Научная статья на тему 'Исследование востребованности экологически чистых продуктов питания на потребительском рынке Екатеринбурга'

Исследование востребованности экологически чистых продуктов питания на потребительском рынке Екатеринбурга Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
980
141
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Journal of new economy
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ПРОДОВОЛЬСТВЕННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / ЭКОЛОГИЧЕСКИ ЧИСТЫЕ ПРОДУКТЫ ПИТАНИЯ / ПОТРЕБИТЕЛИ / ПЛАТЕЖЕСПОСОБНЫЙ СПРОС / ВОЗРАСТНЫЕ ГРУППЫ / УРОВЕНЬ ЕЖЕМЕСЯЧНОГО ДОХОДА

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Леонтьев Михаил Сергеевич, Овсянников Юрий Алексеевич

Рассматриваются результаты изучения спроса населения на экологически чистые продукты питания (ЭЧПП) в структуре потребительского рынка Екатеринбурга. Показано, что большая часть потребителей считает важным для себя регулярное употребление ЭЧПП в пищу. Высокий платежеспособный спрос на ЭЧПП обусловливает определенные перспективы и экономическую оправданность их производства. При этом большинство потребителей считает, что ЭЧПП должны производиться на местных предприятиях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Исследование востребованности экологически чистых продуктов питания на потребительском рынке Екатеринбурга»

© Леонтьев М. С., Овсянников Ю. А., 2010

ЛЕОНТЬЕВ Михаил Сергеевич

Аспирант кафедры экологического менеджмента

Уральский государственный экономический университет

620144, РФ, г. Екатеринбург, ул. 8 Марта/Народной воли, 62/45 Контактный телефон: (922) 187-02-70 e-mail: leontyev2005@yandex.ru

ОВСЯННИКОВ Юрий Алексеевич

Доктор сельскохозяйственных наук, доцент, профессор кафедры экологического менеджмента

Уральский государственный экономический университет

620144, РФ, г. Екатеринбург, ул. 8 Марта/Народной воли, 62/45 Контактный телефон: (912) 211-51-16 e-mail: ovs122333@yandex.ru

Исследование востребованности экологически чистых продуктов питания на потребительском рынке Екатеринбурга

Ключевые слова: продовольственная безопасность; экологически чистые продукты питания; потребители; платежеспособный спрос; возрастные группы; уровень ежемесячного дохода.

Аннотация. Рассматриваются результаты изучения спроса населения на экологически чистые продукты питания (ЭЧПП) в структуре потребительского рынка Екатеринбурга. Показано, что большая часть потребителей считает важным для себя регулярное употребление ЭЧПП в пищу. Высокий платежеспособный спрос на ЭЧПП обусловливает определенные перспективы и экономическую оправданность их производства. При этом большинство потребителей считает, что ЭЧПП должны производиться на местных предприятиях.

Проблема национальной экономической безопасности, гарантирующей, кроме прочих компонентов, бесперебойное продовольственное обеспечение населении страны и отдельных ее регионов согласно физиологическим нормам питания, занимает заметное место в государственной и региональной политике. Речь идет об обеспечении продовольственной безопасности населения РФ, под которой понимается доступность и возможность приобретать продовольствие, необходимое для здоровой и активной жизни [1]. Гарантированное снабжение населения высококачественными продуктами питания, согласно Стратегии национальной безопасности РФ до 2020 г., входит в число приоритетных направлений обеспечения национальной безопасности Российской Федерации. При этом экологическая составляющая понятия продовольственная безопасность часто остается в тени экономических интересов предприятий и органов власти, а между тем именно экологическая безопасность продуктов питания, поступающих на потребительский рынок, способствует укреплению здоровья населения и его активной жизни.

Мы считаем необходимым конкретизировать понимание термина «экологически чистые продукты питания», поскольку в настоящее время не существует общепринятой его трактовки. Так, например, в соответствии со стандартом Р 51074-2003 «Продукты пищевые. Информация для потребителя. Общие требования» в России запрещено вносить в маркировку продуктов надпись «экологически чистый продукт»: это

расценивается как недобросовестный рекламный ход, поскольку экологически чистым можно считать любой продукт, соответствующий санитарно-гигиеническим нормам.

Поскольку понятие «экологически чистые продукты питания» (ЭЧПП) является достаточно широким, в международной практике в число ЭЧПП включаются так называемые «натуральные и органические продукты», полностью состоящие из природных ингредиентов и выращенные на незагрязненных почвах. К ним же относят продукты с искусственным добавлением полезных веществ, повышающих защитные функции организма, а также продукты питания, содержащие биологически активные добавки натурального происхождения, являющиеся экстрактами растений [2].

По мнению одного из авторов статьи, экологически чистыми являются такие продукты питания, которые выращены (либо получены), во-первых, на незагрязненных почвах и, во-вторых, без использования минеральных удобрений и пестицидов [3].

