Научная статья на тему 'Историческая хронологическая карта развития литературы и поэзии арабского халифата'

Историческая хронологическая карта развития литературы и поэзии арабского халифата Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
1847
178
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АРАБСКИЙ ХАЛИФАТ / АРАБСКАЯ КУЛЬТУРА / ХРОНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА / ИСТОРИЯ / ЛИТЕРАТУРА / ПОЭЗИЯ / THE ARABIAN CALIPHATE / ARABIC CULTURE / CHRONOLOGICAL MAP / HISTORY / LITERATURE / POETRY

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Кирмасов Борис Алексеевич

В статье восстанавливается исторический процесс развития литературы и поэзии Арабского халифата путем создания хронологической карты, помогающей оценить вклад арабских писателей и поэтов в развитие мировой культуры.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The Historical Chronological Map of the Development of the Arabian Caliphate Literature and Poetry

The article recovers the historical process of the development of the literature and poetry of the Arabian caliphate by dint of drawing of a chronological map that helps to evaluate the contribution of the Arabic writers and poets to the development of world culture.

Текст научной работы на тему «Историческая хронологическая карта развития литературы и поэзии арабского халифата»

Историческая хронологическая карта развития литературы и поэзии Арабского халифата

Б. А. Кирмасов (Московский гуманитарный педагогический институт)

В статье восстанавливается исторический процесс развития литературы и поэзии Арабского халифата путем создания хронологической карты, помогающей оценить вклад арабских писателей и поэтов в развитие мировой культуры.

Ключевые слова: Арабский халифат, арабская культура, хронологическая карта, история, литература, поэзия.

Осмысление событийной истории литературного и поэтического процесса в ходе развития культуры в Арабском халифате представляет собой одну из важнейших научных задач в процессе культурологического анализа арабской культуры. Для ее решения мы предлагаем метод создания хронологической карты, которая позволяет систематизировать знания, в том числе о том влиянии единого арабского языка, позволившего создать научные, философские и литературные произведения, на мировую культуру.

Основой арабской культуры стала культура ислама, которая объединила народы, позволила сформировать уникальные традиции литературы и поэзии на основе этнонацио-нального античного, египетского, иранского и ассирийского наследия.

Художественный процесс в арабской культуре развивался в конкретных исторических условиях, которые характеризуются следующими особенностями:

— знакомство с культурным наследием других народов дало возможность заложить

особые традиции и содержание арабской литературы и поэзии;

— особое место в культуре занимает персидский период, когда арабы активно знакомились с иранским наследием, а персы приняли систему арабского языка и письма, создали выдающиеся литературные и поэтические произведения;

— значительное влияние на культуру оказал суфизм (мистическое учение), который стал благодатной основой для создания произведений высокой духовности, морали и нравственности.

В VIII в. арабы полностью утвердились на Пиренейском полуострове, назвав Испанию Аль-Андалус. В испанских городах открывались культурные центры, библиотеки и университеты. Сложились андалузская литература и поэзия.

В хронологической карте особое внимание уделяется раскрытию становления и развитию арабской прозы, которая включала в себя произведения самых разных жанров — от коротких рассказов до больших романов. Произведения писателей оказали огромное влияние на развитие культуры разных народов Арабского халифата.

Особое место в мировой поэзии занимают арабские поэты, создавшие выдающиеся произведения, раскрывающие национальные традиции духовности, морали и нравственности. В хронологической карте также показываются исторические страницы жизни и деятельности арабских писателей и поэтов, вклад арабской мысли в развитие философии, культуры и образования.

Необходимо отметить, что при разработке данной исторической проблемы автор систематизировал содержательные аспекты данного вопроса на основе использования информационного материала Большой советской энциклопедии (Большая советская энциклопедия, 1969), научного исследования И. Ю. Крач-ковского по истории русской арабистики (Крачковский, 1950). Содержание творчества поэтов и писателей в Арабском халифате освещается на основе отечественного Литературного энциклопедического словаря (Литературный энциклопедический..., 1987). Из мо-

нографии Д. и Ж. Сурдель (Сурдель Д., Сур-дель Ж., 2006) использовались примеры становления литературы и поэзии народов Ближнего и Среднего Востока. Различные факты и примеры о деятельности арабских писателей и поэтов взяты из исследования В. Штайна о хронологии мировой цивилизации (Штайн, 2003).

