Научная статья на тему 'Историко - культурный потенциал и развитие туризма в моногороде тольятти'

Историко - культурный потенциал и развитие туризма в моногороде тольятти Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
1352
111
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИСТОРИКО-КУЛЬТУРНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ / КЛАСТЕР / ТРАДИЦИИ / ДИВЕРСИФИКАЦИЯ ЭКОНОМИКИ ГОРОДА / ОБРАЗ КРАЯ / ИСТОРИЧЕСКИЕ И КРАЕВЕДЧЕСКИЕ СЮЖЕТЫ / ТУРИЗМ / HISTORICAL AND CULTURAL POTENTIAL OF THE CLUSTER / THE TRADITION / THE DIVERSIFICATION OF THE ECONOMY OF THE CITY / THE IMAGE OF THE REGION / LOCAL HISTORY AND HISTORICAL SUBJECTS AND TOURISM

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Ямашев Владимир Михайлович, Адаевская Татьяна Ивановна

Рассматривается условия, тенденции и перспективы развития туризма в моногороде Тольятти Самарской области; современное состояние туриндустрии; исследуется кластерный подход к организации отрасли; дается историко-культурная характеристика наиболее значимым объектам Русского культурного центра в г.о. Тольятти Самарской области. Даны рекомендации по использованию историко-культурного потенциал моногорода и региона, который может быть использован в развития регионального туризма, в разработке новых туристских проектов, актуальных для современного развития Самарской области.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социальной и экономической географии , автор научной работы — Ямашев Владимир Михайлович, Адаевская Татьяна Ивановна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

HISTORICAL - CULTURAL POTENTIAL AND DEVELOPMENT OF TOURISM IN TOGLIATTI

Examines conditions, trends and prospects of tourism development in Togliatti, Samara region; the current state of the tourism industry; investigate the cluster approach to the organization of the sector; given the historical and cultural characteristics of the most significant objects of Russian cultural center in Togliatti, Samara region. Recommendations on the use of historical and cultural potential of the single-industry town and the region, which can be used in the development of regional tourism, the development of new tourist projects of relevance to the modern development of the Samara region.

Текст научной работы на тему «Историко - культурный потенциал и развитие туризма в моногороде тольятти»

культура регионов

RAR

УДК 338.48 ББК 65.433

историко - культурный потенциал и

развитие туризма

в моногороде тольятти

Ямашев Владимир Михайлович,

кандидат исторических наук, доцент, директор Института дизайна,

туризма и социальных технологий ФГБОУ ВО «Поволжский государственный университет сервиса», 445017, Россия, Самарская область, Тольятти, ул. Гагарина, дом 4,

vyamashev@mail.ru Адаевская Татьяна Ивановна, кандидат исторических наук, доцент кафедры истории и философии ФГБОУ ВО «Тольяттинский государственный университет», 445020, Россия, Самарская область, Тольятти, ул. Белорусская, 14,.

headcoun@tltsu.ru

Аннотация:

рассматривается условия, тенденции и перспективы развития туризма в моногороде Тольятти Самарской области; современное состояние туриндустрии; исследуется кластерный подход к организации отрасли; дается историко-культурная характеристика наиболее значимым объектам Русского культурного центра в г.о. Тольятти Самарской области.

Даны рекомендации по использованию историко-культурного потенциал моногорода и региона, который может быть использован в развития регионального туризма, в разработке новых туристских проектов, актуальных для современного развития Самарской области.

Ключевые слова:

историко-культурный потенциал, кластер, традиции, диверсификация экономики города, образ края, исторические и краеведческие сюжеты, туризм.

Во второй половине ХХ века Тольятти при- мировало четыре группы предприятий, которые

обрёл образ масштабного территориально-про- стали фундаментальными в формировании спец-

изводственного и социально-культурного цен- ифического ландшафта хозяйства города, придав тра с особенностями свойственными молодому ему уникальный характер в сравнении с другими индустриальному городу, построенному в эпоху крупными городами страны. брежневской индустриализации. Бурное разви- В 50-х - 70-х г.г. в городе Тольятти сформи-

тие городского хозяйства в 50-е - 70-е г.г. сфор- ровалась устойчиво функционирующая струк-

тура хозяйства, базовыми в которой являлись отрасли:

- легковое автомобилестроение;

- химическое производство;

- электроэнергетика;

- строительство.

