Научная статья на тему 'Исследование связей личностных особенностей с отношением отца к себе и ребенку'

Исследование связей личностных особенностей с отношением отца к себе и ребенку Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
535
149
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОТЦОВСТВО И ЕГО ДЕТЕРМИНАНТЫ / СТРУКТУРА ОТЦОВСТВА / ОТНОШЕНИЕ ОТЦА К СЕБЕ КАК РОДИТЕЛЮ / ОТНОШЕНИЕ К РЕБЕНКУ / ЛИЧНОСТНЫЕ КАЧЕСТВА И ЦЕННОСТИ МУЖЧИНЫ / FATHER''S ATTITUDE TOWARD HIMSELF AS PARENT / FATHERHOOD AND ITS DETERMINANTS / FATHERHOOD STRUCTURE / RELATIONSHIP WITH CHILD / PERSONAL QUALITIES AND VALUES OF MAN

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Севастьянова Ульяна Юрьевна

В статье обсуждаются личностные детерминанты отношения отца, влияющие на развитие детско-родительских отношений. Представлены результаты исследования о существовании взаимосвязи личностных качеств и ценностей с особенностями отношения к себе и ребенку у мужчин, воспитывающих ребенка различного возраста.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Study of links of personality characteristics with father''s relation to himself and child

The article discusses the personal determinants of father, influencing the development of parent-child relationship. The results of investigation of the existence of the relationship of personal qualities and values with a special relationship to yourself and your child in men raising a child of different ages are presented.

Текст научной работы на тему «Исследование связей личностных особенностей с отношением отца к себе и ребенку»

5. Харламенкова Н.Е. Самоутверждение подростка. - М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2007. - 384 с.

6. Шутценбергер А.А. Синдром предков. - М.: Изд-во «Психотерапия», 2007. - 253 с.

7. Эйдемиллер Э.Г., Юстицкис В.В. Психология и психотерапия семьи. - СПб.: Питер, 2002. - 656 с.

8. Paradox and counterparadox / Selvini Palazzoli M., Boscolo L., Cecchin G., Pratta G. - NY: Jason Aranson, 1978. - 204 с.

УДК 159.922

Севастьянова Ульяна Юрьевна

Костромской государственный университет им. Н.А. Некрасова

ulyanakostroma@mail.ry

ИССЛЕДОВАНИЕ СВЯЗЕЙ ЛИЧНОСТНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ С ОТНОШЕНИЕМ ОТЦА К СЕБЕ И РЕБЕНКУ

В статье обсуждаются личностные детерминанты отношения отца, влияющие на развитие детско-родитель-ских отношений. Представлены результаты исследования о существовании взаимосвязи личностных качеств и ценностей с особенностями отношения к себе и ребенку у мужчин, воспитывающих ребенка различного возраста.

Ключевые слова: отцовство и его детерминанты, структура отцовства, отношение отца к себе как родителю, отношение к ребенку, личностные качества и ценности мужчины.

В последние десятилетия отношение российских психологов к проблеме отцовства существенно изменилось. Это связано с переменами в жизни общества, увеличением требований к мужчине как к отцу. В жизни общества мы наблюдаем, с одной стороны, ряд негативных социальных явлений: увеличение количества разводов, частое отсутствие отца в семье. С другой стороны, все чаще в семье проявляется активное участие мужчины в уходе за ребенком (N. Cabrera, 2002; M. Lamb, C. Lewis, 2004), появляется образ «новый отец», как отца, который принимает активное участие в воспитании ребенка, эмоционально взаимодействует с ним, общается, выполняет все родительские функции наравне с матерью [9; 10].

Выбор изучения детерминант отцовства в рамках данного исследования обусловлен несколькими причинами. Во-первых, психология, как отечественная, так и зарубежная, вообще долгое время не изучала отцовство. Во-вторых, в существующих исследованиях по проблематике отцовства (в отличие от психологии материнства) отсутствует подробный анализ содержания отцовства, факторов, влияющих на формирование отцовского отношения, а также механизмов, лежащих в его основе [3]. В-третьих, в современных условиях существует малое количество программ психологической помощи отцам, в основном существующие программы направлены на развитие психологической готовности юношей к отцовству.

