Научная статья на тему 'Исторические предпосылки возникновения и развития пенитенциарной социальной работы в России'

Исторические предпосылки возникновения и развития пенитенциарной социальной работы в России Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
3087
380
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕНИТЕНЦИАРНАЯ СИСТЕМА / ПЕНИТЕНЦИАРНАЯ СОЦИАЛЬНАЯ РАБОТА / УГОЛОВНОИСПОЛНИТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА / ПЕНИТЕНЦИАРНАЯ ПОЛИТИКА / ИСТОРИЯ ПЕНИТЕНЦИАРНОЙ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ / РЕСОЦИАЛИЗАЦИЯ ОСУЖДЁННЫХ / PENITENTIARY ACTIVITY(POLICY) / PENITENTIARY SYSTEM / SOCIAL ACTIVITY / HISTORY OF PENITENTIARY / CRIMINAL AND EXECUTIVE SYSTEM / RESOCIALIZATION OF CONVICTS

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Тюрикова Г. Н., Филатова О. В., Прошкина И. В., Гнездилова И. Ю.

В статье рассматривается история становления и развития социальной работы в пенитенциарной системе России. Основные этапы становления и развития российской пенитенциарной политики. Реформирование уголовно-исполнительной системы в истории России. Становление института пенитенциарной социальной работы. Современная профессия специалиста по социальной работе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Тюрикова Г. Н., Филатова О. В., Прошкина И. В., Гнездилова И. Ю.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOME HISTORICAL REASONS OF THE BEGINNINGS AND DEVELOPMENT OF THE PENITENTIARY SOCIAL ACTIVITY IN RUSSIA

The Article deals with the problems of history of becoming and development of social activity in the penitentiary system in Russia. The principal stages of becoming and development of russian penitentiary activity, the problem of reformation of criminal and executive system in Russia, The matlen of activity of specialists, working in social educational and penitentiary, Institutions nowadays are fi xed in the Article.

Текст научной работы на тему «Исторические предпосылки возникновения и развития пенитенциарной социальной работы в России»

с

Г.Н. ТЮРИКОВА

кандидат педагогических наук, доцент кафедры теории и истории социальной педагогики и социальной работы Орловского государственного университета Е-mail: juliatyurikova@mail.ru Тел. 8 906 660 02 98

О.В. ФИЛАТОВА

кандидат педагогических наук, доцент кафедры теории и истории социальной педагогики и социальной работы Орловского государственного университета Е-mail: ovfilatova@mail.ru Тел. 8 920 816 32 13

И.В. ПРОШКИНА

кандидат педагогических наук, доцент кафедры теории и истории социальной педагогики и социальной работы Орловского государственного университета Е-mail: iv_proshkina@mail.ru Тел. 8 953 616 47 78

И.Ю. ГНЕЗДИЛОВА

соискатель кафедры теории и истории социальной педагогики и социальной работы Орловского государственного университета Е-mail: lady.gnezdilova@yandex.ru Тел. 8 903 637 66 13

^^^ПЕДАГОГИКАИПСИХОЛОГИЯ

ИСТОРИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ ВОЗНИКНОВЕНИЯ И РАЗВИТИЯ ПЕНИТЕНЦИАРНОЙ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ В РОССИИ

В статье рассматривается история становления и развития социальной работы в пенитенциарной системе России. Основные этапы становления и развития российской пенитенциарной политики. Реформирование уголовно-исполнительной системы в истории России. Становление института пенитенциарной социальной работы. Современная профессия специалиста по социальной работе.

Ключевые слова: пенитенциарная система, пенитенциарная социальная работа, уголовно-исполнительная система, пенитенциарная политика, история пенитенциарной социальной работы, ресо-циализация осуждённых.

Понятие «пенитенциарная система» происходит от латинского «роепйепйа» - раскаяние и включает в себя систему правовых норм, исполнительных органов и учреждений, организующих отбывание уголовного наказания лиц, приговоренных судом к лишению свободы.

Исправительная (пенитенциарная) система является важной составной частью уголовной политики, которая уже напрямую связана с общегосударственной национальной политикой. По тому, как организована в данный момент уголовно-исполнительная система, каковы режим и условия содержания заключенных в исправительных колониях, можно с уверенностью говорить о политическом и экономическом состоянии данной страны и уровне ее цивилизованности.