К возведению крупнейших объектов города государство привлекало широкие массы населения из России и других республик СССР. Город объявлялся всесоюзной ударной комсомольской стройкой в 1959, 1962, 1967, 19761. В конце 70-х г.г. Тольятти, как промышленный центр, расширяющий функциональную специализацию, столкнулся с новыми проблемами. В городе назревал недостаток специалистов социально-экономических, сервисных, гуманитарных отраслей. Особенно он проявлялся в давлении промышленного производства на сферу услуг. С одной стороны мощный многоотраслевой комплекс индустриальных производств, с другой стороны недостаточно развитая социальная, сервисная инфраструктура.

Планирование, строительство и развитие производства крупных промышленных объектов, размещённых в городе, всегда находилось под контролем центральных партийных, государственных органов и получало целевое финансирование. Развитие быстро растущего индустриального города способствовало тому, что в городе сложился в основном пласт технической интеллигенции. Уже в 80-х гг. в городе возникла острая необходимость подготовки специалистов социально-гуманитарных, сервисных отраслей. Городские власти, обеспокоенные таким односторонним развитием социально-экономической инфраструктуры, поставили вопрос перед правительством СССР об открытии отраслевого вуза.

Для организации подготовки остро необходимых специалистов в 1981 году в г. Тольятти был открыт филиал, подведомственный Московскому технологическому институту (МТИ). Тольяттинский филиал МТИ (ныне ФГБОУ ВО «Поволжский государственный университет сервиса» (ПВГУС)) фактически стал первым вузом в городе, готовящим специалистов профессий в социально значимой сфере сервиса «бытово-

1 Ямашев В.М.Отраслевое развитие города Тольятти во второй половине ХХ века. [Текст] / В.М. Ямашев // Известия Самарского научного центра Российской академии наук. 2014. Т. 16. № 1-7. С. 1870-1874

го обслуживания населения». За 35 лет деятельности университета тысячи специалистов были подготовлены для предприятий региона и страны.

Развитие вуза проходило в период трудных лет перестройки и реформ 90-х годов. За это время сам город Тольятти во втором десятилетии XXI века приобрёл статус моногорода и столкнулся с проблемой поиска перспектив своего социально-экономического развития. Одним из направлений диверсификации экономики города было обозначено развитие туризма. Одним из оснований послужило то, что единственным в Самарской области вузом, готовящим специалистов этой отрасли, являлся ПВГУС. Вместе с этим необходимо изложить и ряд других причин и факторов.

Туризм, как сектор экономики, представляет собой сложный межотраслевой хозяйственный комплекс с высоким уровнем интеграции по всем направлениям основной хозяйственной деятельности. Одним из важных компонентов позволяющим увеличить долю прибавочной стоимости в турпродукте являются экскурсии, познавательные походы, развлекательные программы и участие туристов в народных или иных праздниках и событиях. Информационно-содержательной основой подобных мероприятий, как правило, является информационный материал, отражающий историко-культурную уникальность региона, города, населённого пункта. Именно он позволяет расширить спектр предоставляемых услуг и разнообразить информационно-содержательное наполнение пребывания на отдыхе туристов.

Что же такое историко-культурный (или историко-краеведческий) потенциал? Историко-культурным потенциалом можно назвать совокупность информации, которую можно почерпнуть из особенностей природно-географической среды, истории, культуры, этно-социальных процессов и традиций, отражающих самобытный образ конкретной территории.

Из определения следует выделить несколько составляющих особенно важных для туристской отрасли. Это природно-географическая: климат, ландшафт, флора и фауна, особенности географического положения. Историческая: доисторическая первобытная история региона, история цивилизованного периода и современность. Этнокультурная: этнический состав населения, на-

родные традиции, особенности культуры и искусства, национальная кухня, одежда, народные промыслы и др.

В России трудно представить регион, который бы не имел историко-культурного потенциала, глубоких реальных исторических корней, знаковых событий, мифических персонажей, культурных, народных, национальных традиций2 . Однако, на современном этапе, когда власти на различных уровнях заявляют о необходимости разработки и начала осуществления проектов развития внутреннего и въездного туризма в программных документах нет ни одного слова о необходимости исследований, разработок и создания историко-культурного информационного поля, как базы для позиционирования регионов и городов России в сознании отечественных и зарубежных туристов3.

