Научная статья на тему 'Исторические предпосылки создания детских общественных организаций в дореволюционной России'

Исторические предпосылки создания детских общественных организаций в дореволюционной России Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
1831
203
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
детские общественные организации / детское общественное движение

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Ковшов Р. В.

В статье рассмотрена проблематика историографии детского движения и определены исторические предпосылки, которые привели к появлению детских объединений в дореволюционной России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article considers the problems of historiography of children"s movement and defines the historical reasons for creation of children"s public organizations before the Revolution in Russia.

Текст научной работы на тему «Исторические предпосылки создания детских общественных организаций в дореволюционной России»

Р. В. Ковшов

ИСТОРИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ СОЗДАНИЯ ДЕТСКИХ ОБЩЕСТВЕННЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ В ДОРЕВОЛЮЦИОННОЙ РОССИИ

Работа представлена кафедрой истории педагогики Санкт-Петербургской академии постдипломного педагогического образования. Научный руководитель - доктор философских наук, профессор М. В. Захарченко

В статье рассмотрена проблематика историографии детского движения и определены исторические предпосылки, которые привели к появлению детских объединений в дореволюционной России.

The article considers the problems of historiography of children's movement and defines the historical reasons for creation of children's public organizations before the Revolution in Russia.

В последние годы на государственном уровне интенсифицировался процесс решения проблем, связанных с будущими поколениями России. Власть и общество объединились в понимании того, что дальнейшее промедление в заботе о завтрашнем дне приведет страну к колоссальным бедам или возможному территориальному распаду. С 1990-х гг. в государстве накопились десятки общероссийских проблем: демографическая, этнотолерантности, сбережения природных ресурсов и другие.

Одна из них - это проблема сохранения здоровья, интеллектуального и нравственного потенциала подрастающего поколения.

30 мая этого года Президент России В. В. Путин на заседании Государственного совета, посвященного вопросам культуры, подчеркнул необходимость постоянного внимания органов власти и общественности к данной общенациональной проблеме.

Несмотря на действие многочисленных деструктивных факторов, семья и школа продолжают оставаться главными институтами образования и воспитания юношества. Благодаря крепости традиций русского просвещения потенциал образования и науки в нашей стране остается достаточно высоким, но сейчас как никогда остро стоит вопрос о падении уровня нравственной

и физической воспитанности в среде детей и молодежи.

Государство обратило внимание на необходимость решения данного вопроса. Принимаются программы по патриотическому и физическому воспитанию подраста-ющего поколения на федеральном, региональном и местном уровнях. Учреждения среднего и высшего образования, спортивные школы и дома творчества юных постоянно работают над решением задач по воспитанию детей.

В то же время любому опытному педа-гогу понятно, что не каждый подросток пойдет в свое свободное время в учреждение системы образования. Молодежь создает свою субкультуру, собственные неформальные организации. Общественные объединения, самостоятельно организованные подростками и молодежью, далеко не всегда руководствуются в своей деятель -ности нравственными идеями старших поколений . Большую тревогу у общества вы -зывает экстремистская деятельность некоторых из них.

Определенное влияние на специфику современной воспитательной ситуации оказывает кризис поколений. Причем к психологическому (традиционному) кризису отцов и детей (С. Холл, Л. Фоейр)1 сегодня добавился кризис ценностных ориентиров, вследствие чего личные картины мира современного взрослого и подростка во многом принципиально различаются между собой. На практике это приводит к ситуации, в которой младшие учатся не столько у старших, сколько у сверстников.

Американский антрополог и этнограф Маргарет Мид, рассматривая историю культуры с точки зрения эволюции способов взаимодействия поколений в сфере трансляции социального и культурного опыта, представляет ее как последовательное становление трех типов - постфигуративного, кофигуративного и префигура-тивного2.

Постфигуративная культура - это традиционное общество, где все изменения

протекают медленно, поколения в основном повторяют жизнь друг друга и дети учатся у взрослых. Кофигуративная - это современное общество, где происходят быстрые изменения и дети и взрослые вы -нуждены учиться у сверстников. Префигу-ративная - это общество будущего, где вал быстрых изменений требует творчества от большинства членов общества, и потому дети и взрослые взаимно обучают друг друга.

Современный кофигуративный тип культуры чрезвычайно повышает значимость влияния группы сверстников на формирование и развитие человека и требует необходимость поддержки взрослыми тех детских сообществ, которые передавали бы своим членам культурные традиции прошедших поколений.

