Научная статья на тему 'Исследование туристической привлекательности Калининграда'

Исследование туристической привлекательности Калининграда Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
1186
141
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГОРОД / РЕЙТИНГ / ОПРОС / КАЛИНИНГРАД / ТУРИСТИЧЕСКАЯ ПРИВЛЕКАТЕЛЬНОСТЬ / ОКРУЖАЮЩАЯ СРЕДА / CITY / RATE / POOL / KALININGRAD / TOURIST ATTRACTION / CITY ENVIRONMENT

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Чешина Елена Алексеевна, Мутавчи Еликанида Павловна

Рассмотрены рейтинги туристической привлекательности городов мира и России. Проведено исследование (социологический опрос) туристической привлекательности Калининграда у резидентов и гостей города. Представлены оценки города по различным аспектам. Выявлены наиболее популярные виды досуга.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Tourist attractiveness of Kaliningrad

The article focuses on the tourist attractiveness ranking for cities in the world and in Russia. It also refers to an opinion poll on touristic attractiveness of Kaliningrad among residents and tourists. The city has been evaluated on various criteria. It helped to identify the most popular leisure and recreational activities.

Текст научной работы на тему «Исследование туристической привлекательности Калининграда»

РЕКРЕАЦИОННАЯ ГЕОГРАФИЯ

УДК 911.3

Е. А. Чешина, Е. П. Мутавчи

ИССЛЕДОВАНИЕ ТУРИСТИЧЕСКОЙ ПРИВЛЕКАТЕЛЬНОСТИ ГОРОДА КАЛИНИНГРАДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Рассмотрены рейтинги туристической привлекательности городов мира и России. Проведено исследование (социологический опрос) туристической привлекательности Калининграда у резидентов и гостей города. Представлены оценки города по различным аспектам. Выявлены наиболее популярные виды досуга.

55

The article focuses on the tourist attractiveness ranking for cities in the world and in Russia. It also refers to an opinion poll on touristic attractiveness of Kaliningrad among residents and tourists. The city has been evaluated on various criteria. It helped to identify the most popular leisure and recreational activities.

Ключевые слова: город, рейтинг, опрос, Калининград, туристическая привлекательность, окружающая среда.

Key words: city, rate, pool, Kaliningrad, tourist attraction, city environment.

«Город мы воспринимаем в связи с природой, которая кладет на него свой отпечаток; город доступен нам не только в частях, во фрагментах, как каждый исторический памятник, но во всей своей цельности; наконец, он не только прошлое, он живет с нами своей современной жизнью, будет жить и после нас, служа приютом и поприщем деятельности наших потомков» — считал советский культуролог, историк и краевед Н. П. Анциферов [1].

Наличие исторических достопримечательностей, большого количества развлекательных центров и развитая инфраструктура гостеприимства привлекает потенциальных туристов. Поэтому всегда интересно, чем заинтересовывают те или иные города.

Одна из известнейших мировых консалтинговых фирм Reputation Institute (RI), базирующаяся в Бостоне, выпустила пятый ежегодный рейтинг 100 самых авторитетных городов по трем категориям: развитость экономики, привлекательность окружающей среды и эффективность управления [4].

Рейтинг — один из способов показать привлекательность города, его репутацию в сравнении с другими городами мира и заинтересовать не только туристов, но и инвесторов.

© Чешина Е. А., Мутавчи Е. П., 2016

Вестник Балтийского федерального университета им. И. Канта. 2016.

Сер. : Естественные и медицинские науки. № 1. С. 55 — 64.

RI провели онлайн-опрос 19 тыс. человек в странах «Большой восьмерки» в первом квартале 2015 г. Одно из условий для респондентов — отвечать на вопросы только о тех городах, которые они знали.

Первое место в списке 2015 г. заняли два австралийских города, Сидней и Мельбурн, затем идут Стокгольм, Вена, Ванкувер и Барселона. В конце списка: Богота, Найроби, Москва, Тегеран и Багдад [5].

