Научная статья на тему 'Историко-педагогическая компетентность современных исследователей образования'

Историко-педагогическая компетентность современных исследователей образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
770
130
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИСТОРИКО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / ИСТОРИКО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ЗНАНИЕ / ИССЛЕДОВАТЕЛЬ ОБРАЗОВАНИЯ / ГУМАНИТАРНОСТЬ ИСТОРИКО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ / КУЛЬТУРНЫЙ ДИСКУРС ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ФУТУРОЛОГИЯ / HISTORICAL AND PEDAGOGICAL COMPETENCE / HISTORICAL AND PEDAGOGICAL KNOWLEDGE / RESEARCHER OF EDUCATION / HUMANITARIANISM OF HISTORICAL AND PEDAGOGICAL RESEARCH / CULTURAL DISCOURSE OF VOCATIONAL AND EDUCATIONAL ACTIVITY / EDUCATIONAL FUTUROLOGY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Колесникова Ирина Аполлоновна

Статья посвящена проблемам формирования историко-педагогической компетентности как компонента профессионализма современного педагога. Автор обращает внимание на снижение интереса к историко-педагогическим знаниям в системе многоуровневой подготовки учителя; отмечает типичные культурно-исторические ошибки, свойственные научно-педагогическим и учебным текстам последних лет; ставит вопрос, каким должно стать историко-педагогическое знание в контексте неклассической науки, чтобы обеспечить культурную преемственность деятельности педагога-исследователя. Предложены условия удержания историко-педагогического исследования и его результатов в гуманитарном поле. В статье высказывается мысль о необходимости продления вектора исторического изучения педагогической реальности во времени, из прошлого в будущее.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Колесникова Ирина Аполлоновна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Historical and Pedagogical Competence of Modern Researchers of Education

The article is devoted to the problems of formation of historical and pedagogical competence as a component of the modern pedagogue professionalism. The author: calls attention to the decline of interest in the historical and pedagogical knowledge in the system of multi-level training of teachers; takes note of the typical cultural and historical errors peculiar to the scientific and pedagogical and training texts of recent years; puts a question, what should be the historical and pedagogical knowledge in the context of non-classical science to ensure cultural continuity of the pedagogue-researcher’s activity. The conditions of retaining of historical and pedagogical research and its results in the humanitarian field are proposed. The thought about necessity of extension of the vector of the historical study of pedagogical reality in time, from the past to the future is expressed in the article.

Текст научной работы на тему «Историко-педагогическая компетентность современных исследователей образования»

история ПЕДАГОГИКИ КАК НАУКА И УЧЕБНЫЙ ПРЕДМЕТ

И.А. Колесникова

Ключевые слова:

историко-

педагогическая

компетентность,

историко-

педагогическое

знание, исследователь

образования,

гуманитарность

историко-

педагогического

исследования,

культурный дискурс

профессионально-

педагогической

деятельности,

педагогическая

футурология.

ИСТОРИКО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ СОВРЕМЕННЫХ ИССЛЕДОВАТЕЛЕЙ ОБРАЗОВАНИЯ

Статья посвящена проблемам формирования историко-педагогической компетентности как компонента профессионализма современного педагога. Автор обращает внимание на снижение интереса к историко-педа-гогическим знаниям в системе многоуровневой подготовки учителя; отмечает типичные культурно-исторические ошибки, свойственные научно-педагогическим и учебным текстам последних лет; ставит вопрос, каким должно стать историко-педагогическое знание в контексте неклассической науки, чтобы обеспечить культурную преемственность деятельности педагога-исследователя. Предложены условия удержания историко-педагогического исследования и его результатов в гуманитарном поле. В статье высказывается мысль о необходимости продления вектора исторического изучения педагогической реальности во времени, из прошлого в будущее.

Практическая значимость педагогической науки определяется её способностью влиять на изменение состояния образования. Но влияние бывает разным. Можно как инициировать позитивные изменения, так их и блокировать. Эпоху пост-феноменов, в которую мы живём, метафорически мож-

но определить как «время предельных состояний». Выйдя за пределы того, что можно промыслить как известное по многовековому опыту и потому понятное, мир оказался на пороге кардинальных изменений, в том числе, в сфере образования.

Ожидание бытийного поворота, за которым откроется путь-переход в новое качество, образует для носителей педагогической мысли некую «нулевую точку» на оси времени между прошлым и будущим, требующую рефлексивного отнесения к тому и другому. В постмодернистском лабиринте исторического перехода, где возможные пути то расходятся веером, то вновь соединяются в одной точке, педагогу-исследователю выпадает роль интеллектуального проводника, хранителя преемственности профессиональной культуры. Чтобы достойно справиться с этой ролью, необходимо как чёткое понимание культурно-исторического объёма образовательного опыта, оставшегося за спиной, так и представление возможных вариантов развития педагогических событий, ожидающих за поворотом.

