Научная статья на тему 'Историческое прошлое и особенности художественной культуры казачества'

Историческое прошлое и особенности художественной культуры казачества Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
869
92
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Казачество
ВАК
Область наук
Ключевые слова
КАЗАЧЕСТВО / НЕМАТЕРИАЛЬНАЯ И МАТЕРИАЛЬНАЯ КУЛЬТУРЫ / ИСТОРИЯ / НАЦИОНАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА / ТРАДИЦИИ / COSSACKS / INTANGIBLE AND TANGIBLE CULTURE / HISTORY / NATIONAL CULTURE / TRADITIONS

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Понамарева М.Н., Остапенко И.В.

Статья посвящена процессу развития культуры казачества, на примере Кубани. Анализируются этапы формирования кубанского казачества в связи с природными и социальными условиями. В свою очередь обосновывается необходимость сохранения национальных традиций и культуры.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Историческое прошлое и особенности художественной культуры казачества»

Понамарева М.Н.

художник - график, дизайнер, член Союза Художников МСХ

Остапенко И.В.

дизайнер, графический дизайнер, студентка магистратуры

МГУ ТУ К.Г. Разумовского

Историческое прошлое и особенности художественной культуры казачества

В наше время, когда актуальны вопросы культуры, а именно национальной, особый интерес представляет процесс развития культуры казачества и комплексный подход в исследованиях, как материальной составляющей, так и культуры в целом.

Ввиду того, что исторически территориально и этнически казачество очень неоднородно, исследование было ограничено Кубанью, и кубанским казачеством, с момента его становления в конце XVIII века и до его фактического распада в начале ХХ века.

Кубань в наше время также остается стратегически важным районом нашей страны, и вопросы современного казачества оказываются, поэтому не менее актуальными и ретроспективный комплексный анализ может помочь лучшему пониманию перспектив развития, как кубанского казачества, так и края в целом. Важно подчеркнуть, что искусствоведческий анализ материальной культуры наряду с рассмотрением культуры нематериальной позволяет лучше обнаружить единую целостность всех аспектов жизнедеятельности и поэтому позволит определить стратегии дальнейшего развития культуры казачества. Особенно актуально обращение к такому анализу в условиях мировых глобалистских тенденций в современной культуре, когда активно стираются все различия.

Предметно-пространственная (культура и природные условия) всегда взаимосвязаны и составляют единую гармоническую целостность. На примере кубанского казачества с эпохи его становления до его расформирования далее показаны эти взаимосвязи, определена гармоническая целостность жизненного мира кубанского казачества, как единого организма.

В своей работе «Материальная культура кубанского казаче-

.^Х.. ства: опыт исторической реконструкции (конец XVIII - начало XX века)» Н.А.Гангур, придерживаясь целостного взгляда на историю и эволюцию материальной культуры кубанского казачества, автор уделила внимание жилищу, хозяйственным постройкам и утвари, как наиболее значимым репрезентативным компонентам материальной культуры в условиях освоения Кубани. Своим анализом костюмного комплекса дополняет картину быта - материальной культуры Кубани - Я.В.Быстрова в своей работе «Символические функции костюма в культуре», также, прежде всего исследуя его как часть целостной модели народной культуры.

В последнее время, особое значение народной культуре уделяется в современной научной литературе, так Н.Б.Ульянова «Формирование этнохудожественной культуры у будущего дизайнера в вузе», [3, стр.63-65], Н.Б.Ульянова «Народные художественные промыслы России. Керамика Гжели», [4, стр.32-33] пишет о сохранении национальной культуры и национального быта. Как утверждает автор, национальная культура - это сложно структурное понятие, объединяющее в себе « народные вкусы национальной культуры- неисчерпаемый кладезь стилистического мастерства», [4, стр.32-33].

Основные этапы в развитии культуры, этнические и региональные особенности кубанского казачества рассматривал в своей работе «Культура кубанского казачества в конце XVIII - начале XX вв.: общие черты, этнические и региональные особенности» Н.А.Тернавский, обращая отдельное внимание на авторскую культуру и ее взаимосвязи с традиционной.

Особо следует подчеркнуть, что авторы данных исследовательских работ видят целостно изучаемый предмет в неразрывной связи с историческими, природными, социальными условиями, иными словами, признают гармоническую целостность всей среды, с исследуемыми социальными процессами.

Кубанское казачество формировалось исторически в 1792-1704 год, когда на Кубань было переселено Черноморское казачье войско и вместе с военной колонизацией Старой и Новой Линий. Просуществовав до гражданской войны 1920-х годов, когда под предводительством Деникина Кубанское казачество было фактически разделено и закончило этот исторический этап.

. Историю Кубанского казачества условно можно разделить

на два периода: первый - становления и Кавказкой войны и . второй - с момента окончания Кавказкой войны, примерно с 1860-х годов. Второй период характеризуется ускоренными темпами изменения жизни, связанными не только с переходом с военного положения на мирное, но и с упразднением крепостного права и притоком крестьян из средних частей Российской империи в благоприятный для сельского хозяйства климат Кубанского края, а также связанными с общемировым научно-техническим прогрессом рубежа XIX-XX веков.

