Научная статья на тему 'Источники информации по делам о преступлениях в сфере экономики в учреждениях УИС'

Источники информации по делам о преступлениях в сфере экономики в учреждениях УИС Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
972
92
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Источники информации по делам о преступлениях в сфере экономики в учреждениях УИС»

Алегин А.П.,

канд. экон. наук, ведущий научный сотрудник НИИ ФСИН России

ИСТОЧНИКИ ИНФОРМАЦИИ ПО ДЕЛАМ О ПРЕСТУПЛЕНИЯХ В СФЕРЕ ЭКОНОМИКИ В УЧРЕЖДЕНИЯХ УИС

Методика и тактика проведения следственных и оперативно-розыскных мероприятий, приобщения их результатов к уголовным делам о преступлениях в сфере экономики является темой для многих современных исследований Не обошли ее вниманием и ученые — представители системы ФСИН 2. Вместе с тем, несмотря на изученность, многие практические вопросы для их более глубокого понимания нуждаются в научной систематизации и обобщении. Один из таких вопросов касается источников информации по делам об экономических преступлениях в учреждениях УИС.

В оперативно-розыскной деятельности под источником информации следует понимать носитель сведений, которые могут иметь оперативно-розыскное (вспомогательное) или доказательственное значение. Носители оперативно-розыскной информации могут быть как материальными, под которыми имеются в виду предметы материального мира, документы ин-

1 См., например: Кореневский Ю.В., Токарева М.Е. Использование результатов оперативно-розыскной деятельности в доказывании по уголовным делам. М., 2000; Машков С.А. Осуществление оперативно-розыскной деятельности при раскрытии фактов взяточничества. Иркутск, 2003; Михайлов В.И. Контролируемая поставка как оперативно-розыскная операция. М., 1998; Гармаев Ю.П. Использование результатов оперативно-розыскной деятельности при расследовании уголовных дел о взяточничестве. М., 2005 и др.

2 См.: Криминалистика. Т. 2. Методика расследования преступлений в учреждениях, исполняющих наказания. Рязань, 1996.

формационных массивов и иные вещи, имеющие следы, относящиеся к признакам преступления, так и идеальными, т.е. информация будет содержаться в показаниях тех или иных физических лиц.

Источники информации можно достаточно четко разделить на гласные, т.е. в отношении которых не требуется засекречивания способов их получения, и негласные, которые требуют такого засекречивания по причине: 1) защиты прав и интересов лиц, принявших участие в оперативно-розыскной деятельности; 2) сохранения в тайне методов оперативно-розыскной деятельности.

В первую очередь, среди гласных источников информации по делам об экономических преступлениях в УИС следует назвать информационные банки органов власти, представленные, в частности, различными реестрами, регистрами и т.п. Реестры формируют на федеральном, региональном и муниципальном уровнях. Среди федеральных реестров следует упомянуть Единый государственный реестр юридических лиц (ЕГРЮЛ)1 и Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей 2, которые ведутся Федеральной налоговой службой. Эти реестры являются источником первичных сведений о хозяйствующих субъектах, с которыми учреждения УИС заключают договора: о дате их регистрации и, соответственно, сроке существования фирмы, об уставных видах деятельности, об учредителях и т.п.

Помимо названных, значение в практике оперативно-розыскной деятельности имеют такие федеральные информационные массивы, как:

— Единый государственный реестр субъектов страхового дела и Реестр объединений страхового дела;

— Реестр федерального имущества;

— Реестр федеральной собственности агропромышленного комплекса Российской Федерации;

— Государственный лесной кадастр;

— Реестр банков и иных кредитных организаций, обладающих правом выдачи банковских гарантий уплаты таможенных платежей;

— Реестр лиц, осуществляющих деятельность в области таможенного

дела;

1 Постановление Правительства Российской Федерации от 19 июня 2002 г. № 438 «О Едином государственном реестре юридических лиц» (ред. от 27 июля 2007) // Российская газета. 2002. № 113. 26 июня; Собрание законодательства РФ. 2007. № 32. Ст. 4146.

2 Постановление Правительства Российской Федерации от 16 октября 2003 г. № 630 «О Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей, правилах хранения в Единых государственных реестрах юридических лиц и индивидуальных предпринимателей документов (сведений) и передачи их на постоянное хранение в государственные архивы, а также о внесении изменений и дополнений в Постановления Правительства Российской Федерации от 19 июня 2002 г. № 438 и 439» (ред. от 13 декабря 2005) // Собрание законодательства РФ. 2003. № 43. Ст. 4238; 2005. № 51. Ст. 5546.

Источники информации по делам о

Алегин А.П.

— Реестр государственных ценных бумаг Российской Федерации;

— Книга государственной регистрации кредитных организаций.

