Научная статья на тему 'Историко-культурные аспекты функционирования декоративно-прикладного искусства народов России (на примере Башкирии)'

Историко-культурные аспекты функционирования декоративно-прикладного искусства народов России (на примере Башкирии) Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
781
107
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Мавлютова З. А.

Содержание статьи не имеет аналогов по данной теме, вносит новые формы, содержание, тенденции в традиции башкирского декоративно6прикладного искусства под воздействи6 ем исторических, социально6экономических и культурных факторов. Возможно, что публикуемый материал будет способствовать тому, что декоративно6 прикладное искусство башкирского народа станет достоянием современной культуры.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The historic cultural aspects of functioning of folk arts in Russians (taking Bashkiria people as an example)

This article has not any analogies with the given subject; it brings the new forms, contents, tendencies in the of Bashkiria decorative and folk art under the interaction of historic, social economic and cultural facts. It is possible that the publishing of the material of the article will promote decorative and folk art of the people of Bashkiria to the value of the modern culture.

Текст научной работы на тему «Историко-культурные аспекты функционирования декоративно-прикладного искусства народов России (на примере Башкирии)»

КУЛЬТУРОЛОГИЯ. ИСКУССТВОВЕДЕНИЕ ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК №1 (63) 2008

забывал, кто он такой, отдаваясь без удержу праздничному веселью. Здесь нищие могли почувствовать себя царями, а цари, одетые в отрепья, смешивались с толпой. Здесь человек мог водить хоровод, взявшись за руки со Смертью, а Ангел отплясывать с Чёртом весёлый танец. Здесь люди и мифические сущности встречались все вместе, чтобы на миг забыть о своих ролях и слиться воедино в безудержном веселье. Дух карнавала, дух праздника, дух свободы — то, что ищет человек в оставшихся сегодня отголосках, лишь бледных тенях тех, далеких праздников. Это человеческий «водопой», где лев, антилопа, слон и тигр, забыв о том, кто есть кто, бок о бок напиваются живительной влаги.

Библиографический список

1. Аристотель. Поэтика: [Электронный ресурс] / — Режим доступа: http://ihtik.lib.ru/philosbook_22dec2006/philosbook_ 22dec2006_662.rar.

2. Блок, В. Б. Сопереживание и сотворчество // Художественное творчество и психология: сборник. — М.: Наука, 1991.

3. Гадамер, Г.-Г. Актуальность прекрасного. - М.: Искусство, 1991. - С. 158.

4. Гроф, С. Космическая игра: Исследование рубежей человеческого сознания. — М.: ООО «Изд-во АСТ» и др., 2004.

5. Клименко, Ю. Г. Театр как практическая психология // Катарсис: альманах. — М.: Наука, 1994.

6. Кржижановский, С. Д. Философема о театре: [Электронный ресурс] / Публ. и пред. В. Перельмутера. — Режим доступа: http://www.utoronto.ca/tsq/04/krzhizhan04.shtml.

7. Кривцун, О. А. Эстетика: учебник. — 2-е изд., доп. — М.: Аспект Пресс, 2001.

8. Малинов, А. Рассуждения о пространстве и времени сцены // Альманах лаборатории метафизических исследований при философском факультете СПбГУ / А. Малинов, С. Серегин. -СПб, 1997.

9. Мамардашвили, М. К. Как я понимаю философию... / сост. и пред. Ю. П. Сенокосова. — М.: Прогресс, 1990.

10. Мамардашвили, М. К. Метафизика Арто. // Театр и его Двойник / сост. В. Максимова; комм. В. Максимова и А. Зубкова. — СПб.: Симпозиум, 2000.

11. Почепцов, Г. Г. История русской семиотики до и после 1917 года: учебно-справочное издание. — М.: Изд-во «Лабиринт», 1998.

КРАСНОЯРОВА Дарья Константиновна, аспирант кафедры «Дизайн, реклама и технологии полиграфического производства».

Статья поступила в редакцию 09.11.07 г.

© Д. К. Красноярова

УДК 008 (47°, 57) З. А. МАВЛЮТОВА

ГОУ «Средняя школа < 458», г. Москва

ИСТОРИКО-КУЛЬТУРНЫЕ АСПЕКТЫ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОГО ИСКУССТВА НАРОДОВ РОССИИ

(НА ПРИМЕРЕ БАШКИРИИ)__________________________

Содержание статьи не имеет аналогов по данной теме, вносит новые формы, содержание, тенденции в традиции башкирского декоративно-прикладного искусства под воздействием исторических, социально-экономических и культурных факторов.

