Научная статья на тему 'Историко-культурологические предпосылки возникновения массовой физической культуры и спорта'

Историко-культурологические предпосылки возникновения массовой физической культуры и спорта Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1026
79
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МАССОВЫЙ СПОРТ / MASS SPORT / ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И СПОРТ / PHYSICAL CULTURE AND SPORT / ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ / VALUE ORIENTATIONS / МЕТОДЫ ФИЗКУЛЬТУРНО-СПОРТИВНОЙ ОРИЕНТАЦИИ / METHODS OF PHYSICAL CULTURE AND SPORTS ORIENTATION / ПРИКЛАДНАЯ ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / APPLIED PHYSICAL CULTURE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Омарова Н.М., Абдулаева М.А.

Статья посвящена актуальной на сегодняшний день проблеме организации массовой физической культуры и спорта представляющая собой совершенствование уровня подготовки будущих специалистов в аспекте усиления физической подготовленности населения, сохранения здоровья и работоспособности, а также служащий средством активного отдыха.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Омарова Н.М., Абдулаева М.А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

HISTORICAL AND CULTURAL PRECONDITIONS FOR THE INITIALIZATION OF MASS PHYSICAL CULTURE AND SPORTS

The purpose of this article is an attempt to analyze the basics of mass physical culture and sport from the historical and cultural position, to reveal their main differences and to find ways of integration in the realization of social functions. In order to understand the nature and laws of the development of any phenomenon, it is necessary to turn to its origins and genesis. However, historical aspects, as a rule, are debatable and require discussion of different points of view, sport and physical culture in this sense are no exception. The article is dedicated to the topical problem of organization of mass physical culture and sports today, which is the improvement of the level of training of future specialists in terms of enhancing the physical preparedness of the population, preserving health and efficiency, and also serving as a means of active recreation.

Текст научной работы на тему «Историко-культурологические предпосылки возникновения массовой физической культуры и спорта»

Форма проведения занятия: дискуссия по вопросу «Тендерные различия в предпринимательстве». Группа студентов делится на две подгруппы. Одна группа (из мужчин) составляет список особенностей женского предпринимательства, а вторая (состоящая из женщин) - особенности мужского предпринимательства. После этого обе подгруппы сравнивают свои списки и вносят в них коррективы. Подведение итогов занятия: в каждой из подгрупп выступают представители с выводами по проведенному занятию, определяются наиболее активные студенты, даются рейтинговые оценки качества для каждой из подгрупп.

На завершающем этапе формирующего эксперимента были произведены замеры по тем же диагностическим методикам, что и на предыдущем этапе экспериментальной работы. Количество обучающихся на элементарном уровне экономической подготовки сократилось и составило 45%; на среднем уровне увеличилось и составило 43%; на высоком уровне 22%.

Вышесказанное позволяет сделать следующие выводы. Особенность игровых методов обучения состоит в том, что они универсальны по отношению к предметному содержанию и эффективны, поскольку дают студентам возможность применить полученные знания в условиях, близких к реальным, и получить навыки устной коммуникации, аргументирования своей позиции.

Библиографический список

Изучение педагогической и экономической литературы позволяет утверждать, что дисциплины экономической подготовки предоставляют широкие возможности для применения игровых методов обучения.

Таким образом, вышеуказанные методы позволяют решить целый ряд задач, стоящих перед экономическими, гуманитарными и общественными дисциплинами: развитие навыков анализа и критического мышления, связь теории и практики, представление примеров последствий принимаемых решений, представление различных точек зрения, формирование навыков оценки альтернативных вариантов решения, умение применять базовые знания в различных областях.

Игровые методы обучения характеризуются следующими типичными чертами: активизируют мышление самой технологией учебного процесса; активность, приобретенная студентом с помощью игры, длительна и устойчива; стимулируют самостоятельное принятие студентами творческих, мотивационно оправданных действий и решений.

Сегодня можно констатировать, что, отвечая на вызовы времени, образовательный процесс в вузе во многом отличается творческим, инновационным подходом в области подготовки специалистов, основанным на внедрении игровых методов обучения.