Как отмечают философы, для ситуации «опыта-предела» характерно дистанцирование от онтологических идей, обусловливающих фундаментальность научного знания. Вместе с тем, стремительное наращивание разнообразия образовательного пространства, дабы не превратиться в торжество хаоса, должно сопровождаться углублением научно-педагогических интерпретаций, в том числе, исторических, которые, по словам В.В. Зеньковского, не утратили актуальности. «Разобраться в «новом слове», отделить здоровое от уродливого, серьезное от рекламного, уяснить, что здесь взято из прошлого, а что привнесено нового - невозможно вне исторического изложения. Только при таком изложении возможно критически и объективно подойти к задаче, которая стоит перед русской педагогической мыслью, к уяснению того, в каком направлении должна развиваться эта мысль, чтобы внести свой вклад в грядущее» [1].

Информация о наличии или отсутствии исторических аналогов всегда была обязательным условием признания научным сообществом любых нововведений. Соотнесение инноваций с традициями один из базовых механизмов сохранения преемственности в развитии любой теории и практики. Однако вместо практики творческого наследования в сфере педагогики начинает преобладать изменение образовательных процессов на основах спонтанного проектирования и самоорганизации без оглядки на исторический опыт.

Постмодернистская тенденция субъективного провозглашения истин, уже найденных другими, начинает оказывать влияние на образ педагогической науки и позицию исследователя. Уходит в прошлое цитирование первоисточников и длительное накопление конкретных фактов, характерное для классического историко-педагогического знания. В изменчивом массиве разноречивой информации молодому учёному иногда проще заново открыть нечто, нежели докопаться до его первоначальных истоков. Научная позиция, теряя культурный объём, сужается до единичной точки зрения со всеми ограничениями и рисками этого состояния. Нередко «инновационные» педагогические идеи и подходы при ближайшем рассмотрении оказываются изложением того, что давно было известно предшественникам. В то же время на периферии научного внимания остаются действительно прорывные явления, события, идеи.

Казалось бы, время благоприятствует исследователям образования, в распоряжении которых сегодня оказался огромный исторический материал. Сняты идеологические преграды, открыт доступ к не известным ранее работам, развивается международное партнёрство. Всё это даёт возможность нового прочтения и переосмысления классического педагогического наследия. В образовательном опыте человечества можно обнаружить не только последовательную линию преемственности взглядов, теорий, систем, но параллельное сосуществование прямо противоположных направлений развития педагогической мысли и педагогических действий. На этом фоне отчётливо проступают «полюсные точки» культурного диапазона, обусловливающие амбивалентность современного образовательного пространства и предоставляющие основания для осмысленного выбора стратегий модернизации.

Однако в содержании многоуровневого образования мы видим редукцию и формализацию историко-педагогического компонента. Мотивация к изучению образовательного опыта прошедших лет, тем более советского периода, неуклонно снижается на фоне иллюзии того, что он уже не актуален в изменившемся мире. В свою очередь это ведёт к снижению социального спроса на историко-педагогические исследования. Уходят в небытие кафедры соответствующего профиля. После введения нового поколения стандартов высшего педагогического образования полноценный курс истории педагогической культуры возможен лишь в рамках квоты «предметов по выбору».

Соответственно, ослабевает фундаментальная база для появления профессиональных исследователей истории образования и педагогической мысли.

Культурную преемственность профессиональной позиции, понимание «тенденций развития мирового историко-педагогического процесса и особенностей современного этапа развития образования в мире», о котором идёт речь в стандартах, невозможно получить на том объёме и содержании материала, который предлагается сегодня студентам и аспирантам. Как известно, к механизмам воспроизводства культурного кода как совокупности закреплённых в общественной практике элементов, обеспечивающих социальное наследование, относятся традиции воспитания и обучения, образовательную символику, память о ключевых исторических событиях и лицах, определивших специфику той или иной образовательной системы или педагогической теории, категориальную систему профессионального языка. Всё это постепенно исчезает из поля зрения будущих педагогов.

Многочисленные иллюстрации этому несложно найти в Интернете, где соответствующие модули к основным образовательным программам по педагогике, размещёны в свободном доступе. Названия разделов, тематика занятий, формы контроля, как правило, предполагают простую репродукцию неких отрывочных сведений из истории образования. Например, в рамках дисциплины по выбору будущему педагогу предлагается исторический очерк (обзор) развития методов исследования и практикум по историческому анализу. В этой ситуации проблематично ставить вопрос о формировании того, что могло бы составить историко-педагогическую основу исследовательской компетентности бакалавра и магистра по направлению «Педагогическое образование».