К сожалению, в настоящее время вопросам производства ЭЧПП, особенно его экономической оправданности, уделяется мало внимания. Среди множества публикаций, посвященных проблеме обеспечения продовольственной безопасности РФ и ее отдельных регионов, встречаются лишь единичные работы по социально-экономическому обоснованию производства ЭЧПП. Совершенно отсутствуют в научной литературе данные о результатах социологических опросов населения, выясняющих степень востребованности экологически чистой продукции на потребительском рынке, хотя такие данные и их анализ могли бы стать основой не только для дальнейшего совершенствования агропромышленного комплекса, но и для экологизации сознания населения.

Методика исследования. В нашей работе мы попытались восполнить пробел в изучении спроса населения на ЭЧПП в структуре потребительского рынка Екатеринбурга, являющегося одним из крупнейших городов в Российской Федерации как по численности населения, так и по объемам производства продуктов питания. Используя рекомендации к проведению социологических исследований, изложенные в работе В. И. Добренькова и А. И. Кравченко [4], мы провели в 2009 г. социологический опрос среди горожан различного возраста и с разным уровнем покупательной способности. Методом опроса было выбрано очное анкетирование: респонденты опрашивались как непосредственно на улице (перед входом в супермаркеты), так и в служебной обстановке. Всего было опрошено 154 чел. в возрасте от 18 до 67 лет.

В анкете, использованной в опросе, были сформулированы вопросы, направленные на выяснение степени осведомленности потребителей о содержании понятия «экологически чистые продукты питания», степени важности регулярного употребления ЭЧПП и востребованности, в зависимости от ценовых условий, данных продуктов рядовым потребителем.

С целью выяснения возрастного состава опрошенных и уровня их доходов в ходе анкетирования задавались дополнительные вопросы, выясняющие возраст респондента и уровень его месячного дохода.

Каждый вопрос сопровождался предлагаемыми (возможными) вариантами ответа (от 4 до 6 вариантов), среди которых обязательно (за исключением вопроса о возрасте респондента) присутствовал вариант «затрудняюсь ответить». В число вариантов ответа на вопрос «Что, по вашему мнению, означает термин „экологически чистые продукты питания“»?» был включен вариант «другое», т. е. респонденту предоставлялась возможность изложить собственное понимание рассматриваемого термина.

Обсуждение результатов. Результаты опроса выявили достаточную осведомленность потребителей о наличии на рынке продовольственных товаров, предлагаемых под видом ЭЧПП, однако сам ответ на вопрос «Что, по Вашему мнению, означает термин „экологически чистые продукты питания“»?» представлен в трех вариантах:

1) продукты питания, произведенные из сырья, выращенного на незагрязненных почвах - 37,5% ответов;

2) продукты питания, произведенные из сырья, полученного без использования минеральных удобрений и ядохимикатов - 36,1% ответов;

3) любые продукты, произведенные с соблюдением санитарно-гигиенических требований - 26,4% ответов.

Нами не обнаружено четкой корреляции отдельных вариантов ответа на вопрос о сути термина «экологически чистые продукты питания» с дифференциацией массива выборки по возрастным группам либо по уровню доходов, вероятно, в данном случае эти критерии не играют значительной роли. Никто из респондентов (0%) не выбрал вариант «затрудняюсь ответить», что свидетельствует о широкой известности среди потребителей самого термина и более или менее четком представлении на бытовом уровне о сути ЭЧПП.

Степень важность для потребителей регулярного употребления в пищу ЭЧПП характеризует табл. 1.

Таблица 1

Распределение ответов на вопрос «Регулярное употребление в пищу ЭЧПП для Вас ...»

Вариант ответа Доля респондентов, % Возрастная группа, чаще всего предпочитающая данный вариант ответа, лет Группа респондентов по уровню дохода, чаще всего предпочитающая данный вариант ответа, % семейного бюджета, ежемесячно тратимый на продукты питания

Очень важно 26,4 36-45 21-40

Скорее важно 38,8 46-55 61-70

Скорее не важно 20,8 18-22 41-60

Совершенно не важно 12,6 22-35 10-20

Затрудняюсь ответить 1,4 56-65 41-60

Из данных табл. 1 видно, что регулярное употребление в пищу ЭЧПП является приоритетным («очень важно» и «скорее важно») для людей в возрасте от 36 до 55 лет, т. е. обладающих солидным жизненным опытом и, возможно, в силу психолого-возрастных особенностей заботящихся о собственном здоровье, в первую очередь о профилактике различных заболеваний. Вместе с тем эти возрастные группы характеризует заметная дифференциация по уровню дохода, что не позволяет сделать однозначные выводы о величине потенциального платежеспособного спроса на ЭЧПП. Ясно лишь то, что для подавляющего большинства респондентов (65,2%) регулярное присутствие в рационе ЭЧПП является важной составляющей нормальной жизнедеятельности.

