Научная статья на тему 'Исследование социально-экономического потенциала муниципальных образований'

Исследование социально-экономического потенциала муниципальных образований Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
2097
200
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
муниципальное образование / социально-экономический потенциал / индикаторы / методика оценки и анализа / municipal bodies / socioeconomic potential / indicators / estimation and analysis procedure

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Краснова Татьяна Григорьевна, Балабанова Елена Александровна

Рассматриваются методические аспекты оценки и анализа социально-экономического потенциала муниципальных образований, которые заключаются в выявлении потенциалов развития территории и разделены по системному принципу выделения ведущего и сдерживающего звеньев.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Краснова Татьяна Григорьевна, Балабанова Елена Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Methodical aspects of estimation and analysis of municipal bodies" socioeconomic potential are considered. They lie in revealing the potentials of territory development and divided by a systems principle of choosing leading and restraining parts.

Текст научной работы на тему «Исследование социально-экономического потенциала муниципальных образований»

УДК 332.14 ББК 65.042

Е.А. БАЛАБАНОВА

аспирант Байкальского государственного университета

экономики и права, г. Иркутск e-mail: maksimka_85@mail.ru

Т.Г. КРАСНОВА

зам. мэра г. Абакана по вопросам экономики, доктор экономических наук e-mail: admeconom@mail.ru

ИССЛЕДОВАНИЕ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА МУНИЦИПАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАНИЙ

Рассматриваются методические аспекты оценки и анализа социально-экономического потенциала муниципальных образований, которые заключаются в выявлении потенциалов развития территории и разделены по системному принципу выделения ведущего и сдерживающего звеньев.

Ключевые слова: муниципальное образование, социально-экономический потенциал, индикаторы, методика оценки и анализа.

T.G. KRASNOVA

Abakan Deputy Mayor, Doctor of Economics e-mail: admeconom@mail.ru

E.A. BALABANOVA

post-graduate student of Baikal National University of Economics and Law, Irkutsk e-mail: maksimka_85@mail.ru

THE RESEARCH OF MUNICIPAL BODIES’ SOCIOECONOMIC POTENTIAL

Methodical aspects of estimation and analysis of municipal bodies' socioeconomic potential are considered. They lie in revealing the potentials of territory development and divided by a systems principle of choosing leading and restraining parts.

Keywords: municipal bodies, socioeconomic potential, indicators, estimation and analysis procedure.

Муниципальное образование является единой территориальной социально-экономической сложно организованной системой, в которой выделяются геополитическая, природно-экологическая, хозяйственно-экономическая и социальная подсистемы. Геополитическая подсистема определяет место и роль муниципального образования в регионе и государстве. Природная среда выступает как основа жизнедеятельности всех прочих подсистем муниципального образования.

Хозяйственно-экономическая подсистема является фундаментом муниципальной системы, поскольку представляет собой сферу

обеспечения и воспроизводства хозяйственной деятельности общества — производство материальных благ и оказание услуг. Безусловно, цель развития любого муниципального образования заключается в повышении качества жизни, создании наиболее благоприятной среды обитания.

Под хозяйством муниципального образования следует понимать законодательно закрепленный территориально-хозяйственный комплекс, включающий в себя совокупность организаций, предприятий, субъектов предпринимательства без образования юридического лица, домашних хозяйств, а также со-

© Т.Г. Краснова, ЕА. Балабанова, 2010

Т.Г. КРАСНОВА, Е.А. БАЛАБАНОВА

ответствующую инфраструктуру независимо от форм собственности и ведомственной подчиненности.

Социально-экономическое развитие муниципальных образований в значительной мере определяется величиной социально-экономического потенциала территории и эффективностью его использования. Поэтому особо актуальным в настоящее время является решение проблемы исследования сущности и структуры социально-экономического потенциала, научно-прикладного обоснования его оценки, анализа и возможных способов повышения.

В начале 1980-х гг. вышло много публикаций, касающихся различных аспектов понятия «потенциал». В большинстве работ отмечается важность изучения проблемы оценки потенциала и указывается на существование значительных различий в определении понятия «потенциал», его сущности, состава, соотношения с другими категориями, а также способов и методик оценки.

В результате анализа материала по данной тематике нами предлагается уточнить рассматриваемое понятие и определить социально-экономический потенциал муниципального образования как выявленные ресурсные возможности социально-экономического развития, которые должны максимально удовлетворять потребности местного сообщества и вывести муниципальное образование на совершенно новый уровень конкурентоспособности.

