Научная статья на тему 'Истоки материального взгляда на определение преступления в работах правоведов XVIII-начала XIX вв'

Истоки материального взгляда на определение преступления в работах правоведов XVIII-начала XIX вв Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
480
107
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КРИМИНОЛОГИЧЕСКОЕ ПОНЯТИЕ ПРЕСТУПЛЕНИЯ / ОБЩЕСТВЕННАЯ ОПАСНОСТЬ / ОБЩЕСТВЕННАЯ ВРЕДНОСТЬ / МИРОПОРЯДОК

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Петровский А. В.

Материальное (криминологическое) понятие преступления определяется как общественная опасность, либо вредность деяния. Вредность деяния и опасность человеческого преступного поведения как криминологической категории рассматривают много современных теорий, однако первоначально об этом писали в своих работах учёные-правоведы XVIII-начала XIX вв.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Истоки материального взгляда на определение преступления в работах правоведов XVIII-начала XIX вв»



12 1. ИСТОРИЯ КРИМИНОЛОГИИ

1. ИСТОРИЯ КРИМИНОЛОГИИ

УДК 343.9 ББК 67.51

А.В. Петровский*

ИСТОКИ МАТЕРИАЛЬНОГО ВЗГЛЯДА НА ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПРЕСТУПЛЕНИЯ В РАБОТАХ ПРАВОВЕДОВ XVIII -НАЧАЛА XIX ВВ.

Аннотация: Материальное (криминологическое) понятие преступления определяется как общественная опасность, либо вредность деяния. Вредность деяния и опасность человеческого преступного поведения как криминологической категории рассматривают много современных теорий, однако первоначально об этом писали в своих работах учёные-правоведы XVIII—начала XIX вв.

Ключевые слова: криминологическое понятие преступления; общественная опасность; общественная вредность; миропорядок.

A.V. Petrovsky

THE ORIGINS OF THE MATERIALISTIC VIEW OF THE DEFINITION OF THE CRIME IN JURIDICAL WORKS IN XVIII - EARLY XIX CENTURY

Summary: Materialistic (criminological) definition of a crime is determined as social danger or a harmful act. Harmful acts and dangerous human behaviour as criminological theory are being considered in lots of modern theories now However, the issue was raised first in the works of Russian legal scholars as far back as XVIII-early XIX century. Key words: criminological definition of crime; social danger; social harm; world order.

Зло, рождающееся от преступления, гораздо вреднее для общества, нежели война кровопролитная.1 Криминология исторически и логически выделилась из уголовного права, поэтому многие учёные полагают, что предмет изучения и понятийный аппарат криминологии должен задаваться уголовным правом, что не может иметь своего понятия преступления, рецидива, подменять уголовно-правовые дефиниции

* Антон Владимирович Петровский — кандидат юридических наук, заведующий кафедрой уголовного права, уголовного процесса и криминалистики Института экономики, права и гуманитарных специальностей (Краснодар, Россия). E-mail. zim-berbold@mail.ru

© А.В. Петровский, 2011.

1 Штрубе-де-Пирмон Ф.Г. Слово о начале и переменах Российских законов в торжественное празднество тезоименинства Ея Императорского Величества Всемилостивейшей Государыни Императрицы Елизаветы Петровны Самодержицы Всероссийской. В публичном собрании Санкт Петербургской Академии наук говорённое Фёдором Штрувом 6 сентября 1756 года. — Санкт Петербург,

1756. — С. 32.

расплывчатыми определениями.2 Преступность не является уголовно-правовой категорией, однако уголовное право определяет и разделяет деяния на преступные и не преступные. Преступность деяния — это не объективное свойство, а социальная оценка. С логической точки зрения оценки не обладают характеристиками объективности, они могут быть правильными и не правильными. В отношении оценочных суждений не действует логический закон исключения третьего, поэтому в обществе доминирует позиция, что термин «пре-ступно-преступление» — это общественно опасное или общественно вредное, противоправное, виновное и наказуемое деяние. Соответственно признак преступления

— общественная опасность, для общества является основным условием криминали-

2 Карпец И.И. Современные проблемы уголовного права и криминологии. — М., 1976. — С. 129; Блувштейн Ю.Д., Яковлев А.М. Введение в курс криминологии. — Минск, 1983. — С. 9; Миньковский Г.М. Взаимосвязь социологического и криминологического подходов к изучению преступности // Социологические исследования. — 1984. — № 4. — С. 183.

зации и декриминализации деяния. Если в криминологии использовать категории уголовного права, то общественная опасность должна пониматься как осознанное причинение вреда или угроза причинения вреда социуму, отсюда преступление можно рассматривать как социально вредные деяния.

