Научная статья на тему 'Исследование структуры налоговых доходов в РФ в 2011 году'

Исследование структуры налоговых доходов в РФ в 2011 году Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
84
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник университета
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ОКРУГ / СУБЪЕКТ РФ / ВИДЫ НАЛОГОВ / ЗАНЯТОЕ НАСЕЛЕНИЕ / НАЛОГОВЫЙ ДОХОД / НЕРАВНОМЕРНОСТЬ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Ксенофонтов Андрей Александрович

В работе проводится анализ налогообложения и сравнение структур налоговых доходов в федеральных округах и субъектах по всем видам налогов в Российской Федерации в 2011 году. Для этого использовались относительные показатели налоговых доходов и численности занятого населения и интегральные показатели отклонения распределения фактических налоговых доходов от их равномерного распределения. Проводится апробация методик обработки статистических налоговых данных, которые предполагается использовать в аналитическом модуле разрабатываемой информационно-аналитической системы «Налоги РФ».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Ксенофонтов Андрей Александрович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Исследование структуры налоговых доходов в РФ в 2011 году»

трудников творческий подход к работе в гостинице, гордость за компанию, где человек работает, повышается эффективность командных методов работы каждого сотрудника на 27 %, а эффективность работы всей команды - на 45 % [1].

Этап 8. По возвращении из инсентив-путешествия сотрудники отеля должны подготовить отчет о поездке, изложить свое видение прошедшей инсентив-программы, ее положительные и отрицательные стороны организации, сформулировать предложения по совершенствованию деятельности отеля. Руководство гостиницы анализирует итоги инсен-тив-программы: достижение целей программы, возвращение инвестиций. Если результат ин-сентив-программы положительный, то гостиница может заняться разработкой новый инсентив-программы, которая не должна повторять предыдущую.

Библиографический список

1. Планирование инсентив-программ [Электронный ресурс]. - URL: http://www.toursalon.ru/mmenu.php?id=160 (дата обращения: 02.10.2013).

2. New Zealand incentive travel industry: market research report / The Incentive Research Foundation. 2007, Aug. [Электронный ресурс]. - URL: http://www.incentivecentral.org (дата обращения: 05.12.2011).

А.А. Ксенофонтов

ИССЛЕДОВАНИЕ СТРУКТУРЫ НАЛОГОВЫХ ДОХОДОВ

В РФ В 2011 ГОДУ

Аннотация: в работе проводится анализ налогообложения и сравнение структур налоговых доходов в федеральных округах и субъектах по всем видам налогов в Российской Федерации в 2011 году. Для этого использовались относительные показатели налоговых доходов и численности занятого населения и интегральные показатели отклонения распределения фактических налоговых доходов от их равномерного распределения. Проводится апробация методик обработки статистических налоговых данных, которые предполагается использовать в аналитическом модуле разрабатываемой информационно-аналитической системы «Налоги РФ».

Ключевые слова: федеральный округ, субъект РФ, виды налогов, занятое население, налоговый доход, неравномерность налогообложения.

В работе проводится анализ налогообложения и сравнение структур налоговых доходов в федеральных округах и субъектах по всем видам налогов в Российской Федерации в 2011 году. Для этого использовались относительные показатели налоговых доходов [1] и численности занятого населения [2] и интегральные показатели отклонения распределения фактических налоговых доходов от их равномерного распределения. Также проводится апробация методик обработки статистических налоговых данных, которые предполагается использовать в аналитическом модуле разрабатываемой информационной системы. Аналогичные исследования были проведены для исследования структуры налоговых доходов в РФ в 2008 году [3].

© Ксенофонтов А.А., 2014

В настоящее время система федеральных округов Российской Федерации (далее в тексте - федеральный округ) включает в себя:

1. Центральный федеральный округ (ЦФО);

2. Северно-Западный федеральный округ (СЗФО);

3. Южный федеральный округ (ЮФО);

4. Северо-Кавказский федеральный округ (СКФО);

5. Приволжский федеральный округ (ПФО);

6. Уральский федеральный округ (УФО);

7. Сибирский федеральный округ (СФО);

8. Дальневосточный федеральный округ (ДВФО).

Отметим, что федеральные округа содержат различное количество субъектов. Наибольшее количество субъектов содержит ЦФО (18 субъектов), наименьшее (шесть субъектов) - ЮФО и УФО. В списке литературы приведены работы, в которых проводятся аналогичные исследования в ЦФО [4], ЮФО [5], ПФО [6] и УФО [7]. В настоящий момент в состав восьми федеральных округов входит 83 субъекта.

