86
А.О. Афиногенов
рии Кемеровской области.
Для целей проектирования земляного полотна, дорожных одежд и технологии работ могут быть рекомендованы средние значения показателей, приведенные в таблице, где представлены результаты статистической обработки результатов испытаний.
Как подчеркивалось выше, для обеспечения долговечности и высоких транспортно-эксплуатационных показателей дорожной конструкции в процессе строительства необходимо обеспечить требуемую степень уплотнения грунта.
Обработка результатов независимого компетентного контроля показывает, что, несмотря на некоторое различие значений коэффициентов уплотнения, достигнутых в процессе строительных работ в разных дорожноклиматических районах (см. таблицу), в целом на практике обеспечивается довольно высокая степень уплотнения.
Рис. 5 иллюстрирует характер изменения значений коэффициента уплотнения по дорожноклиматическим районам Кемеровской области.
Анализ материалов, представленных выше, позволяет сделать следующие выводы.
1. Для проектирования земляного полотна
автомобильных дорог и технологии его строительства, расчета дорожных одежд следует использовать значения строительно-
технологических показателей глинистых грунтов, дифференцированные по дорожно-климатическим районам (с учетом районирования проф. В. Н. Ефименко). Рекомендуемые значения приведены в таблице.
2. На практике в большинстве случаев нормированные показатели степени употнения глинистых грунтов в насыпях автомобильных дорог достигаются без применения специальных мероприятий.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Хархута Н. Я. Прочность, устойчивость и уплотнение грунтов земляного полотна автомобильных дорог / Н. Я. Хархута, Ю. М. Васильев. - М.: Транспорт, 1975. - 288 с.
2. Афиногенов А. О. Эффективность повышения степени уплотнения грунтов земляного полотна автомобильных дорог // Вестн. ТГАСУ. - 2008. - № 1.- С. 161-169.
3. Афиногенов А. О. Степень уплотнения глинистых грунтов в насыпях автомобильных дорог на территории Кемеровской области // Вестн. Кузбасского гос. тех. унив., 2008. - № 2.- С. 135-136.
4. Афиногенов А. О. Уточнение параметров грунтов и дорожно-климатического районирования территории Кемеровской области // Вестн. Кузбасского гос. тех. унив., 2008. - № 1.- С. 53-55.
5. Ефименко В.Н. Дорожно-климатическое районирование территории юго-восточной части Западной Сибири // Разработка рациональных методов проектирования, строительства и эксплуатации автомобильных дорог и мостов: Сб. науч. тр. - Томск: Изд-во Томск. ун-та, 1981. - С. 14 - 23.
□ Автор статьи:
Афиногенов Алексей Олегович
- соискатель каф. автомобильных дорог КузГТУ.
Email: afinogenov@smtp.ru
УДК 621.436: 665.753.4
Д. В. Цыганков, А. М. Мирошников, В. Е Ашихмин, М. Н. Брильков
ИССЛЕДОВАНИЕ ВЛИЯНИЯ ОКСИГЕНАТНЫХ ПРИСАДОК НА ЭКОНОМИЧНОСТЬ ДИЗЕЛЯ
Действие оксигенатных добавок на работу бензиновых двигателей и дизелей широко изучается многими исследователями и практиками [1]. Рассматриваются механизмы действия добавок, составляющих 1 - 10% от общего количества топлива. Менее изучено влияние оксигенатов в качестве присадок, введение которых не превышает десятой доли процента. Ранее нами изучалось действие метанола и эфира С3 на работу дизеля, вводимые до 4%, то есть как добавки. Выявлено повышение мощности и снижение дымности от-
работавших газов, хотя теплотворная способность ниже, чем у углеводородов дизельного топлива [2].
Целью данного эксперимента явилось изучение влияния малых концентраций кислородсодержащих соединений на мощность дизеля и расход топлива. Испытания проводились на моторном нагрузочном стенде и непосредственно на автомобиле.