О культурном разрыве между поколениями также пишет современный ученый-этолог3 К. Лоренц. По его мнению, этот разрыв не позволяет молодому поколению относиться с доверием к опыту предшествующего поколения и наследовать выработанную им культуру. Лоренц строит модель филогенетической программы культурного наследования. Она состоит из трех элементов: подражание поведению родителей (восприятие традиции), физиологическая неофилия (отказ от послушания родителям, поиск нового и борьба за него) и позднее послушание (вторичное приятие родительского опыта, интеграция его с приобретенным собственным). Данная модель позволяет определить, где программа начинает сегодня давать сбой. Лоренц считает, что разрушение ранговой структуры семьи на -рушает первый элемент программы: не происходит усвоения «культуры отцов», разрушается эмоциональная связь с матерью. Вторжение иллюзий рационализма на ступени неофилии формирует эмоциональный разрыв между поколениями, в силу чего возвращение к фазе «позднего послуша-ния» оказывается невозможным. Появление радикальных молодежных движений К. Лоренц считает симптоматическим яв-

лением разрушения филогенетической программы наследования4.

Поэтому, в соответствии с идеями Лоренца, в современную эпоху разрушений культурных традиций общество нуждается в институтах поддержки перехода подростков в филогенетической программе культурного наследования из стадии нео-филии в фазу «вторичного послушания». В ряду подобных воспитательных структур находятся детские общественные организации, имеющие целью и сущностью своей деятельности обеспечение свободного творчества детей одновременно с передачей им опыта взрослых.

В соответствии со статьей 4 Федерального закона «О государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений»: «Детскими объединениями являются объединения, в которые входят граждане в возрасте до 18 лет и совершеннолетние граждане, объединившиеся для совместной деятельности, направленной на удовлетворение интересов, развития творческих способностей и социальное становление членов объединения, а также в целях защиты своих прав и свобод».

Наряду с юридическим определением детских общественных структур существует множество понятий, выработанных в педагогической среде5.

Вместе с детскими общественными организациями, имеющими четкие устав и структуру, педагогами выделяется такое социальное явление, как детское движение. Оно представляет собой совокупность координированных действий несовершеннолетних граждан или их организаций, направленных на реализацию какой-либо идеи. Движение возникает стихийно или организовывается взрослыми специально, бывает легально оформленным или неформальным, в том числе экстремистским6.

Легально оформленные детские общественные организации и движения не только отворачивают наиболее «деятельных» подростков от молодежных экстремистских движений и «влияния улицы», но привива-

ют интерес к жизни социума, его ценностям и традициям.

Представляет интересным обнаружить историческую точку старта обращения внимания российского общества на необходимость появления и развития детского общественного движения как структуры, помогающей семье и школе в воспитании детей.

В советское время среди населения был распространен миф о том, что положительное нравственное воспитание детей посредством детских организаций началось в 1920-х гг. после создания пионерской организации. О существовании других детских общественных объединений начала XX в. не осведомлены не только учащиеся и их родители, но и педагоги петербургских школ. Об этом говорит выборочное интервьюирование в декабре 2006 г. работавших в советское время учителей и бывших пионерских вожатых школ Невского и Фрунзенского районов Санкт-Петербурга.

У учителей имелось слабое представление о спектре дореволюционного общественного движения Петербурга-Петрограда. Преподавателям были известны названия общественных и политических структур для взрослых конца XIX - начала XX вв.: «Народная воля», «Союз Михаила Архангела (Черная сотня)», «кадеты», «толстовцы». В то же время педагогам ничего не говорили имена крупных молодежных и детских дореволюционных организаций: «Маяк», «Майский союз», «Потешные войска », «Труд и Свет».

Тем не менее анализ исторической, общественно-политической и историко-педа-гогической литературы показывает, что дореволюционная общественность России из числа передовых педагогов, военных, предпринимателей и просто родителей активно занималась физическим и нравственным воспитанием детей.

Неосведомленность по данному вопросу советского общества обусловлена влиянием стереотипа о незаменимости пионерской организации в деле воспитания детей,

сформированного коммунистическими средствами информации. Укоренение данного стереотипа в историографии детского движения произошло благодаря постановлению заседания Бюро ЦК ВЛКСМ от 29 декабря 1937 г. По нему из общедоступных библиотек были изъяты 60 «вредных» наименований книг по истории комсомола и пионерии7. В последующие годы советские исследователи истории пионерской организации (И. Г. Гордин, В. В. Лебединский, Е. С. Монжеле)8 постарались забыть все детские и молодежные организации царской России, кроме «буржуазной» скаутской. Ей, в соответствии с марксист-ко-ленинской диалектикой, отводилась роль идеологического противника «пролетарской» пионерской организации.

