Научная статья на тему 'Исследование вопросов социализации школьников в общеобразовательных учреждениях на Крайнем Севере'

Исследование вопросов социализации школьников в общеобразовательных учреждениях на Крайнем Севере Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
333
72
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭТНИЧЕСКАЯ СОЦИАЛИЗАЦИЯ / ГРАЖДАНСКАЯ СОЦИАЛИЗАЦИЯ / ШКОЛА-ИНТЕРНАТ / ЭТНИЧЕСКАЯ ИДЕНТИФИКАЦИЯ / ETHNIC SOCIALIZATION / CIVIC SOCIALIZATION / BOARDING SCHOOL / ETHNIC IDENTIFICATION

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Зимин Алексей Валерьевич

В статье обобщаются результаты социологических исследований по вопросам этнической социализации учащихся северных школ-интернатов и анализируется влияние на нее образовательного учреждения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

An Investigation into the Problems of Pupil’s Socialization in General Education Institutions in the Far North of Russia

The article summarizes the results of some sociological studies of the issues of the ethnic socialization of the North boarding schoolsʹ pupils. The author analyzes the influence of an educational institution on this process.

Текст научной работы на тему «Исследование вопросов социализации школьников в общеобразовательных учреждениях на Крайнем Севере»

Исследование вопросов социализации школьников в общеобразовательных учреждениях на Крайнем Севере

А. В. Зимин

(Тобольская государственная социально-педагогическая академия им. Д. И. Менделеева)

В статье обобщаются результаты социологических исследований по вопросам этнической социализации учащихся северных школ-интернатов и анализируется влияние на нее образовательного учреждения.

Ключевые слова: этническая социализация, гражданская социализация, школа-интернат, этническая идентификация.

Школа-интернат — общеобразовательное учреждение для постоянного пребывания учащихся, не имеющих необходимых условий для воспитания в семье, а также для де-тей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (Бим-Бад, 2002). Воспитанники находятся на государственном содержании и не общаются с родителями, со своей семьей в течение практически всего учебного года по причине удаленности и труднодоступности проживания их родителей от места нахождения школы-интерната. Следует различать общеобразовательную школу-интернат и учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, например детский дом — государственное воспитательное учреждение для детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей вследствие их смерти, болезни, лишения родительских прав и других причин (Полонский, 2001: 101). Одной из ключевых задач школы-интерната, определяемых органами государственной власти, является формирование навыков самостоятельной жизни (Постановление Правительства..., 1995: Электр. ресурс).

Особенностью школ-интернатов, расположенных на Крайнем Севере, является значительный контингент учащихся коренной национальности, которые имеют родителей, но проживают в интернате при школе, изолировано от воспитательного воздействия семьи. Это накладывает отпечаток и на процесс формирования личности учащихся, и на функционирование традиционной культуры коренных народов.

Школа-интернат — одно из учреждений, жизнедеятельность которого позволяет проследить взаимосвязь продуктивности педагогического действия и формирования социально-культурного опыта учащихся. Влияние школы-интерната на социализацию может осуществляться по нескольким направлениям: разработка и внедрение учебных и воспитательных программ, сотрудничество с молодежными организациями, формирование общего климата в школе. Государством заявлены цели образования — «сохранение и развитие культурного разнообразия и языкового наследия многонационального народа Российской Федерации», «обеспечение формирования гражданской идентичности обучающихся» (ФГОС..., 2010: Электр. ресурс). В соответствии с ними образование должно иметь этнический и гражданский характер. Содержание «гражданского образования», как описывается в педагогической литературе, определяют три элемента: 1) профессиональная социализация; 2) правовая социализация; 3) политическая социализация, способствующая повышению активности индивида в защите своих прав и свобод, в управлении государственными и гражданскими делами» (Сергей-чик, 2002: 110).

Процесс этнической социализации включает в себя единство трех основных форм: идентификации, дифференциации и интеграции (Зинурова, 2005: 62). Мы присоединяемся к пониманию этнической идентификации, сформулированной В. Ю. Хотинец, как комплексного, динамического социокультурно-

го и социально-психологического чувства принадлежности к той или иной этнической общности, формирующегося на стыке когнитивных и аффективных представлений и переживаний об этнической группе, возникающих и корректирующихся в реальных актах взаимодействия с более широким контекстом других этнических групп и проявляющихся в реальном этническом поведении (Хотинец, 1999: 73).

В марте — апреле 2011 г. нами было проведено исследование уровня сформированности этнической идентичности у учащихся шести школ в двух субъектах РФ — Ханты-Мансийском и Ямало-Ненецком автономных округах, в котором приняли участие 621 человек: учащиеся первого, четвертого, пятого (371 человек), девятого и одиннадцатого классов (191 человек), а также 51 педагогический работник и 8 представителей администраций школ. Участникам было предложено ответить на вопросы анкет.

Целями исследования были выявление особенностей процесса формирования этнической идентичности учащихся, находящихся в школе-интернате; уровня осознанности себя как представителя определенного этноса, определение качественных характеристик члена этноса; уровня сформированности отличий представителя другого этноса; уровня готовности образовательного учреждения вести целенаправленную работу по формированию этнической идентичности учащихся.