Рассмотрим структуру налоговых доходов в РФ с точки зрения вклада каждого вида налога в суммарный налоговый доход. В табл. 1 показаны доли видов налогов в налоговом доходе РФ в 2011 году.

Таблица 1

Структура налоговых доходов в РФ по видам налогов в 2011 году

№ Вид налога Доля, %

1 Налог на добавленную стоимость 19,03

2 Акцизы 6,24

3 Налог на доходы физических лиц 20,39

4 Единый социальный налог 0,03

5 Налог на прибыль организаций 23,16

6 Сборы за пользование объектами животного мира и объектами водных биологических ресурсов 0,02

7 Водный налог 0,04

8 Государственная пошлина 0,21

9 Налог на добычу полезных ископаемых 21,60

10 Транспортный налог 0,85

11 Налог на игорный бизнес 0,00

12 Налог на имущество организаций 4,90

13 Земельный налог 1,26

14 Налог на имущество физических лиц 0,05

15 Единый сельскохозяйственный налог 0,04

16 Упрощенная система налогообложения 1,46

17 Система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности 0,72

Видно, что в 2011 году более 23 % всех налоговых доходов в РФ собрано за счет налога на прибыль организаций. В 2011 году основную долю в налоговом доходе РФ (84 %) составляют доходы, полученные за счет налога на прибыль организаций, налога на добычу

полезных ископаемых, налога на доходы физических лиц и налога на добавленную стоимость.

Проведем сравнительный анализ федеральных округов с помощью таких показателей, как собранные налоговые доходы и численность занятого населения. Отметим, что при анализе налоговых доходов не учитывался единый социальный налог. Ниже представлены данные о численности занятого населения и величине налогового дохода в федеральных округах РФ в 2011 году

- ЦФО - 18 710,3 тыс. чел. (численность занятого населения), 3 060 463 781 тыс. руб. (суммарный налоговый доход);

- СЗФО - 6 766,0 тыс. чел., 968 026 697 тыс. руб.;

- ЮФО - 6 130,8 тыс. чел., 410 979 025 тыс. руб.;

- СКФО - 3 374,3 тыс. чел., 105 421 121 тыс. руб.;

- ПФО - 14 343,2 тыс. чел., 1510 002 112 тыс. руб.;

- УФО - 6 064,5 тыс. чел., 2 377 310 096 тыс. руб.;

- СФО - 9 018,6 тыс. чел., 885 567 955 тыс. руб.;

- ДВФО - 3 319,2 тыс. чел, 338 567 964 тыс. руб.

Всего в 2011 году в экономике РФ были заняты 67 726,9 тыс. человек, а налоговый доход составил 9 656 338 751 тыс. руб.

Непосредственное сопоставление абсолютных величин налоговых доходов и численности занятого населения не раскрывает различия в налогообложении в федеральных округах. Поэтому от абсолютных величин необходимо перейти к структурным показателям: доле налоговых доходов и доле занятого населения. В табл. 2 показаны доли округов в налоговом доходе и численности занятого населения.

Таблица 2

Структура налоговых доходов и численности занятого населения по федеральным округам в 2011 году

№ Федеральный округ Доля налоговых доходов йд, в % Доля занятого населения йзн, в % Отношение долей

1 ЦФО 31,69 27,63 1,15

2 СЗФО 10,02 9,99 1,00

3 ЮФО 4,26 9,05 0,47

4 СКФО 1,09 4,98 0,22

5 ПФО 15,64 21,18 0,74

6 УФО 24,62 8,95 2,75

7 СФО 9,17 13,32 0,69

8 ДВФО 3,51 4,90 0,72

Для выявления структуры налогообложения вычислим отношение доли налоговых доходов к доле занятого населения йзн субъекта. При равномерном распределении налогообложения по субъектам, доли и йзн должны совпадать, и значит их отношение в этом слу-

чае равно единице. Поэтому отличие фактического отношения долей от единицы будет указывать на отклонение распределения налоговых доходов округа от равномерного распределения. Если отношение долей превышает единицу, то значит, доля налоговых доходов федерального округа больше его доли в занятом населении, а это говорит о том, что вклад этого округа в налоговый доход РФ выше равномерного. Если же это отношение меньше единицы, то вклад округа ниже равномерного. На рис. 1 представлено распределение отношения долей .2011 и dзн _2011 по федеральным округам РФ в 2011 году (фактическое распределение). Здесь же показана окружность с единичным радиусом, отражающая равномерное распределение налоговых доходов.

