Научная статья на тему 'Исследование языковой способности: психолого-педагогический и методические аспекты'

Исследование языковой способности: психолого-педагогический и методические аспекты Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
3303
852
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
СибСкрипт
ВАК
Ключевые слова
ОБУЧЕНИЕ / ПРИРОДА ЯЗЫКОВОЙ СПОСОБНОСТИ / ЕЕ СТРУКТУРА / КОМПОНЕНТЫ / РЕЧЕВАЯ СПОСОБНОСТЬ / TEACHING / NATURE / STRUCTURE AND COMPONENTS OF LANGUAGE ABILITY / SPEECH ABILITY

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Хованская Елена Александровна

Изучение языковой способности играет важную роль для определения методических предпосылок успешного обучения, определения ключевых моментов в формировании языковой личности. Реализация коммуникативных потребностей личности строится посредством иерархически организованного конструкта (собственно языковой способности), состоящего из фонетического, лексического, морфологического, синтаксического, семантического компонентов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

STUDY OF THE LANGUAGE ABILITY: PSYCHO-PEDAGOGICAL AND METHODICAL ASPECTS

The study of the language ability plays an important role for determining the methodical prerequisites for successful teaching by identifying the key moments in the formation of a linguistic personality. The implementation of the communicative needs of the individual is built through a hierarchically organized construct (the actual language ability), consisting of phonetic, lexical, morphological, syntactic, semantic components.

Текст научной работы на тему «Исследование языковой способности: психолого-педагогический и методические аспекты»

ФИЛОЛОГИЯ

УДК 811.161.1

ИССЛЕДОВАНИЕ ЯЗЫКОВОЙ СПОСОБНОСТИ: ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ И МЕТОДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ

Е. А. Хованская

STUDY OF THE LANGUAGE ABILITY:

PSYCHO-PEDAGOGICAL AND METHODICAL ASPECTS E. A. Khovanskaya

Изучение языковой способности играет важную роль для определения методических предпосылок успешного обучения, определения ключевых моментов в формировании языковой личности. Реализация коммуникативных потребностей личности строится посредством иерархически организованного конструкта (собственно языковой способности), состоящего из фонетического, лексического, морфологического, синтаксического, семантического компонентов.

The study of the language ability plays an important role for determining the methodical prerequisites for successful teaching by identifying the key moments in the formation of a linguistic personality. The implementation of the communicative needs of the individual is built through a hierarchically organized construct (the actual language ability), consisting of phonetic, lexical, morphological, syntactic, semantic components.

Ключевые слова: обучение, природа языковой способности, ее структура, компоненты, речевая способность.

Keywords: teaching, nature, structure and components of language ability, speech ability.

Занимаясь исследованием вопросов, касающихся процессов обучения русскому языку, методического обеспечения и реализации перспектив практического применения полученных знаний и умений, мы обратили внимание на важность изучения способности, в целом, и языковой способности, в частности. Анализ теоретических источников показал, что многие ученые (Н. Хомский, Е. Ленненберг, А. А. Леонтьев, А. М. Шах-нарович, С. Л. Рубинштейн, Б. М. Теплов и другие) изучали человеческие способности, структурные и функциональные особенности их функционирования, развития, что, несомненно, представляет интерес для нашей работы. Таким образом, целью нашей статьи стало выявление особенностей формирования, структуры и развития языковой способности.

Существуют две противоположные точки зрения относительно понимания языковой способности.

1. Языковая способность - наследуемое человеком образование (Н. Хомский, Е. Ленненберг и другие). Человек уже рождается с заложенным в него языковым материалом, но в течение жизни, развития человека он обогащается и расширяется.

2. Будучи социально обусловленным образованием, языковая способность формируется на основе нейрофизиологических предпосылок, которые в процессе реализации коммуникативных потребностей личности развиваются и обогащаются (А. А. Леонтьев, А. М. Шахнарович и другие). Данная точка зрения восходит к трудам Л. С. Выготского, А. Н. Леонтьева, А. Р. Лурии, С. Л. Рубинштейна и содержит важнейшие положения о сущности (формировании, развитии, взаимодействии) языка и мышления у детей. В ходе практической деятельности, социокультурного взаимодействия с другими людьми посредством речевой деятельности, человек овладевает языковыми механизмами, развивается и совершенствуется его языковая способность.

