«ИСТОРИЧЕСКИЕ ВОДЫ» И «ИСТОРИЧЕСКИЕ ЗАЛИВЫ»: ПРОБЛЕМА ОПРЕДЕЛЕНИЯ ПОНЯТИЙ
АВЕРОЧКИНА Татьяна Владимировна
Аннотация: в статье рассматриваются вопросы, связанные с правом государств распространять свою юрисдикцию и признавать в качестве внутренних морских вод определенные пространства, которые обычно и по общему правилу не могут к ним относиться. Делается акцент на том, что до сих пор международное право не выработало определений понятий «исторические воды» и «исторические заливы», тогда как отдельные государства провозглашают своими историческими водами воды не только заливов, но и других пространств (например, морей). Автор приходит к выводу о том, что существует необходимость определения договорных международно-правовых норм относительно этой категории морских пространств и высказывает мысль о возможности решения проблем, связанных с закреплением правового статуса «исторических вод» государств путем заключения международных соглашений относительно каждого из этих пространств.
Annotation: the article discusses issues related to the right of States to extend its jurisdiction and recognized as internal waters some space, which is usually the general rule can not relate to them. Emphasis on the fact that so far international law has not worked out definitions of ’’historic waters ” and ’’historic bays ”, while individual states proclaimed their historic waters, water not only bays and other spaces (seas). The author concludes that there is a need to define the treaty of international law regarding this category of maritime spaces and suggested the possibility of solving problems associated with fixing the legal status of ”historic waters” States through international agreements with respect to each of these spaces.
Ключевые слова: исторические воды, исторические заливы, внутренние воды, суверенитет прибрежного государства, классификация морских пространств.
Key words: historic waters, historic bays, inland waters, the sovereignty of the coastal state, the classification of maritime spaces.
Актуальность вопросов, связанных с правом государств распространять свою юрисдикцию и признавать в качестве внутренних морских вод некоторые морские пространства, обычно и по общему правилу не относящиеся к такой категории, уже давно не вызывает сомнений. Ведь все развитие человечества отмечено борьбой за собственную территорию, в том числе и морскую. Интерес народов и государств к Мировому океану - этому всемирному ресурсу, наиболее экономически выгодной транспортной магистрали - обусловил проведение множества международных конференций, выработку и принятие на всемирной основе общеобязательных правил поведения относительно использования этого достояния. И, несмотря на это, до сегодняшних дней вопросы использования морских пространств зачастую становятся одной из причин возникновения конфликтов.
Действительно, так называемые «исторические воды», а, точнее, и, если руководствоваться терминологией Конвенции ООН по морскому праву 1982 года, «исторические за-
ливы» и права государств на них вызывают до сегодняшнего дня горячий исследовательский интерес. Эти пространства прибрежных вод становятся камнем преткновения многих интересов, поскольку «побережье, выходящее к морю, - это реальное благо, значение которого для прибрежного государства оценивается все выше»1, а способность и реальная возможность государства распространить на них свой суверенитет и иметь возможность полной правовой регламентации деятельности в них сегодня становится залогом успешного экономического развития. Здесь объективно коллидируют две системы правового регулирования - международная, устанавливающая общие нормы и правила, и национальная, призванная соблюдать международные нормы и принимать собственные, им не противоречащие, нормы, а в случае с «историческими заливами» еще и поддерживаемые другими государствами.
1 Голицын В.В. Внутриконтинентальные государства и меж-
дународное морское право. М. : Междунар. отношения, 1978. С. 10.
К сожалению, фундаментальные исследования правового статуса «исторических вод» и «исторических заливов» в отечественной науке не проводились и представлены на сегодня лишь зарубежными разработками Л.Дж. Буче-за, М.П. Строла и Э.З. Блюма относительно исторических прав государств на водные пространства. Их работы чрезвычайно интересны с точки зрения изложения в них судебных прецедентов по признанию за некоторыми государствами исторических прав на обширные прибрежные морские пространства. При этом следует помнить, что современное экономическое развитие, восстановление потенциала мощной (в прошлом) морской индустрии невозможно представить без использования прибрежных морских пространств. Именно это и обусловило выбор цели настоящего исследования - рассмотрение и анализ правовых понятий «исторические воды» и «исторические заливы», а также оснований распространения на них суверенитета прибрежных государств.
