Научная статья на тему 'Исторические аспекты становления социально-педагогической поддержки молодежи в России'

Исторические аспекты становления социально-педагогической поддержки молодежи в России Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
453
77
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОЛОДЕЖЬ / СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПОДДЕРЖКА / МИЛОСЕРДИЕ / БЛАГОТВОРИТЕЛЬНОСТЬ / ЗАЩИТА / ГУМАНИЗАЦИЯ ОТНОШЕНИЙ / ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ / СМЫСЛ ЖИЗНИ

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Егорова Татьяна Валентиновна

В статье освещаются исторические этапы становления социально-педагогической поддержки молодежи в России, знание и учет которых необходим для определения направлений и организации взаимодействия с молодежью с целью ее успешного вхождения в общество в условиях современного мира.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Исторические аспекты становления социально-педагогической поддержки молодежи в России»

5. Кузьмин, Н. Н. Низшее и среднее специальное образование в дореволюционной России [Текст] / Н. Н. Кузьмин. - Челябинск: Южно-Уральское книжное издательство, 1971. -280 с

6. Тарасова, Н. История мебельного производства в Санкт-Петербурге [Текст] / Н. Тарасова, С. Стрижак // Дизайн и строительство. - 1999. - № 2(8\

7. Шершеневич, Г. Ф. Курс торгового права. Том 2. Товар. Торговые сделки [Текст] / Г. Ф. Шершеневич. - СПб.: Издание братьев Башмаковых, 1908. - 629 с.

8. Шульгина, Е. Н., Пронина, И. А. История Строгановского училища.1825 -1918 [Текст] / Е. Н. Шульгина, И. А. Пронина. - М.: ООО «ТИД «Русское слово -РС», 2002. -336 с.

УДК 734(09)

Егорова Татьяна Валентиновна

Кандидат педагогических наук, докторант кафедры социальной педагогики и психологии Владимирского государственного гуманитарного университета, eiv@list.ru, Ковров

ИСТОРИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СТАНОВЛЕНИЯ СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПОДДЕРЖКИ МОЛОДЕЖИ В РОССИИ

Egorova Tatyana Valentinovna

The candidate of pedagogical sciences, the associate professor and working for doctor’s degree at the faculty of «Social pedagogics and psychology» of the Vladimir state humanitarian university, eiv@list.ru, st. Kovrov

HISTORICAL ASPECTS OF SOCIAL PEDAGOGICAL SUPPORT FORMATION OF YOUTH IN RUSSIA

В современном мире каждое развитое общество оказывает регулярную помощь и поддержку своим молодым гражданам.

Социально-педагогическая поддержка - одна из форм социально-педаго-гической работы с молодежью, направленная на защиту базовых интересов, создание специального пространства жизнедеятельности с учетом интересов и потребностей, выявление и сопровождение инициатив, ослабление или устранение факторов, оказывающих негативное воздействие на молодого человека и оказание помощи (определение и разрешение возникшей проблемы или ситуации).

В ее основе - субъектный подход к молодому человеку, с предложением новых способов взаимодействия со средой, обществом, отражающих гуманистические ценности цивилизации, самореализации и социокультурной адаптации.

Важнейшей особенностью социально-педагогической поддержки молодежи является ее педагогическая составляющая, направленная на воспитание и образование молодого человека.

В качестве ведущих принципов следует выделить:

- единство социальных, педагогических, психологических и правовых мер помощи в решении повседневных проблем молодёжи;

- приоритет профилактики возможных девиаций перед реагированием на уже возникшие проблемные ситуации.

Важнейшим принципом социально-педагогической поддержки является гуманизация отношения всего общества к молодым людям, что предполагает:

- признание молодого человека как личности и как субъекта системы социальной системы;

- определение правого статуса и юридических механизмов защиты молодых людей на уровне законодательства;

- гарантированность поддержки молодых людей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации;

- непосредственную помощь и поддержку молодому человеку при решении конкретной проблемы [1].

Следует отметить, что осознание необходимости гуманизации отношений в обществе, в целом, и в отношении к молодежи, в частности, происходило в российском общес тве постепенно.

Развитие гуманистических начал в обычаях и традициях российского народа, для которого характерно милосердное отношение к ближнему, происходило на протяжении многих веков.

