Научная статья на тему 'Историческое краеведение конца XVIII - начала ХХ В. Как социокультурное и историографическое явление (на примере Карелии)'

Историческое краеведение конца XVIII - начала ХХ В. Как социокультурное и историографическое явление (на примере Карелии) Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY-NC-ND
1583
235
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИСТОРИЧЕСКОЕ КРАЕВЕДЕНИЕ / LOCAL HISTORY / ПРОВИНЦИАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА / PROVINCIAL CULTURE / ИНТЕЛЛИГЕНЦИЯ / INTELLECTUALS / КАРЕЛИЯ / ИСТОРИЧЕСКОЕ САМОСОЗНАНИЕ / HISTORICAL CONSCIOUSNESS / RUSSIAN KARELIA

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Пашков Александр Михайлович

Статья посвящена истории развития краеведческой историографии в дореволюционной России на примере Карелии. Автор выделяет шесть направлений краеведческих исследований и дает характеристику шести группам краеведов (чиновники, православное духовенство, педагоги, горные инженеры, политические ссыльные и этнические карелы).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по истории и археологии , автор научной работы — Пашков Александр Михайлович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The local history at the end of XVIII - the beginning of XX centuries as social, cultural and historiographical phenomenon (by the example of Karelia)

The article takes Russian Karelia as an example to show the development of the local historiography in pre-1917 Russia. The author distinguishes six directions and defines six groups of local historians (state officials, orthodox clergy, teachers, mining engineers, political exiles and ethnic Karelians).

Текст научной работы на тему «Историческое краеведение конца XVIII - начала ХХ В. Как социокультурное и историографическое явление (на примере Карелии)»

ИСТОРИЧЕСКОЕ КРАЕВЕДЕНИЕ КОНЦА XVIII - НАЧАЛА ХХ в. КАК СОЦИОКУЛЬТУРНОЕ И ИСТОРИОГРАФИЧЕСКОЕ ЯВЛЕНИЕ (НА ПРИМЕРЕ КАРЕЛИИ)*

Статья посвящена истории развития краеведческой историографии в дореволюционной России на примере Карелии. Автор выделяет шесть направлений краеведческих исследований и дает характеристику шести группам краеведов (чиновники, православное духовенство, педагоги, горные инженеры, политические ссыльные и этнические карелы).

Ключевые слова: историческое краеведение, провинциальная культура, интеллигенция, Карелия, историческое самосознание.

Местное самосознание, исполненное чувством гордости за свой край, - явление весьма древнее. Но историко-научное изучение своего края, основанное на местном самосознании, зародилось сравнительно недавно, в эпоху Просвещения. В России этот период приходится на середину и вторую половину XVIII в. В разных странах изучение своего края называется по-разному: в Германии -Heimatkunde, в Великобритании и США - Regional (Local) History, во Франции - Etudes regionalles или Etnografia regionale, в Польше -krajoznawstwo, а в России - краеведение. В последние годы кроме термина «краеведение» активно используются близкие ему по значению понятия местная, локальная, региональная история или историческая регионалистика. В России краеведческие исследования успешно развивались в дореволюционный период, особенно в 1861-1917 гг., а также в годы нэпа, но в конце 1920-х годов, после обрушившихся на краеведов репрессий, краеведение как массовое общественное движение перестало существовать. В последние годы

© Пашков А.М., 2012

* Публикация подготовлена при поддержке Российского гуманитарного научного фонда, совместный конкурс РГНФ - Академии Финляндии 2010 г., проект № 10-01-00631 а/ф «Народ, разделенный границей».

в отечественной и мировой историографии усиливается интерес к истории краеведения в России. Возрождение краеведения в СССР как массового общественного движения началось в середине 1980-х годов под влиянием политики перестройки и гласности. В 1987 г. в Полтаве состоялась Первая Всесоюзная конференция по историческому краеведению, по итогам которой был издан сборник «Историческое краеведение в СССР: вопросы теории и практики»1.

