Научная статья на тему 'Источниковедческий анализ сочинения «и’лам ат-тилмиз би ахкам ан-набиз»'

Источниковедческий анализ сочинения «и’лам ат-тилмиз би ахкам ан-набиз» Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
328
58
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РУКОПИСЬ / ФИКХ / НАБИЗ / АЛКОГОЛЬ / МАЗХАБ / МУСУЛЬМАНСКОЕ ПРАВО / МНЕНИЯ / MANUSCRIPT / FIQH / NABIDH / ALCOHOL / MATHHAB / ISLAMIC LAW / OPINIONS

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Гизбулаев Магомед Андалавмагомедович

Статья посвящена изучению правовых положений фикха, где основное место отведено вопросам набиза ( буза ), помещенных в произведении докапиталистического Дагестана « И’лам ат-тилмиз би ахкам ан-набиз » (Уведомление ученика по вопросам набиза) Абу Бакра ал-Муавийи (ум. 1791). В ней приводится характеристика дагестанской арабской рукописи, вводится в научный оборот ранее неизвестное российской арабистике правовое сочинение аварского правоведа, предлагается его содержательный и лексический анализ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Textological analyses of the “I’lam at-tilmidh bi ahkam an-nabidh”

The article examines the Muslim legal provisions which treat an issue of nabiz (millet beer) in the pre-Russian Dagestani work “ I’lam at-tilmidh bi ahkam an-nabidh ” (Notification to a student with regard to the statements on millet beer) by Abu Bakr al-Muawiya (d. 1791). He was a poet, lawyer and enlightener of the 18 th century. The article is based on the content analysis of the most popular written work in the Arabic literary genre in Dagestan, known as “ al-Fiqh ”. The author highlights the underlying principles of Abu Bakr’s legal discourse as a key to discuss the issues of ethics, reason, values, and law teachings treated by the scholar in his work. The article provides a thorough description of the Dagestan Arabic manuscript, introduces a so far unstudied legal work of the Avar lawyer in the Russian Oriental studies, analyses its linguistic and thematic content.

Текст научной работы на тему «Источниковедческий анализ сочинения «и’лам ат-тилмиз би ахкам ан-набиз»»

2013 ВЕСТНИК САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКОГО УНИВЕРСИТЕТА Сер. 13 Вып. 4

ИСТОРИЯ И ИСТОЧНИКОВЕДЕНИЕ

УДК 94

М. А. Гизбулаев

ИСТОЧНИКОВЕДЧЕСКИЙ АНАЛИЗ СОЧИНЕНИЯ «И'ЛАМ АТ-ТИЛМИЗ БИ АХКАМ АН-НАБИЗ»1

Наука в Дагестане развивалась и обогащалась в тесном взаимодействии между жителями Дагестана и мусульманским миром.

Ввиду того, что в подавляющем большинстве мусульманских стран научным языком был арабский, существовала возможность для всех этих стран поддерживать друг с другом самые близкие культурные контакты. Там в оригинале знакомились с научными трудами и литературными произведениями, написанными в любой из этих стран. Назир ад-Дургели пишет: «Исламская культура дошла на территорию Дагестана, благодаря муджахедам, миссионерам и переселенцам в период аббасид-ского правления. Далее, дагестанцы начали странствовать в поисках знаний в Багдад, где получали знания по различным дисциплинам арабоязычных наук. Среди самых усидчивых и старательных были выходцы из территории Аварии и те, которые относятся к ней» [1].

Так, большую известность в XVIII в. получил выходец из Дагестана — поэт, юрист, филолог: Абу Бакр (ум. 1791). Он родился в 1711 г. в с. Аймаки2 в семье знатного происхождения. Как пишет один из исследователей и собирателей местного арабо-мусульманского культурного наследия Мансур Гайдарбеков «род Абу Бакра берет начало в известном арабском племени Курайш» [2]. Отец Абу Бакра Муавийа с раннего детства привил сыну вкус к знанию, научил арабской грамматике и другим предметам арабоязычных наук и отправил его в соседнее с. Аракани для дальнейшего совершенствования знаний к кадию и известному преподавателю Дибиру Старшему из Карата. Получив от араканских учителей все, что можно, Абу Бакр возвращается в родное селение Аймаки [3, с. 40]. Ему предлагали преподавать в нескольких

Гизбулаев Магомед Андалавмагомедович — канд. ист. наук, мл. науч. сотр., Институт истории, археологии и этнографии ДНЦ РАН (Махачкала); e-mail: awariyav@gmail.com

1 Данная статья подготовлена при финансовой поддержке Гранта РГНФ № 13-01-00248а «Антология северокавказских правовых сочинений на арабском языке XVIII в.».

