ИСТОРИОГРАФИЯ И ИСТОЧНИКОВЕДЕНИЕ
УДК 94(470.23-25) «1924/1970» (093)(036)
А.Ю. Давыдов
Источник по истории культурной жизни крупного города - путеводители
На основе изучения текстов путеводителей, выходивших в свет на протяжений многих десятилетий советского периода, автор определяет их источниковедческую значимость для исследования культурной жизни одного из крупнейших городских центров - Ленинграда. В статье отмечается, что в путеводителях нередко упоминаются малоизвестные частности, важные для воссоздания целостной картины. Вместе с тем в материалах путеводителей могут встречаться редкие документы, поиск которых современными исследователями затруднен. Путеводители - это и источник для изучения истории общественного сознания, ибо они отразили изменение взглядов на отдельные явления культуры. Кроме того, знакомство с их материалами позволяет составить представление об исторической эволюции агитационно-пропагандистской составляющей государственной политики. Путеводители - важные свидетели эпохи и ценное пособие для конкретно-исторической реконструкции.
Based on the study of texts guides, issued over many decades of the Soviet period, the author determines the importance of source materials for the study of the cultural life of one of the largest urban centers - Leningrad. The article notes that the guidebooks often mention the little-known details, important to reconstruct the whole picture. However, the material guides can find rare documents, search of them can be difficult for the modern researchers. Travel guides are also a source for studying the history of social consciousness, as they reflected the change of views on the specific cultural phenomena. In addition, familiarity with their materials gives an idea of the historical evolution of the agitprop component of the state policy. Travel guides are the important witnesses of the time and the valuable guide for the specific-historical reconstruction.
Ключевые слова: исторический источник, путеводители, экскурсионные маршруты, пролетарский туризм, историко-художественные комплексы, общественное сознание, адресно-справочные книги, повседневность, культурный досуг, культурно-массовая работа, архитектурный облик, история книжного дела.
Key words: historical source, guides, tours, proletarian tourism, historical and artistic centers, the public consciousness, address and reference books, everyday life, cultural leisure, cultural-mass work, architectural look, history of books.
Определение источниковедческой значимости материалов путеводителей представляется весьма актуальным. При этом соответствующих специальных научных работ автору обнаружить не удалось. Попытка выявить важность привлечения путеводителей
© Давыдов А.Ю., 2013
для изучения исторического прошлого предпринималась в публицистической литературе. В книге Ю. Александрова по праву на первое место выдвигается просветительная и воспитательная функция указанных изданий. Автор выступает против «несправедливой оценки, когда в путеводителе видели лишь... издание, не заслуживающее серьезного внимания» [1, с. 8]. Однако вызывает сомнение и безоговорочная характеристика Ю. Александровым путеводителей всех видов в целом (всех их частей, разделов) как важного исторического источника.
Путеводители следует отнести к кратким справочным изданиям, содержащим сведения о стране, городе, туристском маршруте, историко-художественном памятнике и т. п. [30, с. 1080]. Материалы рассмотренных нами ниже путеводителей знакомили читателя с достопримечательностями крупного города, помогали ему навести справки по региону, получить информацию бытового характера. Автор данной статьи отдает отчет в том, что жанр путеводителя предполагает использование его в качестве вторичного и опосредованного -тем не менее ценного - источника.
Учитывая явную недооценку исследователями источниковедческой значимости путеводителей, с одной стороны, и переоценку ее в публицистической литературе - с другой, в данной статье была поставлена задача - определить значение материалов путеводителей для изучения истории культурной жизни мегаполиса, одного из крупнейших советских городских центров - Ленинграда. Начальный рубеж исследования - 1924 г., когда появился первый путеводитель по этому городу. Конечный рубеж - 1970-е гг., когда путеводителей стало так много, что изучению их следует посвятить отдельные работы.
Особо отметим, что выход в свет путеводителей сам по себе отражает специфику культурно-исторической ситуации. В условиях вызванной нэпом общественной стабилизации население ощутило потребность расширить кругозор; в частности, трудящиеся стали активно интересоваться историей, культурой бывшей российской столицы. Новое радикальное изменение ситуации в годы Великой Отечественной войны имело следствием прекращение выхода в свет путеводителей и резкое сокращение их тиражей в послевоенный период.
