Научная статья на тему 'Истоки становления естественно-научной картины мира в арабо-мусульманском Востоке'

Истоки становления естественно-научной картины мира в арабо-мусульманском Востоке Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
881
147
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Преподаватель ХХI век
ВАК
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Истоки становления естественно-научной картины мира в арабо-мусульманском Востоке»

ИСТОКИ СТАНОВЛЕНИЯ ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНОЙ КАРТИНЫ МИРА В АРАБО-МУСУЛЬМАНСКОМ ВОСТОКЕ

О.Р. Раджабов

Формирование основных положений естественнонаучной картины мира средневекового арабо-мусуль-манского Востока произошло в IX—XV веках. Можно в целом выделить три следующих специфических момента в развитии арабо-мусульманской науки, отличавших ее от современной ей западноевропейской средневековой науки, способствовавших развитию ее рационального, научного содержания, а вместе с ним вольнодумства и свободомыслия:

1) отсутствие жесткой системы подчинения науки теологии;

2) тесная связь с широким комплексом естественнонаучных знаний;

3) прогрессивное усвоение достижений античной науки.

Древние античные научные источники послужили отправной точкой для ряда научных идей, предложенных восточными учеными и философами, работавшими в таких культурных центрах, как Багдад, Самарканд, Хорезм, Бухара, а также в Кордовском Халифате на Пиренейском полуострове [1]. Арабская естественнонаучная картина мира, включавшая в себя элементы восточной мудрости и тысячелетнего опыта, сложилась под влиянием натурфилософского учения греков. В период наивысшего расцвета науки (1Х-Х1 века) арабские философы и ученые в своих исследованиях исходили, как и греки, из принципа

единства природы и целостности науки. Поэтому традиции энциклопедизма были характерны и для представителей науки у арабов. Несмотря на это, отдельные крупные ученые создали исчерпывающие трактаты по различным направлениям науки. К таким трактатам относятся «Изложения астрономии» аль-Фергани, сочинения по медицине ар-Рази, «Канон врачебной науки» Ибн Сины, «Коллигет» Ибн Рушда и другие, которыми в Европе пользовались вплоть до XVII века [2].

Восточные ученые продолжали развивать физико-математические науки, опираясь на результаты, достигнутые в Греции, Индии и Китае. Особое значение имели работы среднеазиатского ученого Мухаммеда Бен Мусы Хорезми (787 — ок. 850 г.), арабского астронома-наблюдателя и математика аль-Баттани (Альбатегниус, 858-929 гг.), египтяни- "|7Я на Ибн аль-Хайсама (Альгазена) (965-1039 гг.), персидского ученого Омара Хайяма (1040-1123 гг.), персидского астронома, философа Насирэд-дина Туей (XII в.).

Астрономия интересовала арабов традиционно. Они без радикальных изменений приняли теорию Птолемея. Его основной труд «Великое построение» был переведен на арабский язык, и творение Птолемея сохранилось для будущей науки благодаря арабам. Позже под названием «Альмагест» этот труд вошел в европейские языки. Труды Птолемея, вместе с другими античными источниками, послужили

отправной точкой для ряда усовершенствований геоцентрической системы мира, разработанной средневековыми учеными и философами, в особенности Ибн аль-Хайсамом и Ибн аль-Шати-ром, принадлежавшим к астрономической школе Насирэддина Туей.

Мухаммед аль-Баттани (850-929 гг.) в Антиохи создал обсерваторию, составил новые астрономические таблицы, способствовал достижению прогресса в области наблюдений за солнечными и лунными затмениями.

В Багдаде при халифе аль-Мамуне была основана астрономическая обсерватория. Арабский ученый аль-Зу-фи в X веке изготовил звездный каталог, где не только даны положения звезд, но и указаны звездные их величины.

Под руководством арабского ученого Насирэддина ат-Туси в городе Марага (Иран) была построена крупнейшая по тем временам (XII в.) астрономическая обсерватория, в которой работали 100 ученых из разных стран. Ахмед аль-Фергани (Альфрага-нус) написал выдающийся труд «Кни-| га о небесных движениях» — предтечу современной небесной механики. Этот труд был переведен на латынь и другие европейские языки [3].

Сириец Абульфеда (1273-1331 гг.) доказывал, что если два человека совершают путешествие вокруг Земли, один в восточном, а другой в западном направлении, и затем снова сойдутся в исходной точке, то первый отстанет от календаря на один день, а другой опередит его на тот же промежуток времени. В этом отношении они опередили на 300 лет европейцев. В 1522 г. аналогичное наблюдение, сделанное на корабле Магеллана, вызвало необычайное удивление.