Большинство авторов рассматривает отцовство как взаимодействие мужчины и ребенка (И.С. Кон, 2003; М. Мид, 1988; Т.В. Архиреева, 2005; S.Barth, 2000) [1; 2; 5; 8]. О.Г. Калина и А.Б. Холмогорова указывают на то, что положительное влияние на ребенка оказывает не наличие отца, а характер взаимодействия (2012) [6]. Согласно проведенного нами теоретического анализа, структурная модель

отцовского отношения включает две подсистемы: отношение к себе как к родителю (представления

0 себе как о мужчине, отце; умения, навыки и деятельность отца, оценка себя); отношение к ребенку (представления о ребенке, отношение к ребенку, взаимодействие с ребенком). Данные подсистемы проявляются в когнитивном (представление о себе и о ребенке, оценка себя и ребенка, образ себя и ребенка), эмоциональном (ощущение себя как отца, отношение к ребенку) и поведенческом (умения, навыки и деятельность отца при взаимодействии с ребенком) компонентах [7].

Личностные детерминанты отцовства влияют на две подсистемы отцовства: на отношение к себе (готовность мужчины к принятию социальной роли родителя), на отношение родителя к своему ребенку. Т.В. Архиреева считает, что ключевым моментом реального отцовства является отношение мужчины к своему ребенку [1].

Цель нашего исследования: выявление степени соответствия личностных детерминант особенностям отношения к себе и ребенку у мужчин. Гипотеза исследования: соотношение личностных факторов с особенностями отношения к себе и ребенку у мужчин, воспитывающих ребенка различного возраста (компонентами отцовского отношения) имеет различия.

В исследовании приняло участие 180 мужчин:

1 группа - отцы детей раннего возраста (N = 60, Ме = 27); 2 группа - отцы детей дошкольного возраста (N = 60, Ме = 29); 3 группа - отцы подростков (N = 60, Ме = 38).

Нами использовались следующие методики: личностные детерминанты изучались с помощью методики «Опросника ценностей» (Schwarz, 1997, адаптация В.Н. Карандашева, 2004); когнитивный компонент отцовского отношения изучался с помощью методики «Многофакторная личностная методика Р. Кеттелла»; эмоциональный компонент

42

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ 2014, Том 20

© Севастьянова УЮ., 2014

Исследование связей личностных особенностей с отношением отца к себе и ребенку

отцовского отношения изучался с помощью опросника для диагностики ролевых паттернов отношения к другому взрослого человека (МГКР), опросника Роджерса и Даймонда в адаптации Осницко-го на определение социально-психологической адаптации, опросника «Шкала семейной адаптации и сплоченности» (FACES-3) Д.Х. Олсон, Дж. Порт-нер, И. Лави, М. Пере в 1986 г. (адаптация Э.Г. Эйдемиллер, И.В. Добряков, И.М. Никольская, 2003); поведенческий компонент изучался с помощью «Опросника родительско-детских отношений» Furman, 1995, адаптация Н.О. Белоруковой, 2005), «Опросника способов совладания» (Р. Лаза-рус, С. Фолкман, 1988; адаптация Т.Л. Крюковой, 2004).

С целью определения связи личностных детерминант и структурных компонентов отцовского отношения к себе и к ребенку нами был осуществлен корреляционный анализ с применением коэффициента корреляции Спирмена. В качестве переменных в корреляционном анализе выступили диагностические показатели личностных детерминант и компоненты структуры отцовства. Корреляционный анализ, проведенный в трех исследуемых группах, показал наличие связи между личностными факторами и компонентами структурной организации отцовства: когнитивной, эмоциональной, поведенческой. Корреляционный анализ выбранных показателей обнаружил наличие статистически значимых корреляций.

В таблице 1 приведены корреляционные связи показателей личностных детерминант и компонентов отношения к себе как родителю у отцов детей раннего возраста.

Выявлены немногочисленные связи показателей личностных детерминант и отцовского отношения к себе как к родителю в группе отцов детей раннего возраста. Это свидетельствует о том, что личностный фактор в меньшей степени детерминирует когнитивный компонент отцовского отношения к себе у отцов детей раннего возраста.