Можно выделить наиболее важные вопросы: считается ли город красивым, можно ли рассматривать его как безопасное место для гостей и жителей. Учитывалось и мнение о еде, спорте, архитектуре, развлечениях и проживании известных людей (художников, ученых, спортсменов и др.).

Принимались во внимание и оценки респондентами выпускаемых уникальных продуктов и услуг, размещение штаб-квартир ведущих компаний, того, является ли город технологичным, финансово устойчивым, имеет ли потенциал для роста и в целом благоприятную среду для ведения бизнеса, насколько развита транспортная и коммуникационная инфраструктура и управляет ли городом уважаемый лидер, проводится ли в городе «прогрессивная социальная, экономическая и экологическая политика». Важное значение в рейтинге отводится безопасности жителей и гостей города.

Первые места Сиднея и Мельбурна объясняются тем, что большинство респондентов (хотя многие и не посещали Австралию) имели положительное впечатление о стране как безопасном, чистом и передовом месте. Их представление складывалось из красивых открыток с ясным голубым небом, изображением оперного театра Сиднея и т. п. Но многие, например, не знали, что правительство Австралии вложило значительные средства в его инфраструктуру и в образование. В Мельбурне самое большое количество университетов в стране, в том числе Университет Мельбурна, который занимает 33-е место в рейтинге World University (в списке Times Higher Education).

Художественные фильмы и освещение в СМИ также могут влиять на репутацию города. Фильм Вуди Аллена «Вики Кристина Барселона» (2010) увеличил привлекательность Барселоны (Испания), что помогло ей оказаться в рейтинге RI на 6-м месте [7].

В топ-10 лучших городов впервые вошел и Эдинбург (Шотландия). Увеличение расходов на благоустройство (на 26 % больше, чем в 2014 г.) города способствовало этому.

Париж, один из самых любимых, романтических городов мира, занял только 16-е место, он опустился на одну позицию по сравнению с 2014 г. Хотя это один из самых известных городов в мире, занимает 2-е место после Рима в рейтинге по привлекательности окружающей среды, французы воспринимаются респондентами как недружественные в сравнении с людьми в других странах [7].

Столица Российской Федерации Москва занимает 99-е место, в 2013 г. — 90-е [6]. Респонденты указывают, что причиной служит агрессия в Украине и присоединение Крыма.

Подобный рейтинг 100 городов РФ под названием «Генеральный рейтинг привлекательности городской среды проживания (обитания)» проводит Общероссийская общественная организация «Российский союз инженеров». Она выступает оператором и организатором создания рейтинга, Федеральная служба государственной статистики — источником данных, а исполнительные органы власти — экспертами качества методики и полноты проработки материалов.

Согласно рейтингу 2013 г., первые десять мест принадлежат следующим городам:

1. Москва;

2. Санкт-Петербург;

3. Казань;

4. Новосибирск;

5. Екатеринбург;

6. Подольск;

7. Краснодар;

8. Балашиха;

9. Одинцово;

10. Белгород.

Калининград в этом рейтинге занимает 25-е место, что служит хорошим показателем для города как среды проживания [2].

Однако Калининградская область, согласно исследованию привлекательности регионов РФ, их туристического потенциала и популярности среди отечественных и иностранных туристов, проведенному центром информационных коммуникаций «Рейтинг» совместно с журналом «Отдых в России», занимает 6-е место из 100 регионов РФ [3].

В преддверии мирового чемпионата по футболу 2018 г., который будет проходить и в Калининграде, был проведен социологический опрос жителей и гостей города для определения привлекательности городской среды и атмосферы.

Самому младшему гостю, ответившему на вопросы анкеты, 10 лет, а самому старшему — 68. Самому младшему калининградцу — 14 лет, старшему — 57. Около 59,3 калининградцев — студенты.