Отчасти это понимаемая ситуация так, как на первом этапе актуальными являются проблемы материально-технического оснащения, выделения земель, создание туристской инфраструктуры и многие другие. В свою очередь следующим этапом возникнет необходимость информационно-рекламного и Р.Я. сопровождения, обучения персонала в духе уважения к культурно-историческому наследию страны и к этнокультурным особенностям её регионов и их популяризации среди населения и туристов.

Как показывает сравнение отечественной туристской отрасли с другими странами, мало иметь солидный историко-краеведческий исследовательский материал, необходимо уметь донести его до иностранных и отечественных туристов через понятные и привлекательные образы. Сформировать позитивный имидж и отношение туристов не только к крупным и известным столичным городам, но и к малым городам, как к местам с самобытной культурой, традициями, историей, мифологией и кухней. Обращает на себя внимание опыт бурного развития туризма в Турции, где порой на довольно зыбкой исторической достоверности основаны историко-краеведческие информационные ма-

2 Солодилов, М. В. Формирование системы достопримечательных мест на базе историко-архитектурного наследия г. Тольятти [Текст] / М. В. Солодилов // Вестник СГАСУ Градостроительство и архитектура. - 2012. - № 2. -С. 30-36.

3 Овсянников В. П., Якунин В. Н. Традиционное культурное наследие в молодых индустриальных городах // Балтийский гуманитарный журнал. 2014. № 1. С. 58-62.

териалы, связывающие историю Древнего мира и античную историю с недавно отстроенными рекреационными зонами современной Турции. Наших турецких коллег нисколько не смущает откровенные исторические и иные несоответствия, а отсутствие исторически достоверного наследия они замещают догадками, экстраполя-циями, а иногда и скомпилированным, заимствованным материалом других регионов и этносов. Главная цель, которую они себе ставят - развивать инструменты удержания интереса туристов к рекреационным зонам и расширять потенциал дополнительных туристских услуг. И она ими успешно достигается.

Изучение международного и отечественного опыта выявляет задачи, которые позволяет решать историко-культурный исследовательский материал. Одной из первых и важных задач, составляющих базис историко-культурных изысканий для туризма, является задача формирования позитивного образа страны в мире. Привлекательность самобытности один из факторов, влияющих на популярность тех или иных регионов мира для туристов. В этом аспекте исследования историко-культурного потенциала городов России и превращение его в реальный продукт стимулирующий продвижение туристских услуг может быть очень перспективным.

Следующей задачей является возможность изменять негативные стереотипы и оценки России в сознании, иностранных и отечественных туристов. Сюда же можно включить возможность расширять, и задавать направление и содержание неформальных социальных связей и контактов. Содержательной, тематической основой для этого может быть широкий спектр исторических, географических, социальных, событийных сюжетов, которые существуют в каждом городе. Для Тольятти одним из сюжетов воплощённом в самой истории города может явиться идея Самарского Китежа (затопленного в 1954 г. Ставрополя). Безусловно, что общность сюжета на первый взгляд заключается лишь в факте затопления городов, однако это может быть объединяющей идеей для, пока ещё, разрознено существующих сюжетов и образов краеведческого характера.

Вместе с этим выявляется сверхзадача самого развития туризма, как новой отрасли для моногородов не только Самарской области, но и других городов столкнувшихся с необходимо-

стью диверсификации экономики и расширения отраслевой структуры хозяйства. Это сверхзадача может быть схематично представлена следующими утверждениями:

- наши деды отстояли свободу и независимость Родины и восстановили хозяйство страны после самой разрушительной войны в истории человечества.

- отцы построили новые города и промышленные предприятия прогрессивных отраслей для укрепления России, как мировой державы.

- миссия современного поколения молодых людей - сделать Россию комфортной для жизни граждан страны, интересной и привлекательной для гостей и туристов и перспективной для новых поколений народа России.

Это задаёт смысл и определяет, место молодёжи в историко-культурном пространстве современного общества. Формирует созидательную мотивацию для повышения уровня образования и эффективности деятельности на рынке труда. Помогает прояснить цель жизненных установок, мировоззрения и осознания себя в поколенческом ряду, как значимой социально-культурной единицы.

В городе Тольятти сложился богатейший опыт создания нового городского поселения, его обустройства и развития. Сейчас для этого не хватает ресурсов - прежде всего... людей. Ориентирование молодёжи на получение образования и вступление в трудовую деятельность в родном городе невозможно представить без патриотического воспитания на базе краеведческого, историко-культурного исследовательского материала. Знание истории малой Родины и воспитание любви к ней являются универсальным инструментом развития позитивного образа города, региона и в целом страны. Основой для формирования позитивных образов, сюжетов и привлечения туристов, паломников, путешественников и инвесторов.