Более многочисленные связи были выделены в отцовском отношении к ребенку у отцов детей раннего возраста. Разнообразные связи, существующие между личностными детерминантами и всеми компонентами структурной модели отцовства (когнитивный, эмоциональный, поведенческий), позволяют нам сделать ряд выводов.

Во-первых, были обнаружены обратные связи между показателями мотивационного типа и когнитивного компонента отцовства. Отцы, доминирующие над своими детьми, подавляющие их, ищущие в жизни удовольствие, наслаждение, стремящиеся к волнениям и новизне в меньшей степени восхищаются своими детьми. Мужчины детей раннего возраста не стремятся узнать своих детей.

Во-вторых, также были выделены обратные связи между показателями мотивационного типа и эмоционального компонента отцовства. Сдерживание действий и побуждений, которые могут навредить или поссорить с ребенком приводит к уменьшению защиты. Молодые отцы позволяют своему ребенку делать то, что он хочет, не опасаясь за его жизнь. Стремление в достижении личного успеха (например, карьера, общественные связи) приводят к уменьшению заботы; отсутствия привязанности к маленькому ребенку. Но наличие мо-тивационного типа сохранения и повышения благополучия близких людей снижает невротическое родительское отношение к ребенку, то есть поверхностный и нестойкий контакт, отсутствие чувства привязанности, чувства пренебрежения.

В-третьих, показатели личностных детерминант связаны с поведенческим компонентом отцовского отношения к ребенку. Склонность сдерживать действия, побуждения у молодых отцов ведет к отсутствию объяснений со своим ребенком (например, по поводу устанавливаемых правил в семье или причины принятого решения), отцы не стараются быть полезными детям, не помогают им и не обучают их. А потребность в разнообразии волнений, в стремлении к новизне и глубоким переживаниям в жизни приводит к избеганию и конфронтативно-му копингу в решении проблем с ребенком. При конфликтной ситуации с ребенком, отец уходит от воспитания или наказывает и ругает ребенка, а не объясняет и не обучает его. Это подтверждают прямые связи между конфронтативным копингом, избеганием и стимуляцией. Молодые отцы стремятся к новизне, изменениям, склоны к риску решают проблемы агрессивными усилиями по изменению ситуации, проявляют определенную степень враждебности или уходят от решения проблемы.

Таким образом, личностные факторы детерминируют в большей степени отношение к ребенку, чем отношение к себе у отцов детей раннего возраста.

Таблица 1

Значимые корреляции между личностными детерминантами и отцовством (отношение к себе как родителю) у мужчин детей раннего возраста

Сопоставляемые показатели Коэффициент ранговой корреляции Спирмена

Доброта - Н (робость - смелость) -0,26*

Безопасность - Н (робость смелость) 0,37**

Доброта - Q3 (низкий самоконтроль -высокий самоконтроль) 0,36**

Примечание: * - р<0,05, ** - р<0,01 (критерий Спирмена).

Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика ♦ .№ 2

43

У отцов дошкольников нами также были обнаружены корреляционные связи между показателями личностных детерминант и показателями компонентов отцовского отношения к себе как к родителю.

Корреляционный анализ по структурным компонентам отцовства показал:

- наличие обратной связи между конформностью и оценкой себя (когнитивный компонент). Отцы, склонные к сдерживанию действий и побуждений, недовольны собой, неуверенны в себе как в родителе, излишне критичны по отношению к себе;

- наличие прямых связей между показателями личностных детерминант и показателями эмоционального компонента отцовства. Мотивационная цель отцов дошкольников - это сохранение и повышение благополучия близких людей, безопасность и стабильность своей семьи. Мужчины умеют контролировать свои эмоции и поведение; они эмоционально устойчивы, выдержаны, ориентируются на реальность.