Криминологическое понимание преступления существует и разрабатывается учёными. Д.А. Шестаков преступление определяет как деяние, представляющее для человека и общества значительное зло, безотносительно к признанию такого деяния в качестве преступления зако-ном.3 Интересный подход к определению преступления предложен В.М. Коганом, который считает, что преступление образуется соединением побуждения, которое само по себе не преступно, с операцией, которая сама по себе непреступна, если такое соединение причиняет вред, либо создает угрозу объектам, охраняемым в связи с их социальной ценностью.4 Представители московской школы криминологии детерминируют преступление как синтез двух составляющих: общественной опасности деяния и постоянно изменяющейся оценкой такого деяния со стороны государства.5 Однако только невско-волжская криминологическая школа предлагает делить понятие преступления на материальное (криминологическое) и формальное (юридическое), где материальное — общественная опасность (вредность) деяния, определяющая его пре-ступность.6

Понятие преступления аккумулирует в себе основную социально-юридическую идею государства, выражается посредством как научных детерминантов, так и

3 Шестаков Д.А. Введение в криминологию закона. — СПб., 2011. — С. 15.

4 Коган В.М. Социальный механизм уголовноправового воздействия. — М., 1983. — С. 89.

5 Криминология: Учебник для студентов вузов, обучающихся по специальности 021100 «Юриспруденция» / Под ред. Г.А. Аванесова. — 4-е изд., пере-раб. и доп. — М., 2006. — С. 172—175.

6 Шестаков Д.А. Школа преступных подсистем:

парадигма, отрасли, влияние вовне // Российский

криминологический взгляд. — 2005. — № 1. — С.

45—53; Шестаков Д.А. Криминология. Учебник для вузов. — 2-е изд. — СПб., 2006. — С. 134—141.

мыслей учёных определённых эпох. Изучая правовую литературу середины XVIII

— начала XIX вв., я пытался осмыслить, что же наши предки считали общественно опасным (вредным). Читая и анализируя всю сложную систему тогдашних правовых понятий, учитывающих веру, государственность, сословность, гражданские обязанности, открываешь некую систему правового миропорядка, которая была характерна для Русского государства и создавалась в нашей стране трудами богословов, философов, учёных-правоведов. Уничтожение и утрата этой правовой системы привели к правовому и социальному нигилизму, утрате авторитета власти. Исчезновение общественно-правовой идеи привело к утрате нашим этносом наследия предков, на которое гражданин смотрел, как на святыню. В наше время законодатель определил законы, но не установил общественные обязанности, не обозначил круг общественно-полезной деятельности. Соответственно, и общественная опасность (вредность) закона не понятна для общества, а значит, и некоторые виды преступного поведения не порицаются, а являются нормой жизни.

Одним из первых о равновесии государственного устройства и о полезности правопослушного поведения написал Карл Генрик Лангер, определяя общественную безопасность и порядок как состояние общества, где «цари царствуют, а законодатели судят правду, по намерению Создателя и к славе премудрейшего и вечного Законодателя, что к благополучию лучше служит такое учреждение общежития, где Государю достодолжное воздаётся почтение, и его повеления исполняются, внутренняя и внешняя тишина хранится и защищается, в котором каждые дела правосудными и премудрыми законами к всеобщему благу управляются, к общей пользе».7

7 Слово о начале и распространении положительных законов, и о неразрывном союзе философии с их учением, в публичном собрании Московского университета, бывшем для высокоторжественного дня рождения Её Императорского Величества, благочестивейшей Великая Государыни Императрицы Екатерины Алексеевны, Самодержицы Всероссийской, говоренной профессором и университетской конференции секретарем Карлом Генриком Ланге-ром. — М., 1766. — С. 6.

14 1. ИСТОРИЯ КРИМИНОЛОГИИ

Первый официальный труд XVIII века, в котором излагаются взгляды на закон и государственное устройство, — Наказ Екатерины II. Хотя он основан на идеях Ч. Беккариа, И. Бентама, императрица в тексте указала, что исследовать преступление, подробно различать его на роды не будет, однако отмечает, что преступления опасны тем, что направлены «против общей безопасности людей честных».8 Внимательно изучая аксиоматические правовые принципы Наказа Екатерины II, поражаешься простоте миропорядка: граждане должны повиноваться, а правители защищать народ, обеспечивать его безопасность и управлять им достойно и с соблюдением законов. В рассуждении о союзе между гражданином и государством указывалось, что хотя преступление направлено на человека, но больше вреда оно наносит государству.