Региональный уровень является наиболее приближенным к реализации финансово-хозяйственных проектов, что позволяет отслеживать все негативные процессы в сфере экономики. Здесь также создаются разнообразные информационные массивы, содержащие информацию, которая может быть полезной в выявлении, раскрытии и расследовании экономических преступлений, совершаемых в системе ФСИН. Например, в Московской области учреждены следующие реестры:

— Реестр собственности Московской области;

— Сводный реестр закупок и поставок продукции для государственных нужд Московской области;

— Реестр субъектов малого предпринимательства в Московской области;

— Реестр объектов потребительского рынка в Московской области;

— Реестр государственных и муниципальных информационных ресурсов и систем Московской области и др.

Информация, содержащаяся в перечисленных реестрах, является открытой для ознакомления. Правоохранительные органы могут по запросу получить информацию из реестра в виде выписок о конкретных лицах, объектах собственности, организациях.

Особую группу источников информации о состоянии в сфере экономики составляют информационные массивы правоохранительных органов: арбитражных судов и судов общей юрисдикции, прокуратуры, органов юстиции, налоговых, таможенных органов, органов внутренних дел.

Помимо обращения к обозначенным информационным массивам, у оперативных работников достаточно возможностей добывать информацию, например, посредством запросов в банки, инвестиционные фонды, налоговые органы, поскольку в этих гласных источниках информации зачастую содержится значимая информация о преступно нажитых средствах.

Важную роль в выявлении, раскрытии и расследовании экономических преступлений в системе ФСИН России играют «идеальные» источники информации, т.е. воспоминания, знания, представления конкретных людей о событии преступления. Среди таких гласных источников следует выделить:

— сообщения лиц, в отношении которых было предпринято преступное посягательство (например, при вымогательстве взятки);

— сообщения лиц, которым по тем или иным причинам стало известно о готовящемся или об обстоятельствах совершенного преступления;

— информация о признаках преступления, поступившая от должностных лиц правоохранительных органов;

— сведения участников, свидетелей производственных или хозяйственных операций, послуживших условиями для совершения преступления (например, в выявлении и расследовании хищений сырья или конечного продукта на производственных участках УИС важное значение имеют сведения заключенных, занятых в производственном процессе, о реальных объемах расходования или выпуска);

— информация экспертов, полученная в ходе экспертной проверки (например, в случаях выявления приписок невыполнявшихся работ, отступлений от проектно-сметной и технической документации, необоснованных расходов материалов, заработной платы и оплаты по договорам и т.п. для проверки объемов, качества и полноты произведенных работ могут быть приглашены соответствующие специалисты);

— объяснения должностных лиц исправительного учреждения, где были выявлены признаки преступления (необходимы для изучения причин и условий конкретных нарушений и виновных в их совершении) и т.п.

Доказательственную базу экономических преступлений, совершаемых в учреждениях УИС, в большинстве случаев составляют документальные источники информации. Документы могут исследоваться на предмет физического воздействия, правильности оформления и на предмет содержащихся в них данных о хозяйственных операциях. При физическом исследовании источником информации о преступлении могут выступать следы подчисток, исправлений текста документа. Правильность оформления проверяется по таким формальным признакам, как отсутствие на документе даты, подписи либо наличие подписи неуполномоченных на то лиц, наличие арифметических ошибок в итоговых показателях документа.

В содержательном плане наиболее результативным является изучение бухгалтерской документации. В выявлении, раскрытии, расследовании преступлений, совершаемых в учреждениях УИС, целесообразно исследование таких документальных источников информации, как:

— первичные распорядительные документы, включая платежные поручения, расходные кассовые ордера. В них содержатся сведения о фактах распоряжения денежными средствами и другими видами имущества, находящегося в распоряжении учреждений. В платежных поручениях, банковских мемориальных ордерах, приходных кассовых ордерах и других платежных документах, на основании которых в учреждения поступают денежные средства, имеются сведения о целевом назначении и экономической природе зачисленных на счета в банках или сданных в кассу денежных средствах;

— регистры бухгалтерского учета, включающие в себя журналы-ордера, мемориальные ордера с записями о корреспонденции счетов бухгалтерского учета, ведомости аналитического учета расчетов с поставщиками и

Источники информации по делам о

Алегин А.И.