В хронологической карте раскрываются следующие исторические этапы: VI-VП вв. — создание памятников устного народного творчества; VIII в. — становление городского литературного и поэтического творчества; !Х-ХП вв. — достижения наивысшего расцвета арабской литературы.

ИСТОРИЧЕСКАЯ ХРОНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА РАЗВИТИЯ АРАБСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ И ПОЭЗИИ В СРЕДНИЕ ВЕКА (УШ-ХУШ вв.)

610 г. — Мухаммад, выступая как пророк, от имени единственного Бога (Аллаха) обличает идолопоклонническое почитание святынь Каабы в Мекке.

622 г. — Мухаммад и его сторонники переселяются из Мекки в Ясриб (Медину). Начало мусульманского летоисчисления.

625 г. — Мухаммад, основатель ислама, провозглашает новые этичные нормы арабских племен.

630 г. — Мекка покоряется Мухаммаду, который разрушает идолов Каабы, кроме Черного камня, сохраняющегося как место паломничества и святилище ислама. Его учение признают все арабские племена.

632 г. — умирает Мухаммад (род. ок. 570), основатель ислама из рода хашимитов, мек-канского племени курейш, проповедник и теократический правитель.

Основной источник ислама — Коран — понимается мусульманами как откровение, которое Бог продиктовал пророку Мухаммаду.

Абу-Бакр (572-634) — один из ближайших сподвижников Мухаммада, первый халиф в халифате. Во время его правления Зайд ибн Сабит, бывший секретарь Мухаммада, составляет первый сводный текст Корана, который передавался только в устной форме — «чтецами».

641 г. — арабы вытесняют в Персии зароас-тризм, утверждают ислам и правят в Персии до 1258 г.

651 г. — Зайд ибн Сабит создает окончательную редакцию Корана.

656 г. — основание мечети Харам в Медине (на месте дома Мухаммада; включает гробницы Мухаммада, Фатимы, первых халифов, обширный двор с галереей на аркадах. Многократно перестраивалась).

687-691 гг. — строительство 8-гранной мечети Куббат-ас-Сахра (Купол скалы, на месте разрушенного римлянами храма Соломона). Оформление: смальтовые мозаики, пышный декор.

690 г. — на территории халифата арабский язык введен в делопроизводство.

721-757 гг. — жизнь и деятельность Ибн-ал-Мукаффы, арабского писателя, автора книги «Большое и малое наставления»; арабская версия «Кахиллы и Димны».

760 г. — Абу Абдаллах Мухаммед ибн Исхак создает описание пророка Мухаммада (Сира) — Книгу жития посланника Аллаха («Китаб сират расул аллах»), первый образец мусульманской агиографии.

775-868 гг. — жизнь и деятельность Аль-Джахиза, прозаика, филолога, написал сборник рассказов о городской жизни «Книга о скупых».

VIII в. — на территории Ирана и Сирии зарождается мистико-аскетическое течение в исламе — суфизм.

830 г. — в Багдаде осуществляется перевод на арабский язык сочинений Гиппократа, Евклида, Архимеда, Аристотеля, Птолемея, Платона.

838-923 гг. — жизнь и деятельность Ат-Та-бари (Абу Джафара Мухаммада ибн Джарир ат-Табари), арабского историка и богослова из Багдада, разработавшего обширный комментарий к Корану.

858-938/940 гг. — жизнь и деятельность Ибн Абда Раббихи, андалузского поэта, создателя литературной антологии «Книга чудесного ожерелья».

860-941 гг. — жизнь и деятельность Абу Абдаллаха Джафара (Рудаки), который вошел в историю под именем Адама поэтов Ирана;

он заложил основы персидской литературы и поэзии.

955-1020 гг. — жизнь и деятельность Абулькасима Фирдоуси, персидского поэта, автора эпической поэмы «Шахнаме» («Книга о царях», история Персии). Ему приписывается также поэма «Юсуф и Зулейха» (библейско-коранический сюжет об Иосифе).

973-1057 гг. — жизнь и деятельность Абу-ль-Аха аль-Мадри, прозаика и поэта, автора сборника «Искры от огнива».

1006-1088 гг. — жизнь и деятельность Абу Исмаила Ансари, иранского писателя-суфия, сделавшего прозаическую обработку сюжета о Юсуфе и Зулейхе.

