Научная статья на тему 'Исследование типа доминирующих установок в отношении к природе у школьников в аспекте готовности их к обучению по экологической специальности'

Исследование типа доминирующих установок в отношении к природе у школьников в аспекте готовности их к обучению по экологической специальности Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
342
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОТНОШЕНИЕ / ПРИРОДА / ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ КРИЗИС / ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Макшеева Анна Ивановна, Иваньковская Наталья Александровна, Белобородова Нелля Сабитовна

В статье исследуется тип доминирующих установок в отношении к природе у школьников, так как именно формирование мировоззрения человека, его системы взглядов, убеждений, ценностных ориентаций, деятельности обусловливается, прежде всего, системой отношений, в частности экологических. Данный принцип приобретает особую актуальность в наши дни, когда резко усугубился разрыв между человеком и природой, когда подлинной гармонии в их отношениях становится все меньше. На основании результатов исследования делается вывод, что школьное образование практически не формирует коэволюционное отношение к природе, которое необходимо для устойчивого развития общества. Поэтому, с нашей точки зрения, актуальной становится задача организации процесса обучения в вузе с целью формирования экологического мышления, экологической культуры и этичности в отношениях с окружающей природной средой.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

STUDY ON THE TYPE OF DOMINANT PLANTS IN RELATION TO NATURE STUDENTS

This article examines the type of the dominant elements in relation to the nature of pupils, as it is the formation of a person's world, his system of attitudes, beliefs, values, activities, driven primarily by a system of relations, particularly environmental. This principle is of particular relevance in our days, when sharply aggravated the gap between man and nature, when the true harmony in their relationship is becoming less. Based on the results of the study concluded that school education is not practically forms a co-evolutionary relationship to nature, which is necessary for the sustainable development of society. Therefore, from our point of view, the urgent task is the organization of the learning process in higher education institution for the purpose of formation of ecological thinking and environmental culture and ethics in the relationship with the environment.

Текст научной работы на тему «Исследование типа доминирующих установок в отношении к природе у школьников в аспекте готовности их к обучению по экологической специальности»

УДК 348

А.И. МАКШЕЕВА, кандидат педагогических наук, доцент, НГПУ им. К.Минина (Мининский университет), Нижний Новгород, e-mail: maksheeva@bk.ru

Н.А. ИВАНЬКОВСКАЯ, кандидат педагогических наук, доцент, НГПУ им. К.Минина (Мининский университет), Нижний Новгород, e-mail: naiv0404@yandex.ru Н.С. БЕЛОБОРОДОВА, доктор педагогических наук, профессор, Бирская государственная социально-педагогическая академия, e-mail: belo-nelya@yandex.ru

ИССЛЕДОВАНИЕ ТИПА ДОМИНИРУЮЩИХ УСТАНОВОК В ОТНОШЕНИИ К ПРИРОДЕ У ШКОЛЬНИКОВ В АСПЕКТЕ ГОТОВНОСТИ ИХ К ОБУЧЕНИЮ ПО ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ СПЕЦИАЛЬНОСТИ

A.I. Maksheeva, N.A.Ivankovskaya, N.S.Beloborodova

STUDY ON THE TYPE OF DOMINANT PLANTS IN RELATION TO NATURE STUDENTS

В статье исследуется тип доминирующих установок в отношении к природе у школьников, так как именно формирование мировоззрения человека, его системы взглядов, убеждений, ценностных ориентаций, деятельности обусловливается, прежде всего, системой отношений, в частности экологических. Данный принцип приобретает особую актуальность в наши дни, когда резко усугубился разрыв между человеком и природой, когда подлинной гармонии в их отношениях становится все меньше.

На основании результатов исследования делается вывод, что школьное образование практически не формирует коэволюционное отношение к природе, которое необходимо для устойчивого развития общества. Поэтому, с нашей точки зрения, актуальной становится задача организации процесса обучения в вузе с целью формирования экологического мышления, экологической культуры и этичности в отношениях с окружающей природной средой.

Ключевые слова: отношение, природа, экологический кризис, экологическое образование.