По мере улучшения положения дел в стране и в Ленинграде внимание к путеводителям усиливалось. Их выпускали в свет несколько издательств: в 1920-е - середине 1950-х гг. - издательство орготдела Леноблисполкома, газетно-журнальное и книжное издательство исполкома Ленсовета, социально-экономическое издательство ОГИЗ, издательство «Физкультура и спорт»; с середины 1950-х гг. путеводители выходят в издательстве обкома КПСС
«Лениздат». Примечательно, что партийное руководство в полной мере осознало пропагандистскую значимость путеводителей именно в идеологически переломные 1950-е гг.
Вся совокупность путеводителей может быть подразделена на две группы: 1) путеводители по историко-художественным комплексам, паркам, учреждениям культуры, экскурсионным маршрутам [46; 8; 14; 16; 29; 31-34]; 2) путеводители по городу [7; 9-13; 17; 2028]. Они различаются по источниковедческой значимости. В первых освещались отдельные стороны жизни Ленинграда и нередко упоминались малоизвестные частности, во вторых решалась задача ознакомления трудящихся с городом в целом, и чаще приводились общеизвестные факты.
Путеводители для экскурсантов и по музеям, историкохудожественным комплексам, паркам имеют как источники более важное значение. Это определяется тем, что их авторами были нередко работники и руководители тех учреждений культуры, о которых шла речь в справочниках. Квалифицированные специалисты, располагавшие обширной и объективной информацией, делились с читателями своими личными наблюдениями, впечатлениями [15, с. 34-35]. В частности, автор изданного в 1928 г. путеводителя «Пе-тербург-Ленинград в прошлом и настоящем» А.П. Пресман особо обращал внимание на то, что с текстом ознакомились и внесли поправки известный архитектор Л.А. Ильин, сотрудники экскурсионнометодической базы Облисполкома, Государственного музея революции [19, с. 5]. Поэтому при изучении указанных материалов исследователь получает оригинальную информацию, важную для познания истории архитектуры, экскурсионной работы, музейного дела.
Вторая из названных групп - путеводители по Ленинграду. Они, как правило, состояли из двух разделов - общего и справочного. Материалы для первого раздела (в нем освещалась политическая, экономическая и культурная история города) готовили историки, литераторы, искусствоведы. Они привлекали сведения редких документов, а также ссылались на личные впечатления. Их работы можно определить как документальные очерки публицистического толка, научно-популярные статьи, личные зарисовки. Источниками они могут быть названы в том плане, что отразили понимание современниками отдельных явлений культурной жизни. Например, путеводители 1920-1930-х гг. выявляют присущие общественному сознанию того времени тенденции вульгарно-социологического свойства. Упрощенность отличала подход к ряду направлений в искусстве. В частности, в очерке о музеях солидного двухтомного путеводителя 1933 г. читаем: «Федотов был первым художником, в
произведениях своих по-буржуазному трактовавший буржуазную среду. Он подлинный создатель буржуазного жанра» [11, с. 430].
Несомненный интерес представляет осмысление источниковедческой значимости справочных разделов путеводителей по Ленинграду, причем изданных в разные периоды - до Великой Отечественной войны и после нее. Сначала - об изданиях довоенного времени. В 1920-1930-е гг. регулярно публиковались адресносправочные книги «Ленинград». В смысле информационной насыщенности путеводители серьезно уступали им. Сравнение текстов показывает, что путеводители составлялись в том числе и на основе указанных книг; между тем учреждения культуры, парки, сады и т. д. упоминались в них (в отличие от книг серии «Ленинград») не все, а только самые популярные. Поэтому в данном отношении исследователю целесообразней использовать материалы адресносправочных книг.
Достоинством же путеводителей 1920-1930-х гг. является наличие в них больших разделов рекламных приложений (75 стр. в путеводителе 1937 г. (на 620 стр. текста) и 137 стр. в путеводителе 1940 г. (на 616 стр.); думается, эти приложения могут быть отнесены к разделу справок, ибо функции у них одинаковы. В адресносправочных книгах рекламные разделы также встречались, однако объявления о порядке работы учреждений культуры в путеводителях в силу их просветительной направленности помещались чаще. Важно, что тексты объявлений (даже о работе одного учреждения культуры) не дублировали друг друга в адресно-справочных книгах и путеводителях, поскольку они подписывались к печати в разное время года с интервалом в несколько месяцев. Помещать на страницах популярного издания устаревшие объявления (в частности, о репертуаре театров, гастрольных поездках) не имело смысла и поэтому давались новейшие. Более того, в ряде случаев объявления путеводителей по Ленинграду помогают уточнить и конкретизировать сведения адресно-справочных книг. Вот характерный факт. В указанных книгах упоминается учреждение под названием «ДСК»; из рекламного приложения путеводителя 1937 г. ясно, что имеется в виду Дом санитарной культуры [21, с. 396].
