Научная статья на тему 'Исторические прототипы современных шоу'

Исторические прототипы современных шоу Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
405
105
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ШОУ / ПСЕВДОКООМУНИКАЦИЯ / ЗРЕЛИЩА / АНТИЧНОСТЬ

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Стаметов В. В.

В статье описываются исторические прототипы современных шоу-технологий во времена античности и средневековья. Рассматриваются периоды античной Греции, имперского Рима и раннего средневековья. Описываются исторические прототипы шоу, этика отношения к шоу технологиям, конкретные случаи применения шоу-технологии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

HISTORICAL PROTOTYPES OF THE MODERN SHOW

This article describes the historical prototypes of the modern show technologies in ancient times and the Middle Ages. Considered periods of ancient Greece, imperial Rome and the early Middle Ages. Describes the historical prototypes show ethics relationship to technology show specific instances of technology show.

Текст научной работы на тему «Исторические прототипы современных шоу»

Стаметов В. В.

к. с. н.

Тамбовский филиал РАНХиГС ИСТОРИЧЕСКИЕ ПРОТОТИПЫ СОВРЕМЕННЫХ ШОУ

Аннотация: В статье описываются исторические прототипы современных шоу-технологий во времена античности и средневековья. Рассматриваются периоды античной Греции, имперского Рима и раннего средневековья. Описываются исторические прототипы шоу, этика отношения к шоу технологиям, конкретные случаи применения шоу-технологии.

Ключевые слова: Шоу, псевдокоомуникация, зрелища, античность.

Stamatov V. V.

Tambov branch of the Russian Academy for state service of the President of the Russian Federation HISTORICAL PROTOTYPES OF THE MODERN SHOW

Abstract: This article describes the historical prototypes of the modem show technologies in ancient times and the Middle Ages. Considered periods of ancient Greece, imperial Rome and the early Middle Ages. Describes the historical prototypes show ethics relationship to technology show specific instances of technology show.

Key words: Shaw pseudocommunication, spectacle, antiquity.

Роль современных шоу в общественной жизни можно выразить через позиционирование своеобразной рекламы коллективизма или же как попытку внушить критически большому числу людей рецепт избавления от страданий рефлексии и просто самостоятельных размышлений через участие в массовом зрелище в толпе. Однако, любое современное шоу имеет свои исторические прототипы. Попытке отследить стартовые прототипы шоу-технологий будет посвящена эта статья.

Первые образцы чего-то явно похожего на современные шоу можно обнаружить лишь в период античности. Элементы такого шоу легко увидеть в традиции триумфов римских военачальников и императоров, в организации Олимпийских игр, огосударствленных религиозных праздников (например, Сатурналии) и др.

Именно в греческих городах-полисах возникает осознание эффективности идеи тайного воздействия на массовое сознание, а вместе с этим и первые попытки её оформления и реализации. Уже по произведениям Светония, Плутарха, Тацита, Тита Ливия [1] мы знаем множество примеров античных «шоу» (по меньшей мере, их исторических прототипов): триумф наиболее удачливых полководцев, многие элементы шоу в античных выборах, даже в искусстве классические трагедии используют элементы шоу. Наследие античных риторов Гортензия, Демосфена, античных софистов [2], о которых мы знаем не только по «Диалогам» Платона [3], но и по их собственным сочинениям, показывают, как мощно использовались элементы шоу в публичном выступлении. Они отличались не только красноречием ораторов, но и специфической подготовкой и места публичной речи, и публики, и, естественно, самих ораторов для производства жестко запрограммированного впечатления.

Наиболее ярко элементы шоу проявляются в эпоху греческих городов-полисов в речах софистов. Необходимо отметить, что само появление и развитие софистики было обусловлено логикой развития господствующей государственной системы. В то время добиться социального успеха можно было, лишь овладев искусством красноречия. Здесь софисты выходят на первый план, в их выступлениях перед публикой идея шоу проявляется наиболее ярко.

Характерными приемами софистики являлись: вырывание событий из их связи с другими событиями, применение закономерностей одной группы явлений к явлениям другой группы. Исходя из высказываний Протагора: «В самом деле, я утверждаю, что истина такова, как я ее описал» [4], софизм можно определить как «любое умозаключение, выдаваемое за правильное», где основная цель - изменить мнение слушателя.

В то же время надо отметить, что в V веке до н. э. деятельность софистов была прогрессивна и отвечала потребностям демократического общества, в котором убеждение масс, влияние на них играло важную роль.