Поэтому нужно использовать возможности существующих моногородов. Надо помочь многим из них стать истинными городами, удобными для жизни их обитателей. Промышленность, заложенная как фундамент развития хозяйства, по-прежнему является основой тольяттинской экономики. Ведущие предприятия города входят в список «Тор500 крупнейших компаний России». Каждое из них является единственным в своём роде в стране и обеспечивает работой

смежные предприятия во всех уголках нашей страны. Для сохранения и приумножения потенциала развития социальная сфера должна избыточно обеспечивать содержательный досуг граждан. Выполнение этой задачи важно для отдельных предприятий и города в целом. Важнейшим ресурсом являются молодые горожане грамотные, культурные и образованные4.

Правительство РФ утвердило концепцию5 и федеральную целевую программу (ФЦП) "Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации на 2011-2018 годы". В рамках концепции почти две трети средств рассчитывалось привлечь у частных инвесторов, а треть от государства из федерального бюджета6. На примере г.о. Тольятти без широкого совершенствования законодательной базы и создания льготных условий такие масштабные инвестиции привлечь не удалось. Позитивным фактором можно считать вложение государственных средств в развитие туристской инфраструктуры, однако только их для развития мало. Нельзя забывать, что предприятия в г.о. Тольятти бывшие единственными, кроме государства инвесторами, которые реально были заинтересованы в развитии туринду-стрии сбросили с себя всю "социалку".

У самих туроператоров, а также отраслевых региональных и муниципальных государственных учреждений, осознание перспектив, которые открываются в рамках реализации развития внутреннего туризма, сформировалось недостаточно ясно. Вместе с этим за счёт инвестиций частных предпринимателей и промышленных предприятий за два десятилетия в городе уже сформирован номерной фонд, который с небольшими доработками позволит без строительства новых гостиниц принять гостей чемпионата мира по футболу 2018 года. По инициативе туристского бизнес-сообщества, университетской науки в лице ФГБОУ ВО «ПВГУС» при поддержке ре-

4 Адаевская, Т. И. Влияние социальных факторов на формирование городской среды [Текст] / Т. И. Адаевская // Изв. Самар. науч. центра РАН. - 2007. - № 5. Т.1. - С. 157-161

5 Стратегия развития туризма в российской федерации на период до 2020 года [Электронный ресурс] : утв. распоряжением Правительства РФ от 31 мая 2014 г. N 941-р // ГАРАНТ. - Режим доступа: http://ivo.garant.rU/#/ ^сишеп^70673746/рагадгарЬ/1

6 О федеральной целевой программе "Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации (2011 - 2018 годы)" [Электронный ресурс] : постановление Правительства РФ от 2 августа 2011 г. N 644 // ГАРАНТ. -Режим доступа: http://base.garant.rU/55171986/#friends.

гиональных и муниципальные государственных органов в целях содействия устойчивого развития туристского потенциала Тольятти и Самарской области выполнен первый этап организационно-нормативного оформления туристского кластера.

Стратегической целью развития кластера является повышение конкурентоспособности предприятий туристско-рекреационного комплекса, продвижение внутреннего туристского продукта и расширение спектра туристских услуг в регионе. В рамках цели обозначены следующие задачи:

- развитие туристского комплекса в г.о. Тольятти и области как центра внутреннего и въездного туризма в рамках реализации политики импортозамещения;

- развитие туристской инфраструктуры, обеспечивающей материально-техническую базу и развитие связей кооперации между предприятиями кластера, и содействие развитию предприятий сопутствующих производств - гостиничного бизнеса, общественного питания, индустрии развлечений, производства сувенирной продукции;

- повышение эффективности информационного взаимодействия и координации действий бизнеса, научно-образовательных организаций, органов государственной власти и местного самоуправления в туристской отрасли;

- создание научно-исследовательского и образовательного комплекса в сфере туриндустрии, обеспечивающего методическую и кадровую поддержку развития туристского кластера.

