ИСТОЧНИКИ ФИНАНСИРОВАНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ
Соколова Е. , студентка ЭФ-501, каф. Финансы и кредит Волжский университета им.В.Н.Татищева, Тольятти Научный руководитель к.э.н., доцент Л.И. Журова
Образование традиционно считается сферой преимущественно государственных интересов, поскольку именно государство формирует эту сферу, определяет условия ее функционирования и основные направления развития, предоставляет общественные ресурсы для ее деятельности. Однако в настоящие время наблюдается тенденция сокращения объема государственного финансирования системы образования, с одной стороны, и повышение требований к качеству образования, соответствию его мировым стандартам, внедрению новых технологий обучения, с другой стороны, что требует постоянного увеличения объемов финансирования. Образовательные учреждения находятся в постоянном поиске дополнительных внебюджетных средств финансирования. Поэтому тема исследования является чрезвычайно актуальной.
Целью работы является анализ источников финансирования и перспективы развития системы высшего образования г.о. Тольятти.
По состоянию на 01.01.2007 сеть государственных федеральных организаций системы образования, подведомственных Министерству образования и науки РФ, включает 3718 организаций, в том числе: учреждений высшего профессионального образования - 335, учреждений среднего профессионального образования - 616, учреждений начального профессионального образования - 2767.
Негосударственный сектор образования значимо представлен только в системе высшего профессионального образования: удельный вес негосударственных вузов в общем их числе достиг 36,9%.
Государственные вузы расположены по территории страны крайне неравномерно. Наибольшее число государственных вузов Российской Федерации сосредоточено в Центральном и Приволжском округах - 30% и 18% соответственно. Вместе с тем только в Москве и Санкт-Петербурге находятся 22,5% государственных вузов Российской Федерации, в них обучаются 19,4% студентов от общей численности студентов государственных высших учебных заведений страны. Число государственных и негосударственных вузов в Москве составляет 101 и 104, в Санкт Петербурге - 47 и 45.
Государственная система высшего образования Российской Федерации в настоящее время имеет следующую структуру: университеты - 50% от общего числа государственных вузов, академии - 28%, институты - 22%.
В негосударственном секторе 96,5% аккредитованных вузов имеют статус "институт", 2% - "академия" и 1,5% - "университет".
Таким образом, в качественном отношении основной потенциал высшей школы продолжает быть сосредоточен в государственном секторе.
Система профессионального образования г. Тольятти, включающая в себя 59 образовательных учреждений, предоставляет богатые возможности для решения общегородских задач на основе интеграции ресурсов. В общей сложности здесь обучается свыше 55 тысяч человек.
Система профессионального образования г.Тольятти на конец 2006-2007 представлена в таблице 1..
Таблица 1. Система профессионального образования г.о.Тольятти на 2006-2007 гг.
Высшее проф. образовани е Среднее проф. образование Начальное проф. образование
ГОСУДАРСТВЕННЫЕ учреждения 4 14 6
ФИЛИАЛЫ 7 1 -
ПРЕДСТАВИТЕЛЬСТВ А 3 2 -
НЕГОСУДАРСТВЕНН ЫЕ учреждения 3 11 -
ФИЛИАЛЫ 8 - -
ПРЕДСТАВИТЕЛЬСТВ А 3 2 -
В динамике показателей за последние годы обращает на себя внимание устойчивый рост количества учащихся в учреждениях среднего профессионального образования, что в целом отвечает запросам городского рынка труда и обозначает позитивные тенденции в развитии общегородской структуры профобразования.
Особенностью финансирования отрасли образования в Российской Федерации является то, что в отличие от финансирования промышленных предприятий большая часть бюджета образовательных учреждений формируется из средств федерального, регионального или муниципального бюджета.
Статья 15 Бюджетного кодекса РФ «Бюджет субьекта РФ» определяет источники финансирования образования. Основными источниками финансирования образования являются центральный (федеральный), региональный и местный бюджеты. Доля финансирования каждого уровня бюджета определяется типом образовательного учреждения.
Дополнительными источниками финансирования могут быть:
- средства предприятий, организаций, общественных объединений и фондов, иностранных государств и граждан, частных лиц, выступающих в качестве учредителей и соучредителей;
- собственные средства, в том числе валютные, от образовательной, консультативной, научно-исследовательской, издательской, производственной и другой деятельности, не запрещенной национальными законами;
- доходы от депозитных вкладов;
- средства, передаваемые безвозмездно предприятиями, организациями, общественными фондами, частными лицами и другими спонсорами;
- кредиты;
- другие источники, не противоречащие законодательству.