В ходе исследования была выдвинута гипотеза: этническая идентичность как явление формируется в результате двух параллельных процессов — стихийного и управляемого. Исходной установкой было изучение процесса в среде школьников — воспитанников интернатов, в которых они составляют большинство по отношению к общему количеству учащихся школы.

Исследование показало, что первоклассники, попадая в школу-интернат, имеют не-сформированное представление о собственной этнической идентичности как в части когнитивной, так и в эмоциональном восприятии процесса. Анализ ответов показывает, что учащиеся могут определить свою этническую

принадлежность, однако аргументировать это или выделить отдельные критерии, по которым они это сделали, не могут. Информация об этносе формируется стихийно в результате ежедневного опыта вне школы, не имеет организованного начала. Учитывая специфику этой группы исследуемых участников эксперимента, несформированное представление о собственной этнической идентичности можно объяснить несформированностью этно-дифференцирующего образа «другого».

С началом обучения детей в школе-интернате начинается целенаправленный процесс управляемого формирования этнической идентичности. Поэтому особенно важно проанализировать готовность образовательного учреждения в целом и отдельных групп его сотрудников к деятельности в процессе формирования этнической идентичности учащихся. Анализ ответов педагогов дает общее представление о готовности осуществлять целенаправленную деятельность по формированию этнической идентичности учащихся. Большинство анкетируемых имели представление

о процессе этнической социализации, однако получили его в процессе самообразования. Они считают, что этническая идентификация — это в первую очередь групповой процесс, когда представители одной этнической группы должны принимать установки другой, господствующей, этнической группы, адаптироваться к ее требованиям. Часть педагогов, в том числе представители администрации школ, считают этот процесс стихийным и не видят необходимости его систематизировать и направить в управляемое русло.

Формализованный, целенаправленный процесс формирования этнической идентичности в школах-интернатах проявляется прежде всего в формировании когнитивных установок и плана воспитательной работы как школы в целом, так и каждого педагога в отдельности. Следует отметить насыщенность учебного плана школ-интернатов уроками национально-регионального компонента, воспитательными мероприятиями. Тем не менее руководители администраций школ отмечают низкий уровень социализации выпускников, особенно детей коренной национальности, определяя

его такими характерными чертами, как отсутствие опыта самообслуживания в рамках возраста, неумение самостоятельно принимать решения, трудности адаптации в большом городе.

Анализ анкет учащихся четвертого — пятого классов показывает более высокий, чем у первоклассников, уровень сформированно-сти этнической идентичности. Учащиеся имеют представление о своем этносе и его отличительных особенностях, характерных чертах и представителях, о других этносах. Отмечается изменение интереса к этническим вопросам во время перехода учащихся из начальной школы в основную. Снижение интереса отмечается в замещении количества книг, читаемых на родном языке, книгами, читаемыми на русском языке, а также замещении явлений, в которых необходимо самому проявлять инициативу, участие, другими. Администрации школ отмечают некоторый разрыв в систематичности работы педагогического коллектива между начальной и основной школой. Полученная в начальной школе информация перестает отчасти быть актуальной и замещается в ценностном ряду другой, имеющей универсальное значение.

Исследование учащихся старшего школьного возраста имело целью выявить эмоциональное отношение к осознанию себя членом определенного этноса. Исследование показало сформированность когнитивных установок, продолжение процесса замещения информации о своем этносе информацией, имеющей универсальное значение. Положительно оценивает свою этническую принадлежность 38% девятиклассников и 58% выпускников полной школы (при отрицательном восприятии менее 1% участников). При этом существует большая группа учащихся (61 и 40% соответственно), нейтрально воспринимающих факт принадлежности к определенному этносу. Для них значимым является другая информация и перспектива изменения своего статуса учащегося, выпускника на иной статус — студента, работника, гражданина.

В октябре 2011 г. нами было проведено исследование изучения сформированности представлений о социальном статусе работни-

ка, в котором приняли участие учащиеся основной (девятые классы — 100 человек) и полной средней школы (десятые — одиннадцатые классы — 51 человек) из двух школ-интернатов Ямало-Ненецкого автономного округа. Незначительная часть учащихся имела опыт участия в трудовых правоотношениях в качестве работника. Целью было выявление уровня готовности учащихся старшего школьного возраста принимать участие в трудовых правоотношениях, исполнять права и обязанности, характерные для статуса работника. Гипотезой стало предположение о не-сформированности знаний, умений и навыков для реализации правового статуса работника в системе трудовых правоотношений. В результате исследования выдвинутая гипотеза подтвердилась.