Всё более упрощённое представление культурно-исторических оснований магистерских и диссертационных работ по педагогике служит индикатором снижения методологического уровня исследований в сфере образования. Неуклонное сокращение объёма часов на приобщение к истории педагогики в системе многоуровневого образования привело к тому, что появилась когорта учителей-экспериментаторов, педагогов-исследователей, авторов пособий, не отягощённых культурно-историческим способом мышления. Из наиболее распространённых ошибок, которые встречаются в научно-педагогических и учебных текстах последних лет, можно отметить:

• необоснованность, произвольность выбора временных и пространственных границ рассмотрения историко-педагогических объектов,

• несоответствие понятийного ряда историко-культурным реалиям, например, использование термина применительно к эпохе, где его ещё (или уже) не существовало,

• приписывание современных значений словам и событиям прошлого,

• незнание первоисточников, опора на вторичное цитирование, ведущее к приписыванию классических высказываний и теоретических положений современным авторам,

• попытка прямой интеграции идей или опыта, не совместимых по онтологическим и историко-культурным основаниям.

В итоге в действующих учебниках педагогики в разделе «История образования и педагогической мысли» можно прочитать о том, что «первобытно-общинный строй характеризуется приоритетом интересов коллектива над интересами личности», что Я.А.Коменский был против профильной подготовки учеников и пр.

Очевидно, что современный период развития науки требует от педагога-исследователя иных, неакадемических, нелинейных подходов к постижению уроков истории. Каким должно быть историко-педаго-гическое знание в его неклассической (постнеклассической) ипостаси и модернизированном (вернее, постмодернистском) представлении? От ответа на этот вопрос во многом зависит совершенствование подходов: к выбору исследовательской тематики, формированию истори-ко-педагогического компонента в системе непрерывного педагогического образования; подготовке специалистов по истории педагогики; оценке качества историко-педагогических исследований.

С позиций современного взгляда на научное познание, контекст исследования, помимо специфики изучаемого предмета обусловлен ценностными ориентирами, целями, условиями, способами познания, которые использует учёный. В этом случае полученное знание приобретает свойство гуманитарности, исходно не присущее исторической информации как таковой. По справедливому замечанию, некогда сделанному Д. Дьюи, знание гуманитарно не потому, что является знанием о людских творениях прошлого, но потому, что высвобождает ум человека и его симпатии. Соответственно, удержание истори-ко-педагогического исследования и его результатов в гуманитарном поле требует соблюдения определённых условий. Остановимся на тех, которые представляются особенно важными при изучении историко-

педагогических реалий в русле неклассичности.

1. Выбор пространственно-временных границ предмета историко-педагогического исследования регламентирован фактом его реального существования как целостного уникального феномена.

2. Отказ гуманитарного познания от заведомого проектирования результатов исследования налагает при построении гипотезы запрет на предвидение ожидаемых выводов. Возможным в данном случае оказывается лишь предположение о логике и способе развития исто-рико-педагогической мысли автора.

3. Диалоговая природа гуманитарной мысли даёт возможность использования и сопоставления разных вариантов развития исследовательского сюжета. Он может разворачиваться от устоявшегося во времени педагогического явления к поиску его исходного культурно-исторического смысла. Может предполагать «очистку» предмета педагогического исследования «от наслоения позднейших домыслов и интерпретаций, возвращение минувшему всех брошенных по пути возможностей и альтернатив»[2].

4. Способы получения информации должны быть адекватны как природе исторического познания, так и природе педагогического объекта/предмета. При отсутствии соответствия между онтологией и методом трудно понять, на каком основании ученый судит о степени информативности доступного ему культурно-исторического материала, способен ли отличить сущностную информацию от случайной.

5. Современная историко-педагогическая аргументация не должна оставаться реферативно-описательной, ортодоксально полемичной, приоритетно основанной на авторитете других. Выработка и внятное предъявление авторской позиции становится здесь обязательным условием познавательной работы.

6. Новое историко-педагогическое знание приобретает статус научности, будучи оформленным как вариант целостного понимания предмета в рамках внутренне непротиворечивого авторского контекста его представления. В идеале этот контекст должен быть соотносим с системой категорий и понятий, общепринятых в науке. В связи с этим, в любом педагогическом исследовании, помимо теоретического, хотелось бы видеть историческое обоснование необходимости введения новых понятий и терминов. Аргументами в этом случае может служить появление новых реалий, историческая исчерпанность имеющихся значений для объяснения современных процессов или что-то иное.

