Научная статья на тему 'Исследование степени удовлетворенности основных потребностей у работников университета'

Исследование степени удовлетворенности основных потребностей у работников университета Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
832
54
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОТРЕБНОСТИ / ИЕРАРХИЯ ПОТРЕБНОСТЕЙ / СТЕПЕНЬ УДОВЛЕТВОРЕННОСТИ ПОТРЕБНОСТЕЙ / ДОЛЖНОСТИ СПЕЦИАЛИСТОВ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ / РАБОТНИКИ АДМИНИСТРАТИВНО-ХОЗЯЙСТВЕННОГО И УЧЕБНО-ВСПОМОГАТЕЛЬНОГО ПЕРСОНАЛА / ПРОФЕССОРСКО-ПРЕПОДАВАТЕЛЬСКИЙ СОСТАВ / NEEDS / HIERARCHY OF NEEDS / LEVEL OF NEEDS' SATISFACTION / JOB POSITIONS OF HIGHER-EDUCATION SPECIALISTS / NON-ACADEMIC MEMBERS OF UNIVERSITY ADMINISTRATION AND ASSISTANTS / HIGHER-EDUCATION TEACHING PERSONNEL

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Еремицкая Ирина Алексеевна

В статье изложены результаты исследования степени удовлетворенности основных потребностей у работников университета. Определяется иерархия потребностей и степень удовлетворенности пяти групп потребностей: материальных, в безопасности, социальных (межличностных), в признании и в самовыражении. Проводится сравнение степени удовлетворенности основных потребностей у двух групп работников университета: административно-хозяйственного и учебно-вспомогательного персонала и профессорско-преподавательского состава.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The study of the level of basic needs’ satisfaction of university employees

The article presents the research results dealing with the level of basic needs’ satisfaction of university employees. The author considers the hierarchy of needs and the level of satisfaction of five groups of needs: material, in safety, social (interpersonal), in recognition and in self-actualization. The paper compares the level of basic needs’ satisfaction of two groups of university employees: non-academic members of administration and assistants and higher-education teaching personnel.

Текст научной работы на тему «Исследование степени удовлетворенности основных потребностей у работников университета»

УДК 159.9.07:[378.124 + 378.125]:36

Еремицкая Ирина Алексеевна

кандидат психологических наук, доцент, начальник отдела заочного обучения Астраханского государственного университета

ИССЛЕДОВАНИЕ СТЕПЕНИ УДОВЛЕТВОРЕННОСТИ ОСНОВНЫХ ПОТРЕБНОСТЕЙ У РАБОТНИКОВ УНИВЕРСИТЕТА

Eremitskaya Irina Alekseevna

PhD in Psychology, Assistant Professor, Head of Extramural Education Department, Astrakhan State University

THE STUDY OF THE LEVEL OF BASIC NEEDS' SATISFACTION OF UNIVERSITY EMPLOYEES

Аннотация:

В статье изложены результаты исследования степени удовлетворенности основных потребностей у работников университета. Определяется иерархия потребностей и степень удовлетворенности пяти групп потребностей: материальных, в безопасности, социальных (межличностных), в признании и в самовыражении. Проводится сравнение степени удовлетворенности основных потребностей у двух групп работников университета: административно-хозяйственного и учебно-вспомогательного персонала и профессорско-преподавательского состава.

Ключевые слова:

потребности, иерархия потребностей, степень удовлетворенности потребностей, должности специалистов высшего образования, работники административно-хозяйственного и учебно-вспомогательного персонала, профессорско-преподавательский состав.

Summary:

The article presents the research results dealing with the level of basic needs' satisfaction of university employees. The author considers the hierarchy of needs and the level of satisfaction of five groups of needs: ma-terial, in safety, social (interpersonal), in recognition and in self-actualization. The paper compares the level of basic needs' satisfaction of two groups of university employees: non-academic members of administration and assistants and higher-education teaching personnel.

Keywords:

needs, hierarchy of needs, level of needs' satisfaction, job positions of higher-education specialists, non-academic members of university administration and assistants, higher-education teaching personnel.

В процессе управления персоналом важную роль играет умение мотивировать работников. Мотивация является движущей силой стратегического развития любой организации, инициирующей процесс труда и эффективную работу сотрудников. Сущность мотивации трудовой деятельности рассматривается в научных трудах многих ученых в области психологии, управления персоналом, менеджмента и т. д. В работе мы будем исходить из определения мотивации труда как стремления работника удовлетворить свои потребности (получить определенные блага) посредством трудовой деятельности [1].

Потребности мотивируют людей, то есть побуждают их к действию. Именно поэтому для мотивации конкретного работника руководителю необходимо обеспечить ему возможность удовлетворения своих потребностей, чтобы впоследствии были достигнуты общие цели организации. Управленцу следует изучать потребности своих подчиненных и помнить о том, что они меняются.