Традиции милосердия существовали на всех этапах развития российского общества. Русский человек, отмечал А. Н. Бердяев, всегда понимал неравенство как данность, испытание, искус Божий на милосердие, любовь к ближнему. Корни милосердия, которые впитала Христианская Русь, по мнению

А. Н. Бердяева, таятся в родоплеменных традициях помощи у славян. С принятием христианства эти традиции расширились и получили свое закрепление в благотворительности (оказание безвозмездной и, как правило, регулярной помощи и поддержки нуждающимся людям).

Поддержка молодых людей, помощь им в той или иной форме, осуществлялась на протяжении всей истории страны, так как жизнь молодого поколения, его образование и воспитание были взаимосвязаны с жизнью взрослых.

Начало формирования традиций сострадательного, милосердного отношения к обездоленным людям, поддержки сирот, стариков и детей, оставшихся без родственников, на Руси было заложено в родоплеменной исторический период, до X в., когда заботу об осиротевших детях стала брать на себя община.

После крещения Руси (988 г.) традиции благотворительности находят свое подтверждение и разъяснение в заповедях христианства. Основная заповедь (любви к ближнему), прямо указывающая на милосердие как на один их важнейших путей спасения души, способствовала укреплению традиций милосердия и благотворительности в качестве основы социалыю-нравс-твенных норм.

В этот период в обществе поощрялись раздача милостыни, организация трапез с обязательным приглашением нищих, защита и посещение убогих, вдов, немощных и осужденных, забота о молодых гражданах своего государства, которую проявляли, прежде всего, князья. Князь Ярослав Владимирович «Мудрый» первым учредил сиротское училище, в котором обучал на своем иждивении 300 юношей.

Владимир Мономах, великий князь Киевской Руси, считал, что воспитание детей должно строиться не только на послушании, но активности, трудолюбии и приучении к преодолению жизненных трудностей. Сестра Владимира Мономаха княгиня Анна Всеволодовна, основала первое на Руси училище для девиц, которых за свой счет содержала, учила читать, писать и ремеслам.

В тяжелый период междоусобиц и войн, с появлением огромного количества людей, нуждающихся в материальной и моральной помощи, благородную миссию благотворительности взяла на себя церковь, что имело исключительное значение для сохранения в народе присущей ему духовности и веры в добро.

В Уставе XI в. монастыри определяются как форма социальной организации людей. В монастырях не только находили приют страждущие, но также и обучались ремеслам молодые люди. С XIV в. монастыри начинают заниматься распространением грамотности (монахи Киево-Печорского монастыря). Церковь и священнослужители играют в этот период большую роль в благотворительности, которая являлась не вспомогательным средством общественного устройства, а необходимым условием нравственного здоровья народа.

Но благотворительность не ограничивалась деятельностью церкви и отдельных князей. Простые люди также оказывали поддержку детям и молодым людям. Сложившаяся еще в догосударственный период традиция заботиться об осиротевшем ребенке всей общиной преобразовалась в заботу при скудельницах, при которых в сторожках жили на подаяние брошенные дети.

Постепенно в обществе формируется мнение о необходимости вмешательства государства в благотворительную деятельность, так как обширная благотворительность и традиционное народное милосердие способствовали развитию нищенского промысла (возник отдельный слой нищих, в котором было много молодежи и детей, зарабатывающих исключительно попрошайничеством и сбором милостыни). Молодежь зачастую начинала нищенствовать потому, что это было выгоднее, чем зарабатывать трудом. В связи с этим, в начале XVI в. наметилась новая тенденция, связанная

с пониманием необходимости государственных мер помощи истинно нуждающимся. Стоглавый Собор, собранный Иоанном Г розным, констатирует небывалое развитие нищенства, и отсутствие надлежащих мер помощи. Предпринимаются попытки обуздания нищенской стихии: нищих классифицируют «по нуждам»; прекращается безразборчивая раздача милостыни; для действительно нуждающихся открываются богадельни и больницы; те, кто могут работать, привлекаются к труду. Призрение (призирать, по

В. И. Далю - принять, приютить, дать приют и пропитание, взять под покров свой, озаботиться нуждами ближнего) сирот включается в обязанности органов государственного управления, учреждается Церковный патриарший приказ, занимающийся сиротами.

В этот период создаются руководства морального характера, которые позже будут названы «домостроями», где специальные главы посвящены воспитанию детей, например, в «Поучениях и показаниях всякому православному христианину» в качестве главных средств воспитания выделены дом, семья, живой пример родителей. Несомненно, все это являлось значительным шагом вперед, однако идея необходимости продуманных государственных благотворительных мер лишь намечается в этот период, но не находит глубокого понимания среди общественных и государственных деятелей.

