Научная статья на тему 'Исследование тренировочного процесса спортсменов, специализирующихся в зимнем служебном двоеборье'

Исследование тренировочного процесса спортсменов, специализирующихся в зимнем служебном двоеборье Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
503
64
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
СЛУЖЕБНОЕ ДВОЕБОРЬЕ / МЕТОДИКА ТРЕНИРОВОЧНОГО ПРОЦЕССА / ОБЪЕМ И ИНТЕНСИВНОСТЬ ТРЕНИРОВОЧНЫХ НАГРУЗОК / СТРУКТУРА ТРЕНИРОВОЧНОГО ПРОЦЕССА

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Садеков Рустем Рафекович

В статье рассматриваются вопросы исследования тренировочного процесса спортсменов, специализирующихся в зимнем служебном двоеборье. Анализируется соотношение планируемого объема, нагрузки, а также личностная мотивация спортсменов и организация учебно-тренировочного процесса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Садеков Рустем Рафекович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Planning of training process of the athletes specializing in the winter official biathlon

The questions of research of training process of athletes, specialized in a winter official double-event are examined in the article. Correlation of the planned volume, loading, personal motivation of athletes has been analyzed, as well as organization of training process.

Текст научной работы на тему «Исследование тренировочного процесса спортсменов, специализирующихся в зимнем служебном двоеборье»

ИССЛЕДОВАНИЕ ТРЕНИРОВОЧНОГО ПРОЦЕССА СПОРТСМЕНОВ, СПЕЦИАЛИЗИРУЮЩИХСЯ В ЗИМНЕМ СЛУЖЕБНОМ ДВОЕБОРЬЕ

P.P. САДЕКОВ, Московский университет МВД России

Аннотация

В статье рассматриваются вопросы исследования тренировочного процесса спортсменов, специализирующихся в зимнем служебном двоеборье. Анализируется соотношение планируемого объема, нагрузки, а также личностная мотивация спортсменов и организация учебно-тренировочного

процесса.

Abstract

The questions of research of training process of athletes, specialized in a winter official double-event are examined in the article. Correlation of the planned volume, loading, personal motivation of athletes has been analyzed, as well as organization of training process.

Ключевые слова: служебное двоеборье, методика тренировочного процесса, объем и интенсивность тренировочных нагрузок, структура тренировочного процесса.

В группу служебно-прикладных видов спорта, культивирующихся в обществе «Динамо», входит зимнее служебное двоеборье. Основу его составляют лыжные гонки на 15 км и две серии скоростной стрельбы «с подбежки» стоя из табельного оружия (ПМ-4) в течение 20 с. В первой серии необходимо поразить пять грудных мишеней, во второй - пять силуэтов ног.

Специфической особенностью зимнего двоеборья является сочетание в соревновательной деятельности спортсменов различных по физиологическому воздействию на организм видов спорта - бега на лыжах и стрельбы. Эти спортивные дисциплины требуют от спортсмена проявления различных по своей направленности физических качеств: с одной стороны, специальной выносливости, а с другой - высоких координационных способностей, выражающихся в целевой точности движений. Для того чтобы эти качества развивались параллельно, необходимо правильно планировать оптимальное соотношение тренировочных средств и методов.

В последнее время возросший уровень спортивных результатов в данном виде многоборья является, в определенной мере, следствием значительного увеличения объема и интенсивности тренировочной нагрузки, роста физической и психологической тренированности, а также улучшения качества спортивного инвентаря. Однако дальнейший рост спортивных достижений в данном виде многоборья не может быть обеспечен только за счет этих показателей, так как их значение у ведущих спортсменов находится на уровне предельных величин, что выдвигает в число главных условий дальнейшее совершенствование подготовки спортсменов на основе проведения соответствующих научных исследований.

Цель настоящего исследования заключалась в совершенствовании системы подготовки спортсменов, специализирующихся в зимнем служебном двоеборье, на осно-

ве разработки эффективной научно обоснованной методики тренировки в годичном цикле подготовки с применением технических средств обучения.

