Научная статья на тему 'Историко-педагогические аспекты разновозрастного обучения'

Историко-педагогические аспекты разновозрастного обучения Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
464
93
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РАЗНОВОЗРАСТНОЕ ОБУЧЕНИЕ / МАЛОКОМПЛЕКТНАЯ ШКОЛА / СОДЕРЖАНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ / DIFFERENT-AGE TEACHING / UNGRADED SCHOOL / CONTENT OF EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Гельфман Эмануила Григорьевна, Байгулова Наталия Васильевна

На основании историко-педагогического анализа моделей разновозрастного обучения предлагаются способы организации образовательного процесса в малокомплектных школах.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Гельфман Эмануила Григорьевна, Байгулова Наталия Васильевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

HISTORICAL AND PEDAGOGICAL ASPECTS OF TEACHING CHILDREN OF DIFFERENT AGES

Taking into consideration the analysis of the models of teaching children of different ages some ways of organization of education process at ungraded schools are suggested in this article.

Текст научной работы на тему «Историко-педагогические аспекты разновозрастного обучения»

УДК 371.2

Э. Г. Гельфман, Н. В. Байгулова

ИСТОРИКО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАЗНОВОЗРАСТНОГО ОБУЧЕНИЯ

На основании историко-педагогического анализа моделей разновозрастного обучения предлагаются способы организации образовательного процесса в малокомплектных школах.

Ключевые слова: разновозрастное обучение, малокомплектная школа, содержание образования.

На наш взгляд, при организации образовательного процесса в разновозрастных детских коллективах у педагога появляется больше возможностей учета потребности детей. Исторически сложилось так, что взаимодействие людей одного хронологического возраста возможно только в искусственно создаваемых группах. А такие группы создаются исключительно только в системе образования. О преимуществах организации взаимодействия детей разного хронологического возраста писали такие ученые, как Л. В. Байбородова, Дж. Дьюи, В. К. Дьяченко, И. С. Кон, Г. М. Кубраков, А. С. Макаренко, А. В. Мудрик, А. В. Петровский и др.

Анализ литературы показывает, что наиболее полно проблема разновозрастного обучения рассматривается в исследованиях Л. В. Байбородовой, которая выдвинула тезис, что в практике воспитания моноролевой подход, который ориентируется на освоение ребенком отдельной социальной роли, является явно ограниченным.

В работах Л. В. Байбородовой [1] определены следующие специфические принципы социального взаимодействия в разновозрастных группах (РВГ): интеграции и дифференциации социальных интересов школьников (отражает взаимообусловленность личных и групповых интересов в совместной деятельности учащихся); вариативности выбора форм взаимодействия старших и младших школьников (предусматривает постоянное обновление содержания и форм совместной деятельности школьников разного возраста); динамичности и поливариативности ролевого участия школьников в социальных отношениях РВГ (предоставление широкого поля выбора и возможности выполнения учащимися разных ролей); референтности и нонконформизма (в отношениях участников взаимодействия не допускается подавления личности в референтной группе, независимо от возраста и социальной роли, которую выполняет школьник); саморазвития и самоорганизации жизнедеятельности РВГ школьников (добровольность объединения детей, предоставление школьникам возможности самим решать вопросы организации жизнедеятельности группы).

Позиция старшего, опытного, ведущего и принятие этой роли ребенком и его окружением определяются не только паспортным возрастом, но

и уровнем физического и социального развития. В связи с этим под РВГ можно понимать общность детей, отличающихся паспортным возрастом, уровнем физического, социального развития и объединенных на основе общего интереса [17].

Отдельные аспекты организации образовательного процесса в разновозрастных детских кол -лективах рассматривались в диссертационных исследованиях С. Л. Илюшкиной, Е. И. Павловой, С. В. Трусова, Е. В. Киселевой, А. А. Смирновой. Так, в работе С. Л. Илюшкиной определены три взаимосвязанных условия, необходимые для эффективного педагогического процесса в РВГ: проектирование познавательной деятельности учащихся, педагогическое регулирование взаимодействия детей разного возраста, диалоговая форма взаимодействия педагогов и учащихся [2].

Отмечается, что важным аспектом педагогического регулирования межвозрастного взаимодействия в условиях РВГ является организация взаи-мообучения. Под взаимообучением понимается овладение знаниями, умениями и навыками в процессе взаимного влияния учащихся друг на друга. При этом в зависимости от ситуации каждый член группы может временно выполнять роль учителя или ученика. Обучая своего товарища, ученик не только передает информацию. В процессе коммуникации он актуализирует имеющиеся знания, осмысливает их по-новому, воспринимает с другой стороны. В данном смысле взаимообучение можно рассматривать как обучение другого и самого себя.

Характер и содержание межвозрастного общения в значительной степени определяются типом того учреждения, в рамках которого оно происходит (школа, клуб, летний лагерь), особенностями воспитательной системы, сложившейся или складывающейся в его рамках, особенностями среды, носителями которой являются школьники. Кроме этого исследование С. Л. Илюшкиной показало, что межвозрастное общение может не только оказывать влияние на развитие личности, но способствовать развитию школы, коллектива в целом, становлению в школе воспитательной системы [2].