В статье изложены результаты исследования степени удовлетворенности основных потребностей у работников федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Астраханский государственный университет» (АГУ).

В исследовании приняли участие 66 работников университета. В соответствии с должностями руководителей и специалистов высшего профессионального и дополнительного профессионального образования [2] были выделены две группы специалистов (по 33 человека каждая). Это 1) работники административно-хозяйственного и учебно-вспомогательного персонала (АХиУВП) (диспетчер, специалист по учебно-методической работе и т. п.) и 2) профессорско-преподавательский состав (ППС) (профессор, доцент, ассистент и т. п.).

В работе была использована методика «Диагностика степени удовлетворенности основных потребностей» [3]. Данная методика состоит из нескольких утверждений, которые необходимо оценить, попарно сравнивая между собой. Работникам университета было предложено оценить данные утверждения, проговаривая вслух к каждому из них следующую фразу: «Работа в университете позволяет мне...». Применение данной методики позволило установить иерархию потребностей и определить степень удовлетворенности пяти групп потребностей: материальных, в безопасности, социальных (межличностных), в признании и в самовыражении. Подсчет

суммы баллов по каждой из пяти групп потребностей дал возможность отнести ее к одной из трех зон: неудовлетворенности, частичной неудовлетворенности и удовлетворенности.

В исследовании применялись математико-статистические методы обработки полученных данных [4]. Все расчеты выполнялись с помощью компьютерной программы IBM SPSS Statistics 21.

С помощью критерия Колмогорова - Смирнова для одной выборки мы проверили нормальность распределения для количественных переменных (табл. 1).

Таблица 1 - Проверка нормальности распределения эмпирических данных

Количественные переменные Значение критерия Уровень значимости

Материальные потребности 1,101 0,177

Потребности в безопасности 1,196 0,115

Социальные (межличностные) потребности 0,681 0,743

Потребности в признании 0,953 0,324

Потребности в самовыражении 0,894 0,401

Из таблицы 1 видно, что распределение количественных переменных соответствует нормальному закону. Для количественных переменных, распределение которых соответствует нормальному закону, мы использовали параметрические критерии: критерий Стьюдента для независимых выборок и однофакторный дисперсионный анализ для зависимых выборок. Для порядковых переменных, распределение которых отличается от нормального закона, был применен непараметрический критерий Манна - Уитни.

Рассмотрим результаты вычисления дескриптивных статистик (средние арифметические значения и ранжирование) по всем переменным, исследованным у работников университета (табл. 2).

Таблица 2 - Показатели дескриптивных статистик

Переменные АХиУВП ППС Вся выборка

Среднее значение Ранг Среднее значение Ранг Среднее значение Ранг

Потребности

Добиться признания и уважения 5,15 12 5,79 9 5,47 12

Иметь теплые отношения с людьми 6,73 8 6,73 5 6,73 6

Обеспечить себе будущее 6,94 6 6,36 7 6,65 8

Зарабатывать на жизнь 7,27 4 5,33 12 6,30 9

Иметь хороших собеседников 5,61 11 5,52 11 5,56 11

Упрочить свое положение 6,18 9 6,21 8 6,20 10

Развивать свои силы и способности 8,48 2 8,88 2 8,68 2

Обеспечить себе материальный комфорт 7,85 3 5,58 10 6,71 7

Повышать уровень мастерства и компетентности 8,64 1 9,73 1 9,18 1

Избегать неприятностей 3,64 14 4,85 13 4,24 13

Стремиться к новому и неизведанному 6,79 7 7,85 4 7,32 3

Обеспечить себе положение влияния 4,55 13 3,70 14 4,12 14

Заниматься делом, требующим полной отдачи 5,70 10 7,94 3 6,82 5

Быть понятым другими 7,24 5 6,45 6 6,85 4

Группы потребностей

Материальные потребности 15,09 5 10,97 5 13,03 5

Потребности в безопасности 17,09 4 17,42 4 17,26 4

Социальные (межличностные) потребности 19,58 2 18,70 3 19,14 2

Потребности в признании 18,33 3 19,12 2 18,73 3

Потребности в самовыражении 20,67 1 24,67 1 22,67 1

Как видно из таблицы 2, работа в университете позволяет его сотрудникам удовлетворять в первую очередь такие потребности, как «повышать уровень мастерства и компетентности», «развивать свои силы и способности», «стремиться к новому и неизведанному», «быть понятым другими» и «заниматься делом, требующим полной отдачи». В пятерку потребностей, занимающих низкие ранговые места, а следовательно, менее удовлетворяемых в процессе трудовой деятельности, у работников университета вошли потребности: «обеспечить себе положение влияния», «избегать неприятностей», «добиться признания и уважения», «иметь хороших собеседников» и «упрочить свое положение».