покупателями, оборотные ведомости, главную книгу и другие ведомости синтетического бухгалтерского учета, где хранятся итоговые сведения учета о проведенных хозяйственных операциях;

— ведомости и выписки из лицевых счетов банковского учета, которые содержат информацию о фактах движения денежных средств по счетам, подтверждают исполнение воли распорядителя доходами и другими денежными средствами учреждения;

— формы отчетности, в том числе бухгалтерский баланс, отчет о финансовых результатах, отчет о движении денежных средств и иные документы, где содержатся сведения об отчетных показателях результатов финансово-хозяйственной деятельности и о средствах и имуществе учреждения;

— аудиторские заключения по бухгалтерской отчетности (в случае проведения аудиторской проверки по инициативе руководителя учреждения УИС) о достоверности во всех существенных отношениях представленной бухгалтерской отчетности и о соответствии порядка ведения бухгалтерского учета законодательству Российской Федерации. В аудиторском заключении могут также содержаться сведения о нарушениях, допущенных при распоряжении имуществом и денежными средствами;

— акты документальной ревизии, которые дают представление о проводимых учреждением кассовых и банковских операциях, о его основных фондах, состоянии учета материальных ценностей и денежных средств, труда, заработной платы, затрат на производство и расчета себестоимости продукции.

Среди документальных источников информации в качестве объемных носителей сведений следует выделить общефедеральные, ведомственные и иные архивы, в которых хранятся самые разнообразные сведения. Наиболее часто в борьбе с экономическими преступлениями в системе ФСИН используется информация, содержащаяся в центральных и местных архивах органов прокуратуры, органов внутренних дел, судебных инстанций, органов службы безопасности. В них концентрируются материалы прокурорских проверок, материалы об отказе в возбуждении уголовного дела, прекращенные и прошедшие через суд уголовные и гражданские дела, материалы служебных проверок и другие документы. Архивную информацию органы, проводящие расследование экономических преступлений, получают путем направления в хранилища документов соответствующих запросов, выемки документов, а также путем ознакомления с ними по месту хранения. Архивная информация может подтверждать имеющиеся данные, выступать в качестве основного либо дополнительного средства решения дальнейших задач.

В качестве источника информации по делам о преступлениях в сфере экономики, помимо документов, следует также рассматривать иные объек-

ты, которые могли быть изменены в процессе совершения преступного деяния и потому могут свидетельствовать о его признаках и обстоятельствах. Например, в расследовании преступлений, совершенных при организации строительно-ремонтных работ в исправительных учреждениях, такими объектами являются здания и помещения, где проводился ремонт. При проверке состояния зданий и помещений можно получить полное представление о том, какие работы были приписаны, а какие действительно проводились, какого качества материалы были при этом использованы, в каком количестве и т.п.

Извлечение информации из объектов, которые могли быть изменены в процессе совершения преступления, может осуществляться различными путями. В расследовании хищений и растрат имущества учреждений исполнения наказаний — это, например, инвентаризация. Она представляет собой способ выявления фактических остатков материальных ценностей и денежных средств, находящихся у материально-ответственных лиц на дату проведения проверки. В ходе инвентаризации производится сличение остатков материальных ценностей и денежных средств с данными приходно-расходных и иных документов. По итогам составляется акт, в котором указываются наличные материальные ценности и денежные средства, товарные потери в пределах норм естественной убыли, недостачи или излишки. При проведении инвентаризации в производственных подразделениях исправительных учреждений может также быть проверено качество выпускаемого товара.

При расследовании случаев вымогательства и взяточничества информация может извлекаться путем досмотра или обыска. Тогда в качестве объектов, измененных в процессе совершения преступления, рассматриваются места возможного хранения ценностей и денег, принятых взяткополучателем.

В заключение уделим внимание еще одной категории источников оперативно-розыскной и доказательственной информации в борьбе с экономическими преступлениями в учреждениях УИС — производственными процессам. Как видно из названия, наиболее существенную роль данный источник информации играет в расследовании хозяйственных преступлений. Исследование производственных процессов — на практике и в документальном оформлении — позволяет составить полное представление о том, какие нарушения допускаются в хозяйственной деятельности учреждения, а также о причинах и условиях выявленных преступлений.

Существуют различные методы исследования производственных процессов. Например, контрольный эксперимент, который может быть организован в учреждении с целью проверки фактического расхода сырья и материалов на изготовление продукции, выхода деталей и отходов производ-

Методика расследования преступлений

Карагодин В.Н.

ства, использования производственного оборудования и т.п. Другой метод — не включенное наблюдение за производственными процессами — может быть использован для получения сведений, в частности, о ежедневном движении материальных ценностей и денежных средств в учреждении. Проверке подвергаются отдельные хозяйственные операции, при этом величина остатка после каждой операции сопоставляется с записями в учетно-ре-гистрационных документах.

Проведенный выше анализ показывает, что спектр источников информации по делам об экономических преступлениях достаточно широк: от целенаправленно создаваемых информационных систем и банков данных до людей и их деятельности. Следственная тактика должна строиться на наиболее полном, комплексном их охвате. Только в этом случае возможна эффективная борьба с преступлениями в сфере экономики в учреждениях ФСИН.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.