По существующей российской практике источниками финансирования государственных высших учебных заведений является федеральный бюджет, среднего и профессионального образования - преимущественно бюджет субъекта федерации, дошкольного и дополнительного образования - бюджет муниципальный.
В структуре расходов федерального бюджета на образование наибольший удельный вес занимают расходы на высшее профессиональное образование (2005 г. - 55%, 2006 г. -55,1%, 2007 г. - 58%), начальное профессиональное (его доля несколько сокращается: 2005 г. - 22,8%, 2006 г. - 21,7%, 2007 г. - 21%) и среднее профессиональное (в 2005 и 2006 гг. -12,9%, в 2007 г. - 13%). Это представлено на рисунке 1.
ж
55,1
22,8
12,9
21,7
12,9
ІІІІ
2
100% 80% 60% 40% А
7 А 8,07 А 10,06 4
37,41 \ 35,15 1 32,11 \
55,59 56,78 57,83
Г"
2005
2006
2007
200
200
200
□ Целевые средства, втом числе:
■ Предпринимательская деятельность, втом числе:
□ Федеральный бюджет
□ Высшее
■ Среднее профессиональное
□ Начальное профессиональное
Рисунок 1. Структура расходов федерального Рисунок 2. Структура источников бюджета на профессиональное образование финансирования государственных вузов
Источниками финансирования государственных вузов является федеральный бюджет, предпринимательская деятельность и целевые средства. Это представлено в таблице 2 и на рисунке 2.
Таблица 2. Структура доходов государственных вузов за 2005-2007 гг. (%)
Источники финансирования 2005 2006 2007
1 Федеральный бюджет 55,59 56,78 57,83
2 Предпринимательская деятельность, в том числе: 37,41 35,15 32,11
2.1 Доходы от продажи услуг 37,1 33,95 29,61
2.2 Доходы от продажи товаров 0,31 1,2 2,5
3 Целевые средства, в том числе: 7 8,07 10,06
3.1 Безвозмездные поступления от бюджетов 5,77 5,15 8,32
3.2 Прочие безвозмездные поступления 1,23 2,92 1,74
Всего доходов 100 100 100
5
5
Структура расходов бюджетных и внебюджетных средств государственных вузов в 2007 году представлена в таблице 3, и на рис.3 и 4.
Таблица 3. Структура расходов бюджетных и внебюджетных средств государственных вузов в 2007 году (%)___________________________________________
Наименование Лимиты бюджетных обязательств на Расходы по средствам, полученным от предпринимательской и приносящей доход деятельности Всего расходов бюджетных и внебюджетных средств
Оплата труда и начисления на оплату труда 51,6 50,3 51
Приобретение услуг 17,7 23,4 20,2
социальное обеспечение 2,9 0,1 1,7
Прочие расходы 22 1,3 13,1
Поступление нефинансовых активов 5,8 24,9 14
Итого расходов 100 100 100
5,8
22 1,3
0,1
9 51,6 50,3
17,7 □ Оплата труда и начисления на оплату труда □ Приобретение услуг О Социальное обеспечение □ Прочие расходы □ Поступление нефинансовыхактивов 23,4 □ Оплата труда и начисления на оплату труда □ Приобретениеуслуг □ Социальноеобеспечение □ Прочие расходы □ Поступление нефинансовых активов
Рисунок 3. Структура расходов бюджетных средств Рисунок 4. Структура расходов внебюджетных средств
Наиболее весомыми составляющими расходной части бюджетов вузов являются:
- материальные и приравненные к ним расходы;
- расходы на оплату труда персонала.
Следовательно, именно по этим расходам целесообразно определить удельные нормативы, т.е. рассчитать экономически обоснованный уровень этих расходов в расчете на одного студента. К материальным и приравненным к ним расходам в вузах относятся: расходы на содержание и эксплуатацию помещений; расходы на их текущий ремонт; приобретение предметов снабжения и расходных материалов.
Принципиальной составляющей финансирования образования современных зарубежных моделей является совместное финансирование учреждений образования со стороны государства, частных организаций, семей, самих обучаемых, спонсоров, донорских и благотворительных организаций.
В разных странах источники финансирования высших учебных заведений различны, так например, в США вузы получают доходы из различных источников, включая
федеральное правительство, правительство штатов, местные органы власти, студентов (плата за учебу) и частных лиц (пожертвования). Небольшую долю дохода приносит оказание услуг. Это представлено в таблице 4.
