УДК 116
Р.В. Воробьев ИСТОРИКО-ИНТЕНЦИОНАЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ФЕНОМЕНА ЗДОРОВЬЯ
Проводится историко-интенциональный (в смысле Э. Гуссерля) анализ феномена здоровья, исследуется укорененность представлений о сущности здоровья в великих религиозных и философских системах, определяются феноменологические «пласты смысла» здоровья.
Здоровье, феноменология, историко-интенциональный анализ, сущность, «пласты смысла»
R.V. Vorobyev A HISTORICAL AND INTENTIONAL ANALYSIS OF THE HEALTH PHENOMENON
A historical and intentional analysis (according to E. Husserl) of the health phenomenon is presented. The roots of the key notions referring the essence of health in great religious and philosophical systems are investigated. Phenomenological «meanings strata» of health are defined.
Health, phenomenology, historical-intentional analysis, essence, «strata of meanings»
Самыми значимыми объектами философского осмысления являются природа, общество и человек. Здоровье же является универсальным феноменом, определяющим возможность полноценного существования всего, что наличествует в мире и способно к активному саморазвитию. Не вызывает сомнения, что здоровье является онтологически нетривиальным феноменом, включающим не только материальную, но и ментальную, идеальную составляющие. Именно поэтому ему посвящено значительное число исследований в русле мировых религий и традиционных философских доктрин. Здоровье - и значимая научная категория, которая широко изучается и в частных науках, и на междисциплинарном уровне.
На фоне неоспоримой важности этого феномена парадоксальным кажется тот факт, что философии здоровья до сих пор не существует в качестве самостоятельного философского направления, хотя определенные формальные претензии на это время от времени появляются. Практически любое современное социально-гуманитарное исследование здоровья чаще всего сводится к неопределенным декларациям и призывам, уступающим по своей значимости действительно важным естественным результатам. Последние, однако, несмотря на свою практическую значимость, не обладают необходимой универсальностью представлений, поскольку говорят о здоровье в узком смысле.
Философский же анализ этого феномена требует представления о здоровье в широком смысле, и не простого обобщения уже известного, а принципиально нового знания, выяснения существенных свойств здоровья, его сущности, смысла, предельных оснований, истоков, законов существования и развития. Вот почему поиск возможных принципов исследования феномена здоровья, позволяющих достичь действительно значимых результатов, является чрезвычайно важной задачей.
Однако именно тут появляются значительные эпистемологические и методологические проблемы. В самом деле, сам объект исследования - здоровье в широком смысле является сложным и многоуровневым феноменом, зависящим от огромного числа внешних и внутренних факторов и условий, и это требует особой методологии, способной справиться с этой сложностью. Мы полагаем, что при анализе феномена здоровья следует ступить на путь философского смыслосозидания интеллектуальной интуиции, знаменитый феноменологический путь эйдетических гуссерлианских процедур.
Известно, что Э. Гуссерль определил и описал многие феноменологические процедуры, такие, как трансцендентальная редукция и эйдетическая вариация, чрезвычайно эффективные при прояснении смыслов значимых феноменов, позволяющие выяснять сущности, давать определения, получать онтологически значимые результаты1. В своих поздних работах Гуссерль создал историко-интенциональный анализ и обозначил так называемую седиментационную смысловую историю, значительно отличающуюся от традиционной истории науки2. В отличие от последней, смысловая история имеет не исторические, а эпистемологические и феноменологические цели и может определить этапы становления представлений об исследуемом феномене, так называемые «слои смысла». Обозначая конституирование философии здоровья как долгосрочный исследовательский проект, мы предполагаем использование всех радикальных феноменологических процедур, но начнем именно с историко-интенционального анализа. Историко-интенциональный анализ эволюции представлений о здоровье в западной и восточной философских традициях позволяет выделить самые глубокие пласты осмысления этого феномена, рационально или интуитивно постигаемые и выражаемые в виде великих концептов и парадигм. Поиск пластов смыслов здоровья необходим как предварительный этап авторского осмысления здоровья в широком смысле.