Большое количество публикаций посвящено проблемам организации обучения в разновозрастных классах малокомплектной школы (МКШ). В них рассматриваются отдельные аспекты орга-

низации обучения младших школьников в РВКК. Затрагиваются проблемы материально-технического и методического обеспечения организации образовательного процесса.

В ряду проблем, требующих решения, большое значение придается проектированию специальных учебников для МКШ. Для этого требуется принципиально новый подход, который поможет создать методический аппарат, призванный обеспечить успешную организацию самостоятельной учебной деятельности детей при одновременной работе учителя с учащимися разных классов. Создание учебников, ориентированных на специфику урока в начальной МКШ, позволит значительно улучшить качественную сторону обучения и воспитания сельских школьников [3].

На наш взгляд, разработка нового учебно-методического комплекса - это первый шаг для создания условий подлинно разновозрастного обучения (РВО) в сельских МКШ. Следует учитывать, что труд учителя становится легче, когда он работает с одним большим классом; учащиеся образуют единый ученический коллектив; младшие, повторяя вслед за старшими те или иные суждения, как нам кажется, продвигаются вперед успешнее.

Такие авторы, как М. А. Балабан, Я. А. Береговой, Е. Л. Бережковская, А. М. Гольдин, В. К. Дьяченко, Е. О. Иванова, Д. И. Карпович, Г. Г. Кравцова, Е. Е. Кравцова, А. М. Кушнир, Т. В. Лаптева,

О. М. Леонтьева, считают основным преимуществом обучения в процессе межвозрастного общения возможность отказа от устаревшей и во многом мешающей классно-урочной системы. К недостаткам этой системы относят одновозрастный состав, который резко сужает круг делового взаимодействия детей, единую программу, которую должен усвоить каждый ученик данного класса за отведенное время, независимо от его возможностей и желания, отсутствие у учащегося свободы выбора в определении характера и объема содержания образования, стратегии и тактики учебной деятельности.

В одновозрастном классе каждому ученику для сотрудничества, взаимодействия нужен только учитель, который все объяснит, все расскажет, подскажет, укажет, что нужно дальше [4]. Интересен опыт средней школы № 87 г. Ярославля, в которой созданы постоянные РВГ, где в интегральном виде организована учебная и внеучебная деятельность школьников. В них обеспечивается максимальная индивидуализация обучения, так как в основе организации лежит работа учащихся по индивидуальному плану, общение, диалог педагога и ученика, старшего и младшего школьников. Здесь нет пассивных наблюдателей и присутствующих, нет жесткой регламентации ни во времени, ни в построении учебной деятельности. Одновременно идет

работа по нескольким учебным предметам. Учащиеся сами выбирают путь своего движения к знаниям. Ребенок решает, с кем он будет заниматься в данный момент, какому учителю будет представлять результаты своего труда и в какой последовательности.

Министерство образования в своем методическом письме предписывало организацию образовательного процесса в учебных РВГ. Согласно приказу Министерства просвещения от 02.12.84 № 122 «О порядке расчета штатов и оплаты труда учителей 1-4 классов в малокомплектных общеобразовательных школах» при наличии в МКШ четырех начальных классов с общим количеством 10 и менее человек учащиеся объединяются в два класса-комплекта, с каждым из которых занимаются разные учителя. Очевидно, что в этом случае объединение классов продиктовано не педагогической целесообразностью, а соображениями экономии финансовых средств.

С другой стороны, многие ученые настоятельно рекомендовали учителям МКШ создавать РВКК, так как видели в РВО скрытые резервы. По существу, это традиционное, из земской народной школы идущее комплектование, апробированное многими поколениями учителей. Такие рекомендации являлись следствием изучения опыта и результатов успешной работы отдельных учителей, которые находили самостоятельно, на интуитивном уровне, способы организации совместной учебной деятельности детей разного возраста при решении общей проблемы. При объединении детей малочисленных классов в общий коллектив работа идет успешнее, поскольку повышается заинтересованность каждого ученика решением общих задач, рождается свойственное младшим школьникам стремление соревноваться и оказывать помощь товарищу в случае затруднения. Это позволяет учителю успешнее решать образовательно-воспитательные задачи урока [5]. Однако эти самые общие задачи возникали не так уж и часто, так как представители двух-трех классов, находящиеся в одном помещении, сохраняли свою принадлежность к конкретному классу [5].

Во всех остальных случаях, когда учитель работает с учащимися одного класса, другие вынуждены выполнять самостоятельную работу. Это основной метод организации образовательного процесса в разновозрастных коллективах сельской МКШ. Таким образом, самостоятельная работа учеников одного из классов - это условие нормальной учебной деятельности учащихся другого (или других), а объем самостоятельной работы детей находится в прямой зависимости от объема работы учителя с другим классом.