В конце 1980 - начале 1990-х годов в СССР было создано множество краеведческих обществ и организаций, началась широкая публикация краеведческих изданий. Перечислить все проведенные в этот период краеведческие конференции и все издания, выходившие в СССР и России с 1987 г. до настоящего времени, не представляется возможным в силу их огромного количества. В 1992 г. вышло учебное пособие С.О. Шмидта «Краеведение и документальные памятники»2. Известную роль в пропаганде краеведческих знаний играл выходивший в 1990 - начале 2000-х годов краеведческий альманах «Отечество»3. Одним из главнейших направлений деятельности краеведов в этот период стало освоение богатого наследия, выразившееся в изучении истории краеведения. Реформы 1990-х годов нанесли серьезный урон краеведению, деятельность краеведческих обществ замерла, значительно сократилось число краеведческих изданий. Однако с конца 1990-х годов начался новый подъем краеведческого движения, и вновь изучение истории краеведения вышло на первый план. Особенностью этого этапа стало обращение российских краеведов к методологическим вопросам4 и в связи с этим к опыту краеведческого движения в странах Западной Европы и США. Проявилось и усиление интереса зарубежных исследователей к российскому краеведению. Так, на рубеже XX-XXI вв. состоялось несколько международных научных форумов, посвященных этой проблеме: «Региональная история в российской и зарубежной историографии»5 (Рязань), «Современное состояние и перспективы развития краеведения в регионах России»6 (Москва), «Процесс модернизации в русской провинции в ХХ в.»7 (Финский институт русских и восточноевропейских исследований, Александровский институт, Хельсинки), «Краеведение в России (1890-1990): истоки, проблемы, возрождение»8 (Университет Париж - Сорбонна) и «Методология региональных исторических исследований: российский и зарубежный опыт»9 (Балтийский гуманитарный фонд, Russian Studies Princeton University, Kennan Institute, Петербург). Помимо историков осмыслением регионального самосознания успешно занимаются филологи10.

В 1996-1997 гг. в Историко-архивном институте Российского государственного гуманитарного университета (далее - ИАИ

РГГУ) были образованы Центр исторического краеведения и моск-воведения (руководитель С.О. Шмидт) и кафедра региональной истории и краеведения (заведующий кафедрой В.Ф. Козлов), активно проводящие научные чтения, конференции, семинары и встречи историко-краеведческого характера. С начала XXI в. ИАИ РГГУ стал и центром, где сконцентрирована деятельность общественных Союза краеведов России и Московского краеведческого общества.

Осенью 2002 г. в рамках межвузовской научно-образовательной программы «Локальная история: компаративные подходы и методы изучения» был создан межвузовский центр «Новая локальная история». Создатели центра (М.Ф. Румянцева, С.И. Маловичко и другие) ставили перед собой задачу привнести современные методы исторических исследований в изучение местной (локальной) истории. В последующие годы этот центр провел ряд конференций и издал несколько сборников11.

В это же время начинают появляться написанные на хорошей методологической основе монографии, среди которых работа А.А. Севастьяновой о русской провинциальной историографии второй половины XVIII в.12, В.А. Бердинских об истории провинциальной историографии в Волго-Вятском регионе13 и М.А. Орешиной о научно-краеведческих обществах Русского севера14.

На рубеже ХХ-XXI вв. одним из координирующих центров краеведческого движения России стал Международный благотворительный фонд им. Д.С. Лихачева, деятели которого видят в краеведческом движении форму проявления гражданского общества в России15.

Актуальность этой проблематики кроется в усилении роли и значения регионов в жизни современной России. В связи с этим представляет большой интерес изучение формирования и развития регионального исторического самосознания, в процессе которого значительную ценность имеет краеведческая историография.

Возрождение в нашей стране краеведческого движения обусловливает актуальность выявления и изучения закономерностей и особенностей возникновения и развития исторического краеведения в России как социокультурного и историографического явления в жизни русской провинции. Изучение краеведческого наследия необходимо для понимания региональных особенностей исторического развития отдельных областей России, его результаты могут быть использованы в музейной работе, в преподавании в школах и вузах, в создании привлекательного для туристов и инвесторов имиджа региона. Проиллюстрировать это положение можно на примере развития исторического краеведения дореволюционной Карелии (большая часть территории современной Карелии входила до 1920 г. в состав Олонецкой губернии).

Объектом исследования в данной публикации является развитие исторического краеведения Карелии со времени его зарождения в конце XVIII в. до 1917 г. Основное внимание уделяется анализу краеведческой историографии как социокультурного и историографического явления жизни русской провинции на материалах Карелии. Предметом изучения является выяснение социокультурных предпосылок зарождения и развития краеведения, характеристика основных профессиональных групп краеведов. Особое внимание будет уделено проблеме соотношения общероссийских закономерностей и региональных особенностей развития исторического краеведения Карелии.

