Вестник Самарской гуманитарной акалемии. Серия «Право». 2013. № 1(13)
ИСТОРИЧЕСКИЙ РАКУРС ЗАКРЕПЛЕНИЯ СОСТАВА ПРЕСТУПЛЕНИЯ: УМЫШЛЕННОЕ ПРИЧИНЕНИЕ ТЯЖКОГО ВРЕДА ЗДОРОВЬЮ В РОССИЙСКОМ УГОЛОВНОМ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
© И. В. Толмосов
Толмосов Иван Вячеславович магистрант
Самарской гуманитарной академии
помощник прокурора гор. Отрадный Самарской обл.
В настоящей статье рассмотрено законо&ательное закрепление в различных исторических источниках российского уголовного права преступлений против личности, в частности, преступлений против жизни и з&оровья. Аан ретроспективный анализ понятийного аппарата, вхо&ящего в состав &анного ви&а уголовных преступлений.
Ключевые слова: преступление против личности, преступление против жизни и з&оровья, Уголовное уложение, телесные повреж&ения, степень тяжести, причинение вре&а з&оровью.
Более чем тысячелетняя история отечественного уголовного права, основу которого, первоначально составляли преступления против личности, важнейшей составляющей которой выступали: жизнь и здоровье человека, берет своё начало с первых источников русского права. Общепринято считать ими тексты договоров между Древней Русью и Византией, законы Русской Правды Киевской Руси и других. Дальнейшее законодательное закрепление преступления против личности, жизни и здоровья человека, получили в Судебниках централизованного Московского государства, Уложениях о наказаниях уголовных и исправительных Российской империи времен Петра Великого и буржуазной монархии начала XX века [1].
Но только принятое в 1903 году Уголовное уложение впервые закрепило главу о преступлениях, непосредственно причиняю-
щим вред здоровью, под названием главы 23 «О телесном повреждении и насилии над личностью».
В тексте данного Уложения, в отличие от ранее действовавшего уголовного законодательства, выделены определенные критерии при конструировании составов преступлений, в том числе и преступлений против здоровья. При этом, устанавливая ответственность за причинение телесного повреждения, Уложение понятие его не раскрывало, но подразделяло на виды по степени тяжести применительно:
• опасное для жизни (ст. 467),
• не опасное для жизни (ст. 468),
• легкое телесное повреждение (ст. 469).
Таким образом, уголовная ответственность за причинение телесных повреждений дифференцировалась в зависимости от вины и иных обстоятельств, влияющих как на смягчение, так и на усиление ответственности за них.
Революционные преобразования переходного периода, становления Советского государство первых лет определило необходимость в принятии нового Уголовного Кодекса. Так, Уголовной кодекс РСФСР 1922 г. преступления против жизни, здоровья, свободы и достоинства личности также поместил в отдельную главу, вслед за хозяйственными преступлениями и принял трехчленное деление телесных повреждений: тяжкие, менее тяжкие и легкие.
В тот период времени это было более прогрессивное определение, позволяющее точно определить степень вреда, причиненного здоровью пострадавшего, и, как следствие, более правильно дифференцировать ответственность виновных лиц. К тяжким телесным повреждениям Кодекс относил такие как: опасное для жизни расстройство здоровья, душевную болезнь, потерю зрения, слуха или какого-либо органа либо неизгладимое обезображивание лица. Под тяжким телесным повреждением, как квалифицирующим признаком, законодатель предусматривал смерть потерпевшего, причинение смерти путем истязаний или мучений, либо нанесением систематических, хотя бы и легких, телесных повреждений,
Приятый впоследствии, в 1926 году Уголовный кодекс РСФСР, прежде всего, существенно изменил место и систему телесных повреждений в уголовном законодательстве. Так, ранее действовавший УК делил данную категорию преступлений в зависимости от свойств объекта на пять разделов (убийство; телесные повреждения и насилие над личностью; оставление в опасности; преступления в области половых отношений и иные посягательства на личность и ее достоинства), то вступивший в действие УК 1926 г. от такой системы отказался, и все преступления, посягающие на жизнь, здоровье, честь и достоинство, личную свободу помещены в одну 6 главу.