This article examines the type of the dominant elements in relation to the nature of pupils, as it is the formation of a person's world, his system of attitudes, beliefs, values, activities, driven primarily by a system of relations, particularly environmental. This principle is of particular relevance in our days, when sharply aggravated the gap between man and nature, when the true harmony in their relationship is becoming less.

Based on the results of the study concluded that school education is not practically forms a co-evolutionary relationship to nature, which is necessary for the sustainable development of society. Therefore, from our point of view, the urgent task is the organization of the learning process in higher education institution for the purpose of formation of ecological thinking and environmental culture and ethics in the relationship with the environment. Keywords: attitude, nature, ecological crisis, environmental education.

Современные отношения между человеком, обществом и природой строятся с нарушением объективных законов, что приводит к смертельной опасности всего живого.

В.А. Ясвиным было проведено психологическое исследование по проблеме формирования субъективного отношения к природе на основании единения с ней. Данные, полученные в результате исследования, показали, что сложившийся культурно-исторический опыт человечества способствует проявлению такого отношения к природе, которое не может обеспечить ее сохранение, гармоничное сосуществование сообщества людей и природы на Земле. В современном обществе отмечено преобладание прагматизма: природа

рассматривается с позиции пользы и вреда, человек противопоставляет себя другим живым существам, считая себя «царем природы». Именно такое отношение мешает установить этические нормы поведения в природе. Сегодня необходим поиск психолого-педагогических механизмов коррекции сложившегося в общественном сознании отношения к природе [19].

Сложившаяся ситуация приводит к необходимости формирования экологического мышления, экологической культуры и этичности в отношениях с окружающей природной средой, что повышает актуальность экологического образования. Проблематике формирования экологической культуры, образования и воспитания были посвящены работы Э.В. Гирусова [1], С.Н.Глазачева [2], В.М. Захарова [4], А.Н.Захлебного [5], AJ. Suvan [24] и многие другие.

Именно с этих позиций нами была поставлена цель нашего исследования: определение типа доминирующих установок в отношении к природе у школьников в аспекте готовности их к обучению по экологической специальности.

Известные психологи, С.Д. Дерябо [3], В.А. Ясвин [19], рассматривали категорию отношения в аспекте личности как ее проявление. Они считали, что отношение всегда имеет эмоциональную окраску, что оно субъективно, может выражаться в поступках, практических действиях, деятельности.

... Отношение - это философская категория, характеризующая определенные взаимозависимости элементов определенной системы; отношение носит объективный и универсальный характер; может выступать в роли свойства, качества вещей. Отношения бесконечно многообразны: пространственно-временные, причинно-следственные, отношение части и целого, формы и содержания, внешнего-внутреннего и т.д. [18, с. 454].

Отношение - это взаимосвязь разных систем, предметов, величин; частное, получаемое от деления одного числа на другое, связь между кем-нибудь, возникающая при общении, контакте. [14, с. 483].

Из данных определений понятия «отношение» можно выделить главные характеристики: взаимосвязь, взаимозависимость, взаимообусловленность. Из этого следует, что отношение человека к природе надо рассматривать не как одностороннее воздействие «человек-природа», а как взаимозависимый, взаимообусловленный процесс «человек-природа».

Становится очевидным, что формирование мировоззрения человека, его системы взглядов, убеждений, ценностных ориентаций, деятельности обусловливается, прежде всего, системой отношений, в частности экологических.

Отношения человека с природой можно разделить на четыре сферы:

- нравственная (этическая);

- эстетическая (включая сенсорную);

- когнитивная (в том числе познавательная);

- прагматическая (природопользование);

Все сферы, находясь между собой в функциональных взаимосвязях, интегрируются между собой и составляют единство и многообразие отношения человека с природой.

Остановимся на анализе результатов проведенного исследования.

Исследованием было охвачено 34 учащихся 11 классов школ Нижнего Новгорода. Исследование проводилось по методикам д.п.н. В.А.Ясвина, которые позволили определить следующее [15, 19]:

1. Мотивацию взаимодействия человека с природой (методика диагностики «Альтернатива»). При исследовании ведущего типа мотивации оценивались четыре вида взаимодействия человека с природой:

- эстетический (личность воспринимает природу как объект красоты);

- когнитивный (личность воспринимает природу как объект познания);

- этический (личность воспринимает природу как объект охраны);

- прагматический (личность воспринимает природу как объект пользы).