Другим направлением исследования будет изучение краеведения как историографического явления, анализ деятельности крупнейших краеведов.

В имеющейся научной литературе отсутствует не только обстоятельный обзор развития краеведческой историографии Карелии, но даже неизвестны или малоизвестны многие ценные краеведческие сочинения, крайне скудны биографические сведения о многих краеведах и т. д. Единственная работа по сходной проблематике, книга В.В. Пименова и Е.М. Эпштейна16, вышла более 30 лет назад и имеет многочисленные ошибки, неточности и лакуны. Практически обстоятельная история краеведческих исследований Карелии в настоящее время отсутствует и это серьезно сдерживает успешное развитие исторической науки в Карелии, создает почву для разного рода псевдонаучных сенсаций и политических спекуляций. Вместе с тем необходимо отметить появление близких по проблематике работ в соседних с Карелией регионах, например, работы А.А. Кура-това «История и историки Архангельского Севера»17.

Зарождение исторического краеведения в Карелии, как и в России в целом, произошло во второй половине XVIII в. под влиянием идей Просвещения. Это проявилось в правительственной политике по изучению населения, природных ресурсов и экономики различных регионов страны, то есть в насаждении краеведения «сверху», а также в возникновении у формирующейся российской интеллигенции общественной и научной потребности изучения своего региона, то есть в появлении ростков краеведения «снизу». Поэтому краеведение развивалось в России в рассматриваемый период в процессе взаимодействия и противостояния «казенного» и общественного элементов.

Большинство краеведов Карелии не были профессиональными историками, и их научные интересы и проблематика исследований определялись влиянием их основной профессии или рода деятельности. В историческом краеведении Карелии данного

периода можно выделить два направления: типичное для всего провинциального краеведения России и характерное только для небольшого числа регионов.

К первому типу принадлежали чиновничье, православно-церковное и школьное направления краеведения. В рамках чиновничьего краеведения краеведческой деятельностью занимались чиновники, служившие в различных губернских учреждениях. Они создавали работы общего характера, посвященные статистике, истории, этнографии, фольклору, культуре и быту населения Олонецкой губернии в целом, а также отдельных уездов, волостей, городов и деревень. Центрами их активности были Олонецкий губернский статистический комитет (основан в 1835 г.) (далее - ОГСК), редакции газеты «Олонецкие губернские ведомости» (выходила с 1838 г.)18, (далее - ОГВ), «Памятных книжек Олонецкой губернии» (выходили в 1856-1869 и 1902-1916 гг.)19 (далее - ПКОГ) и «Олонецких сборников» (вышло 4 выпуска в 1876-1902 гг.). Наиболее активными краеведами среди губернских чиновников были А.И. Иванов (1820-1890)20 и И.И. Благовещенский (1836-1924)21.

Школьное историческое краеведение можно выделить по нескольким причинам. Оно было тесно связано с развитием народного образования в Олонецкой губернии и возникло после 1786 г. Школьным краеведением, главным образом, занимались педагоги. Они изучали историю народного образования в губернии, историю своих гимназий22, училищ, школ и т. д. Важным аспектом их деятельности стало введение элементов краеведения в учебные программы и издание учебных пособий, посвященных «Родиноведению», то есть своему региону23. Среди педагогов, внесших наибольший вклад в развитие краеведческих исследований, можно отметить Ф.Н. Фортунатова24 и К.М. Петрова25. Кроме того, необходимо отметить множество публикаций, посвященных истории отдельных сельских школ, а также этнографии, фольклору, повседневной жизни и быту отдельных волостей и деревень, авторами которых были сельские учителя. Роль учебных заведений в жизни населения была настолько важной, а их деятельности придавалось такое значение, что работы краеведческого и мемуарного характера, касающиеся их истории, писали не только педагоги, но и чиновники, священники, крестьяне и другие.

