Научная статья на тему 'Исследовательская деятельность учащихся младшего школьного возраста на уроках изобразительного искусства'

Исследовательская деятельность учащихся младшего школьного возраста на уроках изобразительного искусства Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
3172
405
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КЛЮЧЕВЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ / ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧАЩИХСЯ / ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ НА УРОКАХ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА / АКТИВИЗАЦИЯ ТВОРЧЕСКОГО ВООБРАЖЕНИЯ УЧАЩИХСЯ / RESEARCH ACTIVITY / STUDY-EDUCATIONAL PROCESS / DESIGN ACTIVITY / MULTIMEDIA COMPONENTS / SELF-REALIZATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Жучая Ирина Митрофановна

Актуальность выбора исследовательской деятельности в начальной школе обусловлена необходимостью формирования у современного ребенка составных ключевых компетенций, а именно: самообразовательной, исследовательской, организационной и других. Целью исследовательской деятельности является активизация процессов и механизмов творческого воображения и деятельности детей, а также выработка и закрепление у них потребности в творчестве, представления о творчестве как о глубинном, эмоционально ярком переживании, жизненно важном состоянии. Использование в учебном процессе исследовательской деятельности не только способствует повышению познавательного интереса к самому предмету, но и содействует росту успеваемости учащихся, а также позволяет решить проблему актуальности изучаемого материала, его значимости для ребенка, способствует созданию ситуации успеха для каждого ученика.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Pupils' Research Activity at a Fine Art Lessons in Primary School. Methods, Techniques, Technologies

The article is devoted to the urgency of choice of research activity at Fine Art lessons in elementary school which is caused by necessity of forming composed core competencies in modern child, namely, self-educational, research, organizational. This article shows how research activity promotes growth of pupils’ making progress, and also allows to solve the problem of actuality of study material, its importance for the child, promotes success situation for each pupil.

Текст научной работы на тему «Исследовательская деятельность учащихся младшего школьного возраста на уроках изобразительного искусства»

И.м. Жучая

Ключевые слова:

ключевые

компетенции,

исследовательская

деятельность

учащихся, проектная

деятельность

на уроках

изобразительного

искусства,

активизация

творческого

воображения учащихся.

исследовательская деятельность учащихся младшего школьного возраста на уроках изобразительного искусства

Актуальность выбора исследовательской деятельности в начальной школе обусловлена необходимостью формирования у современного ребенка составных ключевых компетенций, а именно: самообразовательной, исследовательской, организационной и других. Целью исследовательской деятельности является активизация процессов и механизмов творческого воображения и деятельности детей, а также - выработка и закрепление у них потребности в творчестве, представления о творчестве как о глубинном, эмоционально ярком переживании, жизненно важном состоянии. Использование в учебном процессе исследовательской деятельности не только способствует повышению познавательного интереса к самому предмету, но и содействует росту успеваемости учащихся, а также позволяет решить проблему актуальности изучаемого материала, его значимости для ребенка, способствует созданию ситуации успеха для каждого ученика.

Мне жизнь каждый день преподносит урок, Все больше задач, чтоб решить я не смог, Все больше дорог у меня на пути... Какую мне выбрать? Какою идти?

Школа! Школьная жизнь интересна и увлекательна. В школе учат читать и писать, вычитать и умножать. Именно в школе учат добиваться успехов в жизни. А добиваться успехов можно, лишь обладая общими и специальными способностями, быть образованным и способным к творчеству.

Но каждый человек индивидуален. Кому-то легко в математике, а кому-то интересна история и география. У многих учащихся в нашей школе урок рисования один из самых любимых. Мои ученики очень разные: большие и маленькие, веселые и грустные, серьезные и лукавые. Но всех их объединяет одно качество - они талантливы. А моя задача как учителя заключается лишь в том, чтобы раскрыть, высвободить эти таланты, находящиеся в детях под пудом жизненных проблем, и создать условия для успешной творческой реализации детей.

Ведь дети - это первооткрыватели. Первооткрыватели в мире детских фантазий и превращений. И нам, взрослым, оказано непосредственное доверие вести их по лабиринтам творчества. И от нас во многом зависит направление этого творчества. Станет ли оно созидающим или разрушающим. И, в конечном итоге, станет ли впоследствии маленький человечек успешным в жизни или нет?

А от каких факторов зависит, по большому счету, успешность человека? Успех обучения, как и успешность, зависит от множества условий, среди которых:

• во-первых, взаимопонимание учителя и учеников, так как без этого достичь положительных результатов невозможно;

• во-вторых, большую роль в формировании успешности у учащихся я отвожу занятиям исследовательской, проектной деятельностью на уроках изобразительного искусства, выполнению творческих проектов, которые развивают аналитические способности, формируют способность принимать решения, повышают конкурентоспособность. Ведь ни для кого не является секретом, что в современном мире без подобных умений просто не обойтись!

