Научная статья на тему 'Истоки и перспективы формирования государственных корпораций в Российской Федерации'

Истоки и перспективы формирования государственных корпораций в Российской Федерации Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
969
175
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ИМУЩЕСТВО / КРИЗИС / ГОСУДАРСТВЕННАЯ КОРПОРАЦИЯ / ПРАВОВОЙ СТАТУС ГОСУДАРСТВЕННЫХ КОРПОРАЦИЙ / STATE PROPERTY / THE CRISIS / THE STATE CORPORATION / THE LEGAL STATUS OF PUBLIC CORPORATIONS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Шишкин А. Н.

Рассмотрена система и структура формирования государственных корпораций в РФ. Затронуты исторические аспекты эволюционного преобразования и реструктурирования государственных корпораций в зависимости от сложившихся внешних воздействий на состояние экономики Российской Федерации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ORIGINS AND PROSPECTS OF PUBLIC CORPORATIONS IN THE RUSSIAN FEDERATION

A system structure and the formation of the state corporate functions in Russia. Affected by the historical aspects of evolutionary transformation and restructuring of state owned corporations, depending on the prevailing external impacts on the economy of the Russian Federation.

Текст научной работы на тему «Истоки и перспективы формирования государственных корпораций в Российской Федерации»

УДК 338.124

ИСТОКИ И ПЕРСПЕКТИВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ КОРПОРАЦИЙ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

А.Н. Шишкин

Рассмотрена система и структура формирования государственных корпораций в РФ. Затронуты исторические аспекты эволюционного преобразования и реструктурирования государственных корпораций в зависимости от сложившихся внешних воздействий на состояние экономики Российской Федерации.

Ключевые слова: государственное имущество, кризис, государственная корпорация, правовой статус государственных корпораций.

Эпоха перемен, сложившиеся в Российской Федерации за последние двадцать лет, обусловила переход от системы административно-командного управления к рыночной. Этот процесс естественно вызвал ряд преобразований государственного масштаба, которые начались после 1990 года. Естественно в связи с этим роль государства в системе функционирования отраслей экономики значительно упала, и соответственно рынок, стал главным определяющим сегментом в развитии экономики государства.

В то время было основной задачей сформировать нормативноправовую базу, позволяющую нормально функционировать хозяйствующим субъектам в новых условиях. И мало было уделено внимания самим процессам, обуславливающим формированию капитала у хозяйствующих субъектов, происходящим в секторе экономике. Естественно и немного забыли о роли государства, которое не может быть сторонним наблюдателем развития и формирования рынка у себя на территории.

Так, например процесс приватизации государственного имущества происходил достаточно хаотично, государство, можно сказать, разбросало своё имущество, в надежде на то, что рынок вместе с полученной хозяйственной свободой начнет решать различные экономические, социальные и политические задачи в угоду государства и развития страны в целом. Естественно при быстром переходе сразу ощущался информационный голод, в котором оказался Российский рынок и соответственно оказанные на него надежды он не оправдал, да и не может рынок, функционирующий самостоятельно заботится о развитие государства в целом.

Таким образом, к кризису 1998 года Российская федерация, а точнее говоря органы управления государством, подошли с ярко выраженными проблемами практически во всех секторах экономики. И в связи с этим возникла необходимость создания мощных организаций, основанных на капитале государства, которые могли бы взаимодействовать с частным

сектором и решать именно приоритетные задачи в области развития страны. И выход был найден. Таким образом, российское государство еще в большей степени укрепилось во мнении необходимости создания таких организаций после кризиса 1998 года.

Так четко формирование понятия корпорация появилось после 1998 года. Было создано «Агентство по реструктурированию кредитных организаций». Государственные корпорации согласно нормативно-правовой базе существующей в Российской Федерации являются некоммерческими организациями, которые не имеют членства и учреждены Российской Федерацией на основе имущественного взноса. Именно то, что государственные корпорации не являются коммерческими организациями говорит о том, что они функционируют для осуществления социальных, управленческих или иных общественно полезных функций [1].

Таким образом в начале XXI века наблюдается укрепление государственных позиций в системе хозяйствования коммерческих организаций. И эта тенденция не случайна. Она говорит о том, что государство должно направлять деятельность хозяйствующих субъектов в области приоритетных направлений развития страны в целом.

