Научная статья на тему 'Исследовательская деятельность учащихся по биологии в учреждении вечернего (сменного) обучения'

Исследовательская деятельность учащихся по биологии в учреждении вечернего (сменного) обучения Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
181
34
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Порядина Л. Н.

В статье представлены результаты исследовательской деятельности учащихся по биологии в учреждении вечернего (сменного) обучения МОБУ «Центр образования» (г. Якутск). Описаны этапы проведения исследовательской работы учащихся по изучению лихенофлоры.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Исследовательская деятельность учащихся по биологии в учреждении вечернего (сменного) обучения»

Таким образом, проблемные лекции обеспечивают творческое усвоение будущими специалистами принципов и закономерностей изучаемой науки, активизирует учебно-познавательную деятельность студентов, их самостоятельную аудиторную и внеаудиторную работу, усвоение знаний и применение их на практике.

Список литературы:

1. Мардахаев Л.В. Социальная педагогика. - М.: МГСУ, 2002.

2. Матюшкин А.М. Проблемы развития профессионально-теоретического мышления. - М., 1980.

3. Махмутов М.И. Проблемное обучение. - М., 1975.

4. Педагогика и психология высшей школы I Отв.ред. М.В. Буланова-Топоркова. - Ростов н/Д, 2002.

5. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. - М., 1998.

6. Смолкин А.М. Методы активного обучения. - М., 1991.

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧАЩИХСЯ ПО БИОЛОГИИ В УЧРЕЖДЕНИИ ВЕЧЕРНЕГО (СМЕННОГО) ОБУЧЕНИЯ © Порядина Л.Н.*

Якутский институт водного транспорта (филиал) Новосибирской государственной академии водного транспорта, г. Якутск Центр образования, г. Якутск

В статье представлены результаты исследовательской деятельности учащихся по биологии в учреждении вечернего (сменного) обучения МОБУ «Центр образования» (г. Якутск). Описаны этапы проведения исследовательской работы учащихся по изучению лихенофлоры.

К концу XX века выявились две главные ценности современного человечества - Природа и Человек. Воспитание отношения к Природе как ценности составляет сердцевину не только экологического образования и воспитания, но и всей системы образования и воспитания [1].

Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение «Центр образования» г. Якутска Республики Саха (Якутия) осуществляет обучение учащихся в форме вечерней школы и экстерната.

Автор статьи кандидат биологических наук Л.Н. Порядина является доцентом ЯИВТ (филиал) ФБОУ ВПО НГАВТ, совмещающим преподаватель-

* Доцент кафедры Специальных дисциплин ЯИВТ (ф) НГ АВТ, учитель химии и биологии Центра образования, кандидат биологических наук.

скую деятельность в МОБУ «Центр образования» (ЦО) в качестве учителя химии и биологии.

В 2007-2010 годах автор была научным руководителем ряда исследовательских работ учащихся МОБУ «ЦО» по изучению лихенофлоры. На территории Якутии находится еще немало районов, не охваченных геобо-таническими и лихенофлористическими исследованиями. Поэтому гер-барный материал, собранный школьниками под руководством учителей биологии представляет, несомненно, и научный интерес.

Исследовательская работа учащихся по лихенофлоре состоит из нескольких этапов. Первый этап заключается в определении объектов, целей и задач исследования, территории изучения и маршрутов полевых работ. Второй этап состоит в полевом исследовании выбранных объектов, грамотном наблюдении за объектами в природе и сборе лишайников для более детального их изучения. Третий этап заключается в определении видовой принадлежности собранных лишайников с соблюдением общепринятой методики с помощью определителей, бинокуляра и необходимых реактивов. На четвертом этапе формируются выводы по данному исследовательскому проекту учащихся, и оформляется окончательный вариант работы, включающий следующие разделы: введение, методика исследования, физико-географический очерк района исследования, конспект флоры лишайников, анализ ли-хенофлоры, заключение (выводы), список литературы. Пятый этап - участие с докладом по теме исследования в творческих конкурсах: внутришко-льный и городской уровень, республиканская научно-практическая конференция молодых исследователей «Шаг в будущее», Всероссийский юниорский лесной конкурс «Подрост».

Таким образом, вовлеченный в исследовательскую деятельность ребенок находится на пути продвижения от незнания к знанию, от неумения к умению, то есть осознает смысл и результат своих усилий. Только те знания, которые добыты исследовательским путем, становятся прочно освоенными и осознанными, образующими научную картину мира в сознании ребенка [2].

Работа учащихся МОБУ «Центр образования» Кириловой Анастасии, Бартышевой Ирины (учениц 10-го класса), Зайцева Владимира (ученика 12-го класса) посвящена исследованию флоры лишайников окрестностей поселка Уулаах-Аан (Центральная Якутия), испытывающей антропогенное влияние. При этом были поставлены следующие задачи: 1) выявить флору лишайников окрестностей поселка Уулаах-Аан; 2) установить приуроченность лишайников к субстрату; 3) составить конспект флоры лишайников; 4) выявить особенности изученной лихенофлоры на основе таксономического и экологического анализа.