2 Селение Аймаки — ныне в Гергебельском р-не Дагестана. © М. А. Гизбулаев, 2013

дагестанских обществах. Так, он занимался преподавательской и научной деятельностью в медресе (школах) Акуша, Кубачи, Аракани. Арабоязычное литературное наследие Абу Бакра тематически разнообразно, он активно участвовал в научных диспутах, завоевывая репутацию знатока во многих областях науки. В 1791 г., в возрасте 80 лет, Абу Бакр скончался в с. Аракани.

Абу Бакр — автор сочинений исторической, правовой, этико-моральной и стихотворной тематики. Обращает на себя внимание то обстоятельство, что одним из главных направлений творческой деятельности ученого было создание сочинений по мусульманскому праву или комментариев к ним.

Мусульманское право (фикх) получило в исследуемый период широкое развитие. Почти все ученые того времени занимались фикхом. Фикх преподавался во всех медресе Дагестана [4, с. 111]. В фикхе разрабатывается примерно одинаковый круг вопросов: ритуал и молитва, налог и милостыня, пост, война и торговля, взаимоотношение мусульман с неверными и т. д. По числу копий сочинениям по фикху всегда принадлежало одно из первых мест.

Анализ «И'лам ат-тилмиз би ахкам ан-набиз» (Уведомление ученика по вопросам вина) основан на рукописи, хранящейся в Рукописном фонде ИИАЭ. Прежде всего следует коснуться вопроса датировки произведения. «И'лам ат-тилмиз би ахкам ан-набиз» был создан Абу Бакром в 1777 г. [5, с. 211]. Автограф не удалось найти. В настоящее время это сочинение представлено одной копией, переписанной Мухаммадом б. Багуджи из Мачады. Сочинение Абу Бакра написано на плотной фабричной бумаге размером 22-16 см, работа состоит из девяти страниц, чернила черные, дагестанский насх [6].

Разнообразен круг людских пороков, рассматриваемых в правовых произведениях Абу Бакра.

В произведении «И'лам ат-тилмиз би ахкам ан-набиз» Абу Бакра основное место отведено вопросам набиза (алкоголь). Употребление набиза — один из распространенных пороков в дагестанском обществе, в частности, и среди некоторых ученых.

Сочинение «И'лам ат-тилмиз би ахкам ан-набиз» имеет традиционную форму. Оно начинается с предисловия, содержащего восхваление Аллаха, пророка Мухам-мада, а также освещение главных ценностей ислама:

Хвала Аллаху, Который своей милостью к людям сделал ясным дозволенное [халал] и запретное [харам] ниспосланием Мухаммада, лучшего из людей, а также руководства [Корана] для всего человечества, которое защищает неприкосновенность пяти запретов (хурумат) — это религии, жизни, разума, продолжения потомства и собственности. Да приветствует Аллах пророка Мухаммада, который пришел с повелением и возвеличением роли разума, через которого человек познает Творца вселенной. Да приветствует Аллах его семейство и сподвижников, которые соблюдали Его [Аллаха] руководство и донесли его к другим [6, с.1].

Любой серьезный проступок рассматривается как наказуемое нарушение мусульманских запретов, смысл которых заключается в общей направленности ислама, в частности, его правовых принципов, на защиту пяти вышеуказанных основных ценностей ислама.

