Научная статья на тему 'Истоки становления оздоровительной работы с учащимися в период каникул в Украине (конец ХIХ начало ХХ В. )'

Истоки становления оздоровительной работы с учащимися в период каникул в Украине (конец ХIХ начало ХХ В. ) Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
117
35
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОЗДОРОВЛЕНИЕ УЧАЩИХСЯ / ЛЕТНИЕ ШКОЛЬНЫЕ КОЛОНИИ / ОБЩЕСТВЕННОСТЬ / ОЗДОРОВЛЕННЯ УЧНіВ / ЛіТНі ШКіЛЬНі КОЛОНії / ГРОМАДСЬКіСТЬ / PUPIL'S RECOVERY / HOLIDAYS / COMMUNITY

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Приходько А. И.

В статье представлены результаты изучения проблемы зарождения в Украине оздоровительной работы с учащимися в период школьных каникул (конец ХІХ начало ХХ в.). Существование летних школьных колоний в исследуемый период было возможным исключительно благодаря общественной инициативе. Основными источниками финансирования были случайные пожертвования, сборы от благотворительных концертов, базаров, вечеров, массовых гуляний, публичных лекций, оплаты, взимаемой с колонистов за пребывание в колонии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Origins of formation of sanitary work with the pupils during the holidays in Ukraine (end of XIX-beginning of XX century)

In article are produced the results of studying the problem of origin the sanitary work with the pupils during the holidays (end of XIX-beginning of XX century). Existence of years school colonys in the explored season possible was extreme due to the public initiative. The basic sources of financing were casual donations, collectings from charitable concerts, markets, evenings, mass walk, public lectures, the disbursement raised from colonists for stay in colony.

Текст научной работы на тему «Истоки становления оздоровительной работы с учащимися в период каникул в Украине (конец ХIХ начало ХХ В. )»

- 1970. - Vol. 17. - P. 17 - 26.

5. Braunwald E., Antman E.M., Beasley J.W., Califf R.M., Cheitlin M.D., Hochman J.S., Jones R.H., Kereiakes D., Kupersmith J., Levin T.N., Pepine C.J., Schaeffer J.W., Smith E.E. III, Steward D.E., Theroux P. ACC / AHA guidelines for the management of patients with unstable angina and non-ST-elevation myocardial infarction: executive summary and recommendations: report of the American College of Cardiology / American Heart Association Task Force on Practice Guidelines (Committee on Management of Patients with Unstable Angina ) // Curculation. - 2000. - Vol. 102. - P. 1193 - 1209.

6. Brink E., Karlson B.W., Hallberg L.R.-M. Health experiences of first-time myocardial infarction: factors influencing womens and mens health-related quality of life after five months // Psychol. Health. Med. - 2002. - Vol. 17, № 1. - P. 5 - 16.

7. Dempster M., Donelly M.A. Comparative Analysis of the SF-12 and the SF-36 among Ischemia Heart Disease Patients // J. Health Psychol. - 2002. - Vol. 6, № 6. - P. 707 - 711.

8. Erdmann E. Health economies and quality of the as sues in heart failure / Foreword // Eur. Heart. J. - 1998. - Vol. 19 (Supple 1). - P. 1.

9. Jenkinson C., Jenkinson D., Shepperd S. et al. Evaluation of treatment for congestive heart failure in patients ages 60 years and older using generic measures of health status (SF-36 and COOP charts) // Age Ageing. - 1997. - Vol. 26, №

1. - P. 7 - 13.

10. Killip T., Kimball J.T. Treatment of myocardial infarction in a coronary care unit: a two year experience with 250 patients // Am. J. Cardiol. - 1967. - Vol. 20. - P. 457 - 464.

11. Rector T.S. Measurement of clinical efficacy in studies of heart failure letter; comment // Circulation. - 1998. - Vol. 97. - P. 707.

Поступила в редакцию 25.12.2006г.

ИСТОКИ СТАНОВЛЕНИЯ ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ С УЧАЩИМИСЯ В ПЕРИОД КАНИКУЛ В УКРАИНЕ (КОНЕЦ ХІХ - НАЧАЛО ХХ В.) Приходько А. И.

