ИССЛЕДОВАНИЕ ТОЛЕРАНТНОСТИ У СТУДЕНТОВ ОРЕНБУРГСКОГО УНИВЕРСИТЕТА
В статье сделан анализ проведенного исследования уровней толерантности у студентов -лингвистов-переводчиков Оренбургского государственного университета. Выявлен характер изменений уровней толерантности, как количественных, так и качественных. Сделаны обобщающие выводы.
В исследовании использовалась проективная методика «Житейские диалоги». Методика разработана Г. Л. Бардиер на основе реальных житейских ситуаций и реальных зафиксированных автором человеческих реакций на эти ситуации [2]. Целью исследования по указанной методике является определение уровня толерантности - интоле-рантности. В исследовательском контексте настоящая методика обычно используется в сочетании с другими методиками.
В опросе по рассматриваемой методике приняли участие 124 респондента из числа студентов - лингвистов-переводчиков. 80 респондентов, или 64,5% опрошенных, оказались толерантными личностями, а 44 респондента, или 35,5% опрошенных, оказались интолерантными личностями. При этом количественные оценки ответов на вопросы, соответствующие толерантности, сравнивались с суммой количественных оценок ответов, соответствующих открытой и скрытой интолерантностям. На основе этого сравнения определялось, является личность толерантной или интолерантной. Личностями с открытой интолерантностью оказались 13 респондентов, или 10,5% опрошенных, а со скрытой интолерантностью оказались 31 опрошенный, или 25,0%. Следует обратить внимание на то, что процент толерантных личностей в процессе обучения снижается от студентов младших курсов к старшим. При этом прослеживается устойчивая тенденция. Так, если процент толерантных личностей на
младших курсах превышает 70%, на третьем курсе опускается до 67%, на четвертом курсе уже составляет 63%, а на пятом курсе опускается до 60,7%.
В процессе исследования выявлены три типа реакции человека в процессе диалога: открытая интолерантность, скрытая интоле-рантность и толерантность (таблица 1).
В результате исследования ответов на тот или иной житейский диалог был выявлен преобладающий тип реакции респондентов на ту или иную ситуацию. Результаты этого исследования сведены в таблицу 2.
Для качественного анализа толерантности исследовались виды толерантности -интолерантности, такие как межпоколенчес-кий, гендерный, межличностный, межэтнический, межкультурный, межконфессиональ-ный, профессиональный, управленческий, социально-экономический и политический.
Исследование видов толерантности -интолерантности осуществлялось по сумме ответов «а», «б» и «в» в диалогах, соответствующих данному виду толерантности-ин-толерантности (номера диалогов приведены в скобках). В результате исследования получены результаты (см. табл. 3).
Из всех 10 видов толерантности - инто-лерантности толерантными оказались 7 видов, а три вида - интолерантными. Наиболее толерантными с точки зрения количественной оценки из всех видов толерантности - интолерантности являются в порядке убывания значений в интервале от 67,7%
Таблица 1. Типы толерантности - интолерантности
№ п/п Толерантность - интолерантность Количество ответов, соответствующих типу толерантности - интолерантности % от общего количества ответов
1 Открытая интолерантность 820 10,5%
2 Скрытая интолерантность 1953 25,0%
3 Толерантность 5039 64,5%
ИТОГО 7812 100%
Таблица 2. Определение типа реакции на различные диалоги
Название диалогов Ответы Преобладающий тип реакции
А Б В
Диалог 1. В школе 21 9 84 Толерантность
Диалог 2. В семье 0 48 76 Толерантность
Диалог 3. В студенческой столовой 36 36 52 Интолерантность
Диалог 4. При поступлении на работу 8 84 32 Интолерантность
Диалог 5. В магазине бытовой техники 8 68 48 Интолерантность
Диалог 6. На выборах 24 80 20 Интолерантность
Диалог 7. У телевизора 32 72 20 Интолерантность
Диалог 8. На даче 28 16 80 Толерантность
Диалог 9. В электричке 20 32 72 Толерантность
Диалог 10. В Эрмитаже 12 36 76 Толерантность
Диалог 11. В метро 12 20 92 Толерантность
Диалог 12. В парикмахерской 4 16 104 Толерантность
Диалог 13. На сеансе у психолога 16 32 76 Толерантность
Диалог 14. В ЖЭУ 4 36 84 Толерантность
Диалог 15. За границей 28 12 84 Толерантность
Диалог 16. Родительское собрание 0 40 84 Толерантность
Диалог 17. В центре профориентации 12 20 92 Толерантность