Соорудив обсерваторию с весьма точными для того времени измерительными инструментами, талантливый самаркандский астроном Мухаммед Тарагай (Улугбек) (1394-1449 гг.), внук Тимура (Тамерлана), ученый правитель Самарканда с 1409 г., составил «Задж» — астрономический справочник, первый самостоятельный после Гиппарха и более точный: положение звезд даны в нем не только в дуговых градусах, но и в минутах. Им пользовались позднее европейские астрономы, и он до сих пор не утратил своей научной ценности [4].

В Средние века в научно-философской среде мусульманского Востока предметом особого обсуждения стал вопрос о физической реальности пто-лемеевских эпициклов и деферентов. По мнению Абу Рейхана Бируни, эпициклы и деференты имеют вполне реальное физическое существование. В то же время другой крупный представитель научно-философской мысли Средневековья Ибн Рушд (Аверроэс), хотя и допускал, что эпициклы и деференты сами по себе нужны для расчета и предсказания положения планет, вместе с тем оспаривал мнение, согласно которому эпициклы и деференты существуют внутри реального космоса в физическом смысле.

И все же нельзя сказать, что арабы внесли в теорию астрономии много нового. Они продолжали наблюдения, начатые древними. Но если бы эти наблюдения были прекращены, астрономы европейского Возрождения не имели бы в своем распоряжении результатов 900-летних наблюдений, проведенных до них.

Свои наблюдения арабские астрономы связывали с географическими познаниями. К примеру, на террито-

рии халифата вблизи Красного моря они в 830 г. предприняли попытку измерить окружность Земли. Они применили, в отличие от Эратосфена, александрийского ученого, предложившего метод определение радиуса Земли в III в н.э., градусные единицы измерения длины дуги меридиана и определили ее с гораздо большей точностью, чем Эратосфен.

Географические исследования у арабов не ограничивались описанием отдельных стран, а включали в себя также измерительные процедуры и их совершенствование. По приказу халифа аль-Мамуна были составлены две отдельные системы измерения градусов широты, то же самое было повторено в Европе лишь в XVI в. В мореплавании арабские путешественники применяли карты, астрономические приборы.

Астрономические исследования и наблюдения стимулировали развитие различных ветвей математики. «Начала» Евклида были переведены на арабский язык в IX в. Изучив работы индийских математиков, они поняли, что десятичная система счисления, которой пользовались в Индии, перспективнее, чем римская система. Благодаря трудам арабских математиков в европейскую науку вошло использование цифры «нуль» и десятичной системы. Большая заслуга в этом была Мухаммеда Бен Муссы аль-Хорезми (787-850 гг.). Он переработал арифметику Диофанта, внес большой вклад в становление алгебры. В трактате «Книга о восстановлении и противопоставлении» аль-Хорезми рассматривает «восстановление и сведение» как методы решения уравнений. С этой работы пошло название научной дисциплины алгебры. Как полагают, происхождение слова «алгоритм» тоже

связано с именем аль-Хорезми. «Книгу» аль-Хорезми перевели на латынь в 1143 г. Ее изучали Коперник, Галилей, Кеплер, Паскаль, Бернулли, Эйлер, Ломоносов и многие другие ученые.

Математик и астроном Насирэд-дин ат-Туси раньше Региомонтана обосновал тригонометрию как самостоятельную науку. В Европе к этому пришли лишь в XVII в., спустя двести лет. Гийас эд-Дин Каши стал основоположником теории десятичных дробей. Греция и Индия не знали такой теории. Каши вычислил число пи (я) до 16-го знака точности, открыл методы решений 15 типов алгебраических уравнений четвертых степеней раньше Феррари, определил сумму четвертых степеней натурального ряда раньше, чем Ферма. Значительные работы в области математики выполнены Омаром Хайямом, Али Кушчи, Ибн Ираком, Насирэддином ат-Туси и др.

Столь же значителен был вклад в развитие естествознания, сделанный Абу Рейханом Мухаммедом Ибн Ахмедом аль-Бируни (973-1050 гг.). Бируни создал капитальные работы по математике, астрономии, физике, ботанике, географии, геологии, минералогии и другим наукам. Он доказал, что изменение лунных фаз зависит от различного освещения Луны Солнцем, с большой точностью вычислил угол наклона эклиптики к экватору, определил радиус Земли. В области минералогии установил плотность и удельный вес многих минералов и металлов. Он написал обширный труд «Собрание сведений о познании драгоценных минералов», в котором подробно описал более 50 минералов, руд, металлов и т.д. Огромное значение он придавал эксперименту, в научных исследованиях производил опыты с помощью приборов, сконстру-

ированных им самим. По широте интересов его можно сравнить с самим Аристотелем — разница лишь в том, что Аристотель пренебрегал опытным методом исследований.

