Научная статья на тему 'Исследование ценностных ориентаций у студентов младших и старших курсов'

Исследование ценностных ориентаций у студентов младших и старших курсов Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
5348
470
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЦЕННОСТИ / ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ / МОЛОДЕЖЬ / ЛИЧНОСТЬ / РЕСПОНДЕНТЫ / VALUES / VALUE ORIENTATION / YOUTH / PERSONALITY / RESPONDENTS

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Капезина Татьяна Тимофеевна

Рассматривается понятие «ценностные ориентации» и представляются результаты исследования ценностных ориентаций у студентов Пензенского государственного университета.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

RESEARCH VALUE ORIENTATIONS OF JUNIOR AND SENIOR STUDENTS

The article analyses the concept of «value orientation» and the results of value orientations research of students of Penza State University.

Текст научной работы на тему «Исследование ценностных ориентаций у студентов младших и старших курсов»

УДК 316.61

Т. Т. Капезина

ИССЛЕДОВАНИЕ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИИ У СТУДЕНТОВ МЛАДШИХ И СТАРШИХ КУРСОВ

Аннотация. Рассматривается понятие «ценностные ориентации» и представляются результаты исследования ценностных ориентаций у студентов Пензенского государственного университета.

Ключевые слова: ценности, ценностные ориентации, молодежь, личность, респонденты.

T. T. Kapezina

RESEARCH VALUE ORIENTATIONS OF JUNIOR AND SENIOR STUDENTS

Abstract. The article analyses the concept of «value orientation» and the results of value orientations research of students of Penza State University.

Key words: values, value orientation, youth, personality, respondents.

Процесс социализации молодежи в современном обществе осложнен, так как происходит переоценка традиций, норм и ценностей. Молодые люди осваивают и создают новый социальный опыт, полагаясь преимущественно на себя, потому что процесс передачи традиций, норм, ценностей предшествующими поколениями был нарушен в связи с изменением в 90-х гг. идеологии.

Известно, что ядро сложной структуры личности включает как предельно обобщенные мировоззренческие взгляды, так и установки, определяющие человеческие действия в конкретных ситуациях. Промежуточное положение между мировоззрением и установками занимают ценностные ориентации личности.

Ценностные ориентации и ценности личности всегда являлись одним из важных объектов исследования социологии. Большой вклад в изучение ценностных ориентаций молодежи внесли такие известные социологи, как В. А. Ядов, В. Г. Лисовский, А. Г. Здравомыслов, С. Л. Рубинштейн, Е. С. Волков и многие другие.

Наиболее полную теоретическую и эмпирическую интерпретацию понятие «ценностные ориентации» получило в работах В. А. Ядова. Под ценностными ориентациями В. А. Ядов понимает «разделяемые личностью социальные ценности, выступающие в качестве целей жизни и основных средств их достижения». В. А. Ядов подчеркивает, что ценностные ориентации образуют высший уровень иерархии предрасположенностей человека к определенному восприятию условий своей жизнедеятельности и к поведению в долгосрочной перспективе. По его мнению, именно ценностные ориентации выступают критериями принятия жизненно важных решений в ситуациях морального выбора [1].

По мнению А. Г. Здравомыслова, ценностные ориентации -это «относительно устойчивое, избирательное отношение человека к совокупности материальных и духовных благ и идеалов, которые рассматриваются как предметы, цели или средства для удовлетворения потребностей жизнедеятельности личности. В ценностных ориентациях как бы аккумулируется весь жизненный опыт, накопленный в индивидуальном развитии человека» [2].

С точки зрения С. Л. Рубинштейна, ценность - это значимость для человека чего-то в мире, и только признаваемая ценность способна выполнять функцию ориентира поведения. Он считал, «что в деятельности человека по удовлетворению непосредственных общественных потребностей выступает общественная шкала ценностей. В удовлетворении личных и индивидуальных потребностей через посредство общественно полезной деятельности реализуется отношение индивида к обществу и соответственно соотношение личностного и общественно значимого» [3].

Ценностные ориентации - это понятие, отражающее положительную или отрицательную значимость для личности предметов или явлений социальной действительности. Таким образом, формирование ценностных ориентаций тесно связано с развитием личности и ее направленности.

В целом ценностные ориентации человека складываются в определенную систему, имеющую три основных направления: социально-структурные ориентации и планы; планы и ориентации на определенный образ жизни; деятельность и общение человека в сфере различных социальных институтов.

В современных условиях, учитывая изменения, происходящие в обществе, особенно трудно приходиться молодежи с ее еще не устоявшимся мировоззрением, подвижной системой

ценностей. Следует отметить, что новая ценностная система российского общества только начинает свое становление. О важности возрождения и укрепления ценностей говорится в предвыборной программе Всероссийской политической партии «Единая Россия» (на выборах Президента России 4 марта 2012 года): «Развитие человека, создание условий для реализации его способностей - ради этого в конечном счете должно работать государство и его институты, на это должна быть нацелена экономика». В. В. Путин в своем послании Федеральному собранию отмечал, что «такие ценности, как крепкая дружба, взаимовыручка, доверие, товарищество и надежность, в течение многих веков оставались на российской земле ценностями непреложными и непреходящими».