1040-1095 гг. — жизнь и деятельность аль Мутамида ибн Аббада, арабского андалузского поэта, ученика ибн Зайдуна.

1048-1131 гг. — жизнь и деятельность Омара Хайяма Гиясаддина Абу-ль-Фатха ибн Ибрахима, персидского и таджикского поэта, математика, философа, автора многочисленных рубаи, философских («Трактат о бытии и долженствовании»), математических («О доказательствах задач алгебры и алмукабалы») и астрономических («Книга о празднике весеннего равноденствия ноуруз») сочинений. В трактате «Комментарии к трудным постулатам книги Евклида» он, пытаясь доказать постулат Евклида о параллельности прямых, выдвинул три гипотезы об остром, прямом и тупом углах 4-угольника, так называемого 4-угольника Саккери, что создало предпосылки для появления в XIX в. неевклидовых геометрий. Расширил понятие числа и положительного иррационального числа, тем самым окончательно преодолев ограничения, обусловленные концепцией числа пифагорейцев.

1101 г. — Мутазали аз Замах Шари создает классический Тафсир (комментарии к Корану).

1120-1199 гг. — жизнь и деятельность Ха-кани, персидского поэта, создателя философского касыда «Зерцало чистоты», в котором используются сведения из различных наук.

1135 гг. — первые упоминания о праздновании дня рождения пророка Мухаммада — Му-алид ан-наби (Мавлид).

1141-1209 гг. — жизнь и деятельность Низами Гянджеви, азербайджанского поэта (на

персидском языке) и мыслителя, основателя жанра любовной поэзии в персидской литературе, главное сочинение «Пять сокровищ» (или «Пятерица», «Хамсе») из пяти поэм: «Сокровищница тайн», «Хосров и Ширин», «Лейли и Меджнун», «Семь красавиц» и «Ис-кандер-наме».

1203/1210-1292 гг. — жизнь и деятельность Абу Мухаммада Абдаллаха (Саади) — всемирно известного персидского лирика и моралиста, создателя сочинений «Гулистан» и «Бустан».

1207-1273 гг. — жизнь и деятельность Джа-лаледдина Руми, персидского мыслителя-су-фия, поэта-мистика, основателя секты танцующих дервишей, жил в Турции; автор религиозно-философской поэмы «Месневи и манави», лирического дивана (газели, оды), философских трактатов.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Большая советская энциклопедия (1969) / гл. ред. А. М. Прохоров. 3-е изд. М. : Советская энциклопедия. Т. 1.

Крачковский, И. Ю. (1950) Очерки по истории русской арабистики. М. ; Л. : Изд-во АН СССР.

Литературный энциклопедический словарь (1987) / под общ. ред. В. М. Кожевникова, П. А. Николаева. М. : Советская энциклопедия.

Сурдель, Д., Сурдель, Ж. (2006) Цивилизация классического ислама. Екатеринбург : У-Фак-тория.

Штайн, В. (2003) Хронология мировой цивилизации. М. : Слово/Slovo. Т. 1.

THE HISTORICAL CHRONOLOGICAL MAP

OF THE DEVELOPMENT OF THE ARABIAN CALIPHATE LITERATURE AND POETRY B. A. Kirmasov (Moscow Humanitarian Pedagogical Institute)

The article recovers the historical process of the development ofthe literature and poetry ofthe Arabian caliphate by dint of drawing of a chronological map that helps to evaluate the contribution of the Arabic writers and poets to the development of world culture.

Keywords: the Arabian caliphate, Arabic culture, chronological map, history, literature, poetry.

BIBLIOGRAPHY (TRANSLITERATION)

Bol’shaia sovetskaia entsiklopediia (1969) / gl. red. A. M. Prokhorov. 3-e izd. M. : Sovetskaia entsi-klopediia. T. 1.

Krachkovskii, I. Iu. (1950) Ocherki po istorii rus-skoi arabistiki. M. ; L. : Izd-vo AN SSSR.

Literaturnyi entsiklopedicheskii slovar’ (1987) / pod obshch. red. V. M. Kozhevnikova, P. A. Nikolaeva. M. : Sovetskaia entsiklopediia.

Surdel’, D., Surdel’, Zh. (2006) Tsivilizatsiia klas-sicheskogo islama. Ekaterinburg : U-Faktoriia.

Shtain, V. (2003) Khronologiia mirovoi tsivilizat-sii. M. : Slovo/Slovo. T. 1.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.