Научная статья на тему 'Исторические предпосылки становления инновационной политики Сингапура'

Исторические предпосылки становления инновационной политики Сингапура Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
853
124
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИННОВАЦИИ / НАЦИОНАЛЬНЫЕ ИННОВАЦИОННЫЕ СИСТЕМЫ / УПРАВЛЕНИЕ / СИНГАПУР / INNOVATIONS / NATIONAL INNOVATIVE SYSTEMS / GOVERNANCE / SINGAPORE

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Гронский В. А., Кабешев Р. В.

В статье рассматриваются исторические предпосылки формирования и развитие инновационной политики в Сингапуре. Особое внимание уделяется роли государства в управлении инновационными процессами.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Гронский В. А., Кабешев Р. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

HISTORICAL BACKGROUND OF THE FORMATION OF INNOVATION POLICY OF SINGAPORE

This article explores the regional innovation policy with special attention to the Singapore's experience. The important role of the state in formation of effective innovation policy providing substantial improvement in the business climate and stimulating the priority development of high_tech fields is placed in strong relief.

Текст научной работы на тему «Исторические предпосылки становления инновационной политики Сингапура»

полнении финансируемых проектов в качестве исполнителя (например, в составе научного коллектива под руководством опытного исследователя). Такой ориентир в работе может стать одним из ресурсов, который позволит увеличить грантовую активность аспирантов.

В завершении опроса молодых ученых ими были высказаны следующие предложения по повышению их грантовой активности: введение в ВУЗе материального стимулирования молодых исследователей, подающих заявки (предлагались даже конкретные суммы - за каждую поданную заявку 1000 руб., которые платит молодому ученому заинтересованная организация), повышение уровня информированности об объявляемых конкурсах, со стороны заинтересованной организации - усовершенствование рассылки информации о конкурсах; введение принудительной подачи заявок молодыми учеными, включение пункта «участие в грантовых конкурсах» в обязательные показатели аттестации аспиранта, ученого или кафедры. Некоторыми из опрошенных отмечалась необходимость создания в организации, в которой работают (учатся) молодые исследователи, отдела (структурного подразделения), который бы осуществлял помощь ученым при формировании проектных предложений. Интересным, на наш взгляд, является предложение молодых ученых о проведении серии семинаров (круглых столов, информационных совещаний) по проблемам финансирования научных исследований, о проектном менеджменте, о конкурсных процедурах, об особенностях участия в конкурсах различных грантодающих организаций с приглашением наиболее опытных исследователей.

Отметим, предложения молодых исследователей Белгородской области, высказанные по итогам опроса, во многом успешно реализуются в Белгородском национальном исследовательском университете: в структуре Управления научной и инновационной деятельности вуза существует отдел организации и сопровождения НИОКР, основными направлениями деятельности которого являются следующие:

• научно-методическое и консультативное сопровождение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ (НИОКР), оказание помощи в вопросах оформления документов для участия в конкурсах на выполнение НИОКР;

• координация работы подразделений университета по выполнению целевых научно-технических и ведомственных программ Минобрнауки РФ и других Министерств, грантов различных научных фондов и др.;

• организационное и научно-методическое сопровождение внутривузовских конкурсов грантов для преподавателей, ас-

Библиографический список

пирантов и студентов НИУ «БелГУ» по приоритетным направлениям развития науки, технологий и техники;

• адресное информирование научно-педагогических работников, докторантов, аспирантов и студентов НИУ «БелГУ» о проводимых конкурсах грантов и программ.

То есть, по сути, в университете создана профессиональная структура, призванная, в том числе, содействовать повышению грантовой активности молодых ученых, формированию конкурентных проектных предложений (благодаря поддержке специалистов отдела учеными НИУ «БелГУ» в 2011 году было подано 396, в 2010 - 395, в 2009 - 255 заявок на участие в конкурсах грантов, программ).