Особенно это высказывание касается молодежи, ведь она своего рода социальный аккумулятор изменений, происходящих в обществе, а потребительское отношение к жизни, бездуховность порождают у молодого поколения безразличие к себе и другим, апатию, что грозит потерей нравственного и духовного здоровья нации.

Ценность молодости в современном мире увеличивается и в связи с расширением сроков образования, профессиональной подготовки, необходимой в современных условиях. В молодости человек достаточно легко приобретает основные знания, умения и навыки.

Студенческая молодежь - это интеллектуальный потенциал, особые способности к творчеству, новые, креативные идеи и энергия, которые в особенности нужны в момент проводимых в обществе реформ.

Процесс жизнедеятельности молодежи происходит во всех основных сферах жизни общества, личность реализуется в процессе обучения и воспитания. В юности молодые люди выбирают свое будущее, их дороги ведут к намеченной цели. Важное место в жизненных планах молодых людей занимают образование, стремление стать студентом, получить специальность и найти престижное место работы, где можно реализовать свой потенциал и получать достойную оплату. Таким образом, для молодых людей высшее образование является значимой социальной ценностью.

Студенчество - это довольно многочисленная и важная социальная группа, которая является наиболее образованной, подготовленной к выполнению социальных ролей в обществе, что предопределяет формирование специфических особенностей у студенческой молодежи.

Стремясь реализовать свою мечту о получении высшего образования, большинство студентов осознают, что вуз является одним из средств социального продвижения. Выработке у студенчества сплоченности способствуют общность целей в получении высшего образования, активное участие в студенческой жизни, общественных делах, образ жизни.

Особенностями студенческой молодежи являются высокая интенсивность общения и коммуникабельность. Этому способствуют специфика обучения в вузе и активное взаимодействие с различными социальными образованиями общества. Поиск смысла жизни, стремление к новым идеям и инновационным преобразованиям в обществе - значимые особенности студенчества.

Таким образом, если рассматривать жизненные циклы жизнедеятельности человека, то в молодости он ставит цели, строит жизненные планы на получение образования и профессии, на создание своей семьи и на собственную карьеру, в среднем возрасте он для достижения поставленных целей, реализовывает эти планы, позднее он оценивает достигнутое и пережитое.

Становление ценностных ориентаций тесно связано с развитием направленности личности. Ценностные ориентации, являясь механизмом личностного роста и саморазвития, сами носят развивающийся характер и представляют собой динамическую систему ценностей.

Для эмпирической оценки тенденций развития общества на основе анализа морально-психологического состояния молодежи как основы формирования новой ценностно-нормативной системы в Пензенском государственном университете в 2011 г. было проведено тестирование студентов. Для определения ценностных предпочтений была использована методика и М. Ро-кича «Ценностные ориентации».

Тест Рокича является одной из самых распространенных методик, направленных на изучение ценностных ориентаций личности. Данная методика основана на прямом ранжировании списка ценностей.

М. Рокич рассматривает ценности как разновидность устойчивого убеждения, что некая цель или способ существования предпочтительнее, чем иной. Природа человеческих ценностей по Рокичу:

- общее число ценностей, являющихся достоянием человека, сравнительно невелико;

- все люди обладают одними и теми же ценностями, хотя и в различной степени;

- ценности организованы в системы;

- истоки человеческих ценностей прослеживаются в культуре, обществе и его институтах и личности;

- влияние ценностей прослеживается практически во всех социальных феноменах, заслуживающих изучения.

Рокич ввел в свои исследования понятия терминальных и инструментальных ценностей, эмпирически исследовав по 18 и тех и других. Терминальные ценности выражают важнейшие идеалы, цели, самоценные смыслы жизни людей, такие как ценность человеческой жизни, семьи, межличностных отношений, свободы. Что касается инструментальных ценностей, то в них запечатлены одобряемые в данном обществе средства достижения целей. С одной стороны, это нравственные нормы поведения, а с другой - качества, способности людей. По сути, терминальные и инструментальные ценности - это ценности-цели и ценности-средства.

Экспериментальное исследование ценностных ориентаций у студентов специальности «Реклама» ПГУ проводилось в октябре -ноябре 2011 г. В октябре проводилось тестирование студентов второго курса, а в ноябре - пятого курса. Результаты исследования анализировались в начале 2012 г. Затем был проведен сравнительный анализ ценностных ориентаций у студентов младших и старших курсов.

Тестируемые получили два списка. Один список состоял из 18 терминальных ценностей, другой - из 18 инструментальных. В списках респондент присваивал каждой ценности ранговый номер.

В качестве наиболее значимых ценностей-целей студенты выбрали следующие: «здоровье (физическое и психическое)», «познание (возможность расширения своего кругозора общей культуры, получения образования, интеллектуальное развитие)», «счастливая семейная жизнь», «наличие хороших и верных друзей», «любовь (духовная и физическая близость с любимым человеком)», «материально обеспеченная жизнь (отсутствие материальных затруднений)».