Исследование проводилось в несколько этапов с января 2002 по 2006 г. В этот период нами проводились сбор, анализ, систематизация и обобщение данных научно-методической литературы, решались задачи по выявлению особенностей соревновательной деятельности сильнейших спортсменов - участников чемпионата России по зимнему двоеборью и анализ методики их подготовки. На этом этапе исследования решались задачи по разработке модельных характеристик физического развития и подготовленности двоеборцев различной квалификации. Проводился предварительный поисковый эксперимент с целью подбора наиболее эффективного стрелкового тренажера фирм производителей ВЕАМИ1Т - 10 и АМА - ОЭТ5 для их использования в учебно-тренировочном процессе. Наряду с этим нами рассматривалась возможность различных вариантов построения структуры тренировочных нагрузок с учетом данных, полученных в ходе предварительных исследований. В процессе подготовки к соревнованиям в тренировочный процесс вносились элементы экспериментальной программы, и проводился отбор специальных стрелковых упражнений.

На основе полученных данных была разработана экспериментальная программа подготовки спортсменов, специализирующихся в зимнем служебном двоеборье, с учетом стрельбы из табельного оружия и с использованием выявленного ранее эффективного стрелкового тренажера АМА - ОЭТ5, который давал наибольший объем информации для анализа проведенного выстрела. С целью проверки эффективности экспериментальной методики нами проводился педагогический эксперимент, в котором приняли участие две экспериментальные группы спортсменов с уровнем подготовленности от I спортивного разря-

(шШ)

да до кандидата в мастера спорта (по 10 человек каждая) и условно названные опытная и контрольная.

Для каждой экспериментальной группы были разработаны тренировочные программы, предусматривающие недельные микроциклы, в которых планировались требуемые объемы тренировочных и соревновательных нагрузок. Ежегодно спортсмены двух экспериментальных групп проводили от 250 до 260 тренировочных занятий. Спортсмены опытной группы, в отличие от испытуемых контрольной группы, тренировались по экспериментальной методике, предусматривающей в подготовительном периоде на 50% (80 ± 8 часов) больше использовать технические средства подготовки с целью развития необходимых

навыков стрельбы и на 50% (80 ± 8 часов) меньше часов затрачивать на тренажерную работу, чем спортсмены контрольной группы. Интенсивность и соотношение тренировочных средств в лыжной подготовке различий между группами не имели (см. таблицу).

Весь тренировочный процесс экспериментальных групп был направлен на подготовку спортсменов к основному старту сезона - чемпионату России по зимнему служебному двоеборью.

Построение годичного цикла подготовки спортсменов опытной и контрольной групп осуществлялось на основе применения одного макроцикла, предусматривающего три этапа: подготовительный, соревновательный и переходный.

Динамика тренировочных и соревновательных нагрузок спортсменов экспериментальных групп

№ Изучаемые показатели Экспериментальные группы

п/п опытная контрольная

1 2 3 4

1. Кол-во тренировочных дней / часов 249 ± 22/890 ± 98,4 252 ± 23/925 ± 92

2. Кол-во тренировок лыжи 197 ± 18 205 ± 21,5

стрельба 100 ± 8 102,5 ± 10

3. Кол-во часов лыжи 595 ± 40 602 ± 55

стрельба 300 ± 29 317 ± 28

4. Кол-во стартов и контрольных тренировок: лыжи / стрельба 20 ± 4/15 ± 2 20 ±5/14 ±3

5. Общий объем бега по пересеченной местности (км) 1570± 155 1475± 161

Объем бега по зонам мощности (км) ЧСС 140 уд./мин 710 ± 70,4 725 ± 73,5

6. ЧСС 140-160 уд./мин 530 ± 53 542 ± 54

ЧСС 170-180 уд./мин 110 ± 10 156 ± 15

ЧСС более 180 уд./мин 70 ± 6,7 78 ±7,3

7. Общий объем ходьбы на лыжах по пересеченной местности (км) 2410± 23 2555 ±24

Объем тренировочных средств лыжной подготовки по зонам мощности (км) ЧСС 140 уд./мин 600 ± 56,8 600 ±56,6