Национальная юридическая академия Украины имени Ярослава Мудрого

Аннотация. В статье представлены результаты изучения проблемы зарождения в Украине оздоровительной работы с учащимися в период школьных каникул (конец ХІХ - начало ХХ в.). Существование летних школьных колоний в исследуемый период было возможным исключительно благодаря общественной инициативе. Основными источниками финансирования были случайные пожертвования, сборы от благотворительных концертов, базаров, вечеров, массовых гуляний, публичных лекций, оплаты, взимаемой с колонистов за пребывание в колонии.

Ключевые слова: оздоровление учащихся, летние школьные колонии, общественность.

Анотація. Приходько Г.І. Витоки становлення оздоровчої роботи з учнями у період канікул в Україні (кінець Х!Х - початок ХХ ст.). У статті подано результати вивчення зародження в Україні оздоровчої роботи з учнями в період шкільних канікул (кінець Х!Х - початок ХХ ст.). Існування літніх шкільних колоній у досліджуваний період було можливим винятково завдяки суспільній ініціативі. Основними джерелами фінансування були випадкові пожертвування, збори від благодійних концертів, базарів, вечорів, масових гулянок, публічних лекцій, оплати, що стягує з колоністів за перебування в колонії.

Ключові слова: оздоровлення учнів, літні шкільні ко -

лонії, громадськість.

Annotation. Prikhodko A.I. Origins of formation of sanitary work with the pupils during the holidays in Ukraine (end of XIX-beginning of XX century). In article are produced the results of studying the problem of origin the sanitary work with the pupils during the holidays (end of XIX-beginning of XX century). Existence of years school colonys in the explored season possible was extreme due to the public initiative. The basic sources of financing were casual donations, collectings from charitable concerts, markets, evenings, mass walk, public lectures, the disbursement raised from colonists for stay in colony.

Key words: pupil’s recovery, holidays, community.

Введение.

„Одной из важнейших задач Украины в сфере социальной защиты детей является реализация их права на оздоровление и отдых,” - говорится в проекте «Общегосударственной программы оздоровления и отдыха детей, молодежи и семей с детьми на 2008-2013 гг.». Однако можно констатировать, что на фоне различных реформ в социальной сфере, сегодня практически утрачен прогрессивный опыт массового оздоровления детей, накопленный в Украине на протяжении прошлого века. По данным государственной статистики, в Украине в летний период 2006 г. функционировало лишь 18,0 тыс. (в 2005 г. - 18,4 тыс.) оздоровительных учреждений, из которых 16 тыс. лагеря с дневным пребыванием, деятельность которых нельзя назвать оздоровительной, а скорее, они выполняли функцию обеспечения детей организованным досугом, питанием и профилактики беспризорности.

Зародившись еще в конце ХК в., работа по оздоровлению детей достигла своего апогея в советский период развития Украины: повсеместно создавались летние оздоровительные пионерские и комсомольско-молодежные лагеря, отдых в которых был доступен каждому школьнику. Круглогодично предоставляли свои услуги детские санатории. Черноморское побережье было местом, куда на отдых в летний период съезжались дети из Украины, разных республик Советского Союза, зарубежья. Крупнейшую международную детскую здравницу «Артек» по праву можно отнести к национальному достоянию Украины. К сожалению, сегодня многое из этого стало историей.

Снижение интереса к изучению проблемы организации оздоровления учащейся молодежи наблюдается и в научной среде. Так, за последние годы можно отметить лишь отдельные работы, посвященные изучению экономических (Я.Н.Кашуба, 2006), профессионально-педагогических (Л.Е.Пундык, 1999; Е.П.Яковлева, 2002), воспитательных (Г.И.-Шутка, 2002) аспектов работы с детьми в условиях оздоровительного лагеря.

Очерчивая круг вопросов, связанных с проблемой оздоровления детей школьного возраста, которые как ранее, так и сейчас входили в поле зрения ученых, обращает на себя внимание то, что практически неисследованным до настоящего времени остается исторический аспект, в частности, зарожде-

ние оздоровительной работы с детьми. Оценивая целостность поднятой нами научной проблемы, можно сказать о том, что неизученность ее истоков свидетельствует об отсутствии начального звена, фундамента, опоры, в которую заложен конструктивный и прогностический потенциал движения «через прошлое в будущее».