Теперь попытаемся выявить специфику комплекса вышедших в свет в 1950-1970-е гг. путеводителей по городу и отдельным учреждениям культуры. В это время были достигнуты значительные успехи в телефонизации города, улучшилась деятельность «Ленгорсправки». Как следствие снижается информационная значимость путеводителей. Определяется тенденция к исчезновению разделов объявлений, сокращению самих справочных разделов путеводителей. Их содержание все более приобретает характер общего обзора. Нередко в них перечисляются только театры, музеи,
концертные залы и, наконец, парки. Причем эти перечни явно неполные. Отсюда - противоречивые данные. Например, если в путеводителе «Достопримечательности Ленинграда» [5] упомянут 21 музей, то в кратком справочнике «Музеи Ленинграда» [16] речь идет о 66 музеях. Сообщения о работе учреждений культуры теперь сводятся в основном к указанию адреса и номера телефона. Впрочем, в 1950-1970-е гг. изменяется и содержание адресносправочных книг, которые издаются нерегулярно и резко уменьшаются в объеме. Таким образом, источниковедческая ценность справок путеводителей, изданных в 1950-1970-х гг., снижается не вследствие «конкуренции» со стороны первоисточников - объемистых адресно-справочных книг, а в силу присущих теперь им отрывочности, фрагментарности, нередко и противоречивости данных.
Вместе с тем отрицать наличие в справочных разделах путеводителей по Ленинграду важной для историка информации не следует. С их помощью можно определить районы концентрации ведущих учреждений культуры, выяснить, насколько рационально расположена сеть их в центре города и на окраинах. В то же время необходим избирательный подход к путеводителям по Ленинграду. Особую группу составляют те из них, в работе над которыми, как это следует из текстов, принимали участие советские работники, деятели культуры, архитекторы, строители. Опыт людей, непосредственно и близко знакомых с культурной жизнью города, участвующих в ее развитии, нашел отражение в точности оценок, выводов, всесторонности, нередко и оригинальности характеристик кратких справочников [17].
Содержание отдельных путеводителей может служить важным дополнением статистических сборников. Это относится, например, к справочнику «Ленинград от А до Я» [9]. Его (как и другие подобные издания) с полным правом можно отнести к путеводителям, поскольку, рассказывая об отдельных улицах, площадях и т. д., составители нередко характеризовали целый туристический маршрут [9, с. 132, 133, 205-208, 211-212]. Среди прочего в этой книге содержится полный перечень учреждений культуры, приводятся краткие сведения о порядке и условиях их работы. Именно эти сведения в ряде случаев уточняют данные одновременно вышедшего в свет статистического сборника «Ленинград и Ленинградская область в цифрах». В частности, в сборнике упоминаются 13 театров и не говорится о кинотеатрах, а в путеводителе речь ведется соответственно о 16 театрах и 43 кинотеатрах. Если в статсборнике приводятся лишь цифровые данные, то в книге «Ленинград от А до Я» последовательно перечисляются учреждения культуры, приводятся краткие сведения о порядке их работы. Парадокс: путеводитель устранил огрехи в работе государственного учреждения статистики.
Путеводители следует рассматривать не только как письменные источники, но и изобразительные. Имеются в виду многочисленные фотографии. Они помещены на страницах почти всех соответствующих изданий (кроме 1920-х гг.) и в совокупности с поясняющими надписями представляют своеобразную «летопись» культурной жизни Ленинграда.
Определенную информацию дает исследователю сравнение тиражей путеводителей. Их рост (от 20 тыс. в первое десятилетие Советской власти до 200 тыс. в 1970-е гг.) - яркое свидетельство развития культурных потребностей граждан, активизации культурной политики. Кроме того, постепенное, от десятилетия к десятилетию, улучшение внешнего вида путеводителей (качества бумаги, фотографий), все большая красочность их оформления говорят об успехах полиграфии. В широком смысле это характерная деталь расширения материальной базы культуры.