В 1990-е гг. происходит обращение исследователей к подлинной истории российского детского движения. В эти годы появляются научные работы по данной тематике (В. С. Зотов, В. А. Кудинов, Ю. В. Куд-ряшов)9, основанные на документальных материалах архивов комсомольских, пионерских и зарубежных скаутских организаций и литературе 1910-1920-х гг. (И. К. Жуков, В. А. Зорин, Г. Дитрих, Н. Н. Миронов)10.

В соответствии с данными работами можно разработать классификацию детских общественных организаций дореволюционной и советской России. Их можно разделить по целям своей деятельности на несколько типов:

• ученические, занимавшиеся самообразованием, культурным и иногда политическим развитием школьников («Северный союз учащейся молодежи» (1897 г.), «Южно-русская группа учащихся средних школ» (1899 г.), Организация средних учебных заведений Петрограда (1917 г.));

• просветительские, организованные по типу молодежных и детских протестантских обществ Запада («Маяк» Христианского союза молодых людей (1900 г.), «Сет-лемент» С. Т. Шацкого (1906 г.), «Труд и свет» (1916 г.));

• спортивные («Кружок для физического развития юношества во время летних каникул» (1897 г.), «Гимнастическое общество «Сокола»11 (1899 г.), «Общество телесного воспитания «Богатырь» (1900 г.));

• трудовые, которые появились после революции 1905-1907 гг. как самостоятельные производственные подразделения детей (промысловые артели, бригады разносчиков газет и посыльных, школьные детские кооперативы);

• экологические («Майский союз» финского сказочника Ц. Топелиуса (1901 г.), «Общество молодых натуралистов» при Лесном коммерческом училище Петербур -га (1904 г.), «Юные натуралисты» (1919 г.));

• патриотические, имевшие в основе воспитания идеологию верности царю и Отечеству и готовившие воинов (организации «Потешные войска» (1908 г.) или верных граждан - скаутское движение (1909 г.));

• национальные (еврейские «Югенд-Бунд» (1908 г.) и «Макаби» (1917 г.), грузинская «Амирани» (1915 г.), польская «Молодой ружанец» (1919 г.));

• религиозные, созданные церковью в годы Гражданской войны для сохранения своего влияния на детей («Христовы цветочки», «Детский союз при Новодевичьем монастыре Петроградской епархии», «Союз учащихся мусульман Кавказа», «Баптистский союз молодежи»);

• коммунистические («Юные коммунисты» (1918 г.), Детские Пролеткульт и Интернационал (1919 г.), пионерская организация (1922 г.)).

Как видно из сопоставления представленных дат, практически все детские общественные организации России появились в последние годы XIX в. - первые два десятилетия XX в.

Многоплановость детских объединений дореволюционного времени сохранилась в годы Гражданской войны. В 1920-е гг. данное разнообразие организаций было унифицировано одной структурой - Всесоюзной пионерской организацией имени В. И. Лени-

на. В 1930-1950-е гг. произошло исправление историографии российского детского движения и создание стереотипа о пионерской организации как единственной проводящей правильное воспитание детей. В начале 1990-х гг. государство перестало ока -зывать поддержку монополии ВПО, что позволило восстановиться многообразию детских организаций. Притом многие из них сознательно строят преемственную связь с детскими объединениями начала XX в.

Необходимо определить, какие исторические предпосылки повлияли на то, что именно в конце XIX - начале XX вв. произошло появление детских общественных организаций в России.

В развитых странах Европы первые юношеские общественные организации появились в середине XIX в.

Идеологическую основу появления ев -ропейских детских организаций заложило развитие прогрессивных педагогических идей XVIII - начала XIX вв., приведшее к гуманистическим изменениям в отношении к детскому периоду жизни человека, к предоставлению юношеству права на некоторую свободу мышления и деятельности.

Рост промышленности способствовал притоку в европейские города молодежи из сельской местности и привел к формированию в них маргинальной среды. Распространение криминала и пьянства в пролетарских трущобах подвели западное общество и местное церковное руководство к мысли о борьбе с этими пороками через просветительские общественные объединения детей и молодежи. В 1844 г. в Великобритании тысячи подростков вошли в Христианский союз молодых людей (УМСЛ). Через несколько лет появляется Христианский союз молодых женщин (У^СЛ). Оба союза продолжают свою деятельность в наше время и насчитывают миллионы членов по всему миру.

