Научная статья на тему 'Исторические корни правосознания россиян'

Исторические корни правосознания россиян Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
652
135
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРАВОСОЗНАНИЕ / КОРНИ ПРАВОСОЗНАНИЯ / ПРОИСХОЖДЕНИЕ И ФОРМИРОВАНИЕ ПРАВОСОЗНАНИЯ / ВОСПРИЯТИЕ ОСНОВ ПРАВА / ПРОШЛОЕ ПРАВОСОЗНАНИЕ / ПРАВОВОЙ НИГИЛИЗМ / LEGAL AWARENESS / ROOTS OF LEGAL AWARENESS / ORIGIN AND DEVELOPMENT OF LEGAL CONSCIOUSNESS / PERCEPTION OF THE BASICS OF LAW / LEGAL AWARENESS IN THE PAST / LEGAL NIHILISM

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Егоров Вадим Алексеевич

В статье рассматриваются актуальные вопросы происхождения и формирования правосознания в российском обществе со времени принятия христианства до настоящего времени. Приводятся данные исследований современного состояния правосознания граждан в соответствии с историческими и ментальными особенностями восприятия основ права, законов и отношения к ним с течением времени.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Егоров Вадим Алексеевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

HISTORICAL ROOTS OF LEGAL AWARENESS OF RUSSIANS

The article deals with the topical issues of the origin and development of the legal consciousness in the Russian society since adoption of Christianity and until the present time. The author considers the research data reviewing the current legal awareness of Russians in accordance with the historical and mindset peculiarities of perception of the basics of law, legislation and attitudes over the time.

Текст научной работы на тему «Исторические корни правосознания россиян»

УДК 340.114.5 Егоров Вадим Алексеевич

кандидат педагогических наук, доцент кафедры теории и истории государства и права

Липецкого филиала Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте России

ИСТОРИЧЕСКИЕ КОРНИ ПРАВОСОЗНАНИЯ РОССИЯН

Egorov Vadim Alekseevich

PhD in Education Science, Assistant Professor, Theory and History of State and Law Department, Lipetsk branch of Russian Academy of National Economy and Public Administration

HISTORICAL ROOTS OF LEGAL AWARENESS OF RUSSIANS

Аннотация:

В статье рассматриваются актуальные вопросы происхождения и формирования правосознания в российском обществе со времени принятия христианства до настоящего времени. Приводятся данные исследований современного состояния правосознания граждан в соответствии с историческими и ментальными особенностями восприятия основ права, законов и отношения к ним с течением времени.

Ключевые слова:

правосознание, корни правосознания, происхождение и формирование правосознания, восприятие основ права, прошлое правосознание, правовой нигилизм.

Summary:

The article deals with the topical issues of the origin and development of the legal consciousness in the Russian society since adoption of Christianity and until the present time. The author considers the research data reviewing the current legal awareness of Russians in accordance with the historical and mindset peculiarities of perception of the basics of law, legislation and attitudes over the time.

Keywords:

legal awareness, roots of legal awareness, origin and development of legal consciousness, perception of the basics of law, legal awareness in the past, legal nihilism.

Зри в корень: сын всегда говорит языком отца.

А.С. Шишков

Проблема современного общества в том, что оно является продуктом взаимодействия людей, представляющим собой сложную, саморазвивающуюся систему. При всей сложности структуры общества и разнообразии его составных частей общество не может существовать без упорядочения и стабилизации. Таким феноменом, организующим, регулирующим и упорядочивающим общественные отношения, является право, в основе которого находится правосознание. От уровня правосознания зависит отношение к праву и законам в этом обществе.

Право возникает как результат объективной потребности усложнившегося, внутренне противоречивого общества. Своим регулирующим воздействием оно обеспечивает устойчивость, стабильность и правовой порядок в обществе.

Возникнув в силу объективных причин, право начинает активно взаимодействовать с обществом. В этом взаимодействии ведущая роль, несомненно, принадлежит обществу, которое детерминирует содержание права, решающим образом влияет на его развитие, при условии сложившегося правосознания на определенном этапе его развития. Поэтому правосознание не может быть выше достигнутого экономического и духовного уровня данного общества и развивается вместе с ним. Вместе с тем правосознание вбирает в себя все социально ценное от обычаев, господствующих в обществе морали и религии, впитывает в себя достижения мировой культуры и цивилизации. В результате оно приобретает значительную самостоятельность по отношению к обществу и получает возможность активно воздействовать на него посредством установленных государством законов.

Однако современное общество, анализируя законы, воспринимая их через идеи естественного и позитивного права, способно давать оценку правовым нормам. В основе этой оценки лежат исторические корни правосознания, которое, преломляясь через призму времени, выражает отношение к тем или иным законам. Отсутствие четких ориентиров в области правовой идеологии и правосознания в прошлом налагает негативный отпечаток, тем самым размывает контуры правосознания граждан сегодняшних правоотношений.