На наш взгляд, наиболее предпочтительным способом решения данной проблемы является ор-

ганизация образовательного процесса в РВГ по единому учебному плану для всех членов данной группы независимо от возраста (класса). Еще в 1980-е годы делалась попытка создания единых программ для так называемых однопредметных уроков в МКШ. Однопредметное расписание учебных занятий создает возможность для проведения коллективной работы по одной теме учащихся разных классов, входящих в комплект. Такая работа передовых учителей сельских школ в явном виде показывала эффективность и необходимость однотемных уроков. При этом труд учителя становится легче, так как он работает с одним большим классом. Учащиеся образуют единый ученический коллектив, младшие, повторяя вслед за старшими те или иные суждения, продвигаются вперед успешнее [6]. Создание и реализация единого учебного плана и учебных программ по школьным предметам невозможны без соответствующего учебно-методического обеспечения. В первую очередь речь должна идти о специальных учебниках. Создание учебников, ориентированных на специфику урока в МКШ, позволит, на наш взгляд, значительно улучшить качественную сторону обучения и воспитания сельских школьников.

Анализ существующей литературы, описывающей технологию РВО, показал, что в практике работы отечественных и зарубежных школ сложились определенные подходы к организации совместной деятельности детей разного хронологического возраста. Данные подходы достаточно полно описаны в исследованиях Л. В. Байбородо-вой. Включение школьников разного возраста в совместную деятельность обеспечивается следующими педагогическими действиями: организацией свободного целеполагания; проведением совместных дел старших и младших учащихся в школе, социуме; созданием клубов, объединений по интересам, разновозрастных содружеств; проведением

межвозрастных уроков, творческих занятий по выбору; организацией деятельности временных и постоянных научно-исследовательских лабораторий, разновозрастных органов школьного самоуправления, временных и постоянных отрядов, самоуправляемых школьных кооперативов, лагерей труда и отдыха; содействием в создании детских и юношеских общественных организаций; использованием игровых и соревновательных средств, созданием ситуаций, побуждающих детей бороться за выживание. Таким образом, разновозрастный состав учащихся учебной группы дает возможность решать многие проблемы, стоящие перед современной общеобразовательной школой.

К достоинствам такой организации образовательного процесса авторы относят возможность и даже необходимость отказа от традиционной классно-урочной системы; реализацию права ребенка на овладение теми знаниями и умениями, которые потребуются ему в жизни и позволят стать умнее и трудиться в соответствии со своими склонностями, возможностями; организацию взаимообучения -важного аспекта педагогического регулирования межвозрастного взаимодействия в условиях учебных РВГ. Использование в полной мере возможностей межличностного общения - необходимого условия развития в процессе образовательной деятельности предполагает опору на тип ведущей деятельности для организации совместной продуктивной деятельности представителей одного психологического возраста, а также кардинальное решение проблем организации обучения в РВКК сельской МКШ. Наличие широких возможностей для развития социального опыта подростков за счет овладения навыками сотрудничества, ответственности и самостоятельности в учебно-познавательной деятельности активно используется педагогами в процессе организации межвозрастного взаимодействия.

Список литературы

1. Байбородова Л. В. Педагогические основы регулирования социального взаимодействия в разновозрастных группах учащихся: дис. ... д-ра пед. наук. Ярославль, 1994. 431 с.

2. Инновационные процессы в современном российском образовании. М., 2004. 188 с.

3. Корнеева Л. П. Подготовка учителя школ первой ступени в РСФСР в 1917-1930 годах: дис. ... канд. пед. наук. М., 2002. 182 с.

4. Антонова Т. Р. Эффективность воспитательной системы сельской малокомплектной школы // Проблемы психологии здоровья. Псков,

2002. С. 57-67.

5. Дьяченко В. К. Организационная структура учебного процесса и ее развитие. М., 1989. 136 с.

6. Зайкин М. И. Обучение в малочисленных классах: к анализу уроков учителей сельской школы // Советская педагогика. 1990. № 2.

С. 34-38.

Гельфман Э. Г, доктор педагогических наук, профессор ТГПУ Томский государственный педагогический университет.

Ул. Киевская, 60, г. Томск, Томская область, Россия, 634061.

Байгулова Н. В., старший преподаватель.

Томский государственный педагогический университет.

Ул. Киевская, 60, г. Томск, Томская область, Россия, 634061.

Материал поступил в редакцию 18.08.2010.

E. G. Gelfman, N. V. Baygulova HISTORICAL AND PEDAGOGICAL ASPECTS OF TEACHING CHILDREN OF DIFFERENT AGES

Taking into consideration the analysis of the models of teaching children of different ages some ways of organization of education process at ungraded schools are suggested in this article.

Key words: different-age teaching, ungraded school, content of education.

Gelfman E. G.

Tomsk State Pedagogical University.

Ul. Kiyevskaya, 60, Tomsk, Tomsk region, Russia, 634061.

Baygulova N. V.

Tomsk State Pedagogical University.

Ul. Kiyevskaya, 60, Tomsk, Tomsk region, Russia, 634061.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.