Далее Абу Бакр объясняет причины и цели написания данного произведения, выражает серьезную озабоченность разрушением традиционных мусульманских

ценностей, забвением сунны, распространившимся в среде верующих употреблением алкоголя:

Я вижу ученых Дагестана и их учеников, не говоря уже в целом о дагестанцах, безразлично относящихся к повелениям [ислама]. В частности, к запрещению употребления набиза [любой алкогольный напиток, изготовленный без винограда] — отвратительного, сбивающего от поминания Аллаха и молитв [6].

Далее правовед сообщает о цели произведения:

Я собрал цитаты из Корана и сунны, а также доводы, несмотря на свои ограниченные возможности в данной работе. И назвал я его «Уведомление ученика по вопросам набиза (буза)». Цель сочинения — практическая: очищение сердца ученика от тьмы невежества, так как сердце является источником благородного знания и готово к восприятию разливов сильного дождя от Доброго Аллаха [6].

Как известно, употребление алкоголя несовместимо с требованиями шариата. В «И'лам ат-тилмиз би ахкам ан-набиз» Абу Бакр ставил целью четко показать ученикам проблематичные вопросы, в частности, о расхождении взглядов некоторых ученых по вопросам набиза, поэтому любой читатель найдет для себя много полезного в данном произведении.

Абу Бакр убеждает читателя, в частности ученика, в необходимости учитывать и исполнять изложенные в сочинении нормы, касающиеся набиза:

Знай, мой брат по вере, что население Дагестана уже находится на территории, где не царит власть великого имама и наиба, справедливо следующего за ним. Среди них [дагестанцев] нет запрещающего от порицаемых поступков, ибо суть ислама и веры заключается в убеждении и следовании предписаниям религии, подчиняясь и повинуясь ее [религии] повелениям и запретам [6, с. 2].

Абу Бакр обращается к ученикам: он вводит их в предмет, называет и раскрывает им конкретные цели, которые преследует составлением данного сочинения. Приведенные выше отрывки демонстрируют, что население Дагестана пренебрегало предписаниями ислама в изучаемый период. Порочные поступки людей неизлечимы, их дурные помыслы и интриги непостижимы. Однако один из самых худших и низких поступков дагестанцев — это увлечение употреблением набиза гнусного. Абу Бакр с осуждением отмечает, что «они не принимают гостя, не предложив ему набиз, пока он не опьянеет, вызывая насмешки людей. Это все то, что не приемлемо разумом, не говоря уже о Шариате».

Всякое опьяняющее — запрещено. В Коране имеется четкое выражение, отрицательного отношения: «Спрашивают они [верующие] тебя [Пророка] о вине и май-сире [азартные игры]. Отвечай: И то, и другое — средоточие греха великого, хотя и несут они для людей пользу некую, но греха в них больше, чем пользы» [7, с. 47]. Толкователи айатов говорят, что данный айат был ниспослан, когда сподвижники спросили Пророка о вине и азартных играх. Автор тафсира «Васит» [8, с. 731] сказал, что «вино есть брожение разума, а азартные игры есть грабеж имущества» [6, с. 3].

Абу Бакр считает грехом не только употребление алкоголя, но даже присутствие на пьяном застолье. По шариату запрет на употребление спиртных напитков — это один из основных принципов правоверного мусульманина, наряду с запретом азартных игр.

Один из айатов Корана гласит: «О вы, которые уверовали. Опьяняющий напиток, майсир, [жертвоприношения] на жертвенниках каменных [и гадание] по стре-

лам — скверные деяния, [внушаемые] Шайтаном. Сторонитесь же этого — быть может, преуспеете вы» [7, с. 136]. Ибн Аббас в своем толковании айата говорит: «под вином подразумевается все алкогольное вместе взятое. Желание шайтана [сатаны] — это ввергать человека в ненависть, вражду между собой и сбивать его от упоминания Аллаха и молитвы» [6, с. 3].

Абу Бакр выступает, приводя хадисы пророка Мухаммада, против любых видов алкогольных напитков:

Один из хадисов гласит: «Однажды Пророка спросили о дозволенности табаа [медовуха], Мухаммад сказал: "Любой напиток, который опьяняет, является запрещенным"». Другой хадис гласит: «Однажды прибыл человек из Йемена и спросил Пророка о дозволенности напитка, который они употребляют у себя на родине, изготовленный из злаков, и называют его "мизр". Пророк спросил: "Напиток опьяняет или нет?" Йеменец ответил "да". Пророк сказал: "Любой опьяняющий напиток является запрещенным. Поистине Аллах обещал тому, кто употребит алкогольные напитки, что напоит его в потусторонней жизни потом обитателей ада"» [6].