Исследование проведено в соответствии с планом НИР кафедры физического воспитания Национальной юридической академии Украины имени Ярослава Мудрого и кафедры педагогики Харьковского национального педагогического университета им. Г. С. Сковороды.

Формулирование целей работы.

Цель исследования: изучение истоков становления работы по оздоровлению и отдыху учащихся в период каникул в Украине.

Результаты исследования.

Во второй половине Х1Х в. в кругах прогрессивной общественности стран Европы и Америки большую обеспокоенность стало вызывать состояние здоровья подрастающего поколения. Проводимые в те годы научные исследования [1] показывали, что среди учащихся элементарных и средних школ Швеции (1885 г.) 37,2% мальчиков и 61% девочек имели различные заболевания; в Дании (1884 г.) 24% мальчиков и 41 % девочек - учащихся элементарных и высших учебных заведений имели отклонения от нормы в состоянии здоровья. Аналогичная тенденция наблюдалась в Великобритании (20% мальчиков и 16 % девочек) и других странах.

Проведенные исследования позволили ученым тех лет классифицировать все заболевания, наблюдаемые у школьников, на три группы:

1. Заболевания и их признаки, напрямую связанные с воздействием неблагоприятных условий школьной среды и умственной деятельности: головные боли, близорукость, нарушения осанки, «малокровие», «диспепсия», неврозы, «носовые кровотечения» и другие нарушения кровеносной, дыхательной, пищеварительной и лимфатической систем.

2. Заболевания, которые своим происхождением непосредственно не связаны со школьной средой, но находящие в ней благоприятные условия для распространения: инфекционные заболевания.

3. Заболевания, для которых неблагоприятная школьная среда является условием для их ухуд -шения и длительного течения: болезни органов дыхания и кровообращения, «болезни роста» [1].

Исследования А.Кей (Швеция, 1885 г.) показывали, что вышеперечисленные болезни наблюдались, преимущественно, у учащихся городских школ, принадлежавших к бедным слоям общества [1]. Это, на наш взгляд, объясняется тем, что, во-первых, в исследуемый период именно в городах, в отличие от сельской местности, была чрезвычайно неблагоприятной эпидемиологическая обстановка, отражавшаяся, прежде всего, на наиболее физичес-

ки слабых и истощенных слоях населения, особенно детях. Во-вторых, представители городской бедноты проживали в антисанитарных жилищных условиях загазованных промышленных районов, что само по себе предрасполагало к распространению и обострению таких заболеваний, как туберкулез, дифтерия, малярия, нервные болезни и пр. Таким образом, во второй половине Х1Х в. стали складываться предпосылки для начала проведения работы по оздоровлению и отдыху учащейся молодежи.

Как показало исследование, в европейских странах первыми этот вопрос подняли представители передовой общественности. Они начали предлагать, а затем и реализовывать различные меры по оздоровлению подрастающего поколения, среди которых: введение в школьное обучение обязательных организованных форм физического воспитания, устройство детских садов для организованных игр детей, открытие детских санаториев и «школьных колоний» («colonia» в пер. с лат. - поселение выходцев из другой местности), а позднее, «летних школ».

Как показало исследование, мысли о необходимости организованного оздоровления детей высказывались еще Д. Локком, Ж.-Ж.Руссо, Л.М.Ле-пелетье, И.Г.Песталоцци и др. Первый конкретный практический проект был предложен английским доктором Русселем лишь в начале Х1Х в. в виде «оздоровительной климатической станции для больных детей». Однако первые подобные учреждения открылись в Англии только спустя несколько десятилетий.

В материковой части Европы детские оздоровительные учреждения санаторного типа начинают открываться в середине Х1Х в.: в Дании в 1847 г., во Франции в 1852 г, в Италии в 1879 г., в Российской Империи в 1872 г. («Приют для выздоравливающих детей» был открыт Великой княгиней Екатериной Михайловной в Ораниенбауме на берегу Финского залива). Все учреждения, как правило, располагались на морском побережье и решали задачи физической реабилитации детей. Однако, как отмечали современники [1], деятельность этих учреждений на начальном этапе была несистематической, и создавались они независимо от школы.