Диалог 18. После планерки 44 8 72 Толерантность
Диалог 19. В детском саду 8 72 44 Интолерантность
Диалог 20. Увольнение 16 20 88 Толерантность
Диалог 21. В автомобильной пробке 12 100 12 Интолерантность
Таблица 3. Виды толерантности-интолерантности
№ п/п Виды толерантности - интолерантности Ответы Преобладающий тип реакции
А Б В
1 Межпоколенческий (2,11) 12 68 168 Толерантность
2 Гендерный (5,12) 12 84 152 Толерантность
3 Межличностный(10,13) 28 68 152 Толерантность
4 Межэтнический (4,14) 8 120 116 Интолерантность
5 Межкультурный (3,15) 64 48 136 Толерантность
6 Межконфессиональный (8,16) 28 56 164 Толерантность
7 Профессиональный (17,19) 20 92 136 Толерантность
8 Управленческий (18,20) 60 28 160 Толерантность
9 Социально-экономический (1,21) 33 109 96 Интолерантность
10 Политический (6,7,9) 76 184 112 Интолерантность
до 54,8% в процентах от ответов на вопросы анкеты «Житейские диалоги»: межпоколен-ческая, межконфессиональная, управленческая, гендерная и межличностная, имеющие одинаковые оценки, межкультурная и профессиональная, которые также имеют одинаковые количественные показатели.
Интолерантными, в порядке возрастания значений интолерантности (от 53,2% до 61,3%), оказались межэтническая, политическая и социально-экономическая толерантность - интолерантность, при этом социально-экономический вид толерантности - интолерантности оказался самым ин-толерантным - 61,3%.
Полученные в процессе опроса результаты оказались вполне объяснимыми и предсказуемыми.
Главной причиной высокого показателя социально-экономической интолерантно-сти является потерявшее всякие разумные пределы экономическое расслоение российского общества. Современное состояние российского общества характеризуется тем, что доли процента населения контролируют 80% российских ресурсов, а большинство населения имеет доходы ниже прожиточного минимума либо незначительно превышающие его. В России нет среднего по обеспеченности класса, который в любом цивилизован-
ном обществе является не только самым значительным по численности, но и выступает гарантом политической и экономической стабильности в обществе.
Базой политической интолерантности является недоверие к властям, как выборным, так и назначаемым, так как предвыборные обещания не выполняются, действия властей зачастую либо не понимаемы населением, либо идут вразрез с общественным мнением. Коррумпированность и продажность чиновников различных уровней также способствуют развитию политической интолерантности.
В основе межэтнической интолерантнос-ти прежде всего лежит то, что самые доходные сферы бизнеса в России, за исключением нефтегазовой отрасли (игорный, рыночный и т. д.), подконтрольны в основном иностранным гражданам, в основном из ближнего зарубежья. Другим весомым фактором межэтнической интолерантности является заполнение рынка труда гастарбайтерами и незаконными мигрантами (достаточно дешевой рабочей силой) при одновременном росте безработицы коренного российского населения.
Использованная методика дает возможность определить три типа реакции в процессе диалога: открытая интолерантность, скрытая интолерантность и толерантность. Методика дает ответ на вопрос, является личность толерантной или интолерантной. Помимо того, позволяет установить, является интолерантность открытой или скрытой. Качественные характеристики толерантности - интолерантности представляют совокупность, наиболее часто встречающуюся в различных методиках и состоящую из 10 видов толерантности - интолерантности: межпоколенческой,
гендерной, межличностной, межэтнической, межкультурной, межконфессиональной, профессиональной, управленческой, социальноэкономической и политической.
Количественные показатели, определенные по настоящей методике, показали, что интолерантными оказались виды толерантности: межэтническая, политическая и социально-экономическая, что указывает направления совершенствования учебно-воспитательного процесса по формированию устойчивых взглядов и убеждений толерантного мышления и поведения, развивающих способности к терпимому, толерантному отношению к себе и к другим, к конструктивному поведению и разрешению конфликтных ситуаций [4].
Опыт апробации методики «Житейские диалоги» на различных группах испытуемых позволил проверить ее надежность и валидность [2].