История призрения молодых людей в государственных учреждениях на Руси берет свое начало с периода правления царя Федора Алексеевича, при котором земский собор подготовил особый акт о необходимости обучения детей грамоте и ремеслу (1681 г.).

Однако создание государственной системы призрения нуждающихся, когда детство и сиротство становятся объектом попечения государства, начинает осуществляться в эпоху Петра I.

В 1706 г. митрополитом Иовом основан первый приют для незаконнорожденных, которому оказывается серьезная государственная поддержка.

В 1715 г. Петр I издал указ о госпиталях для незаконнорожденных детей, из которых их затем передавали на обучение к мастерам или в услужение к горожанам. Эта форма воспитания сирот практиковалась в России до начала XIX в.

Во время правления Анны Иоановны сложилась система социальной защиты военных и членов их семей, в числе мероприятий которой для детей военных были открыты бесплатные училища (для юношей военное и матросское, для девушек пансионы).

Большой вклад в поддержку детей и молодых людей внесла Екатерина II и ее придворный И. И. Бецкой, который с 1763 по 1790 гг. формировал в России сеть учебно-воспитательных учреждений: воспитательных домов; училищ (позже институтов) для благородных девиц мещанского звания; коммерческих училищ для купецких мальчиков; кадетских корпусов; художественных школ.

В 1763 г. в России открывается «Императорский воспитательный дом», где детей воспитывали на основе труда. Им помогали вырасти самостоятельными людьми, способными приносить пользу себе и Отечеству. Наиболее одаренные воспитанники изучали науки и поступали в дальнейшем в Московский университет, способные девушки - в мещанское отделение Смольного института благородных девиц. Затем и в других городах открываются воспитательные дома, а позже филантропические общества, оказывающие помощь детям и молодым людям, в том числе и с физическими недостатками, которых обучают с учетом их возможностей.

Павел I усилил бюрократический элемент в учреждениях призрения и начал сокращать их количество. При этом его супруга Мария Федоровна становится первым министром благотворительности и проявляет большую заботу о сиротах. В 1798 г. под ее руководством основано Попечительство

о глухонемых детях. На средства императрицы создаются педагогические классы при воспитательных домах и пепиньерские классы в женских гимназиях и институтах для подготовки учительниц, гувернанток, наставниц.

При Александре I впервые в России начинается обучение детей с нарушением зрения. В Петербург приглашается французский учитель В. Гаюи, разработавший методику обучения слепых детей. В 1807 г. открывается первый институт слепых.

Таким образом, формирование государственной системы призрения нуждающихся в помощи детей и молодых людей, развитие определенной социальной политики поддержки молодежи, осознание обществом необходимости его участия в благотворительной деятельности, переход от государственной к общественной и частной благотворительности происходит в России с начала XVII в. до реформы 1861 г.

С 60 годов XIX в. в России зарождаются общественные филантропические организации, формируется сеть благотворительных учреждений, и совершенствуются механизмы благотворительной помощи.

В 1802 г. частными лицами открывается «Филантропическое общество», которое в 1816 г. переименовывается в «Императорское Человеколюбивое общество», в котором не только содержатся немощные и больные, но и обучаются труду сироты. Под руководством княгини Н. С. Трубецкой в Москве в 1862 г. создается опекунский совет детских приютов. Однако следует отметить, что до 1863 г. филантропические общества и приюты открывались только с Высочайшего разрешения, что замедляло их повсеместное распространение. Поэтому до 1861 г. благотворительные общественные объединения числились только в восьми городах. К 1863 г. они были учреждены еще в девяти губерниях.

В послереформенный период ситуация меняется. Общественное призрение в России получает более широкое значение. Благотворительность связывается с благородством души и считается делом каждого. Попечительская деятельность общества распространяется на детей с физическими недостат-

ками, которых не только содержат, но и начинают обучать ремеслам в соответствии с их недугом.

В 1882 г. открылось Общество попечения о бедных и больных детях «Синий крест», руководила которым Великая княгиня Елизавета Маври-киевна, в котором позже появилось отделение защиты детей от жестокого обращения. В это же время на средства частной предпринимательницы А. С. Балицкой был создан первый приют для больных и парализованных детей. Церковные, частные и сословные учреждения в земствах проявляют в делах благотворительности большую активность и самостоятельность.