Сохраняя данную тенденция, в России, с 2004 по 2007, создается семь самостоятельных госкорпораций, которые в свою очередь были призваны решать конкретные задачи (рис. 1).

Имущество госкорпораций формируется за счет государственного взноса на сто процентов и следовательно именно государство получат возможность направлять деятельность госкоропрации в необходимое для данной ситуации русло.

Но следует отметить, что создавались госкорпорации не только со стопроцентным государственным участием. Так были созданы две корпорации с государственным участием в 75% плюс 1 акция и имели организационно-правовую форму - открытое акционерное общество. В таком виде сформировались: ОАО «Объединенная авиастроительная корпорация» и ОАО «Объединенная судостроительная корпорация».

Так же рассмотрев систему преобразования и формирования госкорпораций можно говорить о создании следующих типов компаний:

1. Созданные по инициативе государства - «Фонд содействия реформированию ЖКХ», «Агентство по страхованию вкладов», «Банк развития»;

2. Создаваемых по инициативе самих принадлежащих государству компаний («Роснанотех, «ОАК», «ОСК», «Ростехнологии»);

3. В связи с упразднением соответствующих ведомств - ГК «Росатом».

После 2007 года произошли некоторые изменения в структуре и деятельности госкорпораций в Российской федерации. Так Согласно распоряжению Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2010 года № 2287-р

Российская корпорация нанотехнологий первой из государственных корпораций завершила реорганизацию и с 11 марта 2011 года перерегистрирована в открытое акционерное общество «РОСНАНО». Государственная корпорация по строительству олимпийских объектов и развитию города Сочи горноклиматического курорта прекратит свою деятельность после решения уставных задач. В ноябре 2011 года Правление Росатом одобрило стратегию Росатома до 2030 года. Согласно обновленной стратегии взят новый курс, который ставит основную стратегическую цель - глобальное технологическое лидерство. Естественно на достижения данной цели будут направлены основные ресурсы отрасли [3].

Рис. 1. Госкорпорации созданные в РФ с 2004 по 2007 год

Таким образом, наблюдается постоянная эволюция в системе госкорпораций функционирующих в Российской федерации. Это говорит о том, что госкорпорация формируется исходя из постоянно меняющихся условий как её внутренней среды, так и внешнего окружения, и таким образом представляет из себя гибкий механизм перераспределения целей, функций, ресурсов.

Если говорить об особенностях правового статуса госкорпораций, то можно остановиться на следующих моментах [4]:

1. Создание государственной корпорации (ГК) осуществляется на основе федерального закона;

2. Имущество, переданное ГК Российской Федерацией, является собственностью ГК;

3. ГК не отвечает по обязательствам Российской Федерации, а Российская Федерация не отвечает по обязательствам ГК, если законом, предусматривающим создание ГК, не предусмотрено иное;

4. ГК не обязана представлять в государственные органы документы, содержащие отчет о своей деятельности;

5. Так же на ГК не распространяется положение о банкротстве;

6. ГК могут проводить конкурсы и аукционы на закупку товаров, работ и услуг в произвольном порядке.

7. Контроль за деятельностью ГК осуществляется Правительством РФ на основе ежегодного представления корпорацией годового отчета, аудиторского заключения по ведению бухгалтерского учета и финансовой (бухгалтерской) отчетности, а также заключения ревизионной комиссии по результатам проверки финансовой (бухгалтерской) отчетности и иных документов корпорации.

Таким образом, исходя из вышеуказанных положений можно отметить, что ГК хоть и формируются на базе государственных ресурсов, все же наблюдается относительная автономия их деятельности, что может положительно сказаться на результатах их функционирования, а может иметь и негативные последствия.

Рассмотрев нормативную базу функционирования ГК обратим внимание на структуру её управления. Так вот, органами управления ГК являются наблюдательный совет или совет директоров. Данная составляющая управления зависит от сферы деятельности компании. Так в систему органов управления входит правление и генеральный директор. Члены наблюдательного совета либо совета директоров формируются из представителей Президента РФ и представителей Правительства РФ, что в свою очередь говорит о том, что государство выступает в двух ролях: как собственник и как управляющий. Естественно, что каждая ГК имеет свою генеральную цель и достаточно большое число подцелей и задач позволяющих достигать генеральной цели. Если подходить обобщенно к целям госкорпораций, то можно выделить следующие, основные [2]:

1. Социальные;

2. Экономические;

3. Технологические.

