Научная статья на тему 'Исторические аспекты развития культурного волонтерства в России'

Исторические аспекты развития культурного волонтерства в России Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
2853
1432
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДОБРОВОЛЬЧЕСТВО / КУЛЬТУРНОЕ ВОЛОНТЕРСТВО / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПРОЕКТЫ / ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ МУЗЕЕВ / УЧРЕЖДЕНИЯ КУЛЬТУРЫ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Горлова Н.И.

В статье представлены исторические и современные практики организации работы с волонтерами в сфере культуры. Они являются комплексными и универсальными, поэтому могут быть применены и для работы с волонтерами различных учреждений культуры.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Исторические аспекты развития культурного волонтерства в России»

УДК 930

ИСТОРИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ КУЛЬТУРНОГО ВОЛОНТЕРСТВА В РОССИИ

© 2016 Н. И. Горлова

канд. ист. наук, доцент кафедры менеджмента и маркетинга спортивной индустрии e-mail: gorlovanat@yandex.ru

Российский экономический университет им. Г.В. Плеханова

В статье представлены исторические и современные практики организации работы с волонтерами в сфере культуры. Они являются комплексными и универсальными, поэтому могут быть применены и для работы с волонтерами различных учреждений культуры.

Ключевые слова: добровольчество, культурное волонтерство, образовательные проекты, деятельность музеев, учреждения культуры.

Волонтерская деятельность в сфере культуры и искусства представляет собой реализуемую посредством активного личного участия волонтера добровольную помощь в поддержке культурных проектов и мероприятий, направленных на приобщение населения к лучшим мировым образцам искусства. Основные задачи культурного волонтерства состоят в сохранении и продвижении культурного достояния, формировании культурной идентичности, популяризации культурной сферы среди молодежи, развитии всеобщей ответственности за сохранение культурного достояния, сохранении «исторической памяти».

Начиная с 1990-х гг. российские организации культуры обратились к практике привлечения волонтеров, в полной мере осознавая важность добровольческих ресурсов. Прежде всего это музеи, которые стали приглашать добровольцев помочь с организацией различных проектов на базе своих площадок. Лидерами развития культурного волонтёрства выступили Москва и Санкт-Петербург, где культурные институты используют волонтёрскую деятельность более умело, чем в регионах.

В 1996 г. Государственный Эрмитаж одним из первых музеев страны запустил волонтерские проекты. В рамках Клуба друзей Эрмитажа добровольцы помогали сориентироваться иностранным туристам, отвечали на вопросы и привлекали посетителей в Клуб друзей. Правда, тогда работа отличалась нерегулярностью и носила временный характер. В 2003 г. была создана Служба волонтеров для помощи в дни празднования юбилея Санкт-Петербурга, что позволило вывести работу с добровольцами на новый качественный уровень и оказать существенную помощь отделам Государственного Эрмитажа в период масштабных юбилейных мероприятий. К направлениям работы волонтеров в Эрмитаже относятся:

□ прием посетителей и помощь администраторам рекреационных зон - контроль за правом доступа в залы и соблюдением маршрутов; мониторинг (служба гостеприимства, сектор туризма, сектор социологических исследований, отдел развития и маркетинговых исследований, служба безопасности);

□ оказание помощи в проведении научно-исследовательских работ -систематизация и каталогизация объектов хранения, реставрация, археологические раскопки (отдел археологии Европы и Западной Сибири, мастерская реставрации мебели, отдел главного архитектора);

□ переводы информационных материалов, помощь в ведении документации и подготовке публикаций; секретарская и курьерская работа (сектор компьютерных технологий, служба гостеприимства, отдел археологии Европы и Западной Сибири, пресс-служба, отдел развития и маркетинговых исследований);

□ разработка и реализация дизайн-проектов - представление проектов в области мультимедиа; помощь в ведении переписки и использовании современных средств коммуникации и информационных технологий (Клуб друзей Эрмитажа, фондохранилище Государственного Эрмитажа в Старой Деревне, отдел археологии Европы и Западной Сибири, научная библиотека);