Однако не все мыслители античной Греции придерживались подобных взглядов на шоу. Сократ, к примеру, занимал прямо противоположную позицию, полностью отвергая идеи влияния на сознание. Более того, Сократ считал подобное влияние злом, ведь «всякий, кто стремится править всеми людьми государства, стремится тем самым к подобной власти над ними - тиранической - и является никем иным, как тираном»

[5].

Не менее яркая фигура древнегреческой философии - Аристотель. Его можно смело назвать систематизатором античного знания, его работы охватывают практически все области античного знания.

Не вдаваясь в излишне подробное описание идей и работ Аристотеля, отметим его главные позиции по отношению к шоу:

- возможное формирование в сознании зрителя образов - весьма эффективное орудие манипуляции; [6]

- изучение психики человека, необходимо и оправдывается хотя бы тем, что, совершая благоразумные поступки человек становится благоразумным. Другими словами, изучая человека, можно разработать и обучиться методам «антишоу»;

- риторика - основной метод искусственного моделирования псевдокоммуникации в эпоху античности, и её цель - прагматическое убеждение;

- массовые зрелища возникают, по Аристотелю, одновременно из сути политической власти и из стремления людей иметь возможно более праздников, где можно на время отвлечься от обыденности.

Очень плодотворной в плане развития и совершенствования структурных элементов шоу оказалась римская цивилизация. Именно на этом историческом этапе происходит качественный скачек в развитии шоу. Здесь не только продолжается линия шоу, заданная в Греции (риторика, лингвистическое воздействие на слушателя), но зарождаются такие технологии формирования отдельных этапов шоу, которые используются на современном телевидении для искусственного моделирования псевдокоммуникации. Со времен Гая Юлия Цезаря начинается осознанная работа над структурой шоу. Именно здесь впервые довольно ярко проявляется комплексный подход к шоу как к массовой псевдокоммуникации со всеми ее современными функциями (управленческая, иллюзорно-компенсаторная и др.). Внимание уделялось так же и организации самой структуры шоу, «чтобы ожидание было напряженней, он готовил угощение не только у мясников, которых нанял, но и у себя на дому [7].» Эта цитата доказывает, как минимум, сознательную организацию одного из этапов современного шоу, который в теории «психоворота» И. Федорова [8] носит название «предварительный разогрев». Так же проводятся работы с «клакерами» и зрителями: при организации шоу определяется их посадка, разделение их на группы по статусу, роду занятий, возрасту и полу (на некоторые зрелища женщины не допускались вовсе).

В дни зрелищ расставлялись по Риму караулы, чтобы уберечь обезлюдевший город от грабителей, - для того, чтобы каждый имел возможность без опасения прийти на шоу. Происходит поиск новых типов шоу (шоу карликов, морские сражения, показ экзотических зверей, «реконструкция» великих, значимых для государства исторических сражений, гонки на колесницах, гладиаторские бои во всем их многообразии, театральные зрелища, официальные выступления и др.). Здесь зарождается очень важный момент в организации шоу - в структуре шоу оформляется роль ведущего - распорядителя шоу, через которого транслируется главная задача [7].

Таким образом, уже в античности можно выделить базовые черты шоу-технологий: возникновение замкнутой касты довольно циничных организаторов массовых зрелищ, освоение механизма психического «разогрева зрителей» перед кульминацией, использование музыки, цветовой гаммы, апелляция к сверхъестественному, героизации центральных персонажей, постоянный поиск новых видов суггестивных воздействий на толпу.

В эпоху средневековья, безусловно, унаследовавшей весь исторический опыт моделирования массовых псевдокоммуникаций предыдущих эпох, дается новый толчок развития методам НЛП. В борьбе за влияние церкви миссионеры проповедуют принцип «человека надо заставлять верить». Согласно многим теологам того времени (Фома Аквинский, Абеляр, Августин Блаженный, Ансельм Кентерберийский и др. [10]), разум должен уступить место чистой вере. К примеру, Фома Аквинский говорит, что через чувственные сферы восприятия в человеческой психике происходят изменения. Определяющая роль в таких процессах, по мнению мыслителя, принадлежит именно Богу [10].

Апелляция к неоспоримому авторитету, каким мог выступать Папа или Бог, является одной из характерных черт средневековых шоу. Примером могут выступать речи католических церковных лидеров при организации крестовых походов.