Часто, вспоминая труд императрицы, мы оставляем без внимания философские мысли, высказанные отцами церкви, в которых присутствует идеологический стержень, характерный для правосознания людей той эпохи. Его основные идеи просты и глубоки по содержанию: «Человек есть животное дружелюбное, и таким должно быть общество, так как это является обязанностью всех в нём живущих».9 «Преступление есть нарушение закона, законы есть предписания, которые устанавливают благополучие человека. Преступник причиняет вред и себе, и человечеству, умножая в себе плохие привычки, являясь негативным примером для многих, отвергая склонность к человеколюбию, позабыл Бога и Его законы, попрал совесть, сделал себя неприятным для общества, которое не

8 Наказ, данный Комиссии о сочинении проекта Нового Уложения. № 12.949. от 30 июля 1767 года. Полное собрание Законов Российской империи с 1649 года. Том XVIII. 1767—1769. Царствование Государыни Императрицы Екатерины второй. Печатано в типографии II отделения собственной Его Императорского Величества Канцелярии. — Санкт Петербург, 1830. — С. 200—201, 213—214.

9 Слово в торжественный день коронования Благочестивейшей Великой Государыни нашей, Императрицы Екатерины Алексеевны, проповеданное Синодальным членом, Московской Академии ректором Архимандритом Гавриилом. Печатано при Императорском Московском Университете, 6 сентября 1763 года. — М., 1763. — С. 1.

давало ему повода для злодеяния, и отнял у него благополучие. Всякое преступление вредно для общества, если посчитать так, то надо определить, какой это вред — излечимый или неизлечимый».10

Идеи гражданского союза с обязательными правами и обязанностями всех его членов проходят красной нитью через уголовно-правовые взгляды того периода. Законы Божьи — естественные правила человеческого бытия — и законы государственные являлись тем фундаментом, который формировал нормы права, и главное, формировал правосознание юристов. Всякое общество, писал Д. Неттельбладт, существует по договору и должно иметь свои законы, а Верховный повелитель обязан сделать всё, чтобы целостность и безопасность всех подданных была нерушима, и «всякий подданный обязан поступать так, чтобы целостность и безопасность не нарушалась».11

Рассуждая о преступлении, надо понять методологию права XVIII—XIX вв., которая, кроме законов Божьих, объясняла преступное поведение своеобразной теорией справедливости и несправедливости. Так, И.М. Наумов определял справедливость как внутреннее спокойствие и удовольствие духа в совершении справедливого дела; несправедливость — внутреннее беспокойство и терзание духа в том, что познанная разумом истина на деле пре-небреженна, быть несправедливым есть то же, что восставать против самого себя.12 В своих работах И.М. Наумов, рассматривая преступление, исходил из субъективных причин поведения человека и особенностей личности, предполагая, что в обществе индивид должен делать только то, что не

10 Слово в торжественный день восшествия на Всероссийский Престол всепресветлейшей де-ржавнейшей Великая Государыни Императрицы Екатерины Алексеевны Самодержицы Всероссийской. Проповеданное Синодальным членом Гавриилом епископом Тверским, в придворной Петергофской церкви 1770. — Санкт-Петербург. 1770.

— С. 5, 10, 11.

11 Неттельбладт Д. Начальное основание всеобщей естественной юриспруденции, приноровленное к употреблению основания положительной юриспруденции и переведённое с латинского языка.

— М., 1770. — С. 168—169.

12 Наумов И.М. О справедливости и несправедливости. — Санкт-Петербург, 1812. С. 1—2.

может навредить другим, и руководствоваться общими правилами, детерминированными естественными законами.13 Интересно, что Проект уголовного уложения Российской империи 1813 года в § 1 Главы I преступление определяет как «всякое законом запрещённое и зловредное деяние, произвольно учинённое».14

Учёный XIX века И.Е. Нейман определил преступления как деяния, которые нарушают безопасность в государстве, а охранение безопасности в обществе есть цель всех членов этого общества.15 В Главе I (О преступлениях вообще) И.Е. Нейман размышляя о том, что цель государства — охрана безопасности, но само государство в лице союза людей (общества) не может самостоятельно определить, что нарушает безопасность, а что нет, поэтому предварительно верховная власть должна создать организационно-управленческую систему общества, которая позволит достичь благополучия. И только причинение зла этой «системе», в зависимости от особенностей народа, может являться, по усмотрению законодателя, преступлением. В итоге И.Е. Нейман посчитал, что более точное определение преступления — деяние, которым общая безопасность нарушается в такой степени, что «законодатель почёл необходимым сопрягать с ним физическое зло и наказание».16

Другой учёный XIX века, О.И. Горе-гляд, определял преступление как деяние противозаконное, умышленное, вредное для государства и частным лицам.17 В период XVIII—XIX вв. обязанность каждого гражданина повиноваться правителям понималась как основное условие существо-

13 Наумов И.М. Разделение преступлений против гражданского и против права уголовного. — Санкт-Петербург, 1813. — С. 11—14.