Доктрина международного права уже давно не ставит под сомнение право государств объявлять некоторые заливы, окруженные сушей одного государства, но имеющие ширину входа более 24 морских миль «историческими заливами». Так, Д. Коломбос отмечает, что, вследствие исторических или освященных давностью оснований либо оснований, основанных на особенностях залива, прибрежное государство имеет право на более широкий пояс береговых вод, если оно может доказать, что длительное время осуществляло верховенство над этим заливом и что такое притязание прямо или молчаливо признано подавляющим большинством других государств2. Следовательно, по мнению Д. Коломбоса, для объявления государством определенного залива историческим необходимо прежде всего предъявить либо исторические основания, либо основания, вытекающие из особенностей залива. Подобная позиция характерна и для других авторов - специалистов в сфере международного права.
На I Конференции по морскому праву 1958 года была принята норма, закрепленная в Конвенции о территориальном море и прилежащей зоне, согласно которой к внутренним водам следует относить заливы с шириной входа не более 24 морских миль, если их бере-
2 Коломбос Д. Международное морское право : пер. с англ. М. : Прогресс, 1975. С. 205.
га принадлежат одному государству. Если берега принадлежат двум и более государствам, то режим их вод решается этими государствами по взаимному согласию, с учетом законных интересов других государств. Эти положения, однако, не распространяются на так называемые «исторические» заливы, а также на те случаи, когда применяется система прямых исходных линий. Международная практика признает также в качестве внутренних вод исторические заливы, независимо от ширины входа в них, вследствие особых условий (исторических, экономических и др.). Например, залив Петра Великого в РФ, Гудзонов залив в Канаде и др.3
Генеральная Ассамблея ООН еще в 1959 году (резолюция 1453 (XIV) от 7 декабря 1959 года4) поручила Комиссии международного права изучить этот вопрос и направить полученные результаты государствам-членам ООН. Здесь необходимо отметить, что еще в ходе проведения I Конференции 1958 года был принят Меморандум Секретариата ООН относительно исторических вод5. В нем отражены взгляды на это правовое явление, в частности позиции отдельных государств в отношении некоторых пространств, на которые может быть распространен режим «исторических вод» (Азовское море, залив Канкаль и др.), судебные прецеденты и позиции научно-исследовательских центров и ученых США, Франции, Японии. Кроме того, документ содержит довольно подробный анализ теории «исторических заливов».
Принятие этих документов обусловило проведение дальнейших исследований проблематики «исторических вод» в ООН, которые легли в основу следующего документа -Исследования, подготовленного Секретариатом ООН в 1962 году под названием «Юридический режим исторических вод, включая исторические заливы»6. Здесь были рассмотрены концепции «исторических вод», проблемы
3 Международное публичное право : учеб. М. : ТК Велби : Проспект, 2005. С. 51.
4 General Assembly Resolution 1453 (XIV) on the Study of the Juridical Regime of Historic Waters, including Historic Bays -Note by the Secretariat / Y earbook of the International Law Commission, 1960. Vol. II.
5 Historic Bays, Memorandum by the Secretariat of the United Nations, A/CONF. 13/1 / Official Records of the United Nations Conference on the Law jf the Sea 1958. Vol. I (Preparatory documents). 1958.
6 Juridical Regime of Historic Waters, including Historic Bays -Study prepared by the Secretariat, A/CN.4/143 / Yearbook of the International Law Commission. 1962. Vol. II.
юрисдикции прибрежного государства в этих морских пространствах и элементы прав государств на «исторические воды».
Однако до сих пор эти документы остаются только научными исследованиями, и ни один из них до сих пор не был положен в основу международного соглашения.
В Конвенции ООН по морскому праву 1982 года, ставшей всеобъемлющим документом в сфере правового режима использования морских пространств, вопрос «исторических заливов» получил лишь фрагментарное закрепление. В этом договоре указывается, что правила отсчета внутренних вод в заливах не применяются к «историческим заливам, которые независимо от ширины входа в них, считаются внутренними водами прибрежного государства вследствие исторической традиции (ст. 10).
С географической точки зрения залив есть часть океана, моря или озера, которая вдается в сушу, но имеет свободный водообмен с основным водоемом. Гидрологические и гидрохимические условия залива тождественны условиям водоема, частью которого она является. В отдельных случаях местные особенности климата и материковый сток могут придавать гидрологическим характеристикам поверхностной полосы залива некоторые специфические черты. К наиболее крупным заливам Мирового океана относятся следующие: Аляскинский, Бенгальский, Бискайский, Большой Австралийский, Гвинейский. В ряде случаев название «залив» закрепилось за акваториями, которые по своему гидрологическому режиму являются морями (например, Мексиканский, Гудзонов, Персидский, Калифорнийский).