1. Макаревич В.Н. Инновационные игры. Практика, методология, теория. Таллинн, 1989: 54 - 68.

2. Вербицкий А.А., Ильязова М.Д. Инварианты профессионализма: проблемы формирования. Москва, 2011.

3. Трайнев В.А. Учебные деловые игры в педагогике, экономике, менеджменте, управлении, маркетинге, социологии, психологии: методология и практика проведения: учебное пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности 033400 «Педагогика». Москва, 2010.

References

1. Makarevich V.N. Innovacionnye igry. Praktika, metodologiya, teoriya. Tallinn, 1989: 54 - 68.

2. Verbickij A.A., Il'yazova M.D. Invarianty professionalizma: problemy formirovaniya. Moskva, 2011.

3. Trajnev V.A. Uchebnye delovye igry vpedagogike, 'ekonomike, menedzhmente, upravlenii, marketinge, sociologii, psihologii: metodologiya ipraktika provedeniya: uchebnoe posobie dlya studentov vuzov, obuchayuschihsya po special'nosti 033400 «Pedagogika». Moskva, 2010.

Статья поступила в редакцию 27.11.17

УДК 796.034.2

Omarova N.M., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior teacher, Dagestan State Pedagogical University (Makhachkala, Russia), E-mail: nur.@yandex.ru

Abdulaeva M.A., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Dagestan State Pedagogical University (Makhachkala, Russia), E-mail: mad.@yandex.ru

HISTORICAL AND CULTURAL PRECONDITIONS FOR THE INITIALIZATION OF MASS PHYSICAL CULTURE AND SPORTS.

The purpose of this article is an attempt to analyze the basics of mass physical culture and sport from the historical and cultural position, to reveal their main differences and to find ways of integration in the realization of social functions. In order to understand the nature and laws of the development of any phenomenon, it is necessary to turn to its origins and genesis. However, historical aspects, as a rule, are debatable and require discussion of different points of view, sport and physical culture in this sense are no exception. The article is dedicated to the topical problem of organization of mass physical culture and sports today, which is the improvement of the level of training of future specialists in terms of enhancing the physical preparedness of the population, preserving health and efficiency, and also serving as a means of active recreation.

Key words: mass sport, physical culture and sport, value orientations, methods of physical culture and sports orientation, applied physical culture.

Н.М. Омарова, канд. пед. наук, ст. преп. Дагестанской государственной педагогической университета, г. Махачкала, E-mail: nur.@yandex.ru

М.А. Абдулаева, канд. пед. наук, доц. Дагестанской государственной педагогической университета, г. Махачкала, E-mail: mad.@yandex.ru

ИСТОРИКО-КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ ВОЗНИКНОВЕНИЯ МАССОВОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА

Целью данной статьи является попытка проанализировать сущность массовой физической культуры и спорта с истори-ко-культурологической позиции, выявить их основные различия и найти пути интеграции в реализации социальных функций. Для того чтобы понять природу и закономерности развития любого явления, необходимо обратиться к его истокам и генезису. Однако исторические аспекты, как правило, являются дискуссионными и требуют обсуждения различных точек зрения, спорт и физическая культура в этом смысле не являются исключением.

Статья посвящена актуальной на сегодняшний день проблеме организации массовой физической культуры и спорта представляющая собой совершенствование уровня подготовки будущих специалистов в аспекте усиления физической подготовленности населения, сохранения здоровья и работоспособности, а также служащий средством активного отдыха.

Ключевые слова: массовый спорт, физическая культура и спорт, ценностные ориентации, методы физкультур-но-спортивной ориентации, прикладная физическая культура.

Современное представление о культуре физической тесно связывается со спортом, спортивной деятельностью как единым социальным феноменом. Нельзя найти ни одной сферы человеческой деятельности, не связанной с физической культурой, поскольку физическая культура и спорт - общепризнанные материальные и духовные ценности общества в целом и каждого человека в отдельности. Не случайно все последние годы все чаще говорится о массовой физической культуре не только как о самостоятельном социальном феномене, но и как об устойчивом качестве личности. тем не менее феномен физической культуры личности изучен далеко не полностью, хотя проблемы культуры духа и тела ставились еще в эпоху древних цивилизаций.