Для примера обратимся к источникам, из которых видно, что в 1989 г. к категории «советский человек» относили себя 30 % жителей СССР, а через десять лет уже 64,8 % [1, с. 101]. Следующие данные социологического опроса показывают, что 19 % респондентов считают со-

ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА ОБЩЕСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ (2014, № 20)

временное российское общество более справедливым по сравнению с советским, менее справедливым - 57 %, таким же, как советское, - 11 % [2, с. 639]. Эти показатели, как зеркало, отражают показатели правосознания современного российского общества. По уровню правосознания насчитывается 19 % субъектов - носителей перспективного правосознания, ретроспективного -57 % и обращенного к настоящему - 11 %. При этом более 10 % субъектов - носителей правосознания не могут идентифицировать себя в этом плане.

В данном эксперименте просматривается тенденция к определенным изменениям, которые происходят в правосознании россиян. И это отчетливо проявляется в положительных оценках политической и правовой систем, основополагающие идеи которых находятся в Конституции России. Здесь будет уместна мысль А.И. Герцена о том, что «старый порядок вещей крепче признанием его, чем материальной силой, его поддерживающей» [3, с. 82].

На основе этих данных строим вывод, что современное правосознание ищет защиты в правосознании прошлого, это - защитная реакция на негативные проявления реальной правовой действительности - правовой нигилизм и неверие в силу закона и справедливость.

Однако есть и положительные тенденции, которые лежат в основе поддержки политики государства, а также поддержки президента страны и его роли в политических процессах. Согласно данным ВЦИОМ за 2014 г., рейтинг президента Путина поднялся до своего максимума (если брать последние три года). По последним данным, он составляет 71,6 %. Интересно, что рост наблюдался в течение последних нескольких месяцев (видимо, жители России в своем большинстве поддерживают твердость президента Путина в отношении Украины).

Еще одним немаловажным фактором, вызывающим доверие у россиян, является успех наших олимпийцев и паралимпийцев на Олимпиаде и Паралимпиаде в Сочи. Даже нестабильная международная политическая ситуация и введенные против России санкции не сильно влияют на доверие россиян выбранному курсу правительства [4, с. 15].

Обращенность современного правосознания к прошлому правосознанию предполагает наличие единственной государственной идеологии. Однако со времени принятия христианства на Руси религия стала выполнять функцию формирования правосознания. Если учесть тот факт, что религия является областью запретов и дозволений, которые одновременно санкционируют поведение в качестве морально-доброго (благочестивого) и законного (законопослушного) [5, с. 79], то религиозное сознание формирует правопослушное поведение граждан и уважительное отношение к закону.

Установление в России абсолютной монархии дополнило указанную формулу еще одним политическим символом - триадой графа Уварова «Православие, самодержавие и народность». Постепенно религиозно-политическое сознание стало приобретать светский характер. Это создало условия для укрепления правосознания, основанного на идеях легизма. Сложилось стабильное правосознание, адекватно отражающее общественные отношения самодержавной монархии. Новое общественное сознание, правосознание отражало зарождающиеся буржуазные интересы, ценности и идеи и просуществовало до начала 30-х гг. XX в. В дальнейшем переросло в функцию свержения буржуазной законности и правопорядка и, наконец, формирования правосознания трудящихся и их правового воспитания [б, с. 29].

Не успев вытеснить самодержавно-монархическое сознание и завершить свой переход, буржуазное правосознание было уничтожено в ходе социалистического преобразования России. В этом проявляется специфика российского общественного сознания, когда нормальное функционирование правосознания связывается с происходящими событиями в обществе.

Сегодня, как никогда, возрастает роль права в системе законных регуляторов в жизни общества и стабильности государства. Но недостаточный уровень правосознания является насущной проблемой реализации принципов верховенства права. Правовой нигилизм девальвирует подлинные духовно-нравственные ценности, служит почвой для многих негативных социальных явлений (пьянство, наркомания, порнография, проституция, семейное насилие, бытовая преступность, пренебрежение правами и охраняемыми законом интересами окружающих, самоуправство и многое другое).

Для устойчивого формирования правосознания в настоящем необходимо углубленно изучить его прошлые корни, удалив то, что отвергнуто историей, и приняв базис, укоренить в нем ростки нового правосознания. Для этого необходимо:

- создать благоприятный климат в семье;

- формирование правосознания начинать со школьной скамьи, через качество учебного процесса;

- использовать информационные технологии, формирующие правовую грамотность и правосознание;

- усиливать прозрачность, понятность, доступность и эффективность законодательства.

Все это в итоге способствует формированию правосознанию граждан, строителей будущей России как стабильного и могущественного государства.

Ссылки:

1. Соловей В.Д. О государственной стратегии формирования национальной идентичности в России // Мировая экономика и международные отношения. 2003. № 6. С. 101.

2. Справедливые и несправедливые социальные неравенства в современной России / ред.-сост. Р.В. Рывкина. М., 2003. С. 639, 605.

3. Мамут Л.С. Роберт Оуэн и Александр Герцен (общее и специфическое в английском и русском социализме) // Исто-рико-юридические исследования: Россия и Англия. М., 1990. С. 82.

4. Воздействие глобализации на правовую систему России / С.В. Поленина и др. // Государство и право. 2004. № 3. С. 14, 15.

5. Политико-правовые ценности: история и современность / под ред. В.С. Нерсесянца. М., 2000. С. 79.

6. Бура Н.А. Функции общественного правосознания. Киев, 1986. С. 29.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.