Если в современных шоу на этапе «якорения» модели необходимого для организаторов шоу поведения закрепляются в символах социально успешного поведения, то в средневековье такие модели фиксируются в символах прощения, отпущения грехов церковью от имени Бога, в обещаниях индульгенции. В своей речи приуроченной ко дню Святого Мартина в 1095 году, Папа, Урбан II обращаясь к слушателям, говорит: «Если кто, отправившись туда (крестовый поход), окончит свое житие, пораженный смертью, будь то на сухом пути, или на море, или в сражении против язычников, отныне да отпускаются ему грехи. Я обещаю это тем, кто пойдет в поход, ибо наделен такой властью самим Господом». Здесь происходит своеобразное сочетание всех известных на то время методов манипулирования.

Стоит упомянуть и о характерных практически для всех средневековых «проповедников» чертах личности, так как они, по мнению автора, являются неотъемлемой частью шоу, и напрямую ответственны за создание шоу-эффекта. Именно они выступают по отношению к внушаемой толпе как репродукторы ответственного за организацию шоу социального института, и любая, даже косвенная информация о них может служить для более четкого представления структуры шоу в ее исторической ретроспективе.

Возможным доказательством существования такого, неофициального, но довольно мощного социального института, занимающегося организацией шоу в эпоху средневековья, может служить биографические данные проповедника Фулька де Нейи. Этот человек, выходец из простого народа, без образования начал свой путь как не особенно талантливый священник. Он вел довольно разгульную и порочную жизнь, но внезапно изменился и стал ревностно относиться к своим обязанностям. Отправившись в Парижский университет, он изучал теологию под руководством Петра Песнопевца, стал магистром и вернулся проповедовать. Однако, вернувшись к проповедям, он сталкивался с теми же проблемами что и

прежде. И вдруг все изменилось и ему «явился дар проникать в души» [10], «его слова, как острые стрелы пронзали сердца грешников, исторгая из них слезы раскаяния», - писал его современник Рауль Коггесхолл. Несколько раз по приглашению Петра Песнопевца люди приходили в церковь Сен-Северен слушать кюре из Нейи, ставшего самым великим проповедником своего времени. Он проповедовал не только в Нейи и Париже, но и во Фландрии, Брабанте, Нормандии, Пикардии, Шампани, Бургундии. По обычаю того времени, он проповедовал на публичных площадях, на перекрестках дорог, собирая вокруг себя большие толпы, как некогда Петр Отшельник. Он имел успех как у народа, так и у образованных людей. «Бог в своем милосердии избрал этого священника как звезду в ночи, как дождь во время засухи, чтобы взрастить свой виноградник», - писал о нем епископ Аккры Жак де Витри, который сам был знаменитым проповедником.

Отметим, в заключение, главное

- в эпоху античности происходит осознание мощности эффективности воздействия шоу, складывается вполне определенный интерес к нему со стороны государства;

- в период древней Греции основным направлением развития шоу является риторика (искусство красноречия и публичного выступления в целом);

- феномен шоу оценивается мыслителями древности неоднозначно, выделяются позиции как поддерживающие шоу, как элемент государственного управления (софисты, Платон), осуждающие подобные методы воздействия и тайного принуждения (Сократ, стоики), так и находящиеся в позиции относительного нейтралитета (Аристотель);

- уже в эту эпоху формируются, пусть и на зачаточном уровне, элементы, которые встречаются в современной структуре шоу;

- даже на таком, довольно непрофессиональном уровне, степень эффективности шоу как средства манипулирования массовым сознанием путем искусственного построения псевдокоммуникации, довольно высок.

Список литературы

1. Публий Корнелий Тацит. Анналы. История. М., 2005

2. Современный словарь-справочник: Античный мир. Сост. М. И. Умнов. М., 2000;

3. См.: Платон. Диалоги. М., 2000.

4. Антология мировой философии в 4-ех Т. М.1969. Т. 1. ч.1. С.317.

5. Философская энциклопедия. М., 1970. Т.5.

6. См.: Аристотель, Поэтика, Риторика. СПБ., 2000.

7. Гай Светоний Транквилл. Жизнь двенадцати цезарей М., 1993.

8. Федоров И. А. Пролегомены социологии духовыных коммуникаций. СПб, 2007. - 312 с.

9. ШтокмарВ. В. История Англии в средние века. СПб., 2001.

10. См.: Перну Р. Крестоносцы.\ Пер с франц.: Карачинский А. Ю. и Малинин Ю. П. СПб., 2001.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.