Возможно, что публикуемый материал будет способствовать тому, что декоративноприкладное искусство башкирского народа станет достоянием современной культуры.

Поступательное развитие народов России опирается на многовековой социально-исторический опыт и культурный потенциал, которые формировались в условиях разнообразных межкультурных коммуникаций, тесного хозяйственного и социального взаимодействия. При этом этнокультурный облик каждого народа, сохраняя свои фундаментальные свойства, в то же время постоянно обогащается за счет творческого сотрудничества и обмена достижениями с другими народами. Это наглядно подтверждает история развития башкирского декоративно-прикладного искусства. В Волго-Уральском регионе издавна взаимодействовали финно-угорские, восточнославянские, тюркские этнические группы, сложилась уникальная социальная и конфессионально-культурная ситуация. Политические события, изменения в

социально-экономической сфере с XVI в., когда регион включается в состав России, обусловили складывание хозяйственной целостности, особенностей материальной и духовной культуры, исторической памяти и этнического самосознания народов, в совокупности образуя систему социально-культурных предпосылок и условий функционирования национального искусства.

Каждая культура произрастает на своей почве, имеет свою географию и социальную среду, что определяет ее самобытность. Народ обязан беречь свое национальное достояние, только в этом случае он сможет внести в общую сокровищницу мировой культуры свой неповторимый вклад. Декоративное искусство каждого этноса тесно связано с его духовной культурой; оно участвует в формировании среды, в

которой протекает жизнь народа, сопровождает важные моменты его жизни. Народное искусство обогащает мировоззрение людей через наиболее масштабные представления, отражает модель мира, которая воплощается в определенных композиционных и структурных построениях мотивов, в сюжетах и формах.

Так, пути развития башкирского народного искусства и формирование его предметной среды зависели от природно-климатических условий и сложившейся историко-культурной обстановки. Природное окружение обусловило исходные формы и принципы обустройства жилого пространства, костюма и предметов, необходимых в быту. Историческое развитие вносило коррективы в сложившиеся взаимосвязи и в приемы декора отдельных компонентов народного искусства. Под влиянием развития отраслей производства, изменений социальной структуры населения, условий жизни появлялись новые виды изделий и техники исполнения, функциональные деления в одежде и жилище.

В частности, принципы формирования состава башкирской одежды и особенности функционирования соотносили ее с жилищем и предметами декоративно-прикладного искусства. Пространство жилища, предметы служили для нее фоном, на котором одежда выделялась за счет концентрации всех декоративных средств. Использование природных материалов, которые находились под рукой, помогали вписать костюм в определенную обстановку и сблизить с остальными изделиями.

Пространственное окружение формировали и всевозможные бытовые изделия. Во время возникновения этнической общности одновременно вырабатывались традиции в строительстве жилищ и изготовлении предметов быта. Изделия, которыми пользовались башкиры, полностью происходили из особенностей кочевого быта. Их характерные черты, используемый материал, техники декора также закладывались под влиянием определенных природных и историко-социальных явлений. Например, наличие лесных массивов, устойчивые традиции хозяйственной деятельности обеспечили развитие деревообработки и применение для этого растущих на территории пород деревьев. Отсюда разнообразие деревянной посуды и утвари у башкир.

Воздействие природно-климатических условий постоянно дополнялось этнокультурными влияниями. С XVI в., когда башкиры вошли в состав Российского государства, народное искусство претерпело значительные изменения. Активные контакты между башкирским населением и соседними народами сказались на введении новых форм и элементов во всех областях традиционного искусства.

В период зависимости от Золотой Орды был принят ислам. В народном искусстве появляются новые элементы религиозного характера, органично вписавшиеся в привычные структуры (молитвенные коврики, тюбетейки, чалмы, изречения из Корана в интерьере). Сравнительная редкость сюжетных мотивов в башкирском декоративно-прикладном искусстве также связана с влиянием ислама, запрещавшего изображать человека и живые существа.