На протяжении всей истории становления и развития пенитенциарная система России неоднократно подвергалась реформированию.

Первая пенитенциарная реформа в России была проведена в 1787 г. во времена правления Екатерины II. В проекте четко было определено разделение тюрем: 1) подстражная тюрьма - для предварительно заключенных в целях воспрепятствовать или уклониться от следствия и суда; 2) приговоренная тюрьма, которая предназначалась для раздельного содержания приговоренных к срочному тюремному заключению и приговоренных к ссылке; 3) тюрьма для осужденных, которая состояла из трех специальных подразделений - для приговоренных к смерти, для приговоренных к вечному заключению и для приговоренных к каторге.

© Г.Н. Тюрикова, О.В. Филатова, И.В. Прошкина, И.Ю. Гнездилова

УЧЕНЫЕ ЗАПИСКИ

В первой половине 60-х годов Х1Х в. при Министерстве внутренних дел России функционировало несколько комиссий для реорганизации уголовно-исполнительной системы. Главной задачей реформ стало создание единой четкой системы управления местами заключения, организация четкого взаимодействия между центральным управлением и пенитенциарными учреждениями на местах. В 1879 г. по европейскому образцу было образовано главное тюремное управление и создана первая тюремная инспекция [8,с.50]. Она занималась разработкой проектов нормативно-правовых актов, проводила ревизии тюремных учреждений и ревизовала их деятельность [7, с.32].

Социально-экономические реформы, начавшиеся во второй половине Х1Х в., предопределили начало реформ в области уголовного законодательства и уголовного судопроизводства; была разработана и проведена реформа в области исполнения наказаний.

В конце Х1Х в. были упразднены смирительные работные дома, арестантские роты и долговые тюрьмы как не отвечающие новым условиям развития общества. В пенитенциарной системе главное место заняли крупные тюрьмы (централы), находившиеся в центральном подчинении.

Таким образом, истоки гуманизации пенитенциарной системы России прослеживаются уже во второй половине XIX века и проявляются в снижении риска произвола тюремной администрации по отношению к заключенным.

Структура российской пенитенциарной политики как динамично развивающейся системы, элементы которой находятся в различных сочетаниях, дает основание говорить, по крайней мере о трех ее уровнях: нормативном, институциональном, отраслевом. Предметом исследования пенитенциарной политики выступают представления о методологических средствах формирования пенитенциарной системы, и этот факт предполагает их изучение как по действующему законодательству, так и в историческом контексте.

Таким образом, обозначена четкая граница между карательными и исправительными мерами в реализации пенитенциарной политики во второй половине Х1Х - начале ХХ в., установлен совершенно новый комплекс норм права, в которых изложено содержание правил об арестантах отряда исправляющихся.

Изменение целевых установок пенитенциарной политики связано с системно-структурной реорганизацией уголовно-пенитенциарного законодательства. Тем самым существенно дополняется и изменяется система пенитенциарно-педагогического воздействия на арестантов.

В целях осуществления контроля за деятельностью тюремных учреждений на местах Законом от 21 марта 1890 г. в некоторых местностях были учреждены губернские тюремные инспекции. На них возлагались функции разработки проектов законодательных актов, проведения ревизий местных тюремных учреждений и руководство их деятельностью.

В целях усиления контрольных функций, совершенствования управления местами заключения был учрежден новый коллегиальный орган - Совет по тюремным делам, на заседания которого выносились вопросы тюремного устройства, исполнения общих смет доходов и расходов по тюремной части, улучшения тюремного хозяйства и другие.

Кроме того, определенные функции по формированию новой тюремной системы были возложены на Государственный совет.

Таким образом, во второй половине Х1Х-начале XX в. российское тюремное ведомство вступило на качественно новый уровень своего развития. В результате предпринятых мер, затронувших не только деятельность центрального тюремного аппарата, но и местных органов исполнения наказаний, тюремная система царской России стала представлять собой сложный комплекс государственно-правовых учреждений с определенным правовым статусом и организационно-управленческой структурой, деятельность которых всецело была направлена на реализацию установленной законом исполнительной функции [6, с.54].