Сравнение оглавлений путеводителей позволяет проследить процесс усиления их пропагандистской направленности, вызванной в том числе и постановлениями ЦК ВКП(б) и СНК СССР о преподавании гражданской истории в школе (16 мая 1934 г.) и об учебниках истории (3 мая 1936 г.). В постановлениях ставились задачи формирования марксистско-ленинского мировоззрения. Соответственно путеводители, авторами которых нередко выступали и обществоведы, стали уделять значительно больше внимания темам революционного движения, развития индустрии, материального производства. Сопоставим с этой точки зрения путеводители 1933, 1935 и 1937 гг. В первом очерк «Роль Ленинграда в развитии пролетарской революции» (автор - исследователь революционного движения М. Лурье) занимает 7 стр., а во втором и третьем -соответственно 36 и 34. В двух последних путеводителях в два раза (в сравнении с первым) расширен объем очерков о промышленности Ленинграда. В них пропагандировались достижения первых ленинградских стахановцев, помещены их фотографии. Таким образом, в путеводителях находили отражение основные тенденции идейно-политического воздействия на трудящихся.
Большой интерес представляет изучение отдельных сфер культурной жизни Ленинграда, освещаемых в путеводителях и кратких справочных изданиях. Так, сравнение путеводителей для экскурсантов позволяет проследить и объяснить изменения тематики экскурсий. Бросается в глаза прямая взаимосвязь между политической, социальной злободневностью и содержанием туристической и экскурсионной работы. Вот выразительные факты. Материалы выпущенного в свет известным автором Н.Н. Соболевым-Томилиным в начале 1930-х гг. «Спутника туриста» свидетельствуют, что первоочередное значение в то время имели посещения экскурсантами
производственных предприятий. В списке туристских объектов значилось несколько десятков заводов - «Красный путиловец», «Красный выборжец» и т. д. На втором месте в путеводителе стояли «технико-экономические экскурсии» - ознакомление с деятельностью Ленинградского торгового порта, посещение выставок рабочего изобретательства; далее следовали «сельскохозяйственные экскурсии» - выезды в совхозы [29]. Особо отметим, что из всех довоенных путеводителей книга Соболева-Томилина содержит наиболее полную характеристику разных сторон экскурсионной деятельности профсоюзов и других общественных организаций.
Как представляется, на исходе 1920-х гг. «великий перелом» распространил свое влияние и на путеводители. Познавательные и культурно-просветительные приоритеты уступили место форсиро-ванно-индустриализационному первенству. Возьмем, например, подготовленный до «перелома» путеводитель 1929 г., в котором в контексте раскрытия основной темы «Мы и Восток» подробно характеризовался «маршрут по городу с осмотром мечети», предусматривалось «знакомство с памятниками по истории связей России и восточных стран» [32, с. 34]. Противоположность представляет указанный выше путеводитель начала 1930-х гг. Его содержание в полной мере отразило «производственный» крен и курс на «социалистическую реконструкцию». Тогда партийно-
государственные структуры стали проводить тотальную мобилизацию в целях решения, прежде всего, хозяйственных задач. Впрочем, довольно быстро спохватились и принялись поворачивать руль в сторону революционной тематики. Изучение упоминавшихся путеводителей 1935 и 1937 гг., а также вышедших в конце 1930-х гг. и в послевоенный период пособий по туристским и экскурсионным маршрутам позволяет выяснить, что ведущим направлением становится организация поездок по местам революционной славы, посещение музеев-квартир (поездки на предприятия уходят на второй план) [6; 12; 21; 25].
В путеводителях второй половины 1950-х и 1960-х гг. приоритет отдается экскурсиям по Ленинградскому метрополитену. Метро в городе Ленина открылось в ноябре 1955 г., и впервые в путеводителе 1956 г. указывалось, что соответствующая экскурсия продолжительностью 2 ч 30 мин предусматривает поездку по трассе и осмотр всех станций (тогда их было 8) [34, с. 84].