7. Педагог-исследователь неклассического толка призван интерпретировать исторические реалии образовательной теории и практики во всей полноте, непредсказуемости, противоречивости. Такое изучение требует непосредственного контакта с подлинными текстами, материалами, документами, артефактами. К сожалению, культура архивной работы, полевых исследований в среде исследователей образования постепенно утрачивается. Преобладает тенденция обращения к вторичным источникам и вторичному цитированию с приоритетным обращением к Интернет-ресурсам. В редких случаях учёный владеет иностранными языками, позволяющими работать с аутентичными зарубежными текстами.

По словам К.Роджерса, гуманитарий экзистенциально «повязан» со своей профессией, для него это способ жизни, а не просто возможность добывания себе на хлеб. Для педагога один из вариантов такой экзистенциальной «привязки» - погружение в историко-культурный объём своей профессии.

Очевидно, что для отдельно взятого представителя профессии невозможен охват всего объёма культурного опыта в области образования и педагогики. В силу этого историю педагогической культуры в системе многоуровневой подготовки целесообразно проектировать и преподносить вариативно, на основе поисково-диалогового, исследовательского характера отношения с научным материалом как автора курса, так и его слушателей. В этом случае основной целью приобщения бакалавра, магистра, аспиранта, учителя-исследователя к истории педагогической культуры должно стать не столько приобретение нормативного объёма сведений, сколько овладение способами историко-педагогического постижения мира, помогающими профессионально «удерживаться» в поле культуры. Исследовательский подход в освоении историко-педагогического компонента инициирует:

• индивидуальную мотивацию обращения к историко-педагогиче-ским материалам на всём протяжении работы,

• развитие способности выделять в историко-педагогическом процессе и творчески разрабатывать культурные темы, актуальные в профессионально-личностном плане,

• формирование умений и навыков работы с историко-педагогиче-ской информацией с целью её превращения в профессиональное знание и инструмент совершенствования образовательной практики,

• гуманитаризацию профессионального мышления и деятельности.

Безусловно, и студенту, и аспиранту как исследователю необходимы некие базовые ориентиры при построении индивидуальной траектории движения в поле историко-педагогической информации. Тогда он сможет направленно сужать поле внимания в соответствии со специализацией познавательных интересов. Для этого правомерно выделение в массиве культурно-исторических знаний содержательно-смысловых узлов, от которых «по принципу гипертекста» сможет открываться та или иная информация, могут нанизываться сведения, полученные исследовательским путём. Так при отборе и систематизации историко-педагогической информации в качестве ориентиров уместно использование обобщающих теоретических конструктов таких, как: «культурный концепт», «культурная тема», «культурный код», «событийные сценарии», «образовательные модели» [3].

Они способны выполнить рамочную функцию, обнаруживаясь в различных эпохах как отражение сквозных теоретических и практических проблем, за которыми стоят события и факты, наполненные разным, но культурно сопоставимым содержанием. Так для исследователя проблем воспитания соответствующий концепт раскроет широчайший диапазон культурной практики, куда войдут коллективные, индивидуальные, социальные, диссоциальные и прочие варианты воспитательной деятельности, накопленные человечеством. Исследование темы духовности обнаружит общие и специфические черты её развития в религиозной и светской педагогической культуре и т.д. Чтобы уйти от классической традиции бесконечного наращивания разрозненной, внутренне не связанной историко-педагогической информации, вокруг подобных обобщающих конструктов возможно целенаправленное формирование исследовательских кластеров.

Смещение внимания с фактологической стороны на смысловые аспекты историко-педагогических процессов позволяет увидеть новые исследовательские темы и ракурсы. В частности, одним из неиспользованных методологических ресурсов является негативная эвристика (в трактовке И. Лакатоса), предполагающая выделение признаков отличия феномена от других за счёт демонстрации того, какими ценностно-смысловыми и иными параметрами он не обладает. В этом плане интересно изучение социально тупиковых, антигуманных, разрушительных вариантов педагогической деятельности, представленных в истории. Это необходимо для распознавания ростков диссоциального

воспитания, педагогических механизмов манипуляции сознанием, технологий тоталитарного влияния с целью блокирования перспектив их воспроизведения в качестве реинноваций.