Таким образом, проведенное исследование показало, что уровень современной грантовой активности молодых исследователей Белгородской области можно охарактеризовать как средний, результативность участия в конкурсах - также как среднюю. Для повышения грантовой активности и результативности участия в конкурсах грантов/программ основной массе ученых следует преодолеть ряд трудностей, связанных с их привыканием к проектному формату организации и проведения научных исследований, системе грантовой поддержке НИР и интеллектуальной конкуренции. Ускорить адаптацию основной массы ученых к новым условиям научной жизни позволит ряд мер:

- создание на базе вуза специализированного подразделения (структуры), оказывающего квалифицированную помощь ученым в проектной деятельности;

- повышение информированности ученых о проводящихся конкурсах грантов и программ;

- корректировка (преодоление) устоявшегося представления ученых о научном исследовании как о неком исключительно творческом процессе, не ограниченном какими-либо рамками (финансирование, время, ресурсы) в сторону понимания научного исследования как конкретного проекта с заданными условиями, параметрами, требованиями, обязательными к выполнению.

Соблюдение перечисленных выше рекомендаций в итоге позволит развивать интеллектуальный потенциал молодого ученого (группы ученых), привлекать значительные финансовые ресурсы для развития конкретного научного направления, сформировать уважительное отношение к представителям научной среды, как к людям, способным достичь успеха, благодаря выполнению интеллектуальных видов работ.

Исследование выполнено в рамках реализации государственного задания Министерства образования и науки РФ на выполнение научно-исследовательских работ в НИУ «БелГУ» (проект № 6.346.2011)

1. Российское образование - 2020: модель образования для экономики, основанной на знаниях // Модернизация экономики и глобализация / под. ред. Я. Кузьминова, И. Фрумина. - М., 2008.

2. Концепция Федеральной целевой программы развития образования на 2011-2015 годы [Э/р]. - Р/д: http://mon.gov.ru/dok/prav/obr/8182

3. Воронова, Т.А. К вопросу о критериях эффективности подготовки педагогов-исследователей в системе университетского многоуровневого педагогического образования // М.Н. Скаткин и современное образование: материалы конф.: в 2 т. / под ред. В.А. Мясникова.

- М., 2000. - Т. 2.

4. Новиков, Д.А. Модели и механизмы управления научными проектами в вузах / Д.А. Новиков, А.Л. Суханов. - М., 2005.

Bibliography

1. Rossiyjskoe obrazovanie - 2020: modelj obrazovaniya dlya ehkonomiki, osnovannoyj na znaniyakh // Modernizaciya ehkonomiki i globalizaciya / pod. red. Ya. Kuzjminova, I. Frumina. - M., 2008.

2. Koncepciya Federaljnoyj celevoyj programmih razvitiya obrazovaniya na 2011-2015 godih [Eh/r]. - R/d: http://mon.gov.ru/dok/prav/obr/8182

3. Voronova, T.A. K voprosu o kriteriyakh ehffektivnosti podgotovki pedagogov-issledovateleyj v sisteme universitetskogo mnogourovnevogo pedagogicheskogo obrazovaniya // M.N. Skatkin i sovremennoe obrazovanie: materialih konf.: v 2 t. / pod red. V.A. Myasnikova. - M., 2000.

- T. 2.

4. Novikov, D.A. Modeli i mekhanizmih upravleniya nauchnihmi proektami v vuzakh / D.A. Novikov, A.L. Sukhanov. - M., 2005.

Статья поступила в редакцию 07.03.12

УДК 316.354

Gronskyi V.A., Kabeshev R.V. HISTORICAL BACKGROUND OF THE FORMATION OF INNOVATION POLICY OF SINGAPORE. This article explores the regional innovation policy with special attention to the Singapore's experience. The important role of the state in formation of effective innovation policy providing substantial improvement in the business climate and stimulating the priority development of high_tech fields is placed in strong relief.

Key words: innovations, national innovative systems, governance, Singapore.