Здесь речь идет о важных вопросах мусульманского права. Употребление алкоголя посягает на интеллект, одну из пяти охраняемых исламом ценностей. Поэтому оно относится к категории хадд (фиксированное наказание Корана и сунны). Сунна фиксирует точную меру наказания за него — сорок ударов плетью или палкой. Поэтому Пророк ясно сказал: «То, что, употребив много опьяняет, того и малое употребление является запрещенным». Нужно также особо отметить и перечень источников вина, указанных еще пророком Мухаммадом, который сказал: «Напиток перегонный из пшеницы, ячменя, фиников, изюма, винограда, меда — есть вино, и я запрещаю все опьяняющее» [6].

Если же опьянение стало результатом случайного употребления спиртного по причине добровольного заблуждения или было вынужденным, например в результате насилия, то употребивший освобождается от вышеуказанного наказания.

Абу Бакр, затрагивая проблемы дагестанского общества, в частности употребления набиза, стремился решить их именно основополагающими источниками мусульманского права (Коран, сунна, иджма и кияс). Наряду с Кораном и сунной, нормативной основой для решения дел судьями служили и правила поведения, введенные сподвижниками Мухаммада, а затем ведущими правоведами (иджма).

Как сообщает Абу Бакр, иджма (единодушное мнение) бывает двух типов: иджма сподвижников и имамов. Что касается иджма сподвижников, то Абу Бакр приводит предание халифа Умара (ум. 644), который сказал: «Ниспослан айат, запрещающий употребление вина, существует пять видов получения вина: это виноград, финики, пшеница, ячмень и мед, вино есть то, от чего бродит разум, все сподвижники единодушны в запрещении опьяняющих напитков» [6, с. 4].

А понятие «иджма имамов» Абу Бакр понимает, в частности, как изречения имама Малика (ум. 795), аш-Шафии (ум. 822) и имама Ахмада (ум. 855), а также аш-Шарани (ум. 1565) [9, с. 331], которые единодушны в наказании каждого пьющего алкоголь: «.. .много или мало, разницы нет, ибо алкоголь есть вино, получаемое из винограда, пшеницы, ячменя и т. д.» [6, с. 5]. «Исключением является, — продолжает Абу Бакр, — изречение имама Абу Ханифы, который все же дозволил употребить напиток, полученный не из винограда, ссылаясь на хадис [пророка Мухаммада]:

"Вино получают из этих двух деревьев — пальмы и винограда", где он [Абу Ханифа] ограничивает понятие "вино" двумя деревьями» [6].

Следует отметить, пишет Абу Бакр, что «вышеуказанное пояснение пророка Му-хаммада адресовано именно населению, которое употребляло вино только из этих двух видов. И нет довода у Абу Ханифы, который ограничил решение о запрещении вина двумя видами деревьев. Очевидно, что до имама не дошел хадис [Мухаммада] который гласит: "Напиток, перегонный из пшеницы, ячменя, фиников, изюма, винограда, меда есть вино", — раньше трех имамов, которые единодушны в недозволенности набиза» [6].

Далее Абу Бакр в «И'лам ат-тилмиз» приводит для подтверждения своего тезиса изречение имама Шафии, который полагает, «что Абу Ханифа не слышал хадис [Мухаммада]: "То, что употребив много — опьяняет, того и малое употребление является запрещенным". Он [имам аш-Шафи] сказал в своем сочинении "Мизан" то же самое, что и сказал Абу Ханифа: "если подтверждается достоверность хадиса, то это является нашим мазхабом [направлением]". Поэтому он [Абу Ханифа] в данном вопросе просчитался по незнанию, что ученому и дозволено согласно Корану и сунне» [6, с. 6].