Достаточно высокая доля респондентов, не считающих жизненно важным регулярное употребление ЭЧПП (20,8%), характерна в основном для самого молодого возраста (от 18 до 22 лет), что, на наш взгляд, объясняется низким уровнем экологического просвещения и также невысоким уровнем ежемесячного дохода данной возрастной группы, не позволяющим дифференцировать свой рацион питания и предпочитать ЭЧПП более дешевым, но и более экологически опасным продуктам.

Настораживающим является ответ наиболее экономически активной части потребителей - людей в возрасте от 22 до 35 лет: данная группа респондентов вообще не придает значения экологической чистоте продуктов питания, что должно учитываться при производстве ЭЧПП.

Отношение цены ЭЧПП к цене обычного продукта в представлении потребителей отражено в табл. 2.

Как видно из данных табл. 2, чуть меньше половины опрошенных полагают, что цена ЭЧПП должна быть выше, чем у обычного продукта, - соответственно разнице в себестоимости этих двух категорий продуктов. Данное мнение высказывается чаще

всего наиболее активной в экономическом смысле группой респондентов - в возрасте от 22 до 35 лет, - которой, как видно из табл. 1, вообще не важно регулярное употребление ЭЧПП в пищу. При этом некоторые респонденты намеренно подчеркивали, что если для них не является жизненно важным употребление ЭЧПП, то и тратить «большие деньги» на эти продукты они не намерены, т. е. «готовность платить» данного, наиболее активного, слоя потребителей в этом случае равна нулю.

Таблица 2

Распределение ответов на вопрос «Как Вы думаете, цена экологически чистых продуктов питания при продаже в магазине должна быть выше, ниже либо равной цене обычного продукта?»

Вариант ответа Доля респондентов, % Возрастная группа, чаще всего предпочитающая данный вариант ответа, лет Группа респондентов по уровню дохода, чаще всего предпочитающая данный вариант ответа, % семейного бюджета, ежемесячно тратимый на продукты питания

Выше, чем обычного продукта 48,6 22-35 10-20

Равной цене обычного продукта 23,6 36-45 21-40

Ниже, чем обычного продукта 16,7 Старше 56 41-70

Затрудняюсь ответить 11,1 18-22 41-60

На цене ЭЧПП, равной цене обычного продукта или даже более низкой, настаивают прежде всего представители более старших возрастных групп со средним либо невысоким уровнем ежемесячного дохода. Сравнивая данные табл. 1 и 2, мы приходим к выводу, что при всем понимании важности регулярного употребления в пищу ЭЧПП потребители в возрасте от 36 до 45 лет скорее не готовы платить высокую цену за экологическую безопасность продукта, а потребители старше 56 лет, затруднившиеся с определением важности экологической чистоты продуктов питания, не желают переплачивать за экологическую безопасность продукта, т. е. экономический момент в предпочтениях рядового покупателя в данном случае является определяющим и превалирует над экологическим.

Среди тех респондентов, которые считают, что при реализации в магазине цена ЭЧПП должна быть выше, чем обычного продукта, большинство (37,1%) полагают, что она должна превышать цену обычного продукта на 5-10%. Остальные ответы на вопрос «Если вы считаете, что цена экологически чистого продукта питания должна быть выше, чем у обычного продукта, то насколько выше?» распределились следующим образом (за 100% здесь принимаются 75 чел., считающих, что цена ЭЧПП должна быть выше цены обычного продукта):

• на 2-5% - 20,0% опрошенных;

• на 11-20% - 25,7% опрошенных;

• на 21-30% - 11,4% опрошенных.

Ни один респондент не назвал возможным превышение цены ЭЧПП на 31-40% по сравнению с ценой обычного продукта. Следовательно, при любых дополнительных факторах экологически чистый продукт питания при реализации через торговую сеть будет сохранять свою привлекательность для потребителя, если его цена превышает цену обычного продукта не более чем на 30%.

Очень важным для количественной оценки «готовности платить» за потребление ЭЧПП является вопрос «Какую часть семейного бюджета Вы готовы тратить на покупку ЭЧПП?». Предполагаемая часть семейного бюджета, которая может быть потрачена потребителем на приобретение ЭЧПП, представлена в табл. 3.

Таблица 3

Распределение ответов на вопрос «Какую часть семейного бюджета Вы готовы тратить на покупку ЭЧПП?»