Одной из основных функций изучения истории образования является формирование и наследование культурного дискурса профессионально-педагогической деятельности. В широком смысле предметом исторического рассмотрения является время. Традиционно это - время прошедшее. Связывание исторических проблем с темами современности «есть та плодотворная сила, которая определяет собой творческое настроение педагогической мысли» (В.В.Зеньковский). Однако расширение горизонтов историко-культурного взгляда в ситуации перехода требует продления вектора изучения педагогической реальности из прошлого в будущее, выхода научной мысли в пространство педагогической футурологии. Современным исследователям имеет смысл задаться вопросом: какое место отведено образованию и педагогу в пространстве «возможных миров», которые вот-вот могут появиться «за поворотом»? Чтобы убедиться в том, что это не праздное вопрошание, достаточно проанализировать некоторые отечественные разработки, например, тексты Форсайт-проекта «Детство 2030» или материалы Клуба «Россия 2045», в которых напрямую затрагиваются данные проблемы.

Педагогическое промысливание направлений работы с человеком завтрашнего дня логично начинать с рефлексии по поводу уже заявленных философами и учёными гипотетических сценариев развития человечества. Среди таких сценариев мы обнаружим перспективы:

• селекции людей с нужными свойствами путём искусственного, биологического или социального, отбора (евгеника, антропотехника, генная инженерия, клонирование),

• целенаправленного воспитания и автокреации в русле идеалов будущего общества,

• трансформации человека с помощью духовных и иных безмашинных практик,

• естественного ноосферогенеза,

• коэволюционного развития в системе «человек-техника» (чипиза-ция, искусственный интеллект, киборги).

Как ни покажется это нереальным для обыденного педагогического сознания, элементы каждого из названных сценариев уже проникают в образовательную практику. Мало того, в философско-научном поле

XXI века формируется гуманология как область знания, обобщающая человеческие и постчеловеческие концепции бытия [4]. Вопрос о перспективах изменения меры человека приобретает педагогическую составляющую, поскольку какую бы гипотезу о будущем общества мы ни взяли, всюду обнаруживается образовательный аспект. Нельзя изменять мир, не изменяя самого себя, не (пре)образовываясь. В частности, одна из проблем, которая начинает сегодня активно обсуждаться: как школа может обеспечить формирование нового мышления, соответствующего «эпохе нано»[5].

Подводя итог сказанному, можно сформулировать ряд пожеланий:

Желательно, чтобы наличие историко-культурных оснований педагогического исследования, отвечающих современному уровню развития науки, стало необходимым условием и критерием его научности и достоверности.

Формирование историко-педагогической компетентности исследователей образования хотелось бы увидеть в числе приоритетных задач системы многоуровневой педагогической подготовки.

Чтобы не остаться в стороне от разворачивающихся вокруг глобальных процессов, современная педагогическая мысль призвана обращаться как в прошлое, так и в будущее. В этом плане имеет смысл позаботиться о развитии педагогической футурологии как отдельного исследовательского направления.

Литература и комментарии

1. Зеньковский В.В./ Русская педагогика в XX веке. Вводные замечания. Электронный ресурс. URL: htpp://www.portal-slovo.ru/pedago-gy/38225.php

2. Автору процитированных строк, историку М.Я. Гефтеру, принадлежит высказывание о том, что историкам не избежать раздвоенности, поскольку диалог с самим собой входит в их призвание. «Самое большее, чего историк может достигнуть, - это держать под контролем свои привязанности и антипатии, выступая в качестве оппонента самому себе». Гефтер М. Будущее прошлого // Век XX и мир. 1991. - № 8.

3. См. подробнее: Колесникова И.А. История педагогической культуры: методологические проблемы изучения и проектирования// Историко-педагогический ежегодник. 2011 год / Гл. ред. Г.Б. Корнетов. - АСОУ 2011. Серия "Историко-педагогическое знание". Вып. 39.

4. Гуманология - учение о том, во что может превратиться человек в ходе дальнейшего развития техники, какое место будет занимать как часть техносферы. См.: Триптих по философской антропологии: Кутырёв В.А. Человек в XXI веке: уходящая натура // Человек. 2000. - № 1; Апология человеческого (предпосылки и контуры консервативного философствования) // Вопросы философии. 2002. - № 9, 2003. - № 1. Реконструкция человека. Интернет-ресурс. http://www.philosophy.ru/ library/kutyrev/reconstructionofman.html#_ftn1#_ftn1

5. О чертах будущего в современном образовании и педагогической науке см.: Колесникова И.А. Образование для будущего в настоящем // Ценности человека: материалы научно-практ. конф. «Развитие идей научной школы академика РАО Зинаиды Ивановны Васильевой» /Сост. Н.В.Седова. - СПб.: Изд-во "ЛЕМА", 2009. - С. 15-25.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.