Самые древние письменные упоминания о здоровье содержатся в египетских рукописях времен фараона Эхнатона (XV в. до н.э.), где содержатся описания некоторых телесных и душевных заболеваний3. Именно с этого времени возникает понимание здоровья как противоположности болезни и появляются определения здоровья как отсутствие последней. Такое представление и составляет самый старый и популярный до нынешних дней пласт смыслов здоровья: «здоровье - отсутствие болезни». Появившийся в Древнем Египте символ медицины - змея, обвивающая чашу, двойственен и обозначает связь здоровья с двумя важнейшими феноменами: жизнью и смертью.
Традиционными являются и космоцентрические представления о здоровье, основанные на понимании глубокой связи характеристик человеческого бытия и бытия мира. Именно так, как пра-
1 Гуссерль Э. Логические исследования. Т. I. Пролегомены к чистой логике / пер. с нем. Э. А. Бернштейна под ред. С. Л. Франка. Новая редакция Р. А. Громова. М.: Академический проект, 2011; Гуссерль Э. Кризис европейских наук и трансцендентальная феноменология // Вопросы философии. 1992. № 7. С. 136-176; Гуссерль Э. Кризис европейского человечества и философия // Вопросы философии. 1986. № 3. С. 101-116.
2 Штрекер Э. Гуссерлевская идея феноменологии как обосновывающей теории науки // Современная философия науки. М., 1996. С. 376-391.
3 Черносвитов Е.В. Социальная медицина. М., 2000. С. 8 (304).
вильное отношение человека и мира, понималось здоровье в классических текстах китайских фило-софов1, Ветхом Завете, Талмуде, которые содержат и этические нормы, обеспечивающие сохранение физического, социального, психологического и духовного здоровья человека; и методы совершенствования человеческого тела и духа; догматы о том, что основание личного и общественного здоровья лежит в благих поступках, в принесении общественной пользы и соблюдении общественного порядка. В буддийской философии, например, здоровье определяется как согласие с самим собой и гармония с миром, непричинение зла другим. В конфуцианском мировоззрении2 зло и болезнь рассматриваются как проявление мирового дисбаланса. В подобных представлениях болезнь - это хаос и дисбаланс, дисгармония основных элементов мира и жизни, здоровье - гармония, связанная с мировым порядком, с естественным ходом вещей. Понимание этого позволяет обнажить второй, на наш взгляд, самый значительный пласт представлений о сущности здоровья как о гармонии, порядке, балансе.
Мыслители Древнего Востока, Китая, Индии, Иудеи, осмысливая различные проявления здоровья, выделяли природные, духовные, социальные и культурные его основания, постулируя приоритет духовного здоровья, предполагающего и ощущение единства мира, и принятие предопределенности жизни, и личное совершенствование. В восточных онтологиях здоровье рассматривается как необходимое условие полноты бытия. Тот, кто следует Дао, тот, кто исполняет библейские заповеди, вечен3, и тогда существует стратегия вечной жизни, а значит, и достижения здоровья - следовать Дао или Божественному Закону, то есть мировой гармонии. Последней же подчиняются весь мир, дух и материя4, и тогда здоровым или нездоровым может быть абсолютно все, и можно говорить о здоровье чего угодно, любой части мира, любого явления, любой вещи. Возникает универсальный, синтетический взгляд на здоровье, и ему следовало бы поучиться современным наукам.
Единство микрокосма и макрокосма, человека и Мира означает возможность человеческого здоровья только в здоровом обществе и в здоровой природе. И такое мировоззрение подтверждается созданием практик оздоровления, как духовного, так и телесного, позволяющих достичь положительных, здоровых качеств на основе значимых закономерностей (например, «цзы-жань», «у-вэй», кашрут). По сути, мы имеем дело с методиками достижения здоровья, технологиями здоровья. Природный, гармоничный человек всегда здоров, и здоровье его достигается управлением ментальной энергией, направленной на гармонизацию самого человека, долголетие и бессмертие.