В целях создания условий для устойчивого развития туристского кластера в Самарской области, предлагается на базе ПВГУС создать структуру организующую развитие туристско-рекреационного кластера (туристской индустрии) в г. Тольятти (Самарской области). Предполагаемая структура будет состоять из следующих единиц:

• центр анализа, планирования и прогнозирования туристско-рекреационного кластера;

• центр проектирования туристско-рекре-68 ационного кластера;

• научную лабораторию туристско-рекре-ационного проектирования (создана в 2012 г. в ПВГУС);

• малое инновационное предприятие (МИП), (в вузе зарегистрировано ООО «Ландшафт-тур»);

• Наблюдательный совет в состав которого войдут представители Правительства Самарской области, мэрии г.о. Тольятти, руководители структурных подразделений вуза, представители бизнеса и общественности.

Инновационные структуры подобного типа могли бы осуществлять на основе фундаментальных и прикладных исследований кафедр университета, которые выполняют научно-исследовательские и конструкторские работы (НИОКР) в различных областях науки и техники, прямо или косвенно связанные с туризмом; осуществлять их коммерциализацию, путем оказания услуг государственным, муниципальным структурам, заинтересованным юридическим и физическим лицам. Среди таких услуг:

• проведение маркетинговых исследований по туристско-рекреационному освоению территории;

• разработка моделей развития территории туристско-рекреационных кластеров; создание туристско-рекреационного паспортов на основе ГИС-технологий;

• разработка типовых проектов турист-ско-рекреационных кластеров муниципального, межмуниципального и региональных уровней для разных видов туризма и их сочетаний; разработка проектов туристской и обеспечивающей инфраструктуры;

• разработка программ подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров по вопросам развития и управления индустрии туризма для муниципальных служащих, работников туроператорских и турагентских предприятий и средств размещения;

• проведение всех видов экспертизы (технической, технологической, экологической) и др. видов работ.

Основанием являются следующие причины: университет является одним из ведущих отечественных научно-образовательных учреждений области сервиса, туризма и гостиничного дела, имеющий достаточный опыт исследовательской и образовательной деятельности на основе инновационных технологий; располагает соответствующей материально-технической базой, а также научным, методическим и кадровым потенциалом (профильные кафедры в вузе существуют более 20 лет). Свою деятельность они осуществляют с учетом академических традиций профильных кафедр, а также опыта подоб-

ных структур, созданных на базе других вузов (г. Санкт-Петербург, Москва, Московская область, Самара и др.).

Говоря о формировании организационной структуры кластера нельзя забыть об участниках входящих в него. Кроме предприятий размещения и общественного питания большую часть участников кластера составляют организации социально-культурного профиля: музеи и ряд общественных культурных центров представляющих историко-культурный потенциал города и региона. Их многолетняя работа по формированию просветительского, духовно-нравственного поля для воспитания молодёжи трудно переоценить. Ярким представителем в этой сфере, имеющим масштабные перспективные планы можно считать Русский культурный центр.

Его миссией является укрепление единства Российской нации в городах РФ перед лицом новых исторических вызовов, развитие гражданственности и патриотизма в молодежной среде, формирование идейной платформы для объединения различных общественных организаций и национальных культурных центров в единой повестке дня.

Цель организации в сфере духовно-нравственного воспитания - содействие развитию в обществе высокой духовности на основе традиционных ценностей, становление молодежи с новым типом мышления, обладающих качествами, которые они смогут проявить в созидательном процессе в интересах Отечества.

Работа осуществляется путем формирования единой мировоззренческой матрицы среди ключевых профессиональных общностей: школьных преподавателей, представителей культуры и искусства, сотрудников органов власти и местного самоуправления, силовых ведомств, общественных активистов и т.д. Результатом функционирования Русского культурного центра и подобных ему организаций станет появление в России нового общественного субъекта, духовное сознание которого будет преобладать над светским.

Одним из направлений деятельности Русского культурного центра является развитие внутреннего туризма, который позволит познакомиться с уникальных культурным наследием нашей Родины в Самарской области. В настоящее время развиваются ряд проектов.

Одним из масштабных можно назвать проект «ЭТНОВОЛГА», который будет представлять из себя парк культурного единения народов России (национальные подворья, музей этнографии, гостиничный комплекс, универсальный киноконцертный зал с летней эстрадой, выставочная зона, спортивные сооружения и площадки, детская развлекательная территория и аква-зона и т.д.) для отдыха жителей и гостей Самарской области и проведения фестивалей, форумов, конкурсов и пр.).