Наименее значимыми для студентов оказались следующие ценности: «свобода как независимость в поступках и действиях», «развлечения (приятное, необременительное времяпрепровождение, отсутствие обязанностей)», «счастье других (благосостояние, развитие и совершенствование других людей, всего человечества в целом)».

Анализ результатов исследования терминальных ценностей показал, что такая ценность, как «физическое и психическое

здоровье», занимает первое место (второй курс - 40,3 %, пятый курс - 52,3 %).

Такая ценность-цель, как «счастливая семейная жизнь», студентами второго курса была поставлена на четвертое место и набрала 8,5 %. Но необходимо отметить, что она становится более значимой к пятому курсу и, набирая 23,8 %, перемещается на второе место.

Таким образом, можно отметить, что такие ценности-цели, как «физическое и психическое здоровье» и «счастливая семейная жизнь», имеют относительно стабильные результаты, остальные ценности с годами изменяются, приобретая или теряя значимость.

Ценности «познание (возможность расширения своего кругозора общей культуры, получения образования, интеллектуальное развитие)», «любовь (духовная и физическая близость с любимым человеком)», «наличие хороших и верных друзей», для студентов второго курса достаточно значимы - они были поставлены после ценности «физическое и психическое здоровье». К пятому курсу они несколько утратили свою значимость.

Ценность «материально обеспеченная жизнь (отсутствие материальных затруднений)» более значима для студентов пятого курса и составляет 15,2 %. Это можно объяснить тем, что в основном студенты старших курсов уже работают и на практике познают цену деньгам, а студенты младших курсов в основном живут на средства родителей.

Такая ценность, как «развитие (работа над собой, постоянное физическое и духовное совершенствование)», была значима для 10,1 % респондентов - студентов второго курса, но к пятому курсу она стала менее значимой, составляя всего 4,8 %.

Проводя сравнительный анализ инструментальных ценностей у студентов младших и старших курсов, можно сделать следующий вывод: в процессе обучения у студентов второго и пятого курсов доминировали разные ценности. Если на втором курсе наиболее значимой была ценность «честность (правдивость, искренность)» - 15 %, то на пятом курсе студенты выбирают ценность «независимость (способность действовать самостоятельно, решительно)» - 14,2 %.

Некоторые инструментальные ценности были значимы на протяжении всего периода обучения, хотя и не занимали лидирующих позиций.

Необходимо отметить, что такие ценности, как «образованность (широта знаний, высокая общая культура)», «воспитанность (хорошие манеры)», «ответственность», «широта взглядов»

(умение понять чужую точку зрения, уважать иные вкусы, обычаи, привычки)», были значимы на протяжении всего периода обучения.

Таким образом, анализируя выборы студентов второго и пятого курсов, можно сделать следующие выводы:

1. Ценность «физическое и психическое здоровье» стабильно занимает первое место (второй курс - 40,3 %, пятый курс -52,3 %.

2. Ценность «познание (возможность расширения своего кругозора общей культуры, получения образования, интеллектуальное развитие)» занимает второе место среди предложенных ценностей, хотя результаты периодически изменялись: второй курс - 18 %, пятый курс - 15,2 %.

3. Ценность «наличие хороших и верных друзей» при проведении анкетирования студентов второго курса была поставлена на третье место - 13,3 %, а к пятому курсу переместилась на пятое место - 8,1 %.

4. Ценность «материально обеспеченная жизнь (отсутствие материальных затруднений)» более значима для студентов пятого курса - 14,2 %, для студентов второго курса - 8,5 %.

Проведенное исследование показывает, что молодежь ориентирована на получение образования, интеллектуальное развитие, интересную работу. В глазах молодых людей вновь приобрели значение ценности любви, семьи, дружбы.

Библиографический список

1. Ядов В. А. Междисциплинарный подход к изучению соотношения между ценностными ориентациями и наблюдаемым поведением : докл. на VII Междунар. конф. в г. Варна «Личность и ее ценностные ориентации» // Информационный бюллетень. -1970. - № 40.

2. Здравомыслов А. Г. Потребности, интересы, ценности. -М. : Политиздат, 1996.

3. Рубинштейн С. Л. Проблемы общей психологии. - М., 2001.

References

1. Yadov V.A. and other. Interdisciplinary approach to the study of the relationship between value orientations and observed behavior / / Report on the VII International Conference in Varna. Personality and its value orientation. Newsletter, 1970, № 40.

2. Zdravomyslov A.G. Needs, interests and values. M. Politiz-dat, 1996.

3. Rubinstein S.L. Problems of general psychology, Moscow, 2001.

Информация об авторе

Капезина Татьяна Тимофеевна - кандидат социологических наук, доцент, кафедра коммуникационный менеджмент, Пензенский государственный университет, 440026, г. Пенза, ул. Красная 40, Россия, e-mail: tkapezina@yandex.ru

Author

Kapezina Tatiana Timofeevna - Candidate of social sciences, associate professor, department of Communication Management, Penza State University, 440026, Penza, Krasnaya street 40, Russia, e-mail: tkapezina@yandex.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.