В русле арабской науки выполнил свои исследования выходец из среднеазиатского города Бухары Абу Али Хусейн Ибн Абдаллах Ибн Сина (Авиценна) (980-1037 гг.). Авиценна пользовался громадной известностью в арабском мире. В арабской литературе сохранились многочисленные известия об Авиценне, нередко легендарные, и тысячи цитат из его произведений. Его называли «Князем философии» и «Князем врачей». Авиценной написано более 100 научных книг. Он был одним из крупнейших мыслителей Среднего Востока, философом-естествоиспытателем, врачом и писателем. Наибольший вклад Авиценна внес в медицину. Его основное сочинение в этой области — «Канон врачебной науки», в котором он обобщил достижения медицины Древней Греции, Рима, Индии и Средней Азии. Этот труд на латинском языке, языке науки вплоть до XVI в., 182 переиздавался 30 раз. «Канон врачебной науки» стал учебником по медицине в европейских университетах и долгое время оставался главным медицинским руководством в мусульманских странах. В этом и других медицинских трудах Авиценны изложены основы анатомии человека, описаны симптомы различных болезней, рассмотрены причины их возникновения и способы лечения. В области других наук он отдавал приоритет эксперименту. По философским взглядам он был дуалистом, считал, что мир вечен, что все в нем образовано из материи. В то же время он допускал существование высшего начала, бога. Мир как вечная длитель-

ность во времени обусловлен вечным богом, существующим вне времени. Он являлся последователем идей Аристотеля и Платона. Авиценна высказал мысли о делимости атома до бесконечности, а аристотелевское и демокри-товское учения о неделимости считал неправомерными. На арабском языке им было прокомментировано 20 томов сочинений Аристотеля. Впервые в истории науки он открыл закон последовательности залегания осадочных пород на поверхности Земли (500 лет спустя его вновь открыл датский естествоиспытатель Николаус (Нильс) Сте-но). Это открытие послужило отправным пунктом для формировки Авиценной более общей научной концепции — учения об эволюции земной коры.

К идее эволюции независимо от Ибн Сины пришел также его современник Абу Рейхан Бируни. Это учение имело огромное мировоззренческое значение вследствие того, что идея постоянного изменения земной поверхности резко противоречила религиозному постулату о единовременном и совокупном творении всего космоса и его пребывании в вековечном, абсолютно неизменном состоянии.

Восстанавливая античную идею многообразия миров, средневековые восточные мыслители дискутировали вопрос о формах существования различных миров во Вселенной. Ибн Си-на и Бируни обсуждали проблему существования изолированных миров. Согласно Бируни, вполне допустимо, что «другой мир обладает теми же природными свойствами, что и наш мир, но только эти свойства созданы таким образом, что направления движения в нем отличаются от направлений движения в нашем мире, и что каждый из этих миров отделен от другого некоей

преградой». Судя по аргументации, приведенной Ибн Синой против такой постановки вопроса о множественности миров, его прежде всего волновала проблема существования пустоты и связанный с ней вопрос о физической природе преграды, отделяющей миры друг от друга. Бируни же допускал возможность существования других миров иной природы, отделенных некой преградой от нашего мира. Эти вопросы, интересовавшие мыслителей Средневековья, исторически соотносимы с некоторыми современными космологическими моделями пространственной локализации системы «мир — антимир», многомерными пространствами.

В развитии механики и космологических воззрений Средневековья важную роль сыграли натурфилософские идеи Ибн Сины о причине «естественного движения» — «движущей силе», получившие свое дальнейшее развитие в сочинениях Ибн Баджжи (Авем-паце) и аль-Битруджа (Альпетрагии), которые работали в Севилье и были хорошо известны в Западной Европе. Комментируя Аристотеля и Птолемея, они критиковали птолемеевскую теорию небесных светил с позиций учения Ибн Сины о «движущей силе», на основе которой возникло учение об импетусе [5].

Ученые Востока развивали механику. В области динамики они обратили внимание на трудности объяснения движения тела, брошенного под углом к горизонту, после того как на него перестает действовать сила. Они разрабатывали теорию «движущей силы». В статике в это время рассматривались вопросы равновесия рычага, особенно в связи с усовершенствованием весов и их теорий. При этом совершенствуются методы определения плотности раз-

личных металлов и минералов. Вопросами определения плотности занимался Бируни. Он использовал способ измерения объемов тел неправильной формы с помощью отливного сосуда.

