Научная статья на тему 'Исследование влияния оксигенатных присадок на экономичность дизеля'

Исследование влияния оксигенатных присадок на экономичность дизеля Текст научной статьи по специальности «Энергетика и рациональное природопользование»

CC BY
285
104
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОКСИГЕНАТЫ / ДИЗТОПЛИВО / ДИЗЕЛЬ / OXYGENATION ADDITIONS / GASOLINE / DIESEL ENGINE

Аннотация научной статьи по энергетике и рациональному природопользованию, автор научной работы — Цыганков Дмитрий Владимирович, Мирошников Александр Михайлович, Ашихмин Виталий Евгеньевич, Брильков Михаил Николаевич

Приводятся результаты исследования влияния оксигенатных присадок на мощность и экономичность работы дизеля. Выявлено увеличение мощности двигателя и повышение топливной экономичности при работе на дизельном топливе, содержащем оксигенатные присадки в количестве от 0,02 до 0,15%.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по энергетике и рациональному природопользованию , автор научной работы — Цыганков Дмитрий Владимирович, Мирошников Александр Михайлович, Ашихмин Виталий Евгеньевич, Брильков Михаил Николаевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The researches of the impact of oxygenation additions on the economy of a Diesel engine

Here are the results of researches of the impact of oxygenation additions on the power and economy of a Diesel engine. The increase of the Diesel engine power and fuel economy is exposed while using gasoline containing 0,02 0,15% oxygenation additions in number.

Текст научной работы на тему «Исследование влияния оксигенатных присадок на экономичность дизеля»

86

А.О. Афиногенов

рии Кемеровской области.

Для целей проектирования земляного полотна, дорожных одежд и технологии работ могут быть рекомендованы средние значения показателей, приведенные в таблице, где представлены результаты статистической обработки результатов испытаний.

Как подчеркивалось выше, для обеспечения долговечности и высоких транспортно-эксплуатационных показателей дорожной конструкции в процессе строительства необходимо обеспечить требуемую степень уплотнения грунта.

Обработка результатов независимого компетентного контроля показывает, что, несмотря на некоторое различие значений коэффициентов уплотнения, достигнутых в процессе строительных работ в разных дорожноклиматических районах (см. таблицу), в целом на практике обеспечивается довольно высокая степень уплотнения.

Рис. 5 иллюстрирует характер изменения значений коэффициента уплотнения по дорожноклиматическим районам Кемеровской области.

Анализ материалов, представленных выше, позволяет сделать следующие выводы.

1. Для проектирования земляного полотна

автомобильных дорог и технологии его строительства, расчета дорожных одежд следует использовать значения строительно-

технологических показателей глинистых грунтов, дифференцированные по дорожно-климатическим районам (с учетом районирования проф. В. Н. Ефименко). Рекомендуемые значения приведены в таблице.

2. На практике в большинстве случаев нормированные показатели степени употнения глинистых грунтов в насыпях автомобильных дорог достигаются без применения специальных мероприятий.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Хархута Н. Я. Прочность, устойчивость и уплотнение грунтов земляного полотна автомобильных дорог / Н. Я. Хархута, Ю. М. Васильев. - М.: Транспорт, 1975. - 288 с.

2. Афиногенов А. О. Эффективность повышения степени уплотнения грунтов земляного полотна автомобильных дорог // Вестн. ТГАСУ. - 2008. - № 1.- С. 161-169.

3. Афиногенов А. О. Степень уплотнения глинистых грунтов в насыпях автомобильных дорог на территории Кемеровской области // Вестн. Кузбасского гос. тех. унив., 2008. - № 2.- С. 135-136.

4. Афиногенов А. О. Уточнение параметров грунтов и дорожно-климатического районирования территории Кемеровской области // Вестн. Кузбасского гос. тех. унив., 2008. - № 1.- С. 53-55.

5. Ефименко В.Н. Дорожно-климатическое районирование территории юго-восточной части Западной Сибири // Разработка рациональных методов проектирования, строительства и эксплуатации автомобильных дорог и мостов: Сб. науч. тр. - Томск: Изд-во Томск. ун-та, 1981. - С. 14 - 23.

□ Автор статьи:

Афиногенов Алексей Олегович

- соискатель каф. автомобильных дорог КузГТУ.

Email: afinogenov@smtp.ru

УДК 621.436: 665.753.4

Д. В. Цыганков, А. М. Мирошников, В. Е Ашихмин, М. Н. Брильков

ИССЛЕДОВАНИЕ ВЛИЯНИЯ ОКСИГЕНАТНЫХ ПРИСАДОК НА ЭКОНОМИЧНОСТЬ ДИЗЕЛЯ

Действие оксигенатных добавок на работу бензиновых двигателей и дизелей широко изучается многими исследователями и практиками [1]. Рассматриваются механизмы действия добавок, составляющих 1 - 10% от общего количества топлива. Менее изучено влияние оксигенатов в качестве присадок, введение которых не превышает десятой доли процента. Ранее нами изучалось действие метанола и эфира С3 на работу дизеля, вводимые до 4%, то есть как добавки. Выявлено повышение мощности и снижение дымности от-

работавших газов, хотя теплотворная способность ниже, чем у углеводородов дизельного топлива [2].