Физическая культура как феномен общей культуры уникальна. Именно она, по словам В.К. Бальсевича, является естественным мостиком, позволяющим соединить социальное и биологическое в развитии человека [1].

Исторически физическая культура складывалась, прежде всего, под влиянием практических потребностей общества в полноценной физической подготовке подрастающего поколения и взрослого населения к труду. Вместе с тем по мере становления систем образования и воспитания физическая культура становилась базовым фактором формирования двигательных умений и навыков.

Сущность физической культуры связывается с ее влиянием на духовную сферу человека, как одного из действенных средств интеллектуального, нравственного, эстетического воспитания. И если не особой надобности утверждать огромное значение занятий физическими упражнениями на биологическую сущность человека: на его здоровье, физическое развитие, воспитание двигательных качеств, то их влияние на развитие духовности требует особых пояснений и доказательств [2].

Лучшим доказательством значимости физической культуры для всестороннего развития человека может быть осмысление ценностного потенциала этого феномена.

Ценность - это понятие, которое получило широкое распространение при изучении личности и социального его поведения. В ценностях воплощена значимость предметов и явлений социальной среды для человека и общества.

Говоря о ценностном потенциале физической культуры и спорта современного социума, необходимо иметь в виде два уровня ценностей; общественный и личностный - и представлять механизм преобразования общественных ценностей в достояние каждой личности.

К общественным ценностям физической культуры относят: интеллектуальные, ценности двигательного характера, ценности педагогической технологии, мобилизационные ценности.

Содержание интеллектуальных ценностей представляет собой знание о методах и средствах развития физического потенциала человека как основы организации его физической активности, спортивной подготовки, закаливания и здорового стиля жизни.

К ценностям двигательного характера, следует отнести лучшие образцы моторной деятельности, достигаемые в процессе физического воспитания и спортивной подготовки, личные достижения в двигательной подготовленности человека, его реальный потенциал.

Под ценностями технологий формирования физической культуры понимают различные комплексы методических руководство, практических рекомендаций, методики оздоровительной и спортивной тренировки - все то, что наработано специалистами для обеспечения процесса физической и спортивной подготовки.

Особое значение для подготовки жизнеспособного и социально активного молодого поколения имеет освоение детьми и молодёжью мобилизационных ценностей физической культуры. К их числу относятся воспитываемая физкультурными и спортивными занятиями способность к рациональной организации своего бюджета времени, внутренняя дисциплина, собранность, быстрота оценки ситуации и принятия решения, настойчивость в достижении поставленной цели, умение спокойно пережить неудачу и даже поражение. Мобилизационные ценности физической культуры помогают человеку выжить в экстремальных ситуациях, которые не столь уж и редки в жизни современного общества: болезни, травмы, экологические кризисы, аварии -вот тот неполный перечень ситуаций, когда человеку особенно нужны высокоразвитые двигательные качества и способности. Физкультурно-спортивная деятельность способствует мобилизации функциональных, психологических и физических возмож-

ностей организма, опосредованно влияя на создание «запаса», своеобразного резерва для ответа на «нештатные» внешние воздействия, требующие срочной мобилизации функциональных сил человека [3].

Общественное мнение должно способствовать тому, чтобы каждый человек осознавал, что:

• существует множество факторов, ослабляющих здоровье, наносящих значительный вред организму, а положительно воздействующих не так уж много, и среди них не последнюю роль играют ФК и массовый спорт;

• целого ряда болезней без определенного объема занятий ФК избежать невозможно;

• физическая культура и спорт весьма эффективно снижают (а зачастую и полностью ликвидируют) факторы риска;

• физическая культура - это здоровье и счастье наших детей;

• физическая культура - это высокая работоспособность и материальное благополучие;

• физическая культура - это рациональное проведение свободного времени;

• физическая культура - это организованность, целенаправленность, формирование положительных черт характер;

• физическая культура - это познание своего организма, самосовершенствование и самовыражение.