Таким образом, в организации досуга жителей и гостей одного из крупнейших городов экскурсиям отводилось очень важное место (в изучаемое время возможности культурного проведения свободного времени были довольно ограниченными). Именно поэтому в советском обществе содержание экскурсионной работы напрямую отражало установки партийных и государственных органов и их эво-
люцию. Данные обстоятельства отчетливо выявляются в ходе сравнительного анализа сведений путеводителей.
Материалы путеводителей знакомят с постановкой дела размещения и обслуживания туристов и экскурсантов. Так, путеводитель 1929 г., прежде всего, уделяет внимание экскурсионному обслуживанию гостей Ленинграда. Уже из небольшого рекламного объявления на с. 1 видно, что оно в то время входило в функции экскурсионно-лекторской базы областного отдела народного образования. Несколько номеров телефонов (редкость для того времени) указывают на большой интерес трудящихся к деятельности этой организации. В ее ведении находился Дом экскурсанта, который запечатлен на фотографии на с. 2; сопроводительный текст разъясняет, что это общежитие на 500 мест. Далее в путеводителе сообщается, что отделения Дома экскурсанта располагались в пригородах - Детском Селе и Старом Петергофе [32]. Подтверждается положение о важнейшей роли экскурсий в жизни горожан и их гостей.
Присущая «реконструктивному» времени специфическая попытка соединить общественно-политическую самодеятельность рабочих и туризм, экскурсия нашла отражение в материалах «Спутника туриста», изданного в 1932 г. На его страницах помещен ценный документ - директивное письмо Ленинградского областного совета профессиональных союзов (ЛОСПС) всем облотделам, районным и городским советам профсоюзов о передаче туристско-экскурсионной работы в ведение Общества пролетарского туризма и экскурсий (ОПТЭ). Поскольку розыск указанного документа весьма затруднителен, то подобная публикация уникальна. В письме ставилась задача превратить ячейки ОПТЭ в центры туристской работы на предприятиях, привлечь в них широкие массы рабочих, характеризовалась организационная структура добровольного Общества. Туристам надлежало во время своих походов в том числе оказывать помощь совхозам, МТС в ремонте техники, помещений и т. п. [29, с. 143, 148-150; 3, с. 138]. Так своеобразно понимался туризм в «реконструктивный» период. Использование подобных документов исследователями будет способствовать более углубленному изучению истории общественных организаций в переломные 30-е гг.
Значимость путеводителей выражается и в том, что они содержат такие (на первый взгляд малосущественные) факты, которые редко встречаются в других источниках. На их страницах сами современники характеризуют особенности, конкретные детали повседневной жизни городского населения в разные периоды. Это относится, в частности, и к упомянутому «Спутнику туриста» 1932 г. Например, в нем сообщается, что во время однодневных поездок в пригороды Ленинграда туристы знакомились с новыми строительными объектами, для них устраивались викторины, коллективные
игры, катания на лодках, прогулки по лесу; большие группы экскурсантов сопровождал оркестр, который размещался на пароходе. Книга дает информацию об уровне милитаризации молодежи: юноши и девушки нередко отправлялись в одно- и двухдневные военизированные походы, по пути знакомились с памятниками боевой славы, встречались с представителями частей Красной армии, под руководством офицеров устраивали военные лагеря, проводили стрелковые соревнования [29, с. 114-116, 124-127]. Согласно материалам путеводителей, военно-патриотическая и оборонномассовая тенденции в значительной мере определяли культурный досуг крупного города в 1920-1930-е гг.
Путеводители насыщены фактами, рассказывавшими о работе отдельных учреждений культуры. В частности, в 1956 г. Г.И. Назарова опубликовала «Памятку для посетителей Всесоюзного музея А.С. Пушкина в Ленинграде». В ней, между прочим, подробно описываются экспонаты, находившиеся в кабинете поэта. Это важно для исследователя, ибо в экспозициях отчетливо отражаются ведущие концепции исторической науки своего времени. Другим важным источником является справочник-путеводитель «Музеи Ленинграда», в котором содержится указание на отделы и важнейшие залы ленинградских музеев. Поскольку справочник в 1950-1960-е гг. издавался несколько раз, то сравнения данных разных изданий позволяют уточнить динамику совершенствования музейного дела. На это указывают и сами авторы в издании 1961 г. во вводном разделе: «Со времени последнего (второго) издания справочника минуло более четырех лет. Поэтому новое издание учитывает все те большие изменения, которые произошли в наших музеях» [16, с. 6]. Сравнение переиздававшихся путеводителей позволяет определить своего рода хронологию изменений культурной жизни города.