- наличие прямых и обратных связей между показателями личностных детерминант и показателями поведенческого компонента отцовства. Наиболее значимыми для данной группы являются обратные связи между показателем «Стимуляция» и личностными свойствами А (замкнутость - общительность), Н (робость - смелость); конфронта-тивным копингом, дистанцированием. У отцов дошкольников тип ценностей стремления к новизне и переживаниям не выражен. Низкие значения по данному показателю, наоборот, увеличивают активность, общительность, открытость, готовность к сотрудничеству, способность принимать решения у мужчин, что в свою очередь отражается на отсутствии дистанцирования при решении проблемы, не использования конфронтативного копинга. Обратные связи конфронтативного копинга, дистанциро-ванности и самоконтроля отражают отсутствие ухода от решения проблемы, отсутствие агрессивных усилий по изменению ситуации у личности с адекватной самооценкой, зрелой личности.

Итак, личностные детерминанты в равной степени оказывает влияние на все компоненты отцовского отношения к себе у отцов дошкольного возраста.

Отцы склонные к самоконтролю, самоуправлению проявляют защиту в отношении к ребенку, но могут внушать вину за проступки. Мужчины, имеющие личный успех положительно оценивают своего ребенка.

Нами были обнаружены прямые связи, отражающие связь ценностных ориентаций и самоконтроля. Доброжелательность, сфокусированная на благополучии в повседневном взаимодействии с близкими людьми в семье, показывает на адекватность самооценки личности. Отцы подростков физически не наказывают детей, доброжелательное

отношение к детям вызывает у них восхищение отцами. Отцы детей дошкольного возраста и подростков основной мотивационной целью видят в сохранении, укреплении, повышении детско-ро-дительских отношений (быть полезным ребенку, проявлять лояльность, снисходительность, честность, ответственность, дружбу и любовь).

Более многочисленные связи были выделены в отцовском отношении к ребенку у отцов подростков. Разнообразные связи выявлены между показателями личностных детерминант и двумя компонентами структурной модели отцовства (эмоциональный, поведенческий), что позволяют нам сделать ряд выводов. Во-первых, были обнаружены разнообразные связи между показателями личностных детерминант и показателями отцовского отношения к ребенку эмоционального компонента:

- прямые связи, отражающие склонность отцов подростков к защите близких людей, привязанности к своим детям;

- обратные связи, отражающие склонность отцов не применять наказания к ребенку, а быть ему другом.

Отцы подростков не поощряют своих детей, но и не доминируют в отношениях с ними.

Во-вторых, были установлены связи между показателями личностных детерминант и показателями когнитивного компонента структуры отцовства в отношении к себе как родителю. Это означает, что личностные характеристики оказывают влияние на оценку себя как родителя.

Также нами был проведен корреляционный анализ с детальным сравнением корреляционных матриц 3 групп испытуемых. Нами были выявлены более разнообразные связи и их большее количество между показателями личностных детерминант и отцовским отношением к ребенку (по всем компонентам отцовского отношения), что свидетельствует о том, что ценности, мотивы личности мужчины влияют на отношение к ребенку в набольшей степени, чем на осознание себя как родителя (отца).

Причем обилие связей обнаружено в эмоциональном и поведенческом компонентах у всех групп мужчин. Это свидетельствует о том, что личностный фактор в большей степени детерминирует эмоциональный и поведенческий компоненты отцовского отношения.

У отцов детей раннего возраста количество связей меньше, по сравнению с остальными группами отцов. Большое количество связей, по мнению Е.В. Куфтяк, может свидетельствовать о крепких взаимоотношениях с собственным ребенком, что не так выражено у отцов детей раннего возраста, так как у них малый практический опыт отношения с ребенком [4].

Таким образом, выявлена внутренняя структурная взаимосвязь личностных качеств и ценностей с особенностями отношения к себе и ребенку у муж-

44

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ 2014, Том 20

Взаимопонимание в психологическом консультировании: этнокультурные особенности и стратегии

чин, воспитывающих ребенка различного возраста. Ценности, мотивы личности мужчины связаны с отношением к ребенку в большей степени, чем на осознание себя как родителя (отца). Личностные детерминанты в набольшей степени соотносится с эмоциональным и поведенческим компонентами отцовского отношения.