Основными факторами, влияющими на социально-экономический потенциал муниципального образования, являются уровень жизни населения, уровень развития социальной сферы, уровень развития производства и малого предпринимательства, бюджетнофинансовый уровень, уровень инвестиционной привлекательности, уровень демографического развития.

Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 6 октября 2003 г. № 131 для органов местного самоуправления предусмотрен самостоятельный поиск инструментов повышения уровня конкурентоспособности муниципальных образований, а также определен перечень имущества, находящегося в их оперативном управлении.

В условиях многообразия форм собственности важная роль отводится органам местного самоуправления. На рис. 1 отражена присущая многим муниципальным образованиям структура собственности. В качестве примера мы взяли такую структуру г. Абакана. Из рис. 1 видно, что большая часть имущества города находится в частном владении. Это свидетельствует о косвенном характере управления данным имуществом.

□ Государственная □ Муниципальная ■ Смешанная □ Частная (предпринимательская)

Рис. 1. Структура собственности муниципального образования г. Абакана, %

В соответствии с приведенными на рис. 1 формами собственности социально-экономический потенциал муниципального образования можно представить как совокупность потенциалов (рис. 2).

Рис. 2. Элементы социально-экономического потенциала муниципального образования

Расчет социально-экономического потенциала муниципального образования СЭПмо с позиций форм собственности можно произвести по следующей формуле:

СЭПмо = X ПмсэПгсэПссэПпсэ ' i = 1

где Пмсэ, Пгсэ, Пссэ, Ппсэ — потенциал муниципального, государственного, смешанного и предпринимательского секторов экономики соответственно.

Нами предложен стратегический подход к определению социально-экономического потенциала, который представляет собой

Известия ИГЭА. 2010. № 1 (69)

ниже среднего среднее выше среднего

х Х ''■т'т с — <Сх Хс — с1х Хс + сСх Хс + сСх х ^тах

Рис. 3. Деление отрезка значений исследуемого индикатора на зоны

совокупность взаимодействующих элементов, образующих непрерывный и целостный процесс проведения стратегического исследования социально-экономического потенциала. На основании проведенного анализа определены цели и задачи стратегического развития, намечены приоритетные пути развития. В результате разработана методика оценки и анализа социально-экономического потенциала муниципальных образований, базирующаяся на данных сравнительного анализа.

На первом этапе рассчитываются и приводятся в сопоставимый вид индикаторы, характеризующие социально-экономическое развитие муниципальных образований (на душу населения или в процентном соотношении). На втором этапе на основе полученных расчетных данных производится сравнительная оценка индикаторов развития муниципальных образований.

На этапе сравнительной оценки используется большой массив индикаторов, характеризующих все стороны социально-экономического развития муниципальных образований. К данным индикаторам предъявляются требования широты охвата значимых аспектов такого развития.

По каждому из используемых индикаторов X отрезок [Хтп; Хтах] делится на три зоны: «ниже среднего» [Хтп; Хс _ ¿х], «среднее» (Хс _ dx; Хс + dx) и «выше среднего» [Хс + dx; Хтах] (рис. 3). В зависимости от значений индикатора X1 исследуемые муниципальные образования попадают в одну из указанных зон.

Определение числа попаданий у-го муниципального образования по каждому из исследуемых индикаторов в зоны «ниже среднего», «среднее» и «выше среднего»

позволяет получить его координаты в двухмерном пространстве, где по каждой из осей и отражается число индикаторов, попавших в указанные зоны.

После определения числа попаданий каждого индикатора в указанные зоны возможна группировка муниципальных образований с учетом всей совокупности анализируемых индикаторов:

- зона 1 — благополучные территории;

- зона 2 — территории с равномерным развитием и нереализованным потенциалом;

- зона 3 — территории с неравномерным развитием;

- зона 4 — территории с уровнем развития ниже среднего.

Социально-экономическая система каждого муниципального образования имеет сложную внутреннюю структуру, в составе которой выделены подсистемы, поэтому для определения значения любого исследуемого индикатора необходим детальный анализ его составляющих (третий этап). Одна из основных задач такого анализа — выявление особенностей и узких мест в развитии индикатора (по направлениям).

Преимущества предложенной методики оценки и анализа социально-экономического потенциала муниципальных образований заключаются в установлении потенциалов развития территории, которые также разделены по системному принципу выделения ведущего и сдерживающего звеньев. Использование данной методики позволит создать мощную информационную базу для обеспечения процесса управления муниципальными образованиями и построить на этой основе динамически сбалансированную систему совершенствования процесса управления.

Известия ИГЭА 2010. № 1 (69)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.