Колониальные войны и развитие спорта в Европе повлияли на создание в Чехии гимнастического общества «Сокола» (1863 г.),

в Великобритании - военной организации «Бригады мальчиков» (1883 г.), в Германии - туристического объединения «Перелетные птицы» (1897 г.)12.

В России детские и молодежные общественные организации появляются несколькими десятилетиями позже, чем в странах Европы. Данное обстоятельство связано со следующими взаимосвязанными факторами развития государства в этот исторический период: низким уровнем урбанизации, слабостью общественной инициативы и консервативностью властей.

К началу XX в. 82% населения России жило в деревне. Общинный и патриархальный уклад жизни в сельской местности подвергался слабым воздействиям времени. Более половины сельских детей не посеща-ли школу. Община и родители считали, что начальное образование достаточно для дальнейшей трудовой жизни ребенка. Деревенские подростки и молодежь практически все свое дневное время проводили на работе. Молодежная деревенская субкультура досуга была самодостаточной и способствовала социализации подростков без специальных структур. Личная инициатива Николая II по созданию детских военизированных объединений в сельской местности: «Завести в деревнях обучение детей в школах строю и гимнастике запасными и отставными унтер-офицерами за малую плату»13, окончилась неудачей. Появившаяся по данной инициативе организация «Потешные войска» состояла в основном из городских детей. Первые детские общественные объединения в деревне (пионерские отряды) были созданы намного позже, чем в городе, - в 1920-х г.

Основой появления детских организаций в городах России во второй половине XIX в. являются реформы Александра II, способствовавшие развитию общественной инициативы в разных сферах жизни страны.

В 1880-1890-е гг. в Петербурге появляются разнообразные общества, занимающиеся проблемами детства и молодежи,

однако они были непрочны, часто и быстро возникали, но так же часто и быстро распадались. Из педагогической периодической печати того времени известны названия некоторых из них: «Комитет содействия молодым людям в достижении нравственного и физического развития», детские летние колонии «Общества охранения народного здравия»14.

Весной 1883 г. Петербургский Педагогический музей явился инициатором учреждения в Санкт-Петербурге общества содействия физическому воспитанию детей: в области гимнастики, игры, фехтования. По инициативе школьно-гигиенической комиссии музея, в которую входили ученые-педагоги П. Ф. Лесгафт, В. П. Верховский, А. Ф. Остроградский, музей предоставлял свои помещения для организации «образцовых занятий физическими упражнениями»15.

В 1890-х гг. в некоторых городах страны вне стен учебных заведений создаются гимназические просветительские объединения учащихся и кружки «саморазвития». В начале 1900 г. в Киеве прошел нелегальный съезд ученических организаций из 8 провинций России.

Прогрессивный поворот в истории рож -дения детского общественного движения произошел в первое десятилетие XX в. Мы выделяем четыре исторические предпосыл -ки, приведшие к осуществлению данного поворота.

Во-первых, в начале XX в. российская педагогика стала чаще рассматривать ребенка не только как объект воздействия социальной среды, условий жизни, но и как личность, способную активно воспринимать явления окружающего мира и перерабатывать их, исходя из внутренней мотивации и индивидуальных особенностей.

Учеными-педагогами и представителями демократически настроенной интеллигенции предпринимались попытки обосновать теоретически и реализовать на практике организацию образовательно-воспитательных учреждений, отличавшихся от

традиционных школ не только содержанием образования, но и формой осуществления учебно-воспитательного процесса. Идеи развития творческих сил и способностей ребенка, его активности и самодеятельности, уважения к детской личности, развивающей роли труда были положены учеными-педагогами К. Н. Вентцелем и С. Т. Шацким в программы работы созданных ими детских клубов, просветительских общественных организаций, учреждений дополнительного образования. Константин Николаевич Вентцель писал: «В основе всего должно быть воспитывающее и образовывающее общение людей друг с другом»16.

Во-вторых, ростом юношеского радикализма, приводящего к революционному движению молодежи.

С начала нового века революционные настроения росли в среде учебной молодежи и принимали формы ученических волнений, распространения листовок среди учащихся средней школы, политизации кружков самообразования. Особый всплеск активности среди старших школьников был вызван революционными событиями 1905-1907 гг. В Курске, Казани, Саратове прошли уличные демонстрации учащихся, разогнанные полицией. Количество ученических объединений выросло в несколько раз. Многие из них приобрели радикальную окраску. Министерство народного просвещения насчитало в 1905-1906 гг. 42 организации учащихся средних школ, из них 6 социал-демократических17.