Рассматриваемый исторический период можно охарактеризовать как первый (начальный), связанный с привлечением осужденных к труду, а вместе с тем и частичной реализацией идей воспитательного характера_пенитенциарной системы. Примером может являться открытие в Санкт-Петербурге в 1819 г. "Общества попечительного о тюрьмах", перед которым стояли задачи нравственного исправления преступников и улучшения содержания заключенных. Началом второго этапа зарождения пенитенциарного производства в России можно считать первую четверть Х1Х в., когда в механизме пенитенциарной политики государства появляется институт арестантских исправительных рот, целью создания которых являлось удешевление устройства губернских городов и исключение затрат на отправку арестантов в Сибирь.

Таким образом, можно отметить, что зародившееся в отечественной пенитенциарной практике более 300 лет назад привлечение осужденных к труду можно разделить на два основных исторических периода, характеризующихся, во-первых, организационными основами и управленческими механиз-

^^^^^ЕДАГОГИКАИПСИХОЛОГИЯ

мами привлечения осужденных к труду; во-вторых, состоянием разработанности правовой базы производственного процесса в уголовно-исполнительной системе; в-третьих, различающихся по предполагаемым результатам от привлечения осужденных к труду после отбытия ими наказания в виде лишения свободы; в-четвертых, по глубине и всесторонности научного изучения рассмотренных выше вопросов.

I период (начало ХУШ в. - первая четверть Х1Х в.) связан с началом использования осужденных в целях экономического и политического развития государства. Этот же период отмечен отсутствием собственной производственной и законодательной базы привлечения осужденных к труду, равно как и отсутствием научных исследований этого процесса. В организации и управлении данным процессом используются общие, известные на тот период принципы, применяемые в других сферах государственной деятельности. Конец указанного периода отмечен спадом интенсивности и некоторой либерализацией арестантского труда в связи с развитием либеральных взглядов Запада.

II период (первая четверть Х1Х в. - 1917 г.) -создание в Российской империи сначала фрагментарной, а затем единой законодательной базы привлечения осужденных к труду, регламентирующей, как правило, производственную деятельность в рамках отдельных исправительных учреждений, с одновременным появлением воспитательной компоненты труда осужденных [11, с.45].

Тесная связь между элементами тюремного режима стала приобретать закономерный характер. Об этом можно судить по введению Общества попечительного о тюрьмах (1819г.). Оно обеспечивало выполнение функций, направленных на динамичное развитие тюремной системы, улучшение участи заключенных.

Вводимый элемент - «попечение» об арестантах - в систему пенитенциарного воздействия на осужденных выполняет по крайней мере три важные функции: во-первых, устанавливаются средства пенитенциарного воздействия на осужденных; во-вторых, индивидуализируются правила изоляции арестантов, охраны, надзора за ними; в-третьих, комплексное применение средств пенитенциарного воздействия на осужденных. Так, в соединении различных элементов воспитательного воздействия на арестантов формируется юридическая конструкция пенитенциарно-педагогической деятельности в местах лишения свободы.

Особенность этого периода пенитенциарной политики состоит в том, что он характеризуется малым проявлением заботы об исправлении арестантов путем привлечения их к труду, применения

к ним тюремного режима. Благотворительность без применения принуждения, с одной стороны, и произвол тюремной администрации, с другой, не достигали пенитенциарного результата, не разрешали противоречий пенитенциарной политики. Так, например, исполнение вступившего в силу судебного приговора о наказаниях до середины XIX в. означало направление осужденного к лишению свободы в то или иное исправительное учреждение и изоляцию его там от общества в течение установленного судом срока, что осуществлялось в форме возмездия и устрашения. Первичная форма восстановления и защиты права была грубой, жестокой, безжалостной по отношению к осужденному. Для изменения порядка и условий отбывания наказания необходима гуманизация процесса исправления осужденных. Как известно, период возмездия и устрашения в пенитенциарной политике государства в прошлом в условиях «кулачного права» исключал такую возможность, поскольку преднамеренное и демонстративное причинение кому-либо вреда было целью пенитенциарной политики.