Другой методикой, использованной авторами при проведении констатирующего эксперимента, явилась разработанная Г.Л. Бардиер методика «Виды и компоненты то-лерантности-интолерантности» (ВИКТИ). Методика включает в себя 20 шкал, соответствующих различным видам и компонентам толерантности.
При математической обработке результатов опроса в соответствии с методикой учитывалось, что вопросник состоит из прямых и обратных вопросов. К обратным вопросам относятся: 1, 5, 7, 14, 16, 18, 22, 25, 27, 31, 33, 35, 42, 44, 48, 52, 55, 58, 61, 63, 67, 73, 76, 77, 81, 84, 87, 93, 94, 98. Ответы на прямые вопросы оцениваются следующим образом: ответ «Абсолютно не согласен» соответствует цифре 1, «Не согласен» - цифре 2 и т. д. При подсчете
Таблица 4. Ключ для подсчета результатов по видам толерантности
№ Шкалы видов толерантности (горизонтальные) Номера вопросов
I Межпоколенческая 1,2,3,4,5,6,7,8,9,10
II Гендерная 11,12,13,14,15,16,17,18,19,20
III Межличностная 21,22,23,24,25,26,27,28,29,30
IV Межэтническая 31,32,33,34,35,36,37,38,39,40
V Межкультурная 41,42,43,44,45,46,47,48,49,50
VI Межконфессиональная 51,52,53,54,55,56,57,58,59,60
VII Профессиональная 61,62,63,64,65,66,67,68,69,70
VIII Управленческая 71,72,73,74,75,76,77,78,79,80
IX Социально-экономическая 81,82,83,84,85,86,87,88,89,90
X Политическая 91,92,93,94,95,96,97,98,99,100
Таблица З. Ключ для подсчета результатов по компонентам толерантности
№ Шкалы компонентов толерантности (вертикальные) Номера вопросов
1 Аффективный 1,11,21,31,41,51,61,71,81,91
2 Когнитивный 2,12,22,32,42,52,62,72,82,92
3 Конативный 3,13,23,33,43,53,63,73,83,93
4 Потребностно- мотивационный 4,14,24,34,44,54,64,74,84,94
5 Деятельностно- стилевой 5,15,25,35,45,55,65,75,85,95
6 Этико-нормативный 6,16,26,36,46,56,66,76,86,96
7 Ценностно- ориентационный 7,17,27,37,47,57,67,77,87,97
8 Личностно- смысловой 8,18,28,38,48,58,68,78,88,98,
9 Идентификационно- групповой 9,19,29,39,49,59,69,79,89,99
10 Идентификационно- личностный 10,20,30,40,50,60,70,80,90,100
обратных вопросов учитывалось, что «1» оценивается как «7» и наоборот, «2» - как «6» и наоборот, «3» - как «З» и наоборот.
Для подсчета результатов опроса по видам толерантности использовался ключ, приведенный в таблице 4.
Для подсчета результатов опроса по компонентам толерантности использовался ключ, приведенный в таблице З.
Теоретически при интерпретации результатов по шкалам использовались следующие количественные ориентиры:
- высокий уровень толерантности - выраженность семи и более видов или компонентов толерантности выше З0 (максимальный балл - 70);
- высокий уровень интолерантности -выраженность семи и более видов или компонентов интолерантности ниже 30 (минимальный балл - 10);
- средний уровень и качественная характеристика профилей - все остальные варианты.
В опросе приняли участие 112 респондентов из числа студентов - лингвистов-перевод-чиков. Математическая обработка ответов на вопросы показала следующие результаты по шкалам видов толерантности (горизонтальным), которые приведены в таблице 6.
Если определения видов толерантности достаточно часто встречаются в литературе,
в том числе в настоящей работе, и имеют однозначное толкование, то определения компонентов толерантности следует привести:
1. Аффективный компонент показывает, насколько в структуре толерантности представлены эмоции, чувства и переживания.
2. Когнитивный компонент выражает стремление индивида к пониманию, проявлению интереса к иному мнению, внимание к собеседнику.
3. Конативный компонент проявляется как готовность к взаимодействию, как поведение уравновешенного, не импульсивного, терпеливого человека.
4. Потребностно-мотивационный компонент отражает желания, стремления, намерения, социальную потребность в толерантном отношении к другим людям.
5. Деятельностно-стилевой компонент проявляется в устойчивом, стабильном стиле деятельности, который можно оценить как толерантный.
6. Этико-нормативный компонент включен в структуру толерантности как этическая норма, как долженствование.