Главной предпосылкой возникновения православно-церковного краеведения26 было развитие церковной организации, выразившееся в создании новых епархий и открытии новых монастырей и приходов. Другой предпосылкой было повышение общеобразовательного уровня духовенства, открытие духовных училищ и семи-нарий27. Среди крупнейших церковных краеведов Карелии можно

назвать первого епископа (с 1835 г. - архиепископа) Олонецкой епархии Игнатия Семенова28, занимавшего кафедру в 1828-1842 гг., а также многочисленных преподавателей и выпускников основанной в июне 1829 г. Олонецкой духовной семинарии (далее - ОДС). Из среды преподавателей ОДС вышел Е.В. Барсов29, который начал свою научную деятельность в 1861-1870 гг. как церковный краевед Карелии, но затем перерос рамки региональных исследований и стал одним из известных дореволюционных историков. Среди выпускников ОДС одним из самых известных краеведов стал исследователь старообрядчества Д.В. Островский30.

Центром православно-церковного краеведения был журнал «Олонецкие епархиальные ведомости» (далее - ОЕВ), выходивший в 1898-1918 гг. В нем помещалось множество историко-кра-еведческих статей различной направленности. По разновидности тематики их можно разделить на работы, посвященные истории Олонецкой епархии в целом, написанные преподавателями ОДС, а также истории отдельных сел и приходов, авторами которых были местные приходские священники; были также путевые очерки, написанные авторами из духовенства, и собственно церковно-краевед-ческие статьи, посвященные истории духовных учебных заведений, изучению церковных древностей, этнографии и другим вопросам. Особое место на страницах ОЕВ занимают публикации агиографического характера. Среди авторов публикаций были представители различных слоев местного духовенства, от приходских священников и студентов духовных академий до епископов.

Православно-церковное краеведение было настолько значительным явлением, что оно вовлекало в свою орбиту не только представителей духовенства, но и светских краеведов. Заметный вклад в изучение истории православия на Севере внес К.А. Доку-чаев-Басков31.

Православно-церковное, чиновничье и школьное разновидности краеведения и направления краеведческих исследований были характерны для всех губерний царской России. Помимо них можно выделить несколько разновидностей краеведения, типичных для небольшого числа губерний, среди которых в Олонецкой губернии можно назвать краеведческую деятельность политических ссыльных, краеведение как форму проявления этнического самосознания карел и горнозаводское краеведение.

До 1917 г. Карелия была регионом, куда царизм ссылал своих политических противников. Многие из ссыльных были хорошо образованными молодыми людьми и по своему культурному и общеобразовательному уровню превосходили местных чиновников. Краеведческими изысканиями занимались отбывавшие ссылку в

Петрозаводске поэт и мемуарист, участник Отечественной войны 1812 г. и движения декабристов Ф.Н. Глинка32, друг М.Ю. Лермонтова С.А. Раевский, сосланный за распространение стихотворения «Смерть поэта»33 петрашевец А.П. Баласогло34, участник студенческих кружков в Москве П.Н. Рыбников, который был даже секретарем ОГСК. Хотя наибольший вклад П.Н. Рыбников внес в изучение русского былинного эпоса, он занимался и изучением истории, демографии и этнографии Олонецкой губернии35.

В пореформенный период краеведческими исследованиями стали заниматься ссыльные народники. Особо следует выделить краеведческую деятельность А.С. Пругавина36. В мае 1871 г. за участие в студенческом движении в Москве он был выслан на родину и с мая по сентябрь 1872 г. жил в Кеми, где состоялось его знакомство со старообрядчеством. Интерес к изучению этого могучего народного религиозного движения оказался настолько велик, что А.С. Пругавин вскоре стал одним из крупнейших в России знатоков старообрядчества.

Крупнейшим ссыльным краеведом Карелии начала ХХ в. был А.А. Каменев37, сосланный в 1906 г. в Сумский посад. Здесь он активно занимался краеведческой, журналистской и общественной деятельностью. Его жизнь трагически оборвалась 2 июля 1918 г., когда он был расстрелян английскими интервентами.