Предметно-материальная культура и культура в целом являются отражением социально-исторических процессов, и поэтому лучше рассматривать все характеристики жизненного уклада кубанского казачества в данных двух исторических периодах.

Первый период, связанный с созданием кубанского казачества правительством для обороны российских рубежей, определяет основной характер жизненного мира кубанского казачества, когда необходимость выступать с военными походами в ходе Кавказской войны наложила ряд основополагающих черт на устройство быта и культуру.

Нельзя переоценить роль в становлении самобытной культуры казачества войскового правительства и церкви, являющихся главной движущей силой, главным императивом всего жизненного уклада: «Образование в годы колонизации Чер-номории развивалось под эгидой церкви; первыми учителями в Черноморском войске были священники и дьяки. Кроме того, казачьих детей грамоте обучали писари окружных и куренных правлений. Образование практически всецело было подчинено бытовым и служебным нуждам.[1]. Своеобразными учреждениями культуры являлись войсковая и окружные канцелярии, полковые штабы, при которых имелись библио-теки.[1]. Большую роль в становлении музыкального творчества на Кубани сыграли «певческий и музыкантский хоры», созданные по инициативе протоиерея К.Российского в 1811 г. Развитие хорового пения связано с религиозной жизнью казачества», а также «музыкантский хор» необходим был для проведения маршей, смотров и парадов войск».

Все сферы жизни были подчинены каким-то конкретным, практическим целям, и искусство - как музыка, так и изобразительное искусство - также решали практические задачи, консолидирующие сознание: «В песенном фольклоре кубан- .

. цев значительное место, занимали исторические песни. Эти песни являлись еще и коллективной памятью, выполняя функцию патриотического воспитания. [1]. В Черноморском войске имелись художники, резчики по дереву, кузнецы, маляры, которые расписывали храмы, создавали иконы.»[2]. Несмотря на то, что официальной религией в кубанском казачестве считалось православие, народные обычаи, суеверные приметы и ритуалы, призванные магическим образом выпрашивать у судьбы материальное благополучие, были распространены и неискоренимы в народе и незамысловато переплетались с христианской атрибутикой. Также в некоторых станицах бытовало и старообрядчество, с которым боролась официальная власть.

Магический символизм более выражен в костюме, как части предметно-материальной среды, являющейся и частью внешнего мира, и почти частью самого человека и от этого становящимся сакральным: «Снятая с головы шапка — начало похода (движения в иной мир), одеть - вновь обрести собственный статус. Потеря казаком шапки в старинных казачьих песнях ассоциировалось со скорой гибелью.[2 ] Пояс (от устар поюсати) - сакральный предмет, в русской народной культуре - оберег; [2] украшение вышивкой и отделкой рубах представляет одну из самых древних функций одежды - маги-ко-символическую.»[1]

Костюм - часть предметно-материальной культуры, также служил всем главным потребностям казачества: удобству и универсальности использования, отличительным знакам в военной иерархии и социальном положении: «бурка служила казакам постелью, одеялом и шатром, прикрывала снаряжение всадника, предохраняла от сабельных ударов. [2]. Черкеску как предмет казачьей гордости не мог одеть никто из иногородних, и даже за ношение пояса с набором, лампасов, папахи чужого били нещадно. Форменный бешмет отличался от бытового своей регламентированностью; отделочные материалы, например галун определяли отличия в военном комплексе костюма. Борода и усы - признак возмужалости, возрастной знак в казачьей среде. Усы разрешалось носить с 17-18 лет после зачисления в подготовительный разряд, а бороду - в 40 лет. Форма бороды определялась возможностью бриться с помощью шашки. Чуб - знак удальства и храбрости, зачесы. вался налево, т.к. с левого бока были оружие, ордена, прочие

отличия. Девушки до замужества заплетали косу, существо- . вал запрет заплетать косу венчаной женщине. Использование большего количества ткани, чем это функционально необходимо, - признак социальной функции, информация о материальных возможностях носителя»[1]. Вначале как офицерские усадьбы, так и сельские наделы рядовых отличались суровой простотой в экстерьере и интерьере, допуская лишь самые простые декоры геометрического орнамента и излюбленный славянами солярный символ-розетку.