Пионером в деле организации летнего отдыха и оздоровления учащихся школ можно считать пастора из небольшой деревушки, расположенной около Цюриха (Швейцария) Вальтера Байона, основавшего в горах кантона Аппенцель в 1876 г «школьную колонию» (“Verein fur Ferien Kolonien”) и пославшего туда в сопровождении педагогического персонала 68 учащихся с ослабленным здоровьем Цюрихской народной школы. Через 5 лет таких колоний в Швейцарии было уже 8.

По примеру Швейцарии в конце 70 - начале 80 гг. Х1Х в. летние колонии для школьников стали открываться в странах Западной Европы и Америки (в России с 1882 г.) благодаря инициативе общественных организаций и частных лиц правительства некоторых стран им стали выделять денежные пособия.

Таким образом, к концу Х1Х в. во многих европейских странах стали организовываться детские колонии двух типов:

1. «Лечебно-санаторные колонии» - для детей, имеющих хронические заболевания, и располагавшиеся в курортных районах на морских побережьях;

2. «Летние школьные колонии», цель которых -организация каникулярного отдыха учащихся с ослабленным здоровьем и физическим развитием в «здоровой гигиенической обстановке».

Задачу организации оздоровления и отдыха учащейся молодежи в Украине (в исследуемый период большая часть современной Украины входила в состав Российской Империи) поставили перед собой представители общественно-педагогического движения в 90-е гг. Х1Х в., т.е. в период наивысшего подъема общественной активности в различных сферах деятельности. Это было связано с тем, что в тот период самодержавное Российское государство фактически не проявляло заботы о состоянии здоровья учащейся молодежи, хотя и соглашалось с необходимостью организованного физического воспитания в школах, но рассматривая его как подготовку к воинской службе.

Будучи серьезно озабоченными проблемами развития системы образования в стране и ее негативным влиянием на здоровье подрастающего поколения, различные общественные институции выступили с инициативой создания летних оздоровительных дач-колоний для учащихся городских школ. Так педагогическая общественность расширяла область своего влияния на школьное дело. Причем, на этапе становления эта работа велась исключительно силами общественных организаций и частных лиц при полном отсутствии поддержки государства.

Первые летние школьные колонии на территории Украины начали открываться в 90-е гг. Х1Х

в. в городах Екатеринослав (1893 г.), Одесса (1895

г.), Киев (1896 г.) Житомир (1897 г.), Елисаветград (1897 г.), Харьков (1897 г.), Ялта (1900 г.), Славянск (1900 г.) и др. Инициатива их создания, как правило, принадлежала частным лицам или различным обществам: региональным отделениям «Российского общества охранения народного здравия» и «Общества распространения просвещения среди евреев», «Обществам содействия физическому развитию детей», «Обществам грамотности» и т.п.

Причем, как показало исследование, если в первые годы инициаторами создания летних школьных колоний были в большинстве своем просветительские и медицинские общества, то в последствии стали организовываться самостоятельные институции, основным видом деятельности которых была организация оздоровления школьников. Так, в г. Одессе - центре прогрессивных начинаний в области оздоровления школьников - появилось «Общество детских климатических колоний» (1900 г.), которое в летние и осенние месяцы открывало колонии для больных и ослабленных детей, «Общество са-

наторных колоний для слабых здоровьем учащихся неимущего еврейского населения города Одессы» (1901 г.). Структурное подразделение «Харьковского общества грамотности» - санитарный комитет - стало инициатором открытия летних колоний для учащихся школ данного общества (1898), а в последствии (1903 г.) был образован самостоятельный комитет общества - «Комитет летних школьных колоний», проработавший вплоть до ликвидации общества в 1918 г. По статистическим данным, к 1910 г. в наиболее крупных городах Украины функционировало: в Одессе 6 организаций открывало в летний сезон 7 летних колоний на 2200 детей; в Киеве 3 организации - 30 колоний на 650 детей; в Харькове 3 организации - 4 колонии на 250 детей [2].

Изучение архивных материалов исследуемого периода позволило создать достаточно полное представление деятельности первых летних школьных дач-колоний в Украине - предшественников летних оздоровительных детских лагерей. Они открывались в период летних школьных каникул и принимали учащихся в две смены по 40-60 человек в каждой. Продолжительность одной смены была 6 недель. Существовали колонии отдельно для мальчиков и девочек, смешанного типа и для национальных меньшинств (например, «еврейские летние школьные колонии» в Одессе).