Анализируя причины происхождения массового спорта, можно выделить несколько достаточно аргументированных суждений, объясняющих истоки его развития. Так, в научных трудах советских ученых возникновение спорта объясняется развитием трудовой деятельности и социальной потребностью в эффективных средствах и способах формирования у подрастающего поколения необходимых физических и духовных качеств [4].

Однако исследования показывают, что массовый спорт появился в первобытнообщинном обществе в первую очередь как один из способов разрешения личностных конфликтов путем состязания в силе, ловкости, выносливости. Тем не менее, зачастую эти состязания (бег, стрельба из лука) происходили с использованием ведущей трудовой деятельности - охоты. По свидетельству историков, в культуре племен, живущих в первобытнообщинном строе, не удается обнаружить признаков физического воспитания. Аборигены начали использовать игры и состязания как способ мирного противоборства в отличие от кровопролития. Обряды выбора вождя, завоевание невесты как мирное противоборство появились значительно раньше, чем подготовка к состязаниям.

Известный философ М.Я. Сараф связывает возникновение современного спорта также не с потребностями физического совершенствования и нетрадиционными формами праздников, а с преимущественными возможностями спортивной деятельности как развлечения [5]. Близка к его точке зрения позиция историка Л. Куна, который отмечает, что наиболее существенную роль в возникновении и развитии спорта в Англии сыграли скачки [6]. Более того, сам термин «тренинг» первоначально означал подготовку лошадей к соревнованиям. Игра для ребенка - это познание мира и осознание себя. Первые осознанные движения - это тянущаяся к игрушке рука ребенка, игровое содержание наполняет жизнь ребенка с первых месяцев его появления на свет. Большинство людей не расстаются с игрой всю жизнь. В спорте человек, как ни к какой другой деятельности, подчиняясь духу игры и состязательности, находит возможности для выражения эмоций, самореализации, добивается признания, а самое главное, овладевает природным миром посредством развития собственного духа и тела.

Несмотря на явные различия в подходах к объяснению вопроса, для чего наши предки начали состязаться между собой, все суждения об истоках развития спорта так или иначе свидетельствуют о том, что спорт изначально возникает как самостоятельный феномен, а затем постепенно оформляется система физического воспитания, в которой спорт становится важнейшим ее элементом, формой и способом физического совершенствования человека, его подготовки к трудовой и другим видам деятельности.

Исторически физическая культура складывалась, прежде всего, под влияние практических потребностей общества в полноценной физической подготовке подрастающего поколения и взрослого населения к труду.

В то же время по мере становления систем образования и воспитания физическая культура превращалась в базовый фактор формирования двигательных умений и навыков. При этом

признается, что она тесным образом связана со спортивной деятельностью, используя спорт как одно из важных и эффективных средств для достижения целей физического воспитания. При-кладность физкультурной деятельности по отношению к главным сферам жизнедеятельности индивида и общества представляется очевидной. Под прикладностью подразумевается ее пригодность и полезность в подготовке человека к жизненной практике и оптимизация его дееспособности применительно к требованиям избранной основной деятельности. Основу прикладности составляет действенность факторов физической культуры в качестве средств увеличения функциональных возможностей организма и формирования жизненно важных двигательных умений и навыков. Благодаря переносу этого эффекта систематической физкультурной деятельности за ее пределы она оказывается полезной для освоения и повышения результативности других видов деятельности, в то числе трудовой. Исследователи генезиса физической культуры сходятся в том, что ее становление и развитие обусловлены использованием присущих ей факторов для обеспечения физической подготовленности подрастающего поколения к трудовой и военно-служебной деятельности.

Таким образом, совершенно очевидно, что физическая культура возникает и развивается как один из первых и наиболее существенных способов воспитания, в то время как спорт - как средство и форма выявления социального признания высших физических, психических и духовных способностей индивида или команды.

В последнее десятилетие, как справедливо замечено В.К. Бальсевичем, все заметнее становится тенденция изменения векторов взаимодействия массовой физической культуры, физического воспитания, спорта для всех и олимпийского спорта. Использование высоких спортивных технологий в интересах физического воспитания, спорта для всех оказывается одним из главных механизмов, обеспечивающих начало обратного движения физической и спортивной культуры, расходившихся до этого в разные стороны. Интеграция на основе общих интересов оказывается наиболее перспективным путем, способным устранить уже ставшее перманентным кризисное состояние физической культуры и спорта в современном обществе.

