Научная статья на тему 'Исследование толерантности у студентов Оренбургского университета'

Исследование толерантности у студентов Оренбургского университета Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
954
104
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Алешина А. И.

В статье сделан анализ проведенного исследования уровней толерантности у студентов -лингвистов-переводчиков Оренбургского государственного университета. Выявлен характер изменений уровней толерантности, как количественных, так и качественных. Сделаны обобщающие выводы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Tolerance research of Orenburg University students

The analysis of conducted research of tolerance level of linguist-translators, students of Orenburg State University is made in this article. The character of tolerance levels changing both as quantitative and qualitative is revealed. And also summary conclusions are made in this work.

Текст научной работы на тему «Исследование толерантности у студентов Оренбургского университета»

ИССЛЕДОВАНИЕ ТОЛЕРАНТНОСТИ У СТУДЕНТОВ ОРЕНБУРГСКОГО УНИВЕРСИТЕТА

В статье сделан анализ проведенного исследования уровней толерантности у студентов -лингвистов-переводчиков Оренбургского государственного университета. Выявлен характер изменений уровней толерантности, как количественных, так и качественных. Сделаны обобщающие выводы.

В исследовании использовалась проективная методика «Житейские диалоги». Методика разработана Г. Л. Бардиер на основе реальных житейских ситуаций и реальных зафиксированных автором человеческих реакций на эти ситуации [2]. Целью исследования по указанной методике является определение уровня толерантности - интоле-рантности. В исследовательском контексте настоящая методика обычно используется в сочетании с другими методиками.

В опросе по рассматриваемой методике приняли участие 124 респондента из числа студентов - лингвистов-переводчиков. 80 респондентов, или 64,5% опрошенных, оказались толерантными личностями, а 44 респондента, или 35,5% опрошенных, оказались интолерантными личностями. При этом количественные оценки ответов на вопросы, соответствующие толерантности, сравнивались с суммой количественных оценок ответов, соответствующих открытой и скрытой интолерантностям. На основе этого сравнения определялось, является личность толерантной или интолерантной. Личностями с открытой интолерантностью оказались 13 респондентов, или 10,5% опрошенных, а со скрытой интолерантностью оказались 31 опрошенный, или 25,0%. Следует обратить внимание на то, что процент толерантных личностей в процессе обучения снижается от студентов младших курсов к старшим. При этом прослеживается устойчивая тенденция. Так, если процент толерантных личностей на

младших курсах превышает 70%, на третьем курсе опускается до 67%, на четвертом курсе уже составляет 63%, а на пятом курсе опускается до 60,7%.

В процессе исследования выявлены три типа реакции человека в процессе диалога: открытая интолерантность, скрытая интоле-рантность и толерантность (таблица 1).

В результате исследования ответов на тот или иной житейский диалог был выявлен преобладающий тип реакции респондентов на ту или иную ситуацию. Результаты этого исследования сведены в таблицу 2.

Для качественного анализа толерантности исследовались виды толерантности -интолерантности, такие как межпоколенчес-кий, гендерный, межличностный, межэтнический, межкультурный, межконфессиональ-ный, профессиональный, управленческий, социально-экономический и политический.

Исследование видов толерантности -интолерантности осуществлялось по сумме ответов «а», «б» и «в» в диалогах, соответствующих данному виду толерантности-ин-толерантности (номера диалогов приведены в скобках). В результате исследования получены результаты (см. табл. 3).

Из всех 10 видов толерантности - инто-лерантности толерантными оказались 7 видов, а три вида - интолерантными. Наиболее толерантными с точки зрения количественной оценки из всех видов толерантности - интолерантности являются в порядке убывания значений в интервале от 67,7%

Таблица 1. Типы толерантности - интолерантности

№ п/п Толерантность - интолерантность Количество ответов, соответствующих типу толерантности - интолерантности % от общего количества ответов