□ участие в международных образовательных программах, семинарах и конференциях и помощь в их организации; преподавание иностранных языков и организация языковой практики (служба гостеприимства, учебно-методический отдел «Школьный центр», научная библиотека);

О помощь в транспортировке объектов и проведении выставок, театрализованных и концертных мероприятий (сектор туризма, Эрмитажная академия музыки, Эрмитажный театр, отдел перемещения выставок, отдел западноевропейского искусства, научная библиотека, отдел материально-технического снабжения). За время существования Службы волонтеров были созданы схемы сотрудничества ее участников с отделами музея и определены приоритетные направления работы как в Эрмитаже, так и за его пределами. Являясь неотъемлемой частью внутренней жизни музея, Служба волонтеров предоставляет возможность прохождения практики студентам российских и иностранных вузов.

Реализация Года культуры, объявленного в 2014 г. в России, способствовала увеличению количества массовых мероприятий. Городские праздники расширили репертуар культурных городских практик, вовлекли новые аудитории в культурную жизнь города и посетителей в учреждения культуры, что повлекло за собой и массовое привлечение волонтеров. Важно отметить, что разные типы проведенных акций преследовали различные цели. Если для общегородских праздников важно вовлечение в гуляния как можно большего количества людей, обеспечение разнообразной и качественной программы, то фестивальные события отвечают более специфическим целям Министерства культуры. Для проведения событий, связанных с Годом культуры в России, потребовалось вовлечение новых творческих сил в работу учреждений культуры. Так, активную политику в отношении привлечения волонтеров, как правило, ведут организаторы культурно-образовательной акции «Ночь в музее» («Ночь музеев»), которая за несколько лет получила распространение во многих городах России. С каждым годом «Ночь музеев» приобретает все больший масштаб. Для реализации различных организационных и информационных задач приглашаются участники различных молодежных и волонтерских проектов.

Первый волонтерский центр в рамках эксперимента Департамента культуры Москвы по развитию волонтерского движения в столичных музеях и галереях, осваивающий успешный опыт США, открылся в Государственном музее истории ГУЛАГа. Волонтёрам предлагают участвовать в проведении выставок, лекций и концертов, работать с архивными документами, переводить материалы на иностранные языки и помогать людям, пострадавшим от сталинских репрессий. Социально-волонтерский центр Музея ГУЛАГа формирует особое сообщество людей, желающих в свое свободное время оказывать квалифицированную помощь музею и его аудитории. Здесь стараются предлагать волонтёрам творческие и развивающие задачи, например собирать информацию, читая книги: библиотека музея располагает большим

количеством профильных изданий, и перед сотрудниками стоит задача найти в текстах исторические факты и зафиксировать их.

Весной 2012 г. было создано сообщество волонтеров Государственной Третьяковской галереи, которое насчитывает более 250 участников. В большинстве своем это молодые люди (19-26 лет), студенты и выпускники искусствоведческих направлений вузов. Волонтеры Третьяковской галереи принимают участие в подготовке и проведении мероприятий, фотосъемке, мониторинге публикаций, проведении небольших экскурсий. При помощи волонтерского сообщества было реализовано несколько крупных проектов: «Ночь в музее» и «Ночь искусств» в 2013, 2014, 2015 гг., тематические экскурсии «Амазонки авангарда» к 8 Марта по экспозиции «Искусство ХХ века» (2014), экскурсии и летние программы в музее-мастерской Анны Голубкиной (2014, 2015), рекламная кампания и маркетинговое исследование к выставке «Картина и рама» (2014).