И, наконец, Абу Бакр приводит четвертый источник мусульманского права — кийас. Более конкретно он дает в «И'лам ат-тилмиз» определение набиза, согласно кийасу [суждение по аналогии], как с лингвистической, так и с правовой стороны.

Согласно лингвистическому значению, «набиз — это вино, от которого бродит разум». Первые имамы — основоположники фикха, такие как Абу Хурайра, Ибн Са-рих, Ибн Исхак, Ширази, Рази и др., сказали: «.лингвистический смысл вещи — то, что соответствует ее описанию. Например, "вино — это алкоголь, изготовленный из винограда"» [6].

Правовое же значение заключается в запрещении всех видов алкоголя, поскольку с их помощью шайтан пытается ввергнуть человека во вражду и ненависть.

Обращает на себя внимание тот факт, что мусульманская правовая доктрина требует от мусульман следования за одним толком из четырех правовых школ. «Мы говорим, — пишет Абу Бакр, — «упаси нас Аллах, претендовать на личные мнения по тем или иным задачам, не говоря уже о самостоятельных исследованиях. Однако, толпа ученых [недоученных] и необразованных учеников, которые ведут разговоры по данной теме [набиз] аргументируют свои тезисы так: кто-то что-то сказал» [6, с. 8].

Между тем, Абу Бакр выступает против тех, которые заявляют: «Мы употребляем немного алкоголя, следуя тому, что дозволил Абу Ханифа: употреблять не до опьянения, если напиток не из винограда» [6]. Нет запрета в следовании за одним из четырех имамов, заявляет Абу Бакр в своем произведении, но правоведы обусловили порядок следования за мазхабом, если приверженец мазхаба не противоречит решению кадия и кийасу.

Абу Бакр обращается к именам крупных ученых — таких как Ибн Кайим (ум. 1350), который сказал в своей книге «Ми'радж» [8, II, 105, №4]: «Если кто возжелает употребить напиток из посуды, похожей на сосуд из которого употребляют вино пьяницы, то он совершит порицаемый поступок». Согласно хадису (пророка Мухаммада): «Тот, кто уподобляет себя народу [немусульман], то он из них. Если бы присутствовали, — продолжает Абу Бакр, — в данный момент [1777] благочестивые

предшественники и имамы, и увидели бы наше общественное положение, то они привели бы айат из Корана, соответствующий положению нашего общества» [6, с. 8]: «Унаследовали им потомки, которые перестали творить молитву и покорились страстям низменным, и скоро пожнут [они плоды] грехов [своих]» [7, с. 322].

Абу Бакр критикует тогдашних ученых за их неспособность руководствоваться общими принципами мусульманского права, возлагая на таких ученых ответственность за разнобой и низвержение сунны. «И нет удивительного в том, что невежественные не знают сущность заповедей Корана, но больше всего, — пишет Абу Бакр, — «удивительно, когда ученые мужи не обращают внимания на такой мерзкий поступок как употребление набиза, но и сами употребляют его. Воистину, я [Абубакар-хаджи] своими глазами видел человека, которого считают большим ученым, — пьяным, пропускающим молитвы. Ведь это большое несчастье и искушение, воистину, в конце мы возвращаемся к Аллаху. Более того, они (ученые) находят для порочных людей широкий путь, используя различные наименования, избегая термина "хамр" [вино]. Один из хадисов гласит, что Мухаммад сказал: "Люди из моей уммы [мусульманская община] будут употреблять вино, называя его другими именами"» [6, с. 8].

Между тем, мусульманская правовая теория не признает правила, в соответствии с которым незнание нормы не освобождает от ответственности за ее нарушение. Если некоторые говорят, что «мы пьем спиртное из-за того, что мы люди, у которых работа очень тяжелая, а земля наша очень иссохшая летом, и мы боимся чумы, а зимой стужи, боимся проказы, поэтому, благодаря употреблению алкоголя, мы осиливаем свою работу. Но мы [правоведы] утверждаем, что работа или доход не оправдывают повод употребление спиртного, запрещенного» [6, с. 9].