Осмысление здоровья связано с фундаментальными философскими категориями «природа» и «человек». В веках до н.э. представления о здоровье активно развиваются в греческой филосо-
фии; в пифагореизме, впервые представившем не только мир, но и человека не просто гармоничным, а «исчисляемо гармоничным»; в учении Сократа; в трудах Платона и Аристотеля5. В греческой философии человек рассматривается как монада космической жизни, здоровье - как гармония с Космосом, а способы его достижения видятся в стремлении к порядку, соединению с Логосом. Болезнь же рассматривалась как нарушение порядка (Гераклит, Пифагор, Теофраст, Аристотель, Гиппократ). Так, у Гераклита: «Болезнь - это преобладание каждого из элементов... Но душа, соединяющая их в гармонию, - нечто божественное. Здоровье - первично, природа лучший врач»6. Сократу принадлежит идея о здоровье как о мере полноты жизни, сформулированная в виде его знаменитого афоризма о том, что здоровье - это не все, но все без здоровья - ничто. И осмысление здоровья как необходимого условия полноты жизни - третий пласт традиционных представлений о сущности здоровья.
Именно в греческой философии впервые в европейской традиции обнаруживается и четвертый пласт понимания здоровья как блага, причем как блага разумного и осмысленного. Так, Аристотель говорит о наличии у человека разумной души, которая руководит его поступками, и ведет либо к здоровью, либо к болезни. Разум ведет к умеренности, и образ жизни древних греков именно умерен, здоров (ограничения в еде и половой жизни, ежедневные физические упражнения, ежедневные умственные нагрузки, воздержание от употребления алкоголя, танцы и т.д.). Платон считал, что здоровое государство - это такое, в котором все люди здоровы, и отмечал его роль в формировании здоровья каждого. Теофраст, ана-
1 Шуцкий Ю.К. Китайская классическая книга перемен: Цузин. М., 1993.
2 Антология мировой философии: в 4 т. Т. 1. М., 1969-1972.
3 Антология мировой философии. Т. 1. Ч. 1. М., 1969. С. 186-187.
4 Стулова Э.С. Даоская практика достижения бессмертия // Лу Куань Юй. Даоская йога, алхимия и бессмертие. СПб., 1993. С. 312-313.
5 Димов В.М. Философия и социология здоровья. Алматы, 1998. С. 51.
6 Фрагменты ранних греческих философов. М., Ч. 1. С. 176.
228
лизируя болезни, дал классификацию болезненных отклонений и патологий1. А в своем труде «Нравственные характеры» обсуждает связь нравственности и здоровья, безнравственности и патологий.
В римско-эллинистический период высшим благом становится признание счастья и удовольствия во всех сущностных проявлениях: максимальном духовном и физическом развитии, учености, безмятежности, моральном освобождении от страха смерти. И это представление лежит в основе следующего пласта смыслов здоровья: понимание его как счастье и удовольствия существования.
Развитие мировых религий, в первую очередь, христианства и ислама, привело к представлениям о здоровье как о единении человека с Богом. В средневековой теологии прослеживается следующий взгляд на человека и смысл его существования (Ф. Аквинский2, А. Кентерберийский3). Человек - особое творение Бога, а не природы, в котором духовное начало преобладает над телесным. Лишь Фома Аквинский слегка ослабляет тезис о вторичности телесного: тело есть необходимое дополнение души, а не ее «оковы»4. В близкой к христианской традиции классической европейской философии человек приобретает независимость от Космоса. «Христианство освободило человека от власти космической бесконечности, -писал Н. Бердяев, - в которую он был погружен в древнем мире, от власти духов и демонов п5рироды. Оно поставило его на ноги, укрепило его, поставило его в зависимость от Бога, а не от природы» . И тогда, по словам П. А. Флоренского, «духовное здоровье - в духовном равновесии»6.
Свойственное христианской традиции заметное преобладание духовного над телесным не могло не вызвать некоторого пренебрежения ко всему чувственному, плотскому. Считая тело греховным, христианство настаивало на развитии и приоритете духа над телом. Болезнь в этой концепции рассматривалась как испытание, Божественное наказание, этап духовного становления7.