На стенде снимались характеристики двигателя ВТЗ ДТ40 при его работе на чистом (без приса-
Автомобильный транспорт
87
Таблица 2 - Результаты измерения расхода топлива в ездовых испытаниях
Добавка Общий пробег, км Абсолютный расход топлива, л Расход топлива на 100 км. пробега, лЛ00км Экономия , %
Без добавки 49,8 5,07 10,2 -
СЗ, 0,1% 49,8 5,01 10,08 1,2
Метанол 0,1% + СЗ 0,05% 49,8 4,81 9,67 5,1
док) дизельном топливе и на дизельном топливе с использованием оксигенатных композиций. При сопоставлении результатов, полученных на моторном стенде, количественно оценивались мощ-ностные и экономические показатели. Стенд предназначен для испытания автомобильных и тракторных двигателей. Он позволяет задавать и измерять нагрузку на двигатель, измерять частоту вращения коленчатого вала и расход топлива.
При проведении экспериментов рейка ТНВД устанавливалась в крайнее положение, после чего с помощью гидравлического тормоза (нагружая двигатель) обороты коленчатого вала доводились до 1000 об/мин и снимались показания нагрузки (Р) и времени () расхода порции топлива (АО). Далее определялась мощность двигателя часовой и удельный эффективный расходы топлива по следующим формулам:
Эффективная мощность Рп
Ne =
1000
л. с.,
где Р - усилие на весах тормоза, кг; п - скорость вращения коленчатого вала, об/мин;
Часовой расход топлива
Ог = 3,6 — кг/ч, t
где АО - измеряемая порция топлива, г; t - время расхода порции топлива, с.
Удельный эффективный расход топлива
£е =
Gt 10:
N е
гДл. с.- ч)
Результаты измерений и вычислений сведены в табл. 1. Каждое измерение повторялось пять раз, после чего находились средние значения, которые и представлены в таблице.
Ездовые испытания проводились на автомобиле Land Cruiser II с дизелем 3-L, испытания проходили за городом, длина участка пути составила 24,9 км в прямом и 24,9 км в обратном направлении, чтоб исключить влияния ветра. Испытанно было две добавки, первая С3 0,1% и вторая С3 0,05% + метанол 0,1%. Для этого было прервана подача топлива с бака автомобиля, а топливо подавалось из канистры находящейся в салоне автомобиля. По остаткам в канистре топлива вычислили расход топлива. Полученные данные сведены в табл. 2.
По результатам исследования выявлен некоторый прирост мощности в среднем на 3 лошадиные силы и снижение расхода топлива до 10%. Проведенные исследования подтверждают, что применение оксигенатных композиций даже в сотых долях процента эффективно для дизелей.
Положительное влияние малых добавок оксигенатов можно связать с формированием поверхности факела и очагов горения в дизеле. Оксигенаты выступают как диспергаторы микрокапель и поляризаторы участков поверхности факела, влияющие на расклинивающее давление дисперсных частиц [3].
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Данилов А. М. Применение присадок в топливах. - М.: Мир, 2005. - 288 с., ил.
2. Цыганков Д.В. Исследование влияния оксигенатных добавок на работу дизеля/Д.В. Цыганков, А.М. Мирошников, Е. В. Питенев // Вестник КузГТУ. - 2007. - №5, С.91-92.
3. Чураев Н. В. Развитие исследований поверхностных сил / Н. В. Чураев // Коллоидный журнал. -2000. - том 62, №5, с. 581 - 589.
□Авторы статьи:
Цыганков Дмитрий Владимирович
- канд. хим. наук, доц. каф. «Эксплуатация автомобилей» КузГТУ Тел.8-950-578-30-04 Email: d-v@42.ru
Мирошников Александр Михайлович
- докт. техн. наук, проф., зав. каф. «Органическая химия» КемТИПП Тел.8-950-909-88-68
Ашихмин Виталий Евгеньевич
- ст. преп. каф. «Эксплуатация автомобилей» КузГТУ Тел.8-960-914-01-99 Email:
vitaliiashikhmin@yandex.ru
Брильков Михаил Николаевич
- доц. каф. «Эксплуатация автомобилей» КузГТУ Тел.8-905-902-33-23 Email:
kafedraea2@rambler.ru