Традиционный башкирский дом — круглая решётчатая юрта, конструкция и убранство интерьера которой отвечали требованиям полукочевого уклада жизни. Юрта имела складную основу, состоящую из решёток и купола, которые скреплялись между собой кожаными ремешками и покрывались сверху войлоком белого цвета. Входной проем закрывался дву-

створчатой деревянной дверью. Под отверстием в куполе устраивалось место для очага.

Внутреннее пространство юрты разделялось занавесью — шаршау на две половины — мужскую, где находилось почётное гостевое место, и женскую. Каждая из них определённым образом декорировалась. Шаршау ткались из льняной или из хлопчатобумажной пряжи. Узоры на них выполнялись цветной шерстью, гарусом, применялись также и хлопчатобумажные нитки. В центральной части в районе гостевого места размещались самые ценные в быту кочевников предметы — сундуки с имуществом и постельные принадлежности, кошмы и паласы, а также наиболее яркие предметы одежды. Сбоку, слева от входа, на женской половине находилась утварь и посуда, украшенная орнаментом. На мужской половине по стенам развешивались декорированные узором и серебряными накладками конская упряжь и вооружение — луки, колчаны, охотничьи сумки. Своим расположением они организовывали внутреннее пространство жилища, вместе с тем являясь средствами художественного оформления. Юрты перестали использовать в начале XX в., поэтому увидеть своеобразное убранство башкирского кочевого жилища сегодня можно лишь в местных музеях.

Разнообразие природных условий, различия в образе жизни и культурных традициях породили множество других типов жилища башкир — дома пластовые, глинобитные, саманные, срубные, плетневые и т.д. Традиции возведения срубных домов видимо, связаны с участием в сложении башкирского народа племен лесной и лесостепной зоны. Однако декоративная отделка дома, украшение его резными наличниками, подзорами и фризами, оформление фасадных фронтонов получили широкое распространение лишь в XIX — начале XX в. в связи с переходом башкир к прочной оседлости, сопровождавшимся их социальным расслоением, выделением довольно многочисленной зажиточной верхушки. До этого архитектурный декор находил приложение главным образом в строительстве мусульманских культовых сооружений — мечетей.

Процесс развития архитектурного декора у башкир был сложным. Мотивы и образы декора, приемы композиции и способы их исполнения складывались из нескольких источников. Важнейшими из них, составившими основу башкирского архитектурного декора, предопределившими его художественностилевые особенности, явились устоявшиеся традиции народной орнаментики. Башкиры имели уже давно сложившиеся декоративно-эстетические воззрения и располагали богатым опытом и навыками их реализации. В традиционном народном искусстве были не только сюжеты и мотивы орнамента, принципы композиции, которые нашли применение во внешнем убранстве дома, но также была разработана технология художественной отделки различного рода материалов. В резном декоре жилища мог быть успешно использован опыт орнаментации кожи, искусства аппликации и отчасти вышивки. Кроме того, была область домашнего искусства, традиции которой почти целиком могли быть перенесены на декоративное оформление жилища — резьба и роспись на бытовых предметах из дерева. Начало этому процессу уже было положено, когда глухой резьбой и росписями украшали деревянные детали юрты и элементы интерьера: двери, начельники нар, подставки для постели и т.д. Не случайно в декоративном одеянии дома башкир мы находим немало излюбленных мотивов, роднящих эту область искусства с бытовой резьбой,

ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК № 1 (63) 2008 КУЛЬТУРОЛОГИЯ. ИСКУССТВОВЕДЕНИЕ

КУЛЬТУРОЛОГИЯ. ИСКУССТВОВЕДЕНИЕ ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК № 1 (63) 2008

тиснением на коже, вышивкой, аппликацией, серебряной насечкой.

У русских и татарских крестьян башкиры заимствовали многое из строительной техники, принципы застройки деревень и планировки усадьбы, способы украшения домов. Особенно заметным было влияние крестьянского и горнозаводского населения Урала на восточных башкир. В башкирских селениях не только жилые дома, даже мечети, особенно в XVIII —

XIX вв., возводились с участием русских и татарских мастеров-плотников. Опыт русских и татарских мастеров усвоили талантливые художники — резчики из башкир, которые своими замечательными творениями оставили о себе прочную память в народе.