2. Тип экологических установок (методика «ЭЗОП»).

В критериях диагностики экологических установок личности выделены следующие виды взаимодействия человека с природой:

- эстетические установки на взаимодействие с природой как источником наслаждения, духовного и сенсорного развития;

- когнитивные установки на взаимодействия с природой как с источником полезной и необходимой информации;

- этические установки на взаимодействие с природой как объектом заботы, защиты, охраны;

- прагматические установки на взаимодействие с природой как источником удовлетворения физических потребностей человека.

3. Тип природоохранной деятельности, выявленный при помощи определения экологических установок человека на взаимодействие с природой, включал четыре сферы рассмотрения:

- эстетическую (использование природы для удовлетворения своих сенсорных потребностей);

- когнитивную (использование природы для удовлетворения своих интеллектуальных потребностей);

- этическую (использование природы с учетом бережного, заботливого отношения к ней, взаимодействие на уровне взаимопомощи на основе нравственного принципа «не навреди»);

- прагматическую (использование природы для удовлетворения физических потребностей без учета экологических ограничений).

Используя методики по выявлению мотивации взаимодействия с природой «Альтернатива» и формирования экологических установок «ЭЗОП», мы определили взаимосвязь типа экологических установок и типа деятельности (рисунок 1).

45,00% 40,00% 35,00% 30,00% 25,00% 20,00% 15,00% 10,00% 5,00% 0,00%

3 2

2 3

5 2

2

0 2

эстетическим

когнитивным

этическим

прагматическим

□ экологиче ская установка □ тип деятельно сти

Рисунок 1 - Структура экологических установок и тип деятельности у школьников

Как видно из рисунка 1, в выборе типа деятельности обучающиеся более заинтересованы практической и познавательной деятельностью, а не эстетической, как мы этого ожидали, поскольку доминирующими у них являются эстетические установки. Объясняется это тем, что школьники хоть и предрасположены к этическому типу

деятельности, но не научены эмоционально-эстетическому взаимодействию с природой. Так как научное изучение природы, необходимости и пользы природных объектов для жизни человека достаточно системно осуществляется посредством всех естественнонаучных дисциплин, поэтому школьники отдают предпочтение тем занятиям, которые более доступны их понимаю.

Настораживает, что желание приобретать знания, слабо выражено, а это необходимо для их будущей профессиональной деятельности. В то же время этический компонент стабилен как в мотивации отношения к природе, так и в типе природоохранной деятельности. Но, на наш взгляд, у будущих экологов он мог бы быть весомее. При этом в 1,5 раза в типе деятельности выше прагматический компонент, т.е. будущие экологи считают приоритетными социальные, а не природоохранные цели.

4. Доминантность отношения к природе в ранге ценностных ориентаций. Разработанная А.Ф.Лазурским и С.Л. Франком экспресс-методика диагностики доминантности субъективного отношения к природе, основывается на классификации отношений личности, и включает 15 групп отношений к различным объектам. Для диагностики доминантности отношения к природе В.А.Ясвин объединил эти группы в восемь категорий:

- материальные ценности,

- природа,

- окружающие люди,

- секс (взаимоотношения мальчиков и девочек),

- труд и учеба,

- нравственность,

- наука и искусство,

- я сам.

Мы полагаем, что при рассмотрении данных категорий в эмоциональном, когнитивном, практическом планах, получим более достоверные результаты.

15%

Рисунок 2 - Ценностные ориентации школьников

Таблица 1 - Ранжирование ценностных ориентаций у школьников

В сфере Итого

Наименование эмоциональной когнитивной практической ранг

Материальные ценности 3 8 2 3

Природа и животные 2 4 4 4

Окружающие люди 1 1 3 1

Секс (отношение мальчиков и девочек) 4 3 6 6

Труд, учеба 7 7 7 7

Нравственность 6 6 8 8

Наука, искусство 4 2 2 2

Я сам 3 5 5 5

Отношение к природе нельзя рассматривать отдельно от других категорий, так как периоды актуализации деятельности школьников, направленной на природные объекты, соответствуют времени осознания значимости человеческих отношений. Взаимодействуя с природными объектами, школьники осваивают и принимают этические нормы. Таким образом, мир природы выступает как «полигон», на котором постигаются моральные ценности, формируются нравственные качества личности. В.А.Сухомлинский писал: «Многогранная духовная жизнь в годы отрочества требует того, чтобы природа стала не каким-то придатком, фоном умственных интересов, а самой сутью жизненной среды» [17].