Природа языковой способности интересовала также другую плеяду психологов (Л. Ф. Бурлачук, Л. А. Вагнера, И. Н. Горелова, А. В. Запорожца,

В. А. Крутецкого, А. И. Мещерякова, Б. М. Теплова и других), которые экспериментально доказали, что:

1) ребенок овладевает языком в ходе предметной деятельности;

2) источником языкового развития является не врожденная схема, а деятельность и правила деятельности;

3) языковая способность детерминируется практической деятельностью ребенка, а не врожденными структурами;

4) языковая способность имеет социальный, а не врожденный характер;

5) в формировании языковой способности природные факторы играют определенную роль.

В советской психолингвистике понятие «языковая способность» трактовалось как «совокупность психологических и физиологических условий, обеспечивающих усвоение, производство, воспроизводство и адекватное восприятие языковых знаков членом языкового коллектива» [2, с. 54].

Концептуальные основы собственно «языковой личности», её «языковой способности» раскрываются в трудах Ю. Д. Апресяна, А. А. Леонтьева, А. М. Шах-наровича. «Понятие языковой личности весьма ограничено и может служить объяснением только части проблем, связанных с тем, как человек мыслит и говорит. Большей объяснительной силой в широком круге проблем речевой деятельности, в особенности в онтогенетическом аспекте обладает... понятие языковой способности» [9, с. 32]. Это понятие возникло как часть триады система-процесс-механизм и может рассматриваться только в связях и отношениях с другими компонентами системы. Включение механизма в эту систему определяет его как динамическое образование, что принципиально важно при анализе совокупности психолингвистических правил пользования языком с целью реализации коммуникативных задач [8, с. 16].

Совокупность функциональных правил существует в тесной связи с формированием системы компонентов, составляющих «ярусы», «этажи» языковой спо-

184

Е. А. Хованская, 2014

ФИЛОЛОГИЯ

собности и соотносимых с единицами разных уровней языка. В структуре языковой личности это лишено динамизма [9, с. 32].

Акцентируя внимание на психофизиологической сущности языковой способности, А. М. Шахнарович предлагает следующее определение языковой способности - «это некая функциональная система, являющаяся средством отражения (и генерализации) элементов системы родного языка, функционирующая по определенным правилам» [9, с. 182].

Таким образом, языковая способность - это «многоуровневая, иерархически организованная функциональная система, формирующаяся в психике носителя языка в процессе онтогенетического развития» [3, с. 617].

Под компонентным составом языковой способности А. М. Шахнарович понимает некий иерархически организованный конструкт, состоящий из фонетического, лексического, морфологического, синтаксического, семантического компонентов, связанных определенными правилами, которые позволяют осуществлять выбор функциональных элементов для реализации коммуникативных потребностей. Особая роль отводится семантическому компоненту языковой способности, формирующемуся в ходе овладения ребенком предметным миром.

С. Ф. Жуйков, Л. П. Калининский, И. С. Якиманская языковые способности делят на речевые (коммуникативные) и собственно языковые, которые в соответствии с уровневым строением языка подразделяются на фонетические, лексические, грамматические, имеющие сложную структуру, состоящую из общего (интеллектуального) и специального (языкового) компонентов.

Структура языковой способности в русле данного подхода вбирает в себя интеллектуальный (общий) и специальный - лингвистический (состоящий из языковой и речевой частей) - компоненты. Ядром языковой способности является «чувство языка», языковая интуиция [6, с. 13].

Каждый компонент языковой способности представлен определенной структурой из умений и способностей (схема 1).

Интеллектуальный компонент составляют:

1) умения, связанные с логическим мышлением: владение логико-языковыми операциями анализа, синтеза, обобщения, абстрагирования, классификации, дифференциации;

2) умения, связанные с образным мышлением: умения сопоставлять словесные, живописные, музыкальные образы.