Следует обратить внимание, что изначально передовая общественность, выступая с инициативой создания школьных летних колоний, стремилась создать условия для оздоровления учащихся, наиболее в этом нуждающихся, т. е. представителям самых наибеднейших социальных слоев общества. Поэтому основными критериями отбора учащихся в колонии были: состояние здоровья ребенка, физическое развитие, семейное и социальное положение (состав семьи, количество детей, место работы родителей, материальный достаток), бытовые условия, питание (регулярность, рацион). В связи с этим, отбором кандидатов в колонии занимались исключительно школьные или участковые врачи.

Контингент колонистов составляли школьники в возрасте от 6-7 лет до 15-18 лет (возрастной интервал в различных колониях колебался) - дети чернорабочих, извозчиков, кондукторов, прачек, сторожей, садовников, рабочих и других мелких служащих, ремесленников, торговцев и т.п. Дети, в состоянии здоровья которых не наблюдалось улучшений, имели возможность остаться на вторую смену.

Школьники отдыхали в оздоровительной колонии как за плату («Харьковская городская колония общественного управления» и др.), так и бесплатно (колония «Харьковского общества грамотности» бесплатно оздоравливала учащихся школ общества, а детей из других школ - за плату).

Открытию летней колонии предшествовала большая подготовительная работа инициаторов их создания, в процессе которой нужно было решить ряд вопросов, а именно: найти за городом подходящее помещение с необходимым материальным иму-

ществом и подготовить его к приезду детей, подобрать педагогический и медицинский персонал, обеспечить финансирование колонии. О сложностях, с которыми в конце Х1Х - начале ХХ в. сталкивались их организаторы, красноречиво свидетельствует цитата из письма председателя Комитета летних школьных колоний «Харьковского общества грамотности» М.П.Ряснянского: «Девять десятых времени и траты энергии идет не на дело, а на преодоление всякого рода разрешений, усмотрений и произвола - непременных спутников бюрократически полицейского строя русской жизни» [6]. В связи с этим, при вышеупомянутых обществах обычно создавались постоянные или временные инициативные рабочие группы, которые занимались этой работой исключительно благодаря собственному энтузиазму. В число членов таких групп входили представители медицинской и педагогической общественности города: преподаватели университетов и институтов, врачи и учителя школ и др.

Для летней колонии подбиралось соответствующие здание с отдельно стоящими хозяйственными постройками и обширной территорией, как правило, на берегу водоема (реки, озера, моря). Как показало исследование, обычно летние колонии располагались в частных усадьбах или загородных поместьях крупных землевладельцев и использовались на правах аренды. Организаторы школьной колонии заранее самостоятельно подыскивали такие помещения или получали предложения о сдаче в аренду непосредственно под детскую колонию от самих владельцев усадеб.

По необходимости, организаторы колонии своими силами проводили в таких помещениях и на приусадебной территории ремонтные работы, устанавливали хозяйственное оборудование, завозили материальное имущество (мебель, посуду, белье, книги и пр.), нужное для повседневной жизни, быта детей и персонала.

Кадровое обеспечение деятельностью колонии осуществлялось педагогами, врачами и обслуживающим персоналом. Типичными примером может быть опыт работы летней школьной колонии «Харьковского общества грамотности». Одну смену детей (50-60 человек) обслуживали руководитель колонии и его помощники (воспитатели) - 3 человека, врач-терапевт, приезжавший в колонию ежедневно, стоматолог (выезжавший в колонию на профилактический осмотр детей и в экстренных случаях), заведующий хозяйственной частью, прислуга (3 человека). Все они были сезонными наемными работниками. В качестве воспитателей на период работы колонии нанимались учителя городских школ, студенты.

Одной из наиболее остро стоящих проблем при подготовке к открытию летней дачи-колонии была проблема финансового обеспечения. Поэтому все общественные организации (общества, комитеты, комиссии), создаваемые с целью работы по оздоровлению школьников в период каникул, ставили своей главной задачей поиск источников финанси-

рования для открытия и содержания колоний. В первые годы их существования источниками финансирования были случайные пожертвования, сборы от благотворительных концертов, базаров, вечеров, массовых гуляний, публичных лекций, оплата, взимаемая с колонистов за пребывание в колонии.