7. Ценностно-ориентационный компонент представляет толерантность как ценность, имеющую для личности приоритетное значение.
8. Личностно-смысловой компонент высвечивает в феномене толерантности личностные смыслы, определяет то, что для личности важно, хорошо, желательно, приемлемо.
9. Идентификационно-групповой компонент показывает, насколько толерантность человека базируется на его идентификации себя как члена близкой ему социальной группы.
10. Идентификационно-личностный компонент свидетельствует о том, что толерантность человека базируется на его личностной самоидентификации, и о степени сформированности репертуара идентичностей в сферах возможного проявления толерантности.
Виды проявления толерантности в социальной психологии можно классифицировать по трем основаниям, определяющим базовые диапазоны сходства - различия:
Таблица 6. Показатели толерантности по горизонтальным шкалам видов толерантности
№ Шкалы видов толерантности (горизонтальные) Количественная оценка уровней толерантности Среднее значение
Высокий Средний Низкий
Кол-во % Кол-во % Кол-во %
I Межпоколенческая 77 68,7 35 31,3 - - 51,06
II Гендерная 102 100 - - - - 54,19
III Межличностная 77 68,7 35 31,3 - - 52,44
IV Межэтническая 63 56,2 42 43,8 - - 48,88
V Межкультурная 98 87,5 14 12,5 - - 52,81
VI Межконфессиональная 70 62,5 42 37,5 - - 53,06
VII Профессиональная 91 81,2 21 18,8 - - 54,12
VIII У правленческая 84 75,0 28 25,0 - - 53,69
IX Социально-экономическая 70 62,5 42 37,5 - - 50,31
X Политическая 21 18,8 91 81,2 - - 43,62
Таблица 7. Показатели толерантности по вертикальным шкалам компонентов толерантности
№ Шкалы компонентов толерантности (вертикальные) Количественная оценка уровней толерантности Среднее значение
высокий средний Низкий
Кол-во % Кол-во % Кол-во %
1 Аффективный 105 93,8 7 6.2 - - 55,12
2 Когнитивный 105 93,8 7 6,2 - - 54,81
3 Конативный 49 43,8 63 56,2 - - 48,94
4 Потребностно-мотивационный 28 25,0 84 75,0 - - 45,62
5 Деятельностно-стилевой 42 37,5 70 62,5 - - 48,75
6 Этико-нормативный 112 100 - - - - 59,6
7 Ценностно-ориентационный 70 62,5 42 37,5 - - 47,81
8 Личностно-смысловой 56 50 56 50 - - 51,62
9 Идентификационно-групповой 105 93,8 7 6,2 - - 43,25
10 Идентификационно-личностный 91 81,2 21 18,8 - - 54,00
Таблица 8. Средние значения и стандартные отклонения
№ ~ Шкалы ВИКТИ Виды толерантности ——-—___ (горизонтальные шкалы) " —— Среднее значение Стандартные отклонения
I Межпоколенческая 51,06 3,60
II Гендерная 54,19 2,19
III Межличностная 52,44 4,56
IV Межэтническая 48,88 5,64
V Межкультурная 52,81 3,19
VI Межконфессиональная 53,06 4,70
VII Профессиональная 54,12 5,12
VIII У правленческая 53,69 3,18
IX Социально-экономическая 50,31 3,06
X Политическая 43,62 4,33
Компоненты толерантности (вертикальные шкалы)
1 Аффективный 55,12 3,74
2 Когнитивный 54,81 2,19
3 Конативный 48,94 2,83
4 Потребностно-мотивационный 45,62 3,16
5 Деятельностно-стилевой 48,75 2,75
6 Этико-нормативный 59,6 3,25
7 Ценностно-ориентационный 47,81 3,22
8 Личностно-смысловой 51,62 4,34
9 Идентификационно-групповой 43,25 3,06
10 Идентификационно-личностный 54,00 5,38
Суммарный показатель толерантности 509,54 29,92
- возрастно-половые и индивидуальнотипические различия между людьми, имеющие социальное выражение;
- личностные и социально-психологические различия;
- социокультурные и культурно-исторические различия.
Математическая обработка ответов на вопросы методики ВИКТИ показала следующие результаты по шкалам компонентов толерантности (вертикальным), которые приведены в таблице 7.