Многие резные украшения на башкирских домах повторяют узоры на наличниках, фризах, фронтонах русских крестьянских домов. В значительной мере это — результат заимствования или влияния. Однако необходимо подчеркнуть, что башкирские мастера — резчики перенимали не все узоры, а преимущественно те элементы декора, к восприятию которых были подготовлены внутренним развитием своей культуры. В башкирскую орнаментику органически включались в первую очередь те узоры, которые совпадали с тенденциями развития изобразительного творчества башкирского народа. Если архитектурная резьба и ее выполнение в основном заимствованы башкирами у русского крестьянства, то система узоров формировалась в духе традиционной национальной орнаментики. Заимствованные мотивы и образы подвергались у наиболее талантливых мастеров творческой разработке, завершавшейся созданием великолепных по красоте и художественному совершенству произведений архитектурного декора.

В частности, художественное оформление наличников у башкир в значительной мере опиралось, особенно в более отдаленном прошлом, на традиционную народную орнаментику и на сложившуюся технику нанесения узора на деревянные предметы. Узор, нанесенной краской, часто повторял орнамент, распространенный на предметах вышивки, тканья, аппликации.

По всей восточной Башкирии и в Зауралье встречаются наличники, выполненные старинной врезной техникой. С этой техникой связан обычно один узор — полукруг с отходящими веером лучами, изображающий восходящее солнце. Иногда в центре надоконной доски помещается полный солнечный круг в окружении розеток меньшего размера, свободно разбросанных на всей площади доски. Основную декоративную нагрузку нес широкий верх наличника, на котором сосредоточивался весь «космогонический» орнамент. Солярные узоры, исполненные трехгранно или лунчато-выемчатой техникой, применялись и в оформлении башкирских ворот.

Солярный орнамент — одна из широко распространенных тем в искусстве многих народов. Им декорировались наличники или деревянные предметы быта у удмуртов, коми, обских угров, народов Алтая. Наличники хорошо известны в средней полосе России и часто украшают дома русского населения Южного Урала. Этот узор с глубокой древности бытует и в башкирском искусстве, украшая главным образом традиционные предметы домашней утвари. Наличники с солярным узором башкиры часто раскрашивали, причем в раскраске, как и деревянной утвари, преобладал зеленый цвет. Восприняв навыки декорирования оконных наличников, башкирские мастера обратились, прежде всего, к узорам, которые были созвучны народным традициям, как по мотивам орна-

мента, так и по способам исполнения. Внеся самобытную народную струю в новый для них вид ремесла, башкирские резчики превратили выбор элементов узора или в целом орнамента, композиционное их размещение на полотнищах наличника в процесс подлинного художественного творчества.

В современной художественной резьбе башкиры довольно широко используют традиционную народную орнаментику. Это свидетельствует о том, что художественное украшение жилища и в наши дни опирается на опыт, накопленный народом в прошедшие десятилетия. Однако резьба на наличниках современной работы — не всегда точная копия традиционных украшений. Композиция рисунка чаще всего развивается в сторону упрощения; в орнаментации в

XX в. появляются новые мотивы: фигуры в виде серпа и молота, звезды; наличники украшаются расписными и резными изображениями голубей. Красота в оформлении современных наличников достигается простотой и строгостью основных линий узора, а также эффектной раскраской оконных рам, наличников и фронтонов домов.

Главная отличительная черта в оформлении современных наличников — их раскраска. Обычно выбираются контрастные цвета: темный и светлый. Если наличник раскрашивается в темные тона (чаще в темно-синий), то накладные фигуры — в светлый, или наоборот. В последнем случае раскраска более эффектна. Синий цвет на белом фоне особенно красив летом, когда дом окружен зеленью. Контрастное цветовое решение в оформлении новых домов с большими рамами, железными крышами, покрашенными в красный или зеленый цвет, создает новый современный стиль в украшении жилища.