В группе административно-хозяйственного и учебно-вспомогательного персонала в пятерку потребностей, занимающих высокие ранговые места, вошли потребности: «повышать уровень мастерства и компетентности», «развивать свои силы и способности», «обеспечить себе

материальный комфорт», «зарабатывать на жизнь» и «быть понятым другими». В группе профессорско-преподавательского состава - «повышать уровень мастерства и компетентности», «развивать свои силы и способности», «заниматься делом, требующим полной отдачи», «стремиться к новому и неизведанному» и «иметь теплые отношения с людьми».

Низкие ранговые места в группе административно-хозяйственного и учебно-вспомогательного персонала занимают такие потребности, как «избегать неприятностей», «обеспечить себе положение влияния», «добиться признания и уважения», «иметь хороших собеседников» и «заниматься делом, требующим полной отдачи». В группе профессорско-преподавательского состава университета - «обеспечить себе положение влияния», «избегать неприятностей», «зарабатывать на жизнь», «иметь хороших собеседников» и «обеспечить себе материальный комфорт».

Обращает на себя внимание тот факт, что в каждой группе работников университета первое, второе и одиннадцатое ранговые места стабильно занимают три потребности - это, соответственно, «повышать уровень мастерства и компетентности», «развивать свои силы и способности» и «иметь хороших собеседников». По остальным переменным наблюдаются различия в ранговых местах с разрывом от одной до восьми позиций.

Интересно также, что если у работников административно-хозяйственного и учебно-вспомогательного персонала потребности «обеспечить себе материальный комфорт» и «зарабатывать на жизнь» имеют высокие ранговые места, то у профессорско-преподавательского состава университета - низкие. Что касается потребности «заниматься делом, требующим полной отдачи», то здесь наоборот: у работников административно-хозяйственного и учебно-вспомогательного персонала она занимает низкое ранговое место, тогда как у профессорско-преподавательского состава - высокое.

Из таблицы 2 также видно, что у работников университета наблюдается следующая иерархия удовлетворенности основных групп потребностей: 1) в самовыражении, 2) социальные (межличностные), 3) в признании, 4) в безопасности и 5) материальные. Подобная иерархия прослеживается и в группе административно-хозяйственного и учебно-вспомогательного персонала. Что касается представителей профессорско-преподавательского состава, то их иерархия удовлетворенности основных потребностей близка к иерархии административно-хозяйственного и учебно-вспомогательного персонала, однако ранги двух переменных - «социальные (межличностные) потребности» и «потребности в признании» - меняются у них местами, в результате чего эта иерархия напоминает треугольник потребностей А. Маслоу [5], только расположенный вершиной вниз.

Оценка достоверности сдвига в пяти срезах: «материальные потребности» - «потребности в безопасности» - «социальные (межличностные) потребности» - «потребности в признании» - «потребности в самовыражении» - с помощью однофакторного дисперсионного анализа для зависимых выборок (Р) показала наличие значимых различий между данными потребностями как по всей выборке в целом, так и в каждой группе опрошенных работников университета отдельно (табл. 3).

Таблица 3 - Оценка достоверности сдвига в пяти срезах

Переменные Значение критерия Уровень значимости

По всей выборке 34,230 0,000

Административно-хозяйственный и учебно-вспомогательный персонал 8,744 0,006

Профессорско-преподавательский состав 29,043 0,000

В исследовании было также установлено, что все потребности работников университета, кроме материальных, находятся в зоне частичной неудовлетворенности. Материальные потребности оказываются в зоне неудовлетворенности.

Что касается работников административно-хозяйственного и учебно-вспомогательного персонала и профессорско-преподавательского состава, то различия между ними прослеживаются по материальным потребностям. У работников административно-хозяйственного и учебно-вспомогательного персонала они оказываются в зоне частичной неудовлетворенности, тогда как у профессорско-преподавательского состава университета - в зоне неудовлетворенности. Остальные потребности у представителей двух групп работников университета попадают в зону частичной неудовлетворенности.

Таким образом, все потребности работников университета находятся в зоне частичной или полной неудовлетворенности, а неудовлетворенная потребность, как известно, является тем инструментом, с помощью которого можно стимулировать производительный труд [6].

С помощью критерия Стьюдента для независимых выборок (^ и критерия Манна - Уитни (^ мы изучили различия в показателях административно-хозяйственного и учебно-вспомогательного персонала и профессорско-преподавательского состава университета (табл. 4).