Отличительный элемент стиля правового сочинения «И'лам ат-тилмиз» Абу Ба-кра — это изложение идей, решений в форме многочисленных примеров. Например, если «говорят, что мы привыкли употреблять алкоголь, и мы не в силах бросить эту привычку, то это выражение то же самое, что говорить мое тело привыкло к воровству и прелюбодеянию». Для подтверждения своего тезиса ученый приводит стих Корана: «Видел ли ты того, кто избрал себе идола предметом поклонения? Разве ответчик ты за него [за язычника этого]» [7, с. 376].

Большое значение для читателя имеет определение дозволенного набиза. Ибн Хаджар ал-Хайтами (ум. 1567) в своих комментариях приводит достоверный хадис пророка о набизе: «Набиз — это сладкая вода с добавленными финиками. Пророку готовили набиз в первую ночь, далее он пил его утром, вечером [второй ночи] и в следующее утро, до послеобеденного намаза [третий день], а если что-то оставалось, то приказывал выливать, боясь изменения его вкуса [брожения]» [6, с. 9].

Как мы видим, набиз, о котором упоминается в хадисе, очень полезен для здоровья. Пророк не пил набиз после послеобеденной молитвы третьего дня, боясь превращения его в опьяняющее средство.

Что касается степени греховности употребления алкоголя, в частности набиза, то ученый правовед ас-Субки (ум. 1370) в своем произведении «Джами' ал-Джавами'» [8, II, 89, №13, I, 15] считает, что «употребление набиза является одним из кабаир [больших грехов]. Тот, кто участвует в компаниях, где употребляют алкоголь, лишает себя благ и увеличивает свои неприятности» [6, с. 9].

Вообще, Абу Бакр доказывает свои взгляды и доводы, опираясь на соответствующие хадисы, что придает надежность его утверждениям. Например, один из хади-

сов пророка гласит: «Не сидите рядом с пьющими спиртное, не сопровождайте их похороны, не выдавайте замуж за них и не женитесь на их дочерях» [6].

Таким образом, значение творческого наследия Абу Бакра в научной и общественной жизни дагестанского общества XVIII в. огромно. Приведенный выше анализ трактата дает общее представление о правовом развитии Дагестана в указанный период, когда происходило становление многих ученых, пропаганда и изучение ара-боязычной литературы. К тому же данные высказывания и доводы по вопросам шу-бухат (в частности — набиза), обобщенные в «И'лам ат-тилмиз би ахкам ан-набиз», могут и не найтись в других сочинениях.

Литература

1. Назир ад-Дургили. Нузхат ал-азхан фи тараджим ал-улама Дагистан // Рук. фонд ИИАЭ ДНЦ РАН. Ф. 30. Оп. 2. Д. 108. Л. 9.

2. Гайдарбеков М. Саид из Аракани. Антология дагестанских ученых // Рук. фонд ИИАЭ ДНЦ РАН. Ф. 3. Оп. 1. Д. 129. Л. 125.

3. Тагирова Н. А. Из истории арабоязычной традиции в Дагестане. Мусульманское право (на материалах фонда восточных рукописей ИИАЭ ДНЦ РАН) // Вестник ДНЦ РАН. 2001. № 9. С. 111.

4. Гизбулаев М. А. Саид Араканский. Научное наследие // Материалы юбилейной научно-практической конференции, посвященной ученому Саиду из Аракани. ИЯЛИ ДНЦ РАН. Махачкала, 2004. С. 145.

5. Абдурахман из Газикумуха. Книга воспоминаний / пер. с араб. М.-С. Саидов; ред. и подготовка к изданию А. Р. Шихсаидова и Х. А. Омарова. Махачкала, 1997. С. 211.

6. Абу Бакр ал-Муавийа. И'лам ат-тилмиз би ахкам ан-набиз // Рук. фонд ИИАЭ ДНЦ РАН. Ф. 14. Оп. 1. № 88.

7. Коран / пер. с араб. М.-Н. О. Османова. М., 1999. С. 47.

8. ал-Вахида ал-Нишабури / GAL, I, 411. № 4, 4; SB I, 731.

9. Al-zerekly. Biographical Dictionary. Beirut, 1969. Vol. 4. P. 331.

Статья поступила в редакцию 25 июня 2013 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.