Научная статья на тему 'Исследовательская компетенция как компонент профессионально-педагогической компетентности студентов педагогического колледжа'

Исследовательская компетенция как компонент профессионально-педагогической компетентности студентов педагогического колледжа Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
464
59
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ / RESEARCH COMPETENCE / ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / PROFESSIONAL AND PEDAGOGICAL COMPETENCE / УЧЕБНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ И НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / EDUCATIONAL RESEARCH AND SCIENTIFIC RESEARCH ACTIVITY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Елагина В.С., Ковалева Н.В.

В статье рассматривается один из важнейших компонентов профессионально-педагогической компетентности педагога исследовательская компетенция, формирование которой происходит непосредственно в процессе осуществления студентами исследовательской деятельности. Проводится сравнительный анализ учебнои научно-исследовательской деятельности, определяются особенности исследовательской деятельности студентов, характеризуются ее функции.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE RESEARCH COMPETENCE AS A COMPONENT OF PROFESSIONAL-PEDAGOGICAL COMPETENCE OF STUDENTS OF PEDAGOGICAL COLLEGE

The teacher investigation competence should be considered as one of the most important components of his professional pedagogical competence. Its formation could be observed during students’ investigation activity. There is a comparative analysis of study and scientific activity in the article, the author also describes students’ research work peculiarities and characterizes its functions.

Текст научной работы на тему «Исследовательская компетенция как компонент профессионально-педагогической компетентности студентов педагогического колледжа»

Библиографический список

1. Компетентностный подход как способ достижения нового качества образования // Материалы для опытно-экспериментальной работы в рамках концепции модернизации российского образования на период до 2010 года / науч. рук. К. Г. Митрофанов. — М. : Ин-т новых технологий образования, 2002.

2. Болотов, В. А. Компетентностная модель : от идеи к образовательной программе /

B. А. Болотов, В. В. Сериков // Педагогика. — 2003. — № 3. — С. 8-15.

3. Бондаревская, Е. В. Парадигмальный подход к разработке содержания ключевых педагогических компетенций / Е. В. Бондаревская, С. В. Кульневич // Педагогика. — 2004. — № 10. — С. 23-31.

4. Марголис, А. А. Учитель для новой школы : модернизация педагогического образования в России / А. А. Марголис, В. В. Рубцов // Образовательная политика. — 2010. — № 4(42). —

C.42-56.

УДК 001+377 В. С. Елагина, проф. филиала

Военного учебно-научного центра Военно-воздушных сил «Военно-воздушная академия имени профессора Н. Е. Жуковского и Ю. А. Гагарина» (ВУНЦ ВВС «ВВА»), г. Челябинск, д-р пед. наук, проф., e-mail: V_275@mail.ru Н. В. Ковалева, зам. директора по НМР Миасского педагогического колледжа (МПК), Челябинская обл., г. Миасс, e-mail: dikowinka78@mail.ru

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ КАК КОМПОНЕНТ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ СТУДЕНТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО КОЛЛЕДЖА

В статье рассматривается один из важнейших компонентов профессионально-педагогической компетентности педагога — исследовательская компетенция, формирование которой происходит непосредственно в процессе осуществления студентами исследовательской деятельности. Проводится сравнительный анализ учебно- и научно-исследовательской деятельности, определяются особенности исследовательской деятельности студентов, характеризуются ее функции.

Ключевые слова: исследовательская компетенция, профессионально-педагогическая компетентность, учебно-исследовательская и научно-исследовательская деятельность.

Исследовательская компетенция, на наш взгляд, является важной составляющей профессионализма учителя и выступает условием его развития и реализации готовности к педагогической деятельности. Не случайно одной из задач высшего педагогического образования является подготовка будущего учителя к исследовательской деятельности. Вовлечение студентов и преподавателей в фундаментальные исследования позволит не только сохранить известные в мире российские научные школы, но и вырастить новое поколение исследователей [1].

Исследовательская компетенция является основой для развития интеллектуальных, коммуникативных, проектировочных умений, развивает критическое мышление, творческие способности студентов.

Обобщая различные подходы к определению сущности исследовательской компетенции, отметим, что однозначного толкования этого понятия нет. Одни ученые [2] считают, что исследовательскую компетентность следует рассматривать как составляющую профессиональной компетентности, другие [3] — неотъемлемым компонентом общей и профессиональной

образованности, третьи [4] определяют исследовательскую компетентность как совокупность знаний и умений, необходимых для осуществления исследовательской деятельности.

Разделяя взгляды А. В. Хуторского [5], мы считаем, что исследовательская компетенция носит метапредметный характер по отношению к образовательному процессу и является ключевой по отношению к педагогической деятельности учителя.

Метапредметный характер исследовательской компетенции проявляется в той совокупности обобщенных знаний и умений, а также в уровне развития интеллектуальных способностей студентов, которые позволяют им переносить сформированные методологические (исследовательские) умения на различные виды педагогической деятельности, что гарантирует учителю успешность в быстро меняющемся современном мире.