Как показало изучение архивных материалов, на протяжении исследуемого периода работа по организации летних школьных колоний всегда проводилась на фоне дефицита финансовых средств. Ситуация серьезно усложнилась в период Русско-японской войны и последующего экономического спада, и многие летние колонии не смогли открыться и принять на оздоровление учащихся. Поэтому прогрессивная общественность, посвятившая себя делу их организации, «поставила во главу угла задачу - сделать так, чтобы существование колоний не зависело от источников дохода случайного характера» [4].

В связи с этим, Комитет летних школьных колоний «Харьковского общества грамотности» в 1906 г. выступил с таким призывом: «Город и земства обязаны прийти на помощь постоянными суб -сидиями. Заводы, железнодорожные управления, кассы взаимопомощи, банки, торговые предприятия должны поддержать учреждения, польза и необходимость которых признана всеми крупными русскими городами, не говоря уже о загранице, где летние колонии считаются столь же необходимым делом, как и школы» [4].

В последствии ситуация с финансированием работы летних школьных колоний стала постепенно меняться. Многие из вышеперечисленных организаций, располагавших довольно крупными финансовыми возможностями, стали откликаться на просьбы организаторов колоний и предоставлять им субсидии и кредиты, заключать взаимовыгодные соглашения (например, в счет выделенной субсидии или пожертвования принять в летнюю колонию определенное количество детей малообеспеченных сотруд -ников данного учреждения). Однако, практически повсеместно, подавляющее большинство летних школьных колоний открывалось в начале летнего сезона с дефицитом бюджета, который покрывался осенью и зимой за счет благотворительных спектаклей, выставок, концертов, литературных вечеров и пр. Так постепенно складывалась одна из традиций в отечественном общественно-педагогическом движении -проведение благотворительных мероприятий.

Лишь в начале ХХ в. проблема организации оздоровления учащихся в период каникул стала предметом внимания правительства Российской Империи. В 1900 г. выходит Циркуляр Министерства народного просвещения (МНП) №20185, в котором фактически впервые официальными властями указывалось на необходимость организации активного отдыха и оздоровления учащихся в период каникул, в частности, проведение образовательных прогулок и путешествий под руководством классных наставников с целью улучшения физического развития учащихся.

В 1902 г. было выработано Циркулярное

предложение МНП №25985 руководителям учебных округов, где «признавалась заслуживающей не только живейшего сочувствия, но и полного внимания» идея устройства школьных дач-колоний, и «вследствие чего представлялось желательным, чтобы она получила широкое осуществление во всех учебных округах» [5]. В последующие два года (1903-1904 гг.) выходит ряд официальных документов МНП (Циркуляры №9106 от 12 марта 1903 г.; Циркуляр №20152 от 29 июня 1903 г.), где не только обращалось внимание на необходимость организации летнего каникулярного отдыха детей «в условиях наиболее благоприятных для их физического и нравственного развития» [6], но и предлагались конкретные практические рекомендации учебным заведениям по улучшению организации роботы летних школьных «дач-колоний» (Циркуляр от 10 июня 1904

г.). Причем, традиционно МНП заботилось исключительно об учащихся средних учебных заведений - гимназий, лицеев, реальных училищ, оставляя без внимания положение учащихся начальных городских школ, которые не в меньшей степени нуждались в государственной поддержке.

Среди предлагаемых мероприятий по рациональной постановке оздоровительной работы с учащимися в период школьных каникул правительство предлагало:

1. Организацию дальних поездок по стране с целью знакомства с историческими местами, памятниками, святынями, музеями, известными фабриками и заводами в летние и рождественские каникулы. При этом, для обеспечения доступности этих поездок учащимся из малообеспеченных семей и детям-сиротам учебным заведениям рекомендовалось использовать финансовые средства из своего специального фонда или другие дополнительные источники, т.е. МНП снимало с себя обязанность финансирования таких мероприятий.

2. Устройство для учащихся, оставшихся в летний период в городе, загородных прогулок с играми, физическими упражнениями на привалах.