1 Открытая интолерантность 820 10,5%

2 Скрытая интолерантность 1953 25,0%

3 Толерантность 5039 64,5%

ИТОГО 7812 100%

Таблица 2. Определение типа реакции на различные диалоги

Название диалогов Ответы Преобладающий тип реакции

А Б В

Диалог 1. В школе 21 9 84 Толерантность

Диалог 2. В семье 0 48 76 Толерантность

Диалог 3. В студенческой столовой 36 36 52 Интолерантность

Диалог 4. При поступлении на работу 8 84 32 Интолерантность

Диалог 5. В магазине бытовой техники 8 68 48 Интолерантность

Диалог 6. На выборах 24 80 20 Интолерантность

Диалог 7. У телевизора 32 72 20 Интолерантность

Диалог 8. На даче 28 16 80 Толерантность

Диалог 9. В электричке 20 32 72 Толерантность

Диалог 10. В Эрмитаже 12 36 76 Толерантность

Диалог 11. В метро 12 20 92 Толерантность

Диалог 12. В парикмахерской 4 16 104 Толерантность

Диалог 13. На сеансе у психолога 16 32 76 Толерантность

Диалог 14. В ЖЭУ 4 36 84 Толерантность

Диалог 15. За границей 28 12 84 Толерантность

Диалог 16. Родительское собрание 0 40 84 Толерантность

Диалог 17. В центре профориентации 12 20 92 Толерантность

Диалог 18. После планерки 44 8 72 Толерантность

Диалог 19. В детском саду 8 72 44 Интолерантность

Диалог 20. Увольнение 16 20 88 Толерантность

Диалог 21. В автомобильной пробке 12 100 12 Интолерантность

Таблица 3. Виды толерантности-интолерантности

№ п/п Виды толерантности - интолерантности Ответы Преобладающий тип реакции

А Б В

1 Межпоколенческий (2,11) 12 68 168 Толерантность

2 Гендерный (5,12) 12 84 152 Толерантность

3 Межличностный(10,13) 28 68 152 Толерантность

4 Межэтнический (4,14) 8 120 116 Интолерантность

5 Межкультурный (3,15) 64 48 136 Толерантность

6 Межконфессиональный (8,16) 28 56 164 Толерантность

7 Профессиональный (17,19) 20 92 136 Толерантность

8 Управленческий (18,20) 60 28 160 Толерантность

9 Социально-экономический (1,21) 33 109 96 Интолерантность

10 Политический (6,7,9) 76 184 112 Интолерантность

до 54,8% в процентах от ответов на вопросы анкеты «Житейские диалоги»: межпоколен-ческая, межконфессиональная, управленческая, гендерная и межличностная, имеющие одинаковые оценки, межкультурная и профессиональная, которые также имеют одинаковые количественные показатели.

Интолерантными, в порядке возрастания значений интолерантности (от 53,2% до 61,3%), оказались межэтническая, политическая и социально-экономическая толерантность - интолерантность, при этом социально-экономический вид толерантности - интолерантности оказался самым ин-толерантным - 61,3%.

Полученные в процессе опроса результаты оказались вполне объяснимыми и предсказуемыми.

Главной причиной высокого показателя социально-экономической интолерантно-сти является потерявшее всякие разумные пределы экономическое расслоение российского общества. Современное состояние российского общества характеризуется тем, что доли процента населения контролируют 80% российских ресурсов, а большинство населения имеет доходы ниже прожиточного минимума либо незначительно превышающие его. В России нет среднего по обеспеченности класса, который в любом цивилизован-

ном обществе является не только самым значительным по численности, но и выступает гарантом политической и экономической стабильности в обществе.

Базой политической интолерантности является недоверие к властям, как выборным, так и назначаемым, так как предвыборные обещания не выполняются, действия властей зачастую либо не понимаемы населением, либо идут вразрез с общественным мнением. Коррумпированность и продажность чиновников различных уровней также способствуют развитию политической интолерантности.

В основе межэтнической интолерантнос-ти прежде всего лежит то, что самые доходные сферы бизнеса в России, за исключением нефтегазовой отрасли (игорный, рыночный и т. д.), подконтрольны в основном иностранным гражданам, в основном из ближнего зарубежья. Другим весомым фактором межэтнической интолерантности является заполнение рынка труда гастарбайтерами и незаконными мигрантами (достаточно дешевой рабочей силой) при одновременном росте безработицы коренного российского населения.

Использованная методика дает возможность определить три типа реакции в процессе диалога: открытая интолерантность, скрытая интолерантность и толерантность. Методика дает ответ на вопрос, является личность толерантной или интолерантной. Помимо того, позволяет установить, является интолерантность открытой или скрытой. Качественные характеристики толерантности - интолерантности представляют совокупность, наиболее часто встречающуюся в различных методиках и состоящую из 10 видов толерантности - интолерантности: межпоколенческой,

гендерной, межличностной, межэтнической, межкультурной, межконфессиональной, профессиональной, управленческой, социальноэкономической и политической.

Количественные показатели, определенные по настоящей методике, показали, что интолерантными оказались виды толерантности: межэтническая, политическая и социально-экономическая, что указывает направления совершенствования учебно-воспитательного процесса по формированию устойчивых взглядов и убеждений толерантного мышления и поведения, развивающих способности к терпимому, толерантному отношению к себе и к другим, к конструктивному поведению и разрешению конфликтных ситуаций [4].