Оригинальным и самобытным по содержанию можно назвать проект музейный комплекса «Муромский городок. X - XIII вв. н.э.». Здесь будут представлены реальный ареал реальных археологических раскопок, музей под открытым небом.

Усилит социальный охват культурно-исторического просвещения населения и сопровождения туристской деятельности центр народного творчества и ремёсел «Русский Мир» в г.о. Жигулёвске. Это поддержит и разовьёт возможность презентации исторически сложившийся уклада жизни народов Среднего Поволжья.

Нельзя обойти вниманием проект Русского Культурного Центра - «Автомобильная столица России - столица автомобильного туризма в России» в г.о. Тольятти. Здесь будет использован уникальный характер производственной базы ОАО «АВТОВАЗ». Активные виды туризма - автомобильные путешествия, джип-туры, ралли-рейды, экспедиции, автобиатлон, спортивное ориентирование на автомобилях, джип-триал, туристское автомногоборье и т.д. Все это станет основой дальнейшего развития событийного туризма в Самарской области, как наиболее перспективного направления туриндустрии в регионе.

Проекты участников кластера перекликаются с программными документами отраслевых регуляторов, где отмечены основные ориентиры развития туриндустрии. Это увеличение внутреннего и въездного турпотока, создание новых туристских объектов, маршрутов и брендов, формирования современных востребованных туристских продуктов и расширения перечня туристских услуг. На фоне перечисленных ориентиров необходимо обеспечение доступности отдыха для широких слоев населения и привлекательности путешествий по России, как для россиян, так и для иностранных туристов. Здесь воз-

растает роль консолидированных усилий власти, бизнеса, университетской науки и общественных организаций. Их совместная созидательная де-

ятельность создаёт благоприятный климат для привлечения инвестиций, квалифицированных кадров и технологий.

Список литературы:

1.Адаевская, Т. И. Влияние социальных факторов на формирование городской среды [Текст] / Т. И. Адаевская // Изв. Самар. науч. центра РАН. - 2007. - № 5. Т.1. - С. 157-161.

2. Овсянников В. П., Якунин В. Н. Традиционное культурное наследие в молодых индустриальных городах // Балтийский гуманитарный журнал. 2014. № 1. С. 58-62.

3. Стратегия развития туризма в российской федерации на период до 2020 года [Электронный ресурс]: утв. распоряжением Правительства РФ от 31 мая 2014 г. N 941-р // ГАРАНТ. - Режим доступа: http://ivo.garant.rU/#/document/70673746/paragraph/1

4. О федеральной целевой программе "Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации (2011 - 2018 годы)" [Электронный ресурс]: постановление Правительства РФ от 2 августа 2011 г. N 644 // ГАРАНТ. - Режим доступа: http://base.garant.rU/55171986/#friends.

5. Солодилов, М. В. Формирование системы достопримечательных мест на базе историко-архи-тектурного наследия г. Тольятти [Текст] / М. В. Солодилов // Вестник СГАСУ. Градостроительство и архитектура. - 2012. - № 2. - С. 30-36.

6. Ямашев В.М.Отраслевое развитие города Тольятти во второй половине ХХ века. [Текст] / В.М. Ямашев // Известия Самарского научного центра Российской академии наук. 2014. Т. 16. № 1-7. С. 1870-1874.

HISTORICAL - CULTURAL POTENTIAL AND DEVELOPMENT OF TOURISM IN TOGLIATTI

Vladimir Yamashev,

candidate of historical Sciences, associate Professor, the Director of the Institute of design, tourism and social technologies

Volga Region State University of Service, 445017, Russian Federation, Samara oblast, Tol'yatti, Gagarin St., 4,

vyamashev@mail.ru Adaevskaya Tatiana,

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

candidate of historical sciences, fssociate professor chair of history and philosophy Togliatti State University, 445020, Russian Federation, Tol'yatti, Belarusian str., 14,

headcoun@tltsu.ru

Abstract:

examines conditions, trends and prospects of tourism development in Togliatti, Samara region; the current state of the tourism industry; investigate the cluster approach to the organization of the sector; given the historical and cultural characteristics of the most significant objects of Russian cultural center in Togliatti, Samara region.

Recommendations on the use of historical and cultural potential of the single-industry town and the region, which can be used in the development of regional tourism, the development of new tourist projects of relevance to the modern development of the Samara region.

Key words:

historical and cultural potential of the cluster, the tradition, the diversification of the economy of the city, the image of the region, local history and historical subjects and tourism.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.