3. Открытие загородных санаториев и дач-колоний для детей с ослабленным здоровьем в период летних каникул усилиями учебных заведений и при содействии местных властей и земских деятелей. Причем, по рекомендации министерства, приоритетным правом такого оздоровления должны пользоваться дети неимущих родителей. Работу колонии предлагалось строить таким образом, чтобы дети могли большую часть времени проводить на свежем воздухе, полноценно питаться, строго соблюдать режим дня. Для активного отдыха детей территорию колонии следовало оборудовать гимнастическими «городками» (площадками), кегельбанами, купальнями, лодочными станциями. Работа колонии и физическое развитие каждого колониста должно находиться под постоянным контролем врача.

4. МНП в соответствие со своими финансовыми возможностями высказывало готовность оказывать помощь летним школьным колониям [5].

Несмотря на постоянные усилия прогрессивной общественности в деле организации оздоровления учащихся в каникулярное время к 1910 г., по данным училищной комиссии Харьковской городской управы, лишь 3-4 % детей школьного возраста имели возможность отдыхать в летних школьных колониях [7]. Аналогичная тенденция наблюдалась и в других городах Украины.

К концу первого десятилетия ХХ в. деятельность летних школьных колоний во многих городах Украины приобрела постоянный характер, был накоплен определенный опыт организации их работы и решения текущих проблем. В связи с этим, в среде прогрессивной общественности возникла потребность координации объединения усилий таких организаций для планомерного развития и расширения потенциальных возможностей колоний. Например, при училищной комиссии Харьковского городского управления (1911-1912) была создана специальная постоянная подкомиссия, которая занималась разработкой единых организационных основ деятельности летних школьных колоний. В ее состав входили, члены училищной комиссии, представители школьной колонии «Харьковского общества грамотности», заведующие городскими летними колониями, школьные врачи. Данная подкомиссия выработала следующие концептуальные положения:

1. Летние школьные колонии - это часть комплекса мероприятий по организации детского досуга и оздоровления в летний период наряду с «полуколониями», детскими площадками, детскими садами, колониями для дошкольников. «Полуколонии» - это формы организации детского досуга, в содержание работы которых входила организация прогулок за город на один день с питанием и различными развлечениями.

2. Летние школьные колонии, по их оздоровительному и воспитательному значению, должны быть дополнением системы учебно-воспитательных учреждений, борющихся с неблагоприятными условия школьного режима и быта детей.

3. Организация летних школьных колоний должна объединяться вокруг Городского управления с сохранением инициативы их организаторов, как в поиске источников финансирования, так и в вопросах содержания работы.

4. Для планомерного развития дела летних школьных колоний необходимо учреждение при городской училищной комиссии постоянной подкомиссии по руководству летними колониями, в состав которой войдут члены училищной комиссии, преподаватели и врачи школ, руководители и врачи колоний и др. [7].

Выводы.

1. Проблема оздоровления учащихся в период школьных каникул и организации с этой целью

загородных летних дач-колоний (предшественников современных детских оздоровительных лагерей) была выдвинута и начала реализовываться прогрессивной общественность Украины в 90-е гг. ХК в.

2. Летние школьные колонии организовывались в пригородах крупных городов Украины (Киеве, Харькове, Одессе, Елисаветграде и др.) и ставили перед собой задачу организации отдыха детей в «здоровой гигиенической обстановке». При отборе в колонию предпочтение отдавалось школьникам из наибеднейших слоев общества.

3. Существование летних школьных колоний в исследуемый период было возможным исключительно благодаря общественной инициативе. Основными источниками финансирования были случайные пожертвования, сборы от благотворительных концертов, базаров, вечеров, массовых гуляний, публичных лекций, оплаты, взимаемой с колонистов за пребывание в колонии.

В перспективе планируется исследование вопросов содержания работы летних школьных колоний, в частности, физического воспитания детей, финансовой деятельности комитета летних школьных колоний «Харьковского общества грамотности».

Литература

1. Исторический очерк по организации и изучению детских каникулярных колоний за границей и в России (1910). -ДАХО, ф.200, оп.1, спр.365, 33 арк.

2. Отчет о деятельности совета комитета школьных летних колоний (1910). - ДАХО, ф.200, оп.1, спр.363, арк.1-52.

3. О благотворительной деятельности в пользу Комитета летних школьных колоний: переписка, отчеты, программы вечеров. Медицинский доклад комитета летних школьных колоний Харьковского общества грамотности (1905). -ДАХО, ф.200, оп.1, спр.286, 54 арк.