Целью данного эксперимента явилось изучение влияния малых концентраций кислородсодержащих соединений на мощность дизеля и расход топлива. Испытания проводились на моторном нагрузочном стенде и непосредственно на автомобиле.

На стенде снимались характеристики двигателя ВТЗ ДТ40 при его работе на чистом (без приса-

Автомобильный транспорт

87

Таблица 2 - Результаты измерения расхода топлива в ездовых испытаниях

Добавка Общий пробег, км Абсолютный расход топлива, л Расход топлива на 100 км. пробега, лЛ00км Экономия , %

Без добавки 49,8 5,07 10,2 -

СЗ, 0,1% 49,8 5,01 10,08 1,2

Метанол 0,1% + СЗ 0,05% 49,8 4,81 9,67 5,1

док) дизельном топливе и на дизельном топливе с использованием оксигенатных композиций. При сопоставлении результатов, полученных на моторном стенде, количественно оценивались мощ-ностные и экономические показатели. Стенд предназначен для испытания автомобильных и тракторных двигателей. Он позволяет задавать и измерять нагрузку на двигатель, измерять частоту вращения коленчатого вала и расход топлива.

При проведении экспериментов рейка ТНВД устанавливалась в крайнее положение, после чего с помощью гидравлического тормоза (нагружая двигатель) обороты коленчатого вала доводились до 1000 об/мин и снимались показания нагрузки (Р) и времени () расхода порции топлива (АО). Далее определялась мощность двигателя часовой и удельный эффективный расходы топлива по следующим формулам:

Эффективная мощность Рп

Ne =

1000

л. с.,

где Р - усилие на весах тормоза, кг; п - скорость вращения коленчатого вала, об/мин;

Часовой расход топлива

Ог = 3,6 — кг/ч, t

где АО - измеряемая порция топлива, г; t - время расхода порции топлива, с.

Удельный эффективный расход топлива

£е =

Gt 10:

N е

гДл. с.- ч)

Результаты измерений и вычислений сведены в табл. 1. Каждое измерение повторялось пять раз, после чего находились средние значения, которые и представлены в таблице.

Ездовые испытания проводились на автомобиле Land Cruiser II с дизелем 3-L, испытания проходили за городом, длина участка пути составила 24,9 км в прямом и 24,9 км в обратном направлении, чтоб исключить влияния ветра. Испытанно было две добавки, первая С3 0,1% и вторая С3 0,05% + метанол 0,1%. Для этого было прервана подача топлива с бака автомобиля, а топливо подавалось из канистры находящейся в салоне автомобиля. По остаткам в канистре топлива вычислили расход топлива. Полученные данные сведены в табл. 2.

По результатам исследования выявлен некоторый прирост мощности в среднем на 3 лошадиные силы и снижение расхода топлива до 10%. Проведенные исследования подтверждают, что применение оксигенатных композиций даже в сотых долях процента эффективно для дизелей.

Положительное влияние малых добавок оксигенатов можно связать с формированием поверхности факела и очагов горения в дизеле. Оксигенаты выступают как диспергаторы микрокапель и поляризаторы участков поверхности факела, влияющие на расклинивающее давление дисперсных частиц [3].

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Данилов А. М. Применение присадок в топливах. - М.: Мир, 2005. - 288 с., ил.

2. Цыганков Д.В. Исследование влияния оксигенатных добавок на работу дизеля/Д.В. Цыганков, А.М. Мирошников, Е. В. Питенев // Вестник КузГТУ. - 2007. - №5, С.91-92.

3. Чураев Н. В. Развитие исследований поверхностных сил / Н. В. Чураев // Коллоидный журнал. -2000. - том 62, №5, с. 581 - 589.

□Авторы статьи:

Цыганков Дмитрий Владимирович

- канд. хим. наук, доц. каф. «Эксплуатация автомобилей» КузГТУ Тел.8-950-578-30-04 Email: d-v@42.ru

Мирошников Александр Михайлович

- докт. техн. наук, проф., зав. каф. «Органическая химия» КемТИПП Тел.8-950-909-88-68

Ашихмин Виталий Евгеньевич

- ст. преп. каф. «Эксплуатация автомобилей» КузГТУ Тел.8-960-914-01-99 Email:

vitaliiashikhmin@yandex.ru

Брильков Михаил Николаевич

- доц. каф. «Эксплуатация автомобилей» КузГТУ Тел.8-905-902-33-23 Email:

kafedraea2@rambler.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.