Приходится констатировать, что природа в иерархии ценностных ориентаций школьников занимает лишь 3-4 место. Это вызывает тревогу, поскольку отношение к природе определяет отношение человека как ее части. Также настораживает и тот факт, что

такие категории, как нравственность, учеба, труд, занимают последнее место, а самыми ценными в жизни школьников становятся окружающие люди и материальные средства.

Исходя из данных исследования, видно, что у школьников высокий уровень интенсивности отношения к природе характеризуется прежде всего эстетическо-прагматической деятельностью, достаточно слабой экологической активностью.

Таким образом, можно сделать вывод, что школьное образование практически не формирует коэволюционное отношение к природе, которое необходимо для устойчивого развития общества. Поэтому, с нашей точки зрения, актуальной становится задача организации процесса обучения в вузе с целью развития всех четырех сфер отношения к природе.

Крайне важным является формирование экологической культуры в первый год обучения в вузе, когда закладывается теоретическая база практических знаний будущего специалиста. Экологическое образование должно предполагать формирование природоохранного поведения, рассматриваться в качестве современной тенденции в образовательных системах и предусматривать реализацию принципов преемственности, интегративности, междисциплинарности и проблемности. На сегодняшний день важную роль отводится взаимодействию школа-вуз, так как именно в вузе обучающиеся привлекаются к выполнению научно-исследовательской работы, что способствует стремлению обучающихся принимать личное участие в природоохранной деятельности. Таким образом, у обучающихся происходит осознание необходимости сохранения окружающей среды и отождествление себя как части природы.

В работах К.А. Романовой, Н.А.Иваньковской отмечается, что формирование у обучающихся доброжелательного отношения к природе зависит от организации процесса обучения. Например, включение обучающихся в практическую деятельность (учебно-производственная практика), использование интерактивных методов обучения (проблемные лекции, деловые игры, мастер-классы), непосредственное взаимодействие с живой и неживой природой (полевые практики, тематические экскурсии и т.д.) [6, 16].

Учитывая зависимость современной экологической ситуации от профессионально-экологической ответственности будущих специалистов, предполагается, что процесс экологического обучения в вузе должен основываться на применении современных психолого-педагогических теорий обучения и развития личности (развивающее обучение, личностно-ориентированное обучение, теория саморазвития человека и т.д.) [7, 11, 16].

Таким образом, экологическое обучение приобретет характер педагогической системы и станет эффективным средством последующего выбора профессиональной деятельности при соблюдении ряда концептуальных, нормативных, методических и технологических условий [6, 11, 12, 16]:

1. Экологическое обучение рассматривается нами как условие целостного овладения богатствами профессиональных знаний, способностей в сфере природоохранной деятельности.

2. Обучающийся рассматривается как целостная, самоорганизующаяся личность, поэтому процесс обучения строится с учетом личностных особенностей, индивидуальных возможностей, реализации их творческого потенциала.

3. Профессионально-экологическая ответственность будет основа на принципе экологического содействия, в основе которого лежат методы, способствующие формированию этического отношения к природным объектам в процессе осуществления связанной с ними деятельности, а также экологически целесообразные стратегии и технологии для обеспечения устойчивого развития.

ЛИТЕРАТУРА

1. Гирусов, Э.В. Экологическая культура как высшая форма гуманизма / Э.В. Гирусов // Философия и общество. - 2009. - № 4. - С. 74-92.

2. Глазачев, С.Н. Экологическая культура и цели развития тысячелетия / С.Н. Глазачев // Использование и охрана природных ресурсов в России. - 2010. - №6. - С. 93-97

3. Дерябо, С.Д. Экологическая психология: диагностика экологического сознания / С.Д. Дерябо. - М.: Изд-во Моск. психол.-соц. ин-та, 1999. - 310 с.