4. О работе школьных летних колоний. Протоколы, доклады (1906). - ДАХО, ф.200, оп.1, спр.296, арк.6-20.

5. Циркуляр Министерства народного просвещения о физическом развитии учащихся (10 июня 1904 г.) // Журнал Министерства народного просвещения. - 1904. - №8. -С.97-101.

6. Циркулярное предложение министерства [Министерства народного просвещения] начальствам учебных округов по вопросу об устройстве дач для учеников средних учебных заведений (20 сентября 1902 г. №25985) // Журнал Министерства народного просвещения. - 1902. - №11. -С.23-24.

7. О задачах и правильном устройстве летних школьных колоний. Доклад Н.А.Ширяева (1910). - ДАХО, ф.200, оп.1, спр.364, 52 арк.

Поступила в редакцию 08.02.2007г.

ГРЕБНОЙ СЛАЛОМ КАК СПОРТ, СВЯЗАННЫЙ С ПРОЯВЛЕНИЕМ РИСКА

Прокопенко О.В.

Национальный университет физического воспитания и спорта Украины

Аннотация. Проблематика риска и проблематика психологии спорта не в отечественных, не в зарубежных исследованиях фактически не переплетались. Существует несколько работ, написанных практическими психологами, да и то в популярных, а не научных изданиях. Значить проблема риска в спорте существует, но научного отражения до сегодняшнего дня пока не получила.

Ключевые слова: риск, опасность, угроза, страх, факторы риска.

Анотація. Прокопенко О.В. Гребний слалом як спорт, пов’язаний із проявом ризику. Проблематика ризику й проблематика психології спорту не у вітчизняних, не в закордонних дослідженнях фактично не перепліталися. Існує кілька робіт, написаних практичними психологами, та й то в популярних, а не в наукових виданнях. Тому проблема ризику в спорті існує, але наукового відображення до сьогоднішнього дня поки не одержала. Ключові слова: ризик, небезпека, погроза, страх, фактори ризику.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Annotation. Prokopenko O.V. Rowing slalom as sports, the bound with exhibiting hazard. A problematic of risk and a problematic of psychology of sports not in domestic, not in foreign researches actually as did not intertwine. There are some works written by practical psychologists, and that in popular, instead of scientific editions. To mean a problem of risk in sports exists, but scientific reflection about one today yet has not received.

Keywords: risk, danger, threat, fear, risk factors.

Введение.

Гребной слалом является одним из экстремальных видов спорта, который требует от спортсмена проявления всех сил и возможностей в ситуации угрозы жизни, т.е. риска. Но если пожарники, высотники, водолазы рискуют жизнью ради кого-то, то зачем рискуют спортсмены?

Гребной слалом является одной из шести технических дисциплин Международной Федерации Гребли. Фактическая история слалома на бурной воде началась 11 сентября 1932 года в Швейцарии, где основатель этой дисциплины провозгласил, что “Гребной слалом - это тест бурной воды”. Идея пришла от горных лыж, где такие характерные термины, как “Зима, Снег и Лыжный слалом” были модифицированы в “Лето, Вода и Гребной слалом”.

Не смотря на красивую легенду, гребной слалом был рожден именно на “ровной воде”. Но уже очень скоро, этот молодой вид спорта был перенесен на бурную воду с порогами и естественным течением рек. Именно пороги и мощное течение горных рек любят слаломисты по сегодняшний день.

Близость человека к природе внесла в этот спорт: дружбу, положительные эмоции, сотрудничество между национальными командами разных стран.

Первый Чемпионат Мира по гребному слалому был организован в І949 году в Женеве (Швейцария). С этой даты историю гребного слалома можно разделить на три периода: с І949 по І972, с І972 по І992 и с І992 года по сегодняшний день.

Первый период характеризуется некоторыми изменениями в инвентаре. Второй важный период был связан с изменениями правил соревнований, а также, серьезными изменениями в конструкции лодок. Третий период связан с признанием гребного слалома как Олимпийского вида спорта в 1992 году на летних Играх, что внесло изменения в правила соревнований по гребному слалому. Эти изменения касаются штрафов и системы двух попыток [12].

На Украине этот вид спорта стал развивать-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.