Образцом башкирского народного творчества является также кухонная деревянная утварь и прежде всего посуда, служившая для приема гостей и праздничных трапез. Искусство декоративного ваяния коснулось башкирской деревянной утвари несколько своеобразно. Традиционный набор столовой посуды у башкир, как вообще у кочевников, был предельно экономичным. Основное место в нем занимали различных размеров цельнодолбленые чаши. В них подавали мясное угощение, выносили кумыс, хмельную бузу или медовуху; в небольших деревянных пиалах выставляли мед, масло и сладости к чаю. Силуэт чаш и их конструктивные особенности (форма стенок, устройство поддона, рисунок ручки и пр.) могли лишь отчасти воплотить богатство фантазии народных художников. Глубина их таланта проявилась в декорировании посуды иных форм. Так появились и стали атрибутом скотоводческого быта своеобразные кумысные комплекты — долбленые резные бочонки (тэпэн, кёрэгэ) для выноса напитка гостям и деревянные ковши (ижау) для разливания его по чашам. В узкий круг резной посуды были включены также батманы — сосуды для сбора и хранения меда диких пчел и кадочки для медовки. Не случайно объектом особых забот мастеров по обработке дерева стала посуда, предназначенная для кумыса и меда — продуктов, заключающих в себе живительную силу. С украшением этих сосудов у башкир были связаны древние языческие представления: узоры по их краю и на крышке первоначально являлись охранительными символами — средством защиты от злых сил природы. Бытовая художественная резьба по дереву у башкир — явление чрезвычайно сложное. В ней нашли отражение разнохарактерные историко-культурные традиции, одни из которых ведут к искусству местных племен древнего Урала, другие — связывают

ее с древними художественными навыками народов Сибири. Следствием этого явилось, прежде всего, многообразие технических приемов, которыми владели башкирские мастера.

Основной областью производства художественной посуды являлись горно-лесные районы Урала. Здесь, на стыке массивов березовых и липовых лесов — главного сырья для выделки посуды, — было создано большинство сохранившихся в собраниях музеев Башкортостана тонкостенных ковшей и нарядных тэпэнов, удивляющих наших современников сложностью рисунка и тщательностью выделки. Небольшие очаги художественной обработки дерева находились и за пределами этой территории — на ЮжноУральском плоскогорье, на склонах Урал-тау, в богатом березой челябинском и курганском Зауралье.

При некоторой разобщенности деревообрабатывающих центров обращает на себя внимание удивительное стилевое единство, которое отличает резную утварь башкир. Вместе с тем своеобразие декоративных традиций разных этнографических групп башкир явилось причиной рождения множества вариантов по существу одних и тех же художественных образов и орнаментальных форм. Декоративное развитие башкирских ижау произошло, по-видимому, на Южном Урале под влиянием местных традиций деревообработки. Особенности резьбы и ее характер подсказывают близость башкирских изделий ижау с чувашскими и марийскими черпаками.

Излюбленной темой башкирских резчиков стало изображение птичьей головки, в одних случаях напоминающей тетерева или глухаря, утку. Возможно, некогда существовал обряд поклонения птице. Женщины летом собирались у реки, пили чай, пели песни, плясали. Зооморфные изображения наиболее отчетливо просматриваются в изделиях башкирских мастеров в районе верхнего течения р. Белой. Для ковшей этих мест свойственна полушаровидная форма, конец ручки глядит как хохолок на голове сказочной птицы.

У южно-башкирских мастеров ковши украшены прямолинейным или зигзагообразным бордюром. В Оренбургском областном музее сохранились ковши и кумысная чаша, украшенная с двух сторон витыми ручками, соединенными деревянной цепью. Стиль резьбы говорит о том, что она вышла из тех же мастерских, что и ковши. Чаши для меда резьбой украшались редко, если же орнамент применялся, он был неброским и состоял из узкой полосы неглубоко врезанных треугольников или расположенных один над другим уголков.

Кумысные кадки выглядели приземистыми; их высота редко превышала диаметр сосуда. Рисунок строился традиционно и зависел от формы сосуда. Узор располагался по краю сосуда, иногда украшались бока стенок. Главным районом производства кумысных кадок являлись горные башкирские деревни по берегам Белой в той части, где река пересекает Уральские хребты в широтном направлении (юг современного Бурзянского района). Отсюда готовые изделия сплавлялись на плотах до торговых пунктов (Юмагу-зино, Мелеуз) и с ярмарок и базаров расходились по всему югу Башкирии. Особое место среди деревянных изделий, выпущенных на западном Урале, занимают цепи, насчитывающие до 100 звеньев, украшенные кольцом с вписанной фигурой бегущего зверя. В одних случаях зверь напоминает куницу или лису, в других — волка, медведя. Фигурки зверей переданы четко, с большим мастерством подчеркнута динамика их движения. Конец XIX в. отмечен расцветом ре-

месла деревообработки, но затем наступил определенный спад. В условиях слабо развитого в дореволюционной Башкирии профессионального искусства декоративно-прикладное творчество, наряду с фольклором, составляло важнейший компонент духовной культуры башкирского народа.