Таблица 4 - Сравнительный анализ различий в показателях административно-хозяйственного и учебно-вспомогательного персонала и профессорско-преподавательского состава_

Зависимые переменные Значение критерия Уровень значимости

Потребности (и-критерий)

Добиться признания и уважения 488,000 0,464

Иметь теплые отношения с людьми 539,000 0,943

Обеспечить себе будущее 488,500 0,470

Зарабатывать на жизнь 368,500 0,023

Иметь хороших собеседников 538,000 0,933

Упрочить свое положение 533,000 0,882

Развивать свои силы и способности 543,000 0,985

Обеспечить себе материальный комфорт 354,000 0,014

Повышать уровень мастерства и компетентности 407,500 0,077

Избегать неприятностей 457,000 0,259

Стремиться к новому и неизведанному 414,500 0,094

Обеспечить себе положение влияния 450,000 0,222

Заниматься делом, требующим полной отдачи 370,500 0,025

Быть понятым другими 493,500 0,511

Группы потребностей критерий)

Материальные потребности 2,787 0,007

Потребности в безопасности -0,247 0,806

Социальные (межличностные) потребности 0,525 0,601

Потребности в признании -0,776 0,441

Потребности в самовыражении -2,205 0,031

Из таблицы 4 видно, что различия на уровне статистической значимости установлены для пяти переменных: «зарабатывать на жизнь», «обеспечить себе материальный комфорт», «заниматься делом, требующим полной отдачи», «материальные потребности», «потребности в самовыражении». Для наглядности представим данные различия на рисунке 1.

в Зарабатывать на жизнь 0 Обеспечить себе материальный комфорт

в Заниматься делом, требующим полной отдачи □ Материальные потребности ш Потребности в самовыражении

35 -

30

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

25

те 20 н

со

е

Ч

е р

О

15

10

7,27

7,85

20,67

15,09

5,7

24,67

10,97

7,94

5,33 5,58

Административно-хозяйственный и учебно-вспомогательный персонал

Группа работников

Профессорско-преподавательский состав

5

0

Рисунок 1 - Значимые различия в показателях двух групп работников университета

Как видно из рисунка 1, в группе административно-хозяйственного и учебно-вспомогательного персонала значения переменных «зарабатывать на жизнь», «обеспечить себе материальный комфорт», «материальные потребности» выше, чем в группе профессорско-преподавательского состава университета, тогда как в группе профессорско-преподавательского состава более высокие значения наблюдаются по переменным «заниматься делом, требующим полной отдачи» и «потребности в самовыражении».

Отсюда следует, что занятие трудовой деятельностью в университете позволяет работникам административно-хозяйственного и учебно-вспомогательного персонала в большей степени, чем профессорско-преподавательскому составу университета, удовлетворять свои материальные потребности, зарабатывать на жизнь, получать материальные блага, доход, необходимый для содержания себя и своей семьи, удовлетворения потребностей разного рода и обеспечения своего материального комфорта. В отличие от них, представителям профессорско-преподавательского состава работа в университете в большей степени позволяет удовлетворять свои потребности в самовыражении, в личностном росте, реализовывать себя и свои способности, проявлять в себе то, что заложено потенциально.

Таким образом, результаты проведенного исследования показывают, что побудительной причиной, заставляющей административно-хозяйственный и учебно-вспомогательный персонал университета заниматься трудовой деятельностью, является получение определенных материальных благ, тогда как для профессорско-преподавательского состава - это удовлетворение потребностей в самовыражении и реализации себя и своих способностей.

Полученные в исследовании данные могут быть использованы руководством университета для разработки эффективной системы мотивации и стимулирования трудовой деятельности работников.

Ссылки:

1. Дятлов В.А., Кибанов А.Я., Пихало В.Т. Управление персоналом. М., 1998.

2. Квалификационные характеристики должностей руководителей и специалистов высшего профессионального и дополнительного профессионального образования [Электронный ресурс] : приказ Минздравсоцразвития РФ от 11.01.2011 г. № 1 н. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

3. Практическая психодиагностика: методики и тесты / ред.-сост. Д.Я. Райгородский. Самара, 2005.

4. Мерзлякова С.В. Основы научного исследования: статистический анализ данных. Астрахань, 2015.

5. Маслоу А. Мотивация и личность. СПб., 2007.

6. Мотивация и стимулирование трудовой деятельности / О.К. Минева, С.А. Арутюнян, Е.А. Белик [и др.]. М., 2015.

References:

1. Dyatlov, VA, Kibanov, AY & Pikhalo, VT 1998, Personnel Management, Moscow.

2. The qualification characteristics of managers and specialists of higher professional and secondary vocational education: the order of the Health Ministry of the Russian Federation of 11.01.2011 № 1N 2011, Access from legal system "Consultant".

3. Raigorodskiy, DY (ed.) 2005, Practical psychodiagnostics: methods and tests, Samara.

4. Merzlyakova, SV 2015, Fundamentals of scientific research: Statistical analysis of the data, Astrakhan.

5. Maslow, A 2007, Motivation and Personality, St. Petersburg.

6. Mineva, OK, Arutyunyan, SA & Belik, EA et al. 2015, Motivation and stimulation of employment, Moscow.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.