Весь перечисленный спектр целей как раз сводиться к повышению конкурентоспособности как отдельной продукции, так и отрасли в целом, как на внутреннем, так и на внешнем рынках. Все это возможно при внедрении НИОКР (научно-исследовательских и опытно-конструкторских разработок) в систему производства.

Для достижения поставленных целей госкорпорация может реализовать следующие основные функции:

1. Рассмотрение проектов в целях последующего предоставления финансовой поддержки за счет средств корпорации;

2. Осуществление организационной и финансовой поддержки научно-исследовательским и опытно конструкторским разработкам;

3. Финансирования проектов с последующим внедрением в сфере по которой проходит проект;

4. Мониторинг реализации проектов;

5. Подведение итогов деятельности корпорации, для возможной корректировки целей и задач.

Таким образом, мы видим, что функции, которые выполняет корпорация достаточно масштабны и естественно каждая из них состоит из множество небольших.

Тем не менее, говоря в основном о необходимости и нужности развития госкорпраций в Российской Федерации нельзя точно сказать на данный момент, что деятельность их приносит достаточно большие результаты. Это может происходить и происходит по разным причинам, как внешнего, так и внутреннего характера. Так же можно отметить о еще не совсем сформировавшейся норматино-правовой базы, которая бы достаточно четка регламентировала деятельность госкорпораций в области эффективности их функционирования. Очень большая проблема стоит по выявлению критериев эффективности деятельности как госкорпораций, так и подрядчиков, которые выступают в роли исполнителей заказов госкорпорации на основании её целей и задач функционирования.

Конечно без данной системы не обойтись, так как она позволяет государству концентрировать активы, что дает возможность действовать в системе расширенного производства и решать многие как экономические, так и социальные проблемы, но достаточно сложно функционировать не имея опыта в деятельности таких организаций. По этому, на современном этапе развития госкорпораций Российская Федерация накапливает необходимый опыт, для того, что бы в дальнейшем развивать это направление деятельности государства.

Список литературы:

1. Кузьминов А.А. Государственные корпорации: проблемы единства организационно-правовой формы // Гражданское право. 2009, №2. С. 38.

2. Кузьминов А.А. Гражданская правосубъектность государственной корпорации // Юридический мир. 2009. № 8. С. 34-36.

3. Кравченко Д.В. О реформировании государственных корпораций // Законодательство и экономика. 2010. № 5. С. 15-17.

4. Мозолин В.П. Правовой статус государственной корпорации и

юридическая природа права собственности на принадлежащее ей имущество // Журнал российского права. 2009, № 1. С. 24.

Шишкин Андрей Николаевич, канд. экон. наук, доцент, fshan@mail.ru, Россия, Тула, ФГБ ОУВПО ТГПУ им. Л. Н. Толстого.

ORIGINS AND PROSPECTS OF PUBLIC CORPORATIONS IN THE RUSSIAN

FEDERATION

A.N. Shishkin

A system structure and the formation of the state corporate functions in Russia. Affected by the historical aspects of evolutionary transformation and restructuring of state-owned corporations, depending on the prevailing external impacts on the economy of the Russian Federation.

Keywords: state property, the crisis, the state corporation, the legal status of public corporations.

Shishkin Andrei Nikolaevich, candidate of economic science, docent, fshan@mail.ru, Russia, Tula, Federal State Educational Institution of Higher Professional Education of Tula State Pedagogical University named L. N. Tolstoy.

УДК: 339.138:[338.46:378]

РАЗВИТИЕ МАРКЕТИНГА ОТНОШЕНИЙ В ВУЗЕ НА ОСНОВЕ ФОРМИРОВАНИЯ ЛИДЕРОВ МНЕНИЙ

Ю.Г. Бузуева

Рассматривается возможность развития маркетинга отношений на основе формирования лидеров мнений для достижения стратегических маркетинговых целей вуза.

Ключевые слова: маркетинг отношений, удержание потребителей, удовлетворенность, лояльность, рекомендации, лидеры мнений, маркетинг слухов, вирусный маркетинг.

Решение проблем, порождаемых такими характеристиками образования как неосязаемость, неотделимость предоставления услуг от потребления, непостоянство качества и др., имеет свою специфику и отражается в маркетинговой стратегии вуза, которую можно представить как процесс, с помощью которого осуществляется взаимодействие вуза с потребителями.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.