Главным фактором, инициирующим смену векторов взаимодействия системы физической культуры и спорта для всех, с одной стороны, и спорта высших достижений - с другой, являются те коренные преобразования в современном понимании сущности человека, личности и отношении к нему со стороны общества, которые пока еще не везде находят понимание со стороны правительственных, властных структур. Современная парадигма приоритета человека как главной ценности во всей духовной и телесной неповторимости личности детерминирует смену представлений в физической и спортивной культуре человека, стимулирует поиск путей разрешения этических и правовых несообразностей взаимодействия физической культуры и спорта высших достижений.

Формирование принципиально новой концепции многолетней физической подготовки в системе физического воспитания и спорта для всех открывает новые перспективы их совершенствования и усиления влияния на спорт, прежде всего, по крайней мере, на первые этапы многолетней спортивной подготовки и систему выявления спортивного таланта.

Важным фактором успешности внедрения спортивных технологий в физическое воспитание является освоение методов организации учебно-тренировочного процесса и многолетней физической подготовки в рамках физического воспитания школьников в этом смысле особое значение имеют методы физкуль-турно-спортивной ориентации, выбор подходящего для ребенка вида спортивной, общефизической или оздоровительной тренировки. Важно также предусмотреть механизмы переориентации школьника на другой, более подходящий для него вида спортивной или физической подготовки. Категорическим требованием при «спортивных заимствованиях» в физическом воспитании

Библиографический список

является реализация индивидуального и типологического подходов к физическому воспитанию ребенка, создание условий для свободного выбора им вида занятий, организация такого режима тренировок, который не вызывал бы чрезмерного переутомления, отрицательных эмоций, скуки, а, напротив, постоянно стимулировал желание заниматься, прежде всего благодаря постоянному и ясно видимому успеху в преобразовании физического потенциала учащегося, в том числе и его чисто внешних эстетических характеристик.

Такая реализация принципов индивидуального и типологического подходов требует постоянного соотнесения объемов, характера и интенсивности нагрузок к особенностями биологических возрастных периодов, и прежде всего учета их сенситивно-сти для стимуляции развития того или иного физического качества и моторной способности, укрепления и повышения статуса занимающегося.

Физическая культура и спорт, заняв прочное положение в системе явлений общей культуры человечества, стали полноправными объектами изучения педагогики. Исторически сложилось так, что раньше всех сформировалось научное звание о теории физической культуры, психологии, педагогике, цикле медико-биологических дисциплин.

Как любая научная дисциплина курс массовой физической культуры и спорта имеет свой предмет, отличный от других социальных наук, решает свои специфические проблемы. Она исследует социальную природу физической культуры и спорта, законы их возникновения, развития и функционирования, систему и закономерности, которые сложились и существуют в современном обществе. Решение данных проблем и составляет сущность специализации массовой физической культуры, спорта с другими общественными явлениями и сторонами культурной жизни общества: с производством, социальной политической и духовной сферами социума, с его природными основами. Значительное место отводится проблемам воспитания и образования подрастающего поколения. В ней рассматриваются проблемы ценностно-потребностного отношения людей к сфере физической культуры и спорта.

Организация массовой физической культуры и спорта представляет совершенствование уровня подготовки будущих специалистов в аспекте усиления физической подготовленности населения, сохранения здоровья и работоспособности, а также служащий средством активного отдыха. Достижение данной цели обеспечивается решением следующих задач: приоритетной задачей является изучение факторов, позволяющих в полной мере достигнуть массовости физкультурно-спортивного движения:

• содействовать укреплению здоровья, закаливанию организма, разностороннему физическому развитию детей, подростков, молодёжи;

• углублять и расширять знания, умения и навыки, полученные учащимися в процессе уроков физической культуры;

• организовывать здоровый отдых подрастающего поколения;

• прививать учащейся молодёжи любовь к систематическим занятиям физической культурой и спортом.