Исследованием теории весов и техники взвешивания занимались среднеазиатские ученые Омар Хайям и аль-Хазини (XII в.). Стихией Омара Хайяма были и различные науки — математика, астрономия, философия. Для него шахом сельджукской империи была специально построена обсерватория. Омар Хайям и его сподвижники собрали у себя наиболее точные наблюдательные инструменты: астролябии, квадранты. В ночной тьме они устремляли взор в бездонную глубину неба, разгадывая тайны мироздания. Составленный им календарь до сих пор считается более точным, чем тот, которым мы пользуемся сейчас. Ученого и поэта еще волновали параллельные линии, которые в дальнейшем послужили основой для Евклидовой геометрии.

Для определения плотности аль-Хазини в труде «Книга о весах мудрости» широко применял закон Архимеда, |83 взвешивая грузы не только в воздухе, но и в воде. В этой книге рассматриваются также некоторые задачи гидростатики и механики. Аль-Хазини описал весы с чашками, погрешность которых не превышала 0,1% и определил удельные веса около 50 тел (веществ), которые отличаются большой точностью.

Арабские и среднеазиатские ученые также внесли определенный вклад в развитие физической науки, в частности, в оптику. Наиболее интересным является труд арабского ученого Ибн аль-Хайсама (Альгазена) (965-1039 гг.) «Сокровище оптики», переведенный в XII в. на латинский

язык и оказавший большое влияние на развитие оптики. Он исследовал явления отражения и преломления света, считал, что свет испускается светящимся телом в виде конуса лучей [6]. Альгазена добился замечательных успехов в экспериментальной технике, для построения оптических приборов применил сферические и оптические зеркала, исследовал явление сферической аберрации, законы преломления света при входе или выходе луча из одной среды в другую, изучил увеличительную способность линз с целью коррекции зрения. Альгазена исследовал также анатомические функции человеческого глаза, доказал несостоятельность флюидной теории видения Пифагора и Платона. Латинские переводы его работ оказали большое влияние на Р.Бэкона и И.Кеплера, а через них на всю западную физическую науку.

Арабская медицина, как и астрономия, была прямым продолжением греческой медицины. Арабы дополнили ее знанием новых болезней и лекарств. Крупные арабские врачи, та-184 кие, как Авиценна и Разес, были людьми с широкой эрудицией, их интересы охватывали астрономию, ботанику, химию. То обстоятельство, что большинство мусульманских ученых занималось врачебной деятельностью, оказывало серьезное влияние на их научные и философские воззрения.

Особенно большие успехи арабы сделали в области химии. Алхимик Ге-бер (Джебер) мог изготавливать серную и азотную кислоты и их соли. Арабские ученые могли обрабатывать нефть и получать керосин и знали растворы ртути. Арабы ввели в европейский обиход ряд важнейших технических новинок: магнитную иглу,

порох, водяные и механические часы, хлопчатую, а затем и льняную бумагу.

Средневековая арабская наука значительно превосходила тогдашнюю западноевропейскую науку на сотни лет. Вот как охарактеризовал достижение арабо-мусульманского Востока в области науки Ф. Энгельс: «...десятичное исчисление, начала алгебры, современную систему исчисления и алхимию; в то же время христианское Средневековье не оставило ничего». Сохранилось множество характерных отношений к науке в изречениях халифов: «Величайшее украшение человека — знание», «Чернила ученого столь же достойны уважения, как кровь мученика».

Таким образом, в отличие от средневековой Европы, где в основном господствовала христианская религиозная форма мировоззрения, где преследовали ученых-естествоиспытателей, в этот же период на арабо-мусуль-манском Востоке мусульманская религия ислам поощряла развитие науки, техники, культуры, и поэтому мусульманский Восток опередил Европу на 300—400 лет по всем научно-техническим достижениям того периода.

ЛИТЕРАТУРА

1. Гузунов Г. Джевахируль-Бухур, Рукопись, ч. I, П, III. Рукописный фонд ИЯЛ ДНЦ РАН.

2. Избранные произведения мыслителей стран Ближнего и Среднего Востока IX—XIV вв. — М, 1961.

3. Леонов Н.И. Научный подвиг самаркандских астрономов XV в. — М., 1960.

4. Абдуллаев М.А. Средневековая арабо-мусульманская культура и ее влияние на Дагестан. — Махачкала, 2005.

5. Турсунов А. Человек и мировоззрение. — М., 1986.

6. Омаров О.А., Гусейханов М.К. История и методология физики. — М., 2000. ■

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.