На декоративно-прикладное искусство башкир, как и других народов России, повлияла капиталистическая промышленность, которая вызвала кризис традиционных ремесел. Именно в конце XIX — начале XX вв. в художественной культуре полностью исчезли те виды башкирского прикладного искусства, которые были связаны с предметами быта, вытесненными массовой фабрично-заводской продукцией. В частности, в костюме четко обозначилась социальная функция. Разделение по признаку состоятельности определило положительные и отрицательные тенденции в его развитии. Появились новые виды приталенной, расклешённой одежды. За счёт использования покупных тканей изменилась гамма колорита, что не вполне соответствовало прежним традициям. Расширился ассортимент бытовых предметов. Население охотно применяло новые виды изделий, одни из них органично вписывались в знакомую среду, другие мало отвечали традиционной обстановке.

Октябрьская революция 1917 г. открыла новые направления в истории башкирской культуры. Новые идейно-художественные и организационные принципы развития прикладного искусства поставили немало теоретических и практических проблем, связанных с его дальнейшим развитием. Одним из важнейших является вопрос о соотношении традиций и современности в искусстве. В процессе научнотехнической революции вопрос о судьбе традиционного искусства и его функциях в современном обществе обретает особое значение.

Важным событием в освоении народных традиций и использовании их при изготовлении художественных изделий и сувениров явилось основание в 1963 г. производственного объединения «Агидель». В её состав вошли разрозненные предприятия художественной промышленности: ковроткацкая фабрика, вышивальный и вязальные цеха в г. Уфе, Бирская фабрика деревянных сувениров и игрушек. Художники экспериментальной мастерской «Агидель» в своем творчестве опираются на традиции башкирского декоративно-прикладного искусства и искусства других народов России. Они используют народный орнамент, традиционную форму изделий, характерные цветовые сочетания.

К своему творческому взлету «Агидель» пришла через годы поисков больших и малых находок. Эти годы можно назвать своеобразным прологом в истории «Агидель». В 1974— 1975 гг. развернулась огромная перестройка производства, творческий энтузиазм приверженцев возрождения этнокультурного направления в декоративно-прикладном искусстве развивался на фоне далеко не лестных разговоров его противников на разных уровнях. Но на выставке в Москве «Агидель-76» Башкирское художественное объединение обрело свой почерк — официальное признание.

Как уже отмечалось, в Башкирии с давних времен дерево являлось поделочным материалом в изготовлении посуды. В то же время роспись по дереву не была в прошлом характерна для башкирского народного искусства. Но есть в Учалинском краеведческом музее единственный тэпэн (кумысная посуда), принадлежавший когда-то золотопромышленнику Ремееву.

ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК № 1 (63) 2008 КУЛЬТУРОЛОГИЯ. ИСКУССТВОВЕДЕНИЕ

КУЛЬТУРОЛОГИЯ. ИСКУССТВОВЕДЕНИЕ ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК №1 (63) 2008

Тэпэн расписан масляной краской (крышка и немного тулово). Это уникальное глубоко национальное решение в росписи дерева стало стимулом в развитии современного прикладного искусства. В 1974—1977 гг. в объединении «Агидель» были созданы новые отрасли росписи по дереву. Из известной ещё в XVII в. хохломской росписи позаимствовали только технологию самой росписи. Хохломская роспись, как известно, отличается характерным сочетанием золотого цвета с черным, красным, зеленым, иногда коричневым и оранжевым. Изображения растений и ягод, плодов, птиц и рыб образуют прихотливый узорный орнамент. Все это присуще подлинно народному пониманию красоты и восходит своими корнями к богатой художественной культуре Древней Руси. Бытование архаичных мотивов в хохломском орнаменте, прежде всего, определяется тем, что большинство мастеров промысла вышли из старообрядческой среды. Ревностно оберегали они традицию от чужеродных влияний нового времени, любили исконные народные мотивы, близкие самим широким слоям крестьянского населения. Традиции хохломской росписи неизменно передавались из поколения в поколение.

