Научная статья на тему 'Исторический обзор генезиса классического танца: в поисках начала истории балета'

Исторический обзор генезиса классического танца: в поисках начала истории балета Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
1155
307
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕРВОБЫТНЫЙ ТАНЕЦ / АНТИЧНЫЙ ТАНЕЦ / КЛАССИЧЕСКИЙ ТАНЕЦ / БАЛЕТ / PRIMITIVE DANCE / ANTIQUE DANCE / CLASSICAL DANCE / BALLET

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Терентьева Наталья Алексеевна

Показано развитие «низкого» танца. Истоки классического танца как основы балета образует линия «первобытный танец - античный танец - средневековый народный и придворный танец».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

HISTORICAL REVIEW OF GENESIS OF CLASSICAL DANCE: IN SEARCH FOR BEGINNING OF BALLET HISTORY

The article has presented development of low dance. The source of classical dance as the basis of ballet are formed with the line of primitive dance antique dance medieval folk and court dance.

Текст научной работы на тему «Исторический обзор генезиса классического танца: в поисках начала истории балета»

УДК 793.3

Н. А. Терентьева

ИСТОРИЧЕСКИЙ ОБЗОР ГЕНЕЗИСА КЛАССИЧЕСКОГО ТАНЦА:

В ПОИСКАХ НАЧАЛА ИСТОРИИ БАЛЕТА

Показано развитие «низкого» танца. Истоки классического танца как основы балета образует линия «первобытный танец - античный танец - средневековый народный и придворный танец».

Ключевые слова: первобытный танец, античный танец, классический танец, балет

The article has presented development of "low dance". The source of classical dance as the basis of ballet are formed with the line of "primitive dance" - "antique dance" - "medieval folk and court dance".

Keywords: primitive dance, antique dance, classical dance, ballet

Танец родился на заре человечества: еще в первобытном обществе. Танцы имели совсем иное значение и были очень далеки от того, что теперь называют этим словом. С помощью ритмических звуков, движениями тела первобытные люди изображали трудовые процессы, в некоторых танцах подражали движениям животных, на которых охотились. Установить значение первобытных танцев сегодня практически невозможно, поскольку современные народы, находящиеся на родовой и общинной стадии развития в плане психического развития ушли довольно далеко от реальной первобытности [4, с. 13, 36, 137]. Однако можно предположить, что были танцы ритуальные, военные и магического характера. Первые древние люди свои чувства, мысли и переживания передавали средствами движения и мимики, поскольку речевой аппарат и развитая речь как система коммуникации появляются достаточно поздно в процессе антропогенеза. И если ряд ученых склонен считать, что общество и язык коэволюционировали [8, с. 192], то мы можем смело полагать, что танец, как система передачи смыслов при помощи условносимвольных форм (даже в своих предельнонатуралистических формах), а не удвоения отражения реального мира (каковым было, например, палеолитическое изобразительное искусство), играл в этом непоследнюю роль. «Разнообразными движениями и жестами человек передавал свои впечатления от окружающего мира, вкладывая в них свое настроение, свое душевное состояние» [7, с. 5].

Танец всегда очень тесно связан с жизнью, бытом, характером и духом того народа, в среде которого он зародился. С изменением и развитием социального строя изменялся и развивался танец.

В Древнем Египте, Древней Греции и Древнем Риме танцы были разнообразны и богаты по содержанию и отражали различные стороны жизни. У древних греков были священные, военные, общественнобытовые, а затем и сценические танцы, исполнявшиеся под звуки лиры, пение и т. д. Личные и семейные торжества сопровождали общественно-бытовые танцы. Они были разнообразны по содержанию, тематике, композиционному рисунку и составу исполните-

лей. Именно они оказали большое влияние на возникновение сценического танца. «Сценические танцы древних греков были частью театральных представлений, причем каждому жанру соответствовали свои танцы» [7, с. 6].

Хорошо известна значимая роль танца в жизни Древней Греции. Ему посвящали свои трактаты многие писатели Античности. Весь этот материал широко исследован. Крупным трудом по исследованию античного танца является книга Луи Сешана (Париж, 1930) [12]. В исследовательских работах Мориса Эмманюэля представлена реконструкция техники античного танца [9-11].

«Постепенно утрачивая прямую связь с трудом и обрядом, танец приобрел значение искусства, воплощающего красоту человека, многообразие состояния его духа» [2, с. 7]. Как и в других видах деятельности, в искусстве появляются свои профессионалы. Первыми в области танца называют мимов. Дорога и представления - вот уклад их жизни. Через границы, из селения в селение, из города в город показывали они простое искусство на ярмарках, праздниках, гуляниях, и танец входил в профессию мимов самым центральным образом. Миму было все равно, где и перед кем выступать, даже если язык был неизвестен публике, то жестикуляция и танец понятны. «Так постепенно разнесли они по всей Европе, вплоть до далекой Киевской Руси, технику той низовой театральной культуры, профессионалами которой мимы в ту пору были» [1, с. 38]. Скоморохи, клоуны, акробаты, гастрионы, жонглеры, буффонные плясуны - в каждой местности их называли по-разному, но сущность их деятельности одна: профессионалы низших родов сценических забав.