В докладе комиссии «Некоторые данные о состоянии общественного призрения в России за 1891 г.» указывается, что за период с начала 60-х до начала 90-х годов в каждой земской губернии число установленных для призрения в больницах, домах умалишенных, богадельнях, инвалидных домах, сиротских и воспитательных домах значительно увеличилось. Пожертвования и участие в учреждениях призрения носят регулярный характер, так как личное участие в делах благотворительности воспринимается обществом как морально-нравственный поступок [2].

Важной чертой данного периода является зарождение профессиональной помощи и появление первых профессиональных специалистов в области попечения, подготовка которых начинается на специально организованных курсах: 1911 г. - «Социальная школа» на юридическом факультете Психоневрологического института, где одной из кафедр была «кафедра общественного призрения».

Широкие масштабы принимает просветительская деятельность по отношению к малолетним преступникам и беспризорным. В Москве при Городской думе начинает действовать Благотворительный совет и специальная Детская комиссия, которая занималась статистическим сбором данных об исключенных из школ, выгнанных из приютов за дурное поведение детях, организацией учреждений помощи таким детям и детям, вставшим на путь преступления, контролировала условия содержания малолетних преступников. Вопросам исправления малолетних преступников были посвящены съезды представителей русских исправительных заведений для малолетних (с 1881 до 1911 года прошло 8 съездов).

Следует отметить, что в этот исторический период в России успешно развивалась система различных социальных служб. В 1902 г. действовало 11040 благотворительных учреждений, 19108 попечительских советов.

В обществе сохранялось и укреплялось устойчивое положительное и деятельное отношение к благотворительности. К концу XIX - началу XX в. система общественно-государственного призрения, в том числе молодежи, в России представляла собой разветвленную сеть благотворительных обществ и учреждений.

Переломным моментом в развитии благотворительности в России стала революция 1917 г. С ноября 1917 по октябрь 1918 г. в России выходит целый

ряд постановлений об упразднении благотворительных учреждений. Ликвидация частной собственности и отделение церкви от государства закрыли путь общественной и церковной благотворительности.

Однако в результате тяжелейших последствий Первой мировой и гражданской войн, острейших социальных перемен в стране и уничтожения реальных форм помощи нуждающимся советское государство столкнулось с стремительным ростом острейших социальных проблем: сиротством, беспризорностью, правонарушениями и проституцией детей и подростков, которые требовали незамедлительного решения.

Поэтому государство было вынуждено взять на себя заботу о социально обездоленных молодых людях. На первое место была поставлена задача борьбы с детской беспризорностью и ее причинами, масштабы которой были просто беспрецедентными (около 7 миллионов беспризорников).

На решение этой серьезнейшей проблемы были направлены чрезвычайные государственные меры. В ходе ликвидации беспризорности зарождались новые идеи по организации работы с детьми и молодежью (культурно-просве-тительская деятельность, первые формы социальной защиты прав молодежи), создавались учреждения социально-правовой охраны несовершеннолетних, началась подготовка специалистов для системы социального воспитания.

С 1920-х годов в советской России в рамках государственной молодежной политики начинает формироваться стратегия социальной поддержки молодежи, для реализации которой большое значение имел III съезд Российского коммунистического союза молодежи (1920 г.).

В этот период активно развивается педология, появляется плеяда талантливых педагогов и психологов, ученых и практиков: А. С. Макаренко, 11. П. Блонский, С. Т. Шацкий, Л. С. Выготский, которые посвятили свою жизнь работе и исследованию детей и подростков. Их научные труды, впечатляющие достижения в практической работе получили заслуженное международное признание. Однако в 30-е годы в государстве происходит подмена общечеловеческих ценностей на классовые, закрываются для обсуждения темы о социальных проблемах и социальной поддержке и помощи нуждающимся.

Новые социальные потрясения, связанные с Великой Отечественной войной (1941-1945 гг.), вновь обострили положение детей и молодых людей, к которым стали относиться как к жертвам войны. Государство начинает решать проблему обездоленных через создание школ-интернатов и детских домов.

В 60-е годы возобновляются теоретические и эмпирические исследования по обоснованию социального воспитания молодежи, начинают работу организаторы внеклассной и внешкольной работы, педагоги-организаторы и воспитатели в учреждениях различных ведомств.