Однако башкирские мастера сами разработали формы изделий и их декоративной строй, колорит, композицию, орнамент. Разнообразен ассортимент изделий — это различные комплекты посуды для кумыса, меда, бишбармака, катыка, а также множество отдельных предметов: ложки, бокалы, блюда утилитарно-декоративного назначения.

Прикладное искусство, оставаясь сферой проявления яркой индивидуальности художника, превращается в коллективное творчество. Это выразилось в возрождении многочисленных художественных промыслов. Развитие башкирского декоративноприкладного искусства в настоящее время осуществляется разными путями. В сельских условиях продолжает совершенствоваться индивидуальное творчество местных мастериц. На базе народных традиций развиваются художественные промыслы. Национальное искусство получает отражение в творчестве башкирских архитекторов и художников. Каждое из этих направлений имеет собственную историю и трудное развитие.

Так, в современных условиях не находят место трудоемкие производства. Утрачены навыки тиснения по коже и художественной обработке металла, необходимые прежде в изготовлении конской сбруи и вооружения, забыты выделка узорных подседельников и кошм, плетение разноцветной тесьмы для юрт. Редко встречаются резные и раскрашенные подставки для сундука и постельных принадлежностей. Давно не ткут больших занавесей — шаршау, не изготовляют браных холстов на одежду. В то же время продолжают развиваться вышивка (тамбурная и гладевая), паласное ковроделие, узорная вязка, браное ткачество.

В последнее время в башкирском творчестве, основываясь на технологии Федоскинской миниатюрной живописи, разработана самобытная лаковая миниатюрная живопись. Внедрение этой отрасли в Башкирии оправдано тем, что культура изобразительного искусства, своя школа станковой живописи уже сложились. Сочетание ее лучших черт с традици-

ями декоративного искусства дало интересный художественный результат.

Итак, важнейшая задача современных художников прикладников — не только изучать и бережно хранить фольклорные элементы в искусстве, но и развивать его дальше. Можно просто повторять народные традиции в узорах и формах, а можно создать совершенно новые. Традиции прикладного искусства башкир, зародившиеся много веков назад, бережно хранят художники — мастера, работающие сегодня в ГУП «Агидель». Их изделия сочетают в себе красоту и функциональность, неповторимой колорит фольклора и применимость в быту.

Работая в условиях рыночной экономики, коллективу потребовалось произвести масштабные изменения и мобилизовать силы на дальнейшее развитие всех видов многоотраслевой деятельности предприятия, для чего проведено реформирование с сохранением всех направлений производственной деятельности, основными видами которого являются производство изделий с вышивкой столового и постельного белья, предметов домашнего убранства, а также группа одежды; производство токарных изделий с росписью в национальной орнаментальной традиции; изделия из папье-маше и токарные изделия с лаковой миниатюрной живописью; ручная роспись по ткани, горячий и холодный батик; резьба по дереву (объемная и плоскостная); национальные музыкальные инструменты: саз, думбра, кыл-кубыз, курай. Особым промыслом остается изготовление башкирских юрт — деревянных конструкций — каркасов, интерьер которых по желанию заказчика оформляется традиционными предметами домашнего убранства, выпускающимися на предприятии.

Предприятие принимает участие на выставках, проводимых в республике и за её пределами (Алма-Ата, Москва, Лондон, Измир (Турецкая Республика) и др.). На ярмарке народных художественных промыслов России «Ладья-2006» «Агидель» удостоена Диплома за сохранение национальных традиций. Образцы изделий хранятся в музее предприятия, соседствуя с произведениями старых башкирских мастеров, привезенными художниками из этнографических экспедиций. Экспонаты музея повествуют об истории и путях развития ГУП БХП «Агидель». Художникам и мастерам при неустанном трудолюбии и профессиональном мастерстве удалось сохранить дух предков и национальные традиции башкирского декоративно-прикладного искусства.

Таким образом, под воздействием исторических, социально-экономических и культурных факторов виды, содержание, тенденции народного искусства динамично трансформируются, при этом традиционное башкирское декоративно-прикладное искусство демонстрирует характерную для этнических культур пластичность и адаптивность при сохранении архети-пических основ мировосприятия и традиционной системы ценностей.

МАВЛЮТОВА Зинфира Агзамовна, педагог дополнительного образования высшей квалификации по специальности «Декоративно-прикладное искусство».

Статья поступила в редакцию 27.06.07 г.

© З. А. Мавлютова

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.