Рис. 1. Распределение отношения доли налоговых доходов ¿д_2011 к доле занятого населения ¿,н_2011 по федеральным округам РФ (нумерация округов приведена в табл. 2)

Видим, что только в ЦФО и УФО отношение долей больше единицы, в СЗФО близко к единице, а в остальных пяти округах меньше единицы. Следовательно, распределение налоговых доходов среди федеральных округов отличается от равномерного распределения. Степень неравномерности налогообложения по федеральным округам можно оценить количественно. Для такой оценки используем аналоги коэффициентов Лоренца Кь и Джини Кс.

Величину коэффициента Лоренца Кь будем вычислять по формуле [4]:

11 Л зЧ1

Кь =

2

(1)

где суммирование производится по всем округам, входящим в РФ. Значение коэффициента Лоренца, отражающего неравномерность налогообложения по федеральным округам в 2011 году, оказалось равным Кь_0круга_20ц = 0,19. Полученное значение коэффициента Лоренца говорит о том, что распределение налоговых доходов в федеральных округах в среднем отличается от равномерного распределения. По нарастающей доле занятого населения и нарастающей доле налоговых доходов федеральных округов построим диаграмму Лоренца, представленную на рис. 2.

100%

и 80% с

л 70% ¡а

| 60%

| 50%

! 40% £

в 30% £

к 20% 10% 0%

0% 20% 40% 60% 80% 100%

накопленная доля занятого населения

Рис. 2. Диаграмма Лоренца для налоговых доходов федеральных округов в 2011 году

В этой диаграмме по оси абсцисс откладывается накопленная доля занятого населения ^зн_2оп, а по оси ординат - накопленная доля налоговых доходов ^д_2011 в РФ (предварительно все федеральные округа были ранжированы по доле налогового дохода в порядке возрастания). На рис. 2 диаграмма Лоренца обозначена как фактическое распределение налоговых доходов в округах РФ. Прямая линия отражает равномерное распределение налоговых доходов. Неравномерность налоговых доходов будет тем значительней, чем больше ломаная отклоняется от прямой линии.

На основании диаграммы Лоренца можно вычислить интегральный показатель неравномерности налоговых доходов в федеральных округах, который называется коэффициент Джини Ко. Заменив фактическую ломаную линию полиномом третьей степени - 4,2836л:4 + +8,4066х3 - 4,5203х2 + 1,4589х + 0,0590 (коэффициент детерминации равен 0,99), определим ограниченной прямой и ломаной линиями (погрешность будет незначительной). Затем определим отношение найденной площади к площади прямоугольного треугольника с единичным катетом, т.е. к 0,5. Это отношение и равняется значению коэффициента Джини. В нашем случае коэффициент Джини равен Ко_Округа_20п = 0,18.

Полученное значение коэффициента Джини также указывает на то, что распределение налоговых доходов федеральных округов в 2011 году отличается от равномерного распределения. Отметим, что полученные значения коэффициентов Лоренца и Джини близки друг к другу. Это косвенно подтверждает правильность вывода относительно фактического распределения налоговых доходов.

Проведем сравнительный анализ налоговых доходов субъектов РФ с помощью таких относительных показателей, как доля налоговых доходов , доля занятого населения йзн субъектов и отношение этих долей : йзп. Отметим, что на долю Москвы приходится 21 % всех налоговых доходов, собранных в РФ в 2011 году, при этом занятое население города на этот момент составляло менее 10 % занятого населения страны. На втором месте в списке субъектов с наибольшим вкладом в суммарный налоговый доход РФ находится Ханты-

Мансийский автономный округ-Югра (15 % налоговых доходов и чуть более 1 % занятого населения). Доля 31 % занятого населения РФ (Республика Коми, Ненецкий автономный округ, Ленинградская область, Санкт-Петербург, Московская область, Москва, Тюменская область, Ханты-Мансийский АО, Ямало-Ненецкий АО, Республика Татарстан, Оренбургская область, Самарская область, Томская область, Республика Саха (Якутия), Сахалинская область, Чукотский автономный округ) в налоговом доходе страны составила 64 %.