Физическая культура как явление общей культуры, очевидно, доказывает, что не существует границ между материальной и духовной культурой.

Важно понимать, что культура - обобщенный, опыт человечества, который служит фактором формирования сохранения способностей, потребностей и свойств человека. Культура развивается в основном в трех формах своего существования:

• условия жизни (материальные и духовные ценности);

• культура деятельности (технологии ее осуществления);

• культура личности (способности, актуализированные знания и навыки практической деятельности человека).

Эти формы переходят одна в другую. Этот кругооборот культуры является условием ее развития и накопления.

1. Бальсевич В.К. Физическая культура для всех и для каждого. Москва: Физкультура и спорт, 2003.

2. Бароненко В.П., Л.А. Рапопорт. Здоровье и физическая культура студента: учебное пособие для студентов учреждений среднего и профессионального образования. Москва: Альфа-М, 2003.

3. Железняк Ю.Д., Минбулатов В.М. Теория и методика обучения предмету «Физическая культура»: учебное пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. Москва: Издательский центр «Академия», 2004.

4. Захаров П.Я. История физической культуры и спорта: учебно-методический комплекс. Горно-Алтайск: РИО ГАГУ, 2009.

5. Сараф М.Я. Спорт и его гуманистическая сущность (исторический анализ): сборник статей. Ценности спорта и пути его гуманизации. Сост. и ред. В.И. Столяров. Москва, 1996.

6. Кун Л. Всеобщая история физической культуры и спорта. Москва: Радуга, 1982.

References

1. Bal'sevich V.K. Fizicheskaya kul'tura dlya vseh i dlya kazhdogo. Moskva: Fizkul'tura i sport, 2003.

2. Baronenko V.P., L.A. Rapoport. Zdorov'e i fizicheskaya kul'tura studenta: uchebnoe posobie dlya studentov uchrezhdenij srednego i professional'nogo obrazovaniya. Moskva: Al'fa-M, 2003.

3. Zheleznyak Yu.D., Minbulatov V.M. Teoriya i metodika obucheniya predmetu «Fizicheskaya kul'tura»: uchebnoe posobie dlya stud. vyssh. ped. ucheb. zavedenij. Moskva: Izdatel'skij centr «Akademiya», 2004.

4. Zaharov P.Ya. Istoriya fizicheskojkul'tury isporta: uchebno-metodicheskij kompleks. Gorno-Altajsk: RIO GAGU, 2009.

5. Saraf M.Ya. Sport i ego gumanisticheskaya suschnost'(istoricheskijanaliz): sbornik statej. Cennosti sporta i puti ego gumanizacii. Sost. i red. V.I. Stolyarov. Moskva, 1996.

6. Kun L. Vseobschaya istoriya fizicheskoj kul'tury i sporta. Moskva: Raduga, 1982.

Статья поступила в редакцию 30.11.17

УДК 37.032

Panteleyeva A.V., postgraduate, Academy of Social Administration, MAOU "SOSH n.a. V. Lenin" (Moscow, Russia),

E-mail: anna.panteleeva.violino@mail.ru

THE STRUCTURE OF THE CONCEPT OF CULTURAL COMPETENCE AND ITS IMPORTANCE FOR SUCCESSFUL SOCIALIZATION OF PUPILS. The article reveals a concept of "cultural competence" of a student, which is particularly relevant in light of the transition to Federal state educational standard of the second generation. This concept is focused on the acquisition of classic values, and to the satisfaction of the modern social order, which is reflected in the Conception of spiritually-moral education and sets the parameters of values of our society. The article considers the elements of cultural competence and the correlation between the shift in the concept, in the direction of the communication and information culture. The material studied leads to the conclusion that this modification was the result of changing social and cultural type of our society.

Key words: cultural competence, cultural knowledge, multicultural background, educational environment, integrated education, value orientations.