В.А. Гронский, аспирант НИУ «Нижегородский гос. университет им. Н.И. Лобачевского»,

E-mail: mrykhtik@yandex.ru; Р.В. Кабешев, д-р политических наук, проф. Арзамасского гос. педагогического института им. А.П. Гайдара», г. Арзамас, E-mail: kabeshev@mail.ru

ИСТОРИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ СТАНОВЛЕНИЯ ИННОВАЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ СИНГАПУРА*

В статье рассматриваются исторические предпосылки формирования и развитие инновационной политики в Сингапуре. Особое внимание уделяется роли государства в управлении инновационными процессами. Ключевые слова: инновации, национальные инновационные системы, управление, Сингапур.

Технологический прогресс и инновации играют центральную роль в экономическом развитии современных стран. В то время как экономика эволюционирует в рамках границ глобальных технологий и разрыв между странами в технологическом развитии уменьшается, стратегии инновационного развития, сконцентрированные на инвестициях в НИОКР, имеют наибольший потенциал для эффективного экономического роста.

Вместе с тем, несмотря на то, что взаимосвязь между научно-техническим прогрессом и инновационной политикой очевидна и что именно их общность определяет ключевые направления развития внутренней и внешней политики многих высокоразвитых стран [1, с. 26-36], формы осуществления этой политики существенно отличаются от страны к стране и от региона к региону.

Ради объективности следует заметить, что практически любое государственное управление в той или иной степени реализует формы прямого или косвенного экономического регулирования инновационной активности. Причем к системе прямых мер экономического регулирования традиционно относят:

• «государственное инвестирование в виде целевого, предметно-ориентированного или проблемно-направленного финансирования, государственное кредитование, лизинг, фондовые операции с целью повышения концентрации исследований и материально-технических средств на наиболее перспективных направлениях и прогрессивных видах производства;

• планирование и программирование, государственное предпринимательство;

• меры, активизирующие кооперацию промышленных организаций в области научных исследований, в частности с научно-исследовательскими и образовательными университетами» [1, с. 27].

Различия в традициях, исторически сложившихся взаимоотношениях между бизнесом, наукой и государством сформировали самобытные системы стимулирования НИОКР со стороны государства. К примеру, в Японии научная деятельность осуществляется государственными центрами совместно с частными корпорациями и финансируется государством [1, с. 27]. В Канаде помимо прямого финансирования научных разработок, государство также выступает гарантом предоставления кредита коммерческими банками [1, с. 27].

Сталкиваясь с конечностью технологического роста экономики (роста за счет усовершенствования технологий), государства в разной степени испытывают на себе вызовы глобальной экономики. Часть из них способны развиваться экстенсивно, продолжая использовать природные или человеческие ресурсы. Не обладающие подобной «ресурсной подушкой» страны до некоторой степени вынуждены выбирать путь инновационного развития. Примером такого осмысленного и продуктивного решения является в новейшей истории государство Сингапур.

Сингапур обрел независимость в 1965 году, и до конца 1990-х годов экономика страны в среднем росла на 8% в год. На протяжении всего периода независимости Сингапур не имел внешнего долга, а его (внешний) валютный резерв в 2004 году превысил 110 млрд. долларов США и явился одним из самых высоких в мире и самым высоким, если исходить из соотношения - валютный резерв/общая численность населения страны [2]. Экономическая модель развития Сингапура в течение последних четырех десятилетий сочетает в себе открытость экономики с активным участием правительства в регулировании раз-

вития рынка труда, земельного рынка и промышленного сектора страны. Хотя подобный подход позволил Сингапуру поменять свой статус со страны третьего мира на страну первого эшелона менее чем за 40 лет [3], в настоящее время возникают опасения, что эта модель развития продолжит сохранять свою эффективность в то время, когда страна должна конкурировать в условиях практической близости к технологической границе глобального уровня. Стратегия Сингапура в 1960-х и 1970-х годах была направлена на привлечение транснациональных компаний (ТНК) для их размещения в городе-государстве с целью производства продукции для мировых рынков экспорта [2]. Следование этой стратегии изначально было вызвано необходимостью. Поскольку Сингапур является экономикой с ограниченными природными ресурсами, создание рабочих мест было первоочередной задачей в первые годы независимости города-государства. Позднее, стратегия ориентации на прямые иностранные инвестиции со стороны ТНК стала частью стратегии экономического развития, которая вывела Сингапур на позицию важного бизнес центра в мировой сети торговли и финансовых потоков. Для ТНК были предоставлены налоговые льготы и выгодные гранты, с целью, чтобы они разместили свои региональные операции в Сингапуре. Хотя эта экономическая модель была очень успешной для ускорения экономического роста, побочным эффектом стало то, что сингапурские компании стали выполнять обслуживающую функцию для ТНК, что снизило стимул вкладывать средства в местный рынок потенциальных инновационных технологий. В настоящее время промышленное производство составляет 25% от ВВП Сингапура, причем наибольшее количество рабочих мест создается в секторе электроники [2].