Интересный опыт в сфере культурного волонтерства представлен работой Политехнического музея с волонтерами. В 2011 г. Политехнический музей работал с волонтерами сначала только на больших проектах (фестиваль актуального научного кино «360°», «Научный туннель Макса Планка»), привлекая в первую очередь студентов и выпускников профильных вузов. Но в 2013 г., в связи с реконструкцией исторического здания музея на Новой площади, у Политеха появилось сразу три постоянных адреса на карте Москвы и увеличилось количество предложений к посетителям и количество волонтеров, соответственно. Следуя неизменному принципу популяризации науки, музей превратился в настоящую научно-культурную институцию, куда ежедневно приходят посетители разных возрастов. Еженедельно в его деятельности участвуют от 30 до 150 добровольцев. Насыщенная событиями жизнь Политехнического музея на ВДНХ и партнерских площадках открывает множество возможностей для волонтеров: от помощи на отдельных мероприятиях — таких как фестиваль науки и любознательности «Политех», фестиваль актуального научного кино «360°», программа неформальных научно-популярных конференций «Научные бои» и цикл образовательных событий музейного лектория — до полноценного участия в жизни музея. Можно попробовать себя в качестве консультанта по взаимодействию с новейшими музейными технологиями на площадке основной экспозиции музея «Россия делает сама» или сделать свой вклад в организационную часть проекта «Университет детей» — программы дополнительного образования для школьников 811 лет. Также Политехнический музей предоставляет возможность пройти стажировку в любом из своих отделов — от выставочного департамента до группы развития. Опыт работы волонтером гарантирует знакомство с основами музейного дела на базе одной из крупнейших площадок со 140-летней историей, взгляд изнутри на процессы организации выставочных и образовательных событий огромного масштаба и стремительное развитие личных и профессиональных качеств за счет участия в специальной программе тренингов по ораторскому искусству и работе с людьми.

График работы в экспозиции музея строится с учетом свободного времени участников волонтерской программы и может составлять от одной до четырех смен в неделю (при желании можно и больше).

Волонтеры помогают во всех направлениях деятельности музея:

- эксплейнеры на выставках и в экспозиции - работают с посетителями и предметами/объектами;

- ассистенты на детских занятиях (в научных лабораториях, в детском лектории, «университете детей»);

- ассистенты публичных событий музея - лекции, ворк-шопы, перфомансы («управляют массами», консультируют, работают с микрофоном, проводят соцопросы);

- pro bono волонтеры - специалисты в той или иной области (журналисты, фотографы, преподаватели, инженеры), которые приходят в музей в свое свободное время, на определенное событие или удаленно помогают сделать ту или иную работу, будучи компетентными.

- волонтеры фондов и Политехнической библиотеки - помогают хранителям во время экскурсий: встречают посетителей, «замыкают» группу, следят за сохранностью объектов; помогают в библиотеке - каталогизируют периодические издания.

Активно продвигается программа волонтерства в Дарвиновском музее. Волонтеров учат принимать и консультировать посетителей, привлекают к организационной поддержке музейных мероприятий, в том числе вернисажей выставок, к проведению социологических исследований (анкетированию посетителей), секретарской и курьерской работе, продвижению музея в Сети. Волонтер сам определяет время, которое может посвятить работе в музее, и согласовывает его с координатором программы. Чаще всего помощь требуется на разовых мероприятиях — открытиях выставок, мастер-классах и экологических праздниках. Музей выдает волонтеру пропуск для доступа на площадку.

В других регионах России можно также отметить успешные примеры использования добровольчества в учреждениях культуры.

Ассоциация музейных волонтёров города Нижневартовска является добровольным общественным объединением руководителей и представителей активов школьных музеев.

Целью создания и деятельности ассоциации является сохранение исторического и культурного наследия посредством формирования единого музейного пространства, тесного сотрудничества школьных музеев города через организацию совместных семинаров, конференций и выездных экскурсий. Ассоциация стремится к повышению гражданской активности подростков и молодёжи через изучение музейного дела, экскурсионную программу, проектную деятельность.

