Научная статья на тему 'Исследовательская деятельность как условие развития надпредметных компетенций студентов'

Исследовательская деятельность как условие развития надпредметных компетенций студентов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
280
297
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАДПРЕДМЕТНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ / ИНТЕРАКТИВНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА ВУЗА / ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ФОРМЫ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ НАДПРЕДМЕТНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ / NADPREDMETNYE COMPETENCE / INTERACTIVE LEARNING ENVIRONMENT / RESEARCH / FORMS OF RESEARCH / DEVELOPMENT CONDITIONS NADPREDMETNYH COMPETENCIES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Хитринцева А. В.

Рассматриваются образовательные условия развития надпредметных компетенций студентов, которые являются основанием их успешной деятельности. Особое внимание уделяется характеристике надпредметных компетенций и интерактивной образовательной среде как средству их развития. Анализируются результаты исследования условий развития надпредметных компетенций в исследовательской деятельности студентов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Хитринцева А. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The research activities as a condition of development nadpredmetnyh competencies of students

The article deals with the educational conditions of students nadpredmetnyh competencies that are the basis of their success. Particular attention is paid to the characteristics nadpredmetnyh competencies and interactive learning environment as a means of development. The results of investigation of the conditions of nadpredmetnyh competencies in research activities of students.

Текст научной работы на тему «Исследовательская деятельность как условие развития надпредметных компетенций студентов»

ПЕДАГОГИКА

Вестн. Ом. ун-та. 2012. № 4. С. 294-296.

УДК 378.147.88 А.В. Хитринцева

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК УСЛОВИЕ РАЗВИТИЯ НАДПРЕДМЕТНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ СТУДЕНТОВ

Рассматриваются образовательные условия развития надпредметных компетенций студентов, которые являются основанием их успешной деятельности. Особое внимание уделяется характеристике надпредметных компетенций и интерактивной образовательной среде как средству их развития. Анализируются результаты исследования условий развития надпредметных компетенций в исследовательской деятельности студентов.

Ключевые слова: надпредметные компетенции, интерактивная образовательная среда вуза, исследовательская деятельность, формы исследовательской деятельности, условия развития надпредметных компетенций.

Надпредметные компетенции мы рассматриваем как надпрофессио-нальные умения или способности личности, позволяющие ей творчески самореализоваться, социально взаимодействовать. Это те обобщенные знания, умения, навыки и способы деятельности, которые относятся к надпредметному содержанию образования, они связываются с успешностью личности в быстро меняющемся современном мире. В условиях ускоряющихся перемен и нарастания неопределенностей, характерных для современного рынка труда, надпредметные компетенции играют особо важную роль в профессиональной подготовке студентов.

К особенностям надпредметных компетенций можно отнести способность эффективно действовать не только в обучении, но и в других сферах деятельности, в ситуациях, когда может возникнуть необходимость в самостоятельном определении решения задачи, уточнении её условий, поиске способов решения, самостоятельной оценке полученных результатов, а также при решении актуальных жизненных задач.

В составе надпредметных компетенций мы рассматриваем основные компетенции: информационную, коммуникативную, учебно-познавательную и компетенцию личностного самосовершенствования.

Практика показывает, что надпредметные компетенции развиваются в опыте собственной деятельности, поэтому профессиональная подготовка студентов должна выстраиваться таким образом, чтобы обучающийся оказывался в ситуациях, способствующих развитию надпредметных компетенций [1]. Речь идёт как о содержании учебных курсов, так и о формах организации профессионально-образовательного процесса.

Средством развития надпредметных компетенций в нашем исследовании является интерактивная образовательная среда вуза.

В связи с этим под интерактивной образовательной средой будем понимать многостороннюю, индивидуализированную, самостоятельно организующуюся целостность, направленную на организацию условий, оптимальных для формирования способностей обучающихся, а также гарантирующую их самореализацию и личностный рост [2].

Одним из ведущих условий развития надпредметных компетенций является организация исследовательской деятельности обучающихся.

По определению И.А. Зимней и Е.А. Шашенковой, исследовательская деятельность - это «специфическая человеческая деятельность, которая регулируется сознанием и активностью личности, направлена на удовлетворение познавательных, интеллектуальных потребностей, продуктом

© А.В. Хитринцева, 2012

Исследовательская деятельность как условие развития надпредметных компетенций..

295

которой является новое знание, полученное в соответствии с поставленной целью и в соответствии с объективными законами и обстоятельствами, определяющими реальность и достижимость цели» [3].

Как известно, в профессиональном образовании исследовательская деятельность студентов включает в себя курсовое проектирование, учебные исследования практического и теоретического характера, проектную деятельность, участие студентов в конференциях разного уровня (внутриву-зовских, городских, областных, региональных), олимпиадах. В нашем исследовании эти формы, с одной стороны, рассматривались как элементы интерактивной образовательной среды, с другой стороны, они выступали как условия, способствующие развитию надпредметных компетенций студентов.

Анализ этих условий с точки зрения влияния на развитие надпредметных компетенций позволил нам определить их некоторые характеристики. Так, например, выполняя курсовые работы, студент делает первые шаги к самостоятельному научному творчеству. Он учится работать с научной литературой, приобретает навыки критического отбора и анализа необходимой информации.