Подобная стратегия развития в Сингапуре быстро приблизилась к своему пределу. С 2000 по 2002 год Сингапур ощутил падение общего коэффициента показателей производства в результате серьезного недоиспользования мощностей в промышленном секторе вызванные потрясениями в мировой экономике. Глобальный спад спроса в области электроники в 2000 году и последствия событий 11 сентября в 2001 году, существенно повлияли на электронную промышленность и сферу 1Т услуг в Сингапуре. Появилась необходимость искать альтернативные источники роста экономики Сингапура, так же понадобилось снизить зависимость Сингапура от ТНК. Зависимость Сингапура в производственном секторе электронной промышленности сделал экономику Сингапура сильно уязвимой для изменений в мировой экономике. Относительно высокий уровень заработной платы и внутренних издержек сделал Сингапур уязвимым для конкуренции со стороны стран с более низким уровнем заработных плат (Китай, Индия, Мексика). Борьба за капитал и кадры также разворачивается с высокотехнологическими регионами такими как Израиль, Ирландия, Шанхай, Пекин в Китае, Сеул в Южной Корее и Бангалор в Индии.

В то время как Сингапур вступает в новую стадию развития, его экономическое будущее будет зависеть в большей степени от его способности участвовать в создании новых технологий, а также условий для внутреннего экономического роста страны. Помимо создания финансируемых государством исследовательских институтов и новых компаний с целью инвестировать в фундаментальные исследования и инфраструктуру, были также предприняты действия для изменения правительственной политики по стимулированию инноваций и предпринимательства. Изменения, осуществляемые в нормативно-правовой базе

* В статье использованы материалы, собранные в ходе выполнения гранта РГНФ 11-03-00069а «Международно-политические аспекты инновационного развития в России и за рубежом: проблемы взаимодействия»

и институциональной среде, способствуют поощрению развития инновационной среды в Сингапуре. В 1998 году правительство Сингапура выделило 1 млрд. долларов США для инвестирования в венчурные фонды и для содействия предпринимательству. Специалисты и квалифицированные рабочие отбираются (отсеиваются) за счет жесткой политики «иностранных специалистов». Также было существенно увеличено финансирование фундаментальных исследований в университетах и государственных учреждениях [2].

Переход к стратегии инновационного развития требует скоординированных изменений, которые должны быть внесены в инфраструктуру страны, экономические институты и систему стимулирования. Экономическая структура науки и инноваций, создающая условия для инвестиций в науку и технологическую деятельность по сути та же самая, что и та, которая способствует формированию климата для инвестиций, рабочих мест и устойчивого роста. Для создания благоприятных условий для инноваций необходимы следующие факторы: макроэкономическая

стабильность; открытость для внешней торговли, прямых иностранных инвестиций, а также для иностранных высококвалифицированных специалистов; сильная правовая база в сфере защиты интеллектуальной собственности; а также создание условий для обеспечения справедливой конкуренции. Защита интеллектуальной собственности играет важную роль при создании стимулов в создании инновационных технологий, а также способствует распространению новых знаний, в то время как хорошо выстроенная политика в области конкуренции облегчает для фирм выход на новые рынки, стимулируя тем самым инновационную деятельность и коммерциализацию новых технологий.