В материалах путеводителей значительное место отводится театральной жизни Ленинграда. Например, многочисленные фотографии, на которых запечатлены сцены из спектаклей, дают представление о репертуаре ленинградских театров в разные годы [10, с. 425-431; 5, с. 102]. Из объявлений путеводителей 1920-1930-х гг. узнаем о времени начала утренних и вечерних спектаклей; получаем сведения о том, что билеты на них можно заказать по телефону, что туристы такие заказы должны делать за две недели до приезда в Ленинград, и т. д. Путеводители указывают на широкое внедрение в 1930-е гг. в практику работы сценических коллективов новшества -постановок спектаклей в Домах культуры. Так, изданный в 1940 г. путеводитель сообщает, что в Доме культуры им. Капранова давали спектакли Театр оперы и балета им. С.М. Кирова, Малый оперный театр, Театр драмы им. А.С. Пушкина [12].
Произошедшие в послевоенные десятилетия серьезные перемены в работе ленинградских учреждений культуры отмечены в путеводителе 1971 г. Прежде всего, обращено внимание на рост роли кинотеатров. Оказывается, немалое их число (11 из 43) уже к началу 1970-х гг. имело по два-три зала, что значительно расширяло круг зрителей. Существенное значение имеют приведенные в путеводителе точные цифры о вместительности кинозалов. По какой-то причине в статистических сборниках подобные сведения отсутствуют, хотя они являются важной характеристикой процесса приобщения населения к ценностям искусства, организации их досуга в условиях серьезного увеличения свободного времени (два выходных дня в неделю).
Особая тема - это проведение свободного времени горожан в парках и садах. Важную информацию об этом содержат вышедшие в свет в 1930-е гг. справочники-путеводители по дворцам и паркам Ленинграда, а отчасти и объявления путеводителей по городу. В книгах перечислялись все парки и сады, программы культурномассовых мероприятий: карнавалов, стахановских праздников. Путеводители указывают на обязательное присутствие духовых оркестров в парках и садах, их рекламные приложения сообщают о размещении в летних павильонах научно-технических выставок, содержат сведения о работе летних театров - в Парке культуры и отдыха им. И.В. Бабушкина, в Центральном парке культуры и отдыха им. С.М. Кирова и т. д. Летние театры были рассчитаны на 1000 и 1600 мест и служили своеобразными «вторыми» сценическими площадками профессиональных коллективов. При этом в парках кроме спектаклей демонстрировались эстрадно-цирковые программы, устраивались симфонические концерты [4, с. 9; 25, с. 15; 2, с. 25].
Излюбленным местом отдыха ленинградцев являлся пляж Петропавловской крепости. Яркая характеристика проведения здесь досуга горожанами в 1930-е гг. содержится в ряде путеводителей. В одном из них - «Дворцы и парки Ленсовета летом 1936 г.» - читаем: «Лучший пляж в центре города, оборудован кабинами, имеются буфет, книжный киоск, медпункт и т. п. Играет духовой оркестр, открыта школа плавания, и производится прием норм на значок ГТО» [4, с. 14]. Таким образом, отдельные сообщения путеводителей наполнены важной информацией, значительно расширяющей представление о возможностях культурного проведения свободного времени трудящимися.
Сведения о работе парков в 1950-1970-е гг. можно почерпнуть из фотографий путеводителей по Ленинграду этих лет. Так, на одной из них в путеводителе 1963 г. нашел отражение фрагмент празднования Дня авиации в Центральном парке культуры и отдыха
им. С.М. Кирова - посетители парка вокруг расположенных на поляне перед Елагиным дворцом вертолетов и боевого самолета-истребителя [23, с. 153]. Множество подобных снимков позволяет судить о многообразном характере культурно-массовой работы в указанный период.