Опыт апробации методики «Житейские диалоги» на различных группах испытуемых позволил проверить ее надежность и валидность [2].

Другой методикой, использованной авторами при проведении констатирующего эксперимента, явилась разработанная Г.Л. Бардиер методика «Виды и компоненты то-лерантности-интолерантности» (ВИКТИ). Методика включает в себя 20 шкал, соответствующих различным видам и компонентам толерантности.

При математической обработке результатов опроса в соответствии с методикой учитывалось, что вопросник состоит из прямых и обратных вопросов. К обратным вопросам относятся: 1, 5, 7, 14, 16, 18, 22, 25, 27, 31, 33, 35, 42, 44, 48, 52, 55, 58, 61, 63, 67, 73, 76, 77, 81, 84, 87, 93, 94, 98. Ответы на прямые вопросы оцениваются следующим образом: ответ «Абсолютно не согласен» соответствует цифре 1, «Не согласен» - цифре 2 и т. д. При подсчете

Таблица 4. Ключ для подсчета результатов по видам толерантности

№ Шкалы видов толерантности (горизонтальные) Номера вопросов

I Межпоколенческая 1,2,3,4,5,6,7,8,9,10

II Гендерная 11,12,13,14,15,16,17,18,19,20

III Межличностная 21,22,23,24,25,26,27,28,29,30

IV Межэтническая 31,32,33,34,35,36,37,38,39,40

V Межкультурная 41,42,43,44,45,46,47,48,49,50

VI Межконфессиональная 51,52,53,54,55,56,57,58,59,60

VII Профессиональная 61,62,63,64,65,66,67,68,69,70

VIII Управленческая 71,72,73,74,75,76,77,78,79,80

IX Социально-экономическая 81,82,83,84,85,86,87,88,89,90

X Политическая 91,92,93,94,95,96,97,98,99,100

Таблица З. Ключ для подсчета результатов по компонентам толерантности

№ Шкалы компонентов толерантности (вертикальные) Номера вопросов

1 Аффективный 1,11,21,31,41,51,61,71,81,91

2 Когнитивный 2,12,22,32,42,52,62,72,82,92

3 Конативный 3,13,23,33,43,53,63,73,83,93

4 Потребностно- мотивационный 4,14,24,34,44,54,64,74,84,94

5 Деятельностно- стилевой 5,15,25,35,45,55,65,75,85,95

6 Этико-нормативный 6,16,26,36,46,56,66,76,86,96

7 Ценностно- ориентационный 7,17,27,37,47,57,67,77,87,97

8 Личностно- смысловой 8,18,28,38,48,58,68,78,88,98,

9 Идентификационно- групповой 9,19,29,39,49,59,69,79,89,99

10 Идентификационно- личностный 10,20,30,40,50,60,70,80,90,100

обратных вопросов учитывалось, что «1» оценивается как «7» и наоборот, «2» - как «6» и наоборот, «3» - как «З» и наоборот.

Для подсчета результатов опроса по видам толерантности использовался ключ, приведенный в таблице 4.

Для подсчета результатов опроса по компонентам толерантности использовался ключ, приведенный в таблице З.

Теоретически при интерпретации результатов по шкалам использовались следующие количественные ориентиры:

- высокий уровень толерантности - выраженность семи и более видов или компонентов толерантности выше З0 (максимальный балл - 70);

- высокий уровень интолерантности -выраженность семи и более видов или компонентов интолерантности ниже 30 (минимальный балл - 10);

- средний уровень и качественная характеристика профилей - все остальные варианты.

В опросе приняли участие 112 респондентов из числа студентов - лингвистов-перевод-чиков. Математическая обработка ответов на вопросы показала следующие результаты по шкалам видов толерантности (горизонтальным), которые приведены в таблице 6.

Если определения видов толерантности достаточно часто встречаются в литературе,

в том числе в настоящей работе, и имеют однозначное толкование, то определения компонентов толерантности следует привести:

1. Аффективный компонент показывает, насколько в структуре толерантности представлены эмоции, чувства и переживания.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2. Когнитивный компонент выражает стремление индивида к пониманию, проявлению интереса к иному мнению, внимание к собеседнику.

3. Конативный компонент проявляется как готовность к взаимодействию, как поведение уравновешенного, не импульсивного, терпеливого человека.

4. Потребностно-мотивационный компонент отражает желания, стремления, намерения, социальную потребность в толерантном отношении к другим людям.