Исследовательская деятельность у детей младшего школьного возраста помогает мне как педагогу решать задачу воспитания у учащих-

ся креативности, воспитания потребности в постоянном движении вперед. А движение вперед, вверх опирается на фундамент, и чем он прочнее и выше, тем выше планка достижений.

Исследовательскую деятельность в начальной школе я считаю на сегодняшний момент актуальной еще и потому, что сегодня в современном обществе остро созрела потребность в переориентации обучения, о чём говорится в стандартах второго поколения. Вместо усвоения готовых знаний, умений и навыков требуется развитие личности ребенка, его творческих способностей, самостоятельности мышления и чувства личной ответственности. И именно исследовательская, проектная деятельность позволяет учащимся приобретать знания, которые не достигаются при традиционных методах обучения, она помогает связать то новое, что узнают ребята, с чем-то знакомым и понятным из реальной жизни.

В основе формирования и развития творческого потенциала своих учеников я вижу использование разных форм творческой работы на уроках: ролевые игры, мозговой штурм, творческие задания по заданной теме и создание творческих проектов.

Создание необходимых и полноценных условий для личностного развития каждого ребёнка всегда было основной задачей начальной школы. А использование исследовательского метода на уроках изобразительного искусства позволяет развивать у учащихся:

• такие черты характера, как самостоятельность, любознательность;

• социальные навыки в процессе групповой работы;

• опыт проектной деятельности;

• креативность мышления, интеллектуальные, информационные, коммуникативные навыки.

Использование на уроках изобразительного искусства в начальной школе проектной деятельности позволяет организовать обучение таким образом, чтобы в результате проводимого исследования, через постановку проблемы, повысить мыслительную деятельность учащихся, развивать их коммуникативные способности, способность творчески подходить к результатам работы.

Я работаю с детьми младшего школьного возраста, поэтому любое проводимое исследование строю таким образом, чтобы оно соответствовало возрасту учащихся. А для этого использую все виды деятельности, которые развивают личность ребенка.

приёмы и методы организации работы над исследованием:

• игра;

• труд;

• учение;

• общение;

• творчество.

при этом применяю следующие правила:

• виды деятельности должны быть разнообразными;

• деятельность ребенка должна быть рассчитана на выдвижение детей на роли лидеров, чьё влияние благотворно для работы.

Исследовательская деятельность у детей младшего школьного возраста помогает мне в решении таких важных задач, как:

• формирование системы нравственных норм и ценностей, воспитание уважительного отношения к культурному наследию предшествующих поколений;

• воспитание оптимизма, уверенности в завтрашнем дне, любви к Родине, чувства гордости за свою страну, за тот край, в котором живет человек.

Занимаясь исследовательской работой, учащиеся начальной школы не только пассивно получают готовый материал, но и активно выдвигают свои версии, формируют свои миры. Уже вошло в традицию в стенах нашей школы каждый год в 4-х классах проводить исследование по истории родного края, которое мною предлагается детям выполнять с использованием информационных технологий. Использование компьютера придает проекту больший динамизм.

Ребята сами набирают тексты своих сочинений на компьютерах, учатся работать с текстовыми и графическими редакторами, совершенствуют навыки работы на компьютере, осваивают использование электронных версий англо-русских и русско-английских словарей.

Такая деятельность позволяет учащимся выступать в роли авторов, созидателей, повышает творческий потенциал, не только расширяет общий кругозор, но и способствует расширению языковых знаний. Самое важное то, что ребенок, а не я, определяет, что будет содержать проект, в какой форме и как пройдет его презентация.

Исследовательская деятельность предполагает самый высокий уровень творческого развития ребенка и является основным методом проблемного обучения. Ведь обучение развивает только тогда, когда сам добываешь знания. Я помогаю учащимся приобретать пер-

вый опыт исследовательской деятельности (сертификат участника Всероссийского конкурса исследовательских работ «Я исследую мир»), который развивает их коммуникативные способности, способность творчески подходить к результатам своей работы

В результате использования на уроках метода проектов и исследовательского метода у учащихся усиливается мотивация к обучению, формируются: основы научного мышления, навыки самостоятельной работы и самообразования.

В ходе проводимого исследования ученики используют:

1) знания из смежных дисциплин;

2) межпредметные связи;

3) более эффективные пути решения задач проекта;

4) сетевое общение в Интернете;

5) особенности проектной методики обучения.

при проведении исследования у учащихся начальных классов формируются:

• навыки самостоятельного исследования по учебной теме.