4. Захаров, В.М. Экология, культура и устойчивое развитие / В.М. Захаров // Экологическое образование: до школы, в школе, вне школы. - 2012. - №2. - С. 34-37.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

5. Захлебный, А.Н. Культурологический подход к экологическому образованию в интересах устойчивого развития / А. Н. Захлебный, Е. Н. Дзятковская // Экологическое образование: до школы, в школе, вне школы. - 2012. - №1. - С. 3-B.

6. Иваньковская, Н.А. Формирование этико-когнитивных отношений к природе у студентов в процессе профессионально-экологического обучения: Монография / Н.А. Иваньковская. - Н.Новгород: Изд-во ВГИПУ, 2007. - 192 с.

7. Вазина, К.Я. Природно-рефлексивная технология саморазвития человека / К.Я. Вазина. -М.: Изд-во Моск. гос. ун-та печати, 2002. - 145 с.

B. Калмыков, А.А. Типология отношений человека и природы / А.А. Калмыков // Экологическая психология: Тез. II Рос. конф. - М.: Изд-во Моск. ун-та, 2000. - С. 26-27.

9. Концепция перехода Российской Федерации к устойчивому развитию. - М., 1996. - 32 с.

10. Лазурский А.Ф., Франк С.Л. Программа исследования личности в ее отношениях к среде // Лазурский А.Ф. Избранные труды по общей психологии. К учению о психической активности. Программа исследования личности и другие работы. - СПб.: Алетейя, 2001. -

C. 124-160.

11. Макшеева, А.И. Экологическое обучение студентов вуза: монография / А.И. Макшеева. -Н.Новгород: Изд-во НГПУ, 2012. - 156 с.

12. Макшеева, А.И. Моделирование методического обеспечения экологического обучения студентов вуза/ А.И. Макшеева // Вестник Мининского университета. - 2014. - № 1.- URL: http:// http://www.mininuniver.ru/scientific/scientific_activities/vestnik/archive/no5 (дата обращения: 13.03.2015)

13. Макшеева, А.И. Экологическое образование в течение всей жизни как один из путей к устойчивому развитию/ А.И. Макшеева// Вестник Мининского университета. - 2013. - № 4. -URL: http:// http: //www.mininuniver.ru/ scientific /scientific_activities/vestnik/archive/no4 (дата обращения: 13.03.2015)

14. Ожегов, С.И. Толковый словарь русского языка / С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. - М., 1992. - 921 с.

15. Романова, К.А. Отношение человека к природе (результаты исследования) / К.А. Романова. - Н.Новгород: Изд-во ВГИПА, 2003. - 67с.

16. Романова, К.А. Витагенная модель профессионально-экологического образования: (концепция, опыт): монография /К.А.Романова. - Н. Новгород: Изд-во ВГИПА, 2005. - 360 с.

17. Сухомлинский, В.А. Сердце отдаю детям / В.А. Сухомлинский. - 2-е изд. - Киев: Рад. школа, 1972. - 244 с.

1B. Философский энциклопедический словарь. - М., 1989. - С. 454.

19. Ясвин,В.А. Психология отношения к природе / В.А. Ясвин. - М., 2000.

20. Barker, R.G. On the Nature of the Environment // Journal of Social Issues. - 1997. - № 19. - Р. 9-11.

21. Duncan, O.D., Schmore L.F. Cultural, Behavioral and Ecological Perspectives in the Study of Social Organization // Amer. J. Sociology. - 1999. - Vol. 65. - № 2. - P. 132-136.

22. Friedman, Th. Understanding Globalization. The lexus and the Olive Tree / Th Friedman. №4. - 2000. - P.9.

23. Lutz W. The end of world population growth / W. Lutz, W. Sanderson, S.Schevbov // Nature, vol. 412/2. VIII. - 2001.

24. Suvan A. J. (Ed) Environmental Education. London, 1996. - 85 p. © Макшеева А.И., Иваньковская Н.А., Белобородова Н.С., 2015

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.