Итак, на протяжении 1825-1917 гг. политические ссыльные были весьма активными краеведами на Русском Севере. Однако в имеющейся литературе существуют преувеличенные оценки вклада ссыльных в краеведческое изучение Карелии. Во-первых, нужно отметить, что из общего числа ссыльных лишь некоторые из них добились успехов в краеведении. Целые группы ссыльных, например, поляки, краеведческими изысканиями не занимались. Наибольший вклад в изучение Карелии внесли ссыльные 1825-1861 гг. Это было связано как с высоким культурным и образовательным уровнем ссыльных того времени, так и с почти полным отсутствием местной интеллигенции, которая тогда только еще формировалась. Кроме того, многие ссыльные дворяне видели в местных изысканиях способ продемонстрировать свою лояльность и добиться скорейшего освобождения из ссылки. В пореформенный период (1861-1900) роль ссылки изменилась. Ссыльные по-прежнему были хорошо образованны, но их работы носят не нарративный, а публицистический характер. Характерно, что свои краеведческие сочинения ссыльные народники печатали не в Петрозаводске, а в столичной либеральной и народнической периодике. Кроме того, в это время все большую краеведческую активность проявляли представители местной интеллигенции (чиновники, священники, учителя и дру-

гие). Поэтому вклад ссыльных в краеведение Карелии серьезно уменьшился. И, наконец, в начале ХХ в. деятельность краеведов из числа ссыльных стала очень незначительной из-за характерного для многих из них низкого образовательного и культурного уровня, а также ориентации не на изучение существующих ценностей, а на их ниспровержение.

В первой половине XIX в. в России зародился интерес к изучению этнических меньшинств и одновременно происходил рост этнического самосознания у просвещенных выходцев из этих меньшинств. Основными этническими меньшинствами Олонецкой губернии были карелы и вепсы. Со второй половины XIX в. стали появляться написанные этническими карелами сочинения, посвященные истории, этнографии и фольклору карел. Главными представителями этого направления в краеведении являются этнические карелы И.В. Кондратьев38, И.Е. Тихонов39, М.Н. Смирнов, Н.Ф. Лесков40 и В.П. Крохин. Деятельность этих авторов вполне укладывается в теорию чешского ученого М. Хроха, изучавшего процесс образования наций в Центральной и Восточной Европе. По мнению М. Хроха, национальное движение там проходило три стадии, названные им А, В и С. При этом на стадии А «энергия активистов национального движения была прежде всего направлена на тщательное исследование языковых, культурных, социальных и иногда исторических черт недоминирующей группы и на закреплении этих фактов в сознании современников»41. Карельские краеведы прошли путь от смутного осознания своей этнической самобытности до требований к власти принять меры по развитию языка и культуры карельского народа. Но, за исключением Н.Ф. Лескова, все карельские краеведы считали, что карелы развивались под мощным воздействием русского этноса и православия, и считали это влияние благотворным для карел.

Еще одним фактором, оказавшим влияние на развитие исторического краеведения Карелии, стало наличие на территории края мощных металлургических и горнодобывающих предприятий. Одним из последствий бурного развития горной промышленности стало появление новой сословной группы чиновничества - горнозаводских чиновников (или горных офицеров). С середины XVIII в. до 1867 г. горные чиновники были наиболее привилегированной частью гражданского чиновничества. Неудивительно поэтому, что состоятельные и образованные горные офицеры внесли заметный вклад в русскую культуру второй половины XVIII - первой половины XIX в.

В 1774-1861 гг. появилось множество исследований по истории Олонецких заводов, частью не опубликованных и написанных не историками, а специалистами в области горного дела и статистики,

металлургами и артиллеристами. Все эти сочинения были написаны в жанре «горной истории», то есть обширный исторический очерк предварял описание современного состояния заводов.

Крупнейшими горнозаводскими краеведами Карелии можно считать Т.В. Баландина42, К.И. Арсеньева, И.К. Чудинова, А.С. Ярцо-ва, братьев Н.Ф. и К.Ф. Бутеневых, В.Ф. Полякова, П.Е. Холостова, Б.Н. Михайлова, Л.А. Мошанского, В.П. Мегорского и других43. Их произведения имеют большое познавательное значение, так как содержат множество фактов об истории заводов, их значении для снабжения орудиями и боеприпасами русской армии и флота, а также об их роли в производстве гражданской и художественной продукции, внедрении и использовании передовых технологий, роли и значении иностранных специалистов и их деятельности, соотношении частного предпринимательства и государственного регулирования в горнозаводской промышленности, положении мастеровых и приписных крестьян и т. д. Особое значение этим трудам придает то обстоятельство, что они написаны специалистами - артиллеристами, металлургами, инженерами, чиновниками-управленцами и преследуют практические цели - охарактеризовать и оценить деятельность заводов.