Большинство участников исследования не имеют представления об основных институтах трудовых правоотношений, не умеют применять имеющиеся знания на практике (менее 25% положительных ответов). Это порождает тревожность части выпускников, желающих по окончании школы вступить в трудовые правоотношения, влечет к правовой беспомощности и в целом характеризуется как недостаточный уровень социализированности учащихся. Такой уровень тревожности представляет угрозу для успешного вхождения человека во «внешний» мир. Относительная замкнутость системы школы-интерната и неготовность «ближнего» «внешнего» мира, т. е. ближайшего окружения — работодателей, расположенных в этой местности, и отсутствие учебных заведений в поселках для продолжения образования могут стать причиной серьезных социально-психологических проблем у выпускников.

В результате обоих исследований определены направления социализации — этнической и профессиональной, которые необходимо осуществлять в условиях обучения детей в школе-интернате. В целом этническая социализация в настоящее время проходит успешно. Однако следует изменить взгляды учителей, непосредственно работающих с детьми, скорректировать их представления о целях и задачах этнической социализации. Профес-

сиональная социализация требует более детальной проработки. Речь идет не о подготовке к деятельности в рамках какой-либо профессии, а о более широком понимании профессиональной социализации с правовой точки зрения. Это направление содержит ряд универсальных подходов, способных помочь начинающему работнику адаптироваться в короткий срок в отношениях с работодателем, в целом поднять общегражданскую культуру населения и внести в нее системность правовых отношений.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Бим-Бад, Б. М. (2002) Школа-интернат // Педагогический энциклопедический словарь. М. : Большая российская энциклопедия. С. 320.

Зинурова, Р. И. (2005) Этническая социализация молодежи в условиях современного российского общества : дис. ... д-ра социол. наук. М.

Полонский, В. М. (2001) Детский дом // Понятийно-терминологический словарь по народному образованию и педагогике. М. : ИТОиП РАО. С. 101.

Постановление Правительства Российской Федерации от 26 июня 1995 г. № 612 «Об утверждении Типового положения об общеобразовательной школе-интернате» (с изм. и доп.) (1995) [Электр. ресурс] // Гарант : информ.-правовой портал. URL: http://base.garant.ru/1520053 (дата обращения: 29.03.2013).

Сергейчик, С. И. (2002) Факторы гражданской социализации учащейся молодежи // Социологические исследования. № 5. С. 107-111.

ФГОС основного общего образования : утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897 (2010) [Электр. ресурс] // Федеральные государственные образовательные стандарты. URL: http://standart.edu.ru/cata1og.aspx?Cata-1с^Ы=2588 (дата обращения: 29.03.2013).

Хотинец, В. Ю. (1999) О содержании и соотношении понятий «этническая самоидентификация» и «этническое самосознание» // Социологические исследования. № 9. С. 67-74.

Дата поступления 08.09.2012 г.

AN INVESTIGATION INTO THE PROBLEMS OF PUPIL’S SOCIALIZATION IN GENERAL EDUCATION INSTITUTIONS IN THE FAR NORTH OF RUSSIA A. V. Zimin (Mendeleev Tobolsk State Socio-pedagogical Academy)

The article summarizes the results of some sociological studies of the issues of the ethnic socialization of the North boarding schools? pupils. The author analyzes the influence of an educational institution on this process.

Keywords: ethnic socialization, civic socialization, boarding school, ethnic identification.

BIBLIOGRAPHY (TRANSLITERATION)

Bim-Bad, B. M. (2002) Shkola-internat // Pedagogicheskii entsiklopedicheskii slovar’. M. : Bol’shaia rossiiskaia entsiklopediia. S. 320.

Zinurova, R. I. (2005) Etnicheskaia sotsializatsiia molodezhi v usloviiakh sovremennogo rossiiskogo obshchestva : dis. ... d-ra sotsiol. nauk. M.

Polonskii, V. M. (2001) Detskii dom // Ponia-tiino-terminologicheskii slovar’ po narodnomu obrazovaniiu i pedagogike. M. : ITOiP RAO. S. 101.

Postanovlenie Pravitel’stva Rossiiskoi Federatsii ot 26 iiunia 1995 g. № 612 «Ob utverzhdenii Tipo-vogo polozheniia ob obshcheobrazovatel’noi shko-le-internate» (s izm. i dop.) (1995) [Elektr. resurs] // Garant : inform.-pravovoi portal. URL: http://base. garant.ru/1520053 (data obrashcheniia: 29.03.2013).

Sergeichik, S. I. (2002) Faktory grazhdanskoi so-tsializatsii uchashcheisia molodezhi // Sotsiologi-cheskie issledovaniia. № 5. S. 107-111.

FGOS osnovnogo obshchego obrazovaniia : ut-verzhden prikazom Ministerstva obrazovaniia i nau-ki Rossiiskoi Federatsii ot 17 dekabria 2010 g. № 1897 (2010) [Elektr. resurs] // Federal’nye gosu-darstvennye obrazovatel’nye standarty. URL: http://standart.edu.ru/catalog.aspx?CatalogId=25 88 (data obrashcheniia: 29.03.2013).

Khotinets, V. Iu. (1999) O soderzhanii i sootno-shenii poniatii «etnicheskaia samoidentifikatsiia»

i «etnicheskoe samosoznanie» // Sotsiologicheskie issledovaniia. № 9. S. 67-74.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.