5. Деятельностно-стилевой компонент проявляется в устойчивом, стабильном стиле деятельности, который можно оценить как толерантный.

6. Этико-нормативный компонент включен в структуру толерантности как этическая норма, как долженствование.

7. Ценностно-ориентационный компонент представляет толерантность как ценность, имеющую для личности приоритетное значение.

8. Личностно-смысловой компонент высвечивает в феномене толерантности личностные смыслы, определяет то, что для личности важно, хорошо, желательно, приемлемо.

9. Идентификационно-групповой компонент показывает, насколько толерантность человека базируется на его идентификации себя как члена близкой ему социальной группы.

10. Идентификационно-личностный компонент свидетельствует о том, что толерантность человека базируется на его личностной самоидентификации, и о степени сформированности репертуара идентичностей в сферах возможного проявления толерантности.

Виды проявления толерантности в социальной психологии можно классифицировать по трем основаниям, определяющим базовые диапазоны сходства - различия:

Таблица 6. Показатели толерантности по горизонтальным шкалам видов толерантности

№ Шкалы видов толерантности (горизонтальные) Количественная оценка уровней толерантности Среднее значение

Высокий Средний Низкий

Кол-во % Кол-во % Кол-во %

I Межпоколенческая 77 68,7 35 31,3 - - 51,06

II Гендерная 102 100 - - - - 54,19

III Межличностная 77 68,7 35 31,3 - - 52,44

IV Межэтническая 63 56,2 42 43,8 - - 48,88

V Межкультурная 98 87,5 14 12,5 - - 52,81

VI Межконфессиональная 70 62,5 42 37,5 - - 53,06

VII Профессиональная 91 81,2 21 18,8 - - 54,12

VIII У правленческая 84 75,0 28 25,0 - - 53,69

IX Социально-экономическая 70 62,5 42 37,5 - - 50,31

X Политическая 21 18,8 91 81,2 - - 43,62

Таблица 7. Показатели толерантности по вертикальным шкалам компонентов толерантности

№ Шкалы компонентов толерантности (вертикальные) Количественная оценка уровней толерантности Среднее значение

высокий средний Низкий

Кол-во % Кол-во % Кол-во %

1 Аффективный 105 93,8 7 6.2 - - 55,12

2 Когнитивный 105 93,8 7 6,2 - - 54,81

3 Конативный 49 43,8 63 56,2 - - 48,94

4 Потребностно-мотивационный 28 25,0 84 75,0 - - 45,62

5 Деятельностно-стилевой 42 37,5 70 62,5 - - 48,75

6 Этико-нормативный 112 100 - - - - 59,6

7 Ценностно-ориентационный 70 62,5 42 37,5 - - 47,81

8 Личностно-смысловой 56 50 56 50 - - 51,62

9 Идентификационно-групповой 105 93,8 7 6,2 - - 43,25

10 Идентификационно-личностный 91 81,2 21 18,8 - - 54,00

Таблица 8. Средние значения и стандартные отклонения

№ ~ Шкалы ВИКТИ Виды толерантности ——-—___ (горизонтальные шкалы) " —— Среднее значение Стандартные отклонения

I Межпоколенческая 51,06 3,60

II Гендерная 54,19 2,19

III Межличностная 52,44 4,56

IV Межэтническая 48,88 5,64

V Межкультурная 52,81 3,19

VI Межконфессиональная 53,06 4,70

VII Профессиональная 54,12 5,12

VIII У правленческая 53,69 3,18

IX Социально-экономическая 50,31 3,06

X Политическая 43,62 4,33

Компоненты толерантности (вертикальные шкалы)

1 Аффективный 55,12 3,74

2 Когнитивный 54,81 2,19

3 Конативный 48,94 2,83

4 Потребностно-мотивационный 45,62 3,16

5 Деятельностно-стилевой 48,75 2,75

6 Этико-нормативный 59,6 3,25

7 Ценностно-ориентационный 47,81 3,22

8 Личностно-смысловой 51,62 4,34

9 Идентификационно-групповой 43,25 3,06

10 Идентификационно-личностный 54,00 5,38

Суммарный показатель толерантности 509,54 29,92

- возрастно-половые и индивидуальнотипические различия между людьми, имеющие социальное выражение;

- личностные и социально-психологические различия;

- социокультурные и культурно-исторические различия.

Математическая обработка ответов на вопросы методики ВИКТИ показала следующие результаты по шкалам компонентов толерантности (вертикальным), которые приведены в таблице 7.