После прошедших волнений в учебных заведениях администрации гимназий и реальных училищ начали гонения на любые ученические общественные объединения. Вот что писалось в листовках, распространяемых среди гимназистов в 1905 г.: «Учащиеся подвергаются систематическому преследованию со стороны школьного на -чальства и даже исключению из учебного заведения за участие в кружках самообразования. Это происходит оттого, что школьное начальство рассматривает каж-

дый кружок как политическое сообщество»18.

Большинство из ученических организаций прекратило существование в 1906— 1907 гг., но в годы Первой мировой войны почти все они вновь были вызваны к жизни, а свой рассвет деятельности получили под влиянием Февральской революции 1917 г. Например, в нашем городе десятки ученических объединений создали многотысячную Организацию средних учебных заведений Петрограда19.

Радикальные настроения распространились и среди подростков и молодежи пролетарских окраин российских городов. Примером может являться Обуховская оборона 1901 г., после разгрома которой, большинство из арестованных были молодые рабочие от 16 до 30 лет20. Для уменьшения социальной напряженности в среде юных пролетариев на некоторых частных малых предприятиях России создавались детские промысловые артели и кооперативы21.

В-третьих, одной из причин поражения России в Русско-японской войне 1904-1905 гг. в российском обществе считалась моральная, физическая и военная неподготовленность русской армии к ней.

На моральное состояние солдат и офицеров во время войны влияли антипатриотичные настроения у части населения России и неумелое руководство войсками и флотом. В царском правительстве и высшем обществе сформировалась мысль о необходимости создания детской или молодежной патриотической организации, имеющей целью объединение юношества на началах лояльности к государству.

Поэтому идея верности молодежи своей империи, проводимая организаторами юношеских движений в Великобритании Р. Баден-Пауэлом, X. Спасейром и У. Смитом, так легко нашла понимание лично у Николая II и была реализована чиновником А. Луцкевичем и офицером О. Пантю-ховым в форме самых массовых дореволюционных детских движений «Потешные войска» и скауты22.

Обращение общества и государства к физическому воспитанию и спорту также было связано с прошедшей войной и продолжавшимся ухудшением физического состояния призывников в русскую армию. Если к началу XX в. процент выбраковки призывных контингентов составлял около 10%, то в 1910 г. из каждых 100 призывников лишь 23 человека, оказывались пригодными для армейской службы23.

В 1911-1917 гг. в русской армии стали проводиться обязательные занятия гимнастикой и спортом, в школьные программы включили преподавание гимнастики и военного дела. Резкий всплеск патриотических настроений в начале Первой мировой войны привел к массовому росту движения скаутов и детских спортивных обществ. Подростки готовились к военной службе и помогали своей армии в тылу.

В-четвертых, в 1910-х гг. у власти появляется понимание необходимости поддержки полезных ей общественных структур. Данному пониманию содействовал полученный правительством опыт взаимодействия с политическими партиями Государственной думы. В эти годы налаживается диалог между появившимися патриотическими детскими общественными организациями и государством. Оно уступило часть воспитательных функций общественным структурам и в годы Первой мировой войны поддерживало их социальные инициативы.

В июле 1911 г. и августе 1912 г. Николай II проводит смотры «потешных войск» и скаутов. Перед проведением первого из них царь подписал «Положение о внешкольной подготовке русской молодежи к военной службе». В этом документе государство разрешало создание детских патриотических обществ высшими армейскими чинами, спортивными и пожарными обществами и просто надежными людьми. В 1916 г. впервые была создана государственная структура по поддержке детских общественных организаций. Это была «Особая подкомиссия по вопросу о скау-

тизме» при Комиссии по физическому воспитанию под руководством вице-адмирала в отставке И. Ф. Бострема24.

Все четыре вышеизложенные истори-ческие предпосылки привели к появлению и дальнейшему развитию прогрессивного процесса деятельности детского общественного движения на территории России.