Языковой компонент образуют:

1) осмысление языковой теории (семантики языковых понятий, смысла лингвистических текстов);

восприимчивость к семантике языковых единиц (к лексическим значениям (эмоционально окрашенной лексике, тропам, фигурам речи, комическому в языке), к грамматическим значениям (владение лексикосемантическими группами частей речи, учет морфемной семантики при грамматическом анализе, использование грамматических значений при дифференциации грамматических категорий)).

В речевой компонент входят:

1) способность к звуко- и словотворчеству;

2) владение умением построения связного лингвистического высказывания;

3) умение строить художественный текст, насыщенный тропами, фигурами речи;

4) владение средствами интонационной выразительности устной речи (тоном, тембром, темпом, мелодикой, логическим ударением);

5) владение средствами эмоциональной выразительности письменной речи.

Е. Н. Пузанкова представляет структуру языковой способности через показатели языковой способности (схема 2) [5, с. 7].

Способность имеет существенное значение при выполнении определенной деятельности и оценивается в зависимости от требований, которые предъявляются конкретным видом деятельности к психофизиологическим особенностям личности. В русле данного определения «речевые способности следует рассматривать как общие, поскольку речь является универсальным орудием познания и человеческого общения» [7, с. 15].

Вестник Кемеровского государственного университета, 2014 № 3 (59) Т. 1 \ 185

ФИЛОЛОГИЯ

Схема 2.

Речевая деятельность предполагает наличие целого комплекса разнообразных способностей:

1. Способность адекватно воспринимать и оценивать вербально выраженное содержание и выражать в слове собственные мысли в соответствии с темой и замыслом высказывания.

Восприятие художественного текста личностью предполагает работу мысли; анализ произведения; определенного уровня развития эстетической культуры,

творческого воспроизведения текста в своем сознании. Важно, чтобы восприятие соответствовало замыслу автора. В этой связи хочется отметить, что специфика продуктивной текстовой деятельности школьников направлена на умение и желание школьников воплотить собственные мысли в тексте. Речевые произведения учащихся требуют соблюдения и определенных норм культуры речи, и отражения индивидуального видения предмета.

186 | Вестник Кемеровского государственного университета, 2014 № 3 (59) Т. 1

ФИЛОЛОГИЯ

Понимание сущности литературного искусства, особенностей художественного образа, роли слова в его создании, речевого опыта детей необходимо для полноценного речевого развития учащихся 5 - 9 классов [7, с. 16].

2. Способность к оценочному восприятию чужих и собственных речевых произведений и корректировке плана содержания и плана выражения своего речевого произведения.

Идейно-эстетическое содержание текста будет понятно в том случае, если читатель сумеет уловить авторскую позицию, проникнуть в тайну художественной формы, уловить и оценить искусство слова, создающего художественный образ. Воспитание читателя зависит от умения почувствовать «художественность» текста, оценить и перенести его словарное богатство в собственную речь.

Умение видеть изобразительно-выразительные средства в тексте, оценивать их функцию в тексте, понимать их языковую природу и использовать в собственной речи способствуют литературному и речевому развитию школьников, формированию их языковой личности [7, с. 17].

3. Способность эмоционального сопереживания и самовыражения при общении с текстом.

Эстетическая ценность присуща художественному тексту. Осмысление текста помогает выявить существенные для себя элементы текста. Такая особенность связана с индивидуальными особенностями психики субъекта, а также мотивирована особенностями текста.

«Особенности процессов восприятия и создания текста обусловливают особую значимость способности эмоционального сопереживания и самовыражения при общении с ним для формирования эстетической позиции личности, т. е. формирования индивидуального видения мира» [7, с. 18].

4. Способность к вероятностному прогнозированию, к планированию своих речевых действий при восприятии и создании текста.

Эффективность речевой деятельности во многом зависит от способности человека к вероятностному прогнозированию, т. е. способности предвидеть появление возможной ситуации, реагировать на нее, что позволит предугадать автором и читателем развитие сюжета.

Литература

1. Кулагина И. Ю., Колюцкий В. Н. Возрастная психология: развитие человека от рождения до поздней зрелости: учеб. пособие для студ. вузов. М.: Сфера, 2001. 464 с.