Активное использование исследовательской деятельности в учебно-воспитательном процессе позволяет мне выявлять одаренных детей, наполнить урок динамикой, индивидуализировать процесс обучения.

Проведенная диагностика выявления поведенческого профиля и одаренности учеников разработанная Дж. Рензулли, показала:

• у большинства детей (85,3%) в первом классе существует потребность в выражении эмоционального содержания своего внутреннего мира;

• степень проявления коммуникативных способностей учащихся первого класса на начало года в среднем невысокая.

На четвертый год обучения был отмечен положительный эффект занятий исследовательской деятельностью.

В это время учителями было отмечено:

• устные ответы учеников отличаются большей свободой изложения, «смелой своеобразной логикой», «желанием выговорить, сформулировать для себя и других свою мысль»;

• сочинения учеников демонстрируют большой словарный запас (оттенки, нюансы, понятия из изобразительного творчества), яркую эмоциональную окрашенность и образность (использование диалогов, метких характеристик героев сочинений).

Стало традицией, что в стенах нашей прогимназии, учащимися 4-х классов выполняется коллективный проект исследования на тему истории родного края, города Тольятти. Учащиеся просматривают презентации учеников прошлых лет и выполняют один общий проект, ну и, конечно же, индивидуальные.

Так при выполнении исследования по теме «Ставрополь. Страницы истории», некоторыми учащимися были проведены мини-исследования:

1. «Исторические места Тольятти». Учащимися была выдвинута гипотеза, что если великие исторические личности России, когда писали картины, повести, романы, ездили по стране в поисках материала и посещали самые разные города, то и наш город Ставрополь на Волге мог быть в их числе. Их заинтересовал вопрос, на который они искали ответ: кто из великих людей жил и работал в городе Ставрополе?

2. «Потерянные и восстановленные храмы Ставрополя на Волге». Учащихся заинтересовал вопрос, почему в современном Тольятти нет исторических храмов, которые сохранились со дня основания города Ставрополя, ведь в переводе «Ставрополь» означает город Святого Креста. Так, где эти храмы, почему храмы в Тольятти построены относительно недавно?

3. «Путеводитель по храмам России». В этом исследовании ребят заинтересовал вопрос, почему некоторые храмы Тольятти так похожи на другие храмы России. Ведь это своего рода архитектурный плагиат. Почему такое могло произойти и на самом ли деле такое возможно? Если это правда, то, что может послужить нам в оправдание?

Так в итоге, завершив исследование, учащийся 4-го класса, Андреев Илья выполнил проект «С чего начинается Родина. Зачем городу Ставрополю - на Волге понадобилось слово «на»». Эта работа в 2011 году принимала участие во Всероссийском Заочном конкурсе «Юный исследователь», в номинации «Краеведение», где была отмечена Дипломом Лауреата II степени. Моисеева Юля, учащаяся 4-го класса выполнила проект под названием «Как города обретают имя». Данный проект был предоставлен на Фестиваль исследовательских работ учащихся «Портфолио».

По итогам проектов учащихся 4-х классов был выполнен один общий проект «Утраченные и восстановленные храмы Ставрополя - Тольятти».

С этим проектом мы выходили на Международный смотр-кон-

курс детского архитектурно-художественного творчества «Зодчество 2011», в номинации «Культурное наследие в руках молодых». В этом конкурсе была одержана победа!

мы завоевали Серебряный диплом, II место!

А уже начиная со 2-го класса мы с учащимися проводим исследования по вопросам истории искусств, например, как возник жанр портрета, кто такие художники-анималисты, и ищем ответы на многие другие интересующие нас вопросы.

В результате реализации таких проектов и исследований у учащихся происходит: улучшение грамотности и развитие речи через общение; повышается интерес к учебе; увеличивается объем получаемой информации; активизируется, по сравнению с обычными уроками, познавательная деятельность.

Успех учащихся был бы невозможен без применения в учебном процессе мультимедийных компонентов. Ведь это - гибкая модель организации учебного процесса, которая ориентирована на самореализацию учащегося путем развития его интеллектуальных и физических возможностей, волевых качеств и творческих способностей.

при работе над проектом у учащихся младшего школьного возраста проявляется:

• стремление искать необходимую информацию, используя для этого доступные источники;

• избирательное отношение к информации в соответствии с определившимися потребностями и предпочтениями;

• самостоятельность суждений;

• умение формулировать и отстаивать свою точку зрения по поводу найденной информации.

Активное использование ММ компонентов, информационных и коммуникационных технологий в исследовательской деятельности детей младшего школьного возраста формирует новую педагогическую технологию обучения, помогает пробудить у учащихся интерес к изучаемому предмету, желание самостоятельно заниматься исследовательской деятельностью. Наблюдения специалистов показали, что работа в компьютерных сетях актуализирует потребность учащихся быть членом социальной общности.