Исследования лишайниковой флоры проводилось учащимися в лесных и степных ландшафтах окрестностей поселка Уулаах-Аан, испытывающих антропогенный пресс (туризм, выпас скота). Данные степные сообщества

являются местом произрастания полукустарника Терескена Ленского (Kras-cheninnikovia lenensis (Kumin.) Tzvel., семейство Маревые), внесенного в Красную Книгу Якутии как эндемик средней и верхней Лены. В результате проведенных исследований была выявлена флора лишайников окрестностей поселка Уулаах-Аан, содержащая 29 видов лишайников, проведен таксономический, экологический анализы, смонтирован гербарий лишайников, оформлен фотоальбом, а также даны рекомендации для поселковой администрации.

Кирилова А., Бартышева И., Зайцев В. с докладом «Лишайники окрестностей поселка Уулаах-Аан (Центральная Якутия)» выступали на VI городской научно-практической конференции молодых исследователей «Шаг в будущее» (2007 год), а также являются участниками регионального этапа Всероссийского юниорского лесного конкурса «Подрост» (2008). В результате исследований лишайниковой флоры окрестностей поселка Уулаах-Аан впервые для Центрально-Якутского флористического района найдены лишайники Chrysothrix candelaris (L.) J.R. Laundon., Acarospora badiofusca (Nyl.) Th.Fr., Candelariella xanthostigma (Ach.) Lettau, Collema ceraniscum Nyl., Aspicilia desertorum (Krempelh.) Mereschk., Physcia caesia (Hoffm.) Furnr.

Кирилова Анастасия приняла участие в XIII Всероссийской научнопрактической конференции «Научное творчество молодежи» в г. Анжеро-Судженске с заочным докладом «Лишайники окрестностей поселка Уулаах-Аан (Центральная Якутия)» на секции «Биология» (14-15 мая 2009 года, Кемеровский государственный университет).

В 2010-2011 году учащиеся МОБУ «ЦО» Огнева Екатерина (11-й класс), Юдина Олеся (12-й класс) проводили исследования на тему «Лишайники антропогенного соснового леса (на примере парка города Якутска)». Были поставлены следующие задачи: 1) выявить флору лишайников соснового леса; 2) установить приуроченность лишайников к субстрату; 3) составить таксономический список лишайников антропогенного соснового леса; 4) выявить особенности изученной лихенофлоры на основе таксономического и экологического анализа.

Изучение лишайников проводилось в августе-сентябре 2010 года на территории Городского парк г. Якутска, было собрано 25 пакетов лишайников на почве, стволах сосны, боярышника; сделано 20 GPS-описаний. В ходе исследования была выявлена флора лишайников соснового леса Городского парка (30 видов из 18 родов 8 семейств 4 порядков), проведен экологический анализ лихенофлоры. Впервые была проведена GPS-регистрация лишайников соснового леса в районе Городского парка. В районе исследования найдены лишайники (12 видов), относящиеся к 5 классам палеотоле-рантных лишайников, устойчивых к загрязнению атмосферного воздуха.

Результаты проведенного исследования были доложены Е. Огневой,

О. Юдиной на заседании Республиканской экологической акции «Природа

и мы» (8 октября 2010 года). Огнева Е., Юдина О. с докладом «Лишайники антропогенного соснового леса (на примере парка города Якутска)» выступали на XV республиканской научной конференции молодых исследователей «Шаг в будущее» (декабрь 2010 года - городской тур, январь 2011 - республиканский тур).

В исследовании деятельность учащегося характеризуется целостным восприятием, умением находить как внутрипредметные, так и межпредметные связи. Находясь в состоянии исследования, старшеклассник свободно пользуется знаниями в нестандартных ситуациях для решения практических проблем. Он способен к самостоятельному обобщению и систематизации информации, завершает понимание науки как совокупности знаний об окружающей действительности. Это свидетельствует о достижении учащимися того состояния, когда знания могут перерасти в убеждения [2].

Список литературы:

1. Клименко Т.К. Экологически ориентированное образование и воспитание: пути развития [Текст] // Экологическая культура современного общества: Материалы международного симпозиума. - Новосибирск: Наука, 2000. - С. 137-141.

2. Тяглова Е.В. Принципы организации исследовательской деятельности учащихся и логика их реализации [Текст] // Исследовательская деятельность учащихся по химии. - М.: Глобус, 2007. - С. 5-20.

ДИДАКТИЧЕСКИЕ КРОССВОРДЫ ПО ГИДРАВЛИКЕ © Слабожанин Г.Д.*

Томский государственный архитектурно-строительный университет,

г. Томск

Приведены дидактические кроссворды по теме «Введение в гидравлику», позволяющие после их разгадывания получить новые знания, систематизировать и переосмыслить их.

Учебные кроссворды являются средством активизации мыслительной и познавательной деятельности учащихся. Их главное назначение - в игровой ситуации интенсифицировать процесс усвоения знаний после изучения очередной темы (вспомнить знакомые термины и закрепить их в памяти, обратиться к учебной литературе для повторения). Кроссворды также могут служить для тестовой проверки знаний и самоконтроля. Разгадывая их по памяти, обучаемые получают объективную оценку своей учебной деятельности по числу правильно отгаданных слов. Но наибольшей эффективно-

* Доцент кафедры Теплогазоснабжения, кандидат технических наук, доцент.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.