Анализ прежней тюремной системы привел законодателя к мысли, что новый период в исполнении наказаний может быть исключительно пенитенциарным (исправительным). Пенитенциарно-педагогический характер исполнения наказания есть важнейшая черта уголовно-политического периода в истории тюремного заключения. Его цель состояла в обеспечении безопасности общества, ресоциализации преступников, подготовке их к жизни в свободном обществе. Правовое регулирование исполнения наказаний направлено на юридическое и нравственное исправление преступника, на достижение целей уголовного наказания. Как известно, наказание, прежде всего, носило характер мести - сначала частной, затем публичной, государственной. Сознание того, что наказанием может быть лишение свободы на более или менее продолжительный срок времени, еще не успело укрепиться в умах людей [1, с.30].

Развитие юридической науки намного опережало политические, экономические и социальные реалии. В результате активной исследовательской деятельности, органичного использования достижений мировой и отечественной правовой мысли российской пенитенциарной наукой в начале XX в. были сформулированы принципы карательной политики империи, а именно:

• определяемые законодателем и судом наказания должны быть в достаточной мере репрессивны, то есть причинять преступнику страдания, способные оказать должное противодействие стремлению к совершению повторного преступления;

• наказания по своему характеру и размерам не

УЧЕНЫЕ ЗАПИСКИ

должны причинять преступнику страданий, помимо необходимых, для предупреждения повторных преступлений;

• карательная деятельность по возможности не должна затрагивать лиц, так или иначе связанных с преступником;

• карательная деятельность должна облекаться в формы, вполне отвечающие условиям нравственного прогресса общества [5, с.34].

К началу XX в. в России уже сложилась система регулирования вопросов, связанных с назначением и исполнением уголовных наказаний, в том числе и в отношении несовершеннолетних преступников. Обращает на себя внимание то обстоятельство, что в нормах уголовного права регулируются вопросы, связанные с воздействием на несовершеннолетних, совершивших общественно опасные деяния, которые не подвергаются уголовному наказанию в силу своего небольшого возраста. Это очень важный момент, требующий внимания современного российского законодателя. Здесь уже проглядываются попытки государства выделить вопросы предупреждения преступности среди несовершеннолетних. Однако в стройную систему эти попытки так и не выльются, хотя в некоторых аспектах государство действует достаточно последовательно, выделяя несовершеннолетних преступников в качестве особой категории отбывающих наказания.

Особо следует подчеркнуть, что Положением о воспитательно-исправительных заведениях для несовершеннолетних регулировалось не только и даже не столько лишение свободы за совершение общественно опасных деяний, сколько вопросы воспитательного характера, и, соответственно, предусматривалось содержание в этих заведениях достаточно широких групп несовершеннолетних.

Какпредставляется, деятельность воспитательно-исправительных заведений заслуживает внимания в части использования положительного опыта для организации воспитательной работы с несовершеннолетними правонарушителями в настоящее время [10, с.20].

В послереволюционный период, в 20-х годах XX в., упоминание о деятельности пенитенциарных учреждений в официальной прессе исчезает. Во многом это было обусловлено переходом страны к форсированной индустриализации и коллективизации и особой ролью советской пенитенциарной системы в ходе реализации поставленных народнохозяйственных задач. В этих условиях возникло главное управление исправительно-трудовых лагерей, возглавившее организацию принудительного труда осужденных на длительные сроки лишения свободы на важнейших объектах индустриализации.

С середины 30-х годов XX в. научное изучение проблем системы исполнения наказаний в системе народного комиссариата внутренних дел (НКВД) в основном было засекречено. Гораздо безопаснее было изучать тюремную историю дооктябрьского периода.

С начала 60-х годов XX в. начинаются серьезные изменения в социальной политике государства, что положительно отразилось и на уголовно-исполнительной системе. Принимается Кодекс законов о труде РСФСР (1971), Конституция СССР (1977), ряд законов и подзаконных актов о различных видах гарантий, льгот и компенсаций сотрудникам системы исполнения наказаний. Однако затратная мобилизационная экономика к концу 80-х годов XX в. приводит к общему снижению уровня жизни населения. Начинается новый этап реформирования социальной системы. В 1991 г. был принят закон РФ «О милиции», ст. 27-29 которого распространялись на сотрудников исправительно-трудовых учреждений, следственных изоляторов, лечебно-трудовых профилакториев.