Разнообразна география гостей Калининграда: Москва (30 чел.), Московская область (25 чел.), Новосибирск, Уфа, Рязань, Псков, Ставрополь, Мурманск, Архангельск, Самара, Челябинск, Санкт-Петербург, Смоленск, Краснодарский край; Литва (10 чел.), Латвия (6), Польша (5), Чехия (3), Хорватия (2), Германия (2), Казахстан, Белоруссия.

Ниже представлена инфографика социологического опроса.

Рисунки 1 и 2 демонстрируют, что Калининград у большинства респондентов вызывает положительное отношение. Жители чувствуют себя комфортно, а большинству гостей город нравится.

Рисунки 3 и 4 показывают, какие эмоции вызывает Калининград. На первом месте у гостей интерес. А вот у многих жителей он пробуждает вдохновение. На третьем месте у обеих групп респондентов — смешанные чувства.

57

58

Рис. 1. Доля ответов на вопрос для жителей Калининграда: «Как Вы чувствуете себя в Калининграде?»

Рис. 2. Доля ответов на вопрос для гостей Калининграда: «Понравился ли Вам Калининград?»

59

Рис. 3. Доля ответов на вопрос для жителей Калининграда: «Какие эмоции у Вас вызывает Калининград?»

Рис. 4. Доля ответов на вопрос для гостей Калининграда: «Какие эмоции у Вас вызывает Калининград?»

В таблице показаны наиболее часто вызываемые ассоциации у респондентов. У калининградцев, как и у гостей, — это дом, уют, спокойствие. Но очень часто Калининград ассоциируется с европейскими государствами.

Наиболее часто вызываемые ассоциации, связанные с Калининградом

Жители Калининграда Гости Калининграда

Дом Дома

Жизнь Уют

Молодость Спокойствие

Архитектура Родина

Англия Рыцари, янтарь, Тевтонский орден

Германия Море

Польша История, архитектура

Европа Верхнее озеро, колесо обозрения

Жители Калининграда считают, что атмосфера в городе уютная (30,1%), спокойная (28,1%), добрая (16,7%). Только 2,3% респондентов полагают, что в Калининграде тревожно. Гости придерживаются того же мнения (рис. 5).

60

а

б

Рис. 5. Доля ответов на вопрос: «Как Вы можете охарактеризовать атмосферу в Калининграде?»: а — жители Калининграда; б — гости Калининграда

Отвечая на вопрос: «Какие из перечисленных определений характеризуют Калининград?» — гости города охарактеризовали Калининград как исторический (56,7%), дружелюбный (40,4%), современный (28,8%), только 1% — как криминогенный. Жители Калининграда в первую очередь считают его современным городом (100 %), а только потом историческим (70,7 %), криминогенным — 3,4 %.

На вопрос: «С какими личностями ассоциируется у вас Калининград?» — половина жителей ответила — И. Кантом. Многие писали: с королем Альбрехтом, Е. Гришковцом, О. Газмановым, А. Леоновым.

Более половины респондентов оценивают архитектуру Калининграда положительно: сохранились исторические здания, памятники, становятся доступными для посещения фортификационные сооружения (рис. 6).

а б

Рис. 6. Доля ответов на вопрос: «Как Вы оцениваете архитектуру Калининграда?»: а — жители Калининграда; б — гости Калининграда

Более половины гостей отмечают, что Калининград — очень зеленый город (53,4 %). Только 34,8 % калининградцев придерживаются того же мнения (рис. 7).

а б

Рис. 7. Доля ответов на вопрос: «Как Вы оцениваете озеленение Калининграда?»: а — жители Калининграда; б — гости Калининграда

61

Лишь 18,8 % жителей Калининграда оценивают возможность отдохнуть на «отлично». Зато 44,7 % гостей полагают, что имеется отличная возможность для отдыха (рис. 8).

а б

Рис. 8. Доля ответов на вопрос: «Как Вы оцениваете возможность отдыха в Калининграде?»: а — жители Калининграда; б — гости Калининграда

Гости города отметили, что местные жители благожелательны (48,5 %), сами же калининградцы так не считают (12,9 %) (рис. 9).