8. ЧСС 160 уд./мин 1120 ±100 1224± 111

ЧСС 170-180 уд./мин 600 ± 55 637 ± 58,5

ЧСС более 180 уд./мин 90 ± 8,7 94 ± 8,8

9. Передвижение на лыжероллерах (км) 260 ± 25 275 ± 26,5

10. Имитация лыжных ходов (км) 200 ± 20 200 ± 20

Стрельба без ограничения времени (кол-во выстрелов) 1000 ± 100 1100± 100

11. Стрельба из ПМ Тренировка с применением технических средств обучения (час) 80 ± 10 40 ± 4

Скоростная стрельба (кол-во выстрелов) 2800 ± 260 2932 ±276

Тренировка без патронов (час) 40 ± 4 80 ±10

12. ОФП (час) 200±19 200 ± 19

13. Теоретическая подготовка (час) 20 ± 2 20 ± 2

По степени значимости решаемых в тренировочных занятиях задач, а также по арсеналу средств и методов, используемых в тренировочном процессе, подготовительный период продолжительностью 32 недельных микроцикла состоял из трех взаимосвязанных и взаимозависимых этапов:

- весенне-летнего этапа (13 недельных микроциклов, май - июль включительно);

- осеннего этапа (13 недельных микроциклов, август -октябрь включительно);

- зимнего этапа (8 недельных микроциклов, ноябрь -декабрь).

Соревновательный период продолжительностью 13 недельных микроциклов приходился на январь, февраль и март.

Переходный период по длительности был равен четырем недельным микроциклам.

Весенне-летний этап включал в себя три месяца (май, июнь, июль) и был направлен на приобретение и развитие предпосылок, на основе которых повышалась физическая подготовка и общий уровень функциональных возможностей организма испытуемых. Расширение функциональных возможностей испытуемых на данном этапе подготовки прямо или косвенно способствовало их совершенствованию в видах, составляющих многоборье. На этом этапе подготовительного периода основное внимание уделялось развитию общей выносливости посредством применения тренировочных средств общего воздействия циклического характера. Кроме этого совершенствовалась техника лыжных ходов с включением в подготовку испытуемых упражнений циклического характера специального воздействия с объемом до 30,5% от общего процентного соотношения выполненных упражнений в подготовительном периоде.

Интенсивность тренировочных нагрузок на весеннелетнем этапе за период проведения эксперимента выражалась: ЧСС до 140 уд./мин составляла 75%, при ЧСС 140160 уд./мин - 25%.

В подготовке испытуемых широко применялись упражнения циклического характера общего и специального воздействия - бег на местности, имитация лыжных ходов, использование лыжероллеров. Тренировочные занятия по стрельбе для испытуемых экспериментальных групп на данном этапе подготовки не планировались. Между общим объемом бега на местности и другими видами подготовки, применяемыми на этом этапе тренировок, мы не наблюдаем достоверности различий.

Осенний этап по продолжительности соответствовал предыдущему этапу (август, сентябрь, октябрь). Цикличность видов подготовки оставалась на прежнем уровне, однако интенсивность тренировочных средств увеличивалась за счет применения метода интервальных тренировок. Интенсивность тренировочных нагрузок на этапе выражалась в следующих показателях: ЧСС при 140 уд./мин составила 33%, ЧСС при 160 уд./мин - 44,4%, ЧСС при 180 уд./мин и свыше 180 уд./мин - по 11,1%.