Исследовательскую компетенцию следует отнести к ключевым компетенциям, так как ее наличие имеет определяющее, ключевое значение для профессиональной педагогической деятельности, развития педагогического мастерства и профессионализма. Наличие исследовательских знаний и умений является одной из важных характеристик уровня профессиональной зрелости педагога.

Успешность исследовательской деятельности студентов во многом определяется личностными качествами, к которым следует отнести: критичность и самокритичность; неудовлетворенность достигнутыми результатами; мощный интеллект; выраженную способность контролировать свои действия; способность к нестандартному решению теоретических и экспериментальных задач; наблюдательность; честность, открытость и смелость отстаивания своих взглядов и позиций; собственное видение проблемы; самостоятельность, инициативность, ответственность и др.

В нашем исследовании мы рассматриваем исследовательскую компетенцию педагога как компонент его профессионально-педагогической компетентности; как характеристику личности учителя, владеющего методологическими знаниями и умениями, технологией исследовательской деятельности и проявляющего готовность к их использованию в профессиональной деятельности.

Студенты, целенаправленно занимающиеся исследовательской деятельностью, заметно отличаются качествами, присущими исследователю. Их характеризуют познавательная

активность, желание не просто приобрести профессионально важные знания и умения, но и исследовать образовательный процесс в школе, изучить возрастные, психологические особенности учащихся, характер их взаимоотношений друг с другом, с учителями, использовать в организации учебно-познавательного процесса в школе инновационные методы и формы обучения; стремление проверять на собственном опыте педагогические новации, современные педагогические технологии, находить новую информацию исходя из собственного опыта; особое видение проблем; способность к дивергентному поиску решения поставленных задач; способность к рефлексии.

Исследовательская деятельность студентов отличается от научно-исследовательской деятельности ученого, занимающегося научным исследованием.

Исследовательскую деятельность следует рассматривать как особый вид интеллектуально-творческой деятельности, которая проявляется в поисковой активности и исследовательском поведении студента. В отличие от научного исследования, целью которого является производство новых знаний, решение крупных научных проблем в различных областях деятельности человека, учебно- и научно-исследовательская деятельность студентов направлена на формирование исследовательских умений и навыков как универсального способа познания окружающей действительности, развитие познавательной мотивации, приобретение знаний о методах и методиках освоения действительности, новых и значимых для студентов — будущих педагогов.

Исследовательскую деятельность студентов мы рассматриваем как синтез учебно-исследовательской и научно-исследовательской деятельности.

Под учебно-исследовательской деятельностью студентов мы понимаем деятельность, в результате которой они приобретают необходимые навыки творческой исследовательской деятельности. В процессе решения задач, как правило, уже разработанных в науке, студенты приобретают умения самостоятельно осуществлять поиск необходимой информации, изучая и анализируя не только учебную, но и дополнительную литературу

С целью развития информационных умений организуется работа студентов по составлению библиографических списков, написанию аннотаций, кратких рефератов, тезисов, докладов и сообщений по теме своего исследования, постановке целей и задач исследования,

планированию и организации микроэкспериментов, овладению методами и методиками исследования, анализу и обобщению полученных результатов и их объяснению.

Научно-исследовательская деятельность студентов рассматривается как поисковая деятельность научного характера, направленная на решение задач с неизвестным результатом. Эта деятельность связана с анализом реального образовательного процесса, выдвижением гипотез и их экспериментальной проверкой, построением модели учебного или воспитательного процесса, выявлением педагогических условий эффективного построения образовательного процесса в школе. В результате глубокого теоретического анализа исследуемой проблемы, объяснения педагогических явлений и процессов, установления их связей и отношений, теоретического и экспериментального обоснования фактов, выявления закономерностей посредством научных методов познания студент открывает «новое знание», не только носящее субъективный характер, но и приобретающее определенную объективную теоретическую значимость, новизну для образовательной практики.

Формирование исследовательской компетенции студентов происходит непосредственно в процессе осуществления ими исследовательской деятельности. Студенты анализируют педагогические явления, устанавливают причинно-следственные связи между компонентами учебно-воспитательного процесса школы: целью, содержанием, формами, методами, условиями, в которых он протекает, его результатами; определяют влияние процесса на уровень обученности и воспитанности учащихся. Теоретический анализ педагогических процессов направлен на выявление фактов и явлений; установление состава элементов того или иного факта или явления; раскрытие содержания и определение роли каждого из элементов данной структуры; осмысление процесса развития целостного явления; определение его места в образовательном процессе.

Основные требования к анализу педагогического процесса, явления или ситуации:

1) соответствие содержания поставленным целям;

2) системность, которая предполагает охват анализом не только всех компонентов системы обучения и воспитания, но и всех участников учебно-воспитательного процесса;

3) объективность, основывающаяся только на достоверных данных, на научных методах исследования;

4) логичность, проявляющаяся в том, что любые проблемы образования должны анализироваться согласно следующей логике: признаки, указывающие на наличие проблемы; тенденции и их причины; задачи деятельности педагога; система мер; необходимые условия и средства; сроки, ответственные, где и как подводятся итоги; ожидаемые результаты; прогноз педагогической ситуации в будущем.