Эпоха Возрождения существенно изменила отношение философии к человеку, и в средневековой триаде «Бог-человек-природа» центральным становится человек. Человек - творец собственного счастья, он «божественно красив» (Ф. Петрарка, Дж. Боккаччо, П. Мирандола)8. Это смещение акцентов приводит к тому, что в медицине начинает осознаваться значимость изучения строения человеческого тела (Везалий). Э. Роттердамский, призывая философию «сойти с небес на землю» и заняться основными вопросами естественной жизни людей, выделил необходимые для жизни и здоровья человека качества: свободу, миролюбие, воздержанность, простоту, образованность, здравый смысл, - и назвал их антиподы: фанатизм, невежество, лицемерие, насилие и чрезмерную интеллектуальность9.
Философия Нового времени, начиная с Ф. Бэкона, возродила античные представления: лишь познавая природу и пытаясь обрести гармонию с ней, человек может быть здоровым. Декарт постулирует дуализм физического и психического, отмечая, что только в человеке материальное и духовное едины, и в этом единстве проявляется человеческая сущность10. Декарт пишет о союзе тела и души через чувства, эмоции, и здоровье предстает как единство телесного, чувственного и интеллектуального. И. Кант ввел в философию представления об имманентной связи здорового и нравственного, о нравственном здоровье как необходимом условии человеческого счастья. Гегель представил человека посредником Мирового Духа в творении духовной и материальной культуры, определяя здоровье как сложное взаимодействие этих двух составляющих11. Здоровье, по Гегелю, - это «пропорциональность между самостью организма и его наличным бытием»12.
Неклассическая философия сместила фокус рассмотрения здоровья в сторону его отсутствия в жизни человека и общества, в сторону болезней, патологий, отсутствия здоровой нормы. Но и философия жизни, и психоанализ, и экзистенциализм, и постмодернизм, уходя от универсальных представлений, констатируя наличие тревожного, болезненного и больного в человеческом бытии, поддерживали представление об экзистенциальной ценности здоровья как идеале даже нездорового существования.
1 Там же. С. 10.
2 Черстон Г.К. Святой Фома Аквинский. Вечный человек. М., 1991. С. 40.
3 Кентерберийский А. Сочинения о свободном выборе. М., 1995.
4 Соколов В.В. Средневековая философия: учеб. пособие. 2-е изд., испр. и доп. М., 2001. С. 279-280.
5 Бердяев Н. Человек и машина // Вопросы философии. 1989. №2. С. 159.
6 Флоренский П. А. Сочинения: в 4 т. Т. 3(2). М., 1999. С. 417-418.
7 Заметим, что в некоторых мистических течениях ислама, в суфизме, например, болезнь рассматривается не как наказание, а как благо, поскольку испытание Г осподь посылает лишь тому, кого любит больше прочих.
8 Горфункель А.Х. Философия эпохи Возрождения. М., 1980.
9 Роттердамский Э. Философские произведения. М., 1986.
10 Декарт Р. Страсти души. Соч.: в 2 т. М., 1989. Т.1.
11 Гегель Г.В.Ф. Работы разных лет: в 2 т. Лекции по истории философии. Т. 1. М., 1972.
12 Гегель В.Ф. Энциклопедия философских наук: в 2 т. М., 1971. Т. 1. С. 558.
Проведенный нами краткий историко-интенциональный анализ феномена здоровья, позволяет выделить самые значительные пласты его смыслов, укорененные в основаниях великих религиозных и философских систем:
1) «здоровье - отсутствие болезни»;
2) «здоровье - гармония, порядок, баланс»;
3) «здоровье - необходимое условие полноты жизни»;
4) «здоровья - благо»;
5) «здоровье - счастье и удовольствие существования»;
6) «здоровье - единение человека и Бога».
Мы полагаем, что найденные «пласты смыслов» представляют собой универсальные характеристики здоровья как такового, его существенные свойства, знание которых является необходимым при конституировании здоровья как универсального онтологического феномена.
Воробьев Роман Викторович - Roman V. Vorobyev -
аспирант кафедры «Философия и методология Postgraduate
науки» Саратовского государственного Department of Philosophy
университета имени Н.Г. Чернышевского and Scientific Method
Chernyshevsky Saratov State University
Статья поступила в редакцию 16.10.12, принята к опубликованию 06.11.12