Таким образом, пример государства Сингапур доказывает, что в отсутствии природных и ограниченности всех иных ресурсов, нет иного пути развития экономики, как только инновационный. Только курс на инновационное развитие позволяет государству оставаться (и усиливаться) конкурентоспособным в эпоху глобализирующейся экономики, а также сохранять свою экономическую независимость и поддерживать национальную безопасность.

Библиографический список

1. Шардин, И.В. Разработка и реализация инновационной политики: опыт высокоразвитых стран // Мир человека. - 2008. - № 3.

2. Winston, T.H. Koh Singapore's transition to innovation-based economic growth: infrastructure, institutions and government's role. R&D Management 36, 2, 2006.

3. Lee, K.Y. From Third World to First: The Singapore Story 1965-2000. Singapore: Singapore Press Holdings, 2000.

Bibliography

1. Shardin, I.V. Razrabotka i realizaciya innovacionnoyj politiki: opiht vihsokorazvitihkh stran // Mir cheloveka. - 2008. - № 3.

2. Winston, T.H. Koh Singapore's transition to innovation-based economic growth: infrastructure, institutions and govern-ment's role. R&D Management 36, 2, 2006.

3. Lee, K.Y. From Third World to First: The Singapore Story 1965-2000. Singapore: Singapore Press Holdings, 2000.

Статья поступила в редакцию 23.11.11

УДК 316.614.6

KabeshevR.V., RykhtikM.I. POLICY ON HIGHER EDUCATION IN THE CONTEXT OF THE WEST OF INNOVATION.

The article argues that universities can stimulate innovation activity and industrial development in a particular region. The type of university-industry cooperation must be fined-tuned according to the knowledge base of the university and to the dominant mode of innovation in the regional industry. State should play a crucial role.

Key words: innovations, national innovative systems, governance, university-industry cooperation.

Р.В. Кабешев, д-р политич. наук, проф. Арзамасского гос. педагогического института им. А.П. Гайдара, г. Арзамас, E-mail: kabeshev@mail.ru; М.И. Рыхтик, д-р политических наук, проф. НИУ «Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского», г. Нижний Новгород, E-mail: mrykhtik@yandex.ru

ПОЛИТИКА В ОБЛАСТИ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ СТРАН ЗАПАДА В КОНТЕКСТЕ ИННОВАЦИОННОГО ПРОЦЕССА*

В статье говорится об особой роли университетов в стимулировании инновационного и промышленного развития в регионе. Обсуждаются различные модели, особое внимание уделяется роли государства в управлении инновационными процессами.

Ключевые слова: инновации, политика в сфере высшего образования, управление, инновационные процессы.

Современное общество характеризуется стремительным развитием научного и технологического прогресса. Все новые и новые сферы производства товаров и оказания услуг организуются на основе научных достижений, становятся «знаниеемки-ми». Одним из стратегических векторов развития социально-экономической системы страны является рост инновационного потенциала высшей школы и на этой основе - расширение масштабов производства и распространения научно-технических достижений, и, как следствие, осуществление структурной перестройки экономики, заметное повышение доли наукоемких, инновационно-ориентированных предприятий. В этой связи актуализируется потребность в разработке экономико-организационного механизма, способного обеспечить приращение и эффективное использование инноваций, что предполагает, на наш взгляд, учет

позитивного опыта, апробированного в развитых странах. Все это обусловливает необходимость теснейшего сотрудничества структур бизнеса и учреждений высшего образования, что будет способствовать успешному развитию общества и достижению как хозяйственного, так и культурного процветания.

Взаимодействие бизнеса с институтами высшего образования в странах Запада во многом связано с проникновением государства в «частную жизнь» [1, с. 114] учебных заведений, что выразилось в реализации мер по сокращению автономии университетов во многих странах Европы. Необходимость этого была вызвана, прежде всего, требованиями рынка труда, что привело к тщательному планированию механизмов регулирования систем высшего образования.

* В статье использованы материалы, собранные в рамках проекта «Международно-политические аспекты инновационного развития в России и за рубежом: проблемы взаимодействия» РГНФ 11-03-00069а

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.