К середине 80-х годов XX в. возникла потребность в целостном подходе изучения молодежи как органического субъекта развития общества, сформировалась идея необходимости государственной молодежной политики,

основанная на признании молодежных организаций в качестве важнейших факторов социализации молодежи, и необходимости специальных мер поддержки, которые обязано предпринимать государство для создания равных условий жизненного старта молодых людей. Предполагалось, что начавшиеся реформы в конце 80-х годов будут способствовать созданию благоприятных условий для реализации этих мер. Однако к началу 90-х годов XX в. сложные проблемы работы с молодежью обострились в результате политических, экономических и социальных процессов в обществе. Необходимо было решать вопросы, выходящие за рамки непосредственного учебно-воспитательного процесса, но прямо или косвенно влияющие на его результаты и качество. Вместо этого произошла самоликвидация и ликвидация на государственном уровне молодежных организаций и самого воспитательного направления в работе с молодежью. Тем не менее, в управлении внешкольного воспитания Министерства просвещения СССР получила поддержку идея научно-методического обоснования новой педагогической профессии, призванной решать проблемы детей и молодежи за пределами учебных занятий. В 1991 г. система образования России получила социального педагога широкого профиля, владеющего основами педагогических, психологических, юридических, медицинских знаний.

В последующие годы происходит интенсивное развитие социально-пе-дагогической науки и практики:

- проводится большое число научных исследований междисциплинарного характера;

- оформляется парадигма развития и основные принципы организации социально -педагогической деятельности;

- выходят учебные пособия, курсы лекций, рекомендованные Министерством образования в качестве учебников и учебных пособий;

- анализируется опыт социально-педагогической деятельности различных институтов социума с учетом региональной и муниципальной специфики;

- проводятся сравнительные исследования с целью выявления возможностей, направлений и путей применения зарубежного опыта социально-педагогической деятельности и социальной работы с различными категориями населения в условиях меняющейся России;

- определяются основные направления и формы работы, например, социально-педагогическая поддержка молодежи, направленная на социализацию личности молодого человека, овладение им знаниями, умениями, нормами и правилами, позволяющими жить и успешно строить взаимоотношения в обществе на основе: стремления обретения смысла жизни; возможности самому проектировать будущее; свободного творческого волеизъявления; внутренней ответственности перед собой и другими людьми; признания другого человека как самоценности; самоотдачи, как условия взаимодействия с другими людьми.

Библиографический список

1. Егорова, Т. В. Социально-педагогическая поддержка молодежи неформальных объединений [Текст] / Т. В. Егорова - Ковров: КГТА, 2007 - 204 с.

2. Фирсов, М. В. Антология социальной работы [Текст] / М. В. Фирсов - М.: Сварогъ, 1994. - 288 с.

УДК 378.1

Турбина Мария Александровна

Аспирантка Сибирского государственного университета путей сообщения, руководитель редакционного отдела издательства СГУПСа, maria_turbina@mail.ru, Новосибирск

ОТЕЧЕСТВЕННОЕ ВЫСШЕЕ ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ: НАБОР СТУДЕНТОВ.

НАЧАЛО XX В. - 30-Е ГГ. XX В.

Turbina Maria Aleksandrovna

Post-graduate student of the Siberian state Transport university head of editorial department of the University’s publishing house, maria_turbina@mail.ru, Novosibirsk

DOMESTIC HIGHER TECHNICAL EDUCATION: ADMISSION OF STUDENTS (EARLY XX-TH CENTURY - 1930s)

Контингент поступающих в высшие учебные заведения - важнейший параметр, который наряду с другими, такими как номенклатура специальностей, учебные планы и программы (собственно содержание обучения), методы обучения, формы производственной практики и др., характеризует систему высшего технического (и не только технического) образования. В настоящее время, когда в нашей стране идет серьезная реформа образования на всех его уровнях, это, в частности, и ввод единого государственного экзамена, и переход на двухуровневую систему подготовки специалистов. Но очевидно: любая реформа для того, чтобы быть успешной, должна учитывать опыт предыдущих поколений. В общем можно говорить о том, что, например, перед советской высшей технической школой на этапе ее становления стояли проблемы, подобные тем, какие решаются и сегодня: разрыв между средней и высшей школой, а соответственно и проблема набора, поиск оптимальных вступительных испытаний. В связи с этим будет интересно рассмотреть, каким образом решался сложнейший вопрос о приеме студентов в отечественном высшем техническом образовании и в дорево-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.