Уровни проявления и компоненты толерантности зависят от тех социально-психологических феноменов, в которых она присутствует. В частности, толерантность мож-

но рассматривать на уровне установки (ат-титюда), отношения, ценностной ориентации, групповой и индивидуальной нормы, морально-этической нормы, личностного свойства, стиля деятельности, потребностно-мотивационного образования, цели взаимодействия [3].

Диагностически для характеристики человека с точки зрения его толерантных качеств достаточно определить, какой из видов толерантности развит больше, а какой меньше.

По сочетанию выраженности структурных компонентов видов толерантности можно делать вывод о типологических особенностях и характерных симптомах проявле-

60 -50

^ 40 НЧ *

§ 31

£ 20 -Н

Я

эт

10 0

51,06 541 52,44 48 88 52,81 53Д)6 54,12 53,69

50,31

43,62

ж 4? „чг

•л -Л'- Сі' .-От лґГ лґГ с Л ел с Л

СР

виды толерантности Рисунок 1. Профиль для горизонтальных шкал толерантности

70

60 I 55,12________54,81 _

50 40 30 20 10

0

48,94 45,62 48,75

59,6

—------- — -51,62

.54 .

47,81

- 43,25 -

у /

<>°

О#

і' А"

/ * </

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

компоненты толерантности Рисунок 2. Профиль для вертикальных шкал толерантности

ния толерантности - интолерантности как индивидуально у каждого респондента, так и в среднем по группе.

На основании полученных результатов построены профили отдельно для вертикальных и горизонтальных шкал (рис. 1, 2).

Профили показывают, какие из видов и компонентов толерантности имеют наибольшее значение, по которым можно судить о характеристике группы респондентов с точки зрения толерантных качеств. В исследуемой группе такими видами оказались гендерная и профессиональная толерантность, а из компонентов таковыми являются этико-нормативный, аффективный, когнитивный и идентификационно-личностный.

В ходе методической апробации и вали-дизации методики ВИКТИ был проведен корреляционный анализ (112 респондентов), который установил, что корреляции между показателями всех шкал положительно и значимо коррелируют друг с другом. Обнаружена также значимая положительная корреляция между суммарным показателем по методике ВИКТИ и индексом ИНТОЛ (г = +0,44).

Средние значения и стандартные отклонения по всем шкалам, полученные на выборке n = 185, приведены в таблице 8. Выборку составили студенты старших курсов лингвистических специальностей. В выборке преобладали женщины.

Исследования по методике «Житейские диалоги» дают представления об уровнях толерантности - интолерантности у респон-

дентов. С учетом того, что в опросе по данной методике принимали участие исключительно будущие лингвисты-переводчики, основной деятельностью которых будет меж-культурная коммуникация, наличие такого количества интолерантных личностей - каждый третий, или 35,5%, требует немедленного принятия мер по повышению уровня толерантности.

Анализ видов толерантности, являющихся качественными показателями толерантности, выполнен с учетом преобладающего типа реакции и количественных оценок видов толерантности.

На основе методики ВИКТИ были выявлены сочетания выраженности структурных компонентов и видов толерантности, на основе которых можно делать выводы о типологических особенностях и характерных симптомах проявления толерантности - ин-толерантности, как индивидуально у каждого респондента, так и в целом по группе.

Профили видов и компонентов толерантности наглядно показывают их количественные показатели и позволяют судить какой из видов толерантности развит больше, а какой меньше.

На основании проведенного исследования были выявлены направления повышения толерантности и улучшения ее качественных показателей, которые будут положены в основу методики по совершенствованию учебного процесса в направлении повышения уровня толерантности.

Список использованной литературы:

1. Педагогика: Учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений / В. А. Сластенин, И.Ф. Исаев, А.И. Мищенко, Е.Н. Шиянов. - 4-е изд. - Школьная Пресса, 2004. - 512 с.

2. Почебут Л.Г. Взаимопонимание культур: Методология и методы этнической и кросс-культурной психологии. Психология межэтнической толерантности: Учебное пособие. - СПб.: Изд-во С.-Петерб. Ун-та, 2005. - 281 с.

3. Воспитание толерантности: Методические материалы для преподавателей высшей школы / В.П. Комаров, О.В. Исаева. - Оренбург: Изд-во ОГУ, 2003. 68 с.

4. Клепцова Е.Ю. Психология и педагогика толерантности: Учебное пособие для слушателей системы дополнительного профессионального педагогического образования. - М.: Академический проект, 2004. - 176 с.

Статья поступила в редакцию 2.10.07

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.