Таким образом, исследуя и оценивая учебно-воспитательный процесс, свою профессиональную деятельность в период педагогической практики, прогнозируя развитие различных ситуаций, стратегию собственного поведения, делая выводы о результатах своей работы, студенты выходят на более качественный, эффективный уровень педагогической деятельности.

Исследовательская деятельность способствует развитию у студентов умений работать с учебной, научной, мировоззренческой, нравственно-эстетической, справочной, методической информацией, а также информацией, полученной из различных интернет-ресурсов. Овладение знаниями, мировоззренческими и нравственными идеями является важнейшим средством формирования и развития личности студента. Не менее важным является формирование умений самостоятельной работы с информацией, в том числе умений написать реферат, тезисы, аннотацию, рецензию, разработать план, конспект, составить библиографический список и др.

В последние годы особую актуальность приобретает владение современными информационными средствами, компьютерными технологиями. В связи с этим возникает необходимость формирования таких умений, как работа с обучающими и контролирующими программами, с цифровыми образовательными ресурсами, электронными учебными пособиями, электронной почтой, ICQ, текстовыми редакторами, электронными таблицами, моделями, тестами.

Организация исследовательской деятельности студентов требует формирования и развития таких важных умений, как прогнозирование, выдвижение гипотез, формулирование целей и задач предстоящего исследования, подбор способов достижения поставленных целей, предвидение результата, возможных отклонений и нежелательных явлений, определение этапов педагогического исследования, планирование и разработка алгоритма действий, использование комплекса методов и методик, адекватных исследованию.

Не менее важными умениями, которыми должен овладеть студент в процессе

исследовательской деятельности, являются умения конструировать образовательный процесс в школе, представлять предмет исследования в педагогических моделях. Построение педагогических моделей позволяет с достаточной точностью описывать реально существующие явления и процессы так, как они проходили бы в действительности. Студенты проводят опытно-экспериментальную работу с целью получения информации о педагогической системе; при необходимости можно скорректировать ее структуру и внутренние связи между составляющими ее компонентами, получить достаточно устойчивые результаты, которые можно использовать в образовательном процессе школы.

Таким образом, в процессе освоения студентами всех компонентов научного исследования у них формируется исследовательская компетенция, особенностями которой являются: решение нестандартных задач с помощью эвристических методов; использование различных методов исследования при решении проблемных ситуаций, встречающихся в образовательном процессе школы; возможность применить сформированные исследовательские умения в любых педагогических ситуациях; готовность включаться в инновационные процессы школы, в результате чего у студента развиваются профессионально значимые качества учителя-исследователя; ценностное осмысление роли исследовательского поиска в педагогической деятельности.

Библиографический список

1. Российское образование — 2020 : Модель образования для экономики, основанной на знаниях [Текст] : доклад к IX Междунар. науч. конф. «Модернизация экономики и глобализация» (Москва, 1-3 апр. 2008 г.) / под. ред. Я. Кузьминова, И. Фрумина ; Гос. ун-т — Высш. шк. экономики. — М. : Изд. дом ГУВШЭ, 2008. — 39 с.

2. Адольф, В. А. Профессиональная компетентность современного учителя [Текст] : монография / В. А. Адольф. — Красноярск : Изд-во Краснояр. ун-та. — 118 с.

3. Лаптев, В. В. Научный подход к построению программ исследования качества образования [Текст] / В. В. Лаптев // Модернизации общего образования на рубеже веков: сб. науч. трудов. — СПб. : Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2001. — С. 3-10.

4. Зеер, Э. Ф. Обновление базового профессионального образования на основе ком-петентностного подхода [Текст] / Э. Ф. Зеер // Профессиональное образование. — 2007. — № 4. — С. 9-10.

5. Хуторской, А. В. Ключевые компетенции как результат личностно-ориентированной парадигмы образования [Текст] / А. В. Хуторской // Народное образование. — 2003. — № 2. — С. 58-64.

УДК 377/371 О. Д. Зязева, руководитель

производственной практики Копейского политехнического колледжа, Челябинская обл., г. Копейск, e-mail: spj-2012@list.ru

ФОРМИРОВАНИЕ ОБЩИХ И ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ ЧЕРЕЗ ТРУДОВУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ОБУЧАЮЩИХСЯ В УСЛОВИЯХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОИЗВОДСТВА

В статье рассматриваются актуальные вопросы адаптации молодежи к современным условиям производственных отношений. Раскрываются некоторые аспекты проектирования образовательного производства в колледже.

Ключевые слова: педагогика А. С. Макаренко, образовательное производство, готовность педагогов к управлению образовательным производством.

Перед современной Россией стоят требую- ние отраслей экономики квалифицированными щие решения практические задачи: обеспече- кадрами, организация временной и постоянной

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.