Научные кружки, студенческие научные общества, конференции, олимпиады позволяют студенту начать исследовательскую работу, найти единомышленников, что способствует обмену опытом и результатами своих исследований. Студент приобретает умения аргументировать свои высказывания, защищать свою точку зрения по спорным вопросам, обрабатывать и анализировать информацию, правильно формулировать выводы, содержащие данные о решении проблемы исследования, выступать перед аудиторией.

В ходе эксперимента нами были выявлены особенности исследовательской деятельности студентов, способствующие развитию надпредметных компетенций, среди которых мы выделяли: способность ориентироваться в информационном пространстве, организовывать и планировать свою деятельность, оформлять и представлять результаты своей работы, развитие личности студента, самостоятельности, учебнопознавательных, коммуникативных, информационных способностей.

Теоретический анализ вопросов развития надпредметных компетенций студентов в профессионально-образовательном процессе позволил определить качественную характеристику уровней их состояния.

Так, например, в нашем исследовании было выявлено три таких уровня: высокий, средний, низкий.

Высокий характеризовался глубоким анализом ситуации, четкой формулировкой

проблемы, цели, творческим подходом при решении учебно-познавательных задач, обширными знаниями о методах работы с информацией, отличным владением средствами ИКТ. Студент выступает в качестве лидера при командной работе, стремится к профессиональному саморазвитию.

Средний - показывающий, что студент хорошо анализирует ситуацию, формулирует проблему, цель, при решении учебнопознавательных задач использует уже готовые способы действий, хорошо знает методы работы с различными источниками информации, владеет средствами ИКТ. Проявляет указанные навыки при поддержке преподавателя и одногруппников. Обладает средним уровнем лидерских качеств, коммуникативных и организаторских способностей.

Низкий, который отражает поверхностный анализ ситуации, нечеткую формулировку проблемы, цели; недостаточные знания о методах работы с информационными ресурсами, невысокий качественный уровень знаний в области ИКТ. Студент чаще осуществляет интуитивный выбор решения проблемы, слабо аргументирует свои выводы, слабо владеет способами деятельности, направленными на саморазвитие личностных качеств.

В исследовании приняли участие 150 студентов третьего курса (60 студентов ОИВТ и 90 студентов ОмГУПС). Результаты исследования условий развития надпред-метных компетенций в исследовательской деятельности студентов представлены в таблице.

Исследование условий развития надпредметных компетенций студентов в исследовательской деятельности

Исследовательская деятельность студентов, %

Уровень владения Выполнение курсовых работ Выполнение работ (аннотации, эссе) Участие в олимпиадах Работа над статьей. Участие в конференциях Выполнение и защита проектов

Высокий 33 29 18 14 21

Средний 38 40 25 23 32

Низкий 29 31 57 63 47

Анализ данных таблицы показывает, что выполнение курсовых работ среди других условий исследовательской деятельности оказывает наибольшее влияние на развитие надпредметных компетенций. Так, например, курсовая работа позволяет развивать надпредметные компетенции на высоком уровне у 33 % студентов и на среднем - у 38 % студентов, что способствует приобре-

296

А. В. Хитринцева

тению студентом опыта работы с всевозможной литературой; студент учится логично и четко излагать свои мысли при раскрытии теоретических вопросов и, что особенно важно, творчески сочетать теорию с практикой, учится самостоятельно анализировать информацию и делать на ее основе теоретические и практические выводы, приобретает необходимые умения для подготовки выступлений и докладов на семинарских занятиях, участия в дискуссиях и научных конференциях.

Наименьшее влияние на развитие над-предметных компетенций оказывает работа над статьей и участие студентов в конференциях. Данное условие обеспечивает 14 % студентов на высоком уровне и 23 % студентов на среднем уровне, что способствует умению студентов защищать свою точку зрения по спорным вопросам, выступать перед аудиторией, организовать свою самостоятельную работу, выработать собственную позицию и уметь ее аргументировать, делать собственные обоснованные выводы, предложения, обладающие оригинальностью и научной новизной.

Участие студентов в конференциях, работа над статьей обеспечивает у 63 % студентов низкий уровень развития надпредметных компетенций, а олимпиады - у

57 % студентов. Это связно с тем, что не все преподаватели уделяют достаточно внимания исследовательской деятельности студентов, обучающиеся испытывают недостаток опыта для занятий исследовательской деятельностью.

Отсутствие достаточного влияния форм исследовательской деятельности на развитие надпредметных компетенций сказывается на общей успеваемости студентов и на общем уровне развития надпредметных компетенций.

ЛИТЕРАТУРА

[1] Стенина Н. С. Формирование профессиональной компетенции иностранных студентов, обучающихся в высших художественных учебных заведениях России : дис. ... канд. пед. наук. М., 2007.

[2] Красильникова В. А. Технология разработки компьютерных обучающих средств : сб. ст. IX Международ. науч.-метод. конф. (25-26 марта 2003 г.). Вып. 7. Т. 1. М. : МГТА, 2003. С. 277285.

[1] Зимняя И. А., Шашенкова Е. А. Исследовательская работа как специфический вид человеческой деятельности. Ижевск : ИЦПКПС, 2001. 98 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.