А.В. Пантелеева, аспирант ГБО ВО МО «Академия социального управления», МАОУ «СОШ совхоза им. Ленина»,

г. Москва, E-mail: anna.panteleeva.violino@mail.ru

КУЛЬТУРНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ ШКОЛЬНИКОВ И ЕЁ ФОРМИРОВАНИЕ ЧЕРЕЗ ИНТЕГРИРОВАННЫЙ СОЦИАЛЬНЫЙ ПРОЕКТ

Статья раскрывает содержание понятия «культурная компетентность» школьника, ставшее особенно актуальным в свете перехода на Федеральный государственный образовательный стандарт второго поколения. Данное понятие ориентировано как на приобретение классических ценностных ориентиров, так и на удовлетворение современного социального заказа, который отражен в Концепции духовно-нравственного воспитания и задаёт параметры ценностных ориентиров нашего общества. В статье рассматривается целесообразность формирование культурной компетентности в рамках поликультурной образовательной среды через интегрированный социальный проект.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Ключевые слова: культурная компетентность, культурологическое знание, поликультурная среда, образовательная среда, интегрированное образование, ценностные ориентиры.

Система российского образования постоянно развивается, учитывая условия в которых живет современный школьник и требования, которые предъявляются к выпускнику. Перед школой и педагогическим коллективом постоянно ставятся все более новые и сложные задачи, касающиеся развития компетенций критически мыслящего, социально активного выпускника, умеющего успешно адаптироваться в современном многонациональном и поликультурном обществе.

Федеральный государственный образовательный стандарт второго поколения ФГОС НОО [1] и ФГОС ООО [2] поставил перед современной школой задачу модернизации образовательного процесса путем внедрения новых форм и методик преподавания. Так был завершен процесс формирования новой образовательной реальности, в которой ученик от ЗУН переходит к компетентностному обучению гибкого персонализированного характера, а учитель выступает в роли организатора, сотрудника и помощника.

Проанализировав законодательную базу в сфере образования, мы приходим к выводу, что Стандарты ФГОС НОО [1] и ФГОС ООО [2] ориентированы на становление личностных характеристик, в том числе и культурной компетентности школьников. Рассмотрев портрет выпускника начальной и основной школы мы видим требования к сформированности следующих характеристик «любовь к своему народу, краю, Родине; уважение и принятие ценности семьи и общества; любознательность, активность и заинтересованность в познании мира; готовность самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьей и обществом; доброжелательность, умение слушать и слышать собеседника, обосновывать свою позицию, высказывать свое мнение; уважать закон и правопорядок, соизмерять свои поступки с нравственными ценностями, осознавать свои обязанности перед семьёй, обществом, Отечеством; уважать других людей, уметь вести конструктивный диалог, достигать

взаимопонимания, сотрудничать для достижения общих результатов» [1; 2].

Все вышеперечисленные характеристики подтверждают идею А.Я. Флиера о том, что всё содержание общего образования, включающее в себя сочетание многих предметных областей, в конечном итоге является способом воспитания полноценного индивидуума с высокой степенью социализированности: «речь идет о комплексном обучении человека ... - профессии полноценного члена общества. Подобный комплекс систематических знаний и представлений, умений и навыков, традиций и ценностных ориентации может быть назван системой культурной компетентности личности» [3, с. 152]. Логически продолжая утверждение А.Я. Флиера, можно сделать вывод о том, что формирование культурной компетентности - одно из требований современной системы образования. Такое законодательное закрепление свидетельствует о том, что в обществе назрела острая необходимость в успешно социализированнных индивидумах с высоким уровнем самосознания, мотивации и инкультурации. Данное требование связано с характеристиками современной социальной реальности, среди которых: развитие цифровых технологий и систем мгновенной коммуникации, общение в социальных сетях и виртуальных сообществах, переизбыток информационных потоков и др.

Изменение характера общественных отношений из-за процессов глобализации и информатизации привело к снижению показателя культурной компетентности. В. Брайнин в работе «Слушатель серьезной музыки и его воспитание» указывал на снижение культурной компетентности и переход культуры в прикладную отрасль. Одной из причин такого перехода он видит культурную глобализацию и доминанту «культа потребления». «Общая тенденция к культурной глобализации также явилась катализатором данного процесса. Потребитель музыки перестаёт быть свободным человеком, использующим для удовлетворения

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.