14 Проект уголовного уложения Российской империи. Часть первая. Основания уголовного права.

— Санкт-Петербург, 1813. — С. 1.

15 Начальные основания уголовного права. Сочинение профессора Ивана Егоровича Неймана.

— Санкт-Петербург, 1814. — С. 4.

16 Там же. — С. 13.

17 Опыт начертания российского уголовного

права, часть I. О преступлениях и наказаниях во-

обще. Сочинение коллежского асессора Осипа Ио-акимовича Горегляда. — Санкт Петербург, 1815. —

С. 1—2.

вания государства, но в России существовала обязанность повиноваться законным общинным интересам. Для нас интерес представляет система государственного порядка, где законы естественные и первобытные, данные Богом, формируют правосознание населения. Бог определил существование общества, общественных систем и общественных союзов. Верховная власть предопределена Богом — исходя из божественных законов, формулируются законы публичные и общественные.

Г.И. Солнцев определял преступление как внешнее, свободное, положительными законами воспрещённое деяние, против политического равенства и свободы целого государства или частных граждан устремляемое и правомерное наказание за собою влекущее, или иначе, преступление есть внешнее, свободное, положительными законами воспрещаемое деяние, безопасность и благосостояние государства или частных его граждан, посредственно или непосредственно, нарушающее и правомерное наказание за собою для преступника влекущее.18

Л.А. Цветаев сущностью публичного законодательства видел право каждого члена общества требовать защиты от всякой опасности, угрожающей ему, и обязанность каждого из сограждан — оказывать помощь в случае угрожающей ему опасности.19 Преступление в пространном смысле он определяет как нарушение закона, а в точном смысле — как нарушение прав общества и сограждан и обязанностей к ним. «Преступление есть зло само в себе и в последствиях своих, и как полезнее предотвратить зло, нежели сделанное искоренять или исправлять, то сообразнее предупреждать преступления».20 Пони-

18 Российское уголовное право, изложенное Обоих Правъ Доктором, Императорского Казанского Университета, бывшим Ректоромъ Гавриилом Ильичём Солнцевым. Казань. 1820 / Под ред. и с вступительной статьей о Г.И. Солнцеве Г.С. Фельдштейна. — Ярославль, 1907. — С. 54.

19 Первые начала Права естественного, изданные для руководства учащихся Профессором Львом Цветаевым. — Москва, 1816. — С. 45.

20 Начертание теории уголовных законов. Изданное для употребления учащихся Профессором Львом Алексеевичем Цветаевым. — Москва, 1825.

— С. 73.

16 1. ИСТОРИЯ КРИМИНОЛОГИИ

мание преступного согласуется с современным определением криминологии, предложенным Д.А. Шестаковым: «Криминология по существу является учением о зле в крайних формах его проявления и о противодействии ему».21

В заключение хочу отметить, что история человечества накопила богатый опыт противодействия преступности, содержащий воплощение самых различных идей, каким следовали люди, общество, государства. Эти идеи оформлялись в виде стройных и последовательных концепций или высказывались фрагментарно, но в любом случае именно из них вырабатывались идеи, подтвердившие право на своё существование многовековой человеческой практикой. Среди них присутствуют те концепции, которые выражают этнона-циональный опыт, которые могут считаться достоянием российской уголовно-правовой культуры.

Появление признака общественной опасности (вредности) как категории

преступного поведения во многом связано с принятием государством на себя обязанности по защите своих подданных, т.е. членов того союза, который и создал это образование. Такая защита была возможна за счёт создания определённого миропорядка, детерминирующего законы. Поэтому преступление изначально посягает на этот сложившийся миропорядок, нарушая и разрушая систему, которую государство создаёт. Преступление опасно не проявлениями в деяниях или субъекте, а в том, что это деяние нарушает созданную иерархию ценностей. Оставляя безнаказанным общественно опасное деяние, государство может превратиться в недееспособного «субъекта», показав общественному союзу, да и другим системам свою слабость. Поэтому без определения сущности общественной опасности и вредности деяния невозможно криминологическое понимание уголовно-правового деликта и трудно определиться с нормой и патологией.

21 Шестаков Д.А. Криминология. Новые подходы к преступлению и преступности. Криминогенные законы и криминологическое законодательство. Противодействие преступности в изменившемся мире. Учебник. 2-е издание, переработанное и дополненное. — СПб., Изд-во Р. Асланова «Юридический центр Пресс», 2006. — С. 18.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.