В настоящее время современная уголовно-исполнительная система является многофункциональной, так как не только исполняет наказания в виде лишения свободы без изоляции от общества, но и организует привлечение осужденных к труду, осуществляет общую и профессиональную подготовку специалистов, проводит санитарно-профилактическую работу и лечение осужденных, занимается оперативно-розыскной деятельностью, принимает участие в социальной работе с осужденными и контроле за их поведением.

Реформирование уголовно-исполнительной системы позволило укрепить правопорядок в местах лишения свободы, достичь динамичного снижения уровня преступности и количества нарушений режима в исправительных учреждениях, уменьшить традиционную конфронтацию между персоналом уголовно-исполнительной системы и осужденными, улучшить микроклимат в коллективах сотрудников. Наиболее сложное положение сложилось в следственных изоляторах и тюрьмах, материально-техническая база которых десятилетиями практически не обновлялась. Следственные изоляторы и тюрьмы переполнены, в более 65% этих учреждений на 1 человека приходится по 0,5 м2 площади в камере при установленной законодательством Российской Федерации норме 4 м2. Условия содержания осужденных и подследственных в следственных изоляторах и тюрьмах унижают человеческое достоинство, причиняют физические и нравственные страдания, нарушают права человека на охрану здоровья и личную безопасность. Постоянное пере-

___-з-^=====Т^у^|ПЕПАГОГИКА

полнение камер неизбежно влечет за собой распространение инфекционных заболеваний, в первую очередь туберкулеза легких - болезни, ставшей уже общенациональной проблемой.

По мнению российских ученых-пенитенциа-ристов, необходимо построение новой системы, ориентирующейся в своей деятельности в первую очередь на нравственно-гуманистические принципы по отношению к заключенным. Опыт зарубежных стран наглядно это показывает: в странах, где соблюдаются права человека, где система ориентирована на исправление, а не на наказание, наиболее низок процент рецидивной преступности и общий уровень преступности в обществе. В качестве примера можно привести такие страны, как Швеция, Норвегия, Швейцария, Дания. [2, с.34].

Россия как правопреемник СССР взяла на себя обязательства по выполнению международных договоров, конвенций и соглашений, ратифицированных Советским Союзом. Она вступила в Совет Европы. В этой связи Российская Федерация должна выполнять международные обязательства, вытекающие из международных актов о правах человека и гражданина, которые не допускают каких-либо отступлений от них как в законодательстве, так и в деятельности государственных органов, провозглашая их приоритет.

Основываясь на рекомендациях международно-правовых актов Европейских пенитенциарных правил, Уголовно-исполнительным кодексом закреплены следующие принципы: законность, гуманизм, демократизм, равенство осужденных перед законом, дифференциация и индивидуализация исполнения наказаний, рациональное применение принудительных средств и стимулирование право-послушного поведения, соединение наказания с исправительным воздействием.

Принцип гуманизма пронизывает все содержание Уголовно-исполнительного кодекса РФ. Он выражается прежде всего в тех целях, которые ставит перед собой государство при исполнении наказаний - исправлении осужденного, формировании у него правопослушного поведения, уважительного отношения к личности человека, к труду и его_ре-зультатам, правилам и традициям человеческого поведения и другим социальным ценностям.

В конце XX столетия на фоне происходящих социальных реформ России возникает необходимость становления института социальной работы в России, появляется профессия специалиста по социальной работе.

Понятие «социальная работа» стало привычным и вошло в теоретические изыскания ученых и педагогическую практику.

Социальную работу можно конкретизировать как профессиональную и общественную деятельность государственных, общественных, частных организаций, специалистов и активистов, направленную на решение социальных проблем индивидуумов и групп общества. По мнению Е.В. Ханжина, термин «социальная работа» понимается в более узком смысле как профессиональная деятельность, которая помогает людям определять личные, социальные и ситуативные трудности, влияющие на них, а также преодолевать эти трудности посредством поддержки, защиты, коррекции и реабилитации [3, с.120].

Профессия социального работника имеет различные формы и названия, известна в разные исторические эпохи и культуры. Первые программы подготовки социальных работников появились в конце XIX века в Амстердаме, Берлине, Лондоне. Это означало переход социальной работы на профессиональный уровень, когда в постановке социального диагноза и выбора методов и средств социальной работы следуют научно обоснованным профессиональным подходам. Сегодня можно говорить о том, что профессиональная социальная деятельность, цель которой состоит в поддержании жизнеобеспечения и социального функционирования личности, является пространством осуществления социальной работы [4, с. 196].

Наиболее интенсивное развитие социальной работы в России началось в 90-е годы XX в. На современном же этапе ее развития большое значение приобретает разработка теоретических основ деятельности пенитенциарного социального работника.

На рубеже XIX-XX веков активно закладывались первоосновы социальной работы в пенитенциарных учреждениях России. Проявлялись они, прежде всего, в становлении социальных и педагогических методов работы с преступниками, в совершенствовании правовой базы их осуществления.

Таким образом, можно говорить о формировании пенитенциарной социальной работы как отдельного направления социальной работы в целом, основными субъектами которой являются специалисты по социальной работе с осужденными и другие сотрудники группы социальной защиты осужденных.

В качестве объектов пенитенциарной социальной работы выступают лица, осужденные к лишению свободы за совершение предусмотренных законом преступлений, нуждающиеся в посторонней помощи, попавшие в трудную жизненную ситуацию, из которой они самостоятельно выйти не могут. К ним относятся: инвалиды, престарелые, пенсионеры;

УЧЕНЫЕ ЗАПИСКИ

притесняемые, наркоманы, алкоголики; беременные женщины; женщины, имеющие детей малолетнего возраста; больные неизлечимыми и трудноизлечимыми заболеваниями; осужденные несовершеннолетние и молодежного возраста; осужденные, не имеющие постоянного места жительства; осужденные - воспитанники детских домов, сироты; осужденные, имеющие психические аномалии; осужденные, освобождающиеся из исправительного учреждения (ИУ) по различным основаниям, имеющие социальные проблемы в трудоустройстве, бы-тоустройстве и медико-социального характера.

Сущность социальной работы с осужденными в исправительном учреждении заключается в обеспечении социальной защиты, помощи, социальной поддержки, социального обеспечения и обслуживания нуждающихся в этом осужденных исправительного учреждения, то есть лиц, попавших в трудную жизненную ситуацию.

Социальная защита осужденных в исправительном учреждении - это система мероприятий, осуществляемых обществом и его различными структурами по обеспечению осужденным гарантированных минимально достаточных условий жизни, поддержанию жизнеобеспечения и деятельного существования. Это специальные меры, направленные на поддержание условий, достаточных для существования «слабых» социальных групп осужденных, отдельных личностей из их числа, испытывающих нужду в процессе своей жизнедеятельности и деятельного существования в местах лишения свободы.

Социальная работа с осужденными выполняет следующие функции.

• Оказание социальной помощи, поддержки и социальной защиты лицам, нуждающимся в этом в связи с тем, что самостоятельно подобные проблемы они решить не смогут;

• Обеспечение поддержки связей с внешним миром, оказание содействия в ресоциализации и социальной адаптации лиц, освобождающихся из исправительного учреждения;

• Восстановление социально-правового статуса гражданина РФ в соответствии с правовыми требованиями и полученными (обретенными) в исправительном учреждении документами;

• Недопущение проявления социальной напряженности в отношениях между осужденными и персоналом ИУ по причинам нерешения социальных вопросов;

• Возвращение человека, вставшего на путь криминального поведения, в русло нормальной социальной жизнедеятельности (реинтеграция в общество).

Существует специфика условий проведения социальной работы с осужденными в исправительных учреждениях. Она заключается в изоляции осужденных от общества, раздельном содержании мужчин и женщин, жестких правовых рамках организации жизнедеятельности, труда, взаимоотношений между персоналом и осужденными, наличии у граждан, осужденных к лишению свободы, своего статуса, прав, обязанностей и т.д.

Социальная работа в исправительном учреждении частично носит посреднический характер, так как в период пребывания человека в местах лишения свободы обеспечивает его связь с внешним миром, обществом, в которое он после отбытия наказания должен вернуться, имеет преимущественно информационно-разъяснительную направленность, направлена на те категории осужденных, которые нуждаются в социальной помощи, сами себе помочь не могут или не хотят, проводится в условиях ограниченного пространства (охраняемой территории) исправительного учреждения; проходит при противоборстве двух идеологий: с одной стороны, преступного мира, с другой - сил, строящих правовое государство и демократическое общество, пытающихся свести к минимуму преступные проявления [9, с.4].

Социальная работа с осужденными в исправительном учреждении опирается на ряд принципов, основными из которых являются гуманность, адресность, доступность, добровольность, конфиденциальность, профилактическая направленность, опора на собственные силы клиента, стимулирование осужденного, универсальность, толерантность.

Социальная работа в пенитенциарном учреждении использует целый спектр методов.

• Метод коммуникативной техники - основной способ профессиональной деятельности социального работника в обеспечении установления контактов и общения с клиентами. При этом имеют значение речь, манеры, стиль профессиональной деятельности.

• Техника вербальной и невербальной коммуникации. Вербальная коммуникация достигается с помощью речи. Невербальная коммуникация предполагает использование: жестов, мимики, визуального контакта; голоса, интонации и т.д.

• Социально-экономические методы: натуральная помощь; установление льгот, послаблений; организация обслуживания в бытовых вопросах осужденных инвалидов и престарелого возраста силами самих осужденных, состоящих в секциях социальной помощи; моральное поощрение.

• Организационно-распорядительные методы: регламентирование, нормирование, инструктирование.

^р^пЕДАгогакАипсихшогая

• Психолого-педагогические методы: индивидуальная, групповая, массовая социальной работы, формирования сознания личности, стимулирование, поощрение, убеждение.

Однако существующая теория и практика ис-

правления и ресоциализации осужденных требуют дальнейшего совершенствования, а содержание работы региональных служб пенитенциарных учреждений должны иметь выраженные социальные ориентации и прочную научную основу.

Библиографический список

1. Алексеев В.И. Историко-генетические связи элементов тюремного режима в контексте российской пенитенциарной политики в дореволюционный период. В.И. Алексеев, В.И. Попов // Уголовно-исполнительная система: право, экономика, управление. 2009. №2. С. 32.

2. Бережнова Н.Д. Предложения в Концепцию развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации 2009-2020гг. по организационно-правовому обеспечению функционирования психологических служб УИС РФ. Российский следователь. 2009. №20. С. 34-36.

3. Ветошкин С.А. Пенитенциарная педагогика в теории и практике: монография. Екатеринбург, 2004.

4. ГалагузоваМ.А. Социальная работа с осужденными: уч. пос. М.: МГСУ, 2002. 210 с.

5. Иванов А.А. Пенитенциарная политика и тюремные учреждения в России в пореформенный период (вторая половина XIX - начало XX в.). // Уголовно-исполнительная система: право, экономика, управление. 2007. №2.

6. Кораблин К.К. Тюремная реформа в России во второй половине XIX-начале XX в века. Совершенствование системы административного управления и организации деятельности пенитенциарных учреждений в условиях социально-экономической и политической модернизации общества. // Юридический мир. 2009. №8. С.54-57.

7. Лачина В. О. Развитие пенитенциарной системы России во второй половине XIX века. История государства и права. 2007. № 22.

8. Рыбников В.В. История создания и развития пенитенциарной системы в России. В.В. Рыбников, А.П. Некрасов // Юридическая психология. 2008. №1.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

9. Социальная работа с осужденными в ИУ [Текст]: учебное пособие. - Рязань: Академия права и управлении, 2007.

10. Трачук А.А. Пенитенциарная политика Российского государства в отношении несовершеннолетних в начале XX века. //Общество и право. 2008. №3.

11. Шлыков В.В. Становление и развитие производства пенитенциарных учреждений.// Уголовно-исполнительная система: право, экономика, управление. 2006. №5.

G.N. TURIKOVA, O.V.FILATOVA, I. V. PROSHKINA, I.U.GNEZDILOVA

SOME HISTORICAL REASONS OF THE BEGINNINGS AND DEVELOPMENT OF THE PENITENTIARY SOCIAL ACTIVITY IN RUSSIA

The Article deals with the problems of history of becoming and development of social activity in the penitentiary system in Russia. The principal stages of becoming and development of russian penitentiary activity, the problem of reformation of criminal and executive system in Russia, The matlen of activity of specialists, working in social educational and penitentiary, Institutions nowadays are fixed in the Article.

Key words: penitentiary system, penitentiary activity(policy), social activity, history of penitentiary, social activity, criminal and executive system, resocialization of convicts.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.