Фотографии путеводителей являются источником по истории скульптуры, архитектуры - важного элемента духовной и материальной культуры. С их помощью исследователь сможет точно установить место расположения скульптурных памятников прошлого, их размеры, описать, как они выглядели. Это особенно важно, если речь идет о скульптурах, установленных согласно плану монументальной пропаганды; они изготавливались из малопрочных материалов и рано или поздно разрушались. Например, составители почти всех путеводителей по Ленинграду 1930-х гг. помещали фотоснимки скульптурного бюста Лассаля. Видно, что бюст был укреплен на высоком постаменте, что памятник установили на Невском проспекте напротив здания бывшей городской думы. Поскольку на фотографии рядом с ним, как правило, находились люди, то можно указать на значительные его размеры - 2,5-3 человеческих роста [25, с. 199; 21, с. 131]. Фотографии путеводителей 1930-х гг. знакомят с памятником Александру III, расположенным в то время еще в центре площади Восстания. Эта скульптура - произведение ваятеля П. Трубецкого - была оставлена на своем месте после Октябрьской революции в целях «обличения самодержавия» [25, с. 195].
Фотографии важны и в том отношении, что в различных путеводителях помещались снимки одних и тех же улиц, домов, памятников. Это поможет представить динамику изменения архитектурного облика города. На страницах путеводителя 1937 г. видим два снимка площади Стачек; первый сделан в 1926 г. (до реконструкции), второй - в 1936 г. (после реконструкции). В результате сравнения становится понятно, когда коренным образом изменился внешний вид площади - исчезли низенькие дома, примыкавшие к величественным Нарвским воротам, были построены новые многоэтажные здания. Об изменениях внешнего вида площади в последующие годы свидетельствует снимок, помещенный в путеводителе 1957 г.; здесь ее уже украшает павильон станции метрополитена [7, с. 254].
Итог многолетним и многообразным изменениям архитектурного облика города подведен в путеводителе 1970 г. В «Слове к читателям» председатель Ленгорисполкома А.А. Сизов пишет: «Приметы нового города... Это комплекс 10-этажных корпусов на правом берегу Невы, напротив Смольного; это 9- и 14-этажные дома у Володарского моста, на Васильевском острове, на Московском и Измайловском проспектах. Город развивается по утвержденному правительством генеральному плану, рассчитанному на 20-25 лет»
[17, с. 7-8]. Примечательно, что руководители города обращались к горожанам на страницах путеводителя. В этом выразилось осознание высокой значимости, популярности изданий.
Путеводители представляют собой и источник по истории книжного дела в городе. В частности, их объявления рекламируют выходившие в 1920-1930-е гг. журнал «На фронте индустриализации», газету «Литературный Ленинград» и др., указывают цены на них, содержат сведения о порядке работы издательств, читален, книжных магазинов. Характерно, что в путеводителях 1920-х гг. содержится информация о частных книжных магазинах и библиотеках, упоминается о продаже быстро разорявшимися после 1926 г. их владельцами «книг на вес». Одно из объявлений приглашало в залы библиотеки безработных умственного труда [24, с. 72; 20, с. 68]. Таким образом, в материалах путеводителей нашли отражение тенденции изменения политики в отношении частного предпринимательства, рынка труда в переходный период.
В путеводителях (прежде всего в разделе объявлений) сообщается об условиях приема в вузы, о количестве факультетов и отделений высших учебных заведениях и т. д. [25, с. 59; 21, с. 313]. В них содержатся данные о распространении телевидения в послевоенные годы, в частности, о росте численности телевизионных ателье [23, с. 675].
Характерно, что первые путеводители издавались как справочники для гостей Ленинграда. Например, во вводном разделе путеводителя 1924 г. указывается: «Создать новый путеводитель редакцию побудил усилившийся прилив в Ленинград приезжих, экскурсантов, туристов...» [28, с. 3]. Из других материалов следует, что возможности для приобщения туристов к культурным ценностям были весьма широкими. В частности, в приложении к путеводителю 1929 г. упоминаются 66 достопримечательностей города, с которыми экскурсионно-лекторская база знакомила гостей Ленинграда [32]. Вместе с тем в путеводителях часто говорится о спектаклях, концертах, с которыми на сценах ленинградских театров, в парках, садах выступали мастера искусств из других городов [4, с. 14; 2, с. 25]. Подобные многочисленные факты позволяют определить, что во второй половине 1920-х - первой половине 1930-х гг. Ленинград становится всесоюзным центром туризма.