В отечественной доктрине советского времени была высказана мысль о том, что сибирские моря типа Карского, Лаптевых, Восточно-Сибирского и Чукотского могут быть отнесены к историческим морским пространствам, поскольку эти ледовые заливы освоены для мореплавания и поддерживаются в судоходном состоянии в течение длительного исторического периода усилиями российских моряков и имеют большое значение для экономики, обороны и защиты природной среды российского побережья. Судоходство по Сев-морпути, пролегающему по указанным сибирским морям, регулируется как судоходство по национальному морскому пути на недискриминационной основе. Постановлением Совета Министров СССР от 1 июня 1990 года Сев-морпуть открыт для судов всех флагов при соблюдении некоторых правил, касающихся обя-
зательной ледокольно-лоцманской проводки судов ввиду сложной навигационной обстановки и с целью обеспечения безопасности мореплавания в некоторых арктических районах, расположенных в пределах трассы Севморпути.
В современной российской литературе, посвященной проблеме установления прав государства на «исторические воды» отмечается, что особый правовой статус «исторического залива» Петра Великого, на берегах которого находятся два крупнейших российских порта -Владивосток и Находка - представляется целесообразным закрепить не только во внутреннем законодательстве РФ, но и в международно-правовом порядке. Предлагается это сделать в будущем мирном договоре между Россией и Японией или путем заключения другого международного договора. В недалеком прошлом непризнание за заливом Петра Великого статуса внутренних вод СССР неоднократно приводило к серьезному дипломатическому противостоянию и даже к обострению международных отношений Советского Союза с иностранными государствами. Так, в 1957 году правительство СССР объявило залив Петра Великого внутренними водами Советского Союза. Однако в 1957 году правительства Великобритании, Франции, США и Японии заявили о непризнании за этим заливом статуса внутренних вод СССР на том основании, что вход в него составляет 102 мили, что значительно превышает установленную международным правом норму (не более 24 миль), необходимую для того, чтобы признать тот или иной залив внутренними водами государства. Эти протесты были отклонены советским правительством в связи с тем, что залив Петра Великого является внутренними водами СССР не на основании общей нормы в 24 мили, а на том основании, что он принадлежит к категории «исторических заливов» и это было определено Россией еще в 1901 году в Правилах морского промысла в территориальных водах Приамурского генерал-губернаторства, а также в соглашениях с Японией по вопросам рыболовства 1907, 1928 и 1944 годов. Залив Петра Великого был отнесен к внутренним водам СССР в связи с его особым географическим положением, экономическим и оборонным значением для Советского Союза. Таким образом, дальнейшее договорное закрепление статуса залива Петра Великого положит конец подобного рода инцидентам7.
7 Михайлов В.С. Проблема заключения мирного договора
с Японией с точки зрения международного права // Вестн. ДВО
РАН. 2005. № 4. С. 31.
Однако ни Конвенция ООН по морскому праву 1982 года, ни Женевские морские конвенции 1958 года не предусматривают термина «исторические воды». В этих многосторонних договорах содержатся лишь положения о том, что конвенционные критерии квалификации залива в качестве внутренних вод не распространяются «на так называемые исторические заливы» (п. 6 ст. 10 Конвенции 1982 года; п. 6 ст. 7 Конвенции о территориальном море и прилежащей зоне 1958 года). В национальных морских законодательствах многие прибрежные государства закрепили статьи, посвященные «историческим водам». В них резервируется право прибрежного государства объявить любые прилегающие к его побережью морские пространства своими «историческими водами», а также установить их границы. В некоторых актах законодательства конкретные морские районы объявлены «историческими водами». К примерам из практики реализации государствами своих прав на «исторические воды» следует отнести распространение по историческим основаниям суверенитета Канады на Гудзонов залив, США - на Чесапикский залив, Великобритании - на заливы Бристольский и Мори Ферт, Норвегии - на Варангер-фьорд, Туниса - на залив Габес, Гватемалы -на бухту Аматике, Ливия объявила своими историческими водами Большой Сирт (залив Сидра), Шри-Ланка - Полкский пролив и часть Манарского залива историческими водами и т.д. Указание на исторические права выдвигалось как правовой аргумент в чилийско-аргентинском споре об островах в проливе Бигль8.