На примере жизни и деятельности дореволюционных краеведов Карелии хорошо видно, в каком направлении развивалось краеведение к началу ХХ в. В то время в краеведении появлялось много людей, родившихся в провинции, иногда в «глубинке», но получивших хорошее университетское образование, которые имели возможность получить дополнительное образование, включающее навыки работы с архивными источниками, знание палеографии и т. д., объединяться в исторические общества, а также широкие возможности для публикации своих исследований в различных столичных и провинциальных изданиях. У исторического регионоведения были очень хорошие перспективы, но революция 1917 г. перечеркнула все эти надежды. Наметившиеся в начале ХХ в. тенденции дали последний всплеск в 1920-е годы, а затем, почти на полвека, до конца 1980-х годов, краеведческое движение, понимаемое как самодеятельное изучение истории своего региона, было уничтожено.

Изучение истории краеведения в дореволюционной России было многоплановым и разнообразным в своих проявлениях явлением. Оно развивалось как проявление административных функций государственных учреждений, профессионального, конфессионального и этнического самосознания, а также форма педагогической деятельности и общественно-политической активности такой социально-правовой группы, как политические ссыльные. Но большую часть краеведов составляла интеллигенция, которая

понимала свои задачи очень широко и в изучении края зачастую выходила за рамки служебных и профессиональных инструкций. Изучение истории дореволюционного краеведения и его наследия имеет большое познавательное значение. Во-первых, краеведы обычно изучали локальные объекты (города и селения, заводы и рудники, церкви и монастыри, школы и т. д.) и собрали большой и уникальный материал. Без привлечения краеведческих материалов невозможно изучать историю региона в целом, а в ряде случаев и каких-то сюжетов из общероссийской истории. Краеведческое наследие также имеет большое значение для исследователей историографии отечественной истории, поскольку краеведение и историческая наука развивались в тесном взаимовлиянии, а в ряде случаев труды краеведов становились явлениями историографии. Во-вторых, краеведение можно считать явлением в культурной жизни русской провинции, проявлением формирования провинциальной интеллигенции и роста регионального самосознания и патриотизма. Особо следует отметить большое воспитательное значение истории дореволюционного краеведения в современных условиях. Наследие дореволюционных краеведов должно быть использовано на уроках истории в школах и при чтении лекционных курсов в вузах, поскольку является очень эффективным средством формирования «культурной оседлости».

Примечания

Историческое краеведение в СССР: Вопросы теории и практики. Киев, 1991. Шмидт С.О. Краеведение и документальные памятники. Тверь, 1992. Отечество. Краеведческий альманах. Вып. 1 / Под ред. С.О. Шмидта. М., 1990. Гомаюнов С.А. Местная история в контексте россиеведения // Общественные науки и современность. 1996. № 1. С. 55-63; Он же. Местная история: Проблемы методологии // Вопросы истории. 1996. № 9. С. 158-163; Он же. Проблемы методологии местной истории. Киров, 1996.

Региональная история в российской и зарубежной историографии / Под ред. А.А. Севастьяновой. Рязань, 1999.

Современное состояние и перспективы развития краеведения в регионах России / Под ред. С.О. Шмидта. М., 1999.

Modernization in the Russian provinces / N. Bashmokoff, P. Fruer (ed.) // Studia Slavica Finlandensia. Helsinki, 2000. T. 17.

Cahiers slaves. № 6. Civilisation russe. Les études régionales en Russie (1890-1990): origines, crise, renaissance. P.: Université de Paris-Sorbonne, 2002. Методология региональных исторических исследований: российский и зарубежный опыт / Сост. А.В. Кобак, С. Коткин, А.А. Севастьянова. СПб., 2000.

_

3

4

5

S

7

8

9

15

16

См., например: Русская провинция: миф-текст-реальность / Сост. А.Ф. Белоусов. М.; СПб., 2000.

Новая локальная история / Отв. ред. С.И. Маловичко. Вып. 1-4. Ставрополь; М., 2003-2009. Подробнее о центре см.: Сайт Межвузовского научно-образовательного центра «Новая локальная история» [Электронный ресурс]. URL: http://www.newlocalhistory.com/ (дата обращения: 1.03.2010). Севастьянова А.А. Русская провинциальная историография второй половины XVIII в. Ярославль, 1990; Она же. Русская провинциальная историография

XVIII в. М., 1998.