Таблица 4. Источники финансирования по типам государственных вузов _____________в процентах от общего дохода в США (2007г.)___________
Тип вуза Плата за обучени е Федеральное финансированы е Региональное финансировани е на уровне штата Частны е гранты Доход От вклад ов
Докторальные экстенсивного типа (многопрофильные) 17,0 13,5 31,4 6,3 1,2
Докторальные Интенсивного типа (специализированны е) 21,9 10,1 36,5 6,6 0,7
Преимущественно с магистратурой 26,7 5,1 46,4 2,7 0,2
Преимущественно с бакалавриатом 32,0 4,6 42,3 2,3 0,3
Колледжи, выдающие дипломы ассоциатов и сертификаты 20,4 5,3 45,0 1,1 0,1
Отличие в финансировании государственных и частных вузов состоит в том, что первые получают основную часть дохода из федерального бюджета, бюджетов штатов и местных органов власти, а вторые - в большей степени зависят от частных финансовых средств.
Источники финансирования вузов Японии представлены в таблице 5.
Таблица 5. Распределение доходов вузов по источникам финансирования в Японии (2007г.)___________________________________________________________________________
Правительственный бюджет Министерство Префектуры Плата за обучение Иные источники
60-70% 20% 1,6% 12% 6%
Правительственные ассигнования частным вузам, в которых учится до 70 % студентов, обеспечивают до 50 % их общих доходов.
Источники финансирования вузов Канады представлены в таблице 6.
Таблица 6.
______Распределение доходов вузов по источникам финансирования в Канаде (2007г.)_____
Правительственный бюджет Министерство Префектуры Плата за обучение Иные источники
30% 20% 10,4% 20% 19,6%
Особое значение в модернизации системы образования и развитии источников его финансирования приобретает в современных условиях, когда рассматривается возможность присоединения России к Всемирной Торговой Организации (ВТО).
Вступление России в ВТО предъявляет новые требования к высшим учебным заведениям. В перспективе будет увеличены размер и доля федерального бюджета в источниках финансирования вузов. Это позволит развивать и поддерживать конкурентные преимущества российских вузов перед зарубежными. В настоящий момент прирост бюджета на развитие вузов составляет приблизительно 30%.
В целом интеграция в мировую систему высшего профессионального образования имеет как положительные, так и отрицательные стороны. Это представлено в таблице 7.
Таблица 7. Положительные и отрицательные последствия интеграции образования
Положительные стороны Отрицательные стороны
Становление процесса взаимного признания российских и европейских дипломов Процессы, связанные с происходящими мировыми тенденциями, относятся к возможной утрате национального суверенитета и потере самобытности и «культурного лица» нации
Возможность экспортировать российское образование Однотипность учреждений - бакалавриат и магистратура
Повышение конкурентоспособности российского образования на внутреннем рынке образовательных услуг Рост конкурентов на рынке образовательных услуг - приток зарубежных образовательных учреждений. Российское образование в экономической сфере отстает от тех программ, которые могут предложить известные зарубежные университеты
Опасность оттока специалистов за рубеж
Рост мобильности студентов и преподавателей вузов Потеря части рынка для образовательных учреждений России
Возможность для студентов в ходе обучения менять страну и учебное заведение Риск потери сильной стороны российского образования - глубины и фундаментальности, особенно в естественнонаучных специальностях
Принцип автономии с ответственностью, предполагающий, что университеты как автономные и ответственные юридические образовательные и социальные объекты, имеют право формировать свою стратегию, выбирать приоритеты в обучении и проведении научных исследований, расходовать ресурсы, профилировать программы и устанавливать свои критерии для приема профессоров и учащихся На рынке труда России работодатели не готовы принимать обладателей дипломов бакалавров, что связано с низким качеством данной академической степени
Толчок к возрождению российских технических вузов. Правила «свободного доступа» будут действовать и для российских товаров и услуг, в том числе и образовательных, поэтому можно ожидать открытие МВТУ им. Баумана в Париже через 10 лет. Это вероятно, учитывая дефицит специалистов в различных областях, который стал уже обсуждаемой в Европе проблемой Неприемлемость перехода на двухуровневую систему при подготовке студентов по специальностям в области медицины, атомной энергетики, оборонного комплекса, самолето - и ракетостроения и т.д.
Таким образом, новые подходы к финансированию вузов опираются на конкурентные рыночные инструменты привлечения ресурсов из разных источников наряду с развитой системой бюджетного финансирования.