Используя формулу (1), определим значение коэффициента Лоренца Кь на основании данных по всем 83 субъектам РФ. Значение аналога коэффициента Лоренца в 2011 году оказалось равным Кь_рФ_20ц = 0,35.

По нарастающей доле занятого населения и нарастающей доле налоговых доходов субъектов РФ построим диаграмму Лоренца, представленную на рис. 3. Значение коэффициента Джини Кс , вычисленное с помощью этой диаграммы, получилось равным Кс_РФ20п = 0,39. Полученные значения интегральных показателей неравномерности налогообложения в субъектах РФ: коэффициентов Лоренца Кь и Джини Кс и значительное отклонение фактической кривой от линии равномерного распределения (см. рис. 3) указывают на то, что распределение налоговых доходов субъектов сильно отличается от равномерного распределения.

Как отмечалось выше, при равномерном распределении налогообложения по субъектам отношение долей и Лзн должно равняться единице. Расчет этого структурного показателя для субъектов РФ показал, что только в 16 из них он больше единицы: Ханты-Мансийский АО - 11,56; Ненецкий АО - 10,62; Ямало-Ненецкий автономный округ - 8,59; Чукотский АО - 2,67; Москва - 2,21; Республика Коми - 1,63; Томская область - 1,57; Санкт-Петербург - 1,24; Сахалинская область - 1,21; Тюменская область - 1,13; Самарская область - 1,10; Республика Татарстан - 1,09; Республика Саха (Якутия) - 1,08; Ленинградская область - 1,03; Московская область - 1,06; Оренбургская область - 1,03.

Теперь рассмотрим структуру налоговых доходов субъектов РФ по некоторым отдельным видам налогов. Начнем с налога на прибыль (НП) организаций, как отмечалось выше, 23 % налоговых доходов в 2011 году получено именно за счет этого налога. Отметим, что 33 % налоговых доходов, полученных за счет налога на прибыль, приходится на Москву. Еще более удивительно, что 70 % прибыли, созданной в РФ в 2011 г., пришлось на 14 субъектов, занятое население которых составило только 38 % всего занятого населения РФ. При этом значение такого интегрального показателя неравномерности налоговых доходов по налогу на прибыль, как коэффициент Джини, который рассчитывался на основании всех субъектов РФ, получилось равным 0,43. Такое большое значение коэффициента говорит о сильном отклонении фактического распределения налоговых доходов по НП среди субъектов РФ от равномерного распределения.

Представляет интерес структура налоговых доходов по налогам на доходы физических лиц (НДФЛ). Если оценивать неравномерность налогообложения субъектов по этому налогу с помощью интегральных показателей, то, например, коэффициент Лоренца в этом случае получился равным 0,23. Конечно, в сравнении с налогом на прибыль организаций, неравномерность налогообложения доходов физических лиц по субъектам РФ не такая сильная, но все равно она явно прослеживается. Например, величина налога на доходы физических лиц, проживающих в Москве, составила более 24 % от всего НДФЛ, собранного в РФ. Только в 17 субъектах РФ отношение долей Лд_ндфл_20п и Лзн_2оп не меньше единицы. При этом среднее значение отношения долей Лд_НдФЛ_20ц и Лзн_20ц по РФ получилось равным 0,88, что достаточно близко к равномерному распределению. Однако в 59 субъектах РФ этот показатель меньше среднего и только в 24 равен или превышает среднее значение 0,88. При этом наименьшее значение этого показателя равняется 0,15 (Архангельская область), а наибольшее - 3,27 (Чукотский автономный округ).

Рис. 3. Диаграмма Лоренца для налоговых доходов субъектов РФ в 2011 году

Рассмотрим структуру налоговых доходов в бюджет РФ, полученных за счет налога на добавленную стоимость (НДС). Сразу же оговоримся, что применительно к этому налогу не всегда уместно употребление термина «доход». В 2011 году в девяти субъектах РФ этот налог привел не к доходам, а к убыткам в бюджете страны. При этом суммарное значение этого убытка по своей величине превышает налоговые доходы со всех субъектов РФ по таким налогам, как сборы за пользование объектами животного мира и объектами водных биологических ресурсов, водный налог, государственная пошлина, единый сельскохозяйственный налог, налог на имущество физических лиц. Поэтому при анализе налога на добавленную стоимость, показатели, рассматриваемые в работе, могут принимать отрицательные значения. Наибольший вклад в доход, полученный за счет НДС, внесла Москва (35 %), наименьший - Республика Тыва (0,00 %), а в Липецкой области этот показатель равен 0,6 % со знаком минус.