Бердинский В.А. Русская провинциальная историография второй половины

XIX в. М.; Киров, 1995; Он же. Уездные историки: русская провинциальная историография. М., 2003.

Орешина М.А. Россия региональная: теоретико-методологические аспекты изучения. М., 2000; Она же. Русский север начала ХХ века и научно-краеведческие общества региона. М., 2003; Она же. Из архивного наследия деятелей русской культуры Русского Севера второй половины XIX - начала ХХ в. М., 2006. Краеведение и гражданское общество / Сост. Б. Гладарев, О. Лейкинд. СПб., 2004. Пименов В.В., Эпштейн Е.М. Карелия глазами путешественников и исследователей XVIII и XIX вв. Петрозаводск, 1969.

Куратов А.А. История и историки Архангельского Севера. Архангельск, 1999. См.: Сайт газеты «ОГВ» [Электронный ресурс]. URL: http://ogv.karelia.ru (дата обращения: 1.03.2010).

Новейшую библиографию публикаций в «Памятных книжках» губерний Европейского севера см.: Памятные книжки губерний Российской империи. Указатель содержания. СПб., 2002. Т. 1. Европейский Север (Архангельская, Вологодская и Олонецкая губернии).

Биографические сведения о нем см.: Благовещенский И.И. Александр Иванович Иванов (биография) // ОГВ. 1890. № 14; Воронов А.П. Иванов Александр Иванович // Русский биографический словарь. СПб., 1897. Т. «Ибак-Ключарев». С. 14-15.

Биографические сведения об И.И. Благовещенском см.: ПашковА.М. Олонецкая духовная семинария и ее вклад в формирование интеллигенции Карелии // Новое в изучении истории Карелии. Петрозаводск, 1994. С. 47-49. Фортунатов Ф.Н. Историческая записка о 50-летии Олонецкой гимназии // Журнал министерства народного просвещения. 1858. Ч. 49. Отд. 3. С. 17-38; Петров К.М. История Олонецкой дирекции до 1808 г. // Там же. 1866. № 12 (отд. оттиск: СПб., 1866. 66 с.); Он же. Олонецкая гимназия с 1808 по 1831 гг. // Там же. 1874. № 11 (отд. оттиск: СПб., 1874) и другие.

Андреев А. Записки об Олонецкой губернии. СПб., 1855; Петров К.М. Краткое описание Олонецкой губернии (Родиноведение). Петрозаводск, 1881. Биографические сведения о нем см.: Пашков А.М. Ф.Н. Фортунатов и изучение краеведения в учебных заведениях Олонецкой губернии во второй половине XIX в. // Традиции образования в Карелии. Петрозаводск, 1995. С. 54-56.

12

13

14

17

18

19

20

21

22

23

Биографические сведения о нем см.: Пашков А.М. К.М. Петров - исследователь Вытегорского края // Вытегра. Краеведческий альманах. Вып. 1. Вологда, 1997. С. 351-374.

Подробнее о православно-церковном краеведении дореволюционной Карелии см.: Пашков А.М. Православно-церковное краеведение Карелии XIX - начала ХХ в. // Православие в Карелии. Материалы республиканской научной конференции (24-25 октября 2000 г.). Петрозаводск, 2000. C. 97-106. Об истории православной церкви на севере России см.: Камкин А.В. Православная церковь на севере России. Вологда, 1992.

Биографические сведения о нем см.: Ириней (Боголюбов). Воспоминание об Игнатии, архиепископе Воронежском и Задонском. СПб., 1851; Игнатий Семенов // Русский биографический словарь. СПб., 1897. Т. «Ибак-Ключарев». С. 49-51; Артоболевский С.А. Игнатий, архиепископ Воронежский и его пастырско-миссионерская деятельность. Уфа, 1905.

Биографические сведения о Е.В. Барсове и библиографию его трудов см.: Цветаев Д.В. Записка об ученых трудах Е.В. Барсова. М., 1887; Чистов К.В. Народная поэтесса И.А. Федосова. Петрозаводск, 1955. С. 64-80; Барсов Елпидифор Васильевич // Императорское Московское археологическое общество в первое 50-летие его существования. М., 1915. Т. 2. С. 21-24; Алексеева О.Б. Барсов Елпидифор Васильевич // Русские писатели. 1800-1917: Биографический словарь. М., 1989. Т. 1. С. 163-164.