Особо важно подчеркнуть такие черты данного процесса, как:

• положительная динамика роста численности членов. Первые годы XX в. - несколько тысяч участников в разных организациях; 1905-1906 гг. - несколько десятков тысяч членов ученических объединений; 1912 г. - 70 тысяч детей входит в орга-

низацию «Потешные войска»25. В начале 1917 г. в 143 городах России было около 50 000 скаутов26, а также десятки тысяч членов спортивных, просветительских, национальных, религиозных и других детских организаций;

• появление общественных инициатив в сфере воспитания и социализации детей и поддержка некоторых из них государством;

• распространение западного демократического опыта общественных структур и вхождение нашей страны в мировое сообщество стран, имеющих на своей территории многополярное детское общественное движение.

ПРИМЕЧАНИЯ

1 Преемственность поколений как социологическая проблема. М.: Мысль, 1973. 10 с.

2 Mud М. Культура и преемственность. Исследование конфликта между поколениями. Культура и мир детства. М., 1988. С. 11.

3 Этология анализирует поведение животных и человека как функцию органической системы, рассматриваемой генетически.

4 Лоренц К. Разрыв с традицией / Оборотная сторона зеркала. М., 1998. С. 36.

5 Детское движение. Словарь-справочник. М., 2005. С. 53.

6 Тюлюбаев А., Клочкова Л. Детское объединение: с чего начать и что делать? / Воспитание школьников. 1994. № 2. С. 25.

7 Першин В. К. О влиянии развития культа личности на развитие историко-комсомольской науки // 70 лет ВЛКСМ: История, опыт, проблемы. Сборник статей. М., 1989. С. 75.

8 Гордин И. Г. Этапы пионерского пути. М.: Педагогика, 1982. С. 46; Лебединский В. В. Эстафета пионерских поколений. М.: Молодая гвардия, 1972. С. 36; Монжале Е. С., Холмов М. И. Сбор труби, горнист. Л.: Лениздат, 1978. С. 10.

9 Зотов В. С. Из истории скаутского движения в России в 1909-1926 годы. Издание рукописной монографии 1978 года. М., 1998. С. 3; Кудинов В. А. Большие заботы маленьких граждан. М.: Молодая гвардия, 1990. С. 7; Кудряшов Ю. В. Российское скаутское движение. Архангельск: Изда-тельство Поморского государственного университета им. М. В. Ломоносова, 1997. С. 19.

10 Жуков И. К. Русский скаутизм. Петроград, 1916. С. 8; Зорин В. А. Итоги детского коммунистического движения в СССР. М., Л., 1926. С. 38; Дитрих Г. Конец и начало. Л., М., 1929. С. 12; Миронов Н. Н. Из истории детского движения. Харьков, 1926. С. 4.

11 Название организации «Сокола» вызвано особенностью перевода с чешского языка.

12 Основные этапы пионерского движения: Учебник для слушателей Высшей комсомольской школы при ЦК ВЛКСМ / Под ред. В. В. Лебединского. М., 1974. С. 47.

13 Потешный. 1910. № 1. С. 6.

14 Кудряшов Ю. В. Указ. соч. С. 26.

15 Воронцова В. Г. Педагогическая валеология и гуманизация образования: историко-педагоги-ческие аспекты // История педагогики сегодня / Под ред. В. Г. Воронцовой. СПб.: Издательство Санкт-Петербургского государственного университета педагогического мастерства, 1998. С. 122.

16 Там же. С. 131.

17 Константинов Н. А. Очерки по истории средней школы. Гимназии и реальные училища с конца XIX века до Февральской революции. М.: Государственное учебно-педагогическое издательство Министерства просвещения РСФСР, 1956. С. 83.

18 Начальное и среднее образование в Санкт-Петербурге. XIX - начало XX века. Сборник документов. СПб.: Лики России, 2000. С. 301.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

19 Юный пролетарий. Журнал Петроградского бюро КСМ. 1920. № 1, 2. С. 23.

20 Шилов В. В. Народный музей истории Невской заставы. Л.: Лениздат, 1987. С. 34.

21 Файнберг Р. 20-е гг.: Возникновение и закат школьных кооперативов // Воспитание школьников. 1990. № 6. С. 14.

22 Пантюхов О. И. О днях былых. Франкфурт-на-Майне, Германия, 1969. С. 204.

23 Каля В. Ю., Кузнецов И. А., Логинов В. С., Остапшин В. Д., Платова Е. Э. Физическая подготовка допризывника. СПб, 2003. С. 4; Русская школа. 1916. № 5-6. С. IX.

24 Кудряшов Ю. В. Указ. соч. С. 29.

25 Педагогический листок.1912 .2-я книжка. С. 141.

26 Кудинов В. А. Указ. соч. С. 7; Третий разряд разведчика. Нью-Йорк, США, 1983. С. 24.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.