24 учебном году в вузах РСФСР 100 мест было предоставлено персидским гражданам [10, с. 13—17].

Осенью 1925 года в Москве открылся Университет трудящихся Китая им. Сунь Ятсена, специально ставивший целью теоретическую подготовку китайской революционной молодежи [11, с. 169—187].

В 1937 году из КУТВа выделился Научно-исследовательский институт по изучению национальных и колониальных проблем, в котором обучались иностранные студенты. Около половины из них были китайцы (также обучались негры из Африки и США, арабы, индийцы, монголы, турки, персы, тувинцы, японцы, малайцы, вьетнамцы и др.).

В конце 30-х годов в вузы СССР была принята большая группа эмигрантов из Испании.

В последние предвоенные годы в СССР, главным образом, учились монгольские граждане, а также испанцы и сравнительно небольшая группа молодых интернационалистов из других стран.

Как видно из вышеизложенного, Россия, как и капиталистические государства, с одной стороны, преследовала при обучении иностранцев цели упрочнения своего положения и усиления влияния в мире, с другой — Советский Союз оказывал реальную помощь многим зарубежным странам. Даже в период Великой Отечественной войны, к примеру, в СССР постоянно обучались монгольские граждане. А в 1942 году, когда правительство МНР приняло постановление об открытии в Улан-Баторе Монгольского государственного университета, Советский Союз в качестве первоначальной помощи молодому вузу направил научных работников по 7 специальностям, а также подарил оборудование для учебных лабораторий по физике, химии, ботанике, зоологии и животноводству [12, с. 70—71]. Большую часть расходов, связанных с содержанием и обучением монгольских граждан в советских учебных заведениях как до войны, так и во время нее, правительство СССР приняло на свой счет.

Однако подлинного размаха развитие международного сотрудничества высшей школы нашей страны достигло уже после Второй мировой войны.

Литература

1. Рахман А. Сотрудничество между высшими учебными заведениями в регионах Европы и Азии // Высшее образование в Европе (СЕПВС). Бухарест. Румыния,1982. Вып. УП. № 314.

2. Ильченко В.В. Иностранные студенты в современном мире: в цифрах и фактах // НИБОС. 1981. № 1.

3. Елютин В.П. Развитие высшей школы за годы советской власти // Вопросы истории. 1968. № 6.

4. Ленин В.И. Полное собрание сочинений. Т. 37.

5. Декрет СНК РСФСР от 2 августа 1918 г. «О правилах приема в высшие учебные заведения» // СУ РСФСР. 1918. № 57.

6. Декрет СНК от 8 июля 1921 г. «О студентах-иностранцах высших учебных заведений» // СУ РСФСР. 1921. № 50.

7. Яворский Б.Д. Правовое положение иностранцев в СССР: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Киев, 1977.

8. Чичерин Г.В. Ленин и внешняя политика. М.: Политиздат, 1977.

9. Ленин В.И. Полное собрание сочинений. Т. 54.

10. Тимофеева Н.Н. Коммунистический университет трудящихся Востока: 1921-1925 гг. // Народы Азии и Африки. 1976. № 2.

11. Алексеев А.А., Борисов Ю.С. Из истории подготовки кадров для социалистических стран в вузах СССР // Социализм и культура. М., 1982.

12. Софинский Н.Н. Братское сотрудничество вузов СССР и МНР // Вестник высшей школы. 1981. № 7.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.