Библиографический список

1. Архиреева Т. В. Влияние отношений с отцом на мотивационно-ценностные аспекты родитель-ства у мужчин, имеющих детей // Психологические проблемы современной Российской семьи: Материалы второй всерос. науч. конфренции. В 3-х ч. - Ч. 1 / под ред. В.К. Шабельникова, А.Г. Лидерса. - М., 2005. - 64 с.

2. Кон И.С. Современное отцовство: мифы и проблемы // Семья и школа. - 2003. - № 4. -С. 17-20.

3. Куфтяк Е.В. Психология семейного совладания: автореф. дис. ... д-ра психол. наук. - Кострома, 2011.

4. Куфтяк Е.В. Психология семьи: регуляция и защита. - Кострома: КГУ им. Н.А. Некрасова,

2011. - 384 с.

5. Мид М. Культура и мир детства. Избранные произведения. - М.: Наука, 1988.

6. Роль отца в психическом развитии ребенка / О.Г. Калинина, А.Б. Холмогорова. - М.: Форум,

2012. - 112 с.

7. Севастьянова У.Ю. Особенности отцовства мужчин с разным родительским стажем // Вестник Костромского государственного университета имени Н.А. Некрасова. Серия: Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокине-тика. - 2012. - Т. 18. - № 4. - С. 39-43.

8. Barth S. Vaterschaft im Wandel // Sozialmagazin. - 2000. - Heft 1. - S. 14-22.

9. Cabrera N. Fatherhood in the twenty-first century // Child Develop. - 2002. - P. 127-136.

10. Lamb M. The role of the father in child development. - New Jersey: Wiley, 2004. - P. 272307.

УДК 159.9

Минигалиева (Арпентьева) Мариям Равильевна

Калужский государственный университет mariam_ira@mail.ru

ВЗАИМОПОНИМАНИЕ В ПСИХОЛОГИЧЕСКОМ КОНСУЛЬТИРОВАНИИ: ЭТНОКУЛЬТУРНЫЕ ОСОБЕННОСТИ И СТРАТЕГИИ

Статья посвящена сравнительному анализу этнокультурных особенностей понимания психолога и клиента в ситуации психологического консультирования, специфики стратегий понимания субъектов, эффектам их взаимодействия и направлениям изменения в консультировании.

Ключевые слова: стратегии понимания, схемы понимания, этнокультурные особенности понимания.

Современные исследователи этнокультурных особенностей психологического консультирования отмечают, что любое консультирование является мультикультурным, как следствие, представляет собой процесс построения и развития взаимопонимания его субъектов [4; 8]. Очевидно, что достижение взаимопонимания будет происходить в процессе сближения ценностно-смысловых установок субъектов, их моделей общения и способов осмысления себя и мира. На разных этапах диалога соотношение этих компонентов взаимодействия может быть более или мене гармоничным, обусловливая продуктивность и эффективность помогающего контакта. В рамках исследования взаимопонимания в психологическом консультировании как мультикультурном феномене нами осуществлялся контент-анализ транскрип-тов реальных консультативных бесед - в начале и в конце психотерапевтических взаимоотношений (30 клиентов обоего пола в возрасте 25-45 лет). Нас интересовали стратегии и схемы понимания клиентом себя и консультанта, их изменение в процессе консультирования.

Гипотеза исследования. Продуктивность процесса консультирования связана с гармонизацией стратегий понимания клиента и консультанта: достижение взаимопонимания означает повышение сходства стратегий и схем осмысления себя и мира у клиента и консультанта.

Поскольку анализировались транскрипты как отечественных (российских консультантов и клиентов - 15 сессий), так и зарубежных (американских консультантов и клиентов - 15 сессий) консультаций, мы получили возможность сопоставить схемы, которые используют клиенты обществ, в которых психотерапевтическая помощь находится на разных этапах своего становления как общественного феномена. Т.е., схемы понимания себя и других людей клиентов разных стран в разной мере должны включать в себя профессионально-психологические понятия и взаимосвязи этих понятий. Так, мы полагали, что в схемах американских клиентов будет встречаться гораздо больше специальных психологических понятий, чем в схемах, используемых российскими клиентами. Вместе с тем, практика «кухонной психотерапии», су-

© Минигалиева (Арпентьева) М.Р., 2014 Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика ♦ № 2

45

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.