При этом законодатель поделил телесные повреждения как преступления, посягающие на здоровье по степени тяжести на два вида: тяжкие (ст. 142) и легкие (ст. 143).
Разнообразность преступлений против личности, множественность
причиняемых телесных повреждений предопределило позицию законодателя на более детальную классификацию телесных повреждений, что нашло отражение в законодательное закрепление в нормах Уголовного кодекса РСФСР, принятого в 1960 г.
Вновь закрепленное трехчленное деление, представляло собой более совершенную систему преступлений против здоровья и ставящих в опасность жизнь и здоровье. Все эти преступления были объединены в одной главе третьей главе с преступлениями против жизни, против интересов несовершеннолетних, против чести, достоинства и личной тайны, с половыми преступлениями и помещены вслед за преступлениями против социалистической собственности. Кроме того, в преступлениях против телесных повреждений были уточнены признаки составов преступлений, введены некоторые новые составы, проведено трехчленное деление телесных повреждений на тяжкие (ст. 108), менее тяжкие (ст. 109) и легкие (ст. 112).
Уголовный кодекс РСФСР 1960 г. действовал до 1 января 1997 г. В переходный период в соответствии с Концепцией судебной реформы в демократической России был подготовлен и принят новый Уголовный кодекс РФ 1996 г.
Во вновь принятом Кодексе преступления против личности были помещены в главу 16 Особенной части.
С принятием нового Кодекса в юридической литературе стал дискуссионным вопрос о терминологии: в прежнем УК было закреплено понятие «телесные повреждения», в новом УК законодатель ушел от прежнего понятия и включил новую терминологию — «вред здоровью». Дискуссия ученых была связана прежде всего с оценкой последствий преступления, т.е, тем вредом, который причиняется виновными действиями субъекта преступления здоровью потерпевшего. При этом, нельзя согласиться с мнением М. Д. Шаргородского, который считает, что только некоторые составы преступлений против здоровья человека (связанные, например, с потерей руки, ноги, зрения и т.п.) являются материальными, другие же (например, нанесение удара, причинение раны) рассматриваются как формальные [2]. Думается, что и при потере конечностей: ноги, руки, или зрения, а также при ударе или нанесении раны здоровью потерпевшего причиняется, прежде всего, физический вред, который и является в каждом случае последствием рассматриваемых преступлений. Если же вреда здоровью потерпевшего не причинено (допустим, при оскорблении действием), нет и состава преступления против здоровья человека.
Понятие «вред здоровью» действующий УК РФ не раскрывает, вследствие чего оно стало предметом исследования уголовно-правовой науки, а также объектом толкования ведомственных нормативно-правовых актов.
В частности, согласно п. 2 Правил определения степени тяжести вреда, причиненного здоровью человека (утв. постановлением Правительства РФ от 17 августа 2007 г. № 522) под вредом, причиненным здоровью человека, понимается нарушение анатомической целостности и физиологической функции органов и тканей человека в результате воздействия физических, химических, биологических и психических факторов
внешней среды [3].
Думается, если бы законодатель закрепил бы это положение в нормах Общей части УК РФ, то исключил бы его разнообразное толкование среди ученых и практических работников и обеспечил единообразное понимание данного термина в теоретической и практической юриспруденции. Пока же вопрос о содержании понятия «вред здоровью» остается в числе дискуссионных, так как ни об одной из возможных форм причинения вреда здоровью человека — телесных повреждениях, заболеваниях и патологических состояниях — в уголовном законе ничего не говорится. В этом состоит существенный дефект юридической конструкции составов преступлений против здоровья человека.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. См. подробнее: Уголовное право России. Общая и Особенная части : учебник / под ред. В. К. Дуюнова — М., 2012. — С. 16—22.
2. См.: Шаргородский, М. Д. Ответственность за преступления против личности. — Л., 1953. — С. 48.
3. Постановление Правительства РФ от 17 августа 2007 года № 522 «Об утверждении Правил определения степени тяжести вреда, причиненного здоровью человека» // СЗ РФ. — 2007. — № 35. — Ст. 4308.