Юридические толковые словари понимают под термином «исторические воды» различные виды морских пространств. Например, А. Сухарев считает «историческими водами» некоторые воды (заливов, бухт, губ, лиманов, проливов и даже морей), примыкающие к побережью государств, на которые исторически распространяется режим внутренних вод государства. Основаниями считать воды историческими являются: осуществление (длительное время) власти государства над этими водами, их географическое положение и конфигурация, экономическое и оборонное значение для го-сударства9.
Составители российского юридического энциклопедического словаря считают, что в док-
8 Комплексное управление прибрежными зонами: (правовой глоссарий). Рига : ВК1, 2005. С. 75.
9 Большой юридический словарь. М. : ИНФРА-М, 2006. С. 65.
трине международного права и в практике государств признается, что при определенных обстоятельствах государства могут по историческим основаниям иметь право на некоторые воды, примыкающие к их побережью, как на «исторические воды». «Историческими водами» могут быть воды заливов, бухт, губ, лиманов, проливов и даже морей. Основаниями для объявления вод историческими является осуществление власти государства над этими водами, осуществление такой власти в течение длительного времени, международное признание, географическое положение вод и их конфигурация, экономическое и оборонное значение этих вод для государства10.
Таким образом, можно прийти к выводу о том, что «историческими водами» являются не только заливы в их географическом понимании, но и бухты, губы, лиманы11, проливы и моря.
Международный пролив - это естественный морской проход, соединяющий районы одного и того же моря или моря и океаны между собой. Конвенция ООН по морскому праву 1982 года установила следующие виды проливов, используемых для международного судоходства: проливы между одной частью открытого моря или экономической зоны, в которых любые суда пользуются правом беспрепятственного транзитного прохода в целях непрерывного и быстрого прохода или пролета через пролив; проливы между островом и континентальной частью прибрежного государства, в которых применяется право мирного прохода как для транзита, так и для захода в территориальное море и внутренние воды; проливы между одним районом открытого моря и территориальным морем государства, в которых также применяется право мирного прохода; проливы, правовой режим в которых регулируется специальными международными соглашениями (Черноморские проливы, Балтийские проливы и т.д.).
Море является частью Мирового океана, окруженной сушей или подъемами подводного рельефа. Некоторые моря являются частью другого моря (например, Эгейское море -часть Средиземного). По степени обособленности и особенностям гидрологического ре-
10 Юридический энциклопедический словарь. М. : ИН-ФРА-М, 1997. С. 150.
11 Подробнее об этих пространствах см.: Аверочкіна Т.В. Історичні затоки як вид внутрішніх морських вод держави // Митна справа. 2010. № 4. С. 88-93.
жима моря подразделяются на группы: внутренние, окраинные и межостровные моря. По своему географическому положению внутренние моря иногда разделяют на межматерико-вые и внутриматериковые.
С геологической точки зрения, современные моря являются молодыми образованиями: все они определились в границах, близких к современным, в палеоген-неогеновое время, и окончательно оформились в антропогене. Наиболее глубокие моря образовались в местах крупных разломов земной коры (например, Средиземное море). Мелкие моря возникли при затоплении водами Мирового океана окраинных частей материков при их опускании или при повышении уровня океана и располагаются обычно на материковой отмели.
Таким образом, проведенное исследование показало, что международное морское право до сих пор не содержит определений понятий «исторические воды» и «исторический залив», не предусматривает оснований для объявления государствами своих прав на
эти пространства. Это обусловливает необходимость разработки и принятия международных договорных норм и, на их основе, национального законодательства. Кроме того, возможно заключение отдельных международных соглашений в отношении каждого такого пространства, что, возможно, не будет достаточно корректным с точки зрения того, что исторические воды - это внутренние морские воды государства, в которых действует национальное законодательство и другие государства не могут вмешиваться в национальную юрисдикцию прибрежного государства. Однако особенность этих пространств и необходимость подтверждения их особого статуса другими государствами (молчаливого или с помощью определенных заявлений) обусловливает и возможность заключения международных соглашений относительно определения их правового статуса и режима деятельности в них. Вполне возможно, что заключение таких соглашений положит конец военным столкновениям и эскалации конфликтов вокруг «исторических вод».