Основное внимание в этот период подготовки уделялось развитию общей и скоростно-силовой выносливости

(сентябрь, октябрь месяцы). Общая нагрузка в недельных микроциклах независимо от чередования различных по двигательным действиям занятий изменялась в следующей последовательности: нагрузка нарастала в первые три дня недели, затем следовал день со сниженной нагрузкой, после чего в течение двух дней нагрузка снова повышалась, и в заключительный день недели предусматривался отдых. В отличие от испытуемых контрольной группы для спортсменов опытной группы на данном этапе с августа включали тренировочные занятия по стрельбе с применением оптико-электронного тренажера АМА - ОЭТ5. В работе на компьютерном тренажере совершенствовали навыки отстающих элементов техники соревновательного упражнения (ПМ-4). При отработке специально-подготовительных упражнений на тренажере соблюдался метод последовательного перехода от одного упражнения к другому, усложняя их выполнение в том случае, если спортсмены получали достаточно устойчивые навыки. При отрабатывании на тренажере новых упражнений всегда предусматривались закрепление и совершенствование навыков, приобретенных в предыдущих упражнениях.

Спортсмены контрольной группы в стрелковой подготовке на данном этапе уделяли внимание тренировкам с холостым выстрелом, применяя аналогичные специально-подготовительные упражнения, которые были направлены на отработку элементов техники соревновательного упражнения ПМ-4.

Основными тренировочными средствами для развития выносливости являлись переменный, равномерный и темповый кроссовый бег, прыжковые упражнения, рит-мовые пробежки по пересеченной местности, специально-беговые упражнения. Все тренировочные занятия для данного этапа проводились на местности: в лесу, парке, на проселочных дорогах.

Зимний этап приходился на ноябрь - декабрь. Этот этап по продолжительности несколько короче, чем предыдущий, однако по интенсивности и объему недельные микроциклы этого этапа были более интенсивными в плане нагрузок, свидетельством этого служили полученные показатели соотношений выполненного объема по зонам интенсивности: при ЧСС 140 уд./мин нагрузки составляли 28,4%, при ЧСС 160 уд./мин - 51,4%, при ЧСС 180 уд./мин и свыше - соответственно 16,2 и 3,5%. На протяжении всего этапа подготовки основное внимание было уделено развитию различных комплексов физических качеств применительно к данному виду спорта. Поэтому на этом этапе в тренировках по стрельбе спортсмены опытной группы, в отличие от контрольной группы, использовали оптико-электронный тренажер АМА - ОЭТ5. Применяли различные виды упражнений по выработке устойчивого навыка скорострельной стрельбы (прицеливание с отработкой спускового крючка и перенос огня на последующие мишени).

Спортсмены опытной группы продолжали совершенствовать технику стрельбы за счет тренировок без использования патронов.

(шШ)

Зимне-весенний этап входит в структуру соревновательного периода и по продолжительности был равен трем месяцам - январь, февраль, март. Этот этап отличается от предыдущего тем, что в нем предусматривались основные соревнования, поэтому тренировочный цикл строится в зависимости от соревнований и подготовленности испытуемых. По своему характеру он интенсивнее предыдущего этапа за счет повышения тренировочных средств в ходьбе на лыжах и отличается резким увеличением количества выполненных выстрелов в стрельбе из боевого оружия.

Интенсивность тренировочных нагрузок выражалась в следующих цифрах: ЧСС при 140 уд./мин составляла 27,9%, при ЧСС 160 уд./мин - 37,0%, при ЧСС 180 уд./мин и свыше - соответственно - 31,2 и 3,9%. В методике подготовки спортсменов экспериментальных групп различий в изучаемых показателях на данном этапе не наблюдалось.

Переходный период приходился на апрель и состоял из четырех недельных микроциклов.

В процессе педагогического эксперимента проводился мониторинг физической работоспособности, функционального состояния и динамики спортивных результатов испытуемых. Полученные данные свидетельствуют об эффективности разработанной экспериментальной методики подготовки, в которой рационально распределены объемы тренировочных средств и методов в лыжной подготовке и стрельбе с применением технических средств обучения. Это подтверждается не только статистически достоверным улучшением показателей общефизической работоспособности и функциональным состоянием испытуемых, но и ростом спортивных результатов как отдельно в стрельбе и беге на лыжах, так и в двоеборье в целом.