В задачи ассоциации входят:

• осуществление многоуровневого, многопространственного и многовременного переплетения взаимодействующих друг с другом различных информационных потоков: в музее расширятся связи с обществом, возрастет репутация музея и его востребованность;

• формирование у подрастающего поколения высокой нравственности, патриотизма, чувства ответственности за судьбу России, уважения к боевым и трудовым подвигам народа;

• создание новой среды и условий для эффективного патриотического воспитания молодёжи;

• формирование у подростков объективного подхода к историческим событиям в жизни страны;

• сохранение историко-культурного наследия путем привлечения волонтёров к фондовой, экскурсионной и выставочной работе;

• выявление, обобщение и совершенствование методов и форм работы школьных музеев;

• координация деятельности членов ассоциации в информационной, методической, организационной и других сферах.

К видам деятельности ассоциации относятся:

1) организация обучения музейному делу;

2) организация тематических выставок, экскурсий, приуроченных к наиболее значимым событиям страны, подготовка и проведение акций, конференций и других мероприятий;

3) выпуск итоговой газеты о проделанной работе для формирования информационно-аналитического сборника с целью обмена опытом руководителей и волонтёров школьных музеев.

Данная ассоциация призвана объединить на добровольной основе городские школьные музеи, готовые участвовать в реализации совместных целей и программ.

За два последних года 50 обучающихся школ города прошли обучение по организации музейной работы в школе. Волонтёры познакомились с выставочной деятельностью, посетили городские музеи, узнали, как создаются общественные музеи.

«Музейный добровольческий десант» - это проект создания волонтерского лагеря на базе Государственного мемориального и природного заповедника «Музей-усадьба Л. Н. Толстого "Ясная Поляна"».

Цель проекта - создание вокруг всемирно известного музея сообщества заинтересованных людей, желающих своим безвозмездным трудом способствовать сохранению уникального культурного и природного ландшафта Ясной Поляны, где Лев Толстой прожил большую часть своей жизни.

В течение года запланированы три волонтерские смены, у каждой из которых свои цели и задачи, а также виды и объемы работ в зависимости от сезона. Под руководством музейных хранителей участники волонтерского лагеря ухаживают за саженцами в питомнике и плодовыми деревьями в садах, работают на музейном огороде и в теплице, расчищают мемориальные лесные и парковые участки, высаживают цветы и травы в центральной части усадьбы и т. д.

В программе волонтерского лагеря - знакомство с историей толстовской усадьбы и традициями семьи Толстых, лекции и экскурсии, театральные и танцевальные мастер-классы, занятия народным творчеством, социологические опросы и помощь местным жителям, участие в музейных праздниках и культурных событиях.

Задачи проекта: сокращение дефицита трудовых и финансовых ресурсов для сохранения мемориального облика усадьбы; изучение и передача российского и зарубежного волонтерского опыта в сфере сохранения культурного и природного наследия; реализация творческого потенциала волонтёров-участников и др.

При отборе волонтеров музеи используют различные методы, такие как собеседование, анкетирование, прохождение испытательного срока. Всем желающим работать волонтерами предлагается заполнить анкету на сайте организации и ознакомиться с основными требованиями к волонтерам.

Музеи, в свою очередь, создают условия для обеспечения труда волонтеров, оказывают им материально-техническую, информационную и консультационную поддержку в выполнении добровольно взятых на себя обязательств.

Музеи обращаются к практике формирования компетентностной модели волонтеров, участвующих в организации и проведении мероприятий организации. Так, по мнению сотрудников Политехнического музея, волонтеры должны проявлять интерес к науке и искусству, отличаться коммуникабельностью и вежливостью, так как им предстоит активно работать с многочисленной и очень разнопрофильной аудиторией музея. Одними из ключевых требований к волонтерам Государственного Эрмитажа стали готовность способствовать развитию музея на добровольной основе, участвовать во внутренней жизни музея; готовность к быстрой смене условий работы; следование требованиям распределения, в том числе работа под контролем начальства на местах; способность работать в коллективе, коммуникабельность и обучаемость; базовая образовательная подготовка; физическое и эмоциональное здоровье.