Вариант ответа Доля респондентов, % Возрастная группа, чаще всего предпочитающая данный вариант ответа, лет Группа респондентов по уровню дохода, чаще всего предпочитающая данный вариант ответа, % семейного бюджета, ежемесячно тратимый на продукты питания

До 10% 31,9 56-65 41-60

10-19% 15,3 Старше 65 61-70

20-29% 19,4 46-55 61-70

30-39% 18,1 46-55 61-70

40% и более 5,6 36-45 21-40

Затрудняюсь ответить 9,7 18-22 41-60

Сопоставляя данные табл. 1 и 3, нетрудно заметить, что наибольшей готовностью платить за экологическую безопасность питания в основном характеризуются именно те респонденты, которые считают регулярное употребление ЭЧПП безусловно необходимым для себя, т. е. потребители в возрасте от 36 до 55 лет с не очень высоким уровнем ежемесячного дохода. Представители возрастной группы 36-45 лет готовы тратить на приобретение ЭЧПП практически всю часть своего бюджета, предназначенную для покупки продуктов питания (100%). В то же время представители более старших возрастных групп (в частности, 56-65 лет и старше) проявляют заметную финансовую осторожность, предпочитая выделять на приобретение экологически безопасной продукции всего от 14 до 27% той части бюджета, которая предназначена для покупки продуктов питания, что обусловлено в целом низким уровнем материального благосостояния людей предпенсионного и пенсионного возрастов.

Потребители с низким уровнем ежемесячного дохода, находящиеся в возрастных группах 46-55 и старше 65 лет, в общей массе готовы тратить на приобретение ЭЧПП от 10 до 39% доли семейного бюджета, предусмотренной для покупки продуктов питания. Данный факт мы считаем особо значимым для потенциальных производителей экологически чистых продуктов, поскольку он показывает наличие высокого платежеспособного спроса. То же следует из готовности платить за экологическую безопасность питания потребителей в возрасте 36-45 лет, считающих, что цена ЭЧПП должна быть равной цене обычных продуктов питания (см. табл. 2), и готовых тратить на них в связи с этим до 100% той доли своего бюджета, которая предназначена для приобретения продовольственных товаров.

Непосредственное отношение к проблеме продовольственной безопасности, поднятой в начале статьи, имеет вопрос о степени важности для рядового потребителя производства ЭЧПП именно на местных предприятиях, т. е. Екатеринбурга и Свердловской области. Среди респондентов, готовых употреблять в пищу экологически безопасные продукты, считают беусловно важным, чтобы они производились на местных предприятиях, 33,3%; скорее важным - 25,0% и абсолютно не важным - 36,1% опрошенных (затруднились ответить 5,6% респондентов). Более половины опрошенных (58,3%) осознают важность самообеспечения Свердловской области и Екатеринбурга экологически безопасной продовольственной продукцией, т. е. производство ЭЧПП на предприятиях региона получает моральную поддержку большинства потребителей, что в итоге выражается, как и показало наше исследование, в наличии достаточно высокого спроса на данные продукты питания.

Выводы

1. Потребители Екатеринбурга достаточно осведомлены о содержании понятия «экологически чистые продукты питания».

2. Большая часть потребителей, особенно в возрасте от 36 до 55 лет, считает важным для себя регулярное употребление в пищу ЭЧПП. Данная группа потребителей характеризуется не очень высоким уровнем ежемесячного дохода и считает, что цена ЭЧПП при реализации должна быть равной цене обычного продукта.

3. Большинство потребителей, особенно в возрасте 22-35 лет, считает, что цена ЭЧПП при реализации в торговой сети должна быть выше цены обычных продуктов питания, при этом оптимальным признается превышение в 5-10%, но никак не выше 30%.

4. Основная масса потребителей (в возрасте 46-55 и старше 65 лет с низким уровнем дохода) готова тратить на приобретение ЭЧПП от 10 до 39% семейного бюджета, что составляет 14-56% той части бюджета, которая предназначена для покупки продуктов питания.

5. Большая часть потребителей (58,3%) считает, что ЭЧПП должны производиться на предприятиях Екатеринбурга и Свердловской области.

Таким образом, результаты проведенного нами исследования показывают, что производство ЭЧПП в Свердловской области будет иметь устойчивый потребительский спрос, реализация этих продуктов питания в торговой сети представляется относительно рентабельной и перспективной, а самообеспечение Свердловской области ЭЧПП является важным компонентом обеспечения продовольственной безопасности населения региона.

Источники

1. Концепция обеспечения продовольственной безопасности населения Свердловской области на период до 2015 г. Екатеринбург : Изд-во УрГСХА, 2005.

2. Крупина Н. Н. Экологическая азбука потребителя. СПб. : Инфо-да, 2005.

3. Овсянников Ю. А. Теоретические основы эколого-биосферного земледелия. Екатеринбург : Изд-во УрГУ, 2000.

4. Добреньков В. И., Кравченко А. И. Методы социологического исследования. М. : ИНФРА-М, 2009.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.