Научная статья на тему 'Исторические предпосылки возникновения дистанционного обучения'

Исторические предпосылки возникновения дистанционного обучения Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
385
145
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ / ИСТОРИЯ ПЕДАГОГИКИ / ИНФОРМАТИЗАЦИЯ ОБЩЕСТВА / TELETEACHING / PEDAGOGICS HISTORY / SOCIETY INFORMATIZATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Танеева Екатерина Шамильевна, Исаев Роман Анатольевич

Статья анализирует процессы развития педагогической мысли и конкретизирует предпосылки создания формы дистанционного обучения. Рассматривается сущность и значение педагогическо­го процесса, а также изменение ключевых функций преподавателя в процессе научно-техническо­го прогресса общества.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

This article analyzes developments ofpedagogical thought and concretizes preconditions of a teleteaching form creation. In article the substance and value ofpedagogical process is caused, change of key functions of the teacher during scientific and technical progress of society is also considered.

Текст научной работы на тему «Исторические предпосылки возникновения дистанционного обучения»

УДК 37.378.16

ИСТОРИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ

Танеева Екатерина Шамильевна, кандидат эконмических наук, зав. кафедрой технологии в сервисе и туризме, kate_t81@mail.ru,

Исаев Роман Анатольевич, преподаватель кафедры технологии в сервисе и туризме, forisaevra@ gmail.com,

ФГБОУ ВПО «Российский государственный университет туризма и сервиса», Москва, Российская федерация

This article analyzes developments ofpedagogical thought and concretizes preconditions of a teleteaching form creation. In article the substance and value ofpedagogical process is caused, change of key functions of the teacher during scientific and technical progress of society is also considered.

Статья анализирует процессы развития педагогической мысли и конкретизирует предпосылки создания формы дистанционного обучения. Рассматривается сущность и значение педагогического процесса, а также изменение ключевых функций преподавателя в процессе научно-технического прогресса общества.

Keywords: teleteaching, pedagogics history, society informatization

Ключевые слова: дистанционное обучение, история педагогики, информатизация общества

На современном этапе развития мирового сообщества вся человеческая деятельность тесно связана с информационными технологиями. Названные реалии тесно связаны с понятием информатизации общества, которое сегодня интегрировано почти во все отрасли народного хозяйства.

Сущность и значение информатизации связана с проводимыми политическими и техническими процессами в обществе, направленными на создание и развитие телекоммуникационной инфраструктуры, объединяющей различные информационные ресурсы.

Процесс информатизации является следствием развития человеческой деятельности в сфере информационных технологий. Под информатизацией понимаются трансформация способов производства в экономике, переход от индустриально развитого общества к постиндустриальному, где впервые уделяется роль интеллектуальному потенциалу человека как одному из ресурсов в процессе производства.

Ключевой момент указанного направления связан с накоплением и развитием человеческих идей и знаний, что как следствие отражается в создании инновационных продуктов или услуг. Необходимыми предпосылками для

реализации информатизации служат как материально-технические факторы, отражающие наличие ресурсов или оборудования, так и нематериальные факторы, к числу которых можно отнести уровень образования.

В качестве реализации образовательных функций все чаще используется форма дистанционного обучения. Данная форма образования выполняет роль современного катализатора знаний, сочетающий в себе традиционные методы образования с научно-техническими средствами передачи информации. По своему характеру дистанционное обучение является ответом на возросший спрос в области получения образования.

На сегодняшний день педагогический процесс представлен как синергия двух основных составляющих: обучения и воспитания. В ходе ретроспективного анализа в истории западной педагогики авторы рассмотрят изменяющийся характер роли педагога, которая принимает форму инновационного характера, создав новое направление в сфере образования и выбрав в качестве своей формы дистанционную технологию обучения.

Впервые воспитание как особый вид человеческой деятельности зародился в пер-

73

ИСТОРИЯ И СОЦИОЛОГИЯ

вобытном обществе. Первичной целью и задачами воспитания были подготовка отрока к практическому удовлетворению базовых потребностей и овладением навыками охоты, рыбной ловли, изготовления оружия и т. п. При этом у обучаемого происходило определенное формирование взглядов на мир, а также происходило овладение необходимыми коммуникационными навыками общения. Таким образом, человек адаптировался к окружающей его общественной и материальной жизни, используя модель поведения в подражании и собственной активности.