Активное решение жизненных ситуаций требует поиска дополнительных знаний и выработки необходимых умений и навыков. Каждый учитель вправе выбирать свою технологию и методы рабо-

ты, но каждый учитель обязан работать во благо развития ребенка. Поэтому исследовательскую деятельность можно рассматривать и как технологию сотрудничества. Ведь она позволяет решить одновременно как проблему актуальности изучаемого материала, так и проблему его значимости для ребенка.

Подводя итоги, хочется сказать, что успешная стратегия для выявления имеющихся у учеников знаний по теме исследования, использование современных технологий позволят сделать урок современным, более увлекательным и интересным для учащихся.

Включение в работу исследовательской деятельности позволило мне сформировать у детей:

• умение работать группами, командами; находить необходимую информацию; отстаивать свою точку зрения и уметь убеждать других, а также уметь выявлять пробелы в своих знаниях при решении новой задачи; ставить цели и уметь планировать результат своей деятельности, разрабатывать алгоритм его достижения;

• готовность к творческому риску; принятию любых фантастических идей.

Использование в учебном процессе проектной деятельности способствует не только повышению познавательного интереса к самому предмету, но и росту успеваемости учащихся, и созданию ситуации успеха для каждого ученика, а также позволяет решить проблему актуальности изучаемого материала, его значимости для ребенка.

литература

1. Азарова Л.Н. Как развивать творческую индивидуальность младших школьников // Журнал практического психолога. - 1998. - №4. - С. 83.

2. Богоявленская Д.Б. Интеллектуальная активность как проблема творчества. Ростов н/Д., 1983.

3. Богоявленская Д.Б., Богоявленская М.Е. Творческая работа -просто устойчивое словосочетание // Педагогика. - 1998. - № 3.

4. Иванюк Т.И. Творчество и личность. М.: ТОР, 2006. С. 35-39.

5. Кашницкий В.И., Кузьмичёва Л.В. Программа развития креативности учащихся на уроке изобразительного искусства в условиях общеобразовательной школы / Отв. ред. Н.П. Фетискин. М.-Кострома: КГУ им. Н.А. Некрасова, 2002. Ч. 1. С. 90-91.

6. Кузьмичёва Л.В. Развитие творческой индивидуальности учащих-

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

ся на уроках ИЗО: Сб.науч.тр.: В 2 ч. / Под ред. В.В. Чекмарёва. Кострома: КГУ им. Н.А. Некрасова, 2003. Ч. 2. С. 107-110.

7. Малаян К.Р. Безопасность жизнедеятельности. Безопасность при работе с компьютером [Текст]: Учеб. пособие. СПб.: Изд-во СПбГТУ 2001. 124 с.

8. Матяш Н.В., Симоненко В.Д. [Текст]: Проектная деятельность младших школьников. М., 2002.

9. Минеева Т.Ф. Информатика в начальной школе. [Текст] // Начальная школа. - 2006 г. - № 11. - С. 87.

10. Полат Е.С. Метод проектов. Современная гимназия: взгляд теоретика и практика / Е.С. Полат. М.: ВЛАДОС, 2000. 347 с.

11. Поливанова К.Н. Проектная деятельность школьников. М.: Просвещение, 2006. 192 с.

12. Савенко А.И. Методика исследовательского обучения младших школьников. Самара: Фёдоров, 2010. 192 с.

13. Сасова И.А. Метод проектов в технологическом образовании школьников. М.: Вентана-Граф, 2003. 38 с.

14. Семёнова Н.А. Исследовательская деятельность учащихся // Начальная школа. - 2006. - № 2.

15. Смолкина Е.В. Исследовательская деятельность учащихся как средство реализации личности в общеобразовательном пространстве // Начальная школа. - 2007. - № 2.

16. Соколова Т.Е. Информационная культура младших школьников как педагогическая проблема. Самара: Фёдоров, 2002. 327 с.

17. http://adalin.mospsy.rU/l 01 00/1 01 12а^Ы:т1

18. http://festiva1.1september.ru/artic1es/525687/

19.http://schoo14-go1ovko.narod.ru/2011/27.04/pedsovet/rodionova.htm

20. http://www.centersot.org/o1db1og/334.htm1

21. http://www.chi1d-psy.ru/ngkids/295.htm1

22. http://www.coo1referat.com/Принципы проведения урока информатики в современной школе

23. http://www.den-za-dnem.ru/page.php?artic1e=85

24. http://www.ref.by/refs/62/3006l/l.htm1

25. http://www.rusedu.info/Artic1e865.htm1

26. http://www.rusedu.info/Artic1e865.htm1

27. Новое образование. Журнал Центра современных образовательных технологий. 2012. №1(2).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.