Уровни проявления и компоненты толерантности зависят от тех социально-психологических феноменов, в которых она присутствует. В частности, толерантность мож-
но рассматривать на уровне установки (ат-титюда), отношения, ценностной ориентации, групповой и индивидуальной нормы, морально-этической нормы, личностного свойства, стиля деятельности, потребностно-мотивационного образования, цели взаимодействия [3].
Диагностически для характеристики человека с точки зрения его толерантных качеств достаточно определить, какой из видов толерантности развит больше, а какой меньше.
По сочетанию выраженности структурных компонентов видов толерантности можно делать вывод о типологических особенностях и характерных симптомах проявле-
60 -50
^ 40 НЧ *
§ 31
<и
£ 20 -Н
Я
эт
10 0
51,06 541 52,44 48 88 52,81 53Д)6 54,12 53,69
50,31
43,62
ж 4? „чг
•л -Л'- Сі' .-От лґГ лґГ с Л ел с Л
СР
виды толерантности Рисунок 1. Профиль для горизонтальных шкал толерантности
70
60 I 55,12________54,81 _
50 40 30 20 10
0
48,94 45,62 48,75
59,6
—------- — -51,62
.54 .
47,81
- 43,25 -
у /
<>°
О#
і' А"
/ * </
компоненты толерантности Рисунок 2. Профиль для вертикальных шкал толерантности
ния толерантности - интолерантности как индивидуально у каждого респондента, так и в среднем по группе.
На основании полученных результатов построены профили отдельно для вертикальных и горизонтальных шкал (рис. 1, 2).
Профили показывают, какие из видов и компонентов толерантности имеют наибольшее значение, по которым можно судить о характеристике группы респондентов с точки зрения толерантных качеств. В исследуемой группе такими видами оказались гендерная и профессиональная толерантность, а из компонентов таковыми являются этико-нормативный, аффективный, когнитивный и идентификационно-личностный.
В ходе методической апробации и вали-дизации методики ВИКТИ был проведен корреляционный анализ (112 респондентов), который установил, что корреляции между показателями всех шкал положительно и значимо коррелируют друг с другом. Обнаружена также значимая положительная корреляция между суммарным показателем по методике ВИКТИ и индексом ИНТОЛ (г = +0,44).
Средние значения и стандартные отклонения по всем шкалам, полученные на выборке n = 185, приведены в таблице 8. Выборку составили студенты старших курсов лингвистических специальностей. В выборке преобладали женщины.
Исследования по методике «Житейские диалоги» дают представления об уровнях толерантности - интолерантности у респон-
дентов. С учетом того, что в опросе по данной методике принимали участие исключительно будущие лингвисты-переводчики, основной деятельностью которых будет меж-культурная коммуникация, наличие такого количества интолерантных личностей - каждый третий, или 35,5%, требует немедленного принятия мер по повышению уровня толерантности.
Анализ видов толерантности, являющихся качественными показателями толерантности, выполнен с учетом преобладающего типа реакции и количественных оценок видов толерантности.
На основе методики ВИКТИ были выявлены сочетания выраженности структурных компонентов и видов толерантности, на основе которых можно делать выводы о типологических особенностях и характерных симптомах проявления толерантности - ин-толерантности, как индивидуально у каждого респондента, так и в целом по группе.
Профили видов и компонентов толерантности наглядно показывают их количественные показатели и позволяют судить какой из видов толерантности развит больше, а какой меньше.
На основании проведенного исследования были выявлены направления повышения толерантности и улучшения ее качественных показателей, которые будут положены в основу методики по совершенствованию учебного процесса в направлении повышения уровня толерантности.
Список использованной литературы:
1. Педагогика: Учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений / В. А. Сластенин, И.Ф. Исаев, А.И. Мищенко, Е.Н. Шиянов. - 4-е изд. - Школьная Пресса, 2004. - 512 с.
2. Почебут Л.Г. Взаимопонимание культур: Методология и методы этнической и кросс-культурной психологии. Психология межэтнической толерантности: Учебное пособие. - СПб.: Изд-во С.-Петерб. Ун-та, 2005. - 281 с.
3. Воспитание толерантности: Методические материалы для преподавателей высшей школы / В.П. Комаров, О.В. Исаева. - Оренбург: Изд-во ОГУ, 2003. 68 с.
4. Клепцова Е.Ю. Психология и педагогика толерантности: Учебное пособие для слушателей системы дополнительного профессионального педагогического образования. - М.: Академический проект, 2004. - 176 с.
Статья поступила в редакцию 2.10.07