Биографические сведения о Д.В. Островском см.: Семенов В.Б. Об одном забытом музее и его создателе // Учащимся о религии и атеизме. Петрозаводск, 1989. С. 126-132; Пашков А.М. Д.В. Островский и изучение старообрядчества в Олонецкой епархии в 1898-1905 гг. // Выговская поморская пустынь и ее значение в истории России. СПб., 2003. С. 71-85.

Биографические сведения о нем см.: Крылов В.И. К.А. Докучаев-Басков (к 40-летию его историко-литературной деятельности) // Известия Общества изучения Олонецкой губернии. 1913. № 2-3. С. 197-202; К.А. Докучаев-Басков (Некролог) // Известия Архангельского общества изучения Русского Севера. 1916. № 7; Онучина И.В. Каргопольский краевед К.А. Докучаев-Басков и его наследие (к 150-летию со дня рождения) // Археографический ежегодник за 1999 год. М., 2000. С. 160-165 (с. 164-165 - список печатных трудов К.А. Докучаева-Баскова); Куратов А.А. Докучаев-Басков Карп Андреевич // Поморская энциклопедия. Архангельск, 2001. Т. 1. История Архангельского севера. С. 144; Орешина М.А. Русский Север начала ХХ в. и научно-краеведческие общества региона. С. 238-239.

Подробнее о Ф.Н. Глинке и его петрозаводской ссылке см.: Пашков А.М. Карелия и Соловки глазами литераторов пушкинской эпохи. Т. 1-2. Петрозаводск, 2000-2001.

Подробнее о С.А. Раевском и его петрозаводской ссылке см.: Пашков А.М. Друг М.Ю. Лермонтова в Петрозаводске // Краевед Карелии. Петрозаводск, 1990. С. 88-102.

25

26

27

28

29

30

31

32

33

Подробнее об А.П. Баласогло и его петрозаводской ссылке см.: Тхоржевский С.С. Портреты пером. М., 1986. С. 113-218.

Подробнее о П.Н. Рыбникове и его петрозаводской ссылке см.: Разумова А.П. Из истории русской фольклористики. М.; Л., 1954.

Биографические сведения об А.С. Пругавине см.: Пашков А.М. Старообрядчество Русского Севера в трудах А.С. Пругавина (1879-1880 гг.) // Старообрядчество: история, культура, современность. Материалы V научно-практической конференции. М., 2000. С. 163-173; Он же. А.С. Пругавин - исследователь старообрядчества (по публикациям в журнале «Русская мысль») // Старообрядчество: история, культура, современность. Материалы VI научно-практической конференции. М., 2002. C. 12-22.

Биографические сведения об А.А. Каменеве и литературу о нем см.: Пашков А.М. А.А. Каменев и газета «Речь» // Вопросы истории Европейского Севера. Петрозаводск, 1999. С. 108-117.

Биографические сведения о нем см.: Пашков А.М. У истоков карельского этнического краеведения: И.В. Кондратьев и его сочинения // Новый топонимический журнал. 2006. № 1 (14). С. 29-53.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Биографические сведения о нем см.: Пашков А.М. И.Е. Тихонов - малоизвестный карельский краевед и просветитель // Педагогический вуз в XXI в. Материалы международной конференции. Петрозаводск, 2002. С. 114-118. Биографические сведения о Н.Ф. Лескове см.: Пашков А.М. Из истории краеведческого изучения Олонца // Олонец. Историко-краеведческие очерки. Петрозаводск, 1999. Т. 2. С. 151-154.

Хрох М. От национальных движений к полностью сформировавшейся нации: процесс строительства наций в Европе // Нации и национализм. М., 2002. С. 125.

Подробнее о Т.В. Баландине и его трудах см.: Пашков А.М. Т.В. Баландин -малоизвестный петрозаводский просветитель конца XVIII - начала XIX вв. // Вопросы истории Европейского Севера. Петрозаводск, 1991. С. 16-29; Он же. «В стране знатнейших северных холмов...» (Т.В. Баландин - первый историк Петрозаводска) // Север. 1997. № 6. С. 122-130.

Подробнее см.: Пашков А.М. Горнозаводское краеведение Карелии конца XVIII - начала ХХ в. Петрозаводск, 2007.

35

36

37

38

39

40

41

42

43

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.