Подведем итоги. Путеводители являлись отражателями культурной жизни крупного города в том виде, в каком ее воспринимали современники. Они отразили присущую советским десятилетиям эволюцию представлений о ее роли в общественной жизни, в формировании отдельной личности и целого коллектива, о ее целесообразных формах и историческом наполнении. Изменение содержания путеводителей в первую очередь стало результатом
влияния политического режима. Изучение их текстов позволяет составить представление об эволюции государственной политики и, прежде всего, ее агитационно-пропагандистской составляющей, а также о тенденциях изменения общественного сознания. Кроме того, упоминавшиеся на страницах путеводителей частности могут иметь немалое значение для реконструкции того или иного явления истории повседневности. Таким образом, отдельные материалы путеводителей являются дополнительным источником по истории культурной жизни крупного города, позволяют с достаточной полнотой характеризовать деятельность культурно-просветительных учреждений. Путеводители - важные свидетели эпохи.
Список литературы
1. Александров Ю. Москва: Диалог путеводителей. 2-е изд., перераб. и доп. - М., 1985.
2. Государственные дворцы-музеи и парки пригородов и города Ленинграда: справ. - Л., 1940. - С. 25.
3. Давыдов А.Ю. Деятельность Всесоюзного общества пролетарского туризма и экскурсий (ОПТЭ) в Ленинграде // Добровольные общества в Петрограде - Ленинграде: сб. ст. - Л., 1989.
4. Дворцы и парки Ленсовета летом 1936 г. - Л., 1936.
5. Достопримечательности Ленинграда. - Л., 1961.
6. Краткий указатель экскурсий по Ленинграду и пригородам. - Л., 1960.
7. Ленинград: Краткий справочник. - Л., 1957.
8. Ленинград: Краткий справочник для туристов. - Л., 1966.
9. Ленинград от А до Я. - Л., 1971.
10. Ленинград: Путеводитель. Т. 1. История, экономика, культура. - М.-Л.,
1933.
11. Ленинград: Путеводитель. Т. 2. Прогулки по городу, музеи, научные учреждения: справ. - М.; Л., 1933.
12. Ленинград: Путеводитель. - Л., 1940.
13. Ленинград: Путеводитель. - Л., 1977.
14. Ленинград: Спутник туриста. - Л., 1961.
15. Лощинин Н.П., Минц Н.В. О путеводителях по литературным и художественным музеям (краткий обзор путеводителей). - М., 1960.
16. Музеи Ленинграда: краткий справ. 3-е изд., испр., доп. - Л., 1961.
17. Муштуков В.Е., Пашкевич А.А., Цукинский Б.А. Ленинград: Путеводи-
тель. - Л., 1970.
18. Назарова Г. И. Памятка для посетителей Всесоюзного музея А.С. Пушкина в Ленинграде. - Л., 1956.
19. Пресман А.П. Петербург - Ленинград в прошлом и настоящем: пособие для экскурсантов и туристов. - Л., 1928.
20. Путеводитель по Ленинграду. - Л., 1926.
21. Путеводитель по Ленинграду. - Л., 1937.
22. Путеводитель по Ленинграду. - Л., 1957.
23. Путеводитель по Ленинграду. - Л., 1963.
24. Путеводитель по Ленинграду с новой картой Ленинграда. - Л., 1927.
25. Путеводитель по Ленинграду с приложением карты Ленинграда. - Л., 1935.
26. Путеводитель по Ленинграду с приложением нового плана. - Л., 1933.
27. Путеводитель по Ленинграду с приложением плана Ленинграда: Иллюстрации главных памятников искусства, достопримечательностей окрестностей Ленинграда. - Л., 1928.
28. Рубен С. В. Путеводитель по Ленинграду с новейшей картой. - Л., 1924.
29. Соболев-Томилин Н.И. Спутник туриста по Ленинграду и окрестностям. - М.-Л., 1932.
30. Советский энциклопедический словарь. - 3-е изд. - М., 1984.
31. Справочник для организаторов автобусных экскурсий по Ленинграду. -Л., 1940.
32. Экскурсия в Ленинград: справ. в помощь экскурсоводу, туристу. - Л.,
1929.
33. Экскурсии по городу, пригородам и музеям Ленинграда: справ. - Л.,
1954.
34. Экскурсии по городу, пригородам и музеям Ленинграда. - Л., 1956.