Определение роли волонтеров, разработка их должностных обязанностей, вопросы коммуникации во многом зависят от моделей организации работы волонтеров, используемых организациями культуры.

Большое значение музеи страны придают системе поощрений волонтеров, что позволяет повысить активность и качество работы добровольцев, более объективно оценивать выполняемую работу по степени вовлеченности в деятельность на различных уровнях (например, начиная от участия в проекте вплоть до его курирования), а также развивать у них такие социально значимые качества личности, как дисциплинированность, ответственность за выполнение планов, заданий, добросовестность и др. В качестве бонусной программы для волонтеров предусматриваются бесплатный вход в музей, приглашения на концерты и выставки, доступ к уникальным музейным фондам и образовательным программам культурных учреждений. Бонусами становятся специальные программы тренингов по ораторскому искусству, работе с людьми и развитию личности. Например, «Карта волонтера» Политехнического музея предусматривает бесплатное посещение выставок и лекций в течение года. Чтобы получить такую карту, нужно успешно пройти с командой Политеха крупный проект или работать в экспозиции не меньше 2 месяцев. Для участников волонтерского сообщества Государственного Эрмитажа планируется организация специальных лекций, семинаров, кинопоказов и дискуссий, а также выпуск карт волонтёра, по которым можно будет получать скидки в кафе и книжном магазине музея, а впоследствии на территории партнерских площадок. МВО «Манеж» предусматривает в рамках бонусной программы для волонтеров: участие в различных мероприятиях; благодарственные письма от руководства; билеты на выставки, приглашения на вернисажи; бесценный опыт работы в команде крупнейшего музейно-выставочного объединения.

Вовлечение в добровольческую практику в сфере культуры способствует эффективному раскрытию и реализации социально-культурного творчества волонтеров в рамках предлагаемых проектов учреждений. Сегодня, работая добровольцем в проектных командах столичных учреждений культуры, можно приобрести поистине бесценный опыт в разнообразных сферах деятельности, получить авторитетные рекомендации и перспективную работу. В рамках предлагаемых видов работ обеспечивается эффективное погружение волонтеров в практико-ориентированную, социально значимую деятельность учреждений культуры, способствующую развитию личностных качеств.

В 2015 г. восемь ведущих музеев в Москве (Государственная Третьяковская галерея, Политехнический музей, Государственный Дарвиновский музей, Государственный музей истории ГУЛАГа, Московский музей современного искусства, мультимедиа Арт Музей, музейное объединение "Музей Москвы", музей современного искусства «Гараж») разработали специальную карту, дающую право бесплатного прохода на крупнейшие площадки и постоянные экспозиции музеев, участвующих в программе. Каждый музей самостоятельно выдает своим волонтерам именные карты, действительные в течение полугода с момента выдачи. Карта «Спутник» - способ музеев сказать «спасибо» и, в свою очередь, поддержать волонтеров. Бесплатный вход на экспозиции - только начало, с увеличением числа участников программы лояльности волонтеры получат новые бонусы и привилегии от наших потенциальных партнеров.

В 2015 г. впервые Благотворительным фондом В. Потанина учреждена номинация «Лучший волонтерский проект музея». Приз присуждается за проект развития волонтёрской службы музея. Жюри фестиваля при участии фонда рассматривает опыт работы музея с волонтёрами, уже реализованные волонтерские проекты, в каком направлении музей предполагает развивать волонтерскую службу, есть ли у музея заинтересованность в приглашении коллег для передачи

опыта. Так, волонтерский проект Третьяковской галереи был отмечен жюри за высокий уровень профессионализма и глубину проработки.