В архитектуре также придерживалась «скупого» казарменного классицизма. Казачьи станицы начинают превращаться в укрепления примерно с начала 1820-х гг. Фортификационные сооружения были достаточно стандартны и однотипны. Поселения, имевшие значение укрепленных пунктов, располагали установленным набором построек военного назначения, возводившимся по типовым проектам. Гладкие плоскости оштукатуренных стен, прорезанных прямоугольными окнами, входные четырёхоконные портики во многом определили суровый, сдержанный, нередко монотонный облик построек военного назначения»[2]. Ввиду того, что Кубанское казачество этнически смешанно - Кубань заселялась преимущественно русскими и украинскими группами - очень велико влияние на Кубанскую культуру украинской, но и она претерпела изменения под влиянием аскезы военного поселения: «Художественная культура украинцев утрачивает присущие ей качества декоративности, яркости цвета, орнаментальности. Она становится сдержаннее в своих проявлениях, суше, «живописный стиль» сменяется архаической геометризацией.»[2]

Материалы для строительства использовались те, которые имелись в данной местности. Так, «в степных местах преобладала каркасная техника, при которой минимально использовались дерево и максимально лоза, хворост (тур-лук), камыш с глиной (дом на подклете, мазанка, хата на сохах или столбах). [2] В некоторых станицах Азовского побережья стены домов делали из дерна. В середине Х!Х в. широко распространяется строительство домов из самана. В Тамани, Темрюке и Анапе отмечены дома, возведенные из «дикого» или «керченского» камня. Пол чаще всего был земляной (глинобитный, землебитный).»[2]

Минимальный, «канонический вариант меблировки пред- .

. ставлял неподвижные формы мебели: лавы, узкие скамьи, кровать, стол, сундук, полки для посуды.»[2]. Подвижные формы мебели (в том числе стулья) характерны уже для зажиточных казаков: «индивидуальное начало возникает в рамках канона организации традиционного жилища и связывается с весьма незначительным числом предметов подвижной мебели (стулья, диваны, шкафы), убранством и утварью.»[2].

Всему был присущ дух минимализма необходимого: «Местное производство деревянной бытовой посуды представлено самыми простыми по форме и отделке предметами. Специализация промыслов была слабо развита, и многие мастера-деревообработчики занимались различными видами ремесел: ложкарным, бондарным, плотничным, столярным. Изделия отвечали своему прямому назначению, и утилитарность определяла ясную архитектонику, немногословность деталей, отсутствие декора.»[2]

Миссия казачьего войска, и жизненный уклад, и быт - материальная и нематериальная культура - образовывала неразрывную целостность, в которой доминировала лаконичность утилитарности на фоне этнической смешанности и местных материалов, цель которой была защита рубежей Отечества.

По окончанию Кавказской войны в 1869 г. Екатеринодар перестал быть военной станицей и ее казакам предложили на выбор либо уйти в другие станицы войска, либо перейти в сословие городских мещан.

На основе взаимодействия декоративного искусства, народной живописи, жилища, национального убранства и одежды складывалось самобытная кубанская культура. В конце XIX века появились свои мастера изобразительного искусства. Ф.А.Коваленко - коллекционер живописи, положил начало созданию картинной галереи в Екатеринбурге. Формировалось национальная литература, и был создан театр.

Развитие искусства и национальной культуры, позволили значительно усовершенствовать архитектурные приемы, увеличить строительство и внести применение новых строительных материалов в архитектуре. Изменение быта, внесло корректировку в систему жилища. Формирование в современных условиях национальной культуры, основанной на взаимоуважении и толерантности, вопрос значимый. Воспитание культурного человека залог успешной нации. . Важным событием в современном образовании стало со-

здание Первого Казачьего Университета, это имя достойно . несет Московский государственный университет технологий и управления имени К.Г.Разумовского, первый казачий университет. Создание педагогической системы, основанной на сохранении культуры и традиций казачества основополагающие нормы учебного процесса. В стенах Университета бережно хранятся и развиваются традиции казачества.

В условиях современности, взаимопроникновении и взаимодействии культуры разных этносов являются объективной закономерностью динамики общественных отношений.

Вопросы сохранения культурной самобытности в общественном развитии, диалога культур, толерантности, взаимопроникновении культур - вопросы мирового глобального масштаба. От правильного решения этих вопросов зависит будущее существование национальных традиций и самобытности народностей.

Анализируя исследуемый материал, нужно выделить основные этапы развития кубанского казачества, а также четкую взаимосвязь материальной и нематериальной культур кубанского казачества, которые представляют неразрывную целостность.

Список литературы:

1. Я.В. Быстрова /Символические функции костюма в культуре/ Великий Новгород 2003

2. Н.А.Гонтур /Материальная культура кубанского казачества: опыт исторической реконструкции(конец XVIII - начало XX века)/ Краснодар 2010

3. Н.Б. Ульянова /Формирование этнохудожественной культуры у будущего будущего дизайнера в вузе/ Педагогический журнал Башкортостана №1(38) с. 63-65, 2012

4. Н.Б.Ульянова / Народные художественные промыслы России. Керамика Гжели / География в школе №6, с. 32-33, 2008.

Bibliography:

1. Y.V. Bystrov / symbolic function in culture costume / Veliky Novgorod in 2003

2. N.A. Gontur / Material culture of the Kuban Cossacks: experience of historical reconstruction (the end of XVIII - the beginning of XX century) / Krasnodar 2010

3. N.B. Ulyanov / Formation of ethnic culture of the future of the designer in high school / Teaching Journal Bashkortostan №1 (38). 63-65, 2012

4. N.B. Ulyanova / Folk arts and crafts of Russia. Gzhel Ceramics / Geography at school №6, p. 32-33, 2008.

li&jK

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.