Таким образом, разработанная методика учебно-тренировочного процесса, в которой динамика тренировочной нагрузки на разных этапах была обусловлена целевой направленностью к подготовке и показу высшего спортивного мастерства, «максимум приоритета» которого определялся компонентами предстоящей соревновательной деятельности, календарем соревнований и закономерностями периодизации подготовки, позволила эффективно спланировать объем тренировочных нагрузок циклической направленности с учетом различных этапов подготовки: весенне-летний этап подготовительного периода -объем тренировочных средств при ЧСС 140 уд./мин составлял 75%, при ЧСС до 160 уд./мин - 25%; осенний этап подготовительного периода при ЧСС 140 уд./мин - 33%, при ЧСС до 160 уд./мин - 44,4%, при ЧСС 180 уд./мин

и свыше - соответственно по 11,1%; зимний этап подготовительного периода при ЧСС 140 уд./мин - 28,4%, при ЧСС 160 уд./мин - 51,4%, при ЧСС 180 уд./мин и свыше -соответственно 16,2 и 3,5%; зимне-весенний этап соревновательного периода - при ЧСС 140 уд./мин - 27,9%, при 160 уд./мин - 37,0%, при ЧСС 180 уд./мин и свыше - соответственно 31 и 3,9%.

Предложенная схема построения годичного цикла позволила добиться не только эффективного планирования объема тренировочных нагрузок циклической направленности по этапам подготовки, но и выявить оптимальное количество выстрелов: количество выстрелов без ограничения времени - 125±10, стрельба за ограниченное время (скоростная) составляла 1440 ± 135 выстрелов; зимне-весенний этап соревновательного периода - стрельба без ограничения времени - 520 ± 20 выстрелов, стрельба в ограниченное время (скоростная) 1360 ± 120 выстрелов.

Использование в стрелковой подготовке технических средств на осеннем и зимнем этапах подготовки, в частности стрелкового тренажера АМА - ОЭТ5 в сочетании со специальными стрелковыми упражнениями в количестве 80 ± 10 часов, активизировало учебно-тренировочный процесс спортсменов опытной группы и позволило в более короткие сроки сформировать двигательные навыки применительно к соревновательному упражнению ПМ-4, что подтверждается значительными и достоверными улучшениями спортивно-технических результатов с 77 ± 6,7 очка до 92 ± 8,9 очка (р<0,01).

Методика подготовки спортсменов опытной группы с применением технических средств обучения в стрелковой подготовке способствовала росту результатов не только в стрельбе из табельного оружия, но и в зимнем служебном двоеборье, что подтверждается значительными и достоверными улучшениями спортивно-технических результатов. Прирост в показателях составил 35% (р<0,05).

Эффективность предложенной экспериментальной методики подготовки спортсменов опытной группы подтверждается экономизацией деятельности сердечно-сосудистой системы, характеризующейся показателями ЧСС и ПАНО, динамикой физической работоспособности и аэробной производительности организма, выраженной через показатели PWC170.

В результате педагогического эксперимента произошли положительные изменения по разработанным модельным характеристикам физической подготовленности спортсменов. Выявлено, что у спортсменов опытной группы произошел достоверный прирост показателей по всем контрольным тестам (р < 0,05).

Литература

1. Абрамовский И.Н. Зависимость физических качеств спортсмена от степени развития мышечной массы // Теория и практика физической культуры. - 1996. - № 12.

2. Ашмарин Б.А. Теория и методика педагогических исследований в физическом воспитании: Пособие для студентов, аспирантов и преподавателей институтов физичес-

кой культуры. - М.: Физическая культура и спорт, 1978. -223 с.

3. Захаров Е.Н., Карасев А.В., Сафронов А.А. Энциклопедия физической подготовки: Методические основы развития физических качеств / Под общ. ред. А.В. Карасева. - М.: Лептос, 1994. - 368 с.

т

9

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.