В феврале 2015 г. в городе Сочи состоялся «I Всероссийский форум добровольцев», в рамках деятельности которого были определены четыре приоритетных направления развития добровольчества в России, одним из которых стало культурное волонтёрство. Анализ современного состояния культурного волонтерства позволил обозначить ключевые проблемы в его организации.

□ информационный вакуум вокруг волонтерской деятельности в культурой сфере;

О отсутствие социального заказа на культурное волонтерство (неготовность учреждений культуры к применению волонтерской работы);

О отсутствие готовых моделей взаимодействия между учреждениями культуры и волонтерами на основных культурных площадках;

О отсутствие региональной системы развития и управления культурным волонтерством;

О отсутствие определения статуса волонтеров (волонтерские книжки, льготы).

Для решения озвученных проблем необходимо создать благоприятную среду для развития культурного волонтерства, а именно: создание моды/тренда на культуру (посещение театров, музеев и т.д.); привлечение СМИ к информированию о культурных площадках; формирование «клубной» культуры (региональной, районной и т.д.); создание моделей и технологий развития «семейных клубов» (курсы для детей и родителей); формирование единого канала информирования о культурных мероприятиях по принципу «одного окна» (портал госуслуг (gosuslugi.ru), ссылки, социальные сети, региональные СМИ и т.д.); создание готовых моделей взаимодействия для культурных площадок; развитие волонтерского статуса («волонтерский стаж» в качестве практики).

Развитию культурного волонтерства в регионах будут способствовать: мониторинг запросов региональной культурной сферы, осуществляемый через комитеты в регионах для выявления особенностей культурной жизни регионов; составление актуального регламента развития культурного волонтерства; направление «рекомендательных» писем в региональные комитеты о приоритетах направления «культурное волонтерство»; формирование сетки мероприятий с сотрудниками культурных учреждений с учетом работы с волонтерами.

По вопросам образовательных мероприятий по направлению «культурное волонтерство» можно представить следующие меры: организация и проведение форумов для волонтеров (best practice, технологии социального проектирования); делегирование профессиональным сообществам отбора участников на форумы и сессии; создание «клубов по интересам» и новых областей в направлении (граффити); поддержка молодежных инициатив, объединение вокруг культурных площадок; проведение ежегодных культурных флешмобов в городах России одновременно для объединения информационного пространства; организация форумов и встреч во всех регионах для трансляции и передачи ключевых моделей по работе с волонтерами (обобщения опыта, тенденций, формулировки проблем, открытия новых возможностей); проведение форумов и встреч на федеральном уровне для развития партнерства; разработка ежегодной тематики (общей повестки для всех региональных форумов по вопросам культурного волонтерства); создание позитивного имиджа культурного волонтерства (общая символика, символика отдельных проектов); развитие сотрудничества с творческими вузами.

Библиографический список

Горлова Н.И. Спортивное волонтерство - новое направление развития волонтерской деятельности России // Актуальные проблемы теории, истории и практики социальной работы: сб. науч. ст. студ. и препод. кафедры теории и методологии социальной работы / под ред. Л.И. Старовойтовой. М., 2014. С. 92-96.

Макарова (Рошко) Г.А. Волонтерская деятельность в учреждениях искусства как перспективное направление коррекции музыкальных предпочтений молодежи // Роль звуковой среды в формировании ментальности молодежи: материалы междунар. науч.-практ. конф., Липецк, 5 дек. 2008 г. / Липецкий гос. пед. ун-т. Липецк, 2008. С. 207-216.

Тульчинский Г.Л., Шекова Е.Л. Менеджмент в сфере культуры: учебник. СПб.: Планета Музыки, 2009.

Шекова Е.Л. Менеджмент в сфере культуры: российский и зарубежный опыт. СПб.: Алетейя, 2006. С. 66-67.

Шекова Е.Л. Мотивация сотрудников и волонтеров в сфере культуры: опыт России и США [Электронный ресурс]. URL: http://www.nkor.ru/articles/2009/1/4663.html (дата обращения: 12.05.2016).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.