Упоминаний о танце мимов эпох раннего и развитого Средневековья немного, но тем не менее в IX - XI вв. встречаются их изображения на миниатюрах, вазах, в постановлениях церковных соборов. Жонглерство развивалось особенно быстро в XII в. и достигло своего расцвета в XIII в. Жонглеры создают поэтические произведения, сочиняют музыку, показывают акробатические представления, фокусы, танцуют - «таково в Средние века начало

136

Вестник Челябинской государственной академии культуры и искусств. 2012 / 1 (29)

Н. А. Терентьева

Исторический обзор генезиса классического танца: в поисках начала истории балета

истории профессиональных танцовщиков, общее с инструменталистами, актерами и ярмарочными скоморохами» [1, с. 94]. К концу XIII в. жонглеры начинают оседать в городах и разделяются по специальностям: инструменталисты и мастера танцев (играют на инструментах и содержат залы для танцев, в них преподают бальные танцы), актеры (не танцуют), танцовщики и ярмарочные скоморохи.

Одновременно с профессиональным танцем развивался народный и придворный танец. Придворный танец - торжественно-церемониальный, медленный, без прыжков, представлял собой шествие с соблюдением правил этикета и иерархии. Мавританская пляска была одним из старинных и самых распространенных танцев Средневековья и называлась мореска -во Франции, мориска - в Испании, морентанц - в Германии, моррис данс - в Англии. В каждой стране ее танцевали по разному, но суть такова: она воспроизводила борьбу христиан и мавров, при этом была достаточно виртуозна и сложна. Исполнители-морескьеры, наследники жонглеров, сделали танец своей специальностью. «Мореска осталась принадлежностью и разных городских театрализованных зрелищ. Насыщенная элементами пантомимы и танца, она заняла видное место среди увеселений знати» [3, с. 24]. Мореску исполняли в интермедиях (междуяв-ствиях) на пирах знатных феодалов во Франции начиная с XIV в. Морескьеры образовывали группы из нескольких человек, и число их увеличивалось, так как вырабатывался новый театральный жанр - комедия масок dell’ arte (она достаточно хорошо исследована К. М. Миклашевским [5; 6]). Реконструкция танца этого периода была проведена на основе артефактов изобразительного искусства - «оказывается,

танцовщики “Balli” (серия офортов Калло) не кто иные, как морескьеры! И вот, наконец, доподлинное изображение настоящей морески!» [1, с. 132].

Танец комедии dell’arte - это целый арсенал виртуозности, где смешаны пируэты, акробатика, жонглирование и пр. В высшем обществе комедия dell’ arte была принята с восторгом, но не как новое, а как старое, возрождение того, что считалось античностью. Танец комедии dell’arte - яркое проявление «низового», профессионального танца в XVI - XVII вв.

В 1572 г. во Франции выступают несколько итальянских комических трупп. Они грают свои комедии с совершенно разными сюжетами, но всегда с танцами, верчениями, акробатикой, жонглированием, прыжками, скачками, сальто, кабриолями, турами и т. д. При всех королевских дворах существуют свои труппы, выступающие перед королем и придворными. Вместе с итальянцами пришло во Францию и слово balladini (баладен). Название это укоренилось и в XVII в. им называют профессиональных танцовщиков. «Баладен - профессиональный танцовщик, танцующий в публичном театре по найму и за деньги» [1, с. 148].

Итак, танец жонглера XIV в., морескьера XV в., арлекина панталона (commedia dell’arte) XVI в., бала-дена XVII в. - это одна преемственная линия «низового» профессионального танца. Именно из этого «низового» искусства затем появляется балет - искусство высокое. Важно понимать, что становление искусства балета - это не магистральная линия, что балет впитал в себя все многообразие танцевального искусства человечества и внимание к народному, «низовому» танцу в исследовании по истории балета должно быть не меньшим, чем внимание к танцу «высокому», придворному.

1. Блок, А. Д. Классический танец. История и современность / А. Д. Блок. - М.: Искусство, 1987. - 557 с.

2. Ванслав, В. В. Статьи о балете. Музыкально-эстетические проблемы балета / В. В. Ванслав. - Л.: Музыка, 1980. - 192 с.

3. Красовская, В. М. Западноевропейский балетный театр. Очерки истории: от истоков до середины XVI в. / В. М. Красовская. -М.: Искусство, 1979. - 295 с.

4. Куценков, П. А. Психология первобытного и традиционного искусства / П. А. Куценков. - М.: Прогресс-Традиция, 2007. -232 с.

5. Миклашевский, К. М. Commedia dell’arte / К. М. Миклашевский. - Пг., 1914-1919.

6. Миклашевский, К. М. Итальянская комедия // Очерки по истории европейского театра / К. М. Миклашевский. - Пг., 1923.

7. Пасютинская, В. М. Волшебный мир танца / В. М. Пасютинская. - М.: Просвещение, 1985. - 223 с.

8. Соколов, А. В. Философия информации: проф.-мировоззр. учеб. пособие / А. В. Соколов; С.-Петерб. гос. ун-т культуры и искусств. - СПб.: СПбГУКИ, 2010. - 368 с.

9. Emmanuel, M. De saltationis disciplina apud grascos (dissertation) / М. Emmanuel. - Paris, 1885.

10. Emmanuel, M. Essair sur orchestique qrecque (these de doctorat) / М. Emmanuel. - Paris, 1895.

11. Emmanuel, M. La dance grecque antique / М. Emmanuel. - Paris, 1896.

12. Sechan, L. La dance greque antique / L. Sechan. - Paris, 1930.

137

Вестник Челябинской государственной академии культуры и искусств. 2012 / 1 (29)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.