2. Леонтьев А. А. Слово в речевой деятельности. Некоторые проблемы общей теории речевой. М.: Наука, 1965. 245 с.

3. Лингвистический энциклопедический словарь / гл. ред. В. Н. Ярцева. М.: Советская энциклопедия, 1990. 685 с.

4. Обухова Л. Ф. Детская психология: теории, факты, проблемы. М.: Тривола, 1995. 360 с.

5. Пузанкова Е. Н. Методика развития языковой способности учащихся 5 - 7 классов средней школы. Орёл: ОГУ, 1998. 107 с.

6. Пузанкова Е. Н. Формирование языковой способности учащихся при обучении русскому языку: монография. Орел: Картуш, 2004. 347 с.

7. Суворова Е. П. Периоды речевого развития школьников (5 - 9 классы): монография. СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2000. 104 с.

8. Хованская Е. А. Развитие речевой способности учащихся 2 - 5 классов общеобразовательной школы на уроках русского языка при изучении имени прилагательного: дис. ... канд. пед. наук. Орел, 2008. 278 с.

9. Хомский Н. О. Язык и мышление / пер. с англ. Б. Ю. Городецкого. М.: Изд-во МУ, 1972. 122 с.

В подростковом возрасте появляется гипотетико-дедуктивное мышление, появляется способность к решению интеллектуальных задач, стремление испытать свое творческое воображение (В. А. Крутецкий, И. Ю. Кулагина, Л. Ф. Обухова). Подростковый период наиболее сенситивен для развития способности к вероятностному прогнозированию и планированию речевых действий.

5. Способность к обогащению своего жизненного и речевого опыта, а также к его сознательному использованию при общении с текстом.

Текстовая деятельность является для школьников источником накопления жизненного и языкового опыта, способом усвоения духовных и интеллектуальных ценностей. Одно из приоритетных мест занимало чтение, по мнению Ф. И. Буслаева, И. И. Срезневского, К. Д. Ушинского и других, для методики преподавания русского языка. На современном этапе остается актуальным значение чтения школьниками произведений художественной литературы.

При создании собственных речевых высказываний важно, чтобы ребенок опирался не только на собственный опыт, интуицию, но и на понимание специфики текста и текстовой деятельности, знание и умение пользоваться изобразительно-выразительными средствами языка.

Перечисленные речевые способности составляют «единый творческий процесс восприятия или создания текста, и тесно взаимосвязаны как по своей функции, так и по своему содержанию» [7, с. 21].

Таким образом, языковая способность - это многоуровневая, иерархически организованная функциональная система, включающая интеллектуальный (общий) и специальный - лингвистический (состоящий из языковой и речевой частей) - компоненты, которые позволяют осуществлять выбор функциональных элементов для реализации коммуникативных потребностей. Каждый компонент языковой способности обладает определенной структурой из умений и способностей, без которых становится невозможным создание эффективных моделей обучения. Речевая способность является компонентом языковой способности и оказывает значительное воздействие на формирование личности в целом.

Вестник Кемеровского государственного университета, 2014 № 3 (59) Т. 1 \ 187

ФИЛОЛОГИЯ

10. Шахнарович А. М. Проблемы формирования языковой личности учителя-русиста // Тез. докл и сообщ. IV Междунар. конф. 12 - 14 мая 1993; ВГПУ. Волгоград: Перемена, 1993. С. 39 - 42.

11. Шахнарович А. М. Семантический компонент языковой способности // Психолингвистические проблемы семантики. 1983. № 4.

Информация об авторе:

Хованская Елена Александровна - кандидат педагогических наук, доцент кафедры теории и методики обучения русскому языку и литературе Орловского государственного университета, l.hovanskaia@vandex.ru.

Elena А. Khovanskaya - Candidate of Pedagogics, Associate Professor, Assistant Professor at the Department of Theory and Methods of Teaching Russian Language and Literature, Orel State University.

Статья поступила в редколлегию 12.05.2014 г.

188 | Вестник Кемеровского государственного университета, 2014 № 3 (59) Т. 1

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.