62

Рис. 9. Доля ответов на вопрос: «Как Вы оцениваете благожелательность жителей Калининграда?»: а — жители Калининграда; б — гости Калининграда

б

а

Гости города отнеслись к Калининграду очень лояльно, поэтому резких замечаний не было. Рязанцы высказали замечание, что ночью закрыт железнодорожный вокзал. Москвичи предлагают отреставрировать памятники и очистить от мусора прибрежные зоны. Многие отмечают, что в Калининграде все замечательно.

Зато жители Калининграда очень критикуют транспорт и нехватку мусорных контейнеров в городе. Считают, что нужно построить аква-парк и улучшить уровень сервиса, предлагают увеличить зеленую зону, разместить указатели на английском языке, запретить точечное строительство. А главное: «нужно сформировать единое туристическое пространство в городе».

Самыми популярными являются парки города (91,1 %) — их посещают жители любой возрастной категории. На втором месте — кинотеатры (2,4 %). Этот вид досуга также доступен любой возрастной категории, которая может себе позволить купить билеты. Развлекательные центры (54,7 %) и культурные события (37,9 %) в основном посещает молодежь. Спортивные сооружения (20,2 %) и музеи (21,7 %) не пользуются большой популярностью у горожан (рис. 10).

Таким образом, посредством социологического опроса нами было выявлено, что в целом Калининград — привлекательная туристская дестинация. Однако для разработки проекта по дальнейшему развитию в этом направлении необходимо ознакомиться с особенностями городского социокультурного пространства более детально.

63

Рис. 10. Доля ответов на вопрос: «Какими культурными ресурсами города Вы пользуетесь регулярно?

Список литературы

1. Анциферов Н. П. Непостижимый город... / сост. М. Б. Вербловская. СПб., 1991.

2. Генеральный рейтинг привлекательности городской среды проживания (обитания) по итогам 2013 года // Общероссийская общественная организация «Российский союз инженеров». URL: www.российский-союз-инженеров. рф/ generalnyy-reyting-privlekatelnosti-gorodskoy-sredy-prozhivaniya-obitaniya-po-itogam-deyatelnosti-go.php (дата обращения: 06.02.2016).

3. Национальный туристический рейтинг (№ 1). URL: http://russia-rating.ru/ info/9857.html (дата обращения: 06.02.2016).

4. Sydney, Melbourne named world's most reputable cities in largest survey of global perceptions. URL: https://www.reputationinstitute.com/CMSPages/GetAzureFile. aspx? path=~%5Cmedia%5Cmedia%5Cimages%5Cpress-release-for-city-reptrak-10 2015_2.pdf&hash=d7fdd8320cdeac165da42144c3fc5094b39a96975081a2cc0d99f11b6f9 17c54 (дата обращения: 08.02.2016).

5. Reputation Institute: Рейтинг репутации городов мира 2015 года. URL: http://gtmarket.ru/news/2015/10/23/7260 (дата обращения: 08.02.2016).

6. Reputation Institute: Рейтинг репутации городов мира 2013 года. URL: http://gtmarket.ru/news/2013/10/18/6306 (дата обращения: 08.02.2016).

7. Susan A. The World's Most Reputable Cities, 2015. URL: http://www.forbes.com/ sites/susanadams/2015/10/22/the-worlds-most-reputable-cities-2015/2/#4816fc011034 (дата обращения: 08.02.2016).

Об авторах

Елена Алексеевна Чешина — ст. преп., Балтийский федеральный университет им. И. Канта, Калининград. Email: ECHeshina@kantiana.ru

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Еликанида Павловна Мутавчи — ст. преп., Балтийский федеральный университет им. И. Канта, Калининград. Email: EMutavchi@kantiana.ru

About the authors

64 Elena Cheshina, Senior Lecturer, I. Kant Baltic Federal University, Kaliningrad.

Email: ECHeshina@kantiana.ru

Elikonida Mutavchi, Senior Lecturer, I. Kant Baltic Federal University, Kaliningrad. Email: EMutavchi@kantiana.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.