В данной работе было исследовано налогообложение и сравнение структур налоговых доходов в федеральных округах и субъектах по всем видам налогов в Российской Федерации в 2011 году. В итоге были получены следующие результаты. В 2011 году более 23 % всех налоговых доходов в РФ собрано за счет НП организаций. Основную долю в налоговом доходе РФ (84 %) составляют доходы, полученные за счет налога на прибыль организаций, налога на добычу полезных ископаемых (НППИ), НДФЛ и НДС. Наибольший налоговый доход был собран в таких федеральных округах, как ЦФО (3 060 463 781 тыс. руб.) и УФО (2 377 310 096 тыс. руб.).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Анализ структуры налоговых доходов и численности занятого населения по федеральным округам в 2011 году показал, что только в ЦФО и УФО отношение долей больше единицы, в СЗФО близко к единице, а в остальных пяти округах меньше единицы. Следова-

тельно, распределение налоговых доходов среди федеральных округов отличается от равномерного распределения. Полученное значение коэффициента Лоренца К_округа_20п = 0,19 и коэффициента Джини £а_0круга_2011 = 0,18 (коэффициенты близки друг к другу) также говорит о том, что распределение налоговых доходов в федеральных округах в среднем отличается от равномерного распределения.

Рассчитанные значения аналогов коэффициента Лоренца (К_РФ_20ц = 0,35) и коэффициента Джини (Кс_РФ ш\ = 0,39) по всем 83 субъектам РФ указывают на то, что распределение налоговых доходов субъектов сильно отличается от равномерного распределения. Расчет структурного показателя распределения налогообложения по субъектам (т.е. отношение долей da и ¿ш) для субъектов РФ показал, что только в 16 из них он больше единицы.

Также была оценена неравномерность налогообложения субъектов РФ по трем основным налогам. Значение такого интегрального показателя неравномерности налоговых доходов по налогу на прибыль организаций, как коэффициент Джини, равняется 0,43. Такое высокое значение коэффициента говорит о сильном отклонении фактического распределения налоговых доходов по НП среди субъектов РФ от равномерного распределения. Оценив неравномерность налогообложения субъектов по НДФЛ, было получено значение коэффициента Лоренца, равное 0,23. Это свидетельствует о более равномерном распределении налоговых доходов по НДФЛ в субъектах РФ.

Исследовав структуру налоговых доходов в бюджет РФ, полученных за счет НДС, оказалось, что коэффициент Лоренца по НДС в 2011 году равняется 0,43. Данный показатель равен коэффициенту Лоренца по налогу на прибыль и свидетельствует о сильном отклонении фактического распределения налоговых доходов по НДС среди субъектов РФ от равномерного распределения.

Библиографический список

1. Федеральная налоговая служба [Электронный ресурс]. - М.: ФНС России, 2005-2012. - Режим доступа: http://www.nalog.ru

2. Регионы России. Социально-экономические показатели-2011: статистический сборник / Росстат. - М., 2011.

3. Камалетдинов А.Ш., Ксенофонтов А. А. Структура налоговых доходов в РФ в 2008 году // Вестник Университета (Государственный университет управления). - 2011. - № 1. - С. 258-266.

4. Ксенофонтов А.А. Изменение структуры налоговых доходов в Центральном федеральном округе // Вестник Университета (Государственный университет управления). - 2011. - № 18. - С. 162166.

5. Ксенофонтов А.А. Изменение структуры налоговых доходов в Южном федеральном округе // Инновации и инвестиции. - 2011. - № 4. - С. 40-45.

6. Ксенофонтов А.А. Изменение структуры налоговых доходов в Приволжском федеральном округе // Инновации и инвестиции. - 2012. - № 1. - С. 188-193.

7. Ксенофонтов А.А. Изменение структуры налоговых доходов в Уральском федеральном округе // Вестник Университета (Государственный университет управления). - 2012. - № 3. - С. 139-144.

А.Н. Мещеряков

РЕАЛИЗАЦИЯ ТОРГОВОЙ ПОЛИТИКИ СТРАНАМИ ЕДИНОГО ЭКОНОМИЧЕСКОГО ПРОСТРАНСТВА

Аннотация: укрепление интеграционных связей между Россией, Беларусью и Казах-

© Мещеряков А.Н., 2014

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.