В ходе развития человечества постепенно изменялась роль воспитания, изменяя или дополняя различные свои составляющие элементы. В процессе эволюции человека возникает потребность в необходимости сохранения и передачи знаний, практического использования различных навыков появляется специально созданный социальный институт — школа, которая возникает в странах Древнего Востока за несколько тысячелетий до нашей эры.

Школа как социальный институт возникает в результате изобретения и развития различных видов письменности, что впоследствии будет классифицировано как первая волна научнотехнической революции. Традиционно началом истории школы принято считать пятое тысячелетие до н. э. На данном этапе развития в классическом понимании учителя несли задачу в подготовке детей и подростков для различных видов труда и развития навыков общения с другими участниками общества. Здесь необходимо указать, что первоначально понятия обучения и воспитания рассматривались как две различных составляющих в педагогике [1].

Впервые в древнем мире попытались теоретически обосновать процессы обучения и воспитания. Первым из педагогов, объединивших эти понятия, был известный китайский мудрец Конфуций, который первым в истории возвысил значение человека. Будучи учителем человечности, Конфуций рассматривал необходимость объединения воспитания и обучения в единую систему, и лишь спустя два тысячелетия данное обоснование находит свое место в российской педагогике.

Второй этап изменения роли преподавателя относят к древней Греции. Греция состояла из небольших городов-государств, с культурой которых тесно связано развитие школы, вос-

питание и педагогической мысли. Здесь развивалась наука философия, которая включала в себя различные отрасли знаний, именно тогда сложились различные воспитательные системы и получили развитие педагогические мысли.

Наиболее влиятельными государствами были Лакония с главным городом Спартой и Аттика во главе с Афинами. В них определились различные педагогические системы: спартанская и афинская [1].

Спартанское воспитание сложилось под влиянием двух основных факторов: природно-климатические и исторические условия. Данные факторы были в тесной взаимосвязи с исторической судьбой государства, находящегося в состоянии постоянных войн и обладающего огромным количеством рабов.

В качестве преподавателей в древней Греции выступали софисты, которые произносили образцовые речи и потом заставляли учеников, подражая им, произносить свои; нередки были диспуты. За свои занятия софисты брали плату, аудиторией для них могла стать любая улица или площадь. Проводимые таким образом занятия были первой формой высшего образования. Вершиной данной формы обучения станет метод Сократа.

По своей сути Сократ вел нищенский образ жизни, но не взымал платы с учеников. От его методики преподавания вошел в практику знаменитый сократовский метод обучения в школе — диспут. Сущность данного метода заключалась в нахождении истины посредством диалогового и строгого логического основания. Сократ также склонялся к идее объединения воспитания и обучения как к единственно верной форме обучения.

Позже во времена античной Греции некоторые мыслители приходят к идеям о возможности разделения воспитания и обучения, в результате данных преобразований начнется четкое разделение получаемых навыков при обучении.

В древней Спарте обучали в основном умению писать лишь военные донесения, а вся подготовка сводилась лишь к военному делу, поэтому впоследствии возник вопрос об экономическом и социальном развитии граждан. В Афинах софисты давали лишь набор определенных навыков, которые не обладали определенной полнотой. В итоге данных преобразований общество можно было условно разделить

74 научный журнал ВЕСТНИК АССОЦИАЦИИ ВУЗОВ ТУРИЗМА И СЕРВИСА 2013 / № 2

Исторические предпосылки возникновения дистанционного обучения

на две больших группы воинов и мыслителей, то есть жители данных городов были весьма ограничено образованны.

Третий период развития педагогической мысли относят к периоду Средневековья. Человек тогда считался греховным существом, несущим от рождения лишь пороки. Роль педагога сводилась к объяснению природных явлений с точки зрения теологии. Целью воспитания и жизни человека становилась подготовка к будущей жизни в блаженстве на небесах. Позже это привело к упадку школьного дела, воцарению неграмотности, искоренению наук и препятствием к культурному развитию. Воспитание, культура и искусство укрепили связь с теологическими объяснениями происходящего в природе и обществе. Позже сложилась ситуация, когда необразованность могла быть присуща многим королям, показателями грамотности у императоров были лишь умения читать и писать. Образование стало четким социальным маркером общества, являясь доступным лишь для определенных прослоек граждан (духовенство, дворяне и пр.).

Четвертый этап развития педагогической мысли был сформулирован в эпоху Возрождения. Он характеризовался возвращением к методике обучения Сократа, рассматривающей обучение и воспитание как единый процесс.

Фредерик Бэкон выступает первым с идеей образования в книге «Новая Атлантида», суть которой сводится к созданию социальной программы технократической утопии. Фактически в его работе предвосхищается ХХ век, общество, в котором воцарился культ науки. Денежные средства активно вкладываются в науку, социум ранжируется по степени знаний. В европейской культуре постепенно складывается новый взгляд на мир и человека, отличающийся от средневекового религиозно-догматического.

Несмотря на всеобщий подъем и развитие педагогики, и во время эпохи Возрождения были некоторые проблемы в образовании. В частности, труды Иммануила Канта содержали положения о телесных наказаниях, поскольку автор не понимал, как преподавать идеи, которые он разрабатывал.

Проблемы образования должен был ликвидировать университет Гумбольдта. В частности, было введено разделение школ по половому признаку, отсутствие ограничений по сословному признаку, а также введен принцип свободы преподавания.

В конце Х!Х века происходили великие процессы развития в педагогической области. Появлялось различное множество реформаторских движений. Все дискуссии в обществе сводились лишь к одному: какая должна быть начальная система образования, чему должны учить детей, какие методы обучения использовать в народной школе.

Среди различных идей высказывали свои мысли сторонники различных подходов: трудовой, индивидуальной, экспериментальной школы и др. Но все представители новых направлений резко критиковали существующую систему образования, характеризуя ее засильем схоластики, зубрежки и догматизма, при которых личность ученика подавлялась, отсутствовало внимание к ребенку, незнание его интересов и потребностей.

Все эти предпосылки выдвинули ряд условий, предъявляемых к педагогу. Педагог Х!Х века должен был не только преподавать знания своим слушателям, но и участвовать в научной деятельности. Таким образом, возникает качественно новое представление о преподавателе как о человеке, сочетающем черты научного деятеля и наставника. Впоследствии именно этот образ станет эталоном преподавателя.

Указанные условия станут точкой отсчета в различных направлениях, в том числе связанных с научно-техническим аппаратом обучения. Возникает множество возможностей для развития педагогической мысли, в частности, форма дистанционного обучения, реализующая гуманистические принципы доступности образования для большинства людей.

Современное дистанционное обучение было освоено на практике в 1840 году Айзеком Питманом. Преподавательскую деятельность он осуществлял при помощи телеграфа и почты. Чуть позже, в 1858 году, Лондонский Открытый Университет предложил официально принять форму дистанционного обучения. После этого дистанционное обучение было принято во многих учебных заведениях и быстро распространилось по всему миру [3].

Сегодня множество учебных заведений активно используют дистанционную форму обучения. Некоторые из них получили статус «мега-университета», количество обучаемых здесь достигает более 100 тыс. человек. Одним из крупнейших университетов является Открытый Университет Индиры Ганди, обучающий 3 млн студентов [3].

75

ИСТОРИЯ И СОЦИОЛОГИЯ

Рассматривая сферу развития дистанционного обучения в США, необходимо отметить первого президента Чикагского университета Уильяма Рейни Харпера, который развивал формы расширенного образования и считался одним из основателей «программ обучения с помощью корреспонденции». Чикагский университет основал первое дополнительное обслуживание с помощью почты, обращаясь к обширной группе студентов на международном уровне.

В процессе научно-технического развития дистанционное обучение изменило форму, неизменно сохраняя сущность. Обобщенная классификация выделяет несколько поколений дистанционного обучения (рис. 1):

• печать;

• радиовещание;

• аудио/видео организация телеконференций;

• помогающие компьютерные инструкции;

• онлайн-обучение;

• компьютерные системы передачи данных.

Рис. 1. Эволюция дистанционного обучения

Самой жизнеспособной формой обучения в развивающихся странах остается радиовещание. Так, австралийские дети в отдаленных

регионах обучались в «Школе воздуха» с 1951 по 2003 год. С 2004 года в школе используются беспроводные технологии передачи данных.

В Индии Канал FM очень популярен и используется университетами, чтобы передавать образовательные программы в различных областях, таких как подготовка учителей, развитие сельского хозяйства, программы сельского хозяйства для фермеров, образования в области естественных наук, творческого письма, массовой коммуникации, в дополнение к традиционным курсам в гуманитарных науках, науке и бизнес-управлении.

Нарастающая популярность mp3 плееров, карманных компьютеров и смартфонов обеспечила дополнительную среду для распространения содержания дистанционного обучения, и некоторые преподаватели теперь позволяют студентам слушать или даже смотреть видеофильм курса через сеть.

По результатам опроса респондентов о методах дистанционного обучения, проведенного в университетах США, были получены следующие результаты: телевидение было наиболее широко используемой технологией в процессе дистанционного обучения. Из этой категории 66% обучались с помощью передач общественного телевидения, специальные образовательные каналы использовали лишь 34% респондентов. Асинхронные технологии дистанционного обучения включают в себя: факс, голосовую почту, информационные доски и электронную почту [4].

Программы дистанционного обучения синхронной формы используют технологии, которые предлагают живую интерактивную информацию. Эти системы обеспечивают обучение студентов. Система является интерактивной из-за возможности преподавателя видеть и слышать студентов на своих местах. Студенты также в состоянии увидеть и услышать преподавателя и других участников процесса обучения. Другие примеры синхронных коммуникаций включают аудио-конференции, компьютерные коммуникации в реальном времени.

Поскольку применение дистанционного обучения имеет тенденцию к развитию, учебные заведения будут использовать разнообразные комбинации технологий, создавая качественно новые методы обучения.

Исходя из статистических данных опросов, общий профиль среднестатистического сту-

76 научный журнал ВЕСТНИК АССОЦИАЦИИ ВУЗОВ ТУРИЗМА И СЕРВИСА 2013 / № 2

Исторические предпосылки возникновения дистанционного обучения

дента выглядит следующим образом: средний возраст старше 26 лет, с высоким уровнем мотивации на получение знаний, но не способного посещать учебное заведение. Большинство дистанционно обучаемых — это взрослые работающие люди, которые ищут способ получить профессиональное образование или возможность пройти специализированные тренинги; ими могут быть люди, находящиеся в постоянных разъездах, или люди с ограниченными возможностями.

Студенты дистанционной формы обучения приобретают дистанционные курсы по различным специальностям из соображений удобства в обучении. Как правило, указанный способ образования предполагает низкую стоимость обучения и гибкость в получении информации. Дистанционное обучение является альтернативой традиционной форме обучения.

Оценивая тенденции развития дистанционного обучения в Российской Федерации, необходимо обозначить, что опыт внедрения дистанционных технологий находится еще в стадии развития. В отличие от западных учебных заведений, где эта форма применяется на всех уровнях образования, в России происходит выборочная информатизация образования.

В таком процессе обучения возникает качественно новое значение роли преподавателя, вводится новое понятие tutor. Как и многие заимствованные слова, «тьютор» подразуме-

вает значение, отличающееся от дословного перевода (tutor — наставник, воспитатель). Это отличие обуславливается конкретно применяемой технологией обучения, соответствующим функциональным значением и объективными потребностями рынков, вызвавшими появление новых технологий обучения [5].

Чтобы реализовать эти возможности, тьютор должен профессионально владеть знаниями и способами их применения, уметь их развивать, владеть технологией передачи этих знаний. Иными словами, тьютор является современным отражением требований к преподавателю, сочетающим в себе все аспекты научного деятеля и учителя, которые были признаны «эталоном мастерства» преподавательской деятельности.

Таким образом, дистанционное обучение в настоящее время обеспечивает получение образования различными группами населения. Информационные технологии позволяют индивидуализировать и дифференцировать процесс обучения, обеспечить контроль и самоконтроль качества приобретаемых знаний и умений, выявить ошибки и пробелы в знаниях, приобрести навыки исследовательской деятельности. Дистанционное обучение по своей природе содержит в себе ценности педагогических идей, выраженные в двух основных принципах: доступности и гуманности современного образования.

Литература

1. КонстантиновН.А., МедынскийЕ.Н., ШабаевМ.Ф., История педагогики. М.: Просвещение, 1982.

2. Зарубежный опыт внедрения информационно-коммуникационных технологий в образовательном процессе // Сборник статей «Социально-экономические и политические процессы в современной России: анализ, прогноз». Оренбург: Агентство Пресса, 2011.

3. Изаак С.И, Исаев Р.А. Дистанционное обучение как способ реализации учебного процесса. Материалы V Международной научно-практической конференции «Байкальские международные социально-гуманитарные чтения». Т. 3. Иркутск: ИГУ, 2011.

4. Изаак С.И., Исаев Р.А. Использование информационно-коммуникационных технологий для проведения занятий // Материалы Международной научно-практической конференции «Информатизация